Научная статья на тему 'Экономическая безопасность технического вуза: концептуальные основы'

Экономическая безопасность технического вуза: концептуальные основы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
399
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ИНДИКАТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПОРОГОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ / ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ / SYSTEM OF ECONOMIC SECURITY / ECONOMIC SECURITY OF A TECHNICAL UNIVERSITY / INDICATORS OF ECONOMIC SECURITY / THRESHOLD VALUES / CALLS AND THREATS / EXTERNAL AND INTERNAL FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитриев Сергей Михайлович, Ширяев Михаил Виссарионович, Митяков Сергей Николаевич

Статья открывает цикл публикаций с общим названием «Экономическая безопасность технического вуза». Рассмотрены вопросы, связанные с целесообразностью внедрения системы управления экономической безопасностью в технических вузах. Дается определение понятия «экономическая безопасность технического вуза». Выделены основные аспекты экономической безопасности (студенты, преподаватели, наука и инновации, финансовые, материальные и информационные ресурсы, управление). Рассмотрены основные вызовы и угрозы техническим вузам в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дмитриев Сергей Михайлович, Ширяев Михаил Виссарионович, Митяков Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SECURITY OF A TECHNICAL UNIVERSITY: CONCEPTUAL BASES

The article opens a cycle of publications by the title “Economic security of the technicaluniversity”.The paper focuses on the questions connected with expediency of introduction of a control system of economic security in a technical university. The term “economic security of the technical university” is defined as a “state of university’s economic potential, which ensures the defense of its economic interests, the safety of the workers and students, and the effective development of theuniversity in accordance with its mission even under adverse external and internal conditions”. The article also views the aspects of economic security (students, teachers, science and innovations, financial, material and information resources, management), and the main calls and threats for technical university in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность технического вуза: концептуальные основы»

Из жизни вуза

59

С.М. ДМИТРИЕВ, ректор М.В. ШИРЯЕВ, проректор по развитию

С.Н. МИТЯКОВ, директор института экономики и управления Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева

Экономическая безопасность технического вуза: концептуальные основы

(часть 1)

Статья открывает цикл публикаций с общим названием «Экономическая безопасность технического вуза ». Рассмотрены вопросы, связанные с целесообразностью внедрения системы управления экономической безопасностью в технических вузах. Дается определение понятия «экономическая безопасность технического вуза ». Выделены основные аспекты экономической безопасности (студенты, преподаватели, наука и инновации, финансовые, материальные и информационные ресурсы, управление). Рассмотрены основные вызовы и угрозы техническим вузам в современных условиях.

Ключевые слова: система экономической безопасности, индикаторы экономической безопасности, пороговые значения, вызовы и угрозы, внешние и внутренние факторы

Сущность экономической безопасности страны можно определить как «такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов» [1, с. 714]. Это определение содержится и в известном учебнике Заслуженного экономиста России В.К. Сенчагова [2]. В соответствии с его концепцией система экономической безопасности России включает семь блоков:

• концепция и стратегия национальной безопасности;

• национальные интересы России в сфере экономики;

• угрозы в сфере экономики;

• индикаторы экономической безопасности;

• пороговые значения индикаторов экономической безопасности;

• организационная структура экономической безопасности;

• правовое обеспечение экономической безопасности.

Система экономической безопасности

России, разработанная учеными Института экономики РАН, содержит 32 индикатора, сгруппированных в четыре блока (проекции): «Реальная экономика», «Социальная сфера», «Денежно-финансовая

60

Высшее образование в России • № 2, 2014

сфера», «Внешнеэкономическая сфера» [3].

Менее разработанными являются вопросы региональной экономической безопасности. Одной из наиболее продвинутых разработок здесь можно считать монографию, выпущенную под редакцией В.К. Сенчагова с участием ученых НГТУ им. Р.Е. Алексеева. По мнению авторов, в системе региональной безопасности можно выделить 20 индикаторов, сгруппированных в четыре блока (проекции): «Экономика», «Социальная сфера», «Инноватика», «Экология» [4].

В научной литературе также существуют разработки, посвященные отдельным аспектам экономической безопасности предприятий и организаций. В связи с этим отметим работы Г. Васильева, Э. Халиковой, А. Беспалько, П. Клименко, Л. Гончаренко [5-8].

