Научная статья на тему 'СТУДЕНЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДЫ ПО ПРОФЕССИИ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ"'

СТУДЕНЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДЫ ПО ПРОФЕССИИ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOUTHERN FEDERAL UNIVERSITY / UNIVERSITY SPORT / GIFTED YOUNGSTERS / COOPERATION / ACHIEVEMENTS IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT / PROFESSIONAL COMPETENCES / ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / ОДАРЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ДОСТИЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Т. А., Шпакова В. А., Ващенко Е. А.

Цель исследования - развитие интереса к научной и педагогической деятельности в области физической культуры и спорта студентов высших учебных заведений, а также активизации сетевого взаимодействия между федеральными университетами и другими высшими учебными заведениями России и зарубежных стран в интересах творческого, интеллектуального сотрудничества. Методика и организация исследования. На основе анализа документальных данных, наблюдений рассматриваются ход и итоги IX Олимпиады по профессии «Физическая культура и спорт», проводимой Южным федеральным университетом в г. Ростове-на-Дону. Результаты исследования и выводы. По итогам анализа хода проведения конкурсов был отмечен высокий уровень сформированных профессиональных компетенций у участников олимпиады в теоретическом конкурсе и в практических конкурсах. Итоги олимпиады определялись по сумме баллов, полученных по результатам выполнения каждого конкурсного испытания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова Т. А., Шпакова В. А., Ващенко Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student Professional Olympiads in "Physical Education and Sports"

Objective of the study was to cultivate in university students due interest in scientific and pedagogical activities in the field of physical culture and sport, as well as intensify networking cooperation between federal universities and other higher educational institutions of Russia and foreign countries for creative and intellectual cooperation purposes. Methods and structure of the study. The documentary and observational data analysis made it possible to consider the course and results of the IX Physical Education and Sports Olympiad conducted by the Southern Federal University in Rostov-on-Don. Results of the study. The analysis of the competitive process revealed a high level of formation in the participants of the Olympiad of professional competencies in both theoretical and practical competitions. The Olympiad results were determined by the total points drawn in each competition. Conclusion. The competitions held within the framework of the Olympiad yielded interesting results: we observed gusto in scientific research, teamwork skills, the respondents’ ability to cope with stresses in uncertain environment and critically evaluate own knowledge and skill levels, as well as the ability to make scientifically based forecasts and futurological assumptions.

Текст научной работы на тему «СТУДЕНЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДЫ ПО ПРОФЕССИИ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ"»

студенческие олимпиАды по профессии «физическая культура и спорт»

УДК/UDC 796.077.5

Поступила в редакцию 12.11.2019 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Т.А. Степанова1 Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Шпакова1 Кандидат филологических наук Е.А. Ващенко1

1 Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

STUDENT pROFESSIONAL OLYMpIADS IN THYSICAL EDUCATION AND SpORTS"

PhD, Associate Professor T.A. Stepanova1 PhD, Associate Professor V.A. Shpakova1 PhD E.A. Vashchenko1

1 Southern Federal University, Rostov-on-Don

Информация для связи с автором: tastepanova@sfedu.ru

Аннотация

Цель исследования - развитие интереса к научной и педагогической деятельности в области физической культуры и спорта студентов высших учебных заведений, а также активизации сетевого взаимодействия между федеральными университетами и другими высшими учебными заведениями России и зарубежных стран в интересах творческого, интеллектуального сотрудничества.

Методика и организация исследования. На основе анализа документальных данных, наблюдений рассматриваются ход и итоги IX Олимпиады по профессии «Физическая культура и спорт», проводимой Южным федеральным университетом в г. Ростове-на-Дону.

Результаты исследования и выводы. По итогам анализа хода проведения конкурсов был отмечен высокий уровень сформированных профессиональных компетенций у участников олимпиады в теоретическом конкурсе и в практических конкурсах. Итоги олимпиады определялись по сумме баллов, полученных по результатам выполнения каждого конкурсного испытания.

Ключевые слова: Южный федеральный университет, студенческий спорт, одаренная молодежь, сотрудничество, достижения в области физической культуры и спорта, профессиональные компетенции.

Annotation

Objective of the study was to develop interest in scientific and pedagogical activities in the field of physical education and sports of students of higher educational institutions, as well as to intensify network interaction between federal universities and other higher educational institutions of Russia and foreign countries in the interests of creative, intellectual cooperation. Methods and structure of research. Based on the analysis of documentary data, observations, the course and results of the IX Olympiad in the profession "Physical Culture and Sport", conducted by the Southern Federal University in Rostov-on-Don, are examined.

