Научная статья на тему 'Студенчество как социальная группа и социально-ценностные ориентации'

Студенчество как социальная группа и социально-ценностные ориентации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3560
512
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / СОЦИАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Павлова В.Е., Шевалдина Е.И.

В статье в рамках социологического подхода раскрываются современные характеристики студенческой группы, приводится определение студенчества как специфической группы, отличающаяся особыми условиями быта, учебной деятельности, проведения досуга, набором ценностных ориентаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Студенчество как социальная группа и социально-ценностные ориентации»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 578. 765.(678)

Павлова В.Е., Шевалдина Е. И

студентка 4 курса направление подготовки «Торговое дело» Уфимский государственный нефтяной технический Университет, институт экономики и сервиса г.Уфа

СТУДЕНЧЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА И СОЦИАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация

В статье в рамках социологического подхода раскрываются современные характеристики студенческой группы, приводится определение студенчества как специфической группы, отличающаяся особыми условиями быта, учебной деятельности, проведения досуга, набором ценностных ориентации

Ключевые слова Студенчество, социальная группа, социально-ценностные ориентации.

Актуальность социологического осмысления студенчества как особой социальной группы определяется условиями развития общества, задачами проводимых реформ в различных сферах жизнедеятельности, происходящими негативными изменениями в российской экономике, нынешней социально-культурной и научной ситуацией в России.В научной литературе достаточно много определений понятия «студенчество», но все они имеют различные теоретические основания. Так же можно отметить отсутствие единого мнения по вопросу о характере и специфике труда студенчества. В них фиксируются важные, но все же отдельные акценты социально-ролевого, общественно-функционального, социально-демографического, социально-профессионального, культурно-образовательного, социально-психологического характера целостного социального феномена студенчества [1],[8].

Наиболее полным и расширенным определением понятия «студенчество» в качестве особой социальной группы в обществе, специфической по всем этим важным социальным параметрам жизнедеятельности на наш взгляд, является следующее:

«Как социально-демографическая группа, студенчество характеризуется определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением, определенным общественным положением, ролью и статусом и отличается особой стадией социализации, в рамках которой происходит формирование и реализация учебно-профессиональных, общественно-политических и социально-культурных интересов молодых людей в основных сферах жизнедеятельности». [1].

Таким образом, понятие «студенчество» можно разделить на социально-демографическую и социально-профессиональную группу.

Для нас представляет интерес студенчество вузов, как особая социальная группа молодых людей, занятая систематическим приобретением, накоплением, усвоением и овладением профессиональными знаниями, умениями и навыками высокой степени сложности в стенах высшей школы.

Студенчество высших учебных заведений является резервом интеллигенции, как социального слоя людей, профессионально занятых трудом высокой квалификации, требующим, как правило, для своего выполнения среднего специального или высшего образования. Основные аспекты данной проблемы рассмотрены в коллективной монографии авторовиз Уфимского государственного нефтяного технического университета Черкасовой Т.В.,Шевалдиной Е.И., Величко И.А.,Старициной О.А. «Молодежные проблемы в исследованиях социологов». Уфа ,2016.[3],[8].

Кроме этого, необходимо отметить, что функции студенчества не ограничиваются подготовкой к профессиональной и социальной роли интеллигенции, а имеют значительно более широкий общественно значимый характер и огромное влияние на развитие науки и техники, что предполагает формирование в стенах высшей школы высоконравственного специалиста[4],[6]..

В чем состоит специфика студенчества высшей школы как социальной группы?

