УДК 373.24+796
А. Ю. ШРЕДЕР А. И. КРАВЧУК
Омская государственная медицинская академия
ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ КОМПЛЕКСНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_
Исследовано развитие движений, физических качеств и психомоторных способностей детей второго и третьего годов жизни под влиянием комплексного физического воспитания, которое предусматривает осуществлять двигательную, физическую и психомоторную подготовку в процессе физкультурных занятий. Показано влияние комплексного физического воспитания на гармоничное развитие детей. Выявлены движения, физические качества и психомоторные способности, которые необходимо совершенствовать в процессе дошкольного образования.
Ключевые слова: физическое воспитание, ранний возраст, гармоничное развитие.
Развитие детей раннего возраста отличается интенсивностью: укрепляется мышечная система [1], осваиваются основные жизненно важные движения, состояние двигательной системы влияет на развитие всего организма, в том числе и на мозговую деятельность ребенка [2].
При разработке комплексного физического воспитания теоретической основой явились знания о физическом развитии: [3, 1]; о воспитании детей раннего возраста [4, 5]; о физическом воспитании детей раннего и дошкольного возраста [6 — 8]; о гармоничном дошкольном комплексном физическом воспитании [9].
Гармоничное развитие ребенка в нашем понимании — это достижение детьми определенных возрастных нормативов в освоении различных видов движений, развитии физических качеств и психомоторных способностей.
Методы исследования. Для изучения гармоничного развития были проанализированы показатели по двигательной подготовленности, в которой учитывалось качество освоения двигательных навыков восьми видов основных движений (движения руками, ногами, ходьба, бег, равновесие, лазанье, прыжки, метания). Оценка движений осуществлялась по четырехбалльной шкале (0 — 3 балла). Физическая подготовленность оценивалась по уровню развития основных физических качеств, семи их разновидностей (ловкость, выносливость, динамическая сила, быстрота, скоростная сила, гибкость) и соответствию возрастным нормативам [10, 11]. Изучение психомоторного развития проводилось с учетом становления следующих показателей: активная речь ребенка, сенсорное развитие, конструкторская и игровая деятельность, движения, навыки одевания и кормления, которые оценивались альтернативно: «да» или «нет».
В педагогическом эксперименте приняли участие дети второй группы раннего возраста (дети второго года жизни, п = 28) и первой младшей группы (дети третьего года жизни, п = 27). Формирующий педагогический эксперимент состоял в применении комплексного физического воспитания на физкультурных занятиях в каждой детской группе в течение
учебного года в дошкольном образовательном учреждении.
Комплексное физическое воспитание детей дошкольного возраста содержит три вида подготовки: двигательная, физическая и психомоторная. В первом полугодии учебного года двигательная подготовка детей предусматривала освоение базовых и профилирующих упражнений различных структурных групп видов основных движений в определенной последовательности с учетом освоения формы движения и способа его выполнения. Физическая подготовка предусматривала сопряженное развитие основных физических качеств в процессе обучения движениям. В это же время шло формирование психомоторных способностей детей. Для этого на физкультурных занятиях акцентировалось внимание детей на названии частей тела, упражнений и ориентиров, форме и цвете инвентаря и оборудования, направлении движения. Подбирались игровые задания, в которых ребенок должен был подобрать по цвету и форме предметы, перенести их в определенном направлении, показать и назвать части тела, оборудование, инвентарь. Психомоторное развитие в процессе физкультурных занятий осуществлялось в течение всего учебного года.
Во втором полугодии учебного года осуществлялась преимущественно физическая подготовка. Основное внимание уделялось развитию комплекса физических качеств, которое происходило по мере совершенствования изучаемых базовых и профилирующих упражнений и движений остального учебного материала (объемным упражнениям структурных групп движений). Создавались условия для развития физических качеств и использовались методы их совершенствования [12].
Гармоничное развитие ребенка считалось при условии, что в каждом виде подготовки может быть не выполнен только один норматив. Близкое к гармоничному развитию определялось тогда, когда не были выполнены два норматива в каждом из видов подготовки.
