Научная статья на тему 'Оценка экономической безопасности региона (на примере Новосибирской области)'

Оценка экономической безопасности региона (на примере Новосибирской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5612
950
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА / SECURITY / ECONOMIC SECURITY / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Приходько Е.А., Пальчикова А.П.

Предмет. В работе обосновывается актуальность оценки экономической безопасности конкретного региона, рассматриваются методики определения уровня экономической безопасности региона. Раскрываются основные направления и показатели, характеризующие экономическую безопасность Новосибирской области, а также угрозы экономической безопасности и пути их решения. Цели. Формулировка определения понятия «экономическая безопасность региона», определение основных методов, которые могут быть использованы для оценки уровня экономической безопасности региона. Выявление сильных сторон, факторов ограничения развития, путей развития и возможных угроз для Новосибирской области. Методология. В исследовании использовались методы системного, логического, статистического анализа. Результаты. На примере Новосибирской области обоснована актуальность оценки и управления экономической безопасностью региона для устойчивого развития не только территорий, но и государства в целом. Предложено определение термина экономической безопасности региона как оценочной категории, раскрывающей текущее и потенциальное состояние социально-экономической системы субъекта РФ, при котором обеспечиваются потребности населения, посредством противодействия влиянию рисков и угроз. Предложены индикаторы, формирующие уровень экономической безопасности региона (на показателях для Новосибирской области выполнена оценка экономической безопасности с 2013 по 2015 г.), подтверждающая, что по отдельным направлениям данный регион может занять лидирующее место в масштабах СФО в долгосрочном периоде. Выводы. Предложенные в статье показатели и подходы к оценке позволяют определить уровень экономической безопасности региона, а также возможные перспективы его развития. Результаты исследования также могут быть полезны для уточнения и корректировки региональной социально-экономической политики в сфере укрепления экономической безопасности других субъектов Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluating the region''s economic security: Evidence from the Novosibirsk oblast

Importance The article substantiates the reasonableness of evaluating the economic security of a certain region, reviews methods to determine the level of the region’s economic security. The article outlines key areas and indicators describing the economic security of the Novosibirsk Oblast, respective threats and remedies. Objectives The research formulates the concept the region’s economic security, and principal methods that can be used to evaluate it. We identify strengths, development constraints, development paths and possible threats to the Novosibirsk Oblast. Methods The research involves methods of a systems, logic, statistical analysis. Results Illustrating the Novosibirsk Oblast, we provide the rationale for evaluating and managing the region’s economic security so to ensure the sustainable development of either certain areas and the State, as a whole. The article presents our definition of the region’s economic security as an evaluation category revealing the current and possible state of the socio-economic system of a Russian region. We also propose indicators forming the level of the region’s economic security. Conclusions and Relevance The proposed indicators and approaches allow measuring the level of the region’s economic security and its development prospects. The findings can be useful to specify and adjust regional socio-economic policies.

Текст научной работы на тему «Оценка экономической безопасности региона (на примере Новосибирской области)»

ISSN 2311-875X (Online) Экономическая безопасность

ISSN 2073-2872 (Print)

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ)

Евгения Алексеевна ПРИХОДЬКО^, Арина Павловна ПАЛЬЧИКОВА"

а кандидат экономических наук, доцент кафедры аудита, учета и финансов,

Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Российская Федерация prikhodko@corp.nstu.ru

ь студентка факультета бизнеса,

Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Российская Федерация esenya1995@mail.ru

• Ответственный автор

История статьи:

Получена 22.05.2017 Получена в доработанном виде 16.06.2017

Одобрена 02.07.2017 Доступна онлайн 27.07.2017

УДК 338.24

JEL: С13, Р25, R12, R58

Ключевые слова: безопасность, экономическая безопасность, экономическая безопасность региона

Аннотация

Предмет. В работе обосновывается актуальность оценки экономической безопасности конкретного региона, рассматриваются методики определения уровня экономической безопасности региона. Раскрываются основные направления и показатели, характеризующие экономическую безопасность Новосибирской области, а также угрозы экономической безопасности и пути их решения.

