УДК 78.071
Галина Александровна Денисова
Кандидат искусствоведения, проректор по научной работе Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского (Екатеринбург, Россия). E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-0128-1356. SPIN-код: 1394-5534
КАФЕДРА СОЛЬНОГО ПЕНИЯ УРАЛЬСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ: ОТ ПРОШЛОГО К НАСТОЯЩЕМУ
В статье изложена краткая история кафедры сольного пения с момента открытия Уральской консерватории в 1934 году до настоящего времени. Внимание сосредоточено на ключевых фигурах -заведующих кафедры и её педагогах, повлиявших на формирование и развитие уральской вокальной школы, основанной на преемственности традиций «учитель - ученик» и единых требованиях к качеству певческого голоса. В тексте дан список имён основных преподавателей кафедры, что позволяет полнее представить «живую» историю вокальной школы Уральской консерватории на фоне меняющихся времён.
Ключевые слова: Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского, кафедра сольного пения, уральская вокальная школа, Е. Е. Егоров, Н. Н. Голышев, В. М. Баева, С. В. Зализняк
Для цитирования: Денисова Г. А. Кафедра сольного пения Уральской консерватории: от прошлого к настоящему // Музыка в системе культуры : Научный вестник Уральской консерватории. -2022. - Вып. 31. - С. 86-97.
Кафедра сольного пения Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского1 прошла славный путь развития, о чём свидетельствует формирование самобытной уральской вокальной школы. Известность ей принесли не только имена её выдающихся выпускников, которые, покинув стены alma mater, сделали блистательную певческую карьеру - это народные артисты СССР Б. Штоколов (класс
A. В. Новикова), Ю. Гуляев (класс Ф. И. Об-разцовской), Д. Дашиев (класс З. В. Щёло-ковой), народные артисты РСФСР В. Попов, В. Борисенко (оба - класс Е. Е. Егорова), М. Киселёв (класс М. М. Уместнова),
B. Барынин (класс Ф. И. Образцовской, Л. Ф. Дроздовой), народная артистка РФ О. Кондина (класс К. М. Родионовой) и многие другие, - но и имена тех выпускников, которые вернулись в консерваторию в качестве вокальных педагогов -
это народная артистка СССР В. М. Баева (класс П. А. Ноздровской), народные артисты РСФСР И. П. Семёнов, Н. Н. Голышев (оба - класс В. Г. Ухова), М. Г. Владимирова (класс О. И. Егоровой), С. В. Зализняк (класс Н. И. Уткиной) и В. М. Нестягина (класс З. В. Щёлоковой), заслуженные артисты РСФСР В. А. Китаева (класс Е. Е. Егорова), Э. С. Краюшкина (класс Е. Е. Егорова, О. И. Егоровой), В. Ф. Клепацкая (класс П. А. Ноздровской), Л. Э. Краснопольская (класс З. Г. Тарасенко) и В. Ю. Писарев (класс Ф. И. Образцовской), заслуженная артистка РФ В. М. Добровольская (класс К. М. Родионовой) и др.
История кафедры сольного пения берёт начало с момента открытия Уральской консерватории2 в 1934 году, когда был объявлен приём студентов на фортепианное, вокальное, струнное и духовое отделения. Представим основной профессорско-преподава-
тельский состав кафедры по времени работы в хронологическом порядке (см. табл.).
Основатель вокальной кафедры - заслуженный деятель искусств РСФСР, доктор искусствоведения, профессор Е. Е. Егоров3 (1877-1949) совместно с выдающимся советским музыкально-общественным деятелем, композитором и пианистом М. П. Фроловым (1892-1944) принимал активное участие в учреждении первого музыкального вуза, ставшего единственным на весь огромный регион Урала, Сибири и Дальнего Востока. В первый 1934/35 учебный год Егоров стал заместителем Фролова, первого ректора (директора) консерватории, а с 1935 по 1949 годы возглавлял кафедру. В 1946 году создаётся вторая вокальная кафедра, заведующим которой становится заслуженный деятель искусств
Подобная тенденция, безусловно, характерна для многих музыкальных вузов страны, ведь формирование исполнительских школ в России происходило под влиянием зарубежного музыкального искусства. Вспомним «основоположника русской реалистической школы художественного пения»7 М. И. Глинку, который в начале 1830-х годов совершил путешествие в Италию, и присутствуя на занятиях итальянских мастеров, в частности Андреа Нодзари, скрупулёзно изучал основы вокальной техники бельканто. Тем не менее русская вокальная школа, впитывая лучшие достижения вокально-технического прогресса итальянской школы пения, сложилась в мировой музыкальной культуре как национальное явление.
РСФСР, профессор М. М. Уместнов (18791949). В 1949 году с уходом из жизни обоих вокальных маэстро кафедры объединяются во главе с заслуженным артистом РСФСР, профессором А. В. Новиковым4 (1888-1967).
Преемственность традиций вокального искусства на Урале тесно связана с именами таких легендарных мастеров западноевропейской школы пения (итальянской и французской), как М. Гарсиа-сын, Ф. Лам-перти, Л. Поншар, Г. Ниссен-Саломан, К. Эверарди. Рассмотрим последовательность «учитель - ученик» в обратном направлении от Егорова (см. схему). Примечательно, что ветвь вокального «генеалогического» древа Уместнова, который два года обучался в Петроградской консерва-тории5 у профессора Н. М. Нолле6 (ученика С. И. Габеля), также исходит от Эверарди.
