Научная статья на тему 'Студенческие соревнования как результат обучения двигательным действиям в аэробной гимнастике'

Студенческие соревнования как результат обучения двигательным действиям в аэробной гимнастике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / АЭРОБНАЯ ГИМНАСТИКА / АЭРОДЕНС / АЭРОСТЕП / СТУДЕНЧЕСКИЕ СОРЕВНОВАНИЯ / STUDENTS / PHYSICAL EDUCATION / AEROBIC GYMNASTICS / AERO-DANCE / AERO-STEP / STUDENT COMPETITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Альбина Фаатовна, Мудриевская Елена Владимировна

В статье представлены данные педагогических наблюдений за участницами студенческих соревнований по аэробной гимнастике. Показана динамика результатов групповых выступлений студенток в аэроденсе и аэростепе за пятилетний период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисова Альбина Фаатовна, Мудриевская Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student competitions as a result of training motor actions in aerobic gymnastics

The article presents the data of pedagogical observations of participating in student competitions in aerobic gymnastics. It shows the dynamics of the group results of the performances of the students in aero-dance and aero-step extent over a five-year period.

Текст научной работы на тему «Студенческие соревнования как результат обучения двигательным действиям в аэробной гимнастике»

практ. конф. молодых ученых, аспирантов, соискателей и студентов // СибГУФК. - Омск, 2009. - С. 290-295.

ШРЕДЕР Анна Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры. Адрес для переписки: AShreder@mail.ru

КРАВЧУК Анатолий Иосифович, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры физической культуры.

Адрес для переписки: kravchuk-prof@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.12.2014 г. © А. Ю. Шредер, А. И. Кравчук

УДК 796.09:796.41:378

А. Ф. БОРИСОВА Е. В. МУДРИЕВСКАЯ

Омский государственный технический университет

СТУДЕНЧЕСКИЕ СОРЕВНОВАНИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В АЭРОБНОЙ ГИМНАСТИКЕ_

В статье представлены данные педагогических наблюдений за участницами студенческих соревнований по аэробной гимнастике. Показана динамика результатов групповых выступлений студенток в аэроденсе и аэростепе за пятилетний период. Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, аэробная гимнастика, аэроденс, аэростеп, студенческие соревнования.

В настоящее время для повышения эффективности физического воспитания студентов используются различные педагогические подходы, традиционные и нетрадиционные средства. В высших учебных заведениях широко распространён дифференцированный подход к построению образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура». Реализация этого подхода предполагает учет многих факторов: функциональные возможности, состояние здоровья, двигательные способности, возраст, половая принадлежность, мотивация, условия труда и быта занимающихся.

Содержание и методика занятий по физической подготовке дифференцированы, в первую очередь, по половому признаку, поскольку гендерные различия присутствуют не только в проявлении двигательных качеств, но и в направленности физкультурно-спортивных интересов студенческой молодёжи.

Различные упражнения не в одинаковой мере интересны для мужского и женского контингента студентов. Девушки наибольший интерес проявляют к гимнастическим упражнениям. Преобладающими мотивами для занятий гимнастикой у них являются желание или намерение изменить осанку, внешний вид, пластику движений, самочувствие, работоспособность. Данный факт неоднократно подтверждался материалами педагогических исследований в системе высшего профессионального образования [1-4].

В Омском государственном техническом университете (ОмГТУ) ежегодно проводится опрос студентов, поступивших на первый курс, с целью выявления их интересов в сфере физкультурной деятельности. На основании материалов собственных исследований нами установлено, что в течение последних

десяти лет в ОмГТУ от 49 до 56 % студенток 1-го курса желают заниматься различными видами гимнастики.

По результатам анкетирования и тестирования двигательной подготовленности девушек, на каждом из восьми факультетов университета формируются учебные группы по аэробной гимнастике. Названный вид упражнений представлен в вариативной части программы по дисциплине «Физическая культура» и используется в качестве учебного материала на практических занятиях.

За двух-трехлетний период регулярных занятий избранным видом двигательной активности студентки осваивают гимнастические упражнения в объеме, достаточном для того, чтобы составлять композиции и представлять их на спортивных мероприятиях университета. Поэтому на протяжении нескольких лет среди студентов ОмГТУ проводятся соревнования по аэробной гимнастике.

Цель нашего исследования заключается в анализе спортивных результатов, в частности общих оценок и их компонентного состава, женских сборных команд факультетов по аэробной гимнастике.

Соревнования по аэробной гимнастике в университете проводятся ежегодно. Их с полным правом можно считать командными, поскольку количество участников в группе может быть до восьми человек. Девушки соревнуются в дисциплинах «Аэроденс» и «Аэростеп». Правилами соревнований продолжительность их выступления определена в 1 минуту 30 секунд (± 5 сек).

