Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ КРАСНОЯРСКОЙ ОПЕРНОЙ ПЕВИЦЫ СВЕТЛАНЫ ЕФРЕМОВОЙ'

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ КРАСНОЯРСКОЙ ОПЕРНОЙ ПЕВИЦЫ СВЕТЛАНЫ ЕФРЕМОВОЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
55
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ / СОПРАНО / СВЕТЛАНА НИКИТИЧНА ЕФРЕМОВА / КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА / СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ ИМЕНИ ДМИТРИЯ ХВОРОСТОВСКОГО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Скрипников Кирилл Игоревич

В данной статье впервые предпринимается попытка сбора, структурирования, публичного освещения сведений о жизни и творчестве заслуженной артистки РФ, доцента Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского, руководителя творческой студии «Эвридика» Светланы Никитичны Ефремовой (сопрано). Новизна работы состоит в том, что до настоящего момента личность Светланы Ефремовой не становилась объектом научного исследования, хотя ее биография насыщенна и содержит ряд ценных моментов. Актуальность работы связана с уникальностью личности певицы, значимостью ее деятельности как исполнителя и педагога, профессионально и грамотно ведущего как вокалистов-профессионалов, так и солистов-любителей. Сведения, представленные в статье, получены в результате серии личных бесед с певицей, и касаются разных периодов жизни: от детства до настоящего времени

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CREATIVE PATH OF THE KRASNOYARSK OPERA SINGER SVETLANA EFREMOVA

This article is the first attempt to collect, structure, and publicize information about the life and work of the Honored Artist of the Russian Federation, associate professor of the Siberian State Institute of Arts named after Dmitry Hvorostovsky, head of the creative studio «Eurydice» Svetlana Nikitichna Efremova (soprano). The novelty of the work consists in the fact that until now the personality of Svetlana Efremova has not become the object of scientific c research, although her biographyis rich and contains a number of valuable points. The relevance of the work is connected with the uniqueness of the singer's personality, the significance of her activities as a performer and teacher, professionally and competently leading both professional vocalists and amateur soloists. The information presented in the article is obtained as a result of a series of personal conversations with the singer, and relate to diff erent periods of life: from childhood to the present.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ КРАСНОЯРСКОЙ ОПЕРНОЙ ПЕВИЦЫ СВЕТЛАНЫ ЕФРЕМОВОЙ»

БИОГРАФИЯ КАК ПРЕДМЕТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Творческий путь красноярской оперной певицы

УДК 7.071.2 Светланы Ефремовой*

28

© Скрипников Кирилл Игоревич, 2021

Студент 4 курса Колледжа

Сибирского государственного

института искусств

имени Дмитрия Хворостовского

(Красноярск, Россия)

E-mail: skripnikoff.k@yandex.ru

В данной статье впервые предпринимается попытка сбора, структурирования, публичного освещения сведений о жизни и творчестве заслуженной артистки РФ, доцента Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского, руководителя творческой студии «Эвридика» Светланы Никитичны Ефремовой (сопрано). Новизна работы состоит в том, что до настоящего момента личность Светланы Ефремовой не становилась объектом научного исследования, хотя ее биография насыщенна и содержит ряд ценных моментов. Актуальность работы связана с уникальностью личности певицы, значимостью ее деятельности как исполнителя и педагога, профессионально и грамотно ведущего как вокалистов-профессионалов, так и солистов-любителей. Сведения, представленные в статье, получены в результате серии личных бесед с певицей, и касаются разных периодов жизни: от детства до настоящего времени. Ключевые слова: творческий путь, сопрано, Светлана Никитична Ефремова, Красноярский государственный театр оперы и балета, Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского

Иногда так случается, что достойнейшие личности и профессионалы, находясь в числе видных деятелей своего региона и будучи примером для своих молодых коллег и учеников, тем не менее, остаются без должного внимания общественности, в том числе научной. Целью данной статьи является освещение ярких моментов биографии и творческого пути красноярской сопрано Светланы Никитичны Ефремовой — Заслуженной артистки РФ, в прошлом солистки Красноярского государственного театра оперы и балета, ныне педагога Красноярского колледжа искусств им. П. И. Иванова-Рад-кевича, а также доцента кафедры сольного пения и оперной подготовки Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского.