Представители итальянской вокальной школы - Г. Ниссен-Саломан, П. Репетто, К. Эверарди, Дж. Гальвани, Э. О. Тальябуэ, Л. Казати, Л. И. Джиральдони, У. А. Мазет-ти и др. - были в числе профессоров первых российских консерваторий, Петербургской и Московской. Впоследствии выпускники столичных вузов «завезли» профессиональное исполнительство и педагогику на Урал8.
Заслуженная артистка РСФСР, профессор О. И. Егорова9 (1900-1984), ученица и супруга Е. Е. Егорова, возглавляла кафедру сольного пения УГК после А. В. Новикова с 1958 по 1973 годы. Затем с 1973 по 1976 годы её сменил выпускник Ленинградской государственной консерватории, народный артист РСФСР, профессор Я. Х. Вутирас
(1914-1976, класс Н. А. Большакова, ученика И. П. Прянишникова10). Более четверти века - с 1976 по 198311 и с 1986 по 2005 годы -вокальной кафедрой руководил народный артист РСФСР, профессор Н. Н. Голышев (1929-2021).
Николая Николаевича Голышева, ученика заслуженного артиста РСФСР В. Г. Ухова, весьма условно можно отнести к ветви Эверарди (через Ю. Я. Махину12), так как сам маэстро в устных рассказах о своем учителе Ухове упоминал итальянского певца, «обладавшего лирико-драматическим баритоном исключительного дыхания, полётности и красоты», Маттиа Баттистини, с которым Василий Герасимович делил партии во многих спектаклях [10, 350]. «Русский Баттистини» - так иногда называли В. Г. Ухова [6, 62]. Говоря о вокальной педагогике своего учителя, Голы-шев отмечал: «...показывая своим голосом, он не требовал от студентов слепого подражания, благодаря чему природа голоса только совершенствовалась в своём развитии. Последовательность и терпение в проработке правильных технических навыков и воспитание хорошего исполнительского вкуса, - вот что отличало Василия Герасимовича. и заложило основу его школы, продолженную учениками» [6, 65].
В 1970-х - 1980-х годах начинает формироваться уральская вокальная школа, когда педагогический состав кафедры пополняется выпускниками Уральской консерватории, среди них - В. М. Баева, М. Г. Владимирова, С. В. Зализняк, Е. Н. Демьяненко13 (класс спец. фортепиано Т. А. Трофимовой), Е. М. Арефьева14 (класс спец. фортепиано И. З. Зетеля), В. Ю. Писарев, В. Н. Шер-стов, Б. Г. Виноградов (класс С. А. Батуриной). В это же время продолжают работать педагоги, принятые в 1950-1960-х годах, -Я. Х. Вутирас, М. Р. Глазунова15, К. М. Родионова, Л. Ф. Дроздова (класс Л. В. Кильчев-ской), И. П. Семёнов, Л. Э. Краснопольская, Н. Н. Голышев, О. В. Папин (класс О. И. Его-ровой)16.
В. М. Баева (ныне - народная артистка СССР, профессор) приходила на кафедру дважды: впервые - в 1968-м по 1973 год, а с 1982 года преподаёт по сей день. Вокально-педагогические принципы Вера Михайловна унаследовала от своего педагога П. А. Ноздровской, которая «не допускала форсированного звучания и пристально следила за чистотой тембра и интонации» [10, 363]. Сама Прасковья Александровна была ученицей «финского соловья» Альмы Фострём (класс «шведского жаворонка» Г. Ниссен-Саломан), что очень символично сочетается с неофициальным титулом Веры Михайловны - «уральский соловей». Высоко ценила исполнительское мастерство певицы О. И. Егорова: «.Вера Баева. в своём творчестве уверенно несёт традицию русского исполнительского искусства. Любое произведение от Моцарта до Бриттена, от Глинки до Прокофьева наполнено не только обаянием её красивого голоса, но проникнуто глубокой правдивостью чувств, отличается особой артистической простотой» [цит. по: 10, 374].
Среди плеяды названных педагогов отметим также профессоров М. Г. Владимирову и В. Н. Шерстова, обобщивших свой многолетний опыт работы в виде учебно-методических пособий. Оба - выпускники класса О. И. Егоровой, однако считать их преемниками её вокально-педагогической традиции было бы не совсем корректно. Так, Маргарита Георгиевна Владимирова, убеждённая в необходимости знаний певцом физиологии и механизма голосообра-зования, писала: «Ольга Ивановна никогда не касалась анатомии. в процессе пения. <...> Иногда, в непринуждённой беседе профессор говорила о том, что „не нужно лишними сложностями занимать голову студента, так как не каждый способен уметь анализировать, а вот запутаться может каждый"» [1, п]. Вместе с тем, не умаляя достоинств Егоровой как педагога, Владимирова говорит о её «беспощадности» в отношении правильного произ-
ношения текста и точности интонации, поэтому уверенное знание исполняемых сочинений и убедительная интерпретация всегда отличали учеников Ольги Ивановны от других [1, 12-13]17.
