Научная статья на тему 'Антонина сигизмундовна гляссер - певица, педагог Саратовского музыкального училища'

Антонина сигизмундовна гляссер - певица, педагог Саратовского музыкального училища Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
238
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САРАТОВСКАЯ ВОКАЛЬНАЯ ШКОЛА / САРАТОВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА / ВОКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рудякова Алла Эдуардовна

В статье делается попытка реконструкции исполнительской и педагогической деятельности Антонины Сигизмундовны Гляссер, являющейся одной из первых преподавателей Саратовского музыкального училища. На основании музыковедческих свидетельств определяется, что исполнительская деятельность певицы характеризуется высокой культурой и техническим совершенством. Педагогическая работа отличалась высокой результативностью, наличием собственной системы воспитания певца, одним из ключевых моментов которой являлся грамотный подбор репертуара, учитывающего возможности учащегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антонина сигизмундовна гляссер - певица, педагог Саратовского музыкального училища»

Литература

1. Селицкий А., Демина И. Основы музыкальной драматургии. Ростов н/Д., 2008. 72 с.

2. Шак Т., Куцурова А. Поэзия М. Цветаевой в жанре отечественной эстрадной песни (к проблеме исполнительской интерпретации) // Русская литература в судьбах отечественной культуры. Материалы международной научно-практической конференции. Краснодар, 9-10 апреля, 2015 г. Краснодар, 2015. С. 431-438.

References

1. Selitsky A., Demina I. Osnovy muzikalnoj dramaturgii [The basis of musical drama]. Rostov-on-Don, 2008. 72 p.

2. Shak T., Kutsurova A. M. Tsvetaeva's poetry in the genre of the national variety song (to the problem of performing interpretation) // Russian literature in the destinies of the national culture. Materials of the international scientific-practical conference. Krasnodar, April 9-10, 2015. Krasnodar, 2015. Pp. 431-438.

УДК 78.071.4 А.Э. РУДЯКОВА

АНТОНИНА СИГИЗМУНДОВНА ГЛЯССЕР - ПЕВИЦА, ПЕДАГОГ САРАТОВСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО УЧИЛИЩА

Рудякова Алла Эдуардовна, кандидат искусствоведения, преподаватель Саратовского областного колледжа искусств (Саратов, ул. Радищева, 22), [email protected]

Аннотация. В статье делается попытка реконструкции исполнительской и педагогической деятельности Антонины Сигизмундовны Гляссер, являющейся одной из первых преподавателей Саратовского музыкального училища. На основании музыковедческих свидетельств определяется, что исполнительская деятельность певицы характеризуется высокой культурой и техническим совершенством. Педагогическая работа отличалась высокой результативностью, наличием собственной системы воспитания певца, одним из ключевых моментов которой являлся грамотный подбор репертуара, учитывающего возможности учащегося.

Ключевые слова: Саратовская вокальная школа, Саратовское отделение Русского музыкального общества, вокальный репертуар, исполнительская деятельность.

UDC 78.071.4 A.E. RUDJAKOVA

ANTONINA SIGIZMUNDOVNA GLASSER - SINGER, TEACHER OF THE SARATOV MUSICAL SCHOOL

Rudjakova Alla Eduardovna, PhD (art history), the lecturer of the Saratov regional college of art (Saratov, Radishcheva str., 22), [email protected]

Abstract. The article is an attempt of reconstruction of the performing and teaching activities of Antonina Sigizmundovna Glasser, which is one of the first teachers of the Saratov music school. On the basis of musicological evidence determines that performing the activity of the singer is characterized by a high level of culture and technical excellence. Teaching was characterised by high performance, have their own system of upbringing of the singer, one of the key points of which were competent selection of repertoire, taking into account the capabilities of the student.

Keywords, vocal Saratov school, Saratov branch of the Russian musical society, vocal repertoire, and performance activities.