Аэроденс — групповая хореография с композицией из аэробных гимнастических и танцевальных движений (сальса, хип-хоп, танго, фанк, брейк-данс, фламенко). В программу выступления должны быть

16.5 16

15.5 15 14.5 14 13,5

15,93

15 15.6У ♦ 15,86

15*2 4 - -._ 15,21

14.83 14,86

14,36

2010 2011 2012 2013 2014

Год

—Аэроденс —Аэростеп

Рис. 1. Динамика спортивных результатов участников студенческих соревнований по аэробной гимнастике

включены четыре элемента из группы прыжковых упражнений и группы упражнений на равновесие и гибкость, а также одна пирамида.

Аэростеп — групповая хореография с композицией из базовых шагов, сочетающихся с движениями руками, и с использованием степ-платформы. Пирамиду в аэростепе тоже нужно сделать составной частью соревновательного упражнения.

В аэроденсе представленная композиция оценивается суммой баллов за артистичность, исполнение и сложность, в аэростепе — за артистичность и исполнение. Наибольшая сумма, которая может быть получена за выступление в аэроденсе, равняется 22,4 балла, в аэростепе — 20 баллам.

На оценку за артистичность влияют прежде всего выразительность и слитность движений с музыкальным сопровождением, а также сбалансированное использование базовых аэробных шагов, переходов, соединений, подъемов, взаимодействий на всем пространстве площадки. Максимальное количество баллов, которое может быть выставлено за артистичность, равно десяти.

В композиции движения должны быть выполнены технически верно, синхронно, с сохранением баланса в трудных элементах, подскоках, приземлениях, переходах. Итоговая оценка за исполнение получается путем вычитания баллов за ошибки (от 0,1 до 0,5 балла) из максимально возможных 10 баллов.

Упражнения аэробной гимнастики разделены на четыре группы. Группу «А» составляют элементы с преимущественным проявлением динамической силы, группу «В» — элементы с проявлением статической силы, группу «С» — прыжки, группу «Б» — элементы на равновесие и гибкость. Правилами соревнований установлены требования к выполнению элементов, а их сложность оценена в баллах. Если качество исполнения не соответствует минимальным требованиям, то элемент не оценивается. В композициях аэроденса могут быть представлены элементы из групп С и Б, а наибольшее количество баллов, которое может быть выставлено за их сложность, равно 2,4 балла.

В ходе педагогического исследования нами проведен анализ оценок, выставленных судьями в 2010 — 2014 годы сборным командам на соревнованиях ОмГТУ по аэробной гимнастике. Средняя оценка за выступления женских групп в аэроденсе и аэростепе не претерпевала значительных изменений в течение пяти лет (рис. 1). По нашему мнению, стабильность результатов в подготовке факультетских команд ука-

зывает на существование устоявшихся, традиционных форм и методов работы со студентами.

Среднее значение оценки за артистичность в аэроденсе на студенческих соревнованиях составило 7,54 балла, т. е. 75 % от максимальной суммы баллов, в аэростепе — соответственно 7,59 балла и 76 %.

Оценка за исполнение в аэроденсе была немного ниже, чем за артистичность. Её среднее значение — 7,2 балла, или 72 % от максимально возможной оценки, а в аэростепе — 7,4 балла, или 74 %.

Сложность элементов оценивалась только в аэроденсе. Среднее значение оценки за сложность равно 0,76 балла, или 32 % от максимальной оценки. Невысокий уровень технического мастерства участниц соревнований объясняется прежде всего тем, что значительное число девушек до поступления в высшее учебное заведение не занимались ни аэробной гимнастикой, ни каким-либо другим видом спорта.

Следует также отметить, что на протяжении пятилетнего периода количество участниц соревнований не уменьшалось, а возрастало за счет увеличения численного состава групп. Даже факультеты с преобладанием мужского контингента студентов были представлены женскими командами по аэробной гимнастике. Данный факт указывает на сохранение в студенческой среде интереса к гимнастическим средствам физического воспитания.

Таким образом, наличие таких факторов, как неубывающий интерес студенческой молодежи к соревновательной деятельности и недостаточный уровень её готовности к выполнению сложных гимнастических элементов, становятся основанием для поиска средств и методов спортивной подготовки женских групп в аэробной гимнастике.

Библиографический список

1. Кохан, Т. А. Применение гидроаэробики в физическом воспитании студенток технического вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. А. Кохан. — М., 2001. — 24 с.

2. Смирнова, О. Л. Технология применения видов гимнастики оздоровительной направленности в физическом воспитании студенток вуза : автореф. дис. . канд. пед. наук / О. Л. Смирнова. — Хабаровск, 2006. — 24 с.

3. Мудриевская, Е. В. Анализ физкультурно-спортивных интересов студентов первого курса высшего учебного заведения / Е. В. Мудриевская, О. Г. Ковальчук // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2010. — № 4 (89). - С. 143-146.

Е

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.