Цели. Формулировка определения понятия «экономическая безопасность региона», определение основных методов, которые могут быть использованы для оценки уровня экономической безопасности региона. Выявление сильных сторон, факторов ограничения развития, путей развития и возможных угроз для Новосибирской области. Методология. В исследовании использовались методы системного, логического, статистического анализа.

Результаты. На примере Новосибирской области обоснована актуальность оценки и управления экономической безопасностью региона для устойчивого развития не только территорий, но и государства в целом. Предложено определение термина экономической безопасности региона как оценочной категории, раскрывающей текущее и потенциальное состояние социально-экономической системы субъекта РФ, при котором обеспечиваются потребности населения, посредством противодействия влиянию рисков и угроз. Предложены индикаторы, формирующие уровень экономической безопасности региона (на показателях для Новосибирской области выполнена оценка экономической безопасности с 2013 по 2015 г.), подтверждающая, что по отдельным направлениям данный регион может занять лидирующее место в масштабах СФО в долгосрочном периоде.

Выводы. Предложенные в статье показатели и подходы к оценке позволяют определить уровень экономической безопасности региона, а также возможные перспективы его развития. Результаты исследования также могут быть полезны для уточнения и корректировки региональной социально-экономической политики в сфере укрепления экономической безопасности других субъектов Федерации.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017

Для цитирования: Приходько Е.А., Пальчикова А.П. Оценка экономической безопасности региона (на примере Новосибирской области) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2017. - Т. 13, № 7. - С. 1258 - 1269. https://doi.Org/10.24891/ni.13.7.1258

Сегодня, в условиях замедления темпов роста мировой экономики, изменения общеэкономической конъюнктуры, вопросы защиты национальных интересов и адаптации экономики страны на макро-, мезо-и микроуровнях актуальны как никогда и требуют пристального внимания. Обеспечение уровня безопасности в широком смысле означает достижение необходимого уровня защиты от потенциальных и существующих внутренних и внешних угроз. Во всем

современном мире обязательным условием развития любого государства является обеспечение и поддержание безопасности прежде всего во всех сферах общественной жизни граждан. Российская Федерация исключением не является, и вопросы безопасности поднимаются с момента ее образования как субъекта международных отношений с 1992 г.1

1 О безопасности: Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 (в настоящий

момент действует ФЗ РФ от 28.12.10 № 390-Ф3 «О безопасности»).

При этом стоит отметить отсутствие единого подхода к определению сущности данного понятия, что на практике порождает трудности в использовании приемов и методов разработки и совершенствования национальной и экономической безопасности страны. Нельзя забывать и о том, что с начала ХХ в. практически во всем мире термин «национальная безопасность» стал общепринятым, а в России данное понятие появилось лишь в конце 1990-х гг. В СССР идеология и законодательство определяли приоритет государственных интересов над интересами нации (государственной безопасности над национальной).

В основу национальной безопасности входят социально-экономическая безопасность и устойчивое развитие субъектов РФ. Следует добавить, что именно особенности регионального развития субъектов РФ определяют общее состояние экономической безопасности государства2.

В Указе Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» среди главных стратегических угроз национальной

безопасности в сфере экономики выделены:

• незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала;

• уязвимость информационной инфраструктуры;

• несбалансированность национальной бюджетной системы;

• сохранение значительной доли теневой экономики, условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений.

Все это позволяет сделать вывод о значимости экономической безопасности страны в целом и экономической безопасности регионов в частности для обеспечения национальной безопасности.

В настоящее время сложилось два подхода к определению термина «экономическая безопасность»: как к определенному состоянию

2 Долганова Я.А. Способы оценки показателей экономической безопасности регионов // Вестник Прикамского социального института. 2016. № 2(74). С. 27-35.

экономики - устойчивости экономики к воздействию негативных факторов и различного уровня угроз (такой подход находит свое отражение в работах ведущих специалистов в области экономической безопасности3 [1-3]) или как к процессу деятельности по защите экономики от нежелательных и опасных воздействий, угроз, рисков и их возможных последствий [4, 5].