Саратовская вокальная школа прошла в своем становлении длительный исторический путь. Отметим, что по причине отдаленности по времени и отсутствия документов, свидетельств, воспоминаний, деятельность многих педагогов-вокалистов, стоявших у истоков формирования певческих и педагогических традиций, недостаточно отражена и исследована. Одним из таких педагогов можно назвать Антонину Сигиз-мундовну Гляссер1 - преподавателя Саратовского музыкального училища. Это имя, выявленное нами, до настоящего времени не было введено в научный оборот. В Саратов А.С. Гляссер приехала по приглашению дирекции Саратовского отделения Императорского Русского музыкального общества из Петербурга, где с 1894 г. преподавала на музыкальных курсах И.А. Гляссера (ее супруга)2 сольное и хоровое пение. Отметим, что данных о деятельности певицы и педагога в период жизни в Петербурге очень мало. Небогатые сведения найдены нами в «Дневниках» Н.Ф. Финдейзена3 [1, 2, 3, 4].

Чтобы определить черты творческой индивидуальности певицы, выявим тип ее певческого голоса. Правнучка А.С. Гляссер - М.Н. Гляссер в своей статье «Дела его идут во след - Игнатий Альбертович Гляссер» вспоминает: «У нее было прекрасное колоратурное сопрано» [1]. Рассмотрим репертуар Гляссер, приведенный в «Дневниках» Н.Ф. Финдейзена: ариозо Кумы из оперы П.И. Чайковского «Чародейка», каватина Гориславы из «Руслана и Людмилы» М.И. Глинки, сцена письма Татьяны из «Евгения Онегина» П.И. Чайковского [5, с. 295]. Безусловно, эти арии исполняются плотными голосами. Вероятнее всего, певица обладала лирическим или лирико-драматическим сопрано. Восстановить ретроспективу творческой деятельности певицы в Петербурге сейчас не предоставляется возможным из-за отсутствия документальных свидетельств. Конечно, А.С. Гляссер не принадлежала к исполнителям первого плана в Петербурге, хотя была достаточно известна в музыкальных кругах. Ей даже посвящали свои произведения современные композиторы. Так, в фондах Российской государственной библиотеки хранятся ноты романса А. Коптяева на слова К. Бальмонта «Песнь ветра» (1900 г.) На нотах сохранилось рукописное авторское посвящение Гляссер4.

Нами выявлено, что певица вела не только концертную, но и оперно-театральную деятельность: М.Н. Гляссер (правнучка А.С. Гляссер) констатирует, что певица «пела в Мариинском театре...». Это подтверждается свидетельствами Н.Ф. Финдейзена. В своих «Дневниках» он упоминает об удачном исполнении А.С. Гляссер партии Гориславы в опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила» в Мариинском театре [5, с. 127]. Кроме того, выступала А.С. Гляссер в оперном театре А.А. Церетели5, что отмечалось критиком следующим: «Состоялся более чем удачный дебют в «Евгении Онегине», «пела очень верно, музыкально и. дала известное воплощение образа Татьяны.» [5, с. 127]. Об исполнительском уровне А.С. Гляссер в настоящий момент сложно судить, но Н.Ф. Финдейзен, являющийся выдающимся музыковедом своего времени и обладающий значительным авторитетом в музыкальных кругах, давал следующие характеристики исполнительскому уровню певицы: «Мусоргского, Глинку,

1 Дата рождения и смерти неизвестна (А. Р.)

2 И. А. Гляссер (1862-1925) - поляк из Варшавы, музыкант. Известен своей системой обучения игры на рояле.

3 Николай Федорович Финдейзен (11 (23) июля 1868 - 20 сентября 1928) - русский писатель, журналист, музыковед, редактор и издатель. В 1894 основал в Петербурге "Русскую музыкальную газету", которая выходила до 1918 г. В 1902-1903 гг. прочел ряд лекций: "Русский романс" (Витебск, Полтава), "Русская музыка в 19-м веке" (Ставрополь); "Глинка, как создатель русской му-зык. школы" (Орел).

