_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
УДК 339.56.055
Э.А. Бикбулатова
студентка 1 курса института менеджмента Оренбургский государственный университет Г. Оренбург, Российская Федерация
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
Значительные изменения экономических отношений в России, которые осуществляются в ходе проводимых реформ, вызывают необходимость столь же масштабных перемен на всех уровнях управления экономикой, в том числе и на региональном уровне. Это, прежде всего, объясняется тем, что именно от состояния экономики и социальной сферы регионов зависит благополучие и прогресс страны в целом. Поэтому необходима концентрация усилий на выработке и реализации эффективной модели социально-экономических преобразований. Такая модель должна содержать совокупность экономических, социальных, и прочих стимулов, которые должны быть направлены на обеспечение и защиту интересов всего населения.
Ключевые слова
Анализ, социально-экономическое развитие, органы управления, приоритеты развития.
Прежде чем начинать планирование мероприятий, которые направлены на ускорение социально-экономического развития того или иного территориального образования, необходимо не только провести анализ динамики основных показателей в предшествующие периоды, но и выделить основные проблемы, без решения которых это развитие невозможно [4].
Анализ демографических процессов целесообразно начать с определения тенденций естественного движения населения (таблица 1)
Таблица 1
Естественное движение населения Оренбургской области, тыс. чел.
Показатель 2014 2015
Родившихся 29797 29292
Умерших 27959 28563
Естественная убыль населения, тыс. 1838 729
чел.
Источник: Оренбургстат
Несмотря на наличие естественной убыли населения, присутствует положительная тенденция к ее сокращению за счет уменьшения смертности.
Данные представленные в таблице 2, показывают, что однозначных тенденций в развитии миграции населения Оренбургской области выявить практически невозможно, но сохраняется преобладание численности выбывших над численностью прибывших.
Таблица 2
Миграция населения Оренбургской области, тыс. чел.
Показатель 2014 2015
Прибыло 59340 55970
Убыло 67525 62651
Источник: Оренбургстат
С 2015 года снизился оборот миграции: уменьшилось количество как вновь зарегистрированных граждан, так и уехавших за пределы региона. Это связано с изменением методики подсчета, применяемой Рос-статом. В настоящее время к постоянному населению относятся граждане, приехавшие в регион и зареги
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
стрированные на его территории на срок более 9 месяцев.
Численность официально зарегистрированных безработных имеет тенденцию к снижению (рисунок 1).
Рисунок 1 - Движение численности безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях
службы занятости населения человек
Источник: Оренбургстат
Таблица 3
Информация о численности обучающихся в образовательных учреждениях Оренбургской области
Показатель 2013-2014 2014-2015
Численность детей в общеобразовательных организациях 208429 210841
Численность обучающихся в профессиональных образовательных организациях, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена 35147 38067
Численность студентов в образовательных организациях высшего образования 68003 62347
Общая численность обучающихся 325199 322822
Источник: Оренбургстат
Позитивной является тенденция роста количества воспитанников общеобразовательных учреждений, обусловленная повышением рождаемости, которая происходит с начала XXI века.
Причиной снижения количества обучающихся в учреждениях высшего профессионального образования, кроме неблагоприятной демографической ситуации в период рождения современных ситуаций, является изменение системы приема в учебные заведения - по результатам Единого государственного экзамена, что позволяет выпускникам общеобразовательных учреждений Оренбургской области конкурировать с выпускниками из других регионов за места в более престижных учреждениях профессионального образования.
Отдельные показатели здравоохранения представлены в таблице 6. В результате приведения к нормативным значениям существенными темпами снижается обеспеченность населения местами в учреждениях здравоохранения и, несмотря на повышение уровня оплаты труда медицинских работников, снижается их количество.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
Таблица 4
Отдельные показатели здравоохранения Оренбургской области
Показатель 2013 2014
Число больничных коек 18587 17907
Численность врачей 9759 9947
Численность среднего медицинского персонала 25324 25654
Источник: Оренбургстат
Что касается валового регионального продукта (таблица 5) , с 2012 года он увеличивается более высокими темпами, чем официально регистрируемая инфляция. Безусловно, часть этого роста приходится на рост цен, превышающий регистрируемые инфляционные колебания, но наличие позитивных тенденций в развитии региональной экономики также нельзя отрицать.
Таблица 5
Объем и динамика валового регионального продукта Оренбургской области
Показатель 2012 2013 2014
Валовой региональный продукт (в текущих основных ценах), млн. руб 628563,6 717014,7 731287,6
Валовой региональный продукт, в % к предыдущему году 102,5 102,2 99,3
Источник: Оренбургстат
Значимыми для оценки уровня социально-экономического развития Оренбургской области являются показатели внешней торговли и их динамика (таблица 6).