Собственной концепции в обучении придерживался и Валерий Николаевич Шерстов (1943-2020), который в своей книге «Тайны и парадоксы вокального искусства» сделал попытку философского осмысления вокальной педагогики. Разрабатывая проблематику «учитель - ученик» и ссылаясь на труды Аврелия Августина и М. Бахтина, он считал, что личность учителя и взаимная эмпатия являются залогом успешного обучения. По этой причине интерпретированная им цитата Аврелия Августина становится его педагогическим кредо: «„мы, пока они учатся, вселяемся в них, а они - в нас... и сами мы как-то в них учимся тому, чему учим. поскольку, любя их, мы в них живём, постольку и для нас старое становится новым» [11, 178].
С 1970 года около полувека на кафедре преподавал выпускник Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных18, кандидат искусствоведения, профессор Н. И. Курлапов (19302018, класс Н. Д. Шпиллер, ветвь Г. Ниссен-Саломан), разработавший авторский курс лекций по вокальной методике. В 1979 году в диссертационном совете Ленинградской консерватории он успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Воспитание молодого оперного певца (по материалам деятельности Свердловского оперного театра)». После Е. Е. Егорова19 и его аспирантки Л. В. Кильчевской, впоследствии работавшей на кафедре в должности доцента, Николай Ильич был третьим вокальным педагогом, получившим учёную степень.
Уральская вокальная школа складывалась не только в тесном кругу педагогов-вокалистов, но и тех учителей, которые долгое время были неизменными «спутниками» кафедры. Речь идёт о доценте
М. В. Дворкиной (1938-2015) и профессоре УГК Э. М. Чарели (1930-2012).
С 1962 по 2002 годы у студентов-вокалистов М. В. Дворкина вела итальянский язык, однако её деятельность была намного шире. По образованию филолог и пианистка (класс спец. фортепиано Н. Н. По-зняковской), Маргарита Вячеславовна обладала уникальными знаниями в области итальянского стиля бельканто. С уверенностью можно сказать, что Дворкина была в числе первых российских коучей: неслучайно её талант так высоко ценил Д. Ю. Вдовин (ныне - художественный руководитель Молодёжной оперной программы Большого театра России). При её участии в учебном оперном театре УГК начали ставить сцены, а затем оперные спектакли на итальянском языке: «Богема» Дж. Пуччини, «Сомнамбула» и «Монтекки и Капулетти» В. Беллини, «Линда ди Ша-муни» и «Дочь полка» Г. Доницетти, «Так поступают все» В. А. Моцарта, «Эрнани» Дж. Верди, «Комическая дуэль» Дж. Паи-зиелло, «Ярмарка в Венеции» А. Сальери [10, 571]. По свидетельству коллег, Маргарита Вячеславовна принимала участие в постановках русских опер - «Борис Годунов», «Иоланта», «Царская невеста» -в Италии; в 90-е годы работала переводчицей у главного дирижёра Театра «Массимо Беллини» (Сицилия) Роберто Манфредини, режиссёра Марии Франчески Сичилиани в Москве и Екатеринбурге. Дружба и тесное сотрудничество связывали её с главным дирижёром Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Евгением Колобовым [10, 147]. Многотомное музыкальное издание Двор-киной «История Ье1сапш», содержащее исторические данные, нотный материал и методические пояснения к исполнению, до настоящего времени остаётся актуальным.
Э. М. Чарели преподавал на вокальной кафедре сценическую речь с 1966 по 2012 годы (по другим данным - с 1965-го). Вы-
дающийся специалист в области постановки речевого голоса, Эдуард Михайлович являлся автором книг и методических пособий, которые содержат «доказанные многолетней практикой методы и упражнения, не только воспитывающие профессиональный голос, но и реабилитирующие его в случае повреждения» [3, 27]. Среди них: «Методика работы по совершенствованию дикции», «Методическое пособие по технике речи», «Как работать над текстом», «Как работать над исправлением недостатков речи», «Массаж и гимнастика голосового аппарата».
Конец 1990-х - 2000-е годы ознаменованы приходом на кафедру нового поколения выпускников Уральской консерватории -Л. И. Сомиковой (класс Г. А. Ланк, аспирантура - класс В. Ю. Писарева), В. М. Добровольской (класс К. М. Родионовой), О. В. Семянниковой (класс М. Г. Владимировой), Т. Л. Савич (класс Л. Ф. Дроздовой, аспирантура - класс Н. Н. Голышева), С. Ю. Кадочниковой (класс Н. Н. Голыше-ва), Н. А. Карловой (класс М. Г. Владимировой), И. А. Ширяевой (класс С. В. Зализняк); преподавателей, ранее работавших в должности концертмейстеров, - Т. С. Шайке-вич20 (класс спец. фортепиано И. З. Зетеля), Т. И. Валуевой21 (класс спец. фортепиано С. М. Фроловой), Л. П. Поляковой (класс спец. фортепиано В. Д. Шкарупы), а также выпускников ГМПИ им. Гнесиных - заслуженного артиста РФ В. П. Захарова (класс Е. В. Иванова) и заслуженной артистки РФ, профессора В. В. Олейниковой (класс З. А. Долухановой).