Анализируя эти подходы, можно прийти к выводу, что экономическая безопасность на национальном уровне - это, с одной стороны, комплекс мер, направленных на устойчивое развитие и функционирование экономики страны, на социально-политическую стабильность и самостоятельность, с другой стороны -механизм противодействия внешним и внутренним угрозам.

Экономическая безопасность государства не может быть достигнута в условиях отсутствия экономической безопасности его субъектов и территорий4 [6]. Отсюда следует, что экономическая безопасность региона - это комплекс мер, направленных на устойчивое, постоянное развитие и совершенствование функционирования экономики региона, включая механизм противодействия внешним

и внутренним угрозам [6].

Для субъектов Федерации региональная экономическая безопасность отображает прежде всего состояние возможности и способности органов власти и общества обеспечить устойчивое развитие в рамках региональной экономики, принимая его за целостную и законченную структуру, которая характеризуется специфичностью условий жизнедеятельности и обитания населения региона по сравнению с общими условиями государства, в который входит этот регион5.

Таким образом, экономическую безопасность региона можно рассматривать как оценочную

3 Блинов Н.М. Экономическая безопасность центра и регионов // Общественные науки. 1996. № 2. С. 33; Вечканов Г.С. Экономическая безопасность: учебник для вузов. СПб: Питер, 2007. 384 с.; Сенчагов В.К. Как обеспечить экономическую безопасность России // Российская Федерация сегодня. 2007. № 6. С. 36-37; Экономическая безопасность России. Общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. М.: Дело, 2005. 896 с.

4 Экономическая безопасность России: учеб. пособие / под ред. В.К. Сенчагова. 4-е изд. М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012. 815 с.

5 Там же.

категорию, характеризующую состояние социально-экономической системы субъекта РФ, при котором обеспечиваются институционально закрепленные потребности населения (эталонные потребности населения) посредством противодействия влиянию рисков и угроз, способных нанести ущерб социально-экономической системе региона6.

По мнению Н.В. Черемисиной, объектами экономической безопасности региона являются элементы или системы элементов экономики, находящиеся на территории соответствующего региона.

Понятие «территория» используется для указания границ государства или его административной единицы7 [2, 7-11].

Экономическая безопасность региона опр еделяется уровнем экономической независимости, стабильностью и устойчивостью экономики, а также способностью региона к саморазвитию.

Рассматривая экономическую безопасность в качестве одной из составляющих оценки национальной безопасности государства, необходимо проводить количественную и качественную оценку показателей в целях определения уровня экономического состояния региона и дальнейших рекомендаций для повышения стабильности и улучшения региона. Среди отечественных методик определения уровня экономической безопасности региона выделяют следующие подходы:

1) динамический подход (базируется на оценке темпов роста (прироста) основных макроэкономических показателей развития региона);

2) эконометрический подход (использует р е зультаты о ценк и мно го мер но го статистического анализа, метода наименьших квадратов и др.);

3) макроэкономический подход (основывается на сравнении основных показателей,

6 Щербаков В.А., Приходько Е.А. Краткосрочная финансовая политика: учеб. пособие. М.: КноРус, 2012. 268 с.

7 Донцов С.А., Липнер Б.С., Птушкина Л.В., Ивахнюк Г.К. Основы устойчивого развития регионов России: учеб. пособие.

СПб: Печатный цех, 2016. 585 с.

характеризующих развитие региона, таких как инвестиции в основной капитал на одного жителя или отношение задолженности по налогам к объему поступивших налогов и сборов в бюджетную систему РФ с пороговыми значениями);

4) экспертно-рейтинговый подход (представляет собой рейтинговые, балльные и экспертные оценки при ранжировании регионов по показателям социально-экономического развитии (именно этот подход реализует «РИА Рейтинг»8), по показателям уровня экономической активности (рейтинговое агентство «Эксперт РА»9), показателям по уровню угроз и т.п.;

5) экономико-математический подход (оценка последствий угроз через количественное измерение ущерба);

6) комплексный подход (оценка смежных групп показателей).