4 Пять романсов А. Коптяева на слова К. Бальмонта.

5 Церетели Алексей Акакиевич (1864-1942) - князь, русский инженер, оперный импресарио, создатель оперной труппы. Значительная роль в успехе антрепризы принадлежала яркому дирижеру В.И. Суку, приглашенному в труппу в 1897 г. Годами наибольшего успеха в антрепризе стали петербургские сезоны 1904/1905 и 1905/1906 гг. «Новая опера» (так называлась труппа А.А. Церетели) выступала в Театре консерватории.

Чайковского, Калинникова - спела с художественным совершенством...» [5, с. 115], «...выход в симфоническом концерте сопровождался крупнейшим успехом. такой певицы - и по свежему, красивому и твердо поставленному голосу в Полтаве не слышали» [5, с. 125], «превосходно были спеты оба ариозо Кумы из «Чародейки» с оркестром» [5, с. 127], «голос звучал удивительно красиво, устойчиво, сильно - и в то же время мягко» [5, с. 127].

Как мы видим, певица обладала достаточно высоким уровнем исполнительского мастерства, что позволяло ей быть приглашенной в «исторические» лекции-концерты русской музыки, устраиваемые Н.Ф. Финдейзеном в городах России. Эти лекции имели значительный положительный резонанс в среде музыкальной общественности. Одним из участников таких концертов был А.В. Риензи (баритон), до приезда в Петербург (1900) работающий с 1897 года в Саратовском музыкальном училище [2, с. 6]. Рискнем предположить, что есть определенная связь приглашения певицы Саратовским Отделением ИРМО с ее творческим общением с А.В. Риензи, который, возможно, рекомендовал ее как педагога. Он был известен и авторитетен в Саратове как преподаватель, к тому же вел значительную концертную деятельность по линии местного отделения ИРМО.

В настоящее время невозможно назвать причины, побудившие А.С. Гляссер покинуть Петербург и приехать в Саратов. Дата начала педагогической деятельности певицы в Музыкальном училище определяется согласно Отчету Саратовского отделения Императорского Русского музыкального общества за 1909-1910 гг., где фиксируется, что с 1909 года приглашена «по классу пения Гляссер А.С.» [3, с. 8]. Преподавательская деятельность нового педагога в Саратове складывалась удачно с самого начала. На основании данных, приведенных в Отчеетах ИРМО, ее класс отличался большим количеством учеников (31 человек), что говорит о тяге местных учащихся обучаться именно у нее. Это можно объяснить тем, что для провинциального Саратова она была «столичной штучкой» и к тому же обладала 15-летним стажем обучения певцов в престижном Петербургском учебном заведении. Нами выявлено, что кроме сольного вокала она также вела предмет «ансамблевое пение» [3, с. 20].

Для определения педагогической тактики А.С. Гляссер рассмотрим программы концертов, в которых выступали ее ученики: 28 ноября - П.И. Чайковский, квартет «Ночь»; 9 февраля - русская народная песня «Колечко»; 19 февраля - Ф. Мендельсон, «Полевые цветы», «Поклон», 23 февраля - М.П. Мусоргский, «Спи, усни, крестьянский сын»; А.П. Бородин, «Спящая княжна»; 9 мая - Г. Гендель, ария Альмирены из оперы «Ринальдо»; П.И.Чайковский, «Ночь». Оценивая программы, приведенные в Отчете ИРМО за 1909/1910 г., отметим вдумчивый подбор вокально-педагогического репертуара, не превышающего возможности начинающих певцов, что говорит о педагогическом опыте А.С. Гляссер и ее прозорливости в развитии певческого голоса. Применяемый репертуар был стилистически разнообразен, присутствовали арии старинных композиторов6, романсовая лирика русских и зарубежных авторов, русские народные песни. Уже в первый год работы А.М. Гляссер показывает высокие результаты, выпустив из училища ученицу Надежду Соломонову (сопрано) с дипломом 1 степени, что в то время давало право частного преподавания [3, с. 3].