По приглашению Голышева В. М. Добровольская (ныне - профессор) возвратилась в родную консерваторию в 1999 году, на тот момент более 20 лет проработав в Свердловском оперном театре и имея почётное звание заслуженной артистки России. В годы обучения Валентины Михайловны в классе К. М. Родионовой (ассистентки О. И. Егоровой) «егоровская» школа не подходила её крепкому драмати-
ческому голосу. Как говорит сама Добровольская, в педагогической деятельности она опирается на «систему», унаследованную от своего педагога О. Г. Ляликовой (выпускницы Одесской государственной консерватории имени А. В. Неждановой22), у которой обучалась в Омском музыкальном училище имени В. Я. Шебалина. Основные требования Ляликовой - это «свобода и мягкость, легато и кантилена, хороший зевок и высокая позиция», «пой всегда так, как поёт виолончель - на одном смычке», поэтому и своим ученикам Валентина Михайловна говорит так: «Звук рождается не на выдохе, а на „продыхе", на воздушной подушке»23.
С 2005 по 2021 годы кафедру сольного пения возглавляла народная артистка РСФСР, профессор С. В. Зализняк24, вокальная ветвь которой тянется от Г. Ниссен-Са-ломан через Н. А. Ирецкую - А. Г. Жеребцо-ву-Андрееву - М. И. Бриан - Н. И. Уткину25. По словам Светланы Васильевны, главной её задачей как заведующей кафедрой было сохранение традиций уральской вокальной школы, берущей начало от «егоровской» школы, поскольку выпускники консерватории всегда славились высоким профессиональным уровнем. Характеризуя уральскую вокальную школу как «высокопозиционное пение, пение „в голову"», Зализняк тем не менее говорит о разнообразии методов преподавания своих коллег: «...к каждому ученику нужен индивидуальный подход, основанный на общих принципах вокальной школы: высокая позиция, хорошая опора, проточное дыхание и свободное глоточное пространство. К этим основополагающим позициям у каждого педагога есть свои методические подходы. <...> Вера Михайловна Баева просит петь более „купольно". Николай Николаевич Голышев известен требованием: „Открывай звук в голову". Школу Маргариты Георгиевны Владимировой отличает свободная глотка, звучные голоса» [7, 112-113]. В собственной педагогической деятельно-
сти Светлана Васильевна опирается на заветы Н. И. Уткиной, в частности, объясняя принципы правильного дыхания, упоминает «певческий пояс» на уровне диафрагмы, «приятное напряжение» (не зажатость) в котором «и даёт ощущение прочной опоры» [7, 196].
Второе десятилетие XXI века26 открывают имена молодых педагогов - Б. Б. Зубко-ва (класс Н. Н. Голышева), С. А. Вейсгейм, Г. А. Денисовой (обе - класс Л. П. Поляковой), О. В. Ефимова (класс Н. Н. Голышева, ассистентура-стажировка - Т. С. Шайке-вич). С 2021 года кафедрой заведует профессор Л. П. Полякова.
Лилия Петровна Полякова (ныне - профессор) работает в УГК более 30 лет, пройдя путь от концертмейстера до одного из ведущих вокальных педагогов и заведующей кафедрой сольного пения. По её словам, многолетняя концертмейстерская работа в классах Н. Н. Голышева и В. М. Баевой способствовала выработке собственных педагогических принципов: «Идти от природы голоса, от его естественного звучания и свободы, но вместе с тем помнить, что художественное исполнение - это основа музыкальной культуры, которая иногда помогает певцу лучше, чем знание физиологии голосового аппарата»27. В 2019 году ассистент-стажёр класса Л. П. Поляковой Мария Мотолыгина28 стала обладателем III премии XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского. Здесь существует некая параллель в смене руководства кафедрой: в 2002 году первую премию ХП-го конкурса Чайковского получила Айталина Адамова29, выпускница класса С. В. Зализняк.
Подводя итоги краткого экскурса в историю кафедры сольного пения Уральской консерватории, отметим следующее:
- во-первых, при всей множественности методов и приёмов обучения, ис-
пользуемых педагогами кафедры, уральская вокальная школа сформировалась как целостное явление, что подтверждается не только преемственностью традиций «от учителя к ученику», но, прежде всего, едиными требованиями к качеству певческого голоса и культуре исполнительского мастерства;
- во-вторых, несмотря на смену поколений педагогов, кафедра сохраняет высокий уровень профессиональной подготовки студентов. Только за последние 5 лет силами студентов и выпускников в Оперной студии УГК под руководством профессора П. И. Коблика были осуществлены полномасштабные постановки спектаклей: «Боярыня Вера Шелога» (2017) и «Кащей Бессмертный» Н. А. Римского-Корсакова (2019, впервые в Екатеринбурге), «Франческа да Римини» С. В. Рахманинова (2018), «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского (2019), «Дон Паскуале» Г. Доницетти (2020), «Богема» Дж. Пуччини (2020), «Риголетто» Дж. Верди, «Игрок» С. С. Прокофьева (2021, впервые в Екатеринбурге).
