Научная статья на тему 'Особенности управления внеучебной деятельностью вуза'

Особенности управления внеучебной деятельностью вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
492
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЕ ВУЗЫ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хрулькова Юлия Викторовна

В статье раскрывается содержание внеучебной деятельности вуза, показана ее взаимосвязь с учебной и научной деятельностью, уделяется внимание ее формам, методам, а также структурам, обеспечивающим ее эффективное функционирование. Внеучебная деятельность является центральным звеном целостного учебно-воспитательного процесса и частью личностно-ориентированного образования. От рациональной организации и эффективного управления этой сферой деятельности высших учебных заведений зависит формирование и развитие качеств, помогающих студентам адаптироваться к профессиональной деятельности внутри и вне вуза и соответствовать современным социально-экономическим требованиям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article presents the content of extracurricular activity in Higher education institute, its connection with educational and scientific activity. It also reveals the forms, methods and structures that provide its efficient functioning. Extracurricular activity is the main link of integral teaching and educational process, a part of student-centered education. The rational organization and effective management of this sphere of university activity influence the forming and development of traits of character that help students to adapt for the professional activity in and out of the university and to correspond to modern social and economic requirements

Текст научной работы на тему «Особенности управления внеучебной деятельностью вуза»

Экономика и управление в образовании

УДК 378.18

Хрулькова Ю.В.

Особенности управления

внеучебной деятельностью вуза

Образование выступает в качестве особой сферы социокультурной практики, обеспечивающей качество общественного и личностного самопознания, реализующего передачу и воспроизводство культурного опыта поколений. Реализация культурно-творческой миссии образования требует качественной системы управления образованием, которая обеспечит ее эффективность.

В Высшей школе России действует система обучения, обеспечивающая статус России как одной из самых образованных стран мира. Вместе с тем, изменения государственно-политического и социально-экономического строя России создали принципиально новую ситуацию в сфере высшего образования и, в частности, в системе воспитания. Состояние системы воспитания в настоящее время можно оценить как сложное, что связано с изменением целе-образующих элементов воспитательной политики и ценностей, поиском новых ориентиров в обучении и воспитании. Студент в большей степени становится независимой личностью, способен выбирать тип поведения, стиль жизни, соотнося их со своими интересами, получаемой профессией, собственным опытом. Происходит адаптация студенческой молодежи к формирующемуся типу экономики. В студенческой среде зарождается новый социокультурный тип молодых людей, способных и готовых активно участвовать в строительстве новой России.

С другой стороны, в образовательной социокультурной среде существует ряд проблем и противоречий, негативно влияющих на качество воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения. Отмечается падение нравственности, рост недисциплинированности, низкий уровень ответственности, проявления агрессии по отношению к сверстникам. Сложные социально-экономические и бытовые обстоятельства, низкий уровень материального положения, имущественное расслоение в студенческой среде значительно изменили социальный облик студентов.

В связи с этим, сегодня вопросы воспитания студенчества в вузе признаются одной из приоритетных областей его деятельности и требуют системной постановки.

Образовательный процесс вуза включает три составляющие: учебную, научную и вне-учебную деятельность. И задача современной системы высшего образования — гармоничное сочетание этих составляющих.

Понятие внеучебной деятельности вуза часто отождествляется с понятием воспитательной деятельности. Несмотря на то, что последняя характеризуется более широким полем действия, основная цель воспитания реализуется в процессе внеучебной работы.

Цель воспитательной работы можно представить в виде некого перечня стандартов и эталонов, которым должен соответствовать выпускник вуза. Однако результат воспитательной работы можно оценить лишь спустя некоторое время. Ведь, социальное развитие человека происходит и после окончания вуза, и в первые годы трудовой деятельности, и во время создания семьи, рождения собственных детей и т.д. И именно высшая школа, с ее многообразием форм воздействия на личность студента, призвана сформировать базовые личностные и профессиональные качества и запустить сложный механизм развития таковых качеств, помогающих студенту адаптироваться к жизнедеятельности вне вуза и соответствовать современным социально-экономическим требованиям.

Достижение обозначенной цели невозможно без вовлечения студентов в разнообразную общественную внеучебную деятельность.

Целью внеучебной деятельности вуза является создание оптимальных социокультурных и образовательных условий для становления гармонично и всесторонне развитой личности, подготовки компетентного специалиста, творчески мыслящего, способного к самосовершенствованию и самореализации, обладающего ответственностью и гражданским правосознанием.