Прошлый 2020 год явился юбилейным для Светланы Никитичны (1945 г. р.). Учитывая тот факт, что публикаций по ее жизни и творчеству на сегодняшний день остается крайне мало1 [1; 2; 3; 4], возникла идея данного исследования. Ведущий метод, примененный в работе — биографический, основанный на серии личных бесед (интервью) с певицей и ознакомлении с заметками о событиях ее жизни и достижениях в периодике, обращении к пресс-службе театров и учреждений, с которыми она вела сотрудничество.

Светлана Никитична родилась 27 июля 1945 года на полуострове Ямал (север Западной Сибири) в семье рабочих, где

воспитывались также шестеро сестер и брат. Раннее развитие творческих певческих способностей младшей дочери предопределило окружение: все члены семьи — кстати, единственной русской в ненецком поселке — были музыкально одарены от природы и не имели музыкального образования. «Песни дома звучали всегда! Самое яркое мое воспоминание, когда мы пели народные песни и стряпали пельмени; вот тогда-то, наверное, и формировался музыкальный вкус» [4]. В семье было принято многоголосное пение народных песен и местного фольклора, где наравне со старшими сестрами, братом, мамой участвовала и четырехлетняя Светлана. Мама, имея высокий тембр голоса, пела подголоски, а Светлана исполняла «басовые» партии. На это старшие говорили, однако: «Надо эту Светку выгнать! Она не держит свою партию». Старшая сестра Светланы — Тамара — играла на многих музыкальных инструментах по слуху, на слух дети успешно перенимали и языки других народов многонационального поселка. «Тамара очень быстро и очень чисто научилась разговаривать на языке коми-зырян. И пела, и говорила она на нем даже лучше некоторых носителей» [4].

Позднее сестра переехала в Салехард для получения образования по специальности «культурно-просветительская деятельность». Светлана стала жить с ней, к тому времени

* Статья подготовлена при поддержке Краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» в соответствии с заявкой № 2021021007448.

СКРИПНИКОВ к. и. творческий путь красноярской оперной певицы

СВЕТЛАНЫ ЕФРЕМОВОЙ

уже работавшей в доме пионеров преподавателем вокала и хора. «Тамара играла на аккордеоне и гитаре, и меня научила играть на гармошке (играла я только три функции: субдоминанта-доминанта-тоника). А это мне было только 4 года!» [4]. По окончании семи классов музыкальной школы Светлана поступила в педагогическое училище. Первым педагогом по пению была домристка, жена скрипача Владимира Федотовича Ярошенко, которая учила чисто интонировать и слышать. В числе первых произведений в репертуаре начинающей певицы были: «Песня Тони об Одессе» из оперетты «Белая акация» И. Дунаевского в сопровождении секстета домр, «Песня Сольвейг» Э. Грига, «Что мне жить и тужить» А. Варламова, партии в опере В. Ребикова «Ёлка». Кроме того, в училище обучали игре на скрипке и домре, позднее появились педагоги по классу виолончели и аккордеона. Благодаря такой многопрофильной деятельности Светлана Никитична освоила скрипку и получила квалификации «учитель начальных классов» и «учитель музыки».

Получив среднее образование, молодой специалист проработала два года на малой родине, обучая школьников. «Я обожала этих детей! Сначала их было 8 — подготовительный класс, а на следующий год уже из поселка русские дети пришли и остались второгодники. У меня в классе (22 человека) и неуспевающие были, а были и умненькие ребятки — я их называла "математиками". Русских было всего несколько человек — остальные ненцы» [4]. Параллельно с педагогической деятельностью Светлана Аксарина включилась в подготовку к конкурсу-смотру самодеятельности, участвовала в качестве скрипачки и певицы

в ансамбле скрипачей Ямало-Ненецкого автономного округа под руководством Владимира Федотовича Ярошенко и его брата. Этапы конкурса проходили в Тюмени, Свердловске и Москве, где музыканты получили награду. Следующий учебный год оказался связан уже с Салехардом, куда Светлану Никитичну направили преподавать пение и музыку и где она спела главные роли в спектаклях для детей «Волк и семеро козлят», «Муха-Цокотуха» и др.

