Научная статья на тему 'Двухступенчатая система подготовки специалистов'

Двухступенчатая система подготовки специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пузанков Д., Федоров И., Шадриков В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Двухступенчатая система подготовки специалистов»

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС )

Д. ПУЗАНКОВ, ректор Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»

И.ФЕДОРОВ, ректор Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана В. ШАДРИКОВ, профессор Государственный университет - Высшая школа экономики

В статье представлены результаты выполнения проекта по разработке моделей специалиста в рамках двухступенчатой системы высшего профессионального образования и пилотных вариантов соответствующих государственных образовательных стандартов по ряду направлений в области техники и технологий. Проект выполнялся по заданию Министерства образования РФ. В основу работы была положена идея о необходимости подготовки бакалавров и магистров по специальности наряду с существующими в настоящее время бакалаврами и магистрами по направлению («академическими» бакалаврами и магистрами) и дипломированными специалистами.

В отличие от характерной для действующих ГОС квалификационной модели, в основу проектирования была положена компетентностная модель специалиста, менее жестко привязанная к конкретному объекту и предмету труда. Это обеспечивает более высокую мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда. Модель специалиста представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник вуза, к выполнению каких профессиональных функций он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его подготовленности к выполнению конкретных функций. Структуры моде-

Двухступенчатая система подготовки специалистов

лей бакалавра и магистра по специальности представлены на схемах 1, 2.

Компетентностная модель специалиста для сферы техники и технологий включает в себя следующие группы компетенций:

1) социально-личностные,

2) экономические и организационно-управленческие,

3) общенаучные,

4) общепрофессиональные (инвариантные к профессиональной деятельности),

5) специальные (владение алгоритмами деятельности, связанные с моделированием, проектированием, научными исследованиями).

Первые четыре группы служат фундаментом, позволяющим выпускнику гибко ориентироваться на рынке труда и быть подготовленным к продолжению образования как на второй (магистерской) ступени ВПО (для бакалавра), так и в сфере дополнительного и послевузовского образования.

Блок специальных компетенций (профессионально-ориентированных знаний и навыков) решает задачи объектной и предметной подготовки, т.е. обеспечивает привязку к объекту, предмету труда. Подготовка бакалавра и магистра по конкретной специальности отличается главным образом степенью подготовленности к выполнению конкретных функций (в меньшей степени набором компетенций).

Схема 1

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ БАКАЛАВРА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

(сфера деятельности - техника и технологии)

Расчетно -проектные

Общенаучные

Общепрофессиональные

Экспериментально -

исследовательские

Эксплуатационные

Когнитивной основой всех компетенций являются научные знания, однако наиболее сильно этот аспект проявляется в подготовке магистров по специальности, что обеспечивает способность этих специалистов к решению сложных вопросов и принятию самостоятельных решений.

Для обеспечения возможности адаптации выпускника к динамично развивающейся сфере техники и технологий он должен обладать широким кругозором, общетехнической образованностью, выходящей за рамки общей образованности, формируемой средней школой. Фундаментальные знания, определяющие общетехническую обра-

зованность, должны формироваться в результате освоения студентом циклов естественнонаучных и математических дисциплин, а также знаний в области организационно-управленческой деятельности, информационных технологий, материаловедения, электротехники, инженерной графики и др.

Были определены виды и обобщенные задачи профессиональной деятельности бакалавра и магистра по специальности, которые вытекают из соответствующих компетентностных моделей. Для бакалавра по специальности характерными являются производственно-технологическая, организационно-управленческая, сервисно-экс-

Схема 2

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ МАГИСТРА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ (сфера деятельности - техника и технологии)

плуатационная, монтажно-наладочная, расчетно-проектная и экспериментально-исследовательская деятельность. Поскольку магистерская подготовка осуществляется на базе бакалаврской, магистр по специальности подготовлен ко всем видам и обобщенным задачам профессиональной деятельности, к которым готов бакалавр. Ступень магистерской подготовки необходима для осуществления выпускником про-ектно-конструкторской, проектно-технологической, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности. Магистр получает образование более высокого качества (уровня), что должно предоставлять ему по сравнению с бакалавром дополнительные возможности в области профессиональной деятельности, в том числе право самостоятельно вести отдельные работы (проекты), при-

нимать необходимые решения и т.п. В связи с этим при корректировке «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих» целесообразно указать, что магистр по специальности способен занимать должности более высокого уровня, чем бакалавр (инженер второй категории, младший научный сотрудник). Полный перечень видов и обобщенных задач профессиональной деятельности бакалавра-специалиста и магистра-специалиста дан на схеме 3.

