Научная статья на тему 'Студенческое самоуправление как стратегический ресурс современного общества'

Студенческое самоуправление как стратегический ресурс современного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуничева Е. Л.

Актуализируется проблема формирования студенческого самоуправления как стратегического ресурса современного общества. При этом выявляются организационные условия, содействующие преобразованию личностного потенциала студенческого актива в организационную составляющую студенческой общественной организации как ее потенциальной способности к взаимодействиям и коммуникациям с влиятельными структурами внешней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Студенческое самоуправление как стратегический ресурс современного общества»

Философия. Культурология

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер ия Социальные науки, 2007, № 3 (8), с. 173- 173

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

© 2007 г. Е.Л. Гуничева

Региональный институт передовых технологий и бизнеса, г. Набережные Челны

elena-gunicheva@list.ru

Поступила в редакцию 05.06.2007

Актуализируется проблема формирования студенческого самоуправления как стратегического ресурса современного общества. При этом выявляются организационные условия, содействующие преобразованию личностного потенциала студенческого актива в организационную составляющую студенческой общественной организации как ее потенциальной способности к взаимодействиям и коммуникациям с

влиятельными структурами внешней среды.

Содействие становлению гражданского

общества может происходить организационным путем посредством закрепления социальных норм, инициируемых наиболее активными студентами в составе студенческой общественной организации. Студенчество

может рассматриваться как стратегический ресурс современного общества при создании организационных условий, содействующих преобразованию личностного потенциала студенческого актива в организационную составляющую студенческой общественной

организации как ее потенциальную способность к взаимодействиям и коммуникациям с влиятельными структурами внешней среды. Организационный порядок, формирование которого происходит в процессе становления студенческой общественной организации,

содействует студенческому активу в

приобретении ими навыков к самоизменениям с последующей способностью, при

формировании взаимоотношений руководителя и исполнителя, осуществления

организационных изменений. При реагировании на мотивационные ожидания внешней среды опыт осуществления организационных изменений со временем проявится в способности студенческого актива

инициировать общественные изменения.

Мощное социализирующее воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы, в которую входит человек, особенности других референтных групп.

Такие особенности студенческой группы, как однородность возрастного состава (разница в возрасте обычно не более 5 лет), обусловливает возрастное сходство интересов, целей, психологических особенностей,

способствует сплочению группы. Основной вид деятельности студенческой группы - учение, а факторы учебного сплочения слабее, чем производственные, поэтому порой сплоченный коллектив не складывается: каждый сам по себе.

Возникновение коллектива является результатом организационно-управленческой работы. Это не просто хорошо организованная для совместной деятельности группа, а группа, объединяющая, сближающая людей на основе выполнения полезно значимой работы.

Формирование личности специалиста -процесс многофакторно обусловленный, осуществляется он в совместной деятельности, взаимодействии и общении человека с другими людьми. Структура социальной среды, в которой формируется личность, чрезвычайно сложна и изменчива. Основное звено этой социальной среды - академическая группа, являющаяся детерминантом формирования личности, когда она становится коллективом. А становление коллектива студенческой группы зависит:

- от характера организации учебно-познавательной деятельности студентов, контроля над ней и ее оценки;

- от степени ясности функций, задач и программы деятельности группы, от групповых норм и особенностей преломления в них общих социальных норм;

- от частоты контактов и особенностей общения между членами группы;

- от особенностей микрогрупп в группе (способствует ли она сплочению группы или противопоставляют себя группе);

- от характера привлечения каждого члена группы к выполнению групповых заданий, от качества кооперации сил при выполнении

общественно значимых задач, стоящих перед группой;

- от размера группы и времени ее существования.

Актуальнейшей проблемой становится разработка условий для создания и устойчивого функционирования социальных организаций. В ходе исследования выявлено, что данный процесс сталкивается со следующими проблемами: отсутствие

аналога, опыта и традиций; отсутствие целевой организационной структуры;

отсутствие нормативной документации.

На сегодняшний день возможно создание общественных организаций с сохранением фактуры идей, с применением самого передового опыта, использованием

современных социальных и информационных технологий.