Результаты исследования и их обсуждение.
Педагогический эксперимент показал, что у детей
второго года жизни при анализе двигательной подготовки выяснилось, что гармоничного развития в группе достигли 79 % детей, а близкого к гармоничному — еще 11 %. Из группы в составе 28 детей не смогли справиться с возрастными нормативами в беге — пятеро, метании — четверо и движениях ногами — трое детей, в остальных пяти движениях только по одному ребенку. Качество неосвоенных движений связано с сочетанием движений ногами и руками. С этими детьми следует проводить дополнительные занятия по совершенствованию данных движений, выяснив причины низкого качества выполнения.
Всеми видами движений овладели 17 детей. Общее количество детей, достигших гармоничного или близкого к гармоничному развитию в двигательной подготовке, составило 90 % детей.
В физической подготовке гармоничного развития достигли чуть более половины детей — 54 % и близкое к гармоничному развитию — 29 % детей. При этом самыми слаборазвитыми физическими качествами оказались: гибкость у 23 детей, ловкость — у 11, в остальных пяти разновидностях физических качеств отставание от нормативов было от одного до пяти детей. Физическая подготовка детей второго года жизни требует особого внимания. Проявление физических качеств во втором полугодии первого года жизни детей характеризуется развитием их комплекса, но интенсивное развитие основных движений в этот период жизни еще не поддерживается уровнем проявления всех физических качеств. По-видимому, развитие функций и систем ребенка еще несовершенны для их становления.
Все дети выполнили возрастной норматив в динамической силе. Во всех физических качествах возрастной норматив смогли выполнить только два ребенка. Количество детей, достигших гармоничное и близкое к гармоничному развитию в физической подготовке, составило 83 %.
В психомоторной подготовке число детей, достигших гармоничного развития, было несколько выше, чем в физической, но ниже, чем в двигательной подготовке и составило 61 % детей, близкое к гармоничному развитию достигло всего 11 %. Психомоторные способности, которые необходимо совершенствовать дальше — это в первую очередь навыки одевания и кормления, которые не сформированы у 9—10 детей, во вторую очередь сенсорные способности (различение формы, цвет предметов), игровая и конструкторская деятельность — у 6 — 7 и речи — у 2 — 4 детей. Социальные навыки одевания и кормления требуют развития мелкой моторики, а другие отстающие психомоторные способности связаны с общением ребенка со взрослыми, которым следует большее внимание уделять воспитанию и развитию детей, индивидуальному совершенствованию психомоторных способностей у каждого ребенка.
Гармоничное развитие и близкое к гармоничному развитию в психомоторной подготовке достигли 72 % детей.
Таким образом, у детей второго года жизни большинство достигло гармоничного и близкого к гармоничному развития в двигательной (90 %), меньше в физической (83 %) и психомоторной (72 %) подготовке.
Анализ двигательной подготовки у детей третьего года жизни показал, что гармоничного развития достигло 89 % детей и близкое к гармоничному развитию — 11 %. Затруднение в выполнении прыжков наблюдалось у 20 детей — это движение является
наиболее сложным для них. Не оценены движения ногами у четверых, а движения руками и бег — по одному ребенку. Все дети смогли освоить ходьбу, равновесие, лазанье и метание. У пятерых все виды движений были качественно освоены и не требовали дальнейшего совершенствования.
Гармоничное и близкое к гармоничному развитие в двигательной подготовке достигли 100 % детей. Процесс двигательной подготовки детей третьего года жизни позволяет им качественно освоить двигательные навыки в соответствии с возрастными нормативами, лишь в отдельных движениях необходимо дальнейшее совершенствование. Действительно, 3 — 4 годы жизни являются сенситивным периодом развития движений [13], и преобладающее большинство детей могут качественно овладеть двигательными действиями в условиях комплексного физического воспитания.