В последнее время в отечественных и зарубежных публикациях начинают появляться работы, связанные с анализом экономической безопасности образовательных учреждений. Одними из первых проблемы экономической безопасности вузов начали исследовать Дж. Гэлбрэйт, П. Истон,

С. Клис, Р. Аскофф. Эти ученые обнаружили нелинейную зависимость между бюджетным финансированием образования и ростом его качества, а также ростом качества самого общества [9]. Результаты исследований позволили сделать вывод о том, что высокий уровень финансирования образования недостаточен для устойчивого развития вузов. Необходимы планомерные и радикальные реформы системы образования с участием государства, бизнес-сообщества и научной общественности.

Среди последних работ в данной области можно выделить учебник, выпущенный под редакцией профессора С. Резника [10]. Автор подчеркивает, что актуальность вопросов управления экономической безопасностью не вызывает сомнений в связи с тем, что в условиях нарастающих вызовов и

угроз вузам нужны новые теоретические модели и практические инструменты управления. В данной статье приводится методический материал, который служит уточнением и развитием предшествующих методик с учетом последних изменений в экономике России, системе высшего образования и специфики технического вуза.

Невостребованность инженерных кадров в настоящее время во многом обусловлена сырьевой структурой экономики страны. Более 70% экспорта России составляет экспорт топливно-энергетических ресурсов. В структуре затрат на технологические инновации преобладают расходы на приобретение импортных машин и оборудования. Неприятие инновационной модели развития страны со стороны бизнес-сообщества вполне объяснимо. Нежелание рисковать, отсутствие финансовых ресурсов, низкая инновационная культура - вот далеко не полный перечень причин отставания страны в инновационной сфере. Доля инновационных продуктов в общем объеме продукции, выпускаемой и продаваемой в России, до сих пор не превышает 10% (в развитых странах 50-70%). По мнению Р. Папилова, «главная причина падения престижа инженерной деятельности - состояние экономики, которая не нуждается в выпускниках технических вузов, не предоставляет им возможность работать по специальности» [11]. В то же время без инновационных преобразований развитие экономики России не представляется возможным. Отсутствие или торможение внедрения инноваций является одной из угроз экономической безопасности страны.

В соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. одной составляющих национальной безопасности является безопасность в сфере науки, технологии и образования [12]. Поэтому роль техническихуниверситетов в становлении новой экономики России трудно переоценить. Крупные технические университеты должны стать региональными

Из жизни вуза

61

центрами развития образования, науки и инноваций, осуществлять тесное взаимодействие с работодателями, бизнес-структурами с целью обеспечения экономики региона высококвалифицированными инженерными кадрами и коммерциализации инноваций. Технические вузы должны обеспечивать опережающую подготовку инженерных и научно-технических кадров в соответствии с требованиями рынка труда и задачами инновационной экономики на основе кадрового и технологического планирования и прогнозирования. Т аким образом, технические вузы становятся ключевым элементом национальной и региональной инновационных систем. Это определяет их место в системе национальной и региональной экономической безопасности.

Многие вызовы и угрозы, с которыми сталкивается страна или регион, соответствующим образом переносятся на уровень высшего образования и далее - на конкретный вуз. Кроме того, при разработке системы экономической безопасности технического вуза необходимо учитывать специфические угрозы со стороны дальнего и ближнего окружения, а также внутривузовские проблемы.

Анализ научной литературы по проблемам экономической безопасности вузов, основных ее аспектов и связанного с ними понятийного аппарата показал, что многие вопросы остались за рамками этих исследований. В частности, требует уточнения понятие экономической безопасности применительно к техническому вузу, а также структура системы экономической безопасности. Необходима также разработка основных индикаторов этой системы и обоснование их пороговых значений.