Важнейшим условием развития экономики России является усиление инновационной деятельности. Значительный вклад в это должны внести выпускники высшей школы. Представляется, что бакалавр по специальности может здесь выполнять лишь отдельные задачи. Ключевым звеном кадро-

Схема 3

ВИДЫ И ОБОБЩЕННЫЕ ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА И МАГИСТРА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ

БАКАЛАВР ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ МАГИСТР ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Расчетно-проектная деятельность Сбор и анализ информационных исходных данных для проектирования Расчет и проектирование деталей и узлов в соответствии с техническим заданием с использованием стандартных средств автоматизации проектирования. Разработка проектной и рабочей технической документации, оформление законченных проект-но-конструкторских работ. Контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам. Проведение предварительного технико-экономического обоснования проектных расчетов. Проектно-конструкторская деятельность Подготовка заданий на разработку проектных решений. Проведение патентных исследований с целью обеспечения патентной чистоты новых проектных решений и патентоспособности и определения показателей технического уровня проектируемых изделий. Составление описаний принципов действия и устройства проектируемых изделий и объектов с обоснованием принятых технических решений. Разработка эскизных, технических и рабочих проектов сложных изделий с использованием средств автоматизации проектирования, передового опыта разработки конкурентоспособных изделий. Проведение технических расчетов по проектам, технико-экономического и функционально-стоимостного анализа эффективности проектируемых изделий и конструкций. Оценка инновационного потенциала проекта. Разработка методических и нормативных документов, технической документации, а также предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ. Оценка инновационных рисков коммерциона-лизации проектов.

Производственно-технологическая деятельность Организация рабочих мест, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования. Контроль за соблюдением технологической дисциплины. Обслуживание технологического оборудования. Организация метрологического обеспечения технологических процессов, использование типовых методов контроля качества выпускаемой продукции. Участие в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства новой продукции. Оценка инновационного потенциала новой продукции. Подготовка документации по менеджменту качества технологических процессов на производственных участках. Контроль за соблюдением экологической безопасности. Проектно-технологическая деятельность Проектирование технологических процессов с использованием автоматизированных систем технологической подготовки производства. Разработка норм выработки, технологических нормативов на расход материалов, заготовок, топлива и электроэнергии, выбор оборудования и технологической оснастки. Разработка технических заданий на проектирование и изготовление нестандартного оборудования и средств технологического оснащения. Обеспечение технологичности изделий и процессов изготовления, оценка экономической эффективности технологических процессов. Оценка инновационно-технологических рисков при внедрении новых технологий. Исследование причин брака в производстве и разработка предложений по его предупреждению и устранению. Разработка мероприятий по комплексному использованию сырья, по замене дефицитных материалов и изысканию способов утилизации отходов производства. Выбор систем обеспечения экологической безопасности производства.

Экспериментально-исследовательская деятельность Изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования. Научно-исследовательская деятельность Разработка рабочих планов и программ проведения научных исследований и технических разработок, подготовка отдельных заданий для исполнителей.

Продолжение схемы 3

БАКАЛАВР ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

МАГИСТР ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Математическое моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований.

Проведение экспериментов по заданной методике и анализ результатов.

Проведение измерений и наблюдений, составление описания проводимых исследований, подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций.

Составление отчета по выполненному заданию, участие во внедрении результатов исследований и разработок.

Организация защиты объектов интеллектуальной собственности и результатов исследований и разработок как коммерческой тайны предприятия.

Сбор, обработка, анализ и систематизация научно-технической информации по теме исследования, выбор методик и средств решения задачи.

Разработка методики и организация проведения экспериментов и испытаний, анализ их результатов.

Подготовка научно-технических отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований.

Разработка физических и математических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к профессиональной сфере.

Фиксация и защита объектов интеллектуальной собственности.

Управление результатами научно-исследовательской деятельности и

коммерциализация прав на объекты интеллектуальной собственности.

Организационно-управленческая деятельность

Составление технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование и т.п.), а также установленной отчетности по утвержденным формам.