В физической подготовке только 52 % детей имели гармоничное развитие. Близкое к гармоничному развитию было у 30 %. Наиболее низкие показатели развития оказались в трех качествах: скоростной и статической силе, гибкости у 10—14 детей, остальные качества были развиты почти у всех детей, кроме ловкости и выносливости у двоих детей, а у одного ребенка — динамической силы. В быстроте все дети смогли справиться с возрастным показателем. Все физические качества были развиты у пятерых.
Общее количество детей, имевших гармоничное и близкое к гармоничному развитие, составило 82 % детей. Процесс физической подготовки детей третьего года жизни необходимо строить таким образом, чтобы уделить больше внимания развитию статической и скоростной силы, гибкости.
В психомоторной подготовке гармоничного развития достигло большее число детей — 67 %, чем в физической подготовке. Близкое к гармоничному развитию составило 19 % детей. Небольшие отклонения в развитии наблюдались в речи, сенсорном развитии (форма, цвет) и игровой деятельности — с этими показателями не справилось от четырех до шести детей. В конструкторской и изобразительной деятельности, навыке одевания затруднения было только у двоих в каждом показателе. По сравнению с детьми второго года жизни сенсорное развитие, речь и игровая деятельность требуют большего внимания взрослых.
В психомоторной подготовке 86 % детей имели гармоничное развитие и были близки к нему. Процесс психомоторного развития требует направленного внимания у детей данного возраста.
У детей третьего года жизни гармоничное развитие и близкое к гармоничному развитию наблюдалась в двигательной подготовке у 100 %, меньшее — в психомоторной (86 %) и физической (82 %) подготовке детей [14].
Анализ индивидуальных показателей видов подготовки позволяет выяснить индивидуальное гармоничное состояние ребенка в результате комплексного физического воспитания. Индивидуальные показатели двигательной и физической подготовленности у детей второго года жизни позволили установить, что гармоничное развитие имело место у 36 % детей и находилось близко к гармоничному развитию у 43 %.
В сочетании двигательной и психомоторной подготовки гармоничное развитие наблюдалось у 43 % детей, а близкое к гармоничному — у 21 %. В физической и психомоторной подготовке имело гармоничное и близкое к нему развитие у 29 % детей.
Гармоничного развития во всех видах подготовки достиг 21 % детей и были близки к нему 32 %.
Изучение сочетания индивидуальных показателей развития определенных видов подготовки выявило, что у детей второго года жизни гармоничное и близкого к гармоничному развитие достигается в процессе двигательной и физической подготовки — 79 % детей, меньшее в сочетании двигательной и психомоторной подготовки — 64 % детей, физической и психомоторной — 58 %. Гармоничного развития и близкого к гармоничному развитию во всех видах подготовки достигла половина детей — 53 %.
В становлении гармоничного развития каждого ребенка ведущее значение имеет сочетание двигательной и физической подготовки, далее значение двигательной и психомоторной подготовки, физической и психомоторной. Следует отметить: большинство детей развивается гармонично, что характеризует средний уровень гармоничного развития детей второго года жизни (57 — 79 %).
У детей третьего года жизни в сочетании двигательной и физической подготовки гармоничного развития достигли 52 % детей, близкое к гармоничному развитию — 30 %. Самые развитые у детей оказались с учетом сочетания двигательная и психомоторная подготовка, где гармоничного развития достигли 63 % и близкого к гармоничному развитию — 22 %. В сочетании физической и психомоторной подготовки гармоничного развития достигли меньше — 37 % детей, но близкое к нему оказалось 33 %.
Гармоничное развитие в сочетании всех видах подготовки у детей третьего года жизни наблюдалось у 37 % детей, а близкое к гармоничному развитию у 33 %.
У детей 3 года жизни гармоничное развитие и близкое к гармоничному развитию было примерно на одном уровне в сочетании двигательной и психомоторной — 85 % детей, двигательной и физической — 82 % детей. физической и психомоторной подготовки — 70 % детей. В сочетании всех видов подготовок большинство детей (70 %) достигли гармоничного развития и были близки к нему.