Документальных свидетельств, позволяющих полно раскрыть саратовский период деятельности А.С. Гляссер, сохранилось очень мало. Но удалось выяснить, что певица и педагог продолжала свою концертную деятельность в Саратове. Программы выступлений отличались неординарностью: было исполнено много произведений для голоса с различными инструментами, что было в диковинку для местных меломанов. Так, 5 февраля 1910 года она выступила с местной арфисткой В. Помазанской (аккомпанемент

6 Что является традиционным в вокальной педагогике (А. Р.)

Л.М. Рудольф)7, 24 февраля в концерте в пользу школы при Римско-Католической церкви прозвучали дуэты с итальянским тенором Росси под сопровождение арфы (В. По-мазанская), скрипки (Я. Гаек), фортепиано (В. Адамовский и Э. Гаек) [6, с. 83].

В настоящее время невозможно определить причины, побудившие А.М. Гляссер покинуть Саратов, а также проследить ее дальнейшую судьбу, но отметим, что в становлении саратовской вокально-педагогической школы имеются определенные точки соприкосновения с выдающимися деятелями судьбоносных событий 1917 года. К таким фактам можно отнести педагогическую деятельность в Саратовском музыкальном училище Антонины Сигизмундовны Гляссер. Ее дочь - Мария Игнатьевна Гляссер (1980-1951) в 1918-1924 годах была личным секретарем В.И. Ленина по Политбюро [4, с. 50].

Хотя деятельность талантливой певицы и педагога в Саратове носила фрагментарный характер и ограничилась всего лишь одним учебным годом (1909/1910 гг.), безусловно, определенную роль она сыграла. Обладая культурой исполнения в силу общения с известными музыкантами своего времени, значительным педагогическим, а также исполнительским опытом (что позволило ей создать личную действенную методику в постановке голоса), А. С. Гляссер привнесла определенные традиции петербургской исполнительской и вокальной культуры в становление принципов саратовской вокальной школы.

Литература

1. Гляссер М.Н. Дела его идут во след - Игнатий Альбертович Гляссер. URL: http: //www. gazetapetersburska.org/node/5 5 9.

2. Отчет Саратовского отделения Императорского Русского музыкального общества, учрежденного при нем музыкального училища с 1 сентября 1897 по 1 сентября 1898. Саратов, 1898.

3. Отчет Саратовского отделения Императорского Русского музыкального общества с 1 сентября 1909 по 1 сентября 1910. Саратов, 1910.

4. Рудякова А.Э. Становление и развитие саратовской вокально-педагогической школы (конец XVIII-XX вв.): дис. ... канд. иск.: 17.00.02. Саратов, 2016. 228 с.

5. Финдейзен Н.Ф. Дневники. СПб, 2010.

6. Ханецкий В.Е. Отзвучавшее. Саратов, 2017.

References

1. Glasser M.N. His works are in the trail - Ignatius A. Glasser. URL: http:// www.gazetapetersburska.org/node/559.

2. Report of the Saratov branch of the Imperial Russian musical society, founded at it music College from September 1, 1897 to September 1, 1898. Saratov, 1898.

3. Report of the Saratov branch of the Imperial Russian musical society on 1 Sep 1909 1 Sep. 1910. Saratov, 1910.

4. Rudjakova A.E. The formation and development of the Saratov vocal pedagogical school (end of XVIII-XX centuries): synopsis of the thesis ... PhD (art): 17.00.02. Saratov, 2016. 228 p.

5. Findeisen N.F. Dnevniki [Diaries]. Saint Petersburg, 2010.

6. Khanetskij VE. Otzvuchavshee [Died away]. Saratov, 2017.

7 Рудольф Леопольд Морицевич (1877-1938), музыковед, композитор, с 1903 педагог Саратовского музыкального училища, в 1912-1930 гг. - профессор Саратовской консерватории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.