Именно педагоги музыкальной школы Салехарда принимали участие в подготовке к поступлению Светланы в Свердловское музыкальное училище.

На вступительном экзамене она исполнила романсы П. И. Чайковского «Я ли в поле да не травушка» и «День ли царит», и С. В. Рахманинова «Полюбила я на печаль свою». На курсе училось 5 студентов вокального отделения — три меццо-сопрано (включая Светлану Никитичну), колоратурное сопрано и баритон. Сначала певица училась у педагога Кали-стовой, работавшей в филармонии. Она была женой дирижера, обладала большой фонотекой и развивала вкус и кругозор студентов, рекомендуя музыку к прослушиванию. После ее отъезда через год студентку передали в класс Нины Ивановны Уткиной, которая руководила ее развитием в течение двух лет, выпустила с отличием, а после решила готовить к поступлению в Московскую консерваторию. Но поступление не осуществилось: были сложными финансовые обстоятельства, также Светланой было принято о решение о замужестве. Ее супругом стал баритон Герман Ефремов, также окончивший училище. С этого момента творческий путь певицы оказался неразрывно связан с певческой судьбой мужа, и это

является отличительной и показательной чертой ее биографии.

Вместо Москвы молодожены отправились в город Горький. В Горьковской консерватории молодые певцы познакомились с заведующей кафедрой — Екатериной Константиновной Ио-фель, которая после прослушивания предложила им поступать. Но Ефремовы отправились обратно в Свердловск и попали к окончанию прослушиваний третьего тура, где вокалистов уже оставалось 25 человек. После прохождения испытаний на первый курс были зачислены четыре человека: меццо-сопрано, бас, Герман Ефремов (баритон) и Светлана Ефремова (сопрано). Показательно, что в дальнейшем все четверо стали Заслуженными артистами РФ.

В консерватории наставником молодых певцов стал баритон Ян Христофорович Вути-рас, влияние которого оказалось судьбоносным. В честь педагога певцы позднее назвали своего единственного сына. После окончания обучения в его классе и исполнения на государственном экзамене партий Татьяны в опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского и Фигаро в опере Дж. Россини «Севиль-ский цирюльник» певцы получили приглашение работать в Пермском оперном театре.

За шесть лет работы в оперном театре Перми солист труппы Герман Ефремов исполнил все вокальные партии лирического баритона, а Светлана Ефремова — все ведущие вокальные партии сопрано.

В 1981 году Светлана Ефремова была приглашена на ведущие партии лирико-драматического сопрано Красноярским театром оперы и балета. Семья переехала в Красноярск. В первом творческом сезоне певица дебютировала в четырех драматических партиях: Аида

29

БИОГРАФИЯ КАК ПРЕДМЕТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

30

(Дж. Верди — «Аида»), Лиза (П. И. Чайковский — «Пиковая дама»), Русалка (А. С. Даргомыжский — «Русалка») и Тоска (Дж. Пуччини — «Тоска). Также артистка была занята в спектаклях «Иоланта» и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Паяцы» Р. Леонкавалло и др.

За время работы в Красноярском оперном театре (1981-2010) она исполнила 53 вокальные партии: из них, что интересно, ни одной партии в детских спектаклях. В этот период судьба вновь свела чету Ефремовых с Екатериной Иофель, которая ныне возглавляла кафедру сольного пения в открывшемся в 1978 году (одновременно с театром) Красноярском институте искусств. Два раза Светлана Ефремова получала от Екатерины Константиновны предложение о начале преподавательской вузовской карьеры, но, будучи еще не уверенной в своих силах как вокального педагога, ответственно давала отказ.