При реализации государственной

молодежной политики в современных условиях ключевую роль, с нашей точки зрения, приобретает создание условий, при которых молодые специалисты могут овладеть необходимыми профессиональными навыками и способностью к осуществлению изменений в соответствии с запросами внешней среды. Очевидно, что требуется не только внутрипрофессиональная интеграция всего учебного процесса, но и продуманная, увязанная с учебой система внеучебной деятельности студентов, ориентированная на приобретение широкого спектра

профессиональных и личностных качеств. Предпосылками успешной реализации этого являются:

- интеллектуальная насыщенность окружающей среды, позволяющая при должном воздействии на нее проявиться заложенному в ней потенциалу;

- обладание инновационным потенциалом и высокая скорость реагирования на происходящие процессы во внешней среде, готовность пробовать и не бояться ошибаться;

- наличие временного ресурса и понимание

необходимости его рационального

использования, т. е. приобретения

управленческих навыков для своей успешной профессиональной деятельности;

- и наконец, естественное стремление

наиболее активных представителей

студенчества к лидерству, что позволяет этим проявившимся лидерам быть более успешными в своей профессиональной деятельности.

Рассматривая проблему управления

развитием лидерских качеств активистов как фактора формирования системы студенческого самоуправления вуза нам необходимо первоначально рассмотреть вопрос, кто такие студенты и как в историческом плане развивалось студенческое самоуправление.

Термин «студенчество» обозначает

собственно студентов как социальнодемографическую группу, характеризующуюся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и т.д.; определенным общественным положением, ролью и статусом; особой фазой, стадией социализации (студенческие годы), которую проходит значительная часть молодежи и которая характеризуется определенными социально-психологическими особенностями.

Средневековое студенчество было крайне неоднородно как в социальном, так и в возрастном отношении. С развитием капитализма и повышением социальной значимости высшего образования роль студенчества в жизни общества возрастает. Студенчество является не только источником пополнения

квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Хотя высокая стоимость высшего образования и наличие целого ряда других социальных барьеров делали его доступным в большинстве случаев только для состоятельных слоев общества и само оно давало получившим его людям значительные привилегии, уже в XIX - начале XX в. студенчество отличалось высокой политической активностью и играло заметную роль в общественной жизни.

Научно-техническая революция повлекла за собой крупные сдвиги в положении и составе студенчества. Растущая массовость высшего образования подрывает его былую элитарность, делает студенчество более демократичным по социальному происхождению. Определенные сдвиги происходят и в половозрастной структуре студенчества, в частности увеличивается количество женщин.

Несмотря на различия своего социального происхождения и, следовательно, материальных возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определенную социально-профессиональную группу. Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у студенчества известную общность интересов,

групповое самосознание, специфическую

субкультуру и образ жизни, причем это дополняется и усиливается возрастной однородностью, которой не имеют другие

социально-профессиональные группы.

Социально-психологическая общность

объективируется и закрепляется деятельностью целого ряда политических, культурнопросветительских, спортивных и бытовых студенческих организаций.

Студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение студенчества и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования.

Понятие «студенчество», данное в книге ростовских социологов Б. Рубина и Ю. Колесникова «Студент глазами социолога», заключается в следующем: «Студенчество - это мобильная социальная группа, целью существования которой является

организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве». Здесь главная мысль авторов сводится к тому, что студенчество следует рассматривать как социальную группу в системе вуза, которая имеет свою цель, свои специфические особенности и которая готовится к выполнению социальных ролей и функций интеллигенции. «Студенчество, - пишут Б. Рубин и Ю. Колесников, - как социальная группа функционирует в системе высшего образования, выступает в качестве объекта производства, предметом которого является не вещь, а сам человек, личность [1]. Поэтому главной формой производства является

обучающая - образовательная деятельность». Другой исследователь, А.Н. Семашко, пишет, что «было бы неправильным рассматривать студенчество лишь как состояние к подготовке и занятию статуса интеллигенции.

Студенчество обладает всеми необходимыми характеристиками, достаточными для отнесения его к особой социальной группе, так как оно отвечает всем установившимся признакам». В подтверждение своих доводов Семашко

приводит следующие признаки: выполнение в обществе определенных функций,

объективность существования, однозначная детерминированность поведения членов групп, определенная целостность и самостоятельность по отношению к другим социальным группам, специфические социально-психологические черты и системы ценностей.

В отличие от авторов книги «Студент глазами социолога» Семашко, выделяя студенчество как особую социальную группу, отмечает внутренние различия, вызванные источниками формирования студенчества [2]. С другой стороны, автором подчеркивается, что студенчество не было бы социальной группой, если бы «множественность» происхождения не сглаживалась определенным образом единой социально-функциональной его природой и единством других признаков.

Представляют определенный интерес определения студенчества, данные А. С.

