Научная статья на тему 'Методика совершенствования согласованности групповых двигательных действий квалифицированных спортсменок в черлидинге'

Методика совершенствования согласованности групповых двигательных действий квалифицированных спортсменок в черлидинге Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
754
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕРЛИДИНГ / КОМАНДА / МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КООРДИНАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА / СИНХРОННОСТЬ / CHEERLEADING / TEAM / MUSICAL AND RHYTHMIC PREPARATION / COORDINATION PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эпп Татьяна Ивановна, Пшеничникова Галина Николаевна

В статье рассматривается методика совершенствования согласованности двигательных действий в командных соревновательных композициях в черлидинге и результаты ее применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эпп Татьяна Ивановна, Пшеничникова Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technique of perfection consistency group motor actions qualified athletes in cheerleading

The technique of improving the consistency of motor actions in team competitive cheerleading compositions and the results of its application is considered.

Текст научной работы на тему «Методика совершенствования согласованности групповых двигательных действий квалифицированных спортсменок в черлидинге»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014

студенток университета : автореф. дис. ... канд. пед. наук /

В. М. Вергунова — Хабаровск, 2009. — С. 17, 23.

13. Зорина, С. Д. Модель организации внеучебного физического воспитания в высших учебных заведениях : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. Д. Зорина — Волгоград, 2009. — С. 24-25.

14. Карасева, Е. Н. Физическое воспитание студенток высших учебных заведений на основе использования оздоровительных гимнастических систем : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. Н. Карасева. — М., 2012. — 24 с.

15. Соколовская, Н. И. Технология управления процессом организованных учебных и самостоятельных форм занятий в физкультурном образовании студентов медицинского вуза : дис. ... канд. пед. наук / Н. И. Соколовская. — Смоленск, 2004. — 121 с.

16. Козлов, Д. В. Повышение двигательной активности студентов на основе интеграции форм физического воспитания: дис. ... канд. пед. наук / Д. В. Козлов. — Красноярск, 2009. — 157 с.

17. Усатов, А. Н. Самостоятельная физическая тренировка как средство повышения двигательной активности

студенческой молодежи : дис. ... канд. пед. наук / А. Н. Усатов. — Белгород, 2010. — 154 с.

18. Рязанцев, А. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов музыкальных вузов, исполнителей на духовых инструментах : дис. ... канд. пед. наук / А. А. Рязанцев. — М., 2009. — С. 50, 82-85.

19. Лахтин, А. Ю. Адаптация студентов первого курса к обучению в вузе средствами физической культуры : дис. ... канд. пед. наук / А. Ю. Лахтин. — Барнаул, 2011. — 24 с.

ЛИСТКОВА Марина Леонидовна, старший преподаватель кафедры физического воспитания Омского государственного педагогического университета, соискатель по кафедре «Теория, методика и история физической культуры и спорта» Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

Адрес для переписки: Lest58@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.12.2013 г.

© М. Л. Листкова

УДК 796.413/418 у. И. ЭПП

Г. Н. ПШЕНИЧНИКОВА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОГЛАСОВАННОСТИ ГРУППОВЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОК В ЧЕРЛИДИНГЕ

В статье рассматривается методика совершенствования согласованности двигательных действий в командных соревновательных композициях в черлидинге и результаты ее применения.

Ключевые слова: черлидинг, команда, музыкально-ритмическая подготовка, координационная подготовка, синхронность.

Черлидинг — молодой, развивающийся массовый вид гимнастики [1]. Становление черлидинга как вида спорта предполагает необходимость научного обоснования процесса подготовки спортсменов таких команд с позиции теории и методики спортивной тренировки. Главное отличие черлидинга от других спортивных видов гимнастики — выступления команд численностью от 8 до 20 спортсменов в каждой [2, 3]. Такие выступления предполагают не только высокий уровень индивидуальной технической подготовленности у каждого спортсмена в команде, но и высокий уровень двигательной групповой подготовленности, умение синхронно и согласовано выполнять двигательные действия во время исполнения соревновательной композиции.

Синхронность исполнения в черлидинге входит в общую оценку за исполнение спортивной композиции. По правилам соревнований, элементы сложности и их комбинации должны выполняться всеми спортсменами одновременно, поочередно или последовательно, поэтому основное содержание компози-

ции в черлидинге синхронное исполнение двигательных действий.

