Научная статья на тему 'Студент как субъект управления экономической безопасностью вуза'

Студент как субъект управления экономической безопасностью вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
445
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ВУЗА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТУДЕНТА / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ СТУДЕНТА / STUDENT’S ECONOMIC SECURITY / MODEL OF MANAGEMENT OF A STUDENT’S ECONOMIC SECURITY / ECONOMIC SECURITY OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Резник Г. А.

В статье рассматривается структура экономического потенциала вуза, основные направления его экономической безопасности, раскрывается сущность экономической безопасности студента как экономической категории, исследуется система экономической безопасности студента и формирующие ее элементы. Представлена модель системы управления экономической безопасностью студента, а также комплекс мер по ее обеспечению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student as a subject of management the economic security of a higher educational institution

The article discusses the structure of the higher educational institution’s economic potential and the major directions of its economic security. The author focuses on the student economic security as an economic category, discusses its key components, and offers a model of its management.

Текст научной работы на тему «Студент как субъект управления экономической безопасностью вуза»

уточняя и расширяя его научную картину более отчетливо, чем будущим экономистам, в целях формирования адекватного в варианте с «дескриптивно-гносеологической» доминантой. профессионального самосознания и знания возможностей Последний вариант, как представляется, будет лучше служить средств экономической науки.

Литература

1. Ананьин О.И. Экономическая наука в зеркале методологии // Вопросы философии. — 1999. — № 1.

2. Баумоль У. Чего не знал Альфред Маршалл: вклад ХХ столетия в экономическую теорию // Вопросы экономики. — 2001. — № 2.

3. Блауг М. Методология экономической науки или как экономисты объясняют. — М., 2004.

4. Браунинг П. Современные экономические теории — буржуазные концепции. — М., 1987.

5. Гринспен А. Эпоха потрясений. Проблемы и перспективы мировой финансовой системы.- М.: ООО «Юнайтед Пресс», 2010.

6. Жамс Э. История экономической мысли. ХХ век. — М., 1959.

7. Жижек С. Размышление в красном цвете: коммунистический взгляд на кризис и сопутствующие предметы. — М.: 2011.

8. История экономических учений (современный этап): Учебник / Под общ. ред. А.Г. Худокормова. — М.: Инфра, М. 1998.

9. Кругман П. Р., Обстфельд М. Международная экономика: теория и политика / Пер. с англ. 5-го междунар. изд. — СПб.: Питер, 2004.

10. Лакатос И. История науки и ее рациональная реконструкция // Структура и развитие науки: Сб. — М., 1975.

11. Нестеренко А.В. О чем не сказал Уильям Баумоль: вклад ХХ столетия в философию экономической деятельности // Вопросы экономики. — 2001. — № 7.

12. Нуреев Р. Проблемы модернизации экономики: концепции, цели, средства / Научные труды Донецкого национального технического университета. Сер. Экономическая. — Вып. 103-1. — Донецк, 2006.

13. Отечественная экономическая наука между прошлым и будущим: Очерки / Под ред. Г.Г. Богомазова. — СПб.: Изд-во С.-Пе-терб. ун-та, 1997.

14. Панорама экономической мысли конца ХХ столетия / Под ред. Д. Гринэуэй, М. Блини, И. Стюарт. Т.1-2. — СПб.: Экономическая школа , 2002.

15. Портер М. Международная конкуренция. — М.: Междунар. отношения, 1993.

16. Мировой экономический кризис и Россия: причины, последствия, пути преодоления / Рязанов В.Т. и др. Колл. доклад // Матер. Междунар. науч. конф. 12-13 ноября 2009 г. Экон. фак-т СПбГУ. — СПб., 2009.

17. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли с 1870г. — М., 1968.

18. Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции // Политический журнал. — 2004. — № 7 (10).

19. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. — 1990. — № 3.

20. Шапиро Н.А. Дж. М. Кейнс как завершающий экономист «мейнстрима» и предвестник теоретико-методологического плюрализма // Вопросы экономики. — 2008. — №1.

21. Шапиро Н.А. К вопросу об учебно-методическом обеспечении курса «История и методология экономической науки» // Магистратура: состояние и перспективы: Матер. науч.-метод. конф. / Под ред. Г.Г. Богомазова. Вып. 2. — СПб.: ОЦЭиМ, 2007.