Основными задачами внеучебной деятельности являются: обеспечение взаимосвязи воспитательного процесса, учебной и научной работы; создание условий для освоения студентом материальной культуры и духовных ценностей, накопленных человечеством, российским обществом; создание среды творческого, интеллектуального, культурного общения, способствующей самоопределению, самоутверждению и самореализации личности студента; развитие электоральной культуры молодежи; влияние на формирование ценностных ориентаций, положительного жизненного идеала студенческой молодежи; создание образцовой среды обитания [3].

Отметим, что общественная и воспитательная деятельность формируется в системах "студент-студент", "студент-преподаватель", "студент-работник вуза". В перечисленных системах объектом воспитательного воздействия является студент. Субъекты же проявляются, когда мы говорим, что организация воспитательного процесса в основном зависит от инициативы администрации, традиций конкретного вуза, работы педагогов, кураторов, органов студенческого самоуправления.

В системе управления внеучебной деятельностью вуза целесообразно выделить структуры, обеспечивающие ее целенаправленность, организацию и содержание на разных уровнях.

Управление внеучебной деятельностью на уровне вуза осуществляется в первую очередь ученым советом, который определяет концепцию и программу развития воспитания, направленность ценностных основ их реализации, формирование целостного воспитательного пространства коллектива. Разработку стратегии, реализацию и управление внеучебной деятельностью ведет гуманитарный (воспитательный) совет вуза. Его основная задача — развитие и совершенствование системы воспитательной работы, разработка новых подходов и механизмов, составление нормативных и методических документов, руководство работой воспитательных советов факультетов, культивирование корпоративного университетского духа. В состав такого совета помимо представителей руководства вуза входят представители всех факультетов (институтов), отвечающих за организацию и управление вне-учебной деятельностью "на местах", руководители студенческих организаций и структурных

подразделений системы внеучебной работы вуза. Высший орган студенческого самоуправления — студенческий совет вуза.

На уровне факультетов (институтов) управление внеучебной деятельностью обеспечивают: ученый совет и воспитательный совет факультета (декан, заместитель декана по внеучебной работе, заведующие кафедрами, кураторы); студенческий совет и старосты групп.

На уровне кафедр выпускающих специальностей данную работу ведет воспитательный совет кафедры (заведующий кафедрой и кураторы).

Важное значение для адаптации и успешного функционирования студентов в среде вуза, его традициях, студенческой субкультуре имеют студенческие организации. Их деятельность направлена на выявление личностных и социальных особенностей студенчества и последующее управление ими в рамках воспитательных программ.

Значимость студенческого самоуправления определяется тем, что это важнейший фактор воспитания и профессионального самоопределения будущих специалистов и руководителей. Опыт и исследования внеучебной деятельности подтверждают, что деятельность органов самоуправления студентов создает среду для наиболее полного развития личностных характеристик студентов, необходимых для успешного становления в качестве всесторонне развитых граждан общества и компетентных специалистов.

Понимая стратегическую значимость студенчества, Министерство образования и науки России в Федеральной программе "Молодежь России" (2006-2010 гг.) заявляет в качестве нового подхода к реализации государственной молодежной политики "создание условий интеграции молодежи, как активного субъекта, в процессы социально-экономического, общественно-политического, культурного развития страны" [4; 5].

Студенческий совет — важнейшая форма самоуправления студентов, объединившихся на основе общности интересов для реализации общей цели — создание условий для достижения вышеупомянутых целей воспитательной работы вуза. Совет для реализации своей цели решает ряд задач: 1) представительство интересов студентов перед администрацией вуза, государственными органами; 2) создание условий для улучшения материального

4-

Экономика и управление в образовании

и бытового положения студентов, решения их социальных проблем; 3) содействие совершенствованию учебного процесса, организации научно-исследовательской работы студентов; 4) создание условий для реализации творческого потенциала и улучшения профессиональной подготовки студентов; 5) профилактика асоциальных явлений в студенческой среде; 6) развитие научных и гуманитарных связей со студенческими, молодежными и иными организациями и общественными объединениями в РФ и за рубежом [3].

Специфика управленческой деятельности студенческого совета заключается и в том, что решать эти задачи должен не один человек, а группа — управленческая команда, состоящая из председателей студенческих советов факультетов (институтов), и руководителей отдельных направлений деятельности. Однако ключевую роль все же играет руководитель, вносящий наибольший вклад в достижение общей цели совета.

Органы студенческого самоуправления призваны выступать проводником между студентами и администрацией вуза, налаживая конструктивное сотрудничество в области усовершенствования академического процесса и всей инфраструктуры вуза в целом.

