Научная статья на тему 'КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ: ПЕДАГОГИ КАФЕДРЫ СОЛЬНОГО ПЕНИЯ И ОПЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ СГИИ ИМЕНИ Д. ХВОРОСТОВСКОГО КАК ПРОДОЛЖАТЕЛИ ЛУЧШИХ ТРАДИЦИЙ ИССКУСТВА АКАДЕМИЧЕКОГО ПЕНИЯ'

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ: ПЕДАГОГИ КАФЕДРЫ СОЛЬНОГО ПЕНИЯ И ОПЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ СГИИ ИМЕНИ Д. ХВОРОСТОВСКОГО КАК ПРОДОЛЖАТЕЛИ ЛУЧШИХ ТРАДИЦИЙ ИССКУСТВА АКАДЕМИЧЕКОГО ПЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кафедра сольного пения и оперной подготовки / СГИИ имени Д. Хворостовского / научно-методические и творческие работы педагогов / Opera and Solo Singing Department / Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts / professors’ scientific / methodological and creative works

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Наталья Петровна, Ефремов Герман Тимофеевич, Жарова Елена Вячеславовна

Статья посвящена осмыслению роли преемственности лучших традиций вокального искусства в развитии кафедры сольного пения и оперной подготовки СГИИ имени Д. Хворостовского. В статье представлена характеристика основных этапов развития кафедры, освещены особенности формирования коллектива кафедры ее родоначальницей Екатериной Константиновной Иофель. Также представлены сведения о заведующих кафедрой и о педагогах, внесших существенный вклад в ее развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN RESOURCES ARE THE KEY TO EVERYTHING: PROFESSORS AT THE OPERA AND SOLO SINGING DEPARTMENT, DMITRI HVOROSTOVSKY SIBERIAN STATE ACADEMY OF ARTS, AS SUCCESSORS TO THE BEST TRADITIONS OF THE ACADEMIC SINGING ART

The paper is devoted to understanding the role of continuity of the best traditions of the vocal art at Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts. The article presents the characteristics of the main stages in the development of Opera and Solo Singing Department as well as the peculiar features of forming the team by its founder Ekaterina Konstantinovna Iofel. Information on the heads of the Department and professors who have made a significant contribution to its development is also provided.

Текст научной работы на тему «КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ: ПЕДАГОГИ КАФЕДРЫ СОЛЬНОГО ПЕНИЯ И ОПЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ СГИИ ИМЕНИ Д. ХВОРОСТОВСКОГО КАК ПРОДОЛЖАТЕЛИ ЛУЧШИХ ТРАДИЦИЙ ИССКУСТВА АКАДЕМИЧЕКОГО ПЕНИЯ»

11. Savrami, K. Does dance matter? The relevance of dance technique in professional actor training // Research in Dance Education. - 2016. - Vol. 13, № 3.- P. 204-217.

12. Student Centred Learning : Toolkit for Students, Staff and Higher Education Institutions.- Tekst : el-ektronnyj // European students union. - 2016. - Rezhim dostupa : https://esu-online.org/publications/student-centred-learning-toolkit-students-staff-higher-education-institutions/ (data obrashcheniya : 11.08.2023).

УДК 372.878

Н.П. Алексеева, Г.Т. Ефремов, А.В. Жарова

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ: ПЕДАГОГИ КАФЕДРЫ СОЛЬНОГО ПЕНИЯ И ОПЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ СГИИ ИМЕНИ Д. ХВОРОСТОВСКОГО КАК ПРОДОЛЖАТЕЛИ ЛУЧШИХ ТРАДИЦИЙ ИССКУСТВА АКАДЕМИЧЕКОГО ПЕНИЯ

Статья посвящена осмыслению роли преемственности лучших традиций вокального искусства в развитии кафедры сольного пения и оперной подготовки СГИИ имени Д. Хворостовского. В статье представлена характеристика основных этапов развития кафедры, освещены особенности формирования коллектива кафедры ее родоначальницей Екатериной Константиновной Иофель. Так же представлены сведения о заведующих кафедрой и о педагогах, внесших существенный вклад в ее развитие.

Ключевые слова: кафедра сольного пения и оперной подготовки; СГИИ имени Д. Хворостовского; научно-методические и творческие работы педагогов

Natalia P. Alekseeva, German T Efremov, Alla V. Zharova HUMAN RESOURCES ARE THE KEY TO EVERYTHING: PROFESSORS AT THE OPERA AND SOLO SINGING DEPARTMENT, DMITRI HVOROSTOVSKY SIBERIAN STATE ACADEMY OF ARTS, AS SUCCESSORS TO THE BEST TRADITIONS OF THE ACADEMIC SINGING ART

The paper is devoted to understanding the role of continuity of the best traditions of the vocal art at Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts. The article presents the characteristics of the main stages in the development of Opera and Solo Singing Department as well as the peculiar features of forming the team by its founder Ekaterina Konstantinovna Iofel. Information on the heads of the Department and professors who have made a significant contribution to its development is also provided.

