Научная статья на тему 'Влияние социально-психологической адаптированности на результативность спортивной деятельности девушек, занимающихся художественной гимнастикой'

Влияние социально-психологической адаптированности на результативность спортивной деятельности девушек, занимающихся художественной гимнастикой Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
284
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Быстрова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние социально-психологической адаптированности на результативность спортивной деятельности девушек, занимающихся художественной гимнастикой»

расстояние до ворот, с которого игрок наносит удар или бросок, достаточно велико. В основном, взятие ворот с данной зоны, происходит при условии закрытия видимости вратарю в момент атаки или с удара «в одно касание» с приходящего паса, когда вратарь не успевает переместиться и занять выгодное положение для отражения мяча

Наиболее общие показатели точности и эффективности атакующих действий представлены в таблице 5.

Ведущие сборные команды мира забивают 9,37 ± 6,6 мячей за матч. В процессе матча ими выполняется в среднем 79,1 ± 28 бросков и ударов по воротам соперника, 45 % которых попадает в створ ворот, что свидетельствует о высокой точности атакующих действий, при этом эффективность их равняется 28,08 %. Общий коэффициент эффективности бросков и ударов составил 12,64 %.

ЛИТЕРАТУРА

1. Быков, А.В. Методические особенности начального обучения во флорболе / А.В. Быков, А.Г. Комков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2007. - № 1. - С. 66-70.

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕВУШЕК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ

И.В. Быстрова

Значительные изменения в современном обществе, возрастающие требования к продуктивности деятельности человека, необходимость раскрытия внутреннего потенциала личности, ресурсов для приспособления к сложной предметной и социальной среде делают проблему адаптации человека к процессу и условиям деятельности особенно актуальной.

Особое значение в этом плане приобретает исследование проблемы адаптации в спортивной деятельности. Художественная гимнастика занимает одно из ведущих мест в современной системе физического воспитания. Групповые упражнения - наиболее зрелищный и сложный вид соревновательной программы в художественной гимнастике. От гимнасток требуется умение выполнять упражнения в одном темпе и ритме, с полной синхронностью в движениях.

В педагогической и спортивной литературе вопрос об адаптации гимнасток к выполнению групповых упражнений является практически неизученным: не исследованы основные составляющие социально-психологической адаптации гимнасток, не выявлены адаптивно важные при выполнении групповых упражнений качества личности.

Особенно важным для практической деятельности тренеров, спортивных психологов и самих спортсменок является вопрос о степени влияния уровня адаптации на результативность деятельности гимнасток. Для его решения было проведено следующее исследование.

Всего в исследовании приняли участие 70 человек - девушек, занимающихся художественной гимнастикой в детско-юношеских спортивных центрах и школах в возрасте 16-18 лет с различным стажем выполнения групповых упражнений.

Для диагностики уровня социально-психологической адаптированности применялись следующие методики: социометрия; диагностики поведенческого единства группы Е.В. Сидоренко; диагностики ценностно-ориентационного единства группы Ивашкиной В.С., Онуфриевой В.В.; модифицированная методика оценки отношений гимнасток к своей команде Сишора. Для диагностики результативности выступлений гимнасток применялись следующие методики: модифицированная методика «Прогноз группового выступления на соревновании» Николаева А.Н.; экспертных оценок успешности выполнения групповых упражнений; шкальных оценок удовлетворенности

гимнасток занятиями (модификация метода семантического дифференциала).

Для того чтобы выявить влияние показателей социально-психологической адап-тированности девушек-гимнасток на успешность выполнения групповых упражнений и удовлетворенность деятельностью, нами были высчитаны корреляции между командными (групповыми) данными. В состав выборки входило 14 команд по 5 человек. Такой прием обработки был использован в связи с тем, что индексы сплоченности, поведенческого и ценностно-ориентационного единства имеют групповой характер.