Выполнение работ по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов.

Организация работы малых коллективов исполнителей.

Планирование работы персонала и фондов оплаты труда.

Проведение анализа затрат и результатов деятельности производственных подразделений.

Подготовка исходных данных для выбора и обоснования научно-технических и организационных решений на основе экономических решений.

Подготовка документации для создания системы менеджмента качества предприятия.

Проведение организационно-плановых расчетов по созданию (реорганизации) производственных участков.

Разработка оперативных планов работы первичных производственных подразделений.

Организационно-управленческая деятельность

Организация работы коллектива исполнителей, принятие исполнительских решений в условиях спектра мнений, определение порядка выполнения работ.

Поиск оптимальных решений при создании продукции с учетом требований качества, надежности и стоимости, а также сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты.

Профилактика производственного травматизма, профессиональных заболеваний, предотвращение экологических нарушений.

Подготовка заявок на изобретения и промышленные образцы.

Оценка стоимости объектов интеллектуальной деятельности.

Организация в подразделении работы по совершенствованию, модернизации, унификации выпускаемых изделий, их элементов и по разработке проектов стандартов и сертификатов.

Организация повышения квалификации и тренинга сотрудников подразделений в области инновационной деятельности.

Адаптация современных версий систем управления качеством к конкретным условиям производства на основе международных стандартов.

Подготовка отзывов и заключений на проекты стандартов, рационализаторские предложения и изобретения.

Организация работы по осуществлению авторского надзора при изготовлении, монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию выпускаемых изделий и объектов.

Поддержка единого информационного пространства планирования и управления предприятием на всех этапах жизненного цикла производимой продукции.

Проведение маркетинга и подготовка бизнес-планов выпуска и реализации перспективных и конкурентоспособных изделий.

Разработка планов и программ организации инновационной деятельности на предприятии.

Управление программами освоения новой продукции и технологии.

Окончание схемы 3

БАКАЛАВР ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ МАГИСТР ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Монтажно-наладочная деятельность Наладка, настройка, регулировка и опытная проверка оборудования и программных средств. Монтаж, наладка, испытания и сдача в эксплуатацию опытных образцов изделий, узлов, систем и деталей выпускаемой продукции. Координация работы персонала для комплексного решения инновационных проблем — от идеи до серийного производства.

Сервисно-эксплуатационная деятельность Настройка и обслуживание аппаратно-программных средств. Проверка технического состояния и остаточного ресурса оборудования, организация профилактических осмотров и текущего ремонта. Приемка и освоение вводимого оборудования. Составление заявок на оборудование и запасные части, подготовка технической документации на ремонт. Составление инструкций по эксплуатации оборудования и программ испытаний.

вого обеспечения формирующейся национальной инновационной системы РФ должен стать магистр по специальности.

Магистр по специальности должен обладать основными компетенциями в области решения организационно-производственных задач при реализации инновационных проектов; быть подготовленным к разработке планов и программ организации инновационной деятельности на предприятии по всей цепи инновационного цикла «фундаментальные исследования - НИР (ОКР) - производство новых видов продукции»; владеть современными методами и приемами работы с персоналом, методиками создания инновационных коллективов. В основе трудовой деятельности выпускников должны лежать знания основных методов организации научных исследований и технологий управления инновационной деятельностью на всех этапах жизненного цикла продукции. Ключевое внимание при подготовке магистров по специальности должно быть уделено вопросам практического внедрения на предприятиях и в организациях результатов научно-технической деятельности.

Структура образовательных программ подготовки бакалавра по специальности строится на основе описанной выше компетентностной модели. Проект структуры отличается от структуры, заложенной в ГОС ВПО 2-го поколения, прежде всего набором циклов дисциплин.

В соответствии с обобщенной ком-петентностной моделью специалиста в структуре образовательной программы подготовки бакалавра по специальности предлагается выделить цикл гуманитарных и социальных дисциплин, формирующих социально-личностные компетенции будущего специалиста. В этот цикл как обязательные включены 2 дисциплины: «Иностранный язык» (в объеме не менее 340 часов), «Физическая культура» (в объеме не менее 408 часов). Перечень остальных дисциплин цикла формируется вузом из набора рекомендуемых дисциплин, приведенного в ГОС, например «История России», «Правоведение», «Психология межличностного общения» и др. Общий объем цикла составляет для бакалаврской подготовки 950 часов.

