_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х________
художественной обработки материалов, а также выполнения курсовых и дипломных работ по декоративно-прикладному искусству. Данная программа способствует повышению уровня учебной мотивации, расширяет кругозор, развивает интерес к декоративно-прикладному искусству.
Список использованной литературы:
1. Дрягина В.Б. Изобразительно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства: учебнометодическое пособие для студентов художественно-графического факультета /В.Б. Дрягина, Ю.А. Устименко. - Смоленск:иИзд-во СмолГУ, 2012. - 44 с.:ил.
2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.:Азбуковник, 1997.- 944 стр.
© В.Б.Дрягина, 2015
УДК 378.147.88:004
Жибинова Ирина Анатольевна
канд. техн. наук, зав. кафедрой систем автоматизации управления НФИ КемГУ, г. Новокузнецк, РФ E-mail: [email protected] Жибинов Алексей Николаевич канд. техн. наук, доцент кафедры систем автоматизации управления НФИ КемГУ, г. Новокузнецк, РФ
E-mail: [email protected]
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы проектирования компетентностно-ориентированного содержания производственной практики бакалавров по направлению 230100.62 «Информатика и вычислительная техника».
Ключевые слова
Бакалавр, информатика и вычислительная техника, компетентностный подход, производственная практика Объектами профессиональной деятельности (ОПД) бакалавров по направлению подготовки 230102.60 «Информатика и вычислительная техника» являются: вычислительные машины, комплексы, системы и сети; автоматизированные системы обработки информации и управления; системы автоматизированного проектирования и информационной поддержки жизненного цикла промышленных изделий; программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем (программы, программные комплексы и системы); математическое, информационное, техническое, лингвистическое, программное, эргономическое, организационное и правовое обеспечение перечисленных систем.
Выпускник, освоивший основную образовательную программу (ООП) по данному направлению, должен быть готов в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой выполнять следующие виды профессиональной деятельности и решать следующие профессиональные задачи:
• проектно-конструкторская деятельность: сбор и анализ исходных данных для проектирования; проектирование программных и аппаратных средств в соответствии с техническим заданием с использованием средств автоматизации проектирования; разработка и оформление проектной и рабочей технической документации; контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам; проведение предварительного технико-экономического обоснования проектных расчетов;
233
________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х____________________
• проектно-технологическая деятельность: применение современных инструментальных средств при разработке программного обеспечения; применение Web-технологий при реализации удаленного доступа в системах клиент/сервер и распределенных вычислений; использование стандартов и типовых методов контроля и оценки качества программной продукции; участие в работах по автоматизации технологических процессов в ходе подготовки производства новой продукции; освоение и применение современных программно-методических комплексов исследования и автоматизированного проектирования ОПД;
• научно-исследовательская деятельность: изучение научно-технической информации,
отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования; математическое моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований; проведение экспериментов по заданной методике и анализ результатов; проведение измерений и наблюдений, составление описания проводимых исследований, подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций; составление отчета по выполненному заданию, участие во внедрении результатов исследований и разработок;
• научно-педагогическая деятельность: обучение персонала предприятий применению
современных программно-методических комплексов исследования и автоматизированного проектирования;
• монтажно-наладочная деятельность: наладка, настройка, регулировка и опытная проверка ЭВМ, периферийного оборудования и программных средств; сопряжение устройств и узлов вычислительного оборудования, монтаж, наладка, испытание и сдача в эксплуатацию вычислительных сетей;
• сервисно-эксплуатационная деятельность: инсталляция программ и программных систем, настройка и эксплуатационное обслуживание аппаратно-программных средств; проверка технического состояния и остаточного ресурса вычислительного оборудования, организация профилактических осмотров и текущего ремонта; приемка и освоение вводимого оборудования; составление заявок на оборудование и запасные части, подготовка технической документации на ремонт; составление инструкций по эксплуатации оборудования и программ испытаний [1, с. 4].