Власенко и Т.В. Ищенко. А.С. Власенко

пишет: «Студенчество - это особая социальная группа, формирующаяся из различных социальных образований общества и характеризующаяся особыми условиями жизни, труда и быта, особым общественным поведением и психологией, для которой приобретение знаний и подготовка себя для будущей работы, в науке, культуре является главным и в большинстве случаев единственным занятием» [3]. Т.В. Ищенко акцентирует внимание на том факте, что отличительными чертами студенчества как общественной группы являются: характер

труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли, определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежностью к молодому поколению - молодежи» [4]. Таким образом, студенчество выполняет особую роль в системе общественного разделения труда, которая заключается в подготовке к выполнению функций интеллигенции. Не участвуя постоянно в производстве материальных и духовных ценностей, студенчество, тем не менее, частично участвует в опосредованном производительном и непроизводительном труде в форме учебы, роль которой в обществе возрастает.

Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека. Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе

Б.Г. Ананьева. В исследованиях Л.А.

Барановой, М.Д. Дворяшиной, 1976; Е.И.

Степановой, 1975; Л.Н. Фоменко, 1974; а также в работах Ю.Н. Кулюткина, 1985, В.А. Якунина, 1994, и др. накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретические обобщения по этой проблеме.

Студенческий возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности.

Ю. А. Самариным были отмечены

противоречия, присущие студенческому возрасту:

- социально-психологические - между стремлением к самостоятельности в отборе знаний и довольно жесткими формами и методами подготовки специалиста определенного профиля;

- огромное количество информации, поступающей через различные каналы, расширяет знания студентов, и вместе с тем обилие этой информации при отсутствии достаточного времени, а подчас и желания на ее мысленную переработку может вести к известной поверхности в знаниях и мышлении и требует специальной работы преподавателей по углублению как знаний, так и умений и интересов студентов в целом.

Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но часто «проявляются «ножницы» между этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие

интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться «вечно», что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь» (работы Б.Г. Ананьева, А.В. Дмитриева, И.С. Кона, В.Т. Лисовского и др.).

В студенческом возрасте задействованы все механизмы социализации: это и освоение

социальной роли студента, и подготовка к овладению социальной ролью

«профессионального специалиста», и механизмы подражания, и механизмы социального влияния со стороны преподавателей и студенческой группы.

Школы и университеты, считает Л. Кольберг, должны помочь молодежи осознать необходимость развить в себе необходимые качества для выполнения в будущем тех функций и той деятельности, которые будут способствовать общественному прогрессу, установлению справедливого общества. При этом воспитание в учебных заведениях должно вестись в системе «ученическая, студенческая общность - коллектив воспитателей», «учитель

- ученик», «ученик - ученик». Выход

воспитания за пределы своих специфических программ и вторжение в проблемы иных потребностей общности негласно запрещаются.

Общение и складывающиеся

межличностные отношения на основе привязанностей, желания совместного общения и совместной деятельности в процессе практического разрешения острейших проблем коллективной жизнедеятельности являются действенным средством воспитания и развития личности студента. Поэтому студенческое самоуправление может выступать как мощный фактор воспитательного процесса.

В современной теоретической и методической литературе нет единого мнения в определении термина «самоуправление». Природа самоуправления многогранна. В целом корни самоуправления - в социальной активности народа. Политические корни, в частности, - в демократической культуре,

идеологические - в оптимальном сочетании личного и общественного, а нравственные - в утверждении этических ценностей, гуманного отношения к человеку.

Одни за основу берут руководство коллективом и рассматривают самоуправление как часть системы управления. Другие понимают самоуправление как форму организации коллективной жизни. Третьи - как возможность обучаемых реализовать свое право на активное участие в управлении всеми делами образовательного учреждения.

Самоуправление - один из режимов протекания совместной деятельности людей, наряду с руководством и управлением. На наш взгляд, именно в таком контексте представляется возможным понять сущность самоуправления, в том числе как феномена вузовской действительности.

В режиме самоуправления взаимодействует общность (коллектив) людей, совместно определяющих цель, объект, предмет своей деятельности, договаривающихся о средствах и способах ее реализации. В процессе их

совместной деятельности возникают особого рода отношения, которые придают их взаимодействию характер сотрудничества, совместного бытия (события) в пространстве деятельности и общения. Со временем подобные событийные отношения становятся непосредственной основой дальнейшего развития, совершенствования деятельности. Более того, как показывают исследования психологов (Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков и др.), событие людей в общности развивает их как самобытные личности, творческие индивидуальности.

Можно сказать, что в режиме

самоуправления, в отличие от режимов руководства и управления, совместная деятельность обогащается событийствованием ее саморазвивающихся участников.

Только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность

самоуправления. Где ее нет, всякое

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

самоуправление выродится в фикцию или игру» (С.И. Гессен).

