Научная статья на тему 'Роль и место студенческого самоуправления в системе воспитания студентов'

Роль и место студенческого самоуправления в системе воспитания студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1223
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СИСТЕМА / СТУДЕНТ / ОРДИНАТОР / АСПИРАНТ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / СТУДЕНЧЕСКИЙ СОВЕТ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО / TEACHERS` SUPERVISION / EDUCATION / SYSTEM / STUDENT / INTERN / POST GRADUATE STUDENT / SELF-GOVERNMENT / STUDENT COUNCIL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дианкина М. С.

Вузовская система воспитания предполагает единство педагогического руководства и студенческого само-управления. Студенческое самоуправление форма всестороннего развития личностей студентов и подготовки их к жизни и деятельности в демократическом обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND THE PLACE OF THE STUDENTS SELF-GOVERNMENT IN EDUCATION SYSTEM

University system of education suggests teachers` supervision and students` self-government. Students` self-government is the form of students` personality development and training for life and activity in democratic society.

Текст научной работы на тему «Роль и место студенческого самоуправления в системе воспитания студентов»

УДК 378

РОЛЬ И МЕСТО СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

©2010 М.С.Дианкина

Российский государственный медицинский университет

Статья поступила в редакцию 07.10.09

Вузовская система воспитания предполагает единство педагогического руководства и студенческого самоуправления. Студенческое самоуправление - форма всестороннего развития личностей студентов и подготовки их к жизни и деятельности в демократическом обществе.

Ключевые слова: воспитание, система, студент, ординатор, аспирант, самоуправление, студенческий совет, педагогическое руководство.

В своем послании Федеральному собранию РФ Президент Д.А.Медведев подчеркнул, что «...система, образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации». Трудно переоценить роль самовоспитания и саморазвития студентов и студенческих коллективов в решении этих задач. Эти проблемы вынесены на общегосударственный уровень. В Государственной Думе подробно обсуждается проект Закона, в котором предполагается значительно увеличить права органов студенческого самоуправления вплоть до наложения вето на решения администрации и, что очень важно, до права студентов выступления с законодательной инициативой по всем вопросам жизни и деятельности вузов. В Министерстве образования и науки создан «Совет по развитию студенческого самоуправления», утверждена «Концепция самоуправления учащихся», проведено много конференций на эту тему и т.д. Для развития этого направления работы вузов создана обширная законодательная база. Ректорат РГМУ придает воспитательной работе со студентами большое значение. Ученый совет в своем решении от 1 сентября 2008 года постановил: «Создать в РГМУ профессиональную систему воспитательной работы, основанную на единстве педагогического руководства и студенческого самоуправления». Ученый совет РГМУ рассмотрел вопрос «Студенческое самоуправление и его роль в оптимизации образовательного процесса в вузах». Обсуждение доклада и принятие решения велось активно и заинтересованно.

Необходимость выполнения указанных решений подчеркивается и в итогах социологического

Дианкина Марина Семеновна, кандидат педагогических наук, профессор, проректор по организационно-воспитательной работе, заведующая кафедрой педагогики и психологии. E-mail: kpprsmu@mail. ru

опроса выпускников и абитуриентов, проведенном социально-психологической службой вуза в мае - июле 2008 года. 3/4 опрошенных утвердительно ответили на вопрос «Нужна ли сегодня общественно-государственная система воспитания молодежи?». 88% опрошенных абитуриентов уверены в необходимости существования студенческих организаций в вузе, 70,7% желают участвовать в общественной жизни университета, 64% из них хотят заниматься клубной деятельностью и войти в органы студенческого самоуправления. В систему студенческого самоуправления в нашем вузе включаются, кроме студентов, ординаторы и аспиранты.