Очевидно, что существенную роль в формировании такого рода специалиста, конкурентоспособного и востребованного на рынке труда, играет практика. Практика закрепляет знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, способствует приобретению первоначального опыта в решении реальной инженерной задачи, адаптации к рынку труда, приобщению студента к социальной среде предприятия (организации), вырабатывает практические навыки и способствует комплексному формированию установленных федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций обучающихся: готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3), разрабатывать компоненты программных комплексов и баз данных, использовать современные инструментальные средства и технологии программирования (ПК-5), обосновывать принимаемые проектные решения, осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности (ПК-6), участвовать в настройке и наладке программно-аппаратных комплексов (ПК-9), сопрягать аппаратные и программные средства в составе информационных и автоматизированных систем (ПК-10), инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем (ПК-11).
При проектировании компетентностно-ориентированного содержания практики необходимо определить: состав дескрипторов (в виде знаний, умений, владений) каждой формируемой компетенции, согласованных с общими результатами освоения ООП; место производственной практики в структуре ООП в соответствии с этапами формирования компетенций; объем практики (в зачетных единицах) и ее продолжительность (в неделях); содержание практики; формы отчетности; сформировать фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике. Что является одной из актуальных проблем организации и реализации процесса обучения в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
ФГОС ВПО по направлению «Информатика и вычислительная техника» предусматривает обязательное прохождение студентами двух видов практик - учебной, и производственной. Однако их
234
_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х____________________
общая трудоемкость составляет всего 8 зачетных единиц, что соответствует 5,5 неделям. Для сравнения, при подготовке инженеров по данному направлению по стандартам второго поколения (ГОС ВПО) обязательными видами практики являлись производственно-технологическая и преддипломная, которые по определению проводятся в условиях производства, в сторонних организациях, предприятиях, НИИ, фирмах, использующих современные информационные технологии и оснащенных автоматизированными системами обработки информации и управления. А продолжительность практик составляла не менее 10 недель, в том числе: производственно-технологической - не менее 4 недель; преддипломной - не менее 6 недель.
Таким образом, в нынешних условиях в значительно более короткие сроки должны быть достигнуты традиционные цели производственной практики, а так же сформированы компоненты закрепленных за ней компетенций. Кроме того, только во время производственной практики могут быть достигнуты цели и решены задачи, относящиеся ранее к преддипломной практике, а именно: проведено исследование, анализ и описание одного или нескольких ОПД и их компонентов (полностью или частично); осуществлены выбор и обоснование направлений их исследования, проектирования, или совершенствования; сформирован необходимый объем экспериментальных данных, материалов исследований и проектно-технической документации, патентных и литературных источников в целях их использования при выполнении бакалаврской выпускной квалификационной работы (БВКР).
Указанные обстоятельства предопределили позиционирование учебной практики в структуре ООП бакалавра в качестве начального этапа формирования профессиональной компетенции ПК-5, приобретения первоначального опыта действия и взаимодействия в ситуациях, моделирующих реальную проектнотехнологическую деятельность в условиях вуза, а производственной практики - как завершающего этапа формирования компетенций ОК-3, ПК-6, ПК-9, ПК-10, ПК-11 и подготовительного этапа процесса выполнения БВКР. Трудоемкость и время проведения практик распределили следующим образом: учебная практика - 3,5 зачетных единиц (2,5 недель), по завершении второго семестра; производственная -4,5 зачетных единиц (3 недели), в восьмом семестре по завершении теоретического обучения.
Дескрипторное описание компетенций, формируемых производственной практикой, осуществляли на основе нормативных документов, отражающих требования к основным функциям профессиональной деятельности бакалавра, с учетом потребностей регионального рынка труда, накопленного опыта организации и руководства производственной и преддипломной практиками, а также требований профессиональных стандартов в области информационных технологий [2, с. 10].
На основании проведенного анализа были сформулированы планируемые результаты производственной практики по видам профессиональной деятельности, которые должны быть достигнуты, поэтапно проконтролированы и оценены «на выходе»:
1. Научно-исследовательская деятельность, ПК-6:
Знать: методы анализа, теоретического и экспериментального исследования программ, аппаратнопрограммных комплексов и систем.
Уметь: изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по профессиональной тематике; проводить эксперименты по заданной методике и анализировать результаты; проводить измерения и наблюдения, составлять описания проводимых исследований, подготовить данные для составления обзоров, отчетов, научных публикаций; составлять отчет по выполненному заданию; проводить теоретическое экспериментальное исследования программ, аппаратно-программных комплексов и систем.
Владеть: методами и средствами анализа аппаратных и программных компонентов сетевых и телекоммуникационных систем; методами и средствами разработки и оформления технической документации (обзоров, отчетов).