В заключение хотелось бы добавить, что сфера влияния уральской вокальной школы территориально не ограничивается пределами Уральского федерального округа. С одной стороны, это обусловлено исторически. В разное время, с 1950-х до начала 1990-х годов, на базе УГК обучались группы студентов из Башкирской, Бурятской и Якутской АССР, а также из дружественной СССР Монгольской Народной Республики30. С 2020-х годов приток иностранных студентов увеличился за счёт граждан Китайской Народной Республики. А с другой стороны, выпускники кафедры несут в себе педагогические традиции уральской вокальной школы, которые впоследствии передадут своим ученикам.
Вопросы музыкального образования: история, теория, практика
Список преподавателей кафедры сольного пения от её основания до не гших дней31
№ ФИО Начало работы в УГК Окончание работы в УГК
1 Егоров Егор Егорович 1934 1949
2 Николаева Елена Николаевна32 1935 ?
3 Арсбелли-Каринский Арсений Константинович 1938 1946
4 Вепринский Борис Семёнович 1938 1947
5 Кильчевская Лидия Владимировна 1938 1954
6 Егорова Ольга Ивановна 1938/39 - ассистент, далее с 1944 1978
7 Уместнов Михаил Михайлович 1939 1948
8 Ноздровская Прасковья Александровна 1939 - по кафедре хорового дирижирования, 1944 - по кафедре сольного пения 1961, далее июнь 1962
9 Тарасенко Зинаида Григорьевна 1941 1973
10 Новиков Александр Васильевич 1946 1958, далее до 1960 -консультант
11 Ухов Василий Герасимович 1946 1959
12 Батурина Софья Алексеевна 1948 1970
13 Образцовская Фрида Исааковна 1950 1965, далее апрель 1967
14 Вутирас Ян Христофорович 1954 1976
15 Семёнов Иван Петрович 1956 - ассистент, с 1958 - преподаватель 1986
16 Китаева Валентина Александровна 1941 - концертмейстер, 1957 - преподаватель камерного пения 1973
17 Щёлокова Зоя Васильевна 1944 1981
18 Владимирский Николай Васильевич 1949 1958
19 Менабени Людмила Георгиевна 1953 1963
20 Глазунова Маргарита Разумниковна 1954 1982
21 Уткина Нина Ивановна 1955 1970
22 Дроздова Людмила Флегонтовна 1955 2000
23 Родионова Кира Михайловна 1961 2009
24 Дворкина Маргарита Вячеславовна 1961 - концертмейстер, 1962 - преподаватель итальянского языка 2002, далее с сентября 2014 по октябрь 201533
№ ФИО Начало работы в УГК Окончание работы в УГК
25 Демьяненко Елена Николаевна 1963/64 - концертмейстер, 1973 - преподаватель камерного пения 1997
26 Чарели Эдуард Михайлович 1965/66 2012
27 Папин Олег Викторович 1966 1980
28 Нестягина Валентина Михайловна 1966 1973
29 Краснопольская Леонтина Эдуардовна 1966 2003
30 Голышев Николай Николаевич 1967 2021
31 Баева Вера Михайловна 1968-1973, с 1982 по настоящее время
32 Шайкевич Тамила Соломоновна с 1968 - концертмейстер, с 1999 - преподаватель концертно-камерного пения 2020
33 Курлапов Николай Ильич 1970 2017
34 Ланк Генриетта Александровна 1971 1988
35 Владимирова Маргарита Георгиевна 1971 2016
36 Шерстов Валерий Николаевич с 1971 - по кафедре хорового дирижирования с 1984 - по кафедре сольного пения 2020
37 Валуева Татьяна Ивановна с 1975 - концертмейстер, с 2002 - преподаватель концертно-камерного пения по настоящее время
38 Арефьева Евгения Михайловна 1976 1991
39 Зализняк Светлана Васильевна 1976 по настоящее время
40 Виноградов Борис Григорьевич 1978 1990
41 Писарев Валерий Юрьевич 1982 2010
42 Гуревич Валерий Борисович34 1983 2012
43 Полякова Лилия Петровна с 1990 - концертмейстер, с 2002 - преподаватель концертно-камерного пения, с 2014 - преподаватель сольного пения по настоящее время
44 Сомикова Лилия Ивановна 1998 по настоящее время
45 Добровольская Валентина Михайловна 1999 по настоящее время
46 Семянникова Ольга Валерьевна 1999 по настоящее время
47 Савич Тамара Леонидовна 2000 по настоящее время
Вопросы музыкального образования: история, теория, практика
№ ФИО Начало работы в УГК Окончание работы в УГК
48 Карлова Наталья Александровна 2003 по настоящее время
49 Кадочникова Светлана Юрьевна 2003 по настоящее время
50 Захаров Валентин Петрович 2004 2020
51 Олейникова Валентина Владимировна 2005 по настоящее время
52 Зубков Борис Борисович 2010 по настоящее время
53 Вейсгейм Светлана Алексеевна 2011 2018
54 Ефимов Олег Владимирович 2016 по настоящее время
55 Денисова Галина Александровна 2018 по настоящее время
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Далее - Уральская консерватория, УГК.
2 До 29 июня 1945 года консерватория называлась Свердловской. В 1939 году по случаю первого выпуска и в связи со столетием со дня рождения М. П. Мусоргского ей было присвоено почётное имя русского композитора.