Выводы. Результаты наших исследований показали, что большинство детей второго и третьего года жизни достигают гармоничного и близкого к гармоничному развитию во всех видах подготовки (двигательная, физическая, психомоторная), при этом больше детей третьего года жизни, чем второго (72 — 90 и 86-100 %).
Необходимо дальнейшее совершенствование в двигательной подготовке бега и метания у детей второго года жизни, прыжков и движений ногами у детей третьего года жизни; в физической подготовке — ловкости и гибкости — у второго года жизни, а скоростной и статической силы — у третьего года жизни; в психомоторной подготовке — навыка одевания и кормления, конструкторской деятельности у детей второго года жизни, игровой деятельности и навыка активной речи в обоих возрастах, сенсорного развития (форма предметов) у детей третьего года жизни.
В сочетании отдельных видов подготовки у детей второго и третьего года жизни наблюдается сходное гармоничное развитие. Гармоничного и близкого к нему развития дети выше всего достигают в двигательном и психомоторном, в двигательном и физическом, затем в физическом и психомоторном комплексе видов подготовки (85 -64 и 70-53 %).
Использование комплексного подхода в физическом воспитании детей дает возможность сопря-
женно развивать на физкультурных занятиях двигательную функцию, физические качества и психомоторные способности, создавая условия для их развития у ребенка. Концентрированное обучение в процессе двигательной, физической и психомоторной подготовки позволяет сформировать у детей двигательные навыки по всем видам основных движений, развить физические качества и совершенствовать психомоторные способности, что, в свою очередь, обеспечивает достижение гармоничного развития детей.
Библиографический список
1. Сонькин, В. Д. Особенности роста и физического развития ребенка в постнатальном периоде / В. Д. Сонькин // Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) : практ. рук. ; под ред. А. А. Баранова, Л. А. Щеплягиной. - М., 2006. - С. 97-141.
2. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова. — М. : Педагогика, 1973. - 143 с.
3. Усов, И. Н. Здоровый ребенок : справочник педиатра / И. Н. Усов. - 2-е изд. - Минск : Беларусь, 1994. - 446 с.
4. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста / Н. М. Аксарина. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М. : Медицина, 1977. - 304 с.
5. Печора, К. Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи / К. Л. Печора. - М. : Скрипторий, 2006. - 96 с.
6. Осокина, Т. И. Физическая культура в детском саду / Т. И. Осокина, Е. И. Вавилова. - М. : Просвещение, 1986. -394 с.
7. Вавилова, Е. Н. Развитие основных движений у детей 2-3 лет. Система работы : пособие / Е. Н. Вавилова. - М. : Скрипторий, 2008. - 48 с.
8. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учеб. пособие для студентов пед. вузов, обучающихся по спец. 030900 Дошкольная педагогика и психология, 031100 Педагогика и методика дошкольного образования / Э. Я. Степаненкова. - М. : ACADEMIA, 2001. -365 с.
9. Кравчук, А. И. Теория комплексного дошкольного физического воспитания детей / А. И. Кравчук // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 12. - С. 18-28.
10. Кравчук, А. И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста: (науч.-метод. и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физ. воспитания) : в 3 ч. / А. И. Кравчук. - Новосибирск, 1998. - Ч. 1. -102 с.
11. Кравчук, А. И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста : (науч.-метод. и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физ. воспитания) : в 3 ч. / А. И. Кравчук. - Новосибирск, 1998. - Ч. 2, 3. -136 с.
12. Шредер, А. Ю. Методика комплексного физического воспитания детей 2-3 года жизни / А. Ю. Шредер, А. И. Кравчук // Актуальные проблемы физической культуры и спорта : Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары, 2009. - С. 367 - 369.
13. Кравчук, А. И. Научно-методические и организационные основы дошкольного комплексного физического воспитания : дис. в виде науч. докл. ... д-ра пед. наук / А. И. Кравчук. -Омск, 1999. - 68 с.