Results of the study. Based on the analysis of the course of the competitions, a high level of formed professional competences was noted among the participants of the Olympiad in a theoretical competition and in practical competitions. Conclusion. The competitions held within the framework of the Olympiad yielded interesting results: one can observe sports excitement when conducting scientific research, and the ability of participants to work in a team, and the ability to manage their stress resistance in the face of uncertainty, and critically evaluate their knowledge and skills, and the ability to make scientifically based forecasts and futurological assumptions.

Keywords: Southern Federal University, student sports, gifted youth, cooperation, achievements in physical education and sports, professional competences

Введение. В Южном федеральном университете с 9 по 13 апреля 2019 г состоялась уже ставшая традиционная, всероссийская IX Олимпиада студентов по специальности «Физическая культура» (конкурс по профессии среди студентов «Лучший специалист в области физической культуры и спорта»). Конкурсные состязания студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям физкультур-но-спортивного профиля, и другие мероприятия проводятся на базе Академии физической культуры и спорта.

14 сборных команд университетов из разных уголков России состязались за право быть лучшими в своей профессии. Конкурс является профессионально-ориентированным мероприятием, направленным на повышение профессиональной подготовки, мастерства, квалификации и личного успеха студента.

Цель исследования - развитие интереса к научной и педагогической деятельности в области физической культуры и спорта студентов высших учебных заведений, а также ак-

тивизация сетевого взаимодействия между федеральными университетами и другими высшими учебными заведениями России и зарубежных стран в интересах творческого, интеллектуального сотрудничества.

Результаты исследования и их обсуждение. Всего за время проведения конкурсов в олимпиадах приняли участие представители всех 8 федеральных округов. Из года в год количество вузов и участников соревнований росло. Общее количество участников в IX Олимпиаде составило 56 студентов, в том числе 26 девушек и 30 юношей. Представителей бакалавриата было намного больше (80 %), чем магистров.

Во время мероприятия совместно с представителями и участниками команд традиционно организованы круглые столы: «Реализация дисциплин и модулей по "Физической культуре" для обучающихся по образовательным программам высшего образования - бакалавриата, специалитета, магистратуры», «Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО как инструмент реализации государственной

№ 1 • 2020 Январь | Yanuary

http://www.teoriya.ru http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

политики по привлечению населения к регулярным занятиям физической культурой».

В рамках олимпиады состоялась всероссийская научная конференция «Олимпийская идея сегодня», на которой было заслушано 58 докладов, в том числе 24 доклада участников из числа субъектов РФ и 3 доклада иностранных участников. Участники различных регионов России (от Московской области и Калининграда до Екатеринбурга и Ставрополя) и зарубежья обсуждали актуальные вопросы спорта высших достижений, современные проблемы здоровья и здорового образа жизни в условиях биокибернетической эволюции, их значение в сохранении качества, обеспечении безопасности жизнедеятельности и высокой продолжительности жизни. Программа IX Олимпиады была насыщенной и разнообразной, участники демонстрировали свое мастерство во всех направлениях:

- теоретический конкурс - предполагает ответы на тестовые задания. Любая практика основана на понимании и знании профессии. Свои компетенции в истории, теории и методике физической культуры и спорта участники проверяли в теоретическом конкурсе. По итогам анализа полученных результатов и хода проведения теоретического конкурса было отмечено, что в целом студенты показали хороший уровень знаний теории по истории физической культуры, методики преподавания. Высокий балл набирали студенты Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Тюменского государственного университета, Уральского и Южного федеральных университетов;

- методический конкурс - это подтверждение теоретических знаний в практических занятиях. Конкурсанты смогли на уроке по предмету «Физическая культура» разработать план-конспект, провести фрагмент основной части учебного занятия по физической культуре, включая не только традиционные виды спорта, спортивные и подвижные игры, оздоровительные и корригирующие упражнения, но и новые направления фитнеса, стретчинг и релаксацию, аэробику и силовую работу;

- практические конкурсы включали следующие виды: «Гимнастика» (упражнения на брусьях), «Спортивные игры» (волейбол), «Плавание» (100 м, вольный стиль).