В ажно п о мнить , ч то эконо мич е с кая б е з о п а с н о с т ь н а л ю б о м у р о в н е (государственном, региональном, уровне хозяйствующих субъектов) имеет комплексное содержание, и поэтому оценка уровня экономической безопасности не ограничивается анализом только отдельных групп показателей (например, основных макроэкономических показателей либо частных групп показателей: уровня и качества жизни населения, или показателей внешнеэкономической деятельности и др.). Более того, многие п о к а з а т е л и , о т р а ж а ю щ и е у р о в е н ь экономической безопасности, не поддаются количественной оценке (качество оказания медицинских, образовательных услуг и др.), и приходится искать более точный метод анализа.

Все указанные подходы к оценке экономической безопасности как страны, так и отдельной территории имеют свои сильные и слабые стороны, которые проявляются в зависимости от имеющейся в распоряжении аналитика информационной базы (ее достаточности,

8 Рейтинг социально-экономического положения регионов. URL: http://riarating.ru/infografika/20160615/630026367.html

9 Рейтинговое агентство «Эксперт РА». Рейтинги региона. URL: http://raexpert.ru/database/regions/novosib

2016.

достоверности, сопоставимости и т.д.), а также от наличия программно-технического обеспечения. Именно поэтому, по нашему мнению, наиболее целесообразным может являться совместное, комплексное применение какого - либ о м етода с в о змо жно с ть ю о пер атив но го , гиб кого по дключения дополнительного конкретного метода в зависимости от решаемой проблемы или задачи.

Опираясь на государственную стратегию в системе показателей экономической безопасности, современные авторы чаще всего выделяют следующие критерии оценки экономической безопасности:

— уровень и темп инфляции;

— уровень и темпы безработицы;

— уровень и темпы экономического роста;

— уровень и темпы дефицита бюджета соответствующей территории;

— уровень и качество жизни;

— уровень и темп изменения величины и структуры государственного долга в целом и регионального в частности;

— состояние золотовалютных резервов;

— уровень и темпы развития теневой экономики как в целом на уровне государства, так и на уровне региона;

— состояние экологии.

Безусловно, перечень как абсолютных, так и относительных показателей может уточняться в зависимости от целей и задач исследования. В настоящей статье акцент сделан на использовании относительных показателей, прежде всего в целях устранения и предотвращения влияния возникновения социально-экономических угроз Новосибирской области.

Новосибирская область образована 28.09.1937, центр области - г. Новосибирск, основан в 1903 г. Регион входит в состав Сибирского федерального округа. Новосибирская область расположена на юге Западной Сибири, граничит

с Алтайским краем (на юге), с Республикой Казахстан (на юго-западе), с Омской областью (на западе), с Томской областью (на севере), с Кемеровской областью (на востоке)10.

Среди факторов и ограничений социально-экономического развития Новосибирской области, характеризующих специфику периода 2011-2015 гг., нужно отметить:

— замедление темпов роста мировой экономики;

— снижение мировой цены на нефть;

— рост волатильности финансовых рынков;

— снижение курса рубля;

— санкции со стороны Европейского союза, США и ряда других стран;

— высокий уровень инфляции;

— уменьшение потребительского спроса в результате снижения реальной заработной платы и реальных располагаемых доходов населения;

— высокие банковские ставки для организаций и населения.

При улучшении факторов и понижении ограничений социально-экономического развития региона постепенно будет улучшаться уровень жизни населения, экономический рост региона и инвестиционная привлекательность, ч то в к о н е ч н о м и то г е п р и в е д е т к экономическому развитию страны в целом.

В период 2013-2015 гг. в Новосибирской области основными причинами возникновения угроз экономической безопасности стали:

• рост безработицы и утрата трудовой мотивации у населения;

• криминализация существенной части региональной экономики;

• низкая рождаемость и высокая смертность;

• нестабильность индекса потребительских цен;

• просроченная задолженность по заработной плате;

10 Там же.

• увеличение числа инфекционных заболеваний;

• загрязнение окружающей среды;

• дефицит бюджета.

Чтобы минимизировать угрозы субъекта РФ, нужно больше внимания уделять тем направлениям, которые в первую очередь подвержены этим угрозам [11, 12].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Частью экономической безопасности региона является бюджетная безопасность, которая включает в себя показатель бюджетной обеспеченности и является основным условием способности субъекта Федерации осуществлять самостоятельную бюджетную политику. Показатели бюджетной обеспеченности Новосибирской области представлены в табл. 1, а динамика - на рис. 1.