2. Монтажно-наладочная деятельность, ПК-9:
Знать: задачи, методы и приемы, применяемые при наладке программно-аппаратных комплексов.
Уметь: осуществлять ведение технической документации во время монтажа, наладки и испытаний оборудования.
235
________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х_____
Владеть: опытом наладки, настройки, регулировки ЭВМ, периферийного оборудования и программных средств.
3. Монтажно-наладочная деятельность, ПК-10:
Владеть: опытом сопряжения устройств и узлов вычислительного оборудования, монтажа, наладки, испытания в эксплуатацию вычислительных сетей.
4. Сервисно-эксплуатационная деятельность, ПК-11:
Владеть: опытом инсталляции программ и программных систем; опытом настройки и
эксплуатационного обслуживания аппаратно-программных средств.
5. Общекультурная компетенция, ОК-3:
Знать: содержание работы коллектива исполнителей по разработке объектов профессиональной деятельности; основы организации взаимодействия коллектива разработчиков и заказчика, а также разработчиков различных специальностей
Владеть: опытом работы в коллективе, кооперации с коллегами; опытом управления и организации работы коллектива исполнителей в процессе производства программных продуктов, вычислительных средств и автоматизированных систем; опытом организации взаимодействия коллектива разработчиков и заказчика, а также разработчиков различных специальностей; опытом принятия управленческих решений в условиях различных мнений.
Как завершающий этап формирования компетенций производственная практика базируется преимущественно на изучении дисциплин профессионального цикла, результатах научноисследовательской работы студентов. Предполагается, что в результате освоения предшествующих частей ООП студент обладает следующими составляющими рассматриваемых компетенций:
• знаниями основ построения и архитектуры ЭВМ; современных технических и программных средств взаимодействия с ЭВМ; основ объектно-ориентированного подхода к программированию; теоретических основ архитектурной и системотехнической организации вычислительных сетей, построения сетевых протоколов; методов и средств обеспечения информационной безопасности компьютерных систем;
• умениями выбирать, комплексировать и эксплуатировать программно-аппаратные средства в создаваемых вычислительных и информационных системах и сетевых структурах; ставить и решать схемотехнические задачи, связанные с выбором системы элементов при заданных требованиях к параметрам (временным, мощностным, габаритным, надежностным); инсталлировать, тестировать, испытывать и использовать программно-аппаратные средства вычислительных и информационных систем; работать с современными системами программирования, включая объектно-ориентированные;
• владениями языками процедурного и объектно-ориентированного программирования, навыками разработки и отладки программ не менее, чем на одном из алгоритмических процедурных языков программирования высокого уровня; навыками работы с различными операционными системами; навыками конфигурирования локальных сетей, реализации сетевых протоколов с помощью программных средств; методами и средствами разработки и оформления технической документации.
Индивидуальное задание практики должно формироваться в соответствии с представленным выше компетентностно-ориентированным подходом, с учетом интересов и специфики предприятия (подразделения), на котором она проводится, и может быть скомплектовано из числа следующих примерных типовых заданий:
изучить:
• организацию и управление деятельностью предприятия (подразделения);
• вопросы планирования и финансирования разработок;
• технологические процессы и соответствующее производственное оборудование в подразделениях предприятия - базы практики;
• действующие стандарты, технические условия, положения и инструкции по эксплуатации аппаратных и программных средств вычислительной техники периферийного и связного оборудования, по программам испытаний и оформлению технической документации;
• методы определения экономической эффективности исследований и разработок аппаратных и
236
________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х____________________
программных средств;
• правила эксплуатации средств вычислительной техники, измерительных приборов или технологического оборудования, имеющегося в подразделении, а также их обслуживание;
• вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты;
• проектно-технологическую документацию, патентные и литературные источники в целях их использования при выполнении БВКР;
• назначение, состав, принцип функционирования или организации проектируемого объекта (аппаратуры или программы);
• отечественные и зарубежные аналоги проектируемого объекта;
освоить:
• использующиеся программно-технические средства;
• методы анализа технического уровня изучаемого аппаратного и программного обеспечения средств вычислительной техники для определения их соответствия действующим техническим условиям и стандартам;
• методики применения измерительной техники для контроля и изучения отдельных характеристик используемых средств вычислительной техники;
• пакеты прикладного программного обеспечения, используемые при проектировании аппаратных и программных средств;
• порядок и методы проведения и оформления патентных исследований;
• порядок пользования периодическими реферативными и справочно-информационными изданиями по профилю работы подразделения;
выполнить:
• сравнительный анализ возможных вариантов реализации научно-технической информации по теме исследования;
• технико-экономическое обоснование выполняемой разработки;
• реализацию некоторых из возможных путей решения поставленной в техническом задании задачи; анализ мероприятий по безопасности жизнедеятельности, обеспечению экологической чистоты, защите интеллектуальной собственности;
• разработку технического задания на по установленной стандартом форме.