Key words: Opera and Solo Singing Department; Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts; professors' scientific, methodological and creative works

Введение

Сибирский государственный институт искусств имени Д. Хворостовского (далее СГИИ имени Д. Хворостовского) второй год отмечает юбилейные даты своих видных деятелей: в 2022 году исполнилось бы 60-лет безвременно ушедшему знаменитому выпускнику вуза, баритону, Народному артисту России - Дмитрию Александровичу Хворостовскому, 2023 год ознаменован 100-летним юбилеем основателя кафедры сольного пения и оперной подготовки - Екатерины Константиновны Иофель. Символичным видится празднование этой даты в Год педагога и наставника, поскольку связь Дмитрия Хворостовского с его Alma mater и уважаемым учителем, Заслуженным деятелем искусств РФ Е. К. Иофель не прекращалась при жизни Дмитрия Хворо-стовского и посмертно эта связь сохранилась, поскольку вуз носит его имя, а кафедра сольного пения и оперной подготовки стала титульной кафедрой института. В Год педагога и наставника нам видится логичным подведение некоторых итогов, осмысление опыта с устремлением взгляда в будущее кафедры.

Поэтому в своей работе мы обратились к главному, что составляет историю, традиции и движущую силу развития кафедры - к ее педагогам.

Материалы и методы

В процессе работы использованы методические материалы кафедры сольного пения и оперной подготовки, локальные нормативные документы кафедры и вуза (протоколы, приказы), интернет-источники, публикации. Применены метод выкопировки данных и теоретические методы научного исследования.

Литературный обзор

Отдельные сведения о педагогах кафедры сольного пения и оперной подготовки содержатся в научных статьях, публикациях в средствах массовой информации, выпускных квалификационных работах обучающихся. Сведения о некоторых педагогах внесены в энциклопедии и справочники. Нашей задачей в данной работе стало рассмотрение особенностей формирования педагогического состава кафедры сольного пения и оперной подготовки СГИИ имени Д. Хворостовского с учетом

специфики исторического контекста развития региона, а также обращение к личностям педагогов кафедры как носителям определенных вокальных традиций.

Результаты

Каждый педагог кафедры заслуживает внимания как высокий профессионал и яркая личность, однако ограниченные объемом статьи мы прикоснемся к творческой биографии только некоторых из них.

Наталья Петровна Алексеева была ученицей Е. К. Иофель, когда та еще заведовала кафедрой сольного пения и оперной подготовки в Горьковской государственной консерватории им. М. И. Глинки. Наталья Петровна преподает в Красноярском государственном институте искусств с 1979 года. В период с 2000 по 2003 годы, когда состояние здоровья Екатерины Константиновны Иофель уже не позволяло ей в полную силу выполнять весь объем обязанностей заведующей кафедрой, ее «правой рукой» и моральной опорой стала Наталья Петровна Алексеева, заняв должность исполняющей обязанности заведующего кафедрой. Наталья Петровна Алексеева - самобытная камерная певица, исполнившая огромный репертуар русской и зарубежной камерной музыки, о которой критики говорили, как об обладательнице глубокого бархатного меццо-сопрано [5; 6]. Ныне профессор, Заслуженный артист РФ Н. П. Алексеева с особой благодарностью и теплотой отмечает роль в своем становлении как камерной певицы пианиста, композитора и концертмейстера Якова Михайловича Расина - супруга и соратника Е. К. Иофель. В период обучения в ассистентуре-стажировке ГМПИ им. Гнесиных в классе профессора Л. К. Ярославцевой (1983-1084 гг.) Н. П. Алексеевой посчастливилось заниматься с З.А. Долухановой, Н.Н. Делициевой.

Замечательной страницей ее творчества был период сотрудничества с К. А. Якобсоном, который создал в 1991 году в Красноярске ансамбль солистов «Тебе поемъ», где первым составом коллектива стали Н.П. Алексеева и ее ученики. Наталья Петровна с большой благодарностью отмечает роль

концертмейстеров, и настоящее время продолжается ее многолетнее плодотворное сотрудничество с концертмейстером кафедры, лауреатом Международного конкурса Вероникой Григорьевной Кусакиной [5].