СТУДЕНТ КАК СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ экономической безопасностью вуза

Г.А. Резник,

заведующий кафедрой маркетинга и экономической теории Пензенского государственного университета архитектуры и строительства,

доктор экономических наук, профессор reznikga@gmail.com

В статье рассматривается структура экономического потенциала вуза, основные направления его экономической безопасности, раскрывается сущность экономической безопасности студента как экономической категории, исследуется система экономической безопасности студента и формирующие ее элементы. Представлена модель системы управления экономической безопасностью студента, а также комплекс мер по ее обеспечению.

Ключевые слова: экономическая безопасность вуза, экономическая безопасность студента, модель управления экономической безопасностью студента.

УДК 378 ББК 65.050 У67

Переход к рыночным отношениям и обострение конкурентной борьбы между вузами привели к необходимости усиления внимания к проблеме экономической безопасности вуза, под которой понимается экономическая защищенность вуза и интересов его работников от внешних и внутренних угроз, позволяющая сохранить и эффективно использовать свой экономический потенциал.

Проблема экономической безопасности вуза в современных условиях приобретает особую актуальность. Этому способствует: экономическая нестабильность общества, сокращение бюджетного финансирования ряда вузов и неясность условий выживания при отсутствии бюджетного финансирования, несовершенство законодательства (в частности, несовпадение нормативных правил налогового и бюджетного учета), отсутс-

твие механизма страхования риска принятия управленческих решений в сфере образования, разнонаправленность интересов традиционно имеющихся в вузе структурных подразделений, наличие иждивенческих настроений у работников вузов.

Современный вуз представляет собой не просто образовательное учреждение. Изменение факторов внешней и внутренней среды вуза превратили его в многофункциональное учреждение, целью которого является не только подготовка высококвалифицированных инновационно ориентированных специалистов, востребованных работодателем и обществом в целом, но и поддержание их здоровья, как главного элемента трудового потенциала. Поэтому вузы вынуждены развивать комплекс социальных услуг, направленных на поддержание здоровья студентов на весь период обучения в вузе и сотрудников в процессе работы. В состав комплекса социальных услуг вуза, как правило, входит: наличие спортивной базы, профилактория, пунктов медицинской помощи, достаточное количество пунктов качественного питания. Развитый комплекс социальных услуг предполагает также создание своеобразных бизнес-центров с множеством сопутствующих образовательному процессу услуг: наличие достаточного количества копировальных центров, компьютерных классов с возможностью выхода в Интернет и использования электронной почты, пунктов продажи канцтоваров и многое другое.

Сфера деятельности вуза расширяется также за счет формирования предпринимательских структур. В условиях формирования инновационной экономики развитие предпринимательства среди студентов и сотрудников вуза является одним из приоритетных направлений инновационной деятельности вуза. Данное направление приобретает все большую актуальность вследствие принятого 2 августа 2009 года Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Федеральным законом предусматривается наделение бюджетных научных и образовательных учреждений правом самостоятельно, т.е. без согласия собственника их имущества, но с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, создавать хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным научным и образовательным учреждениям.

Именно этот аспект — многофункциональность вуза, акцент на развитие научно-технической деятельности, создание предпринимательских структур, развитие комплекса социальных услуг, в настоящее время, с одной стороны, формирует и развивает его экономический потенциал, а, с другой — расширение сферы его деятельности обязывает руководство вуза обеспечивать ее экономическую безопасность, в том числе персонала и студентов. Формирующийся в вузе экономический потенциал определяется совокупностью и уровнем развития следующих факторов:

— кадрового потенциала, осуществляющего образовательную и научно-исследовательскую деятельность

— материально-технической базы, в том числе и, прежде всего, производственными площадями;

— социальной базы, как одного из условий поддержания трудоспособности и стабилизации трудового коллектива;

— организационно-экономического механизма управления вузом и финансовыми потоками.

— результативностью финансово-экономической деятельности.

Рассмотрение структуры экономического потенциала вуза позволяет определить основные направления обеспечения экономической безопасности вуза

а) развитие интеллектуально-производственного потенциала, осуществляющего образовательную и научно-исследовательскую деятельность (ППС, технического персонала и студентов);

б) ресурсообеспеченность, включающая состояние собственных производственных площадей; оснащение лабораторий необходимым оборудованием, их сохранение и развитие:

в) наличие социальной базы и эффективность ее использования (ФОКи, загородние спортивные лагеря, пункты питания и здравоохранения, внутренняя инфраструктура по предоставлению услуг, сопутствующих образовательной деятельности);

г) управленческая деятельность (в конечном итоге и ресурсное обеспечение и экономическая безопасность личности зависят от того, какие управленческие решения в области экономической безопасности будут приняты руководством вуза);

д) экономическая эффективность деятельности вуза, оцениваемая финансовым результатом и эффективностью использования экономических ресурсов; собственных и привлеченных средств, а также выполнением финансовых обязательств.