3 С 1898 по 1902 годы Егор Егорович Егоров обучался в Московской консерватории (ныне - Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, далее - МГК) в классе В. М. Зарудной (неоконченное высшее).
4 Александр Васильевич Новиков окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (ныне - Российский институт театрального искусства - ГИТИС) в классе Маргариты Александровны Эйхенвальд, ученицы Э. О. Тальябуэ (Московская консерватория). Её сестра Мария Александровна Эйхенвальд-Дубровская преподавала в Саратовском музыкальном училище в 1908-1921 годах, с 1917 года - в Саратовской консерватории (ныне - Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, далее - СГК) [8, 65].
5 С 1918 по 1992 годы - Ленинградская, ныне - Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова.
6 В 1902-1904 годах Уместнов по совету Нолле уехал стажироваться в Италию у профессоров К. Ка-тони и Э. Росси [10, 347].
7 Определение И. К. Назаренко [4, 2].
8 Это касается не только кафедры сольного пения, но также фортепианной, струнной, духовой и других.
9 С 1922 по 1924 годы обучалась в Московской государственной консерватории в классе спец. фортепиано С. А. Козловского. Не имея оконченного высшего образования, в 1938 году О. И. Егорова была зачислена в Свердловскую консерваторию ассистентом профессора Е. Е. Егорова.
10 В 1873-1875 годах И. П. Прянишников обучался в Петербургской консерватории у П. Бронникова и Дж. Корси, затем совершенствовался в Италии: брал уроки у А. Гуэрчиа, Ф. Ламперти и Дж. Ронкони.
11 С 1983 по 1984 году кафедрой заведовала народная артистка РСФСР, профессор М. Г. Владимирова (выпускница Ленинградской консерватории по классу хорового дирижирования, после была принята в УГК в класс О. И. Егоровой), а с 1984 по 1986 годы - доцент К. М. Родионова (четыре курса Киевской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в классе Д. Г. Евтушенко, с которым познакомилась в Свердловске в годы Великой Отечественной войны, когда Киевская консерватория была эвакуирована на Урал. В 29 лет Кира Михайловна Родионова поступила в УГК в класс Л. Г. Менабени).
12 В 18 лет Василий Герасимович Ухов поступил на вечерние курсы Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где три года обучался пению в классе Ю. Я. Махиной и Я. Лосьева (по другим данным - З. И. Махиной и Я. А. Лосева [10, 350]), затем два года - в частной музыкальной школе Е. Смирновой.
13 С 1964 года Елена Николаевна Демьяненко работала концертмейстером в классе камерного пения В. А. Китаевой, с 1973 по 1997 годы преподавала камерное пение.
14 Е. М. Арефьева - заслуженная артистка РСФСР, профессор. В 1976 году была приглашена в УГК, где вела класс камерного пения на кафедре сольного пения и класс концертмейстерского мастерства - на кафедре камерной музыки. С 1991 года преподаёт в МГК.
15 М. Р. Глазунова - ученица М. М. Уместнова, не имела высшего образования. В 1930 году окончила Уральский областной музыкальный техникум имени П. И. Чайковского (ныне - Свердловское музыкальное училище имени П. И. Чайковского (колледж).
16 Кроме Я. Х. Вутираса и М. Р. Глазуновой, все являются выпускниками УГК.
17 Сфера научно-педагогических интересов О. И. Егоровой нашла отражение в статьях, изданных в сборниках Научно-методических записок Уральской консерватории (вып. 4, 1961; вып. 6, 1970): «Значение художественного произведения для воспитания голоса певца» и «Роль слова и музыки в процессе технических занятий с певцом» (см.: URL: https://elibrary.ru/d0wnl0ad/elibrary_41320995_24284646.pdf).
18 Далее - ГМПИ имени Гнесиных. Ныне - Российская академия музыки имени Гнесиных.
19 Защита диссертационного исследования Е. Е. Егорова «Методика сольного пения» состоялась 8 июня 1943 года, после чего в 1944 году ему была присуждена учёная степень доктора искусствоведческих наук (без защиты кандидатской диссертации). В мае того же года аспирантка Егорова Л. В. Кильчевская защитила кандидатскую диссертацию на тему «„Примарное" или основное звучание в голосе певца и его значение в методике русской вокальной школы» [2, 99,101].
20 С 1968 года Тамила Соломоновна Шайкевич (1947-2020) работала концертмейстером в классах Л. Ф. Дроздовой и Н. Н. Голышева, а с 1999 года начала преподавать концертно-камерное пение.
21 С 1975 года Татьяна Ивановна Валуева работала концертмейстером в классах С. В. Зализняк, Н. Н. Голышева, Л. Э. Краснопольской.
22 Ныне - Одесская государственная музыкальная академия имени А. В. Неждановой.
23 Из устной беседы с В. М. Добровольской (02 августа 2022 года).
24 Светлана Васильевна Зализняк (1939) - выпускница Саратовского музыкального училища (класс В. Г. Коноваловой). В 1961 году поступила в СГК в класс доцента Е. В. Миловановой, но через год по семейным обстоятельствам уехала в Свердловск, где была зачислена на 2-й курс Уральской консерватории, которую окончила в 1966 году (класс Н. И. Уткиной).
