Научная статья на тему 'Студенческая практика в системе практико-ориентированного обучения'

Студенческая практика в системе практико-ориентированного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1007
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКА / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исакова И. А., Мигунова А. В.

Обсуждаются вопросы, возникающие при подготовке учебно-методического обеспечения практики студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа» (квалификация (степень) «бакалавр»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS'' PRACTICE IN THE SYSTEM OF PRACTICE-ORIENTED TRAINING

Some issues are discussed that arise in the preparation of the methodological support for practical training of Bachelors program students of social work.

Текст научной работы на тему «Студенческая практика в системе практико-ориентированного обучения»

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 3 (4), с. 71-77

УДК 378.14

СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В СИСТЕМЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

© 2014 г. И.А. Исакова, А.В. Мигунова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

тпа^акоуа@таП. т

Поступила в редакцию 13.11.2014

Обсуждаются вопросы, возникающие при подготовке учебно-методического обеспечения практики студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа» (квалификация (степень) «бакалавр»).

Ключевые слова: практика, практико-ориентированное обучение, учебно-методическое обеспечение практической подготовки студентов.

Практико-ориентированное обучение является одной из черт современного профессионального образования. Исследователи отмечают, что наблюдаются разночтения в понимании целей практико-ориентированного обучения. Предлагаются следующие трактовки данного вида обучения: как формирование профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики; как профессионально-ориентированные технологии обучения, направленные на формирование у будущих специалистов значимых для профессиональной деятельности знаний, умений, навыков, профессионально-важных качеств; как использование возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения студентами профильных и непрофильных дисциплин; как формирование профессионально и социально значимых компетенций в ходе приобретения студентами знаний, умений, навыков и опыта деятельности [1].

На наш взгляд, важной составляющей практико-ориентированного обучения является практическая подготовка студентов на предприятиях (в учреждениях и организациях).

Практика - вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью [2]. Ее организация и проведение обеспечиваются соответствующей учебно-методической документацией. Обращение к учебно-методическим материалам позволяет всем участникам практики иметь ясные и согла-

сованные представления о ее цели, задачах и месте в структуре основной образовательной программы, о требованиях к выбору места практики, к структуре и содержанию портфо-лио, к результатам прохождения практики, а также о критериях оценивания практической подготовки.

При формировании учебно-методической документации по практике возникает немало вопросов, решение которых определяет качество обучения.

При разработке учебно-методических материалов по практике нами была предпринята попытка преодолеть возможные крайности: ориентироваться на собственное видение и опыт образовательной деятельности преподавателя, на пожелания сотрудников баз практик либо брать за основу мнение обучающихся. Этому, в частности, способствовало научное руководство исследовательскими проектами студентов, результаты которых были представлены на межфакультетской студенческой научно-практической конференции «Возможности и перспективы научной работы студентов в инновационном университете», прошедшей 22-23 апреля 2014 года в ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

На конференции были представлены доклады как теоретической, так и практической направленности. В рамках теоретических исследований практика студентов рассматривалась как источник получения научной информации, как основа для выбора области научно-исследовательской работы и как составляющая практико-ориентированного обучения. В прикладных исследованиях были выявлены представления учащихся об идеальной практике, а

также оценена значимость различных факторов, влияющих на практическую подготовку студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа».1

Анализ результатов данных исследований дал возможность взглянуть на проблемы практики не только глазами преподавателей, но и глазами студентов, обеспечив тем самым новые возможности и перспективы обогащения учебно-методического материала. Кроме того, он позволил выявить некоторые проблемы взаимодействия в схеме «практика - научно-исследовательская работа студентов (НИРС) -трудоустройство». В настоящее время студенты не придают серьезного значения роли НИРС в данной схеме. В связи с этим теряется блок, формирующий способность к самосовершенствованию, быстрому реагированию на изменяющиеся условия, то есть к инновационной, самостоятельной, творческой, динамичной про-ектно-ориентированной деятельности. Не только опыт работы, но и новый тип мышления позволяет человеку стать востребованным на современном рынке труда. При разработке учебно-методических материалов важно акцентировать внимание на актуализации роли научно-исследовательской работы студентов и ее влиянии на практическую подготовленность обучающихся.