Экономические и организационно-управленческие компетенции, инвари-

антные к области деятельности и относящиеся к организации работы коллективов, планированию работы персонала и ресурсов, системе менеджмента качества и др., формируются на базе цикла экономических и организационно-управленческих дисциплин («Экономическая теория», «Производственный менеджмент», «Управление качеством»). Общий объем цикла составляет 250 часов.

Общенаучные компетенции (компетенции познавательной деятельности), профессионально-ориентированные на основные группы направлений подготовки и связанные с постановкой и решением познавательных задач, поиском нестандартных решений и определяющие фундаментальность образования, обеспечиваются дисциплинами цикла естественнонаучных и математических дисциплин (Математика, Физика, Химия, Экология). Общий объем цикла у бакалавров - 1500 часов.

Общепрофессиональные компетенции, инвариантные к направлению подготовки, обеспечивают подготовленность выпускника к решению общетехнических задач, т.е. той совокупности профессиональных задач, которые должен уметь решать любой специалист с высшим профессиональным образованием в сфере техники и технологий. Эти компетенции вырабатываются в результате освоения цикла общепрофессиональных дисциплин (этот цикл может включать в себя такие дисциплины, как Информационные технологии, Инженерная и компьютерная графика, Механика и т.п.). Объем цикла составляет 1500 часов.

Наконец, специальные компетенции или профессионально-функциональные знания и умения, обеспечивающие привязку подготовки специалистов к конкретным объектам и предметам труда для данного направления, приобретаются в результате изучения цикла

профессиональных дисциплин направления (объем цикла - 1550 часов), включающего дисциплины, необходимые для всех специальностей данного направления, и цикла специальных дисциплин (объем цикла - 1036 часов), различных для отдельных специальностей, входящих в направление. Перечни этих дисциплин формируются соответствующими Учебно-методическими объединениями вузов для каждого направления и каждой из специальностей.

В структуре образовательной программы подготовки магистра по специальности, как и у бакалавра, предусмотрены циклы гуманитарных и социальных дисциплин (Философия науки и техники, Логика и теория аргументации, Конфликтология и др.), экономических и организационно-управленческих дисциплин (Менеджмент инноваций, Всеобщее управление качеством, Интеллектуальная собственность и др.). Поскольку подготовка магистра должна быть более специализирована, чем бакалаврская подготовка, предлагается не выделять в магистерских программах циклы общенаучных и общепрофессиональных дисциплин, а предоставить право Учебно-методическим объединениям при разработке ГОС по конкретным направлениям самим формировать перечни специальных разделов тех естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин, которые необходимы именно для магистров данного направления. Поэтому в структуру образовательной программы подготовки магистров предлагается включить объединенный цикл естественнонаучных, математических и профессиональных дисциплин направления объемом 900 часов. При этом УМО рекомендуется половину этого объема отводить на естественнонаучные и математические дисциплины или соответствующие разделы в интегральных курсах, объединяющих как

фундаментальные, так и прикладные вопросы. В магистерской подготовке сохраняется цикл специальных дисциплин объемом 1362 часа. При этом предполагается, что не менее 300 часов из этого объема будет выделено на научно-исследовательскую работу студентов в течение семестра. В случае необходимости введения специализаций по той или иной специальности магистерской подготовки часы на специализацию следует выделять за счет часов цикла специальных дисциплин. (Вводить специализации в рамках бакалаврской подготовки представляется нецелесообразным).

В ГОС ВПО 2-го поколения впервые была предусмотрена производственная практика при подготовке академических бакалавров. Представляется еще более необходимым сохранение такой практики и при подготовке бакалавров по специальности, установив ее продолжительность не менее 4-х недель.

Практики при подготовке магистров по специальности целесообразно изменить по сравнению с предусмотренными в ГОС-2. Предлагается ввести производственную практику (проек-тно-конструкторскую, проектно-тех-нологическую, научно-исследовательскую и т.п. - в зависимости от направления подготовки) после первого года обучения и преддипломную практику перед выполнением выпускной квалификационной работы. Общая продолжительность обеих практик должна быть не менее 8 недель.

Итоговая государственная аттестация бакалавра и магистра включает защиту выпускной квалификационной работы (ВКР) и государственный экзамен.