25 С 1943 по 1948 годы Нина Ивановна Уткина обучалась в Ленинградской консерватории в классе профессора М. И. Бриан (завершив 4 курса), а затем в сентябре 1948 года перевелась на 4-й курс Уральской консерватории в класс доцента З. Г. Тарасенко, ученицы М. М. Уместнова.
26 2020 и 2021 годы стали настоящим испытанием для кафедры и вуза: ушли из жизни В. Н. Шерстов, Т. С. Шайкевич, В. П. Захаров и Н. Н. Голышев, с которыми связана целая эпоха в развитии уральской вокальной школы. Более подробно см. в журнале «Слово о музыке. „2020. О тех, кого мы потеряли..."» [9].
27 Из устной беседы с Л. П. Поляковой (22 августа 2022 года).
28 Мария Мотолыгина - приглашённая солистка Большого театра, Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, Красноярского государственного театра оперы и балета имени Д. А. Хво-ростовского. В 2016 году окончила СГК (класс профессора Л. В. Беловой), в 2019 году - ассистентуру-стажировку УГК. С 2018 по 2021 годы являлась участницей Молодёжной оперной программы Большого театра России.
29 Айталина Адамова (в девичестве - Афанасьева) - народная артистка России и Республики Саха (Якутия), солистка Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия) имени Д. К. Сивцева-Суоруна Омоллоона. С 2010 года возглавляет кафедру музыкального искусства Арктического государственного института культуры и искусств.
30 Среди первых выпускников национальных студий назовём заслуженного деятеля искусств РСФСР и Башкирской АССР, профессора Уфимского государственного института искусств имени Загира Исма-гилова М. Г. Муртазину (класс А. В. Новикова), народного артиста СССР Д. Г. Дашиева и заслуженную артистку РСФСР и Якутской АССР Н. С. Шепелёву (оба - класс З. В. Щёлоковой), заслуженную артистку РСФСР и Башкирской АССР С. К. Галимову (класс Н. И. Уткиной), заслуженную артистку Башкирской АССР Ж. Г. Рахматуллину (класс Л. Ф. Дроздовой), народных артистов МНР Цэвэгжава Пуревдоржа (класс А. В. Новикова) и Бандидоржа (класс О. И. Егоровой).
31 Информация представлена на основании изданий к 75-летию и 85-летию УГК [10; 5]. Данные ныне работающих педагогов взяты из открытых источников (см.: URL: https://uralconsv.org/svedeniya/pps).
32 В 1908-1929 годах Елена Николаева была солисткой Мариинского театра. В 1913-1914 годах участвовала в «Русских сезонах» Сергея Дягилева.
33 М. В. Дворкина работала на кафедрах иностранных языков, оперно-сценической подготовки, сольного пения. После ухода из УГК в 2002 году вернулась в 2014-м.
34 В. Б. Гуревич - заслуженный работник культуры РФ, выпускник ГМПИ имени Гнесиных. В настоящее время работает в Свердловском музыкальном училище имени П. И. Чайковского (колледж).
ЛИТЕРАТУРА
1. Владимирова М. Г. Формирование академического певческого голоса: из опыта работы в классе сольного пения : учебно-метод. пособие. 2-е изд. Екатеринбург : УГК им. М. П. Мусоргского, 2013. 38 с.
2. Евдокимова Н. К. Первый диссертационный совет на Урале по специальности «Музыкальное искусство» (1942-1944) // Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных. 2021. № 4 (39). С. 95-104.
3. Зубков Б. Б. Э. М. Чарели как преподаватель Свердловского театрального училища (1962-1965): становление авторской методики // Искусство театра: Вчера. Сегодня. Завтра : сб. статей. Екатеринбург ; Москва : Кабинетный учёный, 2017. Вып. 9. С. 27-34.
4. Назаренко И. К. Предисловие // Глинка М. И. Упражнения для усовершенствования голоса; методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио : (для сред. голоса). Москва ; Ленинград : Музгиз, 1951. 59 с.
5. Память и «мы» (учитель и ученики) / гл. ред. и сост.: В. Н. Шерстов ; Урал. гос. консерватория им. М. П. Мусоргского. Екатеринбург, 2019. 183 с.
6. Паэгле Н. М., Фоминых Е. Т. Николай Голышев: ария жизни. Екатеринбург : Гощицкий, 2012. 216 с.
7. Призвание - певица. С. В. Зализняк / авт.-сост. Б. Б. Зубков, О. Н. Грозных. Екатеринбург, 2014. 220 с.
8. Рудякова А. Э. Формирование основ саратовской педагогической вокальной школы // Слово молодых ученых : сб. статей по материалам Всерос. науч.-практ. конф. аспирантов : сб. науч. трудов. Саратов : СГК им. Л.В. Собинова, 2015. С. 61-67.
9. Слово о музыке. «2020. О тех, кого мы потеряли...». № 1 (8). Екатеринбург : УГК им. М. П. Мусоргского, 2021. 93 с.
10. Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского: 75 лет / ред.-сост. Е. Н. Федорович, Л. К. Шабалина. Екатеринбург : УГК им. М. П. Мусоргского, 2009. 596 с.