Для совершенствования учебно-методического сопровождения процесса практической подготовки необходимо учесть некоторые сложности, возникающие при планировании и проведении практики для студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа» (квалификация (степень) «бакалавр»).

I. Формирование профессиональных компетенций в процессе практической подготовки.

Учебная и производственная практики направлены на формирование профессиональных компетенций (ПК). В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «Социальная работа» (квалификация (степень) «бакалавр») указано 35 профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у выпускников. В связи с этим, подготавливая учебно-методические материалы по практике, важно помнить о следующих моментах.

1. Проблема согласования распределения по семестрам учебных дисциплин профессионального цикла с графиком практик.

Теоретическое обучение предшествует практической подготовке. При определении требований к «входным» знаниям, умениям и готов-ностям обучающегося, которые необходимы при прохождении того или иного вида практики, следует ориентироваться на перечень учебных дисциплин, пройденных ранее. То есть, например, чтобы «быть способным создавать социальные проекты для работы в трудных жизненных ситуациях, для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей» (ПК-35), важно прежде освоить курс «Прогнозирование, проектирование, моделирование в социальной работе». Полученные теоретические знания закрепляются и совершенствуются на практике, там же вырабатываются соответствующие умения и навыки. Таким образом, учебный план влияет на последовательность и равномерность освоения профессиональных компетенций на практике.

Некоторую трудность с этой точки зрения может представлять, например, первая практика, к началу которой в основном изучены дисциплины учебных циклов, ориентированных на формирование общекультурных компетенций. Отбор профессиональных компетенций, развитие которых возможно в этот период, требует взвешенного подхода. Принятие решения может быть связано со следующей дилеммой: «моти-вационная значимость проведения практики в 1-м семестре» против «риска уплотнения числа профессиональных компетенций, которые следует освоить позднее».

2. Проблема подбора учебных заданий с учетом формируемых компетенций.

Не менее важно определить, какое учебное задание (или комплекс заданий) станет приемлемым и оптимальным для формирования тех или иных профессиональных компетенций, например организационно-управленческих. При этом также нужно учитывать запрос работодателя, профессиональные интересы студента и учебные задачи вуза. Несмотря на тщательный подбор учебных заданий, их не всегда возможно выполнить в силу различных обстоятельств.

3. Проблема соотнесения объема (продолжительности) того или иного вида практики с возможным количеством формируемых компетенций за этот период.

Важно реалистично подойти к предварительной оценке выполнимости запланированного за отведенное время. Решая тактические задачи (определение числа осваиваемых ПК за конкретный промежуток времени), нельзя забы-

Студенческая практика в системе практико-ориентированного обучения

73

вать и о стратегической задаче (овладение всеми 35 ПК за период обучения).

Проблема соотнесения объема практики с возможным количеством формируемых компетенций прослеживается не только при рассмотрении ее сквозь призму методического обеспечения. Вынеся на обсуждение со студентами тему «Продолжительность практики», мы увидели, что большинство желает увеличения практики (например, до 5 недель). Это позволит им полноценно выполнять задания из портфолио и больше включиться в деятельность самого учреждения, получив опыт для самостоятельного выполнения более сложных профессиональных задач. Кроме того, чувствуя необходимость полного погружения в работу учреждения, являющегося базой практики, студенты предпочитают практику с отрывом от учебы.

4. Проблема обеспечения преемственности в отработке профессиональных компетенций на местах практики.

Здесь требуется решение следующих вопросов: «Как создать и поддерживать взаимосвязь теоретического и практического обучения?», «Что может препятствовать координации усилий и каким образом это преодолевать?».

Отсутствие акцентирования внимания в методических материалах на осознании связи теории с практикой каждым из участников профессиональной подготовки осложняет формирование преемственности обучения.

Координация усилий по обеспечению преемственности в образовании затрудняется разными интересами сторон. Важно соблюсти интересы организации, принимающей студентов на практику; учесть возможность студентов получить интересный и насыщенный опыт трудовой деятельности, освоить навыки, которые предписаны программой практики вуза.