В результате статистической обработки было выявлено, что все показатели социально-психологической адаптированности связаны между собой положительными корреляциями (рис. 1). Это означает, что разные аспекты общения, отношений, эмоциональных переживаний, связанных с позитивным межличностным взаимодействием девушек-гимнасток в команде, определяющие адаптацию к групповой спортивной деятельности, образуют единую структуру, формируются согласованно.

0,54 0,57

зультативности спортивной деятельности гимнасток (п = 14. При р = 99% гкр = 0, 54, при р = 99% гкр = 0, 68).

Примечание: п - количество команд; корреляции рассчитывались между групповыми индексами и усредненными для каждой команды показателями.

Условные обозначения: 10 - удовлетворенность тренировками, 11 - удовлетворенность выступлениями группы на соревнованиях, 12 - удовлетворенность собственными результатами, 13 -удовлетворенность отношениями с тренером, 14 - удовлетворенность отношениями в команде, 1 - индекс групповой сплоченности, 2 - индекс поведенческого единства, 3 - индекс ценностно-ориентационного единства, 4 - субъективная оценка команды, 5 - прогноз выступления группы на соревнованиях, 7 - исполнительское мастерство, 8 - артистичность, 9 - общий балл успешности.

Центральным звеном этой структуры выступает показатель сплоченности группы (социометрический индекс). Иными словами, базовым показателем социально-психологической адаптированности гимнасток к групповым условиям совместной

спортивной деятельности выступает сплоченность команды. Это выражается в позитивных межличностных отношениях между гимнастками, приверженности каждой участницы к своей команде, осознании привлекательности и полезности работы в команде для ее членов, преимуществ групповой работы, желании продолжать деятельность в том же составе.

Сплоченность группы опосредует поведенческое единство - согласованность движений и действий в команде, очень быстрое установление невербальных контактов, двигательная синхронность, «телесное» понимание партнеров в выполнении сложных гимнастических упражнений. Это, в свою очередь, определяется и согласованностью ожиданий, целей, мотивов и ценностей, разделяемых членами команды, в особенности в области спортивной деятельности - ценностно-ориентационным единством группы. Объективные критерии (сплоченность, поведенческое и ценностно-ориентационное единство) согласуются и с субъективными критериями адаптирован-ности.

В сплоченной команде гимнастки позитивно оценивают свою группу в целом и каждую из участниц, доверяют друг другу и испытывают внутреннюю потребность во взаимодействии, дают позитивные оптимистичные прогнозы успешности выступления своей команды на соревнованиях, то есть, верят в возможности и мастерство своей команды, оценивают других участниц как компетентных, надежных партнеров.

Поведенческое единство группы в наибольшей степени определяет успешность в выполнении групповых упражнений, а именно - такие ее показатели, как исполнительское мастерство и артистичность, которые, в свою очередь, положительно связаны с общим баллом успешности выступления команды гимнасток. Именно поведенческое единство команды позволяет гимнасткам синхронно и четко осуществлять сложные и оригинальные перестроения и движения в быстром темпе, манипулировать предметами при взаимодействии друг с другом.

Поведенческое единство позволяет передавать единое настроение, переживание, восприятие музыкального сопровождения, сходным образом понимать тот художественный образ, который лежит в основе замысла и композиции гимнастического упражнения, что повышает артистическую выразительность при выполнении движений, перестроений и других гимнастических элементов. Интересно отметить тот факт, что сложность упражнения не связана с показателями сплоченности группы и межличностных отношений гимнасток. По всей видимости, этот показатель успешности определяется уровнем спортивной квалификации и физической подготовки девушек.

Социально-психологическая адаптированность оказывает позитивное влияние и на субъективные показатели результативности деятельности - удовлетворенность различными ее аспектами.

Напрямую показатель адаптированности связан с показателями удовлетворенности межличностными отношениями - с тренером и командой. Это очень важно для повышения успешности деятельности, так как в сплоченной команде, при наличии гармоничных отношений с другими участницами, доверия к тренеру возрастает мотивация достижения, легче переносятся высокие психофизические нагрузки, конструктивно и совместно осмысляются неудачи.