Сотрудничество, с одной стороны, не допускает жесткого администрирования со стороны управленческого аппарата вуза, демократизирует отношения преподавателей и студентов, а с другой, повышает самостоятельность, активность органов студенческого самоуправления, их ответственность за принимаемые в рамках своей компетенции решения. Сотрудничество также предполагает уважение к личности студента, широкое использование метода воспитания педагогическим требованием, причем в косвенной и доброжелательной его формах.

Самоуправление реализуется в форме соуп-равления, равноправного участия обеих сторон управленческого процесса (студентов и органов управления вузом) в решении важных вопросов студенческой жизни [2].

Отдельные аспекты теории и методики развития студенческого самоуправления отражены в работах многих авторов, большая часть которых связана с практикой и опытом вузов. На основе их анализа можно разграничить два определения студенческого самоуправления:

1. Студенческое самоуправление — деятельное участие студентов в любых формах управления, скоординированная деятельность

добровольных организаций, способных принять решение и осуществить контроль за его исполнением;

2. Студенческое самоуправление — общественное, добровольное, самоуправляемое, некоммерческое объединение студентов, созданное по инициативе студентов, на основе общности их интересов для управления всеми аспектами студенческой жизни с целью достижения определенных результатов, согласно поставленным целям. То есть понятие студенческого самоуправления как некой организации, экономической системы.

Экономические системы особо устойчивы, однако обладают большой подвижностью — динамизмом, тесной взаимосвязью всех элементов и подсистем, изменчивостью структуры и самой системы. Студенческое самоуправление как организация представляет собой вероятностную, трудно прогнозируемую систему. Это связано с отсутствием однозначных причинообусловленных связей между элементами, в результате чего возникает неопределенность поведения системы в целом, и ее составных частей. В значительной степени неопределенность исходит от человеческого фактора, непредсказуемого в конкретной ситуации.

Управление в рамках студенческого совета имеет в своей основе ряд общих принципов: разделение труда; полномочия и ответственность; дисциплина; единство действий; подчиненность личных интересов общим; вознаграждение; централизация; порядок; справедливость; инициатива; корпоративный дух.

В процессе деятельности студенческого совета взаимодействие субъекта и объекта управления происходит не в рамках отношений "руководители - подчиненные". Членами студенческого совета управляют как партнерами. Здесь заключена специфика: партнерство исключает управление, поскольку предполагает равенство участников. Партнеры не могут приказать, они стараются убедить друг друга. Следовательно, данная студенческая структура позволяет научиться и руководить, и подчиняться.

Студенчество всегда составляет интеллектуальный потенциал общества на ближайшую перспективу. Распознать, направить в нужное русло, развить и привлечь этот потенциал студенчества к реальным действиям — вот главная задача высшего образования в настоящее время.

Наличие в системе управления вузом особых структур, предусматривающих обширный спектр прав для студенческих организаций в сочетании с высокой ответственностью за результаты работы, позволяет решать задачи внеучебной деятельности наиболее эффективно. Результаты работы студенческого самоуправления имеют огромное значение и в рамках вуза, и в образовательном и воспитательном процессах в масштабе государства, так как в полной мере отражают содержание государственной программы в области молодежной политики.

Результатом процесса управления образованием является его высокое качество, которое обеспечивается, в том числе, и на основе таких принципов как: фундаментальная подготовка и гармоничное развитие личности учащихся; мотивация и активное вовлечение преподавателей, сотрудников и студентов университета в деятельность по улучшению качества образования. Таким образом, качество образования невозможно представить без эффективной внеучебной воспитательной работы и эффективного управления этой сферой деятельности высших учебных заведений России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бердников М.А., Пономарев А.В. Воспитательный потенциал студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособного специалиста: монография / М.А. Бердников, А.В. Пономарев. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2006. 273 с.

2. Волоткевич Т.Н. Самоуправление студентов как фактор организации воспитательной работы в вузе: монография / Т.Н. Волоткевич. Красноярск; Ставрополь, Пятигорск: ПГЛУ, 2005. 269 с.

3. Концепция воспитательной деятельности и

направления ее реализации в Мордовском государственном университете имени Н.П.Огарева, 2004.

4. Концепция модернизации российского образования до 2010 года: распоряжение Правительства Российской Федерации [от 29.12.2001 г. № 1756-р].

5. Рекомендации по развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации [от 02.10.2002 г. №1552-486/15-01-21].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.