Народный артист РФ, профессор Владимир

Викторович Ефимов. В период с 2003 по 2013 годы он занимал должность заведующего кафедрой сольного пения и оперной подготовки и как педагог выпустил ряд успешных учеников, ныне на кафедре не работает [6; 11]. Интересен его творческий путь. В. В. Ефимов в 1961 г. окончил железнодорожное училище, получил специальность «электромонтажник», работал на стройке и выступал перед публикой в городском дворце культуры на самодеятельном вечере в сопровождении эстрадного инструментального квартета. В 1963 году был призван в армию и полтора года служил в ансамбле группы советских войск в Германии, где приобрел основы профессионального вокала. В 1968 году поступил в Уральскую государственную консерваторию им. М. Мусоргского, где учился в классе Людмилы Флигон-товны Дроздовой - видного преподавателя Уральской государственной консерватории. «Вы слыхали, как поют «Дрозды»?» - часто говорили об учениках ее класса, цитируя известные строки [10, с. 83]. Л. Ф. Дроздова воспитала более 50-ти выпускников, ставших отличными певцами и педагогами. Одним из таких выпускников стал и Владимир Викторович Ефимов, который в 1972 году экстерном окончил консерваторию и уже в мае этого же года дебютировал в парии Фигаро в опере «Севильский цирюльник» на сцене Свердловского театра оперы и балета.

В 1979 году он приглашен на работу в молодой Красноярский театр оперы и балета. За годы работы спел ведущие партии баритона, создал более 50 оперных образов, в некоторых выходит на сцену и поныне (Скарпио в опере «Тоска» Пуччини, Томский в опере «Пиковая дама» Чайковского и др.). Побывал с гастролями в Европе, США, Латинской Америке, Индии, Монголии [11].

Был период, когда на короткий срок от кафедры в самостоятельную структуру отделилась кафедра оперной подготовки, руководил которой Василий Арнольдович Вавилов - актер, режиссер музыкального театра, заслуженный артист РСФСР, дипломант национальной театральной премии «Золотая маска», профессор кафедры сольного пения и оперной подготовки [5]. Творческому пути Василия Арнольдовича Вавилова посвятил свое научное исследование выпускник кафедры Д. И. Злобин (ныне солист Хабаровского музыкального театра) [4]. Василий Арнольдович -знаковая фигура Красноярья, здесь он родился и сформировался как личность - получил базовое актерское образование и стал одним

из самых ярких артистов музыкального театра. Об игре Василия Вавилова до сих пор вспоминают с огромным энтузиазмом и радостью, «театралы шли в Красноярский театр музыкальной комедии на актера Вавилова» [1]. В Красноярском училище искусств на специальности «Актер музыкального театра» В. А. Вавилов по классу вокала учился у Елены Андреевны Гореловой - выпускницы Д. Б. Белявской, имевшей опыт работы в Большом театре СССР и Московской филармонии. Как режиссер В. А. Вавилов получил образование в Государственной академии театрального искусства им. Луначарского (ГИТИС) по специализации «Режиссер музыкального театра» (1988 - 1992 г.г.) на кафедре музыкальной режиссуры, зав. кафедрой, народный артист СССР Г. П. Анисимов - главный режиссер Большого театра. В 1992 году прошел стажировку в Академии профессионального мастерства на базе театра народных артистов РСФСР К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко в мастер-классе Александра Борисовича Тителя по специальности «Режиссура музыкального театра». За время учёбы был участником ежегодных практических семинаров народного артиста СССР Б. А. Покровского [5].

На счету режиссера более 70-ти постановок, его спектакли стали победителями престижных конкурсов (Национальный театральный фестиваль «Золотая маска», Краевой фестиваль «Театральная Весна»). Профессиональное кредо педагога Василия Арнольдовича Вавилова - «Студент, выйдя из учебного заведения, должен быть востребован в профессии». В оперном классе В.А. Вавилова бессменно работает опытнейший концертмейстер Марина Васильевна Орел, долгие годы служившая концертмейстером в Красноярском государственном театре оперы и балета [5].

Народный артист РФ, профессор Лариса Владимировна Марзоева [5; 6]. Окончила в 1978году Ленинградскую консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова в классе преподавателя Н. П. Ли. Нелли Петровна Ли (1942-2015) - урожденная принцесса крови, ее богатая родословная (Корея, Королевский дом Ли) восходит к самому Будде! [12]. Поклонники с восхищением называли ее «азиатская Джоконда». Лариса Марзоева попала в класс к Н.П. Ли, когда та была молодой выпускницей Ленинградской консерватории, востребованной и очень успешной певицей. О своем педагоге Лариса Владимировна говорит с большой

благодарностью, теплотой и восхищением: «Нелли Петровна была очень тактичная, аккуратная, вежливая, с таким терпением и заботой «лепила» меня, «складывала» мой голос буквально как дом «по кирпичику»... Нелли Петровна сама очень много пела на занятиях, показывала - невероятно талантливо, а я «снимала с голоса» - там было, что снимать, удивительная вокальная культура исполнения была!» [12, с.33].