Удовлетворенность отношениями в группе в большей степени определяется ценностно-ориентационным единством, удовлетворенность отношениями с тренером -позитивной эмоциональной оценкой, принятием группы в целом. Удовлетворенность межличностными отношениями имеет прямую корреляцию с показателями удовлетворенности выступлением группы на соревнованиях, которая положительно связана с удовлетворенностью собственными результатами и тренировками.

Социально-психологическая адаптированность, включающая в себя сплоченность команды, ценностно-ориентационное и поведенческое единство, позитивное эмоциональное отношение участниц в команде, уверенность в командных достижениях повышает успешность выполнения групповых упражнений, в особенности испол-

нительское мастерство и артистичность, удовлетворенность спортивной деятельностью. Это показывает необходимость разработки и применения программ управления социально-психологической адаптацией гимнасток для повышения эффективности их спортивной деятельности.

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ СЕРВИС: ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В.Г. Велединский, С.И. Росенко

Современная культурная ситуация рассматривается как переходная к новому типу взаимодействия человека, общества и культуры. Одно из свидетельств этого процесса - появление и распространение в научно-теоретическом обиходе такого бинома, как "социокультурный" или "социально-культурный". Этот факт понимается как показатель обретённого в наши дни нового понимания диалектики взаимовлияния и плодотворного взаимодействия культуры (в том числе и физической) и общества. Проявлением этого процесса стало также введение в перечень направлений вузовской подготовки специальности 100103 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм". Среди специализаций, предлагаемых абитуриенту по этой специальности, числится и «Спортивно-оздоровительный сервис».

Именно эта специализация реализуется в СПбГУФК им. П.Ф.Лесгафта. Перед кафедрой социальных технологий встала задача разработки дисциплин, охватывающих сущность, специфику, разные направления деятельности в пространстве будущей профессиональной деятельности выпускника. В этой связи в учебный план специальности была включена дисциплина «Содержание и виды спортивно-оздоровительного сервиса».

Прежде всего, о самом понятии «спортивно-оздоровительный сервис». Согласно Государственному стандарту ГОСТ Р 50646 «Услуги населению. Термины и определения», социально-культурный сервис - это предоставление услуг культуры, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, туризма. Из анализа положений Государственного стандарта ГОСТ Р 50646 «Услуги населению. Термины и определения» вытекает, что подавляющее большинство услуг, производимых и потребляемых в отрасли «физическая культура и спорт» (будем их называть в дальнейшем «услуги физической культуры и спорта»), относятся именно к социально-культурным услугам. Спортивно-оздоровительные услуги - лишь часть услуг физической культуры и спорта, а спортивно-оздоровительный сервис - часть физкультурно-спортивного сервиса.

Чтобы выявить специфику спортивно-оздоровительных услуг, нужно учесть, что эти услуги: удовлетворяют специфические потребности; связаны с оздоровлением и физическим развитием человека; относятся к услугам физической культуры и спорта. Опросы потребителей спортивно-оздоровительных услуг, проведенные с участием студентов ГУФК, позволили разработать группировку мотивов обращения к спортивно-оздоровительным услугам:

1) стремление к отдыху, разрядке, компенсации условий жизни;

2) стремление к изменению физической формы;

3) стремление к межличностному общению;

4) стремление в той или иной степени к познанию, обогащению;

5) стремление к самоутверждению, самореализации.

В реальной действительности, как правило, существуют несколько мотивов, обусловливающих выбор конкретной спортивно-оздоровительной услуги и взаимно усиливающих друг друга. Тем не менее, всегда есть главный, преобладающий мотив, который определяет вид или набор избираемых услуг. Мотивация занятий, как видим, прежде всего, связана с движением, оздоровлением и физическим развитием. Немалое значение также имеют мотивы обретения спортивности, обогащения социальных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.