Научная статья на тему 'Менталитет как глубинная структура культуры'

Менталитет как глубинная структура культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3090
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / МЕНТАЛИТЕТ / МЕНТАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Белашова В. В.

Давно доказана и известна взаимосвязь менталитета и культуры. Процессы их становления и развития также непрерывны. Взаимопроникновение данных явлений сложно отрицать. Глубинные структуры культуры, исторически и социально укорененные в сознании и поведении многих поколений людей, объединяющие в себе различные исторические эпохи в развитии культуры является менталитетом культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Менталитет как глубинная структура культуры»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 008

Белашова В.В.

Магистрант 1 курса факультета менеджмента Академии маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ

г. Краснодар, Российская Федерация Научный руководитель: Буряк Н.Ю.

Кандидат культурологии, доцент кафедры технологий сервиса и деловых коммуникаций Академии

маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ

г. Краснодар, Российская Федерация

МЕНТАЛИТЕТ КАК ГЛУБИННАЯ СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ

Аннотация

Давно доказана и известна взаимосвязь менталитета и культуры. Процессы их становления и развития также непрерывны. Взаимопроникновение данных явлений сложно отрицать. Глубинные структуры культуры, исторически и социально укорененные в сознании и поведении многих поколений людей, объединяющие в себе различные исторические эпохи в развитии культуры является менталитетом культуры.

Ключевые слова Культура. Культурология. Менталитет. Ментальность.

Менталитет (от французского mentalite - мышление, мыслительное содержание), понятие, призванное объединить в себе многообразие смыслов и значений, так или иначе ассоциирующихся с проблемой национально своеобразия культуры. На самом деле понятие «менталитет» шире, объемнее, нежели национальное своеобразие: возможно выявление и изучение ментальностей, охватывающих и другие общности, помимо наций. В этом смысле принято говорить, например, о менталитете кочевников, христианства как мировой религии, и о менталитете православия в отличие от католицизма и протестантизма; о различном классовом менталитете дворянства, крестьянства, буржуазии, разночинцев или пролетариата; о технократическом или гуманитарном менталитете в современном постиндустриальном обществе и т.п.

Во всех перечисленных выше вариантах этого понятия менталитет понимается как совокупность глубинных смысловых и поведенческих структур, довольно размытых, составляющих малоизменяемый в течение длительного времени, а значит, метаисторический фундамент социокультурной истории, способствующий самоидентификации данной формы или разновидности культуры, вообще какой-либо духовной общности на всем протяжении ее становления и развития как ценностно-смыслового единства. Это совокупность констант, включающих жизненные установки, принципы, модели поведения, эмоции и настроения, опирающихся на глубинные зоны смысла а потому имеющих системообразующий характер для национальной культуры и ее истории, для становления и развития данной цивилизации. По-видимому, резкий распад существовавшего веками менталитета, несшего в себе энергию и жизненную силу (витальность) той или иной культуры, целой цивилизации приводит культуру и цивилизацию к серьезному и глубокому кризису, а, в конечном счете, и к краху, национальной катастрофе, гибели цивилизации. Во всяком случае, ни один конец великой цивилизации не наступал лишь в результате воздействия внешних факторов: войн, нашествий, истощения природных ресурсов и т. п., но всегда дополнялся, усугублялся, а нередко начинался или завершался разрушением ее менталитета, духовного основания [1, с. 253].

Справедливо полагать, что понятие «ментальность» до известной степени заменимо понятием «картина мира» с той лишь разницей, что картина мира — это в значительной мере осознанное представление, зафиксированное в конкретных произведениях культуры, в тех или иных разновидностях идеологии, в то время как ментальность не фиксируется и не определяется сознанием, не формулируется

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

дискурсивно, но в большей степени переживается и реализуется. Между тем именно ментальная картина мира включает в себя наиболее общие и мало изменяемые от поколения к поколению представления: о пространстве и времени в их соотнесенности между собой, о добре и зле, о свободе и равенстве, о праве и норме, о труде и досуге, о ходе истории и национальном своеобразии, о соотношении нового и старого.

Менталитет воплощает в себе то общее, что лежит в основе сознательного и бессознательного, логического, рационального и эмоционального, интуитивного, мышления и поведения, веры и образа жизни, общественного и индивидуального, теоретического и практического, истории и современности, изменчивого и неизменного в эпохе, этносе, нации, церкви, гражданском обществе, типе деятельности, культуре, цивилизации.

Национальным менталитетом мы называем глубинные структуры культуры, складывающиеся на протяжении длительного времени и определяющие типологическое, как национально-этническое, так и эпохально-историческое своеобразие цивилизации. При этом эпохально-исторические компоненты менталитета вторичны: они подчинены национально-этническим составляющим менталитета и определяются ими. Этим объясняется ценностно-смысловое различие сходных стадиальных эпох в истории разных национальных культур, подчас весьма значительное. Достаточно сравнить, например, в истории русской и западноевропейской культур эпохи Средневековья, Просвещения, романтизма, модерна и т. п. Еще меньше общего мы обнаружим при сравнении стадиальных эпох, если вовлечем в исторический кругозор восточные культуры, обладающие совершенно особым историзмом. Напротив, ментальное сходство между стадиально различными эпохами в рамках одной национально-культурной истории разительно и может быть объяснено лишь тем, что исторически различные этапы культурного развития опираются на общее (глубинное) семантическое основание, т. е. связаны с ним напрямую, вне опосредовании через предшествующие культурные эпохи [2].