В литературе приводятся различные определения понятия «экономическая безопасность вуза». Так, Н. Алимова трактует это понятие как «состояние наличия требуемых ресурсов и системы взаимоотношений между агентами ресурсообращения, позволяющими качественно осуществлять

функции организации и создающими состояние ее защищенности в изменяющихся экономических, социальных и политических условиях» [13]. В учебнике под редакцией С.Д. Резника экономическая безопасность вуза определяется как «составная часть общей системы защиты образовательного учреждения, практические решения по защите от угроз и рисков в экономической сфере» [10, с. 43]. При этом следует учитывать взаимосвязь экономической безопасности с собственно безопасностью вуза, трактуемой значительно шире. По мнению М. Боровской, система безопасности вуза - это «комплекс организационных, управленческих,педагогических,со-циальных, правовых и иных мер, направленных на обеспечение защиты и безопасности персонала, руководителей и обучающихся от потенциальных угроз, рисков и опасностей, на их минимизацию и обеспечение устойчивого функционирования и развития учебного учреждения в целом и каждого из его участников » (цит. по: [10, с. 40]). Экономическая безопасность ориентирована прежде всего на противодействие экономическим угрозам, и в частности угрозе утраты вузом своих конкурентных преимуществ, обеспечивающих ему ус-

62

Высшее образование в России • № 2, 2014

тойчивое развитие на длительную перспективу.

Приведенные выше соображения легли в основу подхода авторов статьи к определению понятия экономической безопасности технического вуза. Определим экономическую безопасность технического вуза как такое состояние экономического потенциала вуза, при котором обеспечивается гарантированная защита экономических интересов вуза, его работников и студентов, эффективное развитие вуза в соответствии с его миссией даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов.

Экономическая безопасность вуза включает в себя различные аспекты, которые в своей совокупности определяют ее сущность. Большинство исследователей выделяют три основных аспекта экономической безопасности вуза [9; 10]. Первый аспект связан с ресурсным обеспечением и финансовым состоянием вуза. Второй - с экономической безопасностью личности, которая участвует в образовательном процессе (преподаватели и студенты - непосредственно, родители - опосредованно). Третий аспект включает вопросы управленческой безопасности и связан с качеством административных решений, принимаемых руководством вуза. В работе Г. Резника предложено пять аспектов экономической безопасности вуза [14]. По сути, первый аспект из перечисленных выше он разбивает на два: ресурсный и финансовый, второй также разбивается на два: образовательно-научный и социальный.

На наш взгляд, следует выделить следующие основные элементы системы экономической безопасности технического вуза, составляющие его экономический потенциал:

• студенты (демография, ЕГЭ, трудоустройство, качество образования до вуза и в вузе, условия для обучения в течение всей жизни, социальные аспекты, здоровье и т.д.);

• преподаватели (компетентность,

заработная плата, карьерный рост, коррупция, здоровье и т.д.);

• наука и инновации (объемы НИОКР, взаимосвязь с научными центрами, промышленностью, международное сотрудничество, публикационная активность, интеллектуальная собственность и т.д.);

• материальные, финансовые и информационные ресурсы (производственные площади, современные лаборатории и оборудование, доходы вуза, финансовая устойчивость, информационные технологии);

• управление (структура управления, бюджетирование, закрепление высококвалифицированных кадров, развитие инфраструктуры, взаимодействие с партнерами, корпоративная культура, создание имиджа вуза).

Концепция экономической безопасности технического вуза базируется на принципе экономической защищенности вуза и его работников от влияния внешних и внутренних деструктивных факторов с целью эффективного использования экономического потенциала вуза для реализации его миссии. Рассмотрим далее основные вызовы и угрозы экономической безопасности технического вуза.

1. Проблемы государственного финансирования. Средства, выделяемые государством на финансирование ведущих технических вузов, в большей степени идут на расширение материальной базы универси-

Из жизни вуза

63

тетов и в меньшей - на оплату труда научно-педагогических работников. Зарплата вузовских работников остается весьма низкой, что препятствует решению вопросов закрепления научных кадров. Во многих развивающихся странах «уровень оплаты труда ученых существенно превышает среднюю зарплату по стране: только это может остановить утечку талантливой молодежи в более развитые страны или создать условия для возвращения квалифицированных научных сотрудников из-за рубежа. Например, в Бразилии, заметно отстающей от России по такому показателю, как ВВП на душу населения, средняя зарплата научного работника составляет более 2000 долларов США» [15, с. 17] . Как отмечают ученые Института экономики РАН, «затрагивая ситуацию с финансированием образования в целом по стране, следует отметить, что Россия существенно отстает от развитых стран. Расходы на образование из консолидированного бюджета РФ составляют порядка 4% от ВВП» [16].

2. Демографические проблемы. Серьезной угрозой техническим вузам является рост доступности финансируемого из бюджета высшего образования за счет ожидаемого снижения вдвое численности молодежи в возрасте 17 лет в период с 2004 по 2016 гг. [17] (диаграмма 1).