Из данных табл. 1 видно, что дефицит Новосибирской области с 2013 по 2015 г. значительно сократился. Предельный объем государственного долга и объем расходов на обслуживание государственного долга НСО, напротив, имеют тенденцию роста (см. рис. 1).

Следует отметить, что в 2015 г. отношение расходов на обслуживание государственного долга Новосибирской области к общему объему расходов областного бюджета без учета субвенций увеличилось по сравнению с 2014 г. в 1,3 раза, с 2013 г. - в 2,7 раза [9].

Общая картина доходов и расходов Новосибирской области в период с 2013 по 2015 г. представлена на рис. 2.

Из диаграммы видно, что в период с 2013 по 2015 г. доходы Новосибирской области незначительно увеличились. Что касается расходов, то в 2014 г. они снижались по сравнению 2013 и 2015 г. На рис. 2 явно прослеживается дефицит бюджета НСО.

В научной литературе существуют и иные подходы к оценке экономической безопасности региона. В табл. 2 приведены основные показатели Новосибирской области за период с 2013 по 2015 г.

Из анализа данных табл. 2 можно сделать вывод, что Новосибирская область обладает

достаточным потенциалом к устойчивому развитию. В частности, в период с 2013 по 2015 г. наблюдалось увеличение такого показателя, как естественный прирост населения. До 2011 г. в регионе имела место естественная убыль населения (рис. 3), но далее коэффициент естественного прироста и убыли населения по Новосибирской области возрос и составил в 2015 г. 1,1 на 1 000 чел. населения (в2014 г. - 0,8 на 1 000 чел. населения). В целом по Российской Федерации естественный прирост населения в 2015 г. показывал значение 0,2 на 1 000 чел. населения.

Выросли также индекс потребительских цен, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, просроченная задолженность по заработной плате, заболеваемость населения инфекционными заболеваниями, поступление налогов в бюджетную систему РФ, величина прожиточного минимума и валовой региональный продукт. Тенденцию к уменьшению показал миграционный прирост населения. Количество безработных в период с 2013 по 2014 г. уменьшилось, а к 2015 г. вновь резко выросло. Такая же картина наблюдается и по количеству зарегистрированных преступлений [5].

По данным сайта агентства «РИА Рейтинг», Новосибирская область в рейтинге социально-экономического положения по итогам 2015 г. занимает 30-е место из 85 субъектов РФ (при расчете интегрального показателя учитывались масштаб экономики, эффективность экономики, показатели бюджетной и социальной сферы и др.).

В рейтинге качества жизни за 2015 г. Новосибирская область занимает 22-е место, по индексу кредитоспособности за тот же год регион стоит на 16-м месте11.

Новосибирская область - один из индустриальных регионов Сибири с развитым сельским хозяйством и относительно высокими показателями развития инфраструктуры. Для региона характерна диверсифицированная с т р у к ту р а э к о н о м и к и , р а з в и т и е высокотехнологичных производств и мощный научно-образовательный комплекс.

11 Агентство «РИА Рейтинг». иЫЬ: http://riarating.ru/infografika/20160615/630026367.html

Экономика Новосибирской области в 20132015 гг. развивалась в соответствии с общими тенденциями экономического развития Российской Федерации и Сибирского федерального округа.

В отчете о выполнении Программы социально-экономического развития Новосибирской области за 2011-2015 гг. подчеркнуто, что главной стратегической целью программы были кардинальное повышение конкурентоспособности в Новосибирской области, то есть создание комфортных условий для проживания, труда и отдыха, эффективное функционирование хозяйственного механизма, высокий уровень инвестиционной привлекательности и инновационной активности.

На рис. 4 представлены сильные стороны, ограничения развития, возможности развития и возможные угрозы Новосибирской области.