Рис.1. Направления обеспечения экономической безопасности вуза

Все выше изложенное позволяет констатировать, что обеспечение экономической безопасности вуза в современных условиях представляет собой весьма сложную задачу, поскольку зависит от решения множества самых разнообразных проблем, среди которых деятельность персонала и студентов занимают ведущее место.

Однако уровень экономической безопасности вуза зависит не только от внутренних факторов, рассмотренных выше, но и от внешнего состояния экономики и общества в целом. Так, серьезную угрозу экономической безопасности вуза представляет коррупция, которая в последние годы приобрела самые разнообразные формы: это и нецелевое использование федеральных средств, и дача взятки проверяющему органу при аккредитации университета, и навязывание платных консультаций, покупки собственных книг, и т.д. Распространение коррупционных явлений в образовании приводит к ряду негативных последствий и требует разработки антикоррупционной программы на уровне университета, направленной на устранение причин и условий, порождающих коррупцию.

Поэтому проблема экономической безопасности вуза, экономическая защищенность вуза, интересов его работников и студентов становится весьма актуальной.

Весьма важным субъектом, от деятельности которого в значительной мере зависит экономическая безопасность вуза, является студент.

Особенностью современного студенчества является то, что его включение в общественную жизнь идет не только через учебную деятельность и профессиональную подготовку, но и путем формирования независимых материально-бытовых условий, новых форм проявления собственной активности и социального взаимодействия. Нынешний студент живет в эпоху социально-экономических преобразований, определивших формирование новых социально-экономических отношений, сопровождающихся ломкой нравственных ориентиров, девальвацией духовных ценностей. Студенчество как социальная группа наиболее восприимчива к изменениям и тенденциям, зачастую носящим отрицательный характер.

Четкого понятия «Экономическая безопасность студента» в экономической литературе пока не существует. Нами предпринята попытка сформулировать такое определение и раскрыть его сущность.

Представляется, что экономическая безопасность студента — это, с одной стороны, его способность обеспечивать свою экономическую независимость, а, с другой — формирование потенциала его экономического благополучия, его конкурентоспособности после завершения обучения в вузе.

Поэтому процесс управления экономической безопасностью вуза должен включать систему мер, обеспечивающих создание такого потенциала.

Управление экономической безопасностью студента — это комплекс методов и приемов, направленных на создание благоприятных условий для развития и активизации творческого потенциала, а также обеспечения его экономической независимости в период обучения в вузе.

Исходя из понимания того, что экономическая безопасность студента обеспечивается комплексом методов и приемов, формирующих его экономическую независимость в период обучения в вузе, руководство вуза должно планировать и реализовывать систему мер, противодействующих как внешним, так и внутренним угрозам и факторам риска, своевременно противопоставлять им эффективную реорганизацию структуры и функционирования вуза. Причем достижение поставленных задач предполагает реализацию разнообразных мероприятий и использование различных инструментов, как в краткосрочной, так и среднесрочной, и долгосрочной перспективе.

Система экономической безопасности студента многоаспектна и включает в себя комплекс различных компонентов (рис. 1).

Прежде всего, это эффективное использование потенциала вуза, который является базовым элементом, основой, определяющей саму возможность его обучения в вузе в течение довольно продолжительного периода времени. Это и выплата стипендии, различные виды материальной помощи, возможность бесплатного или льготного пользования всей созданной в вузе инфраструктурой (читальные залы и библиотеки, компьютерные классы и технические лаборатории, оздоровительные учреждения и спортивные залы и т.д.).

Весьма важными элементами экономической безопасности студенчества являются создание и поддержание стабильности, социальный климат и система социальной защиты в вузе. Социальная составляющая как элемент экономической безопасности направлена на сплочение, объединение всех работников (в т.ч. студентов) для решения общих задач. Она, по сути, формирует внутриорган изацион ную среду в вузе и способствует сокращен ию числа разрушительных конфликтов в коллективе. В результате студенты занимают активную позицию в процессе реализации программы экономической безопасности, а руководство вуза получает понимание, необходимую поддержку с их стороны.