В исполнении упражнений на брусьях жюри отмечает высокую подготовку и качество выполнения у многих представителей различных вузов, хотя комбинации ежегодно усложняются. Наряду с этим жюри отметили такие характерные для участников ошибки и недочеты, как неполное знание гимнастической терминологии - во время опробования многие студенты уточняли элементы комбинаций, последовательность выполнения, характер выполнения. В упорной борьбе лучшими стали команды Южного федерального университета, Чеченского и Липецкого государственных педагогических университетов;

- научный конкурс - состоял из двух частей: разработка и представление самопрезентации участника научного конкурса и научный квест «Методы научного исследования и научный эксперимент в режиме реального времени». Участникам предлагалось провести исследование одним из общепринятых анкетных или инструментальных методов, выполнить научный эксперимент, за 48 часов собрать и обработать информацию и представить материал в форме доклада (письменного отчета). Жюри оценивались точность и терминология изложения, наличие исходных экспериментальных данных, корректность статистической обработки результатов, логическая обоснованность научных выводов. Лучшей в этом конкурсе стала команда Липецкого государственного педагогического университета;

- творческий конкурс - участники в формате видеоролика представляли свой взгляд на конкурс «Моя Олимпиада».

Цели и задачи конкурса: формирование толерантности и межэтнической солидарности студенческого сообщества; воспитание уважительного отношения к культурным традициям различных регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья; выражение чувства гордости уважения к учебному заведению, региону, которые представляет команда; повышение информационной культуры и компетенций в области цифровых технологий студентов; пропаганда здорового образа жизни.

События глазами непосредственных участников, юмор и позитив, взрывные эмоции и непредсказуемые повороты событий. Это видеоролики, созданные дружной командой студентов и педагогов, это чувство гордости за свой университет и свою малую Родину. Этот конкурс оценивали студенты - капитаны команд. Судьи отметили самую креативную команду - команду Южного федерального университета.

По итогам проведения конкурсов был отмечен высокий уровень сформированных профессиональных компетенций у участников олимпиады в теоретическом конкурсе и в практических конкурсах.

Итоги олимпиады определялись по сумме баллов, полученных по результатам выполнения каждого конкурсного испытания. В упорной и напряженной борьбе среди сильнейших команд вузов физкультурно-спортивного профиля лучшими стали команда Южного федерального университета, Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма и Тверского государственного университет.

Выводы. Проведенные конкурсы дали интересные результаты: можно наблюдать спортивный азарт при проведении научных исследований, и умение участников работать в команде, и способность управлять свой стрессоустойчиво-стью в условиях неопределенности, и критически оценивать свои знания, умения и навыки, и способность делать научно обоснованные прогнозы и футурологические предположения. Конкурсы показали, что наука - это не только серьезные исследования и открытия, но и солидное, прогрессивное и интересное занятие, которое позволяет лучше узнать мир, окружающих и себя, а также помечтать и наметить пути к осуществлению самых дерзких целей на пути к прогрессу.

По итогам проведенных круглых столов были подписаны договоры о сотрудничестве, направленные на реализацию сетевых программ обучения, академической мобильности и совместной научной, учебно-методической и консультационной работы в целях повышения профессиональной компетенции преподавателей и студентов высших учебных заведений.

Литература

1. Аверясова Ю.О. Профессионально-личностное развитие преподавателей физической культуры / Ю.О. Аверясова // В сборнике: Материалы открытой итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава. - М.: РГУФ КСМиТ, 2016. - С. 6-11.

2. Кондраков Г.Б. Студенческие спортивные проекты как важный фактор развития студенческого спорта / Г. Б. Кондраков, Л. Б. Ан-дрющенко, Д.Г. Степыко // Теория и практика физ. культуры. -2017. - № 5. - С. 58.

References

1. Averyasova Yu.O. Professionalnolichnostnoe razvitie prepodavateley fizicheskoy kultury [Professional and personal development of physical education teachers]. Proc. open final res. practical conference of teaching staff. M.: RSUPESYT publ., 2016. pp. 611.

2. Kondrakov G.B., Andryushchenko L.B., Stepyko D.G. Studencheskie sportivnyie proektyi kak vazhny faktor razvitiya studencheskogo sporta [Student sports projects as important factor in development of university sports]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2017, no. 5, P. 58.

3. Filimonova S.I., Andryushchenko L.B., Averyasova Y.O., Filimonova Y.B. Self-fulfillment agendas to improve national physical education and sports management system. Theory and Practice of Physical Culture. 2018. no. 9. p. 33.

72 http://www.teoriya.ru № 1 • 2020 Январь | Yanuary

-i- http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.