Психолого-педагогические основы системы студенческого самоуправления. «Самоуправление - форма общественной деятельности социально активной студенческой молодежи, направленная на реализацию образовательных, научных, социальных, творческих, досуговых и иных потребностей и инициатив, а также на защиту интересов и прав студенчества Университета». Данное определение подчеркивает две стороны деятельности студенческого самоуправления: реализацию интересов учащихся и защиту их прав. Система студенческого самоуправления не только дает знания о демократии, но и включает учащихся в демократическую деятельность. Всем известно, что формирование личностных качеств в деятельности проходит быстрее и фундаментальнее. Основными целями студенческого самоуправления являются: 1) Формирование гражданской культуры и активной жизненной позиции юношей и девушек. 2) Гуманистическое воспитание студентов в духе толерантности, взаимной требовательности, демократии, чувства социальной справедливости, нетерпимости к проявлениям экстремизма, формирование здорового морально-психологического климата в коллективе. 3) Реализация прав обучающихся на участие в управлении вузом, оценку качества образовательного

процесса. 4) Формирование у обучающихся умений и навыков самоуправления, подготовка их к компетентному и ответственному участию в жизни общества. Достижение этих целей очень важно, т.к. идет активный процесс социализации профессии врача, т.е. усиление его влияния на жизнь и развитие страны. Студенческое самоуправление помогает сформировать профессиональное сознание учащихся и организаторские умения.

Главные принципы студенческого самоуправления: 1) Разнообразие форм студенческого самоуправления на всех уровнях. 2) Рациональное качественное и количественное соотношение органов самоуправления с четким разграничением функций при их целесообразном и необходимом взаимодействии, объединении и координации усилий для решения актуальных задач. 3) Функционирование органов студен-

ческого самоуправления на основе привлечения учащихся к решению самых разнообразных вопросов их жизни и деятельности при свободном и открытом волеизъявлении.

Функции студенческого самоуправления: 1) координация и стимулирование деятельных студенческих организаций; 2) поиск и включение в общественную работу социально активных студентов; 3) участие в организации и управлении учебно-воспитательным процессом в университете; 4) представление интересов учащихся на всех уровнях; 5) профилактика асоциальных проявлений в студенческой среде; 6) поддержка студенческих семей и малообеспеченных студентов; 7) организация досуга, отдыха и оздоровления студентов; 8) анализ студенческих проблем, определение перспектив и путей их решения.

\

Студсоветы II Студсовет II Совет I Профком I Студенческое I Спортивный I Комитет Ц Оперотряд факультетов Ц городка I старост I студентов I научное I комитет I контроля

«Медик» II I II общество I II здоровья

Гражданско-

патриотический

сектор

Т

Сектор

нравственного и семейного воспитания

7

Информационно-

аналитический

сектор

Клуб молодого Клуб Редакция Студенческие

лидера «Благовест» радиовещательного строительные

центра отряды

Клуб Клуб PR-группа Студенческие

интернациональной «Молодая медицинские

дружбы семья» отряды

Клуб «Юный Клуб Студенческий Группа

историк» «Молодой корпункт обеспечения

психолог» « Университетской временной

медицинской занятости

газеты» студентов

Клуб «Молодой Клуб Редакция Клуб «Эколог»

москвич» «Подруги» студенческих

новостей на сайте

РГМУ

Т

Трудовой сектор

Т

Культурно-массовый сектор

Т

СТЭМ

Клуб веселых и находчивых

Литературное объединение

Клуб авторской песни

Рис. 1. Структура студенческого самоуправления РГМУ

Исходя из целей, принципов, функций студенческого самоуправления, а также опираясь на результаты многочисленных социологических опросов студентов, ординаторов, аспирантов, была предложена и утверждена следующая структура самоуправления (Рис.1). Каждый элемент представленной структуры является или уже

работающим объединением или находится в активной стадии создания. Высший орган студенческого самоуправления - общеуниверситетская Конференция, определяющая пути, формы и методы его деятельности. Высший исполнительный орган - Студенческий совет, в состав которого, по утвержденному «Положению о сту-