По результатам анализа можно сделать вывод, что Новосибирская область вполне способна занять лидирующее место в масштабах СФО в долгосрочном периоде, хотя бы по отдельным

направлениям развития экономики, социальной сферы, ресурсного обеспечения и т.д. Для таких достижений важно совокупное развитие и взаимодействие всех потенциальных сфер экономической безопасности региона. Именно взаимосвязь всех социально-экономических показателей региона, а именно - показателей роста, существенно повысят общую конкурентоспособность Новосибирской области и дадут ей возможность дальнейшего развития.

Экономика Новосибирской области не должна стоять на месте, а с течением времени и обстоятельств двигаться вперед. Необходимо повышать ее эффективность, создавать условия для привлечения инвестиций в экономику региона, интенсивность формирования среднего класса населения, улучшать комфортность среды проживания области, повышать уровень благосостояния населения.

Развитию внешнеэкономической деятельности также способствует расширение и укрепление международных связей Новосибирской области, что оказывает благоприятное воздействие на социально-экономическое положение региона.

Таблица 1

Показатели экономической безопасности Новосибирской области в бюджетной сфере в 2013-2015 гг., млрд руб. Table 1

Economic security indicators of the Novosibirsk oblast in the State-financed sector, 2013-2015, billion RUB

Показатель 2013 2014 2015

Дефицит областного бюджета -15,9 -11,9 -10,7

Предельный объем государственного долга Новосибирской области 24,4 35,8 42,9

Объем расходов на обслуживание государственного долга Новосибирской области 948,5 1 960,8 2 583,4

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Новосибирской области 3,3 3,2 3,4

Источник: территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области. URL: http://novosibstat.gks.ru

Source: Local office of the Federal State Statistics Service for the Novosibirsk oblast. URL: http://novosibstat.gks.ru

Таблица 2

Показатели, характеризующие экономическую безопасность Новосибирской области

Table 2

Economic security indicators of the Novosibirsk oblast

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Естественный прирост населения, чел. +1 758 +2 099 +2 947

Миграционный прирост, чел. +19 991 +13 615 +12 365

Безработные, тыс. чел. 84,2 73,6 98,9

Индекс потребительских цен, % 105,8 110,2 111,4

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб. 25 527,9 27 213,5 28 045,5

Просроченная задолженность по заработной плате, млн руб. 56,5 57,7 185

Заболеваемость острыми кишечными инфекциями, на 100 тыс. чел. населения 633,9 699,3 705,2

Число зарегистрированных преступлений, ед. 49 339 46 547 53 273

Поступление налогов в бюджетную систему РФ, млн руб. 132 930,3 138 153,5 141 749,9

Объем производства продукции сельского хозяйства, млн руб. 71 465,3 71 101,3 88 078,8

Величина прожиточного минимума, руб. в мес. 7 544 8 675 10 425

Валовой региональный продукт, в текущих ценах, руб. 300 522,5 326 867,5 356 086,5

Источник: территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области. URL: http://novosibstat.gks.ru

Source: Local office of the Federal State Statistics Service for the Novosibirsk oblast. URL: http://novosibstat.gks.ru

Рисунок 1

Динамика показателей бюджетной обеспеченности Новосибирской области в 2013-2015 гг. Figure 1

Trends in the fiscal capacity of the Novosibirsk oblast, 2013-2015

50 40 30 20 10

-г"-

-----

2013 2014 2015

Дефицит областного бюджета -о- Предельный объем государственного долга -О- Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности

Источник: территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области. URL: http://novosibstat.gks.ru

Source: Local office of the Federal State Statistics Service for the Novosibirsk oblast. URL: http://novosibstat.gks.ru

Рисунок 2

Доходы и расходы Новосибирской области в 2013-2015 гг. Figure 2

Revenue and expenditures of the Novosibirsk oblast, 2013-2015

Источник: территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области. URL: http://novosibstat.gks.ru

Source: Local office of the Federal State Statistics Service for the Novosibirsk Oblast. URL: http://novosibstat.gks.ru Рисунок 3

Динамика показателя естественного прироста и убыли населения Новосибирской области за 1990-2015 гг., на 1 000 чел. населения

Figure 3

Trends in a natural increment or reduction of the population in the Novosibirsk oblast, 1990-2015, per 1,000 people