Таблица 6
Внешняя торговля Оренбургской области, млн долл.
Показатель 2014 2015
Экспорт товаров 2 220,6 1 777,5
Импорт товаров 86,4 348,4
Источник: Оренбургстат
В структуре экспорта Оренбургской области в 2014 году топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки составляли около 90 %. В структуре импорта 37,2 % составляли пластмассы и изделия из них. [5]
На основании результатов проведенного анализа можно сделать общий вывод: Оренбургская область является достаточно благополучным регионом, так как с каждым годом повышаются показатели здравоохранения, уменьшаются показатели миграции населения, снижается уровень безработицы. Но, вместе с этим, имеются и некоторые недостатки:
- снижение показателей рождаемости;
- уменьшение общей численности обучающихся в высших образовательных учреждениях;
- снижение показателей экспорта.
Если существующая динамика будет сохраняться и не совершенствоваться, то это выразится в абсолютном снижении остальных социально-экономических показателей. И таким образом, можно привести ряд мер, которые позволят не только сохранить благополучное социально-экономическое состояние Оренбургской области, но и предотвратить снижение анализируемых показателей:
1) Для того, чтобы повысить уровень рождаемости основными направлениями политики должны стать:
- развитие и укрепление системы ценностей семьи, повышения престижа семей с несколькими детьми, потребности в детях;
- материальная помощь при рождении и содержании нескольких детей, выплата пособий, предоставление льгот многодетным семьям.
2) Увеличение численности обучающихся в образовательных организациях высшего образования, в свою очередь, может быть вызвано следующими факторами:
- принятие государством ряда законов и других нормативных актов, согласно которым многие должности в различных секторах экономики, как в государственных, так и в негосударственных организациях,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
могли занимать лица только имеющие диплом о высшем образовании;
- развитие частного сектора в экономике, появление большого количества мелких фирм, которые не могут позволить себе держать узкоспециализированных специалистов.
3) Основные меры для повышения показателей экспорта:
- формирование и реализация программ поддержки экспорта, предоставление на конкурсной основе субсидий и бюджетных ссуд на развитие производств по выпуску конкурентоспособной продукции;
- разработка комплексной программы развития экспортоориентированных предприятий;
- дальнейшее развитие взаимовыгодных международных и внешнеэкономических связей с регионами стран дальнего зарубежья и СНГ.
Список использованной литературы:
1 Балакина Г.Ф. Инструменты регулирования социально-экономического развития регионов / Г.Ф. Балакина // Региональная экономика: теория и практика, 2014. - № 39 (366). - С. 2 - 12.
2 Гапоненко А.Л. Управление экономическим развитием - М., 1997.
3 Иванченко Л.А. Приоритеты региональной экономики - М., 2002.
4 Лубашев, Е.А. Современные подходы к рассмотрению процессов управления социальным развитием региона / Е.А. Лубашев // Инновации, 2013. - № 9. - С.75 - 80.
5 Орлов, Е.В. Определение проблемного поля деятельности органов управления Костромской области на основе анализа динамики ее социально-экономического развития / Е.В. Орлов // Региональная экономика: теория и практика, 2014. - № 33 (360). - С. 21-34.
6 Попов В.В., Новикова Ю.В. Оценка сбалансированности социально-экономического развития муниципальных образований Оренбургской области / В.В. Попов, Ю.В. Новикова// Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2014. - № 7 (67). - С. 34.
7 Попов В.В. Количественная оценка влияния изменения структуры экспортно-импортных товаропотоков на основные макроэкономические показатели России / В.В. Попов, А.П. Цыпин // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-2. С. 314-319.
8 Панкова С.В., Попов В.В. О формировании особых экономических зон на территориях муниципальных образований / С.В. Панкова, В.В. Попов// Национальные интересы: приоритеты и безопасность.- 2015.- № 7 (292).- С. 16-24.
© Бикбулатова Э.А., 2016
УДК 338.45.01
В.В. Бирюкова, к.э.н., доцент Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа, РФ
СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО НЕФТЕСЕРВИСНОГО РЫНКА
Аннотация
В статье рассмотрены состояние российского нефтесервисного рынка и выявлены проблемы его развития
Ключевые слова
Маркетинг, конкурентоспособность, нефтесервисный рынок
В современных рыночных условиях основная проблема состоит в том, что в большинстве нефтегазодобывающих стран мира отсутствует необходимый потенциал (промышленный, технологический и интеллектуальный) для достаточного обеспечения национальной добычи собственным высокотехнологичным нефтегазовым сервисом [1, 5].