11. Шерстов В. Н. Резонансная теория и вокальная практика в рамках творческой (креативной) педагогики // Резонансная техника пения и речи. Методики мастеров. Сольное, хоровое пение, сценическая речь. Москва : Когито-Центр, 2013. С. 177-182.
Galina A. Denisova
Ural Mussorgsky State Conservatory, Yekaterinburg, Russia. E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-0128-1356. SPIN-Kog: 1394-5534
DEPARTMENT OF SOLO SINGING OF THE URAL CONSERVATORY: FROM PAST TO PRESENT
Abstract. The article presents a brief history of the department of solo singing from the opening of the Ural Conservatory in 1934 to the present. Focus is on the key figures - heads and teachers of the department, who influenced the formation and development of the Ural vocal school, based on the continuity of the "teacher - student" traditions and uniform requirements for the quality of the singing voice. The text contains a list of the names of the main teachers of the Department of Solo Singing, so we can get the better picture of the "living" history of the vocal school of the Ural Conservatory against the backdrop of changing times.
Keywords: Ural Mussorgsky State Conservatory; Department of Solo Singing; Ural vocal school; E. E. Egorov; N. N. Golyshev; V. M. Baeva; S. V. Zaliznyak
For citation: Denisova G. A. Kafedra sol'nogo peniya Ural'skoy konservatorii: otproshlogo k nastoyashchemu [Department of solo singing of the Ural Conservatory: from past to present], Music in the system of culture: Scientific Bulletin of the Ural Conservatory, 2022, iss. 31, pp. 86-97. (in Russ.).
REFERENCES
1. Vladimirova M. G. Formirovanie akademicheskogo pevcheskogogolosa: iz opyta raboty v klasse sol'nogo peniya: uchebno-metod. posobie [Formation of classical singing voice: based on experience in the class of solo singing], 2nd ed. Yekaterinburg, UGK im. M. P. Musorgskogo, 2013, 38 p. (in Russ.).
2. Evdokimova N. K. Pervyy dissertatsionnyy sovet na Urale po spetsial'nosti «Muzykal'noe iskusstvo» (1942-1944) [The first dissertation council in the Urals on the specialty "Musical Art" (1942-1944)], Scholarly papers of Russian Gnesins Academy of Music, 2021, no. 4 (39), pp. 95-104. (in Russ.).
3. Zubkov B. B. E. M. Chareli kak prepodavatel' Sverdlovskogo teatral'nogo uchilishcha (1962-1965): stanovlenie avtorskoy metodiki [E. M. Chareli as a teacher at the Sverdlovsk Theater School (1962-1965): the formation of the original method], Iskusstvo teatra: Vchera. Segodnya. Zavtra: sb. statey, Yekaterinburg, Moscow, Kabinetnyy uchenyy, 2017, iss. 9, pp. 27-34. (in Russ.).
4. Nazarenko I. K. Predislovie [Preface], Glinka M. I. Uprazhneniya dlya usovershenstvovaniyagolosa; metodich-eskie k nimpoyasneniya i vokalizy-sol'fedzhio: (dlya sred. golosa), Moscow, Leningrad, Muzgiz, 1951, 59 p. (in Russ.).
5. Sherstov V. N. (gen. ed., comp.) Pamyat' i«my» (uchitel' i ucheniki) [Memory and "we" (teacher and students)], Yekaterinburg, 2019, 183 p. (in Russ.).
6. Paegle N. M., Fominykh E. T. Nikolay Golyshev: ariyazhizni [Nikolai Golyshev: the aria of life], Yekaterinburg, Goshchitskiy, 2012, 216 p. (in Russ.).
7. Zubkov B. B., Groznykh O. N. (comp.) Prizvanie - pevitsa. S. V. Zaliznyak [Vocation - singer. S. V. Zali-znyak], Yekaterinburg, 2014, 220 p. (in Russ.).
8. Rudyakova A. E. Formirovanie osnov saratovskoy pedagogicheskoy vokal'noy shkoly [Formation of the basis of the Saratov pedagogical vocal school], Slovo molodykh uchenykh: sb. statey po materialam Vseros. nauch.-prakt. konf. aspirantov: sb. nauch. trudov, Saratov, SGK im. L.V. Sobinova, 2015, pp. 61-67. (in Russ.).
9. Slovo omuzyke. «2020. O tekh, kogo mypoteryali...» [A word about music. «2020. About those whom we have lost...»], no. 1 (8), Yekaterinburg, UGK im. M. P. Musorgskogo, 2021, 93 p. (in Russ.).
10. Fedorovich E. N., Shabalina L. K. (eds.-comp.) Ural'skaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni M. P. Musorgskogo: 75 let [Ural State Conservatory named after M. P. Mussorgsky: 75 years], Yekaterinburg, UGK im. M. P. Musorgskogo, 2009, 596 p. (in Russ.).
11. Sherstov V. N. Rezonansnaya teoriya i vokal'nayapraktika v ramkakh tvorcheskoy (kreativnoy) pedagogiki [Resonance technique of singing and speech. Methods ofmasters. Solo, choral singing, stage speech], Rezonansnaya tekhnika peniya i rechi. Metodiki masterov. Sol'noe, khorovoe penie, stsenicheskaya rech', Moscow, Kogito-Tsentr, 2013, pp. 177-182. (in Russ.).