уточняя и расширяя его научную картину более отчетливо, чем будущим экономистам, в целях формирования адекватного в варианте с «дескриптивно-гносеологической» доминантой. профессионального самосознания и знания возможностей Последний вариант, как представляется, будет лучше служить средств экономической науки.
Литература
1. Ананьин О.И. Экономическая наука в зеркале методологии // Вопросы философии. — 1999. — № 1.
2. Баумоль У. Чего не знал Альфред Маршалл: вклад ХХ столетия в экономическую теорию // Вопросы экономики. — 2001. — № 2.
3. Блауг М. Методология экономической науки или как экономисты объясняют. — М., 2004.
4. Браунинг П. Современные экономические теории — буржуазные концепции. — М., 1987.
5. Гринспен А. Эпоха потрясений. Проблемы и перспективы мировой финансовой системы.- М.: ООО «Юнайтед Пресс», 2010.
6. Жамс Э. История экономической мысли. ХХ век. — М., 1959.
7. Жижек С. Размышление в красном цвете: коммунистический взгляд на кризис и сопутствующие предметы. — М.: 2011.
8. История экономических учений (современный этап): Учебник / Под общ. ред. А.Г. Худокормова. — М.: Инфра, М. 1998.
9. Кругман П. Р., Обстфельд М. Международная экономика: теория и политика / Пер. с англ. 5-го междунар. изд. — СПб.: Питер, 2004.
10. Лакатос И. История науки и ее рациональная реконструкция // Структура и развитие науки: Сб. — М., 1975.
11. Нестеренко А.В. О чем не сказал Уильям Баумоль: вклад ХХ столетия в философию экономической деятельности // Вопросы экономики. — 2001. — № 7.
12. Нуреев Р. Проблемы модернизации экономики: концепции, цели, средства / Научные труды Донецкого национального технического университета. Сер. Экономическая. — Вып. 103-1. — Донецк, 2006.
13. Отечественная экономическая наука между прошлым и будущим: Очерки / Под ред. Г.Г. Богомазова. — СПб.: Изд-во С.-Пе-терб. ун-та, 1997.
14. Панорама экономической мысли конца ХХ столетия / Под ред. Д. Гринэуэй, М. Блини, И. Стюарт. Т.1-2. — СПб.: Экономическая школа , 2002.
15. Портер М. Международная конкуренция. — М.: Междунар. отношения, 1993.
16. Мировой экономический кризис и Россия: причины, последствия, пути преодоления / Рязанов В.Т. и др. Колл. доклад // Матер. Междунар. науч. конф. 12-13 ноября 2009 г. Экон. фак-т СПбГУ. — СПб., 2009.
17. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли с 1870г. — М., 1968.
18. Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции // Политический журнал. — 2004. — № 7 (10).
19. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. — 1990. — № 3.
20. Шапиро Н.А. Дж. М. Кейнс как завершающий экономист «мейнстрима» и предвестник теоретико-методологического плюрализма // Вопросы экономики. — 2008. — №1.
21. Шапиро Н.А. К вопросу об учебно-методическом обеспечении курса «История и методология экономической науки» // Магистратура: состояние и перспективы: Матер. науч.-метод. конф. / Под ред. Г.Г. Богомазова. Вып. 2. — СПб.: ОЦЭиМ, 2007.
СТУДЕНТ КАК СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ экономической безопасностью вуза
Г.А. Резник,
заведующий кафедрой маркетинга и экономической теории Пензенского государственного университета архитектуры и строительства,
доктор экономических наук, профессор reznikga@gmail.com
В статье рассматривается структура экономического потенциала вуза, основные направления его экономической безопасности, раскрывается сущность экономической безопасности студента как экономической категории, исследуется система экономической безопасности студента и формирующие ее элементы. Представлена модель системы управления экономической безопасностью студента, а также комплекс мер по ее обеспечению.
Ключевые слова: экономическая безопасность вуза, экономическая безопасность студента, модель управления экономической безопасностью студента.
УДК 378 ББК 65.050 У67
Переход к рыночным отношениям и обострение конкурентной борьбы между вузами привели к необходимости усиления внимания к проблеме экономической безопасности вуза, под которой понимается экономическая защищенность вуза и интересов его работников от внешних и внутренних угроз, позволяющая сохранить и эффективно использовать свой экономический потенциал.