Выпускная квалификационная работа бакалавра по специальности должна отличаться от ВКР академического бакалавра. Будучи ориентированной на реальную производственную деятельность, она должна представлять собой

законченную работу, содержащую элементы новизны и имеющую научную и/ или практическую значимость; объем времени на ее выполнение в 8 недель представляется поэтому минимально возможным.

ВКР магистра по специальности может отличаться от магистерской диссертации академического магистра. В ряде случаев она может иметь характер проектной разработки с элементами научного поиска и учитывать интересы и запросы той или иной производственной организации (именно это послужило причиной введения преддипломной практики). Время, отводимое на подготовку ВКР магистра по специальности, должно быть не менее 14 недель.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На данном этапе представляется целесообразным сохранить действующую норму общей недельной нагрузки студента - 54 академических часа в неделю. При подготовке бакалавров можно сохранить и действующее ограничение - не более 27 аудиторных часов в неделю в среднем за период обучения. Безусловно, общей тенденцией должно быть сокращение аудиторной нагрузки за счет соответствующего увеличения объема самостоятельной работы студентов, однако такое изменение структуры учебного процесса требует большого объема подготовительной работы в каждом вузе и значительных затрат и не может быть введено директивно как требование ГОС ВПО.

При подготовке магистров по специальности предлагается установить ограничение - не более 20 аудиторных часов в неделю в среднем за период обучения. Увеличение объема аудиторной работы студентов по сравнению с принятой сегодня для «академических магистров» обусловлено необходимостью углубленной теоретической подготовки будущих специалистов в пред-

Схема 4

СТРУКТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ И МАГИСТРА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Бакалавр по специальности Магистр по специальности Сумма часов (бакалавр +магистр) ГОС2 инженеры

ЕЪзвание цикла Общая трудоемкость, час РЬзвание цикла Общая трудоемкость, час

Цикл гуманитарных и социальных дисциплин (ГС) 950 Цикл гуманитарных и социальных дисциплин (ГС) 350 950 + 350 = 1300 ГСЭ: 1800

Цикл экономических и организационно-управленческих дисциплин (ЭОУ) 250 Цикл экономических и организационно-управленческих дисциплин (ЭОУ) 250 250 + 250 = 500

Цикл естественнонаучных и математических дисциплин (ЕН) 1500 Цикл естественнонаучных, математических и профессиональных дисциплин направления (ДН) 900 1500 + 450 = 1950 ЕН: 2200

Цикл обиепрофессио- нальных дисциплин (ОПД) 1500 1500 + 1550 +450 = 3500 ОВД: 2100

Цикл дисциплин направления (ДН) 1550

Цикл специальных дисциплин (СД) 1036 Цикл специальных дисциплин (СД) 1362 1036+1362=2398 СД: 1712

метной области конкретной специальности, повышения уровня их профессиональных компетенций.

Структуры образовательных программ подготовки бакалавра и магистра по специальности с указанием длительностей теоретического обучения приведены на схеме 4.

Предлагаемые структуры образова-

тельных программ подготовки бакалавров и магистров по специальности и примерный перечень видов и обобщенных задач деятельности бакалавра и магистра по специальности в сфере техники и технологии могут быть положены в основу разработки проектов ГОС ВПО нового поколения для сферы техники и технологий.

Из Коммюнике Конференции министров, ответственных за высшее образование (Берлин, 19 сентября 2003 г.)

Degree structure: Adoption of a system essentially based on two main cycles

«Ministers encourage the member States to elaborate a framework of comparable and compatible qualifications for their higher education systems, which should seek to describe qualifications in terms of workload, level, learning outcomes, competences and profile. They also undertake to elaborate an overarching framework ofqualifications for the European Higher Education Area.

Within such frameworks, degrees should have different defined outcomes. First and second cycle degrees should have different orientations and various profiles in order to accommodate a diversity of individual, academic and labour market needs. First cycle degrees should give access, in the sense of the Lisbon Recognition Convention, to second cycle programmes. Second cycle degrees should give access to doctoral studies.

Ministers invite the Follow-up Group to explore whether and how shorter higher education may be linked to the first cycle of a qualifications framework for the European Higher Education Area.

Ministers stress their commitment to making higher education equally accessible to all, on the basis of capacity, by every appropriate means.»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.