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

Отличительными особенностями студенчества от других социальных групп, по результатам социологического опроса, являются:

- единство цели и мотивации получения высшего образования. По результатам нашего опроса 32,5% выпускников вузов поступали в вуз, чтобы получить диплом о высшем образовании и 50% выпускников вузов выбрали учебу в вузе с целью в перспективе найти хорошую высокооплачиваемую работу;

- в большей степени однородность состава по возрасту от 17 до 30 лет и образованию. Около 90% выпускников вузов, по результатам нашего опроса, поступали в вуз после окончания общеобразовательной школы, лицея или гимназии;

- ограниченность периода существования студенческой группы (пять- шесть лет);

- стабильность состава на протяжении периода учебы в вузе;

- строгая последовательность и планомерность учебной работы;

- престижность социального статуса. Студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число передовых групп молодежи. Так, по результатам проведенного исследования, 82 % выпускников вузов отметили престижность самого статуса студента[7],[8],[2];

- социально-групповая сплоченность. Общность цели и образа жизни, единый характер труда -учеба, активное участие в общественных делах вуза способствует выработке у студенчества особой социально-групповой сплоченности.

- довольно высокая интенсивность общения. Активное взаимодействие студенчества с другими социальными группами, а также специфика обучения в вузе открывают студентам широкие возможности общения.

- физическая, нравственная и волевая зрелость, которая наступает, как правило, именно в студенческом возрасте. Достигают максимума в своем развитии и психологические свойства, и высшие психические функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции и чувства.

В этот период происходит активное формирование индивидуального стиля жизнедеятельности. Преобладающее значение в познавательной деятельности начинает приобретать абстрактное мышление, формируется обобщенная картина мира, устанавливаются глубинные взаимосвязи между различными областями изучаемой реальности.

Все эти качества необходимо учитывать и развивать в процессе учебной деятельности. Развитие этих способностей имеет очень важное и решающее значение в профессиональном становлении молодого человека в той или иной области трудовой деятельности.

Хотя студенчество по ряду социальных показателей является однородной социальной группой, тем не менее, оно имеет ряд дифференцирующих факторов.

Со студентом уже считаются как с взрослым, это уже зрелый, хотя и более молодой человек.

Важным аспектом нашего исследования является анализ современных ценностных ориентаций. В ходе опроса среди студентов нашего вуза экономического факультета мы получили следующие результаты.

Изучение представлений молодых людей об успехе в жизни (индикатор их ценностных ориентаций) показывает, что в числе наиболее значимых ценностей являются деньги, материальные блага (22%) и любимая работа (25%).

Для того, чтобы трудоустроиться на желаемую работу, по мнению студентов, необходимо обладать, прежде всего, следующими личностными качествами: целеустремленностью (26%), ответственностью (20%), профессионализмом (14%), коммуникабельностью и работоспособностью по 10%[1],[8].

В отношении к труду большинство выпускников вузов ориентированы, прежде всего, на материальное вознаграждение. Высокая оплата труда и оплата в соответствии с качеством труда - в общей сумме эти мотивы труда оказались решающими у большей части респондентов (49%).

Зарплата утвердилась на первом месте в мотивах труда, оттеснив такие мотивационные установки как содержание труда, самоопределение в труде, возможность реализации своих знаний и способностей через труд.

В структуре социально-статусных ценностей и приоритетов в оценке труда студентами утрачивается

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

один из важных его элементов - профессиональный[1],[8]. Список использованной литературы:

1.Грищенко О.Н. Проблемы занятости выпускников вузов Республики Башкортостан- Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук.- Уфа, 2004.-170с.

2.Грищенко О.Н. Социально-профессиональный облик студенчества Республики Башкортостан// Актуальные проблемы банковской системы и перспективы развития экономических отношений. Труды межд. науч.-практ.конф. Уфа: РИО БашГУ,2003.-С.492-499

3.Шевалдина Е.И. Миграционная ситуация и её влияние на трудовые ресурсы в Республике Башкортостан. Международный научно-исследовательский журнал. 2015. №3-4(34). С.55-58.

4.Шевалдина Е. И. Современная социально-экономическая ситуация и её влияние на трудовые ресурсы. В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 14 томах. 2015. С. 158-160.

5.Шевалдина Е. И., Шевалдина Ю.С. Демографические показатели трудовых ресурсов в Республике Башкортостан В сборнике: Экономика и право: теоретические и практические проблемы современности. Материалы международной научно- практической конференции Негосударственное образовательное учреждение высшего образования «Московская академия экономики и права», Рязанский филиал. 2016. С. 286-288.