Проблема экономической безопасности вуза в современных условиях приобретает особую актуальность. Этому способствует: экономическая нестабильность общества, сокращение бюджетного финансирования ряда вузов и неясность условий выживания при отсутствии бюджетного финансирования, несовершенство законодательства (в частности, несовпадение нормативных правил налогового и бюджетного учета), отсутс-
твие механизма страхования риска принятия управленческих решений в сфере образования, разнонаправленность интересов традиционно имеющихся в вузе структурных подразделений, наличие иждивенческих настроений у работников вузов.
Современный вуз представляет собой не просто образовательное учреждение. Изменение факторов внешней и внутренней среды вуза превратили его в многофункциональное учреждение, целью которого является не только подготовка высококвалифицированных инновационно ориентированных специалистов, востребованных работодателем и обществом в целом, но и поддержание их здоровья, как главного элемента трудового потенциала. Поэтому вузы вынуждены развивать комплекс социальных услуг, направленных на поддержание здоровья студентов на весь период обучения в вузе и сотрудников в процессе работы. В состав комплекса социальных услуг вуза, как правило, входит: наличие спортивной базы, профилактория, пунктов медицинской помощи, достаточное количество пунктов качественного питания. Развитый комплекс социальных услуг предполагает также создание своеобразных бизнес-центров с множеством сопутствующих образовательному процессу услуг: наличие достаточного количества копировальных центров, компьютерных классов с возможностью выхода в Интернет и использования электронной почты, пунктов продажи канцтоваров и многое другое.
Сфера деятельности вуза расширяется также за счет формирования предпринимательских структур. В условиях формирования инновационной экономики развитие предпринимательства среди студентов и сотрудников вуза является одним из приоритетных направлений инновационной деятельности вуза. Данное направление приобретает все большую актуальность вследствие принятого 2 августа 2009 года Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Федеральным законом предусматривается наделение бюджетных научных и образовательных учреждений правом самостоятельно, т.е. без согласия собственника их имущества, но с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, создавать хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным научным и образовательным учреждениям.
Именно этот аспект — многофункциональность вуза, акцент на развитие научно-технической деятельности, создание предпринимательских структур, развитие комплекса социальных услуг, в настоящее время, с одной стороны, формирует и развивает его экономический потенциал, а, с другой — расширение сферы его деятельности обязывает руководство вуза обеспечивать ее экономическую безопасность, в том числе персонала и студентов. Формирующийся в вузе экономический потенциал определяется совокупностью и уровнем развития следующих факторов:
— кадрового потенциала, осуществляющего образовательную и научно-исследовательскую деятельность
— материально-технической базы, в том числе и, прежде всего, производственными площадями;
— социальной базы, как одного из условий поддержания трудоспособности и стабилизации трудового коллектива;
— организационно-экономического механизма управления вузом и финансовыми потоками.
— результативностью финансово-экономической деятельности.
Рассмотрение структуры экономического потенциала вуза позволяет определить основные направления обеспечения экономической безопасности вуза
а) развитие интеллектуально-производственного потенциала, осуществляющего образовательную и научно-исследовательскую деятельность (ППС, технического персонала и студентов);
б) ресурсообеспеченность, включающая состояние собственных производственных площадей; оснащение лабораторий необходимым оборудованием, их сохранение и развитие:
в) наличие социальной базы и эффективность ее использования (ФОКи, загородние спортивные лагеря, пункты питания и здравоохранения, внутренняя инфраструктура по предоставлению услуг, сопутствующих образовательной деятельности);
г) управленческая деятельность (в конечном итоге и ресурсное обеспечение и экономическая безопасность личности зависят от того, какие управленческие решения в области экономической безопасности будут приняты руководством вуза);
д) экономическая эффективность деятельности вуза, оцениваемая финансовым результатом и эффективностью использования экономических ресурсов; собственных и привлеченных средств, а также выполнением финансовых обязательств.