Рис.2. Модель системы управления экономической безопасностью студента

Важной составляющей системы обеспечения экономической безопасности студента в вузе является эффективная система антикоррупционных мер.

К сожалению, студенты сталкиваются с коррупцией достаточно часто: при поступлении в вуз, при пропуске занятий, при сдаче экзаменов и зачетов, курсовых и дипломных, при получении диплома.

Одной из причин, формирующих основу для проявления коррупции в образовательной среде является рост числа социальных рисков на фоне формирования новых социальноэкономических отношений и появления негативных тенденций. Имея за плечами жизненный опыт со своими трудностями и проблемами, родители стараются огородить свое чадо от них, и не только сами участвуют в формировании коррумпированной среды, но и толкают своих детей в эту же яму, способствуя формированию таких черт их характера как иждивенчество, безынициативность, лень, желание обойти принятые в вузе нормы и правила. Тем самым масштабы коррупции в вузах в последние годы принимают опасные размеры.

Другая причина — это отсутствие стимулов для поддержания безукоризненной репутации образовательного учреждения, недостойная оплата труда в образовательной сфере, старение кадров, отсутствие ресурсов для создания достойного имиджа образовательного учреждения.

Каждая из взаимодействующих сторон образовательного процесса имеет свои цели — кто-то из студентов стремится получить знания, а кто-то диплом, кто-то из преподавателей рассматривает свою работу как смысл жизни, а кто-то лишь как источник дохода. Участники же процесса всегда смогут найти компромиссное решение для удовлетворения своих потребностей. Студентам можно апеллировать на более высокий уровень: к декану факультета, проректору по учебной работе, ректору. Можно конечно обратиться и в суд. Но если учитывать, что ситуация, связанная с коррупцией — это отражение в известной мере состояния нашего общества, то может показаться, что бороться с этим явлением бесполезно. Студенты, как представители молодого поколения, должны этому противостоять. Для того, чтобы что — то изменить в этой сложившейся годами системе, необходимо использовать стратегию целенаправленного воздействия, поддерживая у субъектов созидательные цели и нивелируя разрушительные.

В комплексе мер, формирующих систему экономической безопасности студента, решающее значение имеет предоставление возможности трудоустройства в период обучения, а также возможности послевузовской переподготовки и повышения квалификации. И тот и другой элемент формируют основу его материального благополучия и конкурентоспособности на рынке труда и создают условия для противостояния внешним угрозам, нивелируют опасность утраты его экономической независимости. О высокой эффективности решения этой проблемы свидетельствует опыт Пензенского Государственного Университета архитектуры и строительства, в структуре которого с 1991 года функционирует Центр маркетинга и содействия трудоустройству выпускников. Совместно с выпускающими кафедрами Центр ежегодно проводит мониторинг рынка труда и рынка образовательных услуг, результаты которого свидетельствуют о том, что более 90% выпускников трудоустраиваются по специальности, формируя тем самым основу своего материального благополучия и экономической безопасности.

Таким образом, можно сделать вывод, что экономическая безопасность студента может быть обеспечена лишь системой защитных мер, направленных на обеспечение его экономической независимости в период обучения в вузе и тем более — после завершения обучения. В изменившихся социально-экономических и институциональных условиях выявление факторов риска, опасностей и угроз, выработка способов, инструментов и методов противодействия им является важной задачей обеспечения экономической безопасности вуза при работе со студентами.

Литература

1. Бархатов В.Ю., Пугач В.Н., Алимова Н.К. Экономическая безопасность Вуза // Науковедение. — 2009. — №1.

2. Демидов С.Р. Теоретико-методологические основы и механизм обеспечения экономической безопасности высшего учебного заведения: Автореф. дисс. ... д-ра эк. наук. — М., 2007.

3. Николаев А. Коррупция в вузах — отражение состояния нашего общества? [эл.]: адрес доступа — http://k501.mai5f.ru/students/ corrupt.html

4. Перминов В.Л. Вопросы экономической безопасности образовательных систем в современных условиях российского образования [эл.]: адрес доступа — http://www.lerner.edu3000.ru/Wladimir_biblos/perminov_1.htm.

5. Управление экономической безопасностью высшего учебного заведения: учебник / Под общ. ред. С.Д. Резника. — Пенза: ПГУАС, 2011.

6. Электронный словарь — http://ru.wikipedia.org/wiki

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.