По окончании консерватории в 1978 г. Лариса Владимировна Марзоева приглашена в труппу солисткой оперы Красноярского Государственного театра оперы и балета. «Я предпочла театр, только начинающий свой путь, где все с нуля, где не надо годами дожидаться очереди для получения роли, где твой успех зависит только от трудолюбия и таланта, -вспоминает Лариса Владимировна. - В Красноярском театре я родилась как певица» [12, с. 51]. За годы работы в оперном театре исполняла ведущие партии колоратурного, ли-рико-колоратурного и лирического сопрано, всего более 40 ролей. По признанию специалистов, Л. В. Марзоева обладает сильным, полетным голосом красивого тембра, а также незаурядным драматическим мастерством. С оперным театром и по личному приглашению неоднократно выезжала на гастроли за рубеж. Принимала участие в постановке оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» в Мариинском театре в г. Санкт-Петербурге в 1994 году. Самым известным сценическим партнером Ларисы Марзоевой был прославленный баритон Дмитрий Хворостовский, с которым певицу связывала большая человеческая дружба. Начала преподавать в Красноярском государственном институте искусств на кафедре сольного пения и оперной подготовки в 2003 году, а в период с 2013 по 2019 годы возглавляла кафедру. Свой многогранный талант Л.В. Марзоева реализовывала и как руководитель оперной труппы КГТОиБ им. Д. А. Хворостов-ского (2015-2023 гг.). Профессиональное кредо Ларисы Владимировны как педагога - «Новый ученик - новое все». Выпускники Л. В. Марзоевой - ведущие солисты музыкальных театров Красноярска и за его пределами.

Заслуженный артист РФ, доцент Н. Н. Соколова - еще одна выпускница старейшего музыкального вуза России - Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского, работающая на кафедре [8]. Она окончила консерваторию в 1976 году в классе профессора Ольги Ивановны Егоровой -заведующей кафедрой сольного пения. О. И.

Егорова - яркая значительная личность в плеяде замечательных вокальных педагогов того времени. Выпускница Московской консерватории, музыкант высокой культуры, она была супругой замечательного певца, педагога и исследователя, доктора искусствоведения Егора Егоровича Егорова, который первый вместе с профессором М. М. Уместновым возглавил вокальное отделение Уральской консерватории (две кафедры: сольного пения и оперной подготовки). Н. Н. Соколова отмечает, что у них с ее педагогом О. И. Егоровой сложилось необходимое для успешного обучения взаимопроникновение, тандем. Итогом обучения стала роль Виолетты в опере Дж. Верди «Травиата» на сцене Свердловского академического театра оперы и балета, дирижировал которой Е. В. Колобов. По окончании консерватории, будучи солисткой Воронежского театра оперы и балета, Н. Н. Соколова с успехом освоила не только оперные партии, но и репертуар оперетты. Девиз певицы: «Главное - петь красивую музыку! И делать это профессионально» [8, с. 15].

В 1981 г. Н. Н. Соколова вместе с мужем Г. В. Мотиновым приехала работать в КГТОиБ, где исполнила более 20 партий в операх русских и зарубежных композиторов. Певица много лет сотрудничала с Красноярским

филармоническим русским оркестром им. А. Ю. Бардина [8].

С 1998 г. Н. Н. Соколова с успехом преподает в Красноярском институте искусств на кафедре сольного пения и оперной подготовки. Вокальные традиции Наталии Николаевны продолжают и выпускники ее класса, и талантливый сын Алексей Соколов - солист КГТОиБ им. Д. А. Хворостовского.

Заслуженный артист РФ, доцент кафедры сольного пения и оперной подготовки Анатолий Петрович Чепурной является с 1989 года главным дирижером и музыкальным руководителем Красноярского

государственного театра оперы и балета им. Д. А. Хворостовского [5; 6; 11].

А. П. Чепурной - выходец из Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского, где он окончил в 1980 году факультет оперно-симфонического

дирижирования и аспирантуру (класс профессора М. Павермана). С 1998 года работу в театре совмещает с преподаванием дисциплин «Оперный класс» и «Прохождение партий» в СГИИ имени Д. Хворостовского.