Рис.1. Направления обеспечения экономической безопасности вуза
Все выше изложенное позволяет констатировать, что обеспечение экономической безопасности вуза в современных условиях представляет собой весьма сложную задачу, поскольку зависит от решения множества самых разнообразных проблем, среди которых деятельность персонала и студентов занимают ведущее место.
Однако уровень экономической безопасности вуза зависит не только от внутренних факторов, рассмотренных выше, но и от внешнего состояния экономики и общества в целом. Так, серьезную угрозу экономической безопасности вуза представляет коррупция, которая в последние годы приобрела самые разнообразные формы: это и нецелевое использование федеральных средств, и дача взятки проверяющему органу при аккредитации университета, и навязывание платных консультаций, покупки собственных книг, и т.д. Распространение коррупционных явлений в образовании приводит к ряду негативных последствий и требует разработки антикоррупционной программы на уровне университета, направленной на устранение причин и условий, порождающих коррупцию.
Поэтому проблема экономической безопасности вуза, экономическая защищенность вуза, интересов его работников и студентов становится весьма актуальной.
Весьма важным субъектом, от деятельности которого в значительной мере зависит экономическая безопасность вуза, является студент.
Особенностью современного студенчества является то, что его включение в общественную жизнь идет не только через учебную деятельность и профессиональную подготовку, но и путем формирования независимых материально-бытовых условий, новых форм проявления собственной активности и социального взаимодействия. Нынешний студент живет в эпоху социально-экономических преобразований, определивших формирование новых социально-экономических отношений, сопровождающихся ломкой нравственных ориентиров, девальвацией духовных ценностей. Студенчество как социальная группа наиболее восприимчива к изменениям и тенденциям, зачастую носящим отрицательный характер.
Четкого понятия «Экономическая безопасность студента» в экономической литературе пока не существует. Нами предпринята попытка сформулировать такое определение и раскрыть его сущность.
Представляется, что экономическая безопасность студента — это, с одной стороны, его способность обеспечивать свою экономическую независимость, а, с другой — формирование потенциала его экономического благополучия, его конкурентоспособности после завершения обучения в вузе.
Поэтому процесс управления экономической безопасностью вуза должен включать систему мер, обеспечивающих создание такого потенциала.
Управление экономической безопасностью студента — это комплекс методов и приемов, направленных на создание благоприятных условий для развития и активизации творческого потенциала, а также обеспечения его экономической независимости в период обучения в вузе.
Исходя из понимания того, что экономическая безопасность студента обеспечивается комплексом методов и приемов, формирующих его экономическую независимость в период обучения в вузе, руководство вуза должно планировать и реализовывать систему мер, противодействующих как внешним, так и внутренним угрозам и факторам риска, своевременно противопоставлять им эффективную реорганизацию структуры и функционирования вуза. Причем достижение поставленных задач предполагает реализацию разнообразных мероприятий и использование различных инструментов, как в краткосрочной, так и среднесрочной, и долгосрочной перспективе.
Система экономической безопасности студента многоаспектна и включает в себя комплекс различных компонентов (рис. 1).
Прежде всего, это эффективное использование потенциала вуза, который является базовым элементом, основой, определяющей саму возможность его обучения в вузе в течение довольно продолжительного периода времени. Это и выплата стипендии, различные виды материальной помощи, возможность бесплатного или льготного пользования всей созданной в вузе инфраструктурой (читальные залы и библиотеки, компьютерные классы и технические лаборатории, оздоровительные учреждения и спортивные залы и т.д.).
Весьма важными элементами экономической безопасности студенчества являются создание и поддержание стабильности, социальный климат и система социальной защиты в вузе. Социальная составляющая как элемент экономической безопасности направлена на сплочение, объединение всех работников (в т.ч. студентов) для решения общих задач. Она, по сути, формирует внутриорган изацион ную среду в вузе и способствует сокращен ию числа разрушительных конфликтов в коллективе. В результате студенты занимают активную позицию в процессе реализации программы экономической безопасности, а руководство вуза получает понимание, необходимую поддержку с их стороны.
Рис.2. Модель системы управления экономической безопасностью студента
Важной составляющей системы обеспечения экономической безопасности студента в вузе является эффективная система антикоррупционных мер.