Начало педагогической карьеры певицы было положено в 1994 году в стенах Красноярского училища искусств (ныне — Красноярский колледж искусств имени П. И. Иванова-Радкевича) на отделении «актер музыкального театра», куда она была приглашена вместе с супругом заведующей, критиком и музыковедом Лавру-шевой Любовью Георгиевной. Успехи на педагогическом поприще не заставили себя ждать, а после завершения певческой исполнительской карьеры преподавательская деятельность вышла на первый план.

Сейчас Светлана Никитична преподает вокал в Красноярском колледже искусств студентам, обучающимся по специальности «Хоровое дирижирование», также является доцентом кафедры сольного пения и оперной подготовки Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского

(бывший Красноярский институт искусств).

Светлана Никитична — энтузиаст и фанат своего дела. Она пользуется безусловным уважением коллег и студентов, а для последних служит примером как в профессиональном, так и в личностном плане. Но и здесь она не остановилась на сфере специфического вокального образования и вышла в своей педагогике за эти пределы. Супруги взяли на себя руководство творческими студиями академического вокала, предназначенными для посещения вокалистами-любителями разных профессий и возрастов. Студия Германа Тимофеевича называется «Орфей» и прикреплена к Дворцу Труда и Согласия, а студия Светланы Никитичны «Эвридика» действует на базе красноярского Дома Офицеров. Нужно сказать, что студии ведут активную концертную и даже конкурсную жизнь, что неудивительно, ибо педагогический подход к «любителям» опирается на принятое в семье стремление к качеству. Тщательное отношение к своему делу приносит Заслуженным артистам РФ плоды в виде раскрытия яркой певческой одаренности в людях на разном жизненном этапе.

Несмотря на то, что в данной статье освещены самые опорные моменты творческого пути Светланы Ефремовой, его можно охарактеризовать как плодотворный и многогранный. Будучи содержательной личностью, певица проявила себя на исполнительском и педагогическом поприще, убедительно реализовавшись и найдя особенные ниши, пройдя свое становление и профессиональную реализацию в тандеме с супругом.

Примечание 1 Также в архивах Пермского театра хранятся газетные вырезки о прошедших спектаклях

и событиях с участием певицы: «Театр в фойе», «Судьба человеческая, судьба народная», «На сцене оперного — молодежь», «Возвращенный май». Однако отсутствие на них сведений о названии газеты и ее выходных данных не позволяет включить их в список литературы.

Литература

1. Ефремов Г. Т., Ефремова С. Н. Музыка современных композиторов в репертуаре солистов Красноярской оперы: страницы творческой биографии // Художественные традиции Сибири. Красноярск: ЛИТЕРА-принт, 2020. С. 136-142.

2. Ефремова С. Н. Пока я помню, я живу // Опера и балет. Красноярский государственный театр. URL: https:// krasopera.ru/artists/view/485 (дата обращения: 16.02.2021).

3. Ефремова С. Н. Содружество северной поэзии, музыки и голоса: рождение вокального цикла «Легенда» Валерия Клепинина // Художественные традиции Сибири. Красноярск: ЛИТЕРА-принт, 2020. С. 116-121.

4. Личные беседы со Светланой Никитичной Ефремовой / вел К. И. Скрипников. Красноярск, 2021. Аудиозапись. Рукопись. Записи от февраля, марта 2021 г. Из личного архива.

5. Русаков Э. Светлана Ефремова: «Я раньше научилась петь, чем говорить!..». Красноярский рабочий. 2005. 3 августа. URL: https://krasopera. ru/press/interview/svetlana-efremova-ya-ranshe-nauchilas-pet-chem-govorit.htm (дата обращения: 12.03.2021).

6. Светлана Ефремова // Опера и балет. Красноярский государственный театр. URL: https://krasopera.ru/artists/ view/485 (дата обращения: 16.02.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.