Анатолий Петрович в работе проявляется как харизматическая личность, как дирижер и педагог, обладающий ярким темпераментом, умеющий раскрыть в студентах, музыкантах и артистах их лучшие исполнительские качества. А. П. Чепурной осуществил более 60 постановок, был музыкальным

руководителем фестивалей различного уровня. Среди значительных творческих проектов цикл концертов «Маэстро приглашает!»; цикл концертов в рамках ежегодных Пасхального фестиваля и Покровского фестиваля под эгидой Красноярской епархии Русской Православной Церкви и многие другие музыкальные проекты [11]. Спектакли «Дочь полка» Г. Доницетти и «Кармина Бурана» К. Орфа -номинанты национальной театральной премии «Золотая маска». Под руководством А. П. Чепурного с большим успехом прошли гастроли оркестра Красноярского театра оперы и балета в 1998 году в Германии, а так же неоднократные гастроли балета и оперной труппы театра в Англии.

Заслуженные артисты РФ, доценты Герман Тимофеевич Ефремов и Светлана Никитична Ефремова [5; 11]. Супруги Ефремовы щедро делятся своим жизненным и профессиональным опытом со студентами и молодыми исполнителями, направляя их на путь любви к своему делу. Ефремов Герман Тимофеевич - личность незаурядная, покоряющая своим жизнерадостным настроем и творческой самоотдачей в пении, педагогике. Г. Т. Ефремов родился в Российской глубинке, на Вятке в многодетной семье сельского учителя в тяжелые послевоенные годы. Певческие способности и успехи привели Г. Т. Ефремова на вокальное отделение Свердловского музыкального училища, где он встретился со своей будущей супругой Светланой Аксариной. Она уроженка Ямала, тоже из многодетной семьи. По окончании Уральской Государственной консерватории им. М. П. Мусоргского в 1975 году с дипломными спектаклями они дебютировали на сцене Пермского академического театра оперы и балета: Герман Тимофеевич Ефремов - в партии Фигаро в опере Джоакино Россини «Севильский цирюльник», Светлана Никитична Ефремова - в партии Татьяны в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин». Супруги Ефремовы с огромной благодарностью говорят о своих университетах, отмечая бесценный опыт общения со своими педагогами - Ниной Ивановной Уткиной, Ольгой Ивановной Егоровой, Яном Христофоровичем

Вутирасом - Народным артистом РСФСР, одним из ведущих баритонов оперного мира того времени, в классе которого они закончили консерваторию. В Пермском академическом театре оперы и балета супруги Ефремовы освоили ведущие партии оперного репертуара театра. В Красноярский государственный театр оперы и балета артистическая семья приехала в 1983 году по приглашению главного режиссера Максимилиана Высоцкого. Герман Тимофеевич Ефремов - любимец публики - блистал в партиях лирического баритонового репертуара (более 40 ролей), в камерных программах, многочисленных концертах и зарубежных гастрольных поездках (Англия, Германия, Португалия). Светлана Никитична Ефремова - по признанию критиков одна из лучших исполнительниц партий Татьяны в опере «Евгений Онегин» и Иолан-ты в одноименной опере П. И. Чайковского, Тоски и Баттерфляй в одноименных операх Джакомо Пуччини. На сегодняшний день Г. Т.Ефремов и С. Н.Ефремова вместе с концертмейстером класса А. М. Зотовым [5] ведут активную педагогическую деятельность на кафедре сольного пения и оперной подготовки.

Заслуженный артист РФ, профессор Вера Павловна Баранова, солистка КГТОиБ им. Д. А. Хворостовского, заведующая кафедрой сольного пения и оперной подготовки [5; 11]. Английские критики так писали о ней: «Певица выступает на высочайшем профессиональном уровне. Она обладает действительно большим талантом, мастерством и прекрасным голосом» [7, с.4]. Путь к такому успеху В.П. Баранова начала с поступления в 1984 году в Красноярское училище искусств в класс педагога Марии Евгеньевны Обнорской, которая привила ей любовь к классической музыке и академическому пению. А затем было поступление в Красноярский институт искусств, где Е. К. Иофель распределила ее класс Н. П. Жаровой [7]. «Заразившись» классической музыкой, Вера Павловна с характерной для нее настойчивостью, овладела всеми премудростями профессии оперной певицы, состоялась в ней, исполнив огромный оперный и камерный репертуар лирико-колоратурного сопрано на сцене Красноярского государственного театра оперы и балета и на других больших сценах нашей страны и мира [7]. Реализовавшись как оперная и камерная певица, как талантливый организатор в качестве художественного руководителя оперной труппы КГТОиБ (2009-2012гг.), Вера Павловна Баранова с 2006 года совмещает творческую дея-

