СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Ю. В. Хрулькова
СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В МОРДОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
ИМ. Н. П. ОГАРЕВА
Y. V. Hrul'kova
Modern models of student self-government Mordovian State University
named after N. P. Ogareva
The article reveals the contents of the activities of student self-government institution, showing its relationship to educational and scientific activities, attention to forms, methods and structure. The state of the modern model of student self-government and its essential features in Mordovian State University named after N.P. Ogareva.
Student self-government is a key element in managing extra-curricular activity of the university. The existence of structures of student self-government, with rights and responsibilities for the work that allows you to meet the challenges of extra-curricular activities most effectively. From the rational organization and efficient management of the domain of higher education depends the formation and development of qualities that help students adjust to the professional activities, both inside and outside the university and meet the contemporary socio-economic requirements.
Ключевые слова: студент, студенческое самоуправление, самореализация, внеучебная деятельность, модель самоуправления.
Key words: student, student self-government, self-realization, еxtra-curricular activities, model self.
азвитие студенческого самоуправления как важный фактор демократизации высшей школы рассматривается в исследованиях многих авторов. Особенностью студенческого самоуправления является взаимосвязь субъекта и объекта управления. Это проявляется в соединении непосредственной учебы студентов с участием их в принятии и реализации управленческих функций, которые включают в себя вопросы жизнедеятельности как высшего учебного заведения, так и созданных в нем студенческих коллективов. В этом процессе всегда присутствует основной элемент студенческого самоуправ-
ления: студенты управляют сами собой, своими делами в своих интересах.
Состояние студенческого самоуправления и его сущностные особенности напрямую зависят от уровня развития демократических отношений в обществе и социального заказа. Социальное развитие личности студента немыслимо вне коллективной самоорганизации в студенческой среде. Как отмечают Н. А. Шайденко, В. Г. Подзол-ков, 3. Н. Калинина, при организации воспитательной работы в университете акцент в формировании личности студентов делается на развитии самостоятельности при конструировании и
© Хрулькова Ю. В., 2009
Ю. В. Хрулькова. Студенческое самоуправление в Мордовском университете
X
организации собственной личной стратегии. В решении этой задачи важную роль играет студенческое самоуправление.
Студенческое самоуправление в Мордовском государственном университете (МГУ) им. Н. П. Огарева действует в течение 19 лет. Высшим органом самоуправления является студенческий совет университета, входящий в официальную структуру управления университетом и включающий студенческие советы факультетов (институтов) и ряд секторов по направлениям деятельности. Студенческий совет МГУ им. Н. П. Огарева входит в состав гуманитарного совета вуза. Председатель студенческого совета входит в состав ученого совета университета.
Студенческий совет Мордовского государственного университета является формой самоуправления студентов, объединившихся на основе общности интересов для реализации общей цели — создания условий для наиболее полного раскрытия творческого потенциала, для удовлетворения культурных, творческих и организационных потребностей студентов, улучшения уровня профессиональной подготовки, формирования у студентов гражданской позиции.
Для реализации своей цели совет решает следующие задачи:
— представительство интересов студентов университета перед администрацией вуза, государственными органами по делам молодежи;
— содействие совершенствованию учебного процесса, организации научно-исследовательской работы студентов;
— создание условий для реализации творческого потенциала и улучшения профессиональной подготовки студентов;
— создание условий для улучшения материального и бытового положения студентов, решения их социальных проблем;
— профилактика асоциальных явлений в студенческой среде;
— создание единого информационного пространства студенческой среды;
— развитие научных и гуманитарных связей со студенческими, молодежными и иными организациями и общественными объединениями в Российской Федерации и за рубежом.
Основные направления деятельности совета: участие в учебном процессе; поддержка и развитие студенческой науки; создание и развитие студенческих организаций; социально-экономическая работа; организация отдыха и досуга студентов; оздоровительно-спортивная работа; ин-
формационно-аналитическая работа; международная деятельность.
Совет представляет собой структуру, состоящую из:
1) конференции студенческого совета;
2) председателя студенческого совета;
3) инспекторов студенческого совета;
4) заместителя председателя по общим вопросам;
5) заместителей, ответственных за деятельность отдельных направлений (руководителей секторов);
6) заместителей, ответственных за деятельность студенческих советов факультетов, институтов (председатели студенческих советов факультетов (институтов), объединенного студенческого совета студенческого городка);
7) студенческой службы безопасности.
Высшим руководящим органом совета является конференция студенческого совета. Кандидатуры на должности председателя и руководителей отдельных секторов выдвигаются студентами (группами студентов), присутствующими на конференции, либо в порядке самовыдвижения.