К сожалению, студенты сталкиваются с коррупцией достаточно часто: при поступлении в вуз, при пропуске занятий, при сдаче экзаменов и зачетов, курсовых и дипломных, при получении диплома.
Одной из причин, формирующих основу для проявления коррупции в образовательной среде является рост числа социальных рисков на фоне формирования новых социальноэкономических отношений и появления негативных тенденций. Имея за плечами жизненный опыт со своими трудностями и проблемами, родители стараются огородить свое чадо от них, и не только сами участвуют в формировании коррумпированной среды, но и толкают своих детей в эту же яму, способствуя формированию таких черт их характера как иждивенчество, безынициативность, лень, желание обойти принятые в вузе нормы и правила. Тем самым масштабы коррупции в вузах в последние годы принимают опасные размеры.
Другая причина — это отсутствие стимулов для поддержания безукоризненной репутации образовательного учреждения, недостойная оплата труда в образовательной сфере, старение кадров, отсутствие ресурсов для создания достойного имиджа образовательного учреждения.
Каждая из взаимодействующих сторон образовательного процесса имеет свои цели — кто-то из студентов стремится получить знания, а кто-то диплом, кто-то из преподавателей рассматривает свою работу как смысл жизни, а кто-то лишь как источник дохода. Участники же процесса всегда смогут найти компромиссное решение для удовлетворения своих потребностей. Студентам можно апеллировать на более высокий уровень: к декану факультета, проректору по учебной работе, ректору. Можно конечно обратиться и в суд. Но если учитывать, что ситуация, связанная с коррупцией — это отражение в известной мере состояния нашего общества, то может показаться, что бороться с этим явлением бесполезно. Студенты, как представители молодого поколения, должны этому противостоять. Для того, чтобы что — то изменить в этой сложившейся годами системе, необходимо использовать стратегию целенаправленного воздействия, поддерживая у субъектов созидательные цели и нивелируя разрушительные.
В комплексе мер, формирующих систему экономической безопасности студента, решающее значение имеет предоставление возможности трудоустройства в период обучения, а также возможности послевузовской переподготовки и повышения квалификации. И тот и другой элемент формируют основу его материального благополучия и конкурентоспособности на рынке труда и создают условия для противостояния внешним угрозам, нивелируют опасность утраты его экономической независимости. О высокой эффективности решения этой проблемы свидетельствует опыт Пензенского Государственного Университета архитектуры и строительства, в структуре которого с 1991 года функционирует Центр маркетинга и содействия трудоустройству выпускников. Совместно с выпускающими кафедрами Центр ежегодно проводит мониторинг рынка труда и рынка образовательных услуг, результаты которого свидетельствуют о том, что более 90% выпускников трудоустраиваются по специальности, формируя тем самым основу своего материального благополучия и экономической безопасности.
Таким образом, можно сделать вывод, что экономическая безопасность студента может быть обеспечена лишь системой защитных мер, направленных на обеспечение его экономической независимости в период обучения в вузе и тем более — после завершения обучения. В изменившихся социально-экономических и институциональных условиях выявление факторов риска, опасностей и угроз, выработка способов, инструментов и методов противодействия им является важной задачей обеспечения экономической безопасности вуза при работе со студентами.
Литература
1. Бархатов В.Ю., Пугач В.Н., Алимова Н.К. Экономическая безопасность Вуза // Науковедение. — 2009. — №1.
2. Демидов С.Р. Теоретико-методологические основы и механизм обеспечения экономической безопасности высшего учебного заведения: Автореф. дисс. ... д-ра эк. наук. — М., 2007.
3. Николаев А. Коррупция в вузах — отражение состояния нашего общества? [эл.]: адрес доступа — http://k501.mai5f.ru/students/ corrupt.html
4. Перминов В.Л. Вопросы экономической безопасности образовательных систем в современных условиях российского образования [эл.]: адрес доступа — http://www.lerner.edu3000.ru/Wladimir_biblos/perminov_1.htm.
5. Управление экономической безопасностью высшего учебного заведения: учебник / Под общ. ред. С.Д. Резника. — Пенза: ПГУАС, 2011.
6. Электронный словарь — http://ru.wikipedia.org/wiki