тельность с преподаванием в СГИИ имени Д. Хворостовского, а с 2020 года заведует кафедрой сольного пения и оперной подготовки. В.П. Баранова - харизматичная, профессиональная и очень современная женщина, которая стремится соответствовать современным тенденциям и сама способна задавать тренды. Вера Павловна в своей деятельности демонстрирует приверженность лучшим традициям кафедры и способствует формированию новых, продиктованных временем. С приходом к руководству В. П. Барановой на кафедре произошло много изменений. Деятельность кафедры, яркие события и традиционные концерты, посвященные памяти Е. К. Иофель и Д. А. Хворостовского, памяти основателя оперного искусства в Красноярске П. И. Словцова широко освещаются в СМИ, что способствует популяризации классического искусства. На кафедре идет поиск форм приобщения студентов к высоким образцам вокального искусства. Так, в июне 2022 года студенты Сибирского института искусств и солисты Красноярского театра оперы и балета представили semi-stage постановку оперы «Свадьба Фигаро» на сцене КГТОиБ им. Д. А. Хворостовского и в городах Енисейской Сибири. Спектакль стал результатом уникального масштабного международного образовательного проекта, посвященного 60-летию со дня рождения Дмитрия Хворостовского [9].

Обсуждение

Кафедра сольного пения и оперной подготовки в Красноярском институте искусств создана в эпоху грандиозного эксперимента, к которому было приковано внимание сообщества мира культуры и искусства Советской России конца 70-х - начала 80-х годов 20 века. Тогда первый секретарь Крайкома КПСС Павел Стефанович Федирко провозгласил лозунг культурного эксперимента: «Превратим Сибирь в край высокой культуры!». При Красноярской краевой филармонии создан симфонический оркестр (28 мая 1976 г.), открылся Красноярский государственный театр оперы и балета (20 декабря 1978 г.), начал работу Красноярский институт искусств (1978 г.).

Основатель и заведующая кафедрой Е. К. Иофель решала поставленные задачи путем формирования высокопрофессионального коллектива вокальных педагогов и концертмейстеров. Иофель Екатерина Константиновна - личность легендарная для культуры Красноярья, ее разносторонняя деятельность освещена во множестве работ музыковедов [2]. Заведующая лично кропотливо подбирала

кадры для дальнейшей совместной работы. гики доктор искусствоведения Л. Б. Дмитриев Сначала педагогами кафедры были солисты высоко оценил усилия Екатерины Констан-оперного театра - лирико-драматическое со- тиновны Иофель: «Е. К. Иофель смогла сопрано Нина Абт-Нейферт, меццо-сопрано Жа- здать то, что никому еще не удавалось -нета Тараян, тенор Александр Самойлов, ба- найти единомышленников и создать свое пе-ритон Евгений Олейников, главный режиссер дагогическое направление» [2, с. 35]. Красноярского театра оперы и балета М. С. Заключение

Высоцкий, первый главный дирижёр театра На кафедре сольного пения и оперной подИ. Л. Шаврук. готовки СГИИ имени Дмитрия Хворостовско-

В дальнейшем на кафедру пришли после- го сегодня продолжается развитие и при этом дователи и ученики Е. К. Иофель: Валентина сохраняется преемственность поколений. Все Николаевна Карлова; Людмила Михайловна педагоги и студенты имеют возможность пе-Попова; Нина Петровна Жарова; Наталья Пет- ренимать богатый мировой опыт искусства ровна Алексеева [6]. академического пения, продолжать и разви-

Признанный авторитет вокальной педаго- вать его.

Литература:

1. Войткевич, С. Г. Три творческие ипостаси Василия Вавилова: актер, режиссер, педагог / С. Г. Войткевич, Д. И. Злобин.- Текст : электронный // «ARTE» : электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского.-2020.-№2.-С. 5-20.-URL: https://www.sgiiart.ru/jour/article/view/69/67. (дата обращения : 16.04.2023).

2. Гаврилова, Л. В. Екатерина Иофель. «Музыка - душа моя...» / Л. В. Гаврилова. - Красноярск : КРЕДО, 2009. - 133 с.

3. Ефимов Владимир Викторович.- Текст : электронный // Newslab.ru : интернет-газета. - URL: https://newslab.ru/info/dossier/efimov-vladimir-viktorovich (дата обращения : 15.04.2023).

4. Злобин, Д.И. Г.В. Мотинов и В.А. Вавилов: творческие портреты выдающихся мастеров Красноярского музыкального театра : ВКР (реферат) ассистента-стажера по программам ассистентуры-стажировки, специальность : 53.09.02 Искусство вокального исполнительства (Академическое пение) / Д. И. Злобин ; науч. рук. С. Г. Войткевич ; рец. Н. П. Алексеева ; СГИИ имени Д. Хворостовского, кафедра сольного пения и оперной подготовки.- Текст : электронный. - Красноярск, 2020. - 62 с. URL: http://192.168.2.239/action.php?kt_path_info=ktcore.SecViewPlugin.actions.document&fDocumentId=4588 (дата обращения : 16.09.2020).