Черты, определяющие в целом ментальность той или иной культуры, в отличие от идеологических, социально-политических, коммерческих и иных культуротворческих факторов, характеризующихся значительным динамизмом, спонтанной текучестью, а значит, поверхностностью, отличаются большой стабильностью и не изменяются столетиями. Более того, менталитет национальной культуры, даже претерпевая некоторые изменения в ходе истории, все же остается в своей основе постоянным, что позволяет идентифицировать культуру на всем ее историческом пути, от зарождения до расцвета и, может быть, гибели. Так, национальное своеобразие русской культуры узнаваемо и на стадии Крещения Руси, и в период монголо-татарского ига, и в царствование Ивана Грозного, и во время Петровских реформ, и при жизни Пушкина, и в Серебряный век, и при советской власти, и в эмиграции, и на современном смутном этапе посттоталитарного развития России. Речь здесь идет, таким образом, не столько о самоидентичности культуры на протяжении тысячелетия, сколько о цивилизационном единстве России, и следует говорить о чем-то большем, нежели национально-культурный менталитет, а именно о ментальных предпосылках, или основаниях, сложившейся в России цивилизации, т. е. о факторах цивилизациогенеза в России.

Российская история, равно как и история русской культуры, отличается особой прерывистостью. Однако и русская культура, и российская государственность, и существование русской нации прошли более чем тысячелетнюю историю, и на всех этапах культурно-исторических метаморфоз (насчитываем ли мы вслед за Бердяевым «пять разных России» или, с учетом прошедшего со времени первой публикации этого труда полувека, даже более девять или десять исторических подтипов русской культуры и российской цивилизации), эта тысячелетняя история российской цивилизации сохраняла вполне определенное семантическое единство.

Для понимания природы этого единства, собиравшего русскую культуру, нацию в государственность в течение столь длительного, наполненного драматическими событиями и коллизиями времени, делавшего, условно говоря, «разные» в культурном и стилевом отношении России - историческими фазами одной интенсивно и скачкообразно развивающейся российской цивилизации с ее неповторимым своеобразием и необходимо более пристальное изучение менталитета русской культуры, составляющего основу этого цивилизационного единства, объединявшего в себе несколько разноязычных, разноконфессиональных и этнически различных культур, а также несколько сменивших друг друга культурно-исторических парадигм,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

не столько следовавших друг за другом, сколько надстраивавшихся одна над другой семантическими слоями [3, с. 98].

Список использованной литературы:

1. Буряк Н.Ю Лингвопедагогическая культура. Учебное пособие для студентов направления подготовки бакалавриата (учебное пособие) Краснодар: Издательский дом «ХОРС», 2013.- 404с

2. Буряк Н.Ю. Язык - культура — ментальность (научная статья). Сборник научных трудов по материалам конференции «Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества» (г. Москва,3-4июля 2014г.) - Москва,2014.-С.262-269.

3. Горелов, А. А. История русской культуры. Учебник / А.А. Горелов. - М.: Юрайт, 2015. - 388 с.

© Белашова В.В., 2017

УДК 316.356.2

Е.В. Буянова

к.ф.н., доцент МГУ им. Н.П.Огарева г. Саранск, Российская Федерация

КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ТРАДИЦИОННОЙ АНГЛИЙСКОЙ СЕМЬИ ВИКТОРИАНСКОЙ ЭПОХИ

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию традиционной английской семьи викторианской эпохи как феномена культуры. Построена культурологическая модель традиционной английской семьи викторианской эпохи, включающая все основные виды ее жизнедеятельности: внутрисемейные отношения, домашнее воспитание детей, быт, отношение к религии, характер и содержание досуга.

Ключевые слова

Традиционная английская семья, викторианская эпоха, феномен культуры, культурологическая модель.

Проблемы возникновения и развития семьи, семейно-брачных отношений, роли семьи в жизни общества и каждого индивида в отдельности на протяжении многих веков занимали лучшие умы человечества. Тем не менее эти проблемы не являются сегодня досконально изученными: в них остается много спорных вопросов. Семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует. Различие образовательного, общекультурного уровня, идеалов, нравственно-психологических установок, жизненного опыта, умений организовать деятельность детей, типологические особенности родителей и других членов семьи - все это и многое другое, накладываясь друг на друга, создает неповторимую семейную атмосферу. Это тот микроклимат семьи, который непосредственно влияет на самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир.

Культура семьи определяется повседневной, частной жизнью человека, и накладывает свой отпечаток на все сферы ее жизнедеятельности, как то: внутрисемейные отношения, домашнее воспитание детей, быт, отношение к религии, характер и содержание досуга. В каждой из них заложен смысл традиционного поведения. Семья существует, воспроизводя традиции, следуя определенным образцам деятельности, без которых немыслимо само ее существование. В традициях и обычаях отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность ее членов. Семейные традиции выступают основным средством трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.