Для контроля уровня сформированности компетенций по итогам производственной практики могут быть использованы традиционные формы оценочных средств: дневник практики, отчет по практике, наблюдение и анализ деятельности студента на практике, отраженные в отзывах руководителя практики от предприятия и вуза, доклад студента в ходе защиты отчета по практике.
Таким образом, предложенный подход к содержанию производственной практики, является, по нашему мнению, одним из условий достижения целей формирования определенных ФГОС ВПО компетенций, характеризующих готовность бакалавра к успешной профессиональной деятельности в области информатики и вычислительной техники.
Список использованной литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника [Электронный ресурс]. -Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09. 10. 2009 № 553. -Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm553-1.pdf
2. Профессиональные стандарты в области информационных технологий - М.: АП КИТ, 2008. - 616 с.: ил., табл.
© И. А. Жибинова, А. Н. Жибинов, 2015
237
международный научный журнал «символ науки» УДК 37.026.7
№8/2015
ISSN 2410-700Х
Колыванов Юрий Михайлович
канд. филол. наук, доц. НИЭМ Иванова Анна Романовна
канд. пед. наук, ст. пр. НИЭМ [email protected]
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Abstract
The current stage of multimedia technologies demands renewal of existing means of education that comprise multimedia resources, the Internet for distance learning.
Keywords
Independent learning, distance learning, multimedia resources, the Internet.
Organization of independent work of students on the basis of the traditional means of higher education institutions is not always effective. Teaching is time-consuming to make traditional handout materials in the form of cards with individual tasks. Therefore, one way to increase the effectiveness of the independent work of students is the use of distance learning technologies, which focuses on the student's assimilation of knowledge in combination [2, с. 125].
The basis of selection of new teaching methods is the structure of the respective competencies and functions that they perform in education. Traditional teaching methods are not able to generate the level of competence of students sufficient for effective problem solving in all fields and in all specific situations, especially in a rapidly changing society in which there are also new areas of activity and new situations.
Current stage of development of information technologies for distance education at the university are as follows: modernization of existing means of distance learning with the changes the organization of training; changes in the system to adapt them to different forms of training; design a single logical system of university management from the physical implementation in a variety of packages.
It is obvious that application of new methods of teaching are based on the use of emerging information technologies. The information system supports all management levels and its rate of development is defined as the right strategic decisions of the university management and the extent to which executives in their daily work use information technologies.
A special place in the development of information technologies in education hold computer classes (where each student is provided with a computer). An effective solution is the student's own laptop, which he uses during their studies [1, с. 109].
Some of these problems can be solved using syntactic synonymy in teaching communicative competence [4, 5], some - using the rational method of teaching foreign languages [7-10].
Students work on real problems and not on exercises or artificial situations, with the data of real processes, with different bases of information for choice and decision-making in the context of different real-world events that provided by the use of software packages, including the actual practice; Students learn not only the teacher, but also from each other, with the use of communication tools, multimedia tools and the Internet.
Список использованной литературы:
1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Философия открытого образования. - М.: РИЦ АЛЬФА МГОПУ, 2002. - 124 с.
2. Бутырин Г.Н., Ефимов, Н.Н., Нечаев В.А. Дистанционное обучение по оценкам экспертов // Дистанционное обучение: опыт проблемы, перспективы, 2007. № 4. С. 125
3. Ефремов О.Ю. Теория и практика педагогической диагностики в высшей военной школе России: автореф. дис. ... докт. пед. наук. СПб, РГПУ им. А.И. Герцена. 2001. 52 с.
4. Кузьминова И.Я. Содержание комплекса упражнений, направленных на обучение синтаксической синонимии // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 1 (65). С. 104-107.
238