5. Кафедра сольного пения и оперной подготовки.- Текст : электронный // Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского : официальный сайт. URL: https://kgii.ru/structura/62-mf/kafedra-solo/664-kafedra-solo-opera (дата обращения : 15.04.2023).

6. Красноярская государственная академия музыки и театра : энциклопедический справочник / гл. ред. К. А. Якобсон. - Красноярск, 2008.- 126 с.

7. Маслюкова, В. В. Стремление к совершенству : творческий портрет заслуженной артистки России Веры Павловны Барановой : ВКР обучающегося по специальности : 53.05.04 Музыкально-театральное искусство, профиль : Искусство оперного пения / В. В. Маслюкова ; науч. рук. О. В. Ярош ; рец. М. М. Чихачева ; СГИИ имени Д. Хворостовского, кафедра сольного пения и оперной подготовки. -Красноярск, 2022. - 51 с. - URL: http://akademia.4net.ru/action.php?kt_path_info=ktcore.SecViewPlugin.actions. document&fDocumentId=5415 (дата обращения : 21.06.2022).- Текст : электронный.

8. Полякова, Е. А. Жизненный и творческий путь Н. Н. Соколовой : ВКР обучающегося по направлению подготовки : 53.03.03 Вокальное искусство, профиль : Академическое пение / Е. А. Полякова ; науч. рук. Н. Н. Соколова ; Красноярский государственный институт искусств, кафедра сольного пения и оперной подготовки. - Красноярск, 2018. - 28 с.- URL: http:/ / akademia.4net.ru/ action.php?kt_path_info=ktcore.SecViewPlugin.actions.document&fDocumentId=3852 (дата обращения : 15.04.2023).-Текст : электронный.

9. Проект «Образовательно-творческий кластер Енисейской Сибири : к 60-летию со дня рождения Народного артиста РФ Дмитрия Хворостовского». - URL: https://intellekt-krsk.ru/tpost/up9zh29u31-proekt-obrazovatelno-tvorcheskii-klaster (дата обращения : 15.04.2023).- Текст : электронный.

10. Савич, Т. Л. Людмила Флегонтовна Дроздова / Т. Л. Савич // Память и «Мы» (учитель и ученики) /гл. ред. и сост. В. Н. Шерстов ; Урал. гос. консерватория им. М. П. Мусоргского. - Екатеринбург, 2019.- С. 83-89.

11. Труппа // Красноярский государственный театр оперы и балета им. Д. А. Хворостовского : официальный сайт. - URL: https://krasopera.ru/artists/opera (дата обращения : 15.04.2023).- Текст : электронный.

12. Холодова, М. В. «О, музыка! Тебя благодарю!» (страницы творческой биографии Л. В. Марзоевой) : монография / М. В. Холодова, Д. Х. Есаян.- Красноярск : СГИИ имени Д. Хворостовского, 2020. - 120 с. URL:

http://192.168.2.239/action.php?kt_path_info=ktcore.SecViewPlugin.actions.document&fDocumentId=4607 (дата обращения : 22.09.2020).- Текст : электронный.

References:

1. Voitkevich S. G., Zlobin D. I. Tri tvorcheskie ipostasi Vasiliya Vavilova: akter, rezhisser, pedagog [Three Creative Hypostases of Vasily Vavilov: Actor, Director, Teacher] / / Elektronnyy nauchno-issledovatel'skiy zhur-nal Sibirskogo gosudarstvennogo instituta iskusstv imeni Dmitriya Khvorostovskogo ARTE [Electronic Scientific Research Journal of Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts ARTE]. 2020. No. 2, pp. 5-20 // URL: https://www.sgiiart.ru/jour/article/view/69/67_(date of access: April 16, 2023).

2. Gavrilova L. V. Ekaterina Iofel'. «Muzyka - dusha moya...» [Ekaterina Iofel. "Music is My Soul"] / Krasnoyarsk: KREDO, 2009. 133 p.

3. Efimov Vladimir Viktorovich // Newslab.ru: online newspaper. URL: https://newslab.ru/info/dossier/efimov-vladimir-viktorovich (date of access: April 15, 2023).