Источник: территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области. URL: http://novosibstat.gks.ru

Source: Local office of the Federal State Statistics Service for the Novosibirsk oblast. URL: http://novosibstat.gks.ru

Рисунок 4

SWOT-анализ экономической безопасности Новосибирской области Figure 4

SWOT-analysis of the economic security of the Novosibirsk oblast

Сильные стороны Ограничения развития

• Уникальный научно-образовательный комплекс • Удачное географическое положение • Развитый человеческий капитал • Хороший показатель темпа роста экономики в последние годы • Изменение структуры экономики • Статус центра федерального округа • Слабаяресурсно - минер ал ь ная б аза • Низкая восприимчивость реального сектора к инновациям • Уменьшение численности населения • Криминализация • Состояние автодорожной сети и коммунальной инфраструктуры • Неравномерность развития районов НСО • Быстрая изношенность основных фондов

Возможности развития Возможные внешние угрозы

• Достижение всех потенциальных источников роста • Межрегиональная и международная кооперация и интеграция • Реализация статуса центра федерального округа • Межрегиональны! рост конкуренции за мо-бильныересурсы • Нехватка федеральной поддержки инфраструктурных проектов • Между народный рост конкуренции за квалифицированный персонал • Малоконтролируемая миграция • Смена государственной поддержки

Источник: составлено авторами Source: Authoring

Список литературы

1. Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 38.

2. Aksenova N.I., Prihodko E.A. The Main Factors of Forming Innovation Economy in Russia. In: North-East Asia Academic Forum. Harbin, Harbin University of Commerce Publ., 2013, pp. 399-403.

3. Сенчагов В.К., Максимов Ю.М., Митяков С.Н., Митякова О.И. Инновационные преобразования как императив экономической безопасности региона: система индикаторов // Инновации. 2011. № 5. С.56-61.

4. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 2. С. 4.

5. Валько Д.В. Экономическая безопасность: сущность и актуальные подходы к определению: материалы IX Международной научно-практической конференции «Инновационное развитие российской экономики». М.: Изд-во РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. С. 222-225.

6. Приходько Е.А., Аксёнова Н.И. Экономическая безопасность компании как инструмент ее устойчивого развития // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2016. № 12. URL: http://uecs.ru/uecs-94-942016/item/4210-2016-12-14-06-35-14

7. Ульченко М.В. Экономическая безопасность регионов: зарубежный опыт // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2012. № 2. С. 134-142.

8. Феофилова Т.Ю. Экономическая безопасность региона. В кн.: Междисциплинарное осмысление феномена экономической безопасности / под ред. проф. А.Н. Литвиненко. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та МВД России, 2015. с. 372.

9. Черемисина Н.В. Экономическая безопасность региональной экономической системы: механизмы и инструменты обеспечения // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 3. С. 252-258.

10. Ткачёва Т.Ю. Обоснование показателей экономической безопасности региона в бюджетной сфере // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 7-7. С. 128-132.

11. Сериков С.Г. Инструменты формирования и развития инвестиционного потенциала территории: международный опыт // Российское предпринимательство. 2016. Т. 17. Вып. 2. С. 187-206.

12. Татаркин А.И. Региональная направленность экономической политики Российской Федерации как институт пространственного обустройства территории // Экономика региона. 2016. Т. 12. Вып. 1. С. 9-27.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

ISSN 2311-875X (Online) Economic Security

ISSN 2073-2872 (Print)

EVALUATING THE REGION'S ECONOMIC SECURITY: EVIDENCE FROM THE NOVOSIBIRSK OBLAST Evgeniya A. PRIKHOD'KO3^, Arina P. PAL'CHIKOVAb

a Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk, Russian Federation prikhodko@corp.nstu.ru

b Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk, Russian Federation esenya1995@mail.ru

• Corresponding author

Article history: Abstract

Received 22 May 2017 Importance The article substantiates the reasonableness of evaluating the economic security

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received in revised form of a certain region, reviews methods to determine the level of the region's economic security.

16 June 2017 The article outlines key areas and indicators describing the economic security of the Novosibirsk

Accepted 2 July 2017 Oblast, respective threats and remedies.