Однако в доступной литературе нами не найдено разработок по методике формирования групповой синхронности, несмотря на то, что многие авторы указывают на значимость согласованности двигательных действий, синхронизации и соразмерности движений в командных выступлениях.

В специальной литературе по технико-эстетическим видам существуют исследования, касающиеся вопросов совершенствования исполнительского мастерства в парных и групповых выступлениях [4 — 6], но наиболее широко освещены различные стороны подготовки командных выступлений в художественной гимнастике [7 — 9]. Авторы определяют наиболее важными факторами для таких выступлений:

— уровень индивидуальной координационной и музыкально-ритмической подготовленности гимнастов;

— уровень специальной двигательной групповой подготовленности, включающей умение двигатель-

Таблица 1

Методика применения серий учебных заданий в тренировочном процессе квалифицированных спортсменок команды по черлидингу

Серии учебных заданий Основные задачи Формы выполнения Дополнительные средства

«Музыкальность и ритмичность» (1, 5, 9 серии) - коррекция восприятия ритмической структуры музыкального произведения; - синхронизация восприятия ритмической структуры музыкального произведения Индивидуаль- ная Групповая, командная Мелодии с четко выраженным ритмом, фонограмма соревновательной композиции.

«Точность положения рук» (2, 6, 10 серии) - освоение заданных положений и амплитуд движений звеньев тела; - синхронизация воспроизведения заданных амплитуд движений в двигательных соединениях в заданном ритме Индивидуаль- ная Групповая, командная Гимнастическая палка, зеркало (визуальный контроль), устный счет.

«Двигательная координация» (3, 7, 11 серии) - воспроизведение заданных амплитуд движений в двигательных соединениях в заданном ритме; - синхронизация воспроизведения заданных амплитуд движений в двигательных соединениях в заданном ритме Индивидуаль- ная Групповая, командная Гимнастическая палка, зеркало (визуальный контроль), устный счет, фонограмма соревновательной композиции.

«Точность выполнения махов » (4, 8, 12 серии) - освоение заданных положений и амплитуд движений звеньев тела; - синхронизация воспроизведения заданных амплитуд движений в двигательных соединениях в заданном ритме Индивидуаль- ная Групповая, командная Ограничитель движения (гимнастическая скакалка), зеркало (визуальный контроль), устный счет, фонограмма соревновательной композиции.

« Ориентиров ка в пространстве» ( 13 серия) - совершенствование пространственной ориентации - совершенствование навыка точности и согласованности командных перестроений Командная Пространственные ориентиры: разметка на полу, точки и мишени на стенах.

«Согласован- ность двигательных действий» ( 14 серия) - совершенствование умения перестраива ть (варьировать) двигательные соединения. Командная Музыкальная «нарезка» (изменение ритма, темпа и характера фонограммы).

ной и музыкально-ритмической синхронизации исполнения;

— учет индивидуально-типологических свойств личности спортсменов и их психологической совместимости.

Несмотря на разнообразие групповых соревновательных программ в технико-эстетических видах спорта, все эти факторы предположительно можно назвать общими в методике подготовки гимнастов групповой специализации, в том числе и в черлидинге.

Таким образом, анализ научно-методической литературы показал отсутствие сведений о методиках, применение которых позволит повысить уровень согласованности групповых двигательных действий в командных соревновательных композициях в черлидинге. В связи с вышеизложенным значимость проблемы определяет актуальность исследования.

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать методику совершенствования согласованности групповых двигательных действий квалифицированных спортсменок в черлидинге.

Гипотеза исследования: мы предположили, что специальная методика, основанная на повышении уровня индивидуальной и групповой музыкальноритмической и координационной подготовленности, позволит повысить соревновательную готовность квалифицированных спортсменок в черлидинге.

Объект исследования: педагогический процесс, направленный на совершенствование согласованности групповых двигательных действий квалифицированных спортсменок в черлидинге.

Предмет исследования: методика применения специальных заданий, направленных на повышение синхронности и согласованности двигательных действий в командных упражнениях в черлидинге.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогические наблюдения, метод экспертных оценок, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

В результате проведенных педагогических наблюдений и исследований нами установлено:

— основное содержание командных композиций составляют танцевальные связки, в состав которых входят: элементы сложности и их комбинации, движения с выраженной фазой полета, базовые положения рук, тела;

— наиболее значимыми эстетическими показателями спортивно-технического мастерства в командных выступлениях по черлидингу являются синхронность и четкость исполнения танцевальных связок, перестроений (рисунков), движений всей командой;

— индивидуальный уровень музыкально-ритмической и координационной подготовленности спортсменок в команде достоверно влияет на соревновательный результат;

— тренировочный процесс в черлидинге необходимо дополнить специальными упражнениями и заданиями для совершенствования музыкально-ритмической и координационной подготовленности спортсменок на комплексной основе.