Еще одной демографической проблемой является снижение доли преподавателей наиболее активного «среднего» возраста (40-49 лет). Анализ возрастного распределения штатных преподавателей вузов страны [17] позволяет отметить продолжающееся старение преподавательского состава (диаграмма 2). Резкое сокращение доли преподавателей в возрасте 40-49 лет вызывает эффект «разрыва поколений», составляя угрозу преемственности как в научных исследованиях, так и в методике преподавания дисциплин. Одним из следствий старения преподавательских кадров является отставание уровня знаний преподавателей от современных требований.

3. Снижение заинтересованности в техническом образовании. Одной из причин снижения заинтересованности абитуриентов в обучении в технических вузах кроется в невысоком качестве школьного образования по точным наукам. Во многих школах сами учителя отговаривают абитуриентов сдавать ЕГЭ по физике и математике, ориентируют их на «более легкие» гуманитарные предметы. Нередко абитуриенты поступают в вуз только ради диплома и выбирают гуманитарные факультеты, полагая, что здесь учиться легче.

В этой ситуации технические вузы вынуждены вести активную конкурентную

Диаграмма 1. Выпуск учащихся дневныхобщеобразовательныхучреждений с аттестатом о среднем (полном) высшем образовании

64

Высшее образование в России • № 2, 2014

0 1998/1999 ■ 2000/2001 В 2005/2006 И 2009/2010 В 2011/2012

до 30

30-39

40-49

50-59

свыше 60

Диаграмма 2. Структура штатного профессорско-преподавательского персонала образовательных учреждений ВПО по возрастным группам

борьбу на рынке образования. Это повышает роль центров профессиональной ориентации, адаптации и трудоустройства. Задачей таких центров являются не только выявление у абитуриентов склонностей к тому или иному виду деятельности, но и информирование их о ситуации на рынке труда региона, наличии вакансий, возможностях карьерного роста.

Ограниченность числа абитуриентов и слабый уровень их подготовки приводят к необходимости приема лиц с низким баллом ЕГЭ. Значительное число абитуриентов не мотивированы в своем выборе и поступают на «случайную» специальность. Это приводит к дополнительным трудностям в управлении учебным процессом.

4. Глобализация. Вступление России в ВТО - это серьёзный вызов как для страны в целом, так и для Нижегородской области в частности. В связи с приходом иностранных компаний на российский рынок происходит усиление конкуренции. Вместе с тем конкурентоспособные предприятия Нижегородской области получают новые возможности доступа на международные рынки. Утрата ключевых позиций в ряде секторов экономики означает возможность будущей невостребованности некоторых направлений подготовки в технических вузах. Еще одним следствием глобали-

зации является присоединение России к Болонскому процессу, введение новых образовательных стандартов и единого государственного экзамена. Все эти процессы, как оказалось, имеют как положительные, так и отрицательные последствия.

Влияние глобальных экономических кризисов на экономическую безопасность вуза проявляется в эффектах снижения потребительского спроса со стороны преподавателей из-за сокращения их реальных доходов, а также снижения спроса со стороны промышленности на ряд направлений подготовки кадров. Еще одним негативным фактором может быть сворачивание научных программ (сокращение государственного финансирования, уменьшения числа хоздоговоров и т.д.).

5. Экономика знаний. Новая волна технологических изменений усиливает роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижает влияние многих традиционных факторов роста. При этом неуклонно возрастает роль человеческого капитала как главного фактора экономического развития. Наиболее конкурентоспособными в перспективе будут вузы, способные формировать, развивать и удерживать квалифицированные человеческие ресурсы, а также обладающие развитым научно-производственным комплексом с высоким ин-

Из жизни вуза

65

новационным потенциалом. Торможение процессов модернизации и инновационного обновления в экономике страны, в свою очередь, ведет к сниже- J нию востребованности -высокотехнологичных 5= научных исследований jfl и разработок. I