4. Zlobin D. I. G. V. Motinov i V. A. Vavilov: tvorcheskie portrety vydayushchikhsya masterov Krasnoyar-skogo muzykal'nogo teatra [G. V. Motinov and V. A. Vavilov: Creative Portraits of Outstanding Masters of the Krasnoyarsk Music Theatre]: VKR (referat) assistenta-stazhera po programmam assistentury-stazhirovki, spet-sial'nost' 53.09.02 Iskusstvo vokal'nogo ispolnitel'stva (Akademicheskoe penie) [Final Qualifying Work (essay) of the postgraduate student majoring assistantship programs, special field of study 53.09.02 the Art of Vocal Performance (Academic Singing)] / D. I. Zlobin ; research supervisor S. G. Voitkevich; reviewer N. P. Alekseeva; Opera and Solo Singing Department, Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts. Krasnoyarsk, 2020. 62 p. URL: http://192.168.2.239/action.php?kt_path_info=ktcore.SecViewPlugin.actions.document &fDocumentId=4588 (date of access: September 16, 2020).

5. Kafedra sol'nogo peniya i opernoy podgotovki [Opera and Solo Singing Department] // Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts: the official website. URL: https://kgii.ru/structura/62-mf/kafedra-solo/664-kafedra-solo-opera (date of access: April 15, 2023).

6. Krasnoyarskaya gosudarstvennaya akademiya muzyki i teatra: entsiklopedicheskiy spravochnik [Krasnoyarsk State Academy of Music and Theatre: Encyclopedic Reference Book] / Editor-in-chief K. A. Yakobson. Krasnoyarsk, 2008. 126 p.

7. Maslyukova V. V. Stremlenie k sovershenstvu: tvorcheskiy portret zasluzhennoy artistki Rossii Very Pav-lovny Baranovoy [A Commitment to Excellence: a Creative Portrait of Honoured Artist of Russia Vera Pavlovna Baranova]: VKR obuchayushchegosya po spetsial'nosti 53.05.04 Musykal'no-teatral'noe iskusstvo, profil' Iskusstvo opernogo peniya [Final Qualifying Work of the student majoring the special field 53.05.04 Music Theatre Art, profile: the Art of Opera Singing] / V. V. Maslyukova ; research supervisor O. V. Yarosh; reviewer M. M. Chikhacheva; Opera and Solo Singing Department, Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts. Krasnoyarsk, 2022. 51 p. URL: http://akademia.4net.ru/action.php?kt_path_info=ktcore.SecViewPlugin.actions. docu-ment&fDocumentId=5415 (date of access: June 21, 2022).

8. Polyakova E. A. Zhiznennyy i tvorcheskiy put' N. N. Sokolovoy [N. N. Sokolova's Life and Career]: VKR obuchayushchegosya po napravleniyu podgotovki 53.03.03 Vokal'noe iskusstvo, profil' Akademicheskoe penie [Final Qualifying Work of the student majoring the special field 53.03.03 Vocal Art, profile: Academic Singing] / E. A. Polyakova; research supervisor N. N. Sokolova; Opera and Solo Singing Department, Krasnoyarsk State Institute of Arts. Krasnoyarsk, 2018. 28 p. URL: http://akademia.4net.ru/action.php?kt_path_info=ktcore. SecView-Plugin.actions.document&fDocumentId=3852 (date of access: April 15, 2023).

9. Proekt «Obrazovatel'no-tvorcheskiy klaster Eniseyskoy Sibiri: k 60-letiyu so dnya rozhdeniya Narodnogo artista RF Dmitriya Khvorostovskogo» [Project "Educational and Creative Cluster of Yenisei Siberia: on the 60th anniversary of the birth of People's Artist of the Russian Federation Dmitri Hvorostovsky]. URL: https://intellekt-krsk.ru/tpost/up9zh29u31-proekt-obrazovatelno-tvorcheskii-klaster (date of access: April 15, 2023).

10. Savich T. L. Lyudmila Flegontovna Drozdova [Lyudmila Flegontovna Drozdova] / T. L. Savich // Pamyat' i «my» (uchitel' i ucheniki) [Memory and "Us" (the teacher and students)] / Editor-in-chief and compiler V. N. Sherstov; Urals Mussorgsky State Conservatoire. Ekaterinburg, 2019, pp. 83-89.

11. Troupe // the Hvorostovsky Krasnoyarsk Opera and Ballet Theatre: the official website. URL: https://krasopera.ru/artists/opera/ (date of access: April 15, 2023).

12. Kholodova M. V. «0, muzyka! Tebya blagodaryu!» (stranitsy tvorcheskoy biografii L. V. Marzoevoy) [Oh Music! Thank you! (Pages of L. V. Marzoeva's Creative Biography)]: monograph / M. V. Kholodova, D. Kh. Esayan. Krasnoyarsk: Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts, 2020, 120 p. URL: http://192.168.2.239/action.php?kt_path_info=ktcore.SecViewPlugin.actions.document&fDocumentId=4607 (date of access: September 22, 2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.