денческом совете», входят руководители всех объединений, представленных на схеме. Студенческий совет РГМУ и советы факультетов формируются на основе выдвижения кандидатов коллективами учащихся. Они являются объединениями, деятельность которых направлена на создание всей системы самоуправления. Активную помощь в их формировании и планировании работы оказывает ректорат, отдел воспитательной работы с обучающимися, сотрудники деканатов и, конечно же, сами студенты, ординаторы и аспиранты. В студенческих советах факультетов представлены старосты потоков, председатели профбюро, совет корпуса студгородка «Медик» и ответственные за работу секторов: гражданско-патриотического воспитания, нравственного и семейного воспитания, трудового, спортивного и культурно-массового, а также пресс-группа. Эти советы ведут свою работу в тесном контакте с деканатами. Спортивный комитет объединяет капитанов сборных команд, организаторов спартакиады, традиционных турниров и активно проводит все эти мероприятия вместе со спортивной кафедрой. Недавно созданный Комитет контроля здоровья студентов, состоящий из группы донорского движения, группы пропаганды здорового образа жизни, группы организации и контроля диспансеризации студентов, уже зарекомендовал себя как активный участник системы самоуправления. Члены этого комитета организовали конференцию «Здоровье студентов», провели конкурс плакатов по борьбе с курением, организуют лекторий «За здоровый образ жизни» и др. Оперотряд РГМУ ведет работу по предотвращению нарушений внутреннего распорядка вуза, оказывает помощь в организации массовых мероприятий и пр.

В деятельности студенческого научного общества (СНО), объединяющего старост научных кружков, регулярно проводящего тематические диспуты и конференции, занято более 1500 студентов. Особо следует отметить высокий международный уровень традиционных Пироговских конференций, представляющих наиболее значимые достижения студенческой и аспирантской науки. Важное место в структуре студенческого самоуправления занимают клубные объединения учащихся по интересам, ведущие работу по основным направлениям воспитания студентов. Гражданско-патриотический сектор объединяет несколько клубов. Клуб «Лидер» - школа актива, которая уже провела выездной семинар членов студенческих советов, несколько дискуссионных «круглых столов» и других мероприятий. Сейчас идет активное воссоздание «Клуба интернациональной дружбы», объединяющего землячества студентов зарубежья, стран СНГ и национальных территорий РФ. Очень важно,

чтобы совместная работа этих землячеств дала плоды дружбы, знания истории и культуры других стран, толерантности по отношению к людям разных религиозных конфессий и национальностей. Клуб организует «Дни стран мира», концерты, тематические исторические вечера и др.

Клуб «Юный историк» работает при «Музее истории РГМУ и отечественной медицины» и объединяет архивную, лекторскую группы и группу исторической реконструкции. Участники Клуба воссоздают историю нашего вуза, занимаются поиском архивных документов и других свидетельств истории 2 МОЛГМИ - РГМУ, собирают биографические материалы выдающихся деятелей науки, в разные периоды возглавлявших наши кафедры. С возвращением вузу имени Н.И.Пирогова их работа значительно активизируется.

Работа Клуба «Молодой москвич» базируется на Московском факультете и изучает историю и архитектуру столицы, проводит экскурсии по местам, связанным с жизнью и деятельностью наших знаменитых земляков. Работа граждан-ско-патриотического сектора студенческого самоуправления направлена на формирование любви и преданности студентов, ординаторов, аспирантов своей Родине и своей малой Родине - 2 МОЛГМИ - РГМУ имени Н.И.Пирогова. Сектор нравственного и семейного воспитания также объединяет несколько клубов. В клуб «Благовест» входит шефская группа для работы с детьми и родителями в Российской Детской Клинической больнице, группа патронажа Дома ребенка, группа работы в хосписе №1, лекторская группа, группа социальной поддержки ветеранов. Такая шефская работа наших студентов с людьми, нуждающимися в их помощи, приносит радость и удовлетворение маленьким детям из Дома ребенка, пациентам и их родителям в РДКБ, тяжелобольным людям в хосписе №1. В тоже время участники этих акций воспитывают в себе доброту и милосердие, так необходимые врачу-профессионалу и просто человеку. Это важно еще и потому, что 79% анкетируемых назвали доброту одним из трех ведущих личностных качеств врача. Почти все определили доброту как присущее им качество, но только 3% считают его востребованным в нашем обществе. Начинает свою работу клуб «Молодая семья». Мы хотим оказывать психологическую помощь нашим молодым семьям, чтобы наладить хорошие отношения между супругами, снять остроту бытовых проблем, оказать помощь в воспитании детей. Обсудив эти проблемы вместе, легче их решать в каждой семье. Предполагаемое создание клуба «Подруги» ставит своей целью объединение женской половины нашего универ-