6.Шевалдина Е.И., Шевалдина Ю.С. В сборнике: Демографические показатели трудовых ресурсов в Республике Башкортостан. Сборник материалов международной научно-практической конференции. 2015. С. 407-409.

7.Шевалдина Е.И. Демография: современные миграционные процессы. Учебное пособие / Е. И. Шевалдина; Федеральное агентство по образованию, Уфимская гос. акад. экономики и сервиса. Уфа, 2006. 8.ЧеркасоваТ.В.,Шевалдина Е.И., Величко И.А.,СтарицинаО.А.Молодежные проблемы в исследованиях социологов. Уфа ,2016.

©Павлова В.Е., Шевалдина Е. И, 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 008

Белашова В.В.

Магистрант 1 курса факультета менеджмента Академии маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ

г. Краснодар, Российская Федерация Научный руководитель: Буряк Н.Ю.

Кандидат культурологии, доцент кафедры технологий сервиса и деловых коммуникаций Академии

маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ

г. Краснодар, Российская Федерация

МЕНТАЛИТЕТ КАК ГЛУБИННАЯ СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ

Аннотация

Давно доказана и известна взаимосвязь менталитета и культуры. Процессы их становления и развития также непрерывны. Взаимопроникновение данных явлений сложно отрицать. Глубинные структуры культуры, исторически и социально укорененные в сознании и поведении многих поколений людей, объединяющие в себе различные исторические эпохи в развитии культуры является менталитетом культуры.

Ключевые слова Культура. Культурология. Менталитет. Ментальность.

Менталитет (от французского mentalite - мышление, мыслительное содержание), понятие, призванное объединить в себе многообразие смыслов и значений, так или иначе ассоциирующихся с проблемой национально своеобразия культуры. На самом деле понятие «менталитет» шире, объемнее, нежели национальное своеобразие: возможно выявление и изучение ментальностей, охватывающих и другие общности, помимо наций. В этом смысле принято говорить, например, о менталитете кочевников, христианства как мировой религии, и о менталитете православия в отличие от католицизма и протестантизма; о различном классовом менталитете дворянства, крестьянства, буржуазии, разночинцев или пролетариата; о технократическом или гуманитарном менталитете в современном постиндустриальном обществе и т.п.

Во всех перечисленных выше вариантах этого понятия менталитет понимается как совокупность глубинных смысловых и поведенческих структур, довольно размытых, составляющих малоизменяемый в течение длительного времени, а значит, метаисторический фундамент социокультурной истории, способствующий самоидентификации данной формы или разновидности культуры, вообще какой-либо духовной общности на всем протяжении ее становления и развития как ценностно-смыслового единства. Это совокупность констант, включающих жизненные установки, принципы, модели поведения, эмоции и настроения, опирающихся на глубинные зоны смысла а потому имеющих системообразующий характер для национальной культуры и ее истории, для становления и развития данной цивилизации. По-видимому, резкий распад существовавшего веками менталитета, несшего в себе энергию и жизненную силу (витальность) той или иной культуры, целой цивилизации приводит культуру и цивилизацию к серьезному и глубокому кризису, а, в конечном счете, и к краху, национальной катастрофе, гибели цивилизации. Во всяком случае, ни один конец великой цивилизации не наступал лишь в результате воздействия внешних факторов: войн, нашествий, истощения природных ресурсов и т. п., но всегда дополнялся, усугублялся, а нередко начинался или завершался разрушением ее менталитета, духовного основания [1, с. 253].

Справедливо полагать, что понятие «ментальность» до известной степени заменимо понятием «картина мира» с той лишь разницей, что картина мира — это в значительной мере осознанное представление, зафиксированное в конкретных произведениях культуры, в тех или иных разновидностях идеологии, в то время как ментальность не фиксируется и не определяется сознанием, не формулируется

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.