Председатель:
— организует подготовку и проведение заседаний совета;
— координирует деятельность студенческих советов факультетов (институтов, студенческого городка);
— выполняет организационно-распорядительные функции;
— входит в состав ректората;
— по представлению ректора избирается в состав ученого совета университета;
— вносит предложения на обсуждение ученого совета университета, ректората;
— распределяет обязанности между руководителями организационных групп и делегирует им часть полномочий;
— подписывает от имени студенческого совета необходимые документы;
— непосредственно представляет совет в органах государственной власти и местного самоуправления, организациях и общественных объединениях;
— решает все вопросы, связанные с деятельностью совета, кроме тех, которые отнесены к исключительной компетенции конференции;
— вносит предложение о досрочном переизбрании своих заместителей по всем направлениям;
— отчитывается о своей деятельности перед конференцией;
— выполняет иные функции, возложенные на него законодательством.
Инспектор:
— координирует деятельность работы студенческого совета;
— контролирует соблюдение Положения совета, решений конференций;
— проверяет своевременность и правильность рассмотрения предложений, писем, заявлений, поступающих в совет;
— занимается разработкой и реализацией социально значимых проектов и программ;
— занимается плановой работой совета.
3аместитель председателя по общим вопросам назначается председателем сроком на один год и уполномочивается решать вопросы, находящиеся в ведении председателя студенческого совета в период его отсутствия или по поручению председателя совета, проректора по внеучеб-ной работе.
Студенческий совет осуществляет свою деятельность на основе разработанного Положения о студенческом совете МГУ им. Н. П. Огарева.
Для реализации основных направлений деятельности в составе студенческого совета вуза сформированы следующие секторы: учебный; научный; культурно-массовый; информационно-аналитический; спортивный; социально-экономический; сектор международных отношений, студенческая служба безопасности.
Учебный сектор занимается разработкой и проведением мероприятий по повышению ответственности студентов за своевременное выполнение ими учебных планов; взаимодействует с молодежными общественными организациями, ставящими своей целью раскрытие интеллектуально-творческого потенциала студентов (Клуб интеллектуального творчества), оказывает содействие в проведении олимпиад и других мероприятий, стимулирующих учебную активность и саморазвитие личности студентов.
В задачи научного сектора входят выявление научного потенциала студентов, информирование о проводимых межвузовских научных конкурсах, олимпиадах и участие в них, проведение дискуссионных клубов, выпуск научных студенческих сборников, организация научных конкурсов и предметных олимпиад для студентов, включая олимпиады всероссийского и международного уровня. Сектор активно взаимодействует с научными обществами и кружками всех факультетов, научным управлением университета. Его задачей помимо организации мероприятий, стимулирующих научную активность сту-
дентов, является сбор и анализ данных по участию студентов вуза в научных мероприятиях внутри вуза, республики и за ее пределами.
Информационно-аналитический сектор осуществляет мониторинг учебных, социальных и культурных проблем, анализирует программы по улучшению условий учебы, быта и отдыха студентов, проводит творческие конкурсы (лучший плакат, лучшая газета и др.). Сектор также отвечает за представление студенческой жизни университета в СМИ и Интернете.
Социально-экономический сектор ведет работу по трем направлениям: первое — работа с отделом социального развития по выявлению молодых студенческих семей с дальнейшим информированием о предоставляемых льготах, работа с инвалидами с целью оказания помощи и защиты их прав и интересов, а также со студентами, наиболее нуждающимися в лечении и отдыхе, материальной помощи; второе — разработка смет-расходов студенческих советов факультетов и институтов и привлечение спонсоров на мероприятия как факультетского/институтского, так и университетского уровней; третье — это помощь в организации и проведении мероприятий социального характера в работе с администрациями районов г. Саранска.
Основная задача культурно-массового сектора — организация культурно-массовых мероприятий, стимулирование самодеятельности студентов, придание сфере культурного саморазвития студентов системного характера.
3адачи сектора международных отношений заключаются: в выявлении иностранных студентов, имеющих творческие таланты и склонных к научной деятельности; проведении мероприятий с участием иностранных студентов, обучающихся в МГУ им. Н. П. Огарева; донесении информации о действующих международных программах и грантах до широкой аудитории; проведении тренингов для иностранных студентов; составлении и своевременном предоставлении данных об активности иностранных студентов факультета и института.
Деятельность спортивного сектора направлена на актуализацию здорового образа жизни, проведение межфакультетских, межвузовских спортивных соревнований, организацию выездов спортивных команд на соревнования различного уровня.
Студенческая служба безопасности была создана с целью привлечения студентов к охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями, а также для оказания помощи при воз-
Ю. В. Хрулькова. Студенческое самоуправление в Мордовском университете
X
никновении чрезвычайных ситуаций в учебных корпусах и общежитиях университета.
Ответственными за своевременность и результативность деятельности секторов несут руководители секторов совета, избираемые конференцией открытым голосованием сроком на один год и являющиеся заместителями председателя.
Руководитель сектора:
— осуществляет руководство сектором студенческого совета по конкретному направлению работы;
— готовит планы работы возглавляемого сектора на текущий период;
— взаимодействует с представителями администрации университета в части, касающейся деятельности сектора;
— отчитывается по деятельности своего сектора перед председателем и конференцией.