С точки зрения представителей вуза студенту важно выполнить предусмотренное в методическом пособии учебное задание и освоить строго определенные компетенции. Однако при осуществлении практической деятельности в учреждениях студентам могут быть обеспечены условия для отработки умений, полученных на предшествующих курсах, или наоборот, дано больше свободы для реализации тех навыков, которые пока не были должным образом подкреплены теорией. Следовательно, студент не может освоить предписанные ему компетенции и сделать задания по не зависящим от него причинам. Возникает вопрос, как оценить такую

практику преподавателю вуза, считать ли ее успешной.

Базы практики также сталкиваются с проблемой обеспечения преемственности в освоении студентами профессиональных компетенций. Так, студенты не могут приходить ежегодно в одно и то же учреждение, следовательно, встречая новых студентов, даже более теоретически грамотных, сотрудникам приходится вновь адаптировать их к рабочим условиям, что затрудняет обучение более сложным компетенциям. Даже если студент приходит на практику в одно учреждение несколько раз, то происходит это с промежутком в год, и ему все равно сначала надо вспомнить практические умения. Также при приеме студента на практику социальная служба не может сократить объемы выполняемой сотрудниками работы с клиентами в интересах обучения потенциальных новых кадров. В связи с этим студентам приходится выполнять те виды работ, которые актуальны для учреждения в текущий момент (например, архивирование дел), а не те, которые указаны в учебном задании (разработка социального проекта). Руководителям практики от вуза необходимо разработать рекомендации по адаптации студентов к практической деятельности или организовать обучение руководителей практики с мест практики.

Студенты также не всегда осознают важность обеспечения преемственности в формировании профессиональных компетенций. Обсуждая практику со студентами первого курса в рамках дисциплины «Организация практики в социальной работе», мы установили, что даже в первом семестре студенты уже желают работать с клиентами, то есть придают важность технологическим компетенциям, недооценивая при этом остальные. Практиканты не всегда осознают, что руководители практики от учреждения порой не могут доверить им непосредственную работу с клиентами в связи с их неопытностью. Разрабатывая методические материалы, важно показать студентам значимость различных видов деятельности специалиста по социальной работе и степень ответственности за последствия действий.

Ограничением в представлениях студентов о своей практической деятельности является и то, что уже имеющийся у них опыт работы ими самими игнорируется. С одной стороны, студенты готовы включиться в любую деятельность, а с другой - они не знают, помогают ли им при прохождении практики уже имеющиеся навыки. Недооценка своего потенциала затруд-

няет осознание процесса наращивания профессиональных компетенций.

5. Проблема отслеживания процесса освоения необходимых компетенций и последующей оценки их сформированности у студентов.

При проведении практики в сторонних организациях нужно заранее определить, кто и как будет проверять, успешно ли идет освоение компетенций, требуются ли какие-либо корректировки.

Встает также вопрос о разработке критериев оценивания сформированности у студентов тех или иных компетенций. Рассмотрим одно из заданий практики и возможности для его оценки.

Задание «Анализ конкретного случая». Необходимо выбрать конкретный случай из практики социальной работы с клиентами того учреждения, где студент стажируется, в разрешении которого может принять участие. Анализ конкретного случая должен содержать несколько разделов:

1) описание случая (дайте краткую информацию о случае; установите, кто является клиентом; помните о соблюдении конфиденциальности при предоставлении сведений о клиенте);

2) установление круга проблем клиента;

3) определение целей работы с клиентом;

4) описание условий, препятствий и противоречий, с которыми приходится иметь дело социальному работнику при разрешении приведенной ситуации;

5) выявление методов и технологий, которые социальный работник должен применить для решения проблем клиента, (отдельно следует отметить, что из предложенного студентом списка было реализовано, а что нет, и почему);

6) оценка процесса и результатов работы с клиентом.

Анализируя социальную работу с клиентом, студенту необходимо понять, на какие теории следует опираться, установить законодательные рамки работы, изучить документацию, заполняемую при ведении случая, назвать практические умения и профессиональные ценности, необходимые для квалифицированного осуществления социальной работы с клиентом.