14. Шредер, А. Ю. Уровень двигательных навыков, физических качеств и психомоторики детей 2-3 года жизни при использовании комплексного физического воспитания / А. Ю. Шредер // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма : материалы Всерос. науч.-
практ. конф. молодых ученых, аспирантов, соискателей и студентов // СибГУФК. - Омск, 2009. - С. 290-295.
ШРЕДЕР Анна Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры. Адрес для переписки: [email protected]
КРАВЧУК Анатолий Иосифович, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры физической культуры.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.12.2014 г. © А. Ю. Шредер, А. И. Кравчук
УДК 796.09:796.41:378
А. Ф. БОРИСОВА Е. В. МУДРИЕВСКАЯ
Омский государственный технический университет
СТУДЕНЧЕСКИЕ СОРЕВНОВАНИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В АЭРОБНОЙ ГИМНАСТИКЕ_
В статье представлены данные педагогических наблюдений за участницами студенческих соревнований по аэробной гимнастике. Показана динамика результатов групповых выступлений студенток в аэроденсе и аэростепе за пятилетний период. Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, аэробная гимнастика, аэроденс, аэростеп, студенческие соревнования.
В настоящее время для повышения эффективности физического воспитания студентов используются различные педагогические подходы, традиционные и нетрадиционные средства. В высших учебных заведениях широко распространён дифференцированный подход к построению образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура». Реализация этого подхода предполагает учет многих факторов: функциональные возможности, состояние здоровья, двигательные способности, возраст, половая принадлежность, мотивация, условия труда и быта занимающихся.
Содержание и методика занятий по физической подготовке дифференцированы, в первую очередь, по половому признаку, поскольку гендерные различия присутствуют не только в проявлении двигательных качеств, но и в направленности физкультурно-спортивных интересов студенческой молодёжи.
Различные упражнения не в одинаковой мере интересны для мужского и женского контингента студентов. Девушки наибольший интерес проявляют к гимнастическим упражнениям. Преобладающими мотивами для занятий гимнастикой у них являются желание или намерение изменить осанку, внешний вид, пластику движений, самочувствие, работоспособность. Данный факт неоднократно подтверждался материалами педагогических исследований в системе высшего профессионального образования
[1-4].
В Омском государственном техническом университете (ОмГТУ) ежегодно проводится опрос студентов, поступивших на первый курс, с целью выявления их интересов в сфере физкультурной деятельности. На основании материалов собственных исследований нами установлено, что в течение последних
десяти лет в ОмГТУ от 49 до 56 % студенток 1-го курса желают заниматься различными видами гимнастики.
По результатам анкетирования и тестирования двигательной подготовленности девушек, на каждом из восьми факультетов университета формируются учебные группы по аэробной гимнастике. Названный вид упражнений представлен в вариативной части программы по дисциплине «Физическая культура» и используется в качестве учебного материала на практических занятиях.
За двух-трехлетний период регулярных занятий избранным видом двигательной активности студентки осваивают гимнастические упражнения в объеме, достаточном для того, чтобы составлять композиции и представлять их на спортивных мероприятиях университета. Поэтому на протяжении нескольких лет среди студентов ОмГТУ проводятся соревнования по аэробной гимнастике.
Цель нашего исследования заключается в анализе спортивных результатов, в частности общих оценок и их компонентного состава, женских сборных команд факультетов по аэробной гимнастике.
Соревнования по аэробной гимнастике в университете проводятся ежегодно. Их с полным правом можно считать командными, поскольку количество участников в группе может быть до восьми человек. Девушки соревнуются в дисциплинах «Аэроденс» и «Аэростеп». Правилами соревнований продолжительность их выступления определена в 1 минуту 30 секунд (± 5 сек).
Аэроденс — групповая хореография с композицией из аэробных гимнастических и танцевальных движений (сальса, хип-хоп, танго, фанк, брейк-данс, фламенко). В программу выступления должны быть