Вопрос о моменте появления студенческого самоуправления в России - один из спорных вопросов.

Историки МГУ считают, что студенческое самоуправление зародилось 13 марта 1781 года, когда была создана студенческая организация -студенческое научно-просветительское

общество Собрания университетских питомцев под покровительством куратора и ректора Московского университета М.М. Хераскова.

В эпоху царствования Александра I в России было открыто сразу несколько университетов. «Все они строились по образцу германских университетов и должны были иметь с ними много общего». Главным отличительным признаком явилась большая самостоятельность и свобода деятельности студентов. «Студенты же могли также создавать всевозможные научные общества, а также корпорации, которые регламентировали студенческую жизнь в университете».

В МГУ корпорации прожили совсем недолго - слишком сильны были традиции студенческих кружков. Но тем не менее попытки создания корпораций производились. В 20-е годы XIX в. было создано корпоративное общество «Ландсманншафт», вобравшее в себя немецких и русских студентов. «Для своих сборищ студенты наняли большую комнату, куда собирались почти ежедневно и где учились драться на рапирах и совершали свои вечерние попойки. Кроме этого велись и ученые прения,

и дружеские разговоры». Эта корпорация просуществовала несколько лет, но была немногочисленной и большого влияния на развитие самостоятельных форм деятельности студентов не оказала.

В целом XIX век более не привнес новых форм организации студентов. Следующим этапом подъема студенческого движения стал конец XIX - начало XX века. Рассмотрим их на примере МГУ.

Нормативные акты, которыми

регулировалась деятельность студенческих объединений, можно подразделить на правовые и внеправовые. К первым можно отнести: Проект об учреждении Московского университета 12 января 1755 г.; Устав Императорского Московского университета 5 ноября 1804 г.; Устав 26 июля 1835 г.; Устав 18 июня 1863 г.

По мере развития образования в России более ясной становилась необходимость введения элементов корпоративной культуры в студенческие массы. Естественно, ни о какой жесткой идеологии речи не шло. Но в то же время существовала потребность единства, ощущения «единой семьи». Эта потребность проявилась в особенности в годы Первой мировой войны.

С середины 30-х возродились древние традиции научно-просветительских обществ. В 1934 г. в МГУ прошла первая конференция молодых ученых университета, а с 1939 года началось издание сборника научных студенческих работ. Начиная с 40-х годов налаживается деятельность научных кружков, иных организаций, продвигающих

студенческую науку. Летом 1959 года началась работа первого студенческого строительного отряда МГУ. В 1964 году был образован Студенческий совет МГУ, который координировал работу по интернациональному воспитанию молодежи университета, формировался по выборному принципу и выполнял некоторые задачи студенческого самоуправления. Был создан Совет молодых ученых МГУ. 1969 год - год создания

Объединенного студенческого комитета МГУ для координации работы студкомов факультетов, образован Молодежный совет МГУ по охране природы. В 1976 году начал работу студенческий педагогический отряд.

Таким образом, потенциал студенческой общественной организации, который формируется в организационно-событийной среде проведения мероприятий внеучебной

деятельности, выявляется через анализ ситуативного лидерства студенческого актива, представленного позициями исполнителя, руководителя (организационные изменения) и консультанта (общественные изменения). Организационный порядок на стадиях своего становления изнутри содействует

продуцированию социальных норм,

упорядочивающих социальные отношения студенческого актива в различных организационных формах на различных уровнях студенческого самоуправления.

Все вышеизложенное и позволяет нам говорить о необходимости целенаправленной работы со студенческим активом, и в первую очередь в рамках управления развитием их лидерских качеств как фактора формирования системы студенческого самоуправления вуза.

Список литературы

1. Рубин Б., Колесников Ю. Студент глазами социолога. С. 38.

2. Семашко А.Н. Художественные потребности студентов, пути и средства их формирования (Социально-эстетическое исследование) Автореф. канд. дисс. Днепропетровск, 1969. С. 91.

3. Власенко А. С. Некоторые вопросы воспитания студенчества на современном этапе. М., 1987. С. 54.

4. Ищенко Т.В. Место студенчества в социальной структуре общества. Томск, 1970. С. 243.

STUDENTS SELFGUIDANCE AS STRATEGICAL RESOURCE OF MODERN SOCIETY

E. Gunicveva

The article under considertion deals with the problem of student selfguidance formation touching it as a strategic resource of modern society. The author reveals the organizational conditions encouraging the personality potential transformation of student activity into an organizational part of the student society as it's abilities to interact with authority structures of the outer environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.