Критерии оценивания задания «Анализ конкретного случая» представлены в таблице 1.

Сложности возникают не только с оцениванием каждого предложенного студенту задания, но и с разработкой критериев оценки итогов практики, отраженных в портфолио и устной презентации. Написание портфолио и процедура устной защиты требуют разных умений и навыков. Балансируя

между выбором в пользу сокращения объема имеющихся способов отчетности и введения новых (например, проведение конференций и круглых столов по результатам практики), необходимо методически обосновать и обеспечить выбранные формы отчетности.

II. Соблюдение студентами конфиденциальности информации о клиентах.

1. Вопрос подготовки документа о неразглашении студентом информации, относящейся к клиентам и ставшей известной в ходе практики.

В процессе работы в качестве практиканта в учреждении или организации студенту становится доступна служебная информация, в том числе конфиденциальная. Соответственно, требуется предварительная подготовка, связанная с документальным оформлением согласия студента не только на ее неразглашение, но и на неиспользование в личных (корыстных) целях.

2. Вопрос санкций при нарушении конфиденциальности.

Важно установить, какие санкции могут последовать в случае нарушения конфиденциальности.

III. Заключение договоров на проведение практики.

Подписание договора на проведение практики не всегда проходит стандартно, по шаблону. Предметом обсуждения часто могут стать «обязательства сторон», «срок действия договора» (краткосрочный или долгосрочный договор). В особом обсуждении нуждается и руководство практикой со стороны сотрудников учреждения.

IV. Прохождение практики вне общеустановленных сроков ее проведения.

В данном случае речь, например, может идти о студентах, не выполнивших программы практик по уважительной причине. Они направляются на практику повторно, в свободное от учебы время. Особую сложность здесь составляет согласование практики с режимом работы учреждения. Важно также понимать, есть ли лимит времени на реализацию практической подготовки во второй раз.

Итак, при подготовке качественного учебно-методического обеспечения практики студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа» (квалификация (степень) «бакалавр»), необходимо учесть и согласовать интересы всех участников данного вида обучения. Регулярное совершенствование учебно-методических материалов как на федеральном уровне, так и на уровне конкретного вуза позволит снять имеющиеся проблемы и противоречия.

Таблица 1

Критерии оценивания задания «Анализ конкретного случая» __

Определение потребностей клиента Определение целей, форм и методов работы с клиентом Анализ возможности взаимодействия с другими профессионалами при решении проблем клиента Оценка рисков Результаты работы с клиентом Следование этическим принципам и ценностям

5 отлично Потребности клиента четко сформулированы. Представлены альтернативные объяснения и обоснован выбор в пользу одного из них Обоснованы уместность интервенции и выбор метода вмешательства, учтены его возможности и ограничения. Проанализированы возможности комбинации методов вмешательства. Подробно описан процесс вмешательства от его начала до завершения Подробно проанализирована необходимость установления связей с другими специалистами для решения проблем клиента. Обозначены перспективы содействия и координации сотрудничества с привлекаемыми профессионалами Определены возможные риски клиента с учетом различных обстоятельств и принимаемых решений. Предложены варианты по их предупреждению и/или смягчению Четко сформулированы результаты работы с клиентом. Представлен анализ процесса достижения поставленных целей. Критически осмыслены условия, препятствия и противоречия, с которыми столкнулись при разрешении ситуации Четко понимает этические принципы и ценности социального работника и опирается на них

4 хорошо Потребности клиента сформулированы, однако недостаточно проанализированы альтернативные объяснения потребностей клиента и выбор в пользу одного из них Обоснован выбор метода вмешательства, учтены его возможности и ограничения. Проанализированы возможности комбинации методов вмешательства. Недостаточно подробно описан процесс вмешательства от его начала до завершения Недостаточно полно проанализирована необходимость установления связей с другими специалистами для решения проблем клиента. С небольшими погрешностями обозначены перспективы содействия и координации сотрудничества с привлекаемыми профессионалами Представлены возможные риски клиента без вариантов по их предупреждению и/или смягчению Сформулированы результаты работы с клиентом. Представлен неполный анализ процесса достижения поставленных целей. Упоминаются лишь некоторые условия, препятствия и противоречия, с которыми столкнулись при разрешении ситуации Понимает этические принципы и ценности социального работника, однако в итоговой письменной работе иногда нет прямого указания на них