ситетского общества для решения вопросов успешного личностного имиджа, обучение протоколу и этикету, знакомство с молодежной модой в одежде и модными течениями в музыке, живописи, театральном искусстве. Важное место в структуре самоуправления учащихся занимает клуб «Молодой психолог», созданный с помощью социально-психологической службы вуза и кафедры общей психологии. В клубе начинают работать группа психодиагностического тестирования, группа тренинговой поддержки, служба психоэмоциональной разгрузки, социологическая служба. Их деятельность направлена на помощь учащимся в познании своей личности, научение совместной деятельности и общению, психоэмоциональную релаксацию и изучение общественного мнения студентов, ординаторов и аспирантов. Активное участие в работе клуба могут осуществлять студенты психолого-социального факультета, будущие клинические психологи и социальные работники.

Значимой составляющей студенческого самоуправления является трудовой сектор, работа которого связана прежде всего с повышением успеваемости учащихся, а также с возрождением традиций деятельности студенческих строительных, медицинских, педагогических отрядов. Контроль и помощь своим товарищам по группе, потоку, курсу очень важны особенно для студентов младших курсов, адаптирующихся к своему главному труду - учебе и только входящих в жизнь университета. Клуб «Эколог», формирующийся на базе кафедры гигиены и основ экологии человека, занимается вопросами экологии, прежде всего университета и других объектов любимой Москвы. Трудно переоценить роль культурно-массовой работы в организации досуга молодежи, ее эстетического воспитания, развития талантов наших юношей и девушек. Проведен фестиваль «Молодые таланты - 2008», на сцене которого выступило более ста начина-

ющих «артистов». Заключительный гала-концерт фестиваля и подведение итогов его конкурсов состоялся 25 января в Татьянин день. Продолжает радовать своими победами команда КВН, вошедшая в Премьер-лигу команд Центрального телевидения. Начали свою работу «Клуб авторской песни» и «Литературное объединение», формируется студенческий театр. Двери этих творческих объединений открыты для всех желающих участвовать в их деятельности. По желанию нашей молодежи могут быть организованы самые разные Клубы и объединения, помогающие реализовать таланты и возможности наших ребят. Впервые начал работать студенческий информационно-аналитический центр, включающий указанные в таблице редакции. Мы планируем в качестве приложения к «Университетской медицинской газете» выпуск студенческого листка, создаваемого силами самих учащихся и освещающего их насущные проблемы.

Организация и развитие системы воспитательной работы в вузе - важнейшее направление его деятельности. Тенденции развития воспитательной работы: 1) усиление роли студенческого самоуправления в жизни вуза; 2) увеличение спектра и повышение качества работы творческих клубов, объединений по интересам и других форм коллективной деятельности студентов, ординаторов и аспирантов; 3) усиление взаимодействия педагогического и студенческого коллективов в реализации старых и создании новых традиций вуза; 4) психологические изменения в отношениях преподаватель-студент, связанные с их демократизацией; 5) воспитание чувства хозяев вуза среди студентов, ликвидация их иждивенческой позиции. Работа большая и нелегкая. 2009 год провозглашен в нашей стране «Годом молодежи», и он должен быть отмечен возрождением студенческой демократии в вузах.

THE ROLE AND THE PLACE OF THE STUDENTS SELF-GOVERNMENT

IN EDUCATION SYSTEM

©2010 M.S.Diankina

Russian State Medical University named after N.I.Pirogov

University system of education suggests teachers" supervision and students" self-government. Students" self-government is the form of students" personality development and training for life and activity in democratic society.

Key words: education, system, student, intern, post graduate student, self-government, student council, teachers" supervision.

Diankina Marina Semenovna, Doctor of science (Psychology), professor, pro-rector of organization and educational work, head of the chair of pedagogics and psychology. E-mail: kpprsmu@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.