Available online 27 July 2017 Objectives The research formulates the concept the region's economic security, and principal

methods that can be used to evaluate it. We identify strengths, development constraints, JEL classification: C13, P25, R12, development paths and possible threats to the Novosibirsk Oblast. R58 Methods The research involves methods of a systems, logic, statistical analysis.

Results Illustrating the Novosibirsk Oblast, we provide the rationale for evaluating and managing the region's economic security so to ensure the sustainable development of either certain areas and the State, as a whole. The article presents our definition of the region's economic security as an evaluation category revealing the current and possible state of the socio-economic system of a Russian region. We also propose indicators forming the level of the region's economic security.

Conclusions and Relevance The proposed indicators and approaches allow measuring the level Keywords: security, economic of the region's economic security and its development prospects. The findings can be useful security, region to specify and adjust regional socio-economic policies.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017

Please cite this article as: Prikhod'ko E.A., Pal'chikova A.P. Evaluating the region's economic security: Evidence from the Novosibirsk

oblast. National Interests: Priorities and Security, 2017, vol. 13, iss. 7, pp. 1258-1269.

https://doi.org/10.24891/ni.l3.7.1258

References

1. Arkhipov A., Gorodetskii A., Mikhailov B. [Economic security: Evaluation, issues, accomplishment methods]. Voprosy Ekonomiki, 1994, no. 12, p. 38. (In Russ.)

2. Aksenova N.I., Prihodko E.A. The Main Factors of Forming Innovation Economy in Russia. In: North-East Asia Academic Forum. Harbin, Harbin University of Commerce, 2013, pp. 399-403.

3. Senchagov V.K., Maksimov Yu.M., Mityakov S.N., Mityakova O.I. [Innovative transformations as an imperative to the region's economic security: A set of indicators]. Innovatsii = Innovations, 2011, no. 5, pp. 56-61. (In Russ.)

4. Abalkin L.I. [Economic security of Russia: Threats and their repulsion]. Voprosy Ekonomiki, 1994, no. 2, p. 4. (In Russ.)

5. Val'ko D.V. [Economic security: The substance and current approaches to its definition]. Innovatsionnoe razvitie rossiiskoi ekonomiki: materialy IXMezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. 9th Int. Sci. Conf. Innovative Development of the Russian Economy]. Moscow, Plekhanov Russian University of Economics Publ., 2016, pp. 222-225. (In Russ.)

6. Prikhod'ko E.A. Aksenova N.I. [The economic security of the company as a tool for its sustainable development]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyi nauchnyi zhurnal, 2016, no. 12. (In Russ.) URL: http://uecs.ru/uecs-94-942016/item/4210-2016-12-14-06-35-14

7. Ul'chenko M.V. [Economic safety of regions: Foreign experience]. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka = North & Market: Forming the Economic Order, 2012, no. 2, pp. 134-142. (In Russ.)

8. Feofilova T.Yu. Ekonomicheskaya bezopasnost' regiona. V kn.: Mezhdistsiplinarnoe osmyslenie fenomena ekonomicheskoi bezopasnosti [Economic security of the region. In: Cross-disciplinary understanding of the phenomenon of economic security]. St. Petersburg, Saint Petersburg State University of Ministry of the Internal Affairs of Russia Publ., 2015, p. 372.

9. Cheremisina N.V. [Economic safety of economic region system: Mechanisms and instruments of ensuring].

Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Socio-Economic Phenomena and Processes, 2010, no. 3, pp. 252-258. (In Russ.)

10. Tkacheva T.Yu. [Substantiating the region's economic security indicators in the State-financed sector].

Sovremennye tendentsii razvitiya nauki i tekhnologii = Modern Development Trends in Science and Technology, 2016, no. 7-7, pp. 128-132. (In Russ.)

11. Serikov S.G. [Tools of formation and development of the investment potential of an area: international experience]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2016, vol. 17, iss. 2, pp. 187-206. (In Russ.)

12. Tatarkin A.I. [Regional targeting of the economic policy of the Russian Federation as an institution of regional spatial development]. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2016, vol. 12, iss. 1, pp. 9-27. (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.