6. Угрозы со сторо- В ны ближнего окру же- I ния. Ближнее окруже- U ние технического вуза I включает потребите- Я лей, поставщиков, конкурентов и контактные группы. В качестве поставщиков студентов в вуз могут выступать базовые школы и другие образовательные учреждения. Поставщиками преподавателей являются научные учреждения и другие вузы. Конкурентами являются вузы, имеющие подобный профиль деятельности в регионе, аналогичные образовательные программы и т.д. Потребителями подготавливаемых вузом специалистов являются предприятия различного профиля, учебные, научные учреждения, коммерческие банки, органы государственного управления и другие субъекты экономики. Контактные группы - это органы местной власти, средства массовой информации, спонсоры, попечители, родители и т.д. В отличие от перечисленных выше вызовов, которые носят объективный и в большинстве случаев не зависящий от действий руководства вуза характер, ближнее окружение вуза может выступать фактором, оказывающим как позитивное, так и негативное влияние, в основном субъективного характера (конкретное отношение конкретной школы, конкуренция с конкретным вузом, статья в конкретной газете и т.д.). При этом эти факторы являются частично управляемыми со стороны руководства вуза.

7. Внутренние проблемы техническо-

го вуза. Имеются в виду неспособность вуза к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы управления, неумение руководства, преподавателей и студентов находить разумный баланс интересов, низкая корпоративная культура. В качестве локальных внутренних угроз можно выделить моральный и физический износ значительной части учебно-научного оборудования, старение профессорскопреподавательского состава, низкую активность персонала в реализации инновационных проектов, незаинтересованность работников в инновационном развитии вуза, несоответствие инфраструктуры стратегическим целям развития вуза, недостаточный уровень трансфера технологий, значительный уровень коррупции среди преподавателей, несформированность позитивного имиджа вуза.

Приведенные в данной работе материалы, по сути, представляют собой концептуальные основы экономической безопасности технических вузов. Дальнейшее развитие исследований сводилось к выбору индикаторов экономической безопасности и обоснованию их пороговых значений.

(Продолжение - в следующем номере журнала)

66

Высшее образование в России • № 2, 2014

Литература

1. Сенчагов В. Экономика, финансы, цены:

эволюция, трансформация, безопасность. М.: Анкил, 2010.

2. Экономическая безопасность России: об-

щий курс: учебник / Под ред. В.К. Сенча-гова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 815 с.

3. Стратегия экономической безопасности

при разработке индикативных планов социально-экономического развития на долгосрочную и среднесрочную перспективу: монография. М.: Институт экономики РАН, 2009. 232 с.

4. Экономическая безопасность регионов России: монография / Под ред. В.К. Сен-чагова. Н. Новгород, 2012. 254 с.

5. Васильев Г., Халикова Э. Экономическая

безопасность предприятий в современных условиях // Экономика и менеджмент: проблемы и тенденции развития: материалы международной заочной научно-практической конференции, 2011. URL: http://sibas.info

6. Беспалько А. Экономическая безопасность

предприятий. Понятия, подходы, принципы. URL: http://s-director.ru

7. Клименко П. Экономическая безопасность

предприятия: сущность, структура СЭБ. Опора России. Московское городское отделение. URL: http://mosopora.ru

8. Гочаренко Л. Процесс обеспечения эконо-

мической безопасности предприятия // Справочник экономиста. 2004. № 12. URL: http:// profiz.ru

9. Бархатов В., Пугач В., Алимова Н. Эконо-

мическая безопасность вуза. URL: http:// naukovedenie. ru/ sbornik1/2-1.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Управление экономической безопасностью высшего учебного заведения: учебник / Под общ. ред. С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2013. 345 с.

11. Папилов Р. Технические университеты и

модернизация экономики. URL: www.vkp.ru/ upload/ global/1212_Papilov.doc

12. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537. URL: http://www.scrf. gov.ru/news/436.html

13. Алимова Н. Экономическая безопасность образовательного учреждения в условиях становления инновационной экономики: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2009. 184 с.

14. Резник Г. Студент как субъект управления экономической безопасностью вуза // Проблемы современной экономики. 2012. № 1(41).

15. Актуальные задачи воспроизводства кадров в научно-образовательной сфере и пути их решения: Доклад Координационного Совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совету при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию. М., 2007.

16. Бюджет начального этапа модернизации. М.: ИЭ РАН, 2011. 280 с.

17. URL: http://www.hse.ru/primarydata/ io2007; http:// www.hse.ru/ primarydata/ io2013; http:// минобрнауки.рф/ прессцентр/ 3407/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.