На основании анализа результатов поискового исследования мы предположили, что предсоревнова-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014

Таблица 2

Результаты тестирования музыкально-ритмической и координационной подготовленности команд по черлидингу до и после эксперимента

№ теста Показатели подготовленности Экспериментальная группа х± о, n = 8 Контрольная группа х± о, n = 8 Р

Музыкально-ритмическая подготовленность

«Двигательная память» (экспертная оценка, max 5 баллов) 3.75 ± 0,б 4 ± 0,5 >0,05

4.75 ± 0,4 4.13 ± 0,3 <0,05

2 «Музыкально-ритмическая координация» (отклонение от заданного, сек) 1.52 ± 0,4 1.5б ± 0,3 >0,05

0.77 ± 0,3 1.19 ± 0,3 <0,05

3 «Точность воспроизведения заданного музыкального отрезка», (сек) 1.8 ± 0,5 2.1 ± 0,5 >0,05

0.83 ± 0,2 1.34 ± 0,5 <0,05

Координационная подготовленность

4 «Дозированный «теппинг-тест» правой рукой», К К = 0.б9 ± 0,05 К =0.7 ± 0,0б >0,05

К = 0.57 ± 0,04 К=0.б2 ± 0,3 <0,05

5 «Прыжок с поворотом на 360 градусов налево», (градусы) 42.7 ± б,5 41.7 ± 8,1 >0,05

38.4 ± 5,4 40 ± 5,8 >0,05

б «Динамическое равновесие», (сек) 2.28 ± 0,2 2.35 ± 0,2 >0,05

1.94 ± 0,1 2.13 ± 0,2 <0,05

Примечание: в числителе данные до эксперимента, в знаменателе — после.

Таблица 3

Сравнительный анализ синхронности исполнения соревновательной композиции спортсменками контрольной и экспериментальной команд в течение эксперимента

Контрольные этапы Статисти- ческие показатели Оценка синхронности исполнения (из 10 баллов), баллы

Базовые движения (махи, «дорожки») Рисунки и перест -роения Общая синхронность Сумма баллов

к э к э к э к э

Первый контрольный этап Хср 4,5 4,25 3,75 4,0 4,5 4,5 12,75 12,75

X - Ван - дер -Вардена, (Р) >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Второй контрольный этап Хср 5,5 5,5 5,25 5,5 5,25 5,25 1б,0 1б, 25

X - Ван - дер -Вардена, (Р) >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Третий контрольный этап Хср б,5 7,5 б,5 7,75 б,25 7,25 19,25 22,5

X - Ван - дер -Вардена, (Р) <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

тельная подготовка в черлидинге должна включать серии специальных заданий, направленных на повышение не только индивидуальной координационной и музыкально-ритмической подготовленности, но и совершенствование согласованности командных двигательных действий.

В связи с этим нами разработана экспериментальная методика, включающая в себя серии специальных

заданий. В основе содержания и порядка их применения положен принцип последовательного совершенствования музыкально-ритмической и координационной подготовленности от индивидуальной к групповой и от групповой к командной (рис. 1).

Использование в учебных заданиях вспомогательных средств, таких как ограничители движения (гимнастическая палка и скакалка), а также разметки на

индивидуальные задания (1-4 серии)

групповые задания (5-8 серии)

командные задания

(9 - 14 серии)

техническая подготовленность команды

Рис. 1. Последовательность применения серий учебных заданий для совершенствования согласованности командных двигательных действий в черлидинге

полу, точек и мишенеи в качестве ориентиров движения, помогает осуществлять осмысленное управление двигательными действиями и более активное их совершенствование (табл. 1).

Применение данноИ методики предполагает достижение всеми спортсменками команды максимальной синхронности и согласованности двигательных деИствиИ, что должно положительно повлиять на соревновательный результат.