3 удовлетворительно Потребности клиента сформулированы, но поверхностно проанализированы альтернативные объяснения потребностей клиента, отсутствует обоснование выбора в пользу одного из них Указан метод вмешательства, но не обоснован его выбор. Не учтены возможности и ограничения выбранного метода вмешательства, но названы возможности его сочетания с другими методами. Фрагментарно описан процесс вмешательства Указаны возможные связи с другими специалистами для решения проблем клиента без анализа их необходимости. Поверхностно обозначены перспективы содействия и координации сотрудничества с привлекаемыми профессионалами Возможные риски клиентов и варианты их предупреждения и/или смягчения названы без пояснений Описаны основные результаты работы с клиентом. Поверхностный анализ процесса достижения поставленных целей. Недостаточно осмыслены условия, препятствия и противоречия, с которыми столкнулись при разрешении ситуации В целом следует этическим принципам и ценностям, однако в работе это четко не сформулировано

Окончание таблицы 1

неудовлетворительно

Нечетко сформулированы потребности клиента, отсутствуют альтернативные объяснения потребностей клиента. Нет обоснования выбора в пользу одного из них

Указан метод вмешательства, но не обоснован его выбор. Не учтены возможности и ограничения выбранного метода, не названы возможности его сочетания с другими методами. Описание процесса вмешательства отсутствует

Указаны возможные связи с другими специалистами для решения проблем клиента без анализа их необходимости. Не обозначены перспективы содействия и координации сотрудничества с привлекаемыми профессионалами

Не названы риски клиентов и, соответственно, отсутствуют варианты их предотвращения и/или смягчения

Скудно описаны результаты работы с клиентом. Не представлен анализ процесса достижения поставленных целей. Не осмыслены условия, препятствия и противоречия, с которыми столкнулись при разрешении ситуации

Не опирается на профессиональные этические принципы и стандарты

Студенческая практика в системе практико-ориентированного обучения

77

Примечание

1. Представленные на конференции исследования выполнены следующими студентами факультета социальных наук, обучающимися по направлению «Социальная работа»: А.П. Говоркова, Ю.В. Шаповалова («Идеальная практика глазами студентов»); Ю.С. Смирнова, Д.А. Селих («Влияние практики на выбор темы студенческой НИР»); И.А. Солдатова, Ю.Р. Крапивенских («Источники научной информации по социальной работе»); О.А. Смирнова, Ю.С. Суляги-на («Факторы, влияющие на практическую подготовку студентов, обучающихся по направлению "Социальная работа"»); А.И. Салтыкова, Е.В. Герасимова («Влияние практико-ориентированного обучения на НИРС»).

Список литературы

1. Климова Е.К. Становление субъекта профессиональной деятельности в ходе практико-ориентированного обучения // Фундаментальные исследования. 2008. № 7 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.rae.ru (дата обращения 15.02.2014).

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Статья 2 // Информационная правовая система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 25.02.2014).

STUDENTS' PRACTICE IN THE SYSTEM OF PRACTICE-ORIENTED TRAINING

I.A. Isakova, A V. Migunova

Some issues are discussed that arise in the preparation of the methodological support for practical training of Bachelors program students of social work.

Keywords: practice, practice-oriented training, methodological support of practical training.

References

1. Klimova E.K. Stanovlenie sub"ekta pro-fessional'noi deiatel'nosti v khode praktiko-orientirovannogo obucheniia // Fundamental'nye issledo-vaniia. 2008. № 7 [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostu-pa: www.rae.ru (data obrashcheniia 15.02.2014).

2. Federal'nyi zakon Rossiiskoi Federatsii ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii». Stat'ia 2 // Informatsionnaia pravovaia sistema «Konsul'tant plius» [Elektronnyi resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniia 25.02.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.