Студенческое самоуправление осуществляет координацию деятельности студенческого актива факультетов и институтов вуза, расширение сфер его влияния, стимулирование творческого потенциала студенчества и предоставление условий для его самореализации. Студенческое самоуправление — реальная возможность влияния студенческого коллектива на учебный и воспитательный процессы. С целью систематического стимулирования и контроля студенческой активности в МГУ им. Н. П. Огарева была разработана и внедрена комплексная программа «Фестиваль студенческого творчества».
Проект «Фестиваль студенческого творчества» реализуется в Мордовском государственном университете с 1998 г., зарекомендовав себя одной из наиболее эффективных форм поддержки и систематизации деятельности системы студенческого самоуправления в вузе. Ее суть состоит в создании единой системно-методической базы для всех мероприятий, организуемых студенческим советом МГУ, что позволяет придать ей четкость, создать внутреннюю гармоничную взаимосвязь составных элементов, дополнить воспитательный процесс системой мощных стимулов саморазвития личности студентов, основанной на их привлечении к разнообразным сферам творчества, корпоративном духе и университетских традициях.
Положение о начислении баллов за планируемые на год мероприятия утверждается студенческим советом университета на втором заседании каждого учебного года. Положение готовит к заседанию специально назначенная рабочая группа, которая выносит предложения
по изменению системы начисления баллов за те или иные мероприятия с учетом опыта предыдущего года.
По окончании всех мероприятий руководители секторов подводят итоги и вносят их в таблицу фестиваля студенческого творчества. По итогам конкурса выявляются факультеты-победители, которые на ежегодном праздновании Дня рождения университета торжественно награждаются дипломами и призами, а также денежными суммами за 1-е, 2-е и 3-е места. Денежные суммы направляются на развитие внеучебной работы на соответствующем факультете/институте. Основным источником финансирования фестиваля является внебюджетный фонд университета.
В целом финансирование студенческого совета университета осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств. Бюджетные средства: средства федерального бюджета (финансирование вуза, целевое финансирование программ, проектов, мероприятий) и республиканского, районного, городского бюджетов. Внебюджетные средства: гранты на реализацию различных программ, проектов; спонсорские средства; иные средства, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации.
Студенческие советы факультетов (институтов) регулярно предоставляют данные о проведенных мероприятиях и отчитываются по проделанной работе перед соответствующими собраниями студентов и администрацией.
Каждый член студенческого совета несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него обязанностей. По решению общего заседания к членам совета могут быть применены следующие санкции: выговор; занесение штрафных баллов в таблицу «Фестиваля студенческого творчества»; частичное или полное снятие льгот, полученных в качестве поощрения; строгий выговор с информированием администрации университета.
Контроль за деятельностью студенческого совета вуза и его подразделений осуществляют ректор университета и проректор по внеучебной работе на принципах сотрудничества и соуправ-ления.
Студенческий совет университета активно взаимодействует с другими структурными подразделениями вуза: учебно-методическим управлением, научным отделом университета, отделом молодежных инициатив; общественными организациями (Клуб веселых и находчивых,
Клуб интеллектуального творчества, Содружество педагогических отрядов МГУ им. Н. П. Огарева, движение «Милосердие», молодежная группа Красного Креста и др.).
Модель самоуправления, описанная нами в данной статье, и анализ основных аспектов ее реализации в вузе позволяют сформулировать основные принципы и подходы, на которые опирается вузовское самоуправление студентов МГУ им. Н. П. Огарева:
1. Студенческое самоуправление — мощный стимул повышения активности вузовского коллектива, ориентированный на совместную работу администрации и студенческого коллектива по дальнейшему развитию вуза, повышению качества подготовки и воспитанию будущих специалистов.
2. Студенческое самоуправление следует рассматривать как часть вузовского самоуправления.
3. Студенческое самоуправление должно охватывать все стороны вузовской жизни.
4. Студенческое самоуправление должно быть многообразным по структуре, формам и способам работы.
5. Студенческое самоуправление — это не формальный придаток администрации, а форма ответственности коллектива студентов за развитие своего университета, школа гражданской ответственности.
Эффективность работы всего вуза во многом обусловлена развитием активности студенческой молодежи, прежде всего формированием социально активных, интеллектуально развитых специалистов, способных применить на практике полученные знания, управлять сложившейся ситуацией и руководить коллективом. Именно участие в работе органов студенческого самоуправления позволяет студенту пройти школу практической подготовки к будущей деятельности.
Таким образом, студенческое самоуправление в МГУ им. Н. П. Огарева можно рассматривать как особую форму инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных проектов.
Не так давно модель студенческого самоуправления Мордовского государственного университета им Н. П. Огарева заняла 2-е место во Всероссийском конкурсе моделей организации студенческого самоуправления вузов РФ, показав тем самым свою эффективность, результативность и оптимальность. Данная модель действует в вузе и в настоящее время, доказывая свою состоятельность и способность к дальнейшему развитию.