Для проверки эффективности разработанной нами методики совершенствования согласованности групповых двигательных деИствиИ квалифицированных спортсменок в черлидинге был проведен педаго-гическиИ эксперимент. Все исследования проводились на базе образовательных учреждениИ № 65 и № 146 г. Омска среди квалифицированных спортсменок секции черлидинга.

Контрольная и экспериментальная группы (команды по 8 спортсменок) были скомплектованы с учетом возраста, уровня спортивного мастерства и по результатам комплексного тестирования по наиболее информативным показателям, выявленным в ходе поискового исследования. Далее, на контрольноИ тренировке специально сформированная научная бригада (четыре эксперта) оценила синхронность исполнения соревновательноИ композиции каждоИ коман-доИ (первыИ контрольный этап). Нами было установлено, что в начале эксперимента по всем основным параметрам обе группы были идентичны.

Организация эксперимента предусматривала равные условия для испытуемых обеих групп. В течение шести с половиноИ месяцев (сентябрь 2012 — март 2013 гг.) спортсменки занимались в одинаковых условиях, три раза в неделю по 90 минут. В период проведения эксперимента у спортсменок обеих команд были запланированы два соревнования городского и регионального уровня.

В контрольноИ группе за основу была принята традиционная структура учебно-тренировочного занятия для спортивных видов гимнастики (подготовительная, основная и заключительная).

В процессе обучения экспериментальноИ группы были применены разработанные нами специальные серии учебных заданиИ. Специальные задания выполнялись в начале основноИ части занятия, в течение 15 — 20 минут индивидуально, по парам, четверкам или всеИ командоИ (8 человек).

Эффективность применения разработанноИ методики определялась путем анализа изменениИ информативных показателеИ индивидуальноИ музыкально-ритмическоИ и координационноИ подготовленности спортсменок контрольноИ и экспериментальноИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

групп до и после педагогического эксперимента. Также для проверки достижения всеми спортсменками команды максимальной синхронности и согласованности двигательных действий при выполнении соревновательной композиции проводился сравнительный анализ оценок научной судейской бригады за выступление контрольной и экспериментальной команд на контрольной тренировке и двух соревнованиях (второй и третий контрольные этапы).

Полученные, после шести месяцев эксперимента, данные указывают на то, что в результате использования в тренировочном процессе серий специальных учебных заданий у спортсменок экспериментальной группы произошли статистически достоверные положительные изменения (Р<0,05) по большинству изучаемых показателей тестирования индивидуальной музыкально-ритмической и координационной подготовленности (табл. 2).

Положительное влияние применяемой методики на совершенствование согласованности, соразмерности и синхронности командных двигательных действий подтверждают результаты сравнительного анализа оценок научной бригады за синхронность исполнения соревновательной композиции спортсменками контрольной и экспериментальной команд, который выявил достоверную разницу на третьем контрольном этапе (Р<0,05) (табл. 3).

Таким образом, по результатам педагогического эксперимента была определена эффективность разработанной нами методики последовательных заданий. Полученные в ходе эксперимента данные подтвердили наше предположение о том, что повышение индивидуальной координационной и музыкальноритмической подготовленности с последовательным совершенствованием согласованности командных двигательных дейст-вий положительно влияет на соревновательный результат в черлидинге. Применение разработанной методики помогает осуществлять осмысленное управление двигательными действиями и более активно их совершенствовать.

Выводы:

1. По результатам поискового исследования выявлено, что тренировочный процесс в черлидинге необходимо дополнить специальными упражнениями и заданиями для совершенствования музыкально-ритмической и координационной подготовленности спортсменок на комплексной основе.

2. Содержание предсоревновательной подготовки в черлидинге дополнено специально разработанной методикой, направленной на повышение индивидуальной координационной и музыкально-ритмической подготовленности с последовательным совершенствованием согласованности командных двигательных действий в черлидинге.

3. Эффективность применения разработанной методики подтверждена результатами педагогического эксперимента:

— у спортсменок экспериментальной группы произошли статистически достоверные положительные изменения по большинству изучаемых показателей тестирования (Р<0,05);

— результаты сравнительного анализа синхронности исполнения соревновательной композиции спортсменками контрольной и экспериментальной команд выявили достоверную разницу оценок научной бригады на третьем контрольном этапе (Р<0,05).

Практические рекомендации:

— музыкально-ритмическая и координационная подготовка спортсменок команды по черлидингу должна быть представлена в виде серий учебных зада-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014

ний, осваиваемых последовательно с постепенным их усложнением;

— применение вспомогательных средств и пространственных ориентиров движения в предсорев-новательной подготовке оказывает положительное влияние при совершенствовании согласованности командных двигательных действий в черлидинге.

Библиографический список

1. Носкова, С. А. Черлидинг как инновационный вид спорта в преподавании физической культуры в высшей школе/

С. А. Носкова. // Теория и практика физической культуры. — 2002. — № 6. — С. 49-51.

2. Общероссийская танцевальная организация [Электронный ресурс]. —Режим доступа: http://www.ortodance.ru (дата обращения: 22.09.2013).

3. Федерация черлидинга России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cheerleading.ru (дата обращения: 22.09.2013).

4. Максимова, М. Н. Факторы, определяющие спортивные достижения в синхронном плавании : метод. разраб. для студ. ГЦОЛИФКа / М. Н. Максимова. — М. : [б. и.], 1991. —42 с.

5. Гаппаров, 3. Г. Компьютерная программа «Синхро» для определения ритмо-темповой структуры соревновательных композиций синхронисток / 3. Г. Гаппаров // Спортивный психолог. —2008. —№ 1. —С. 56-60.

6. Лопаткина, Ю. Г. Критерии оценки и пути повышения надёжности соревновательной деятельности акробатов высокой квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. Г. Лопаткина. — Краснодар, 2005. — 24 с.

7. Аверкович, Э. П. Организация и методика подготовки групповых упражнений в художественной гимнастике / Э. П. Аверкович, А. В. Плешкань. — Краснодар : ИФК, 1989. — 30 с.

8. Семибратова, И. С. Надежность выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. С. Семибратова. — СПб., 2007. — 24 с.

9. Шевчук, Н. А. Методика начальной технической подготовки юных гимнасток на основе обучения двигательным взаимодействиям в групповых упражнениях : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. А. Шевчук. — Волгоград, 2005. — 27 с.

ЭПП Татьяна Ивановна, соискатель по кафедре теории и методики гимнастики и режиссуры; педагог дополнительного образования БОУ ДОД ДЮЦ «Смена».

ПШЕНИЧНИКОВА Галина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гимнастики и режиссуры.

Адрес для переписки: eppti@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.01.2014 г.

© Т. И. Эпп. Г. Н. Пшеничникова

Книжная полка

Бабушкин, Г. Д. Интеллектуально-психологическая подготовка спортсмена : моногр. / Г. Д. Бабушкин, К. В. Диких. - Омск : СибГУФК, 2014. - 240 с.

Монография посвящена интеллектуально-психологической подготовке спортсменов к соревновательной деятельности. В монографии раскрываются следующие вопросы: интеллект спортсмена и его значение в овладении избранным видом спорта; проявление интеллектуальной активности спортсмена в соревновательной деятельности; особенности поведения спортсменов различных видов спорта в соревновательных ситуациях с учетом уровня развития интеллекта; значение интеллектуальных качеств в принятии решений в соревновательной деятельности; значение интеллекта в вероятностном прогнозировании в соревновательной деятельности; влияние интеллекта на формирование предсоревновательной психологической подготовленности спортсменов и предстартовое состояние; содержание интеллектуально-психологической подготовки спортсмена; формирование позитивного мышления у спортсмена. Монография предназначена для студентов и преподавателей физкультурных учебных заведений, аспирантов, тренеров, спортсменов, спортивных психологов.

Бабушкин, Г. Д. Психодиагностика личности при занятиях физической культурой и спортом : учеб. пособие/ Г. Д. Бабушкин. - Омск : СибГУФК, 2012. - 328 с.

Учебное пособие предназначено для изучения учебной дисциплины «Психодиагностика личности при занятиях физической культурой и спортом» направления — физическая культура. В учебном пособии раскрывается понятие, содержание, задачи, методы психодиагностики личности при занятиях физической культурой и спортом. Представлены методики диагностики психических процессов, свойств личности, состояний, и межличностных взаимоотношений, проявляющихся в процессе занятий физической культурой и спортом. Использование представленных методик психодиагностики в преподавательской и тренерской практике позволит педагогу, тренеру выявить скрытые личностные характеристики занимающихся физической культурой и спортом, и даст возможность в полной мере реализовать индивидуальный подход в обучении, воспитании и подготовке спортсменов к соревнованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.