УДК 316.477
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
К. М. Грабчук
SOCIAL PARTNERSHIP: PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF PROFESSIONAL TRAINING OF THE FUTURE SPECIALISTS ON SOCIAL WORK
K. M. Grabch.uk
Организация социального партнерства является необходимым условием подготовки будущих специалистов по социальной работе. В статье выделены ключевые проблемы подготовки специалистов и даны рекомендации по развитию сотрудничества между образовательным учреждением и предприятиями. Раскрываются направления и возможные формы социального партнерства между вузом и учреждениями системы социальной защиты населения.
The organization of social partnership is a necessary condition ofprofessional training of the future specialists on social work. In the article the key problems of professional training of the future specialists on social work are allocated and recommendations on development of cooperation between educational establishments and the enterprises are given. Directions and possible forms of social partnership between the higher educational establishments and the establishments of the system of social protection of the population are revealed.
Ключевые слова: социальное партнерство, профессиональная подготовка, практико-ориентированная деятельность.
Keywords: social partnership, directions and forms of social partnership, professional training, practical oriented activity.
Следствием социально-экономических изменений, происходящих в настоящее время, стало обострение социальных проблем, появление категорий населения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в оказании квалифицированной социальной помощи, а также реформирование системы социальной защиты населения способствовало открытию большого количества новых учреждений. Очевидно, что эффективность их деятельности во многом зависит от кадрового обеспечения и профессиональной компетентности специалистов по социальной работе.
Складывающиеся производственно экономические отношения выдвигают новые требования к подготовке кадров. Сформулирована новая парадигма образования, провозглашающая переход от подготовки узких специалистов к подготовке широко образованных личностей. В настоящее время проблема организации профессиональной подготовки приобретает все большую актуальность, так как именно от успешности данного процесса зависит во многом качество специалиста и уровень сформиро-ванности его профессиональной компетентности.
В широком смысле под профессиональной подготовкой следует понимать организацию обучения профессиональных кадров, различные формы получения профессионального образования; в узком смысле - ускоренную форму приобретения профессиональных навыков [4].
Профессиональная подготовка должна быть сориентирована на модель будущего специалиста, отражающую структуру его деятельности, а сам процесс подготовки должен отражать специфику будущей профессиональной деятельности. Так, подготовка будущих специалистов по социальной работе,
по нашему мнению, включает аксиологические и технологические требования профессии, стандарты профессии и высшего профессионального образования в области социальной работы, а в ее структуре можно выделить четыре основных компонента:
- теоретико-технологический, отражающий систему психолого-педагогических знаний о развитии личности и профессиональных знаний, которые обеспечивают формирование высокого уровня компетентности;
- практико-развивающий, формирующий аналитические, проектировочные, стратегические, конструктивные, комбинаторные умения и навыки у будущих специалистов по социальной работе для решения практических задач;
- личностно-креативный, характеризующий овладение креативными способами деятельности, перенос полученных знаний в нетипичные (внеаудиторные, профессиональные ситуации для решения новых задач);
- эмоционально-рефлексивный, позволяющий сформировать у студентов эмпатическое отношение к клиентам, ориентировать обучаемых на самопознание, осмысление своих действий и состояний, развить стремление к самосовершенствованию в профессиональной деятельности [3].
Реализация данных компонентов наиболее эффективна во внеаудиторной практической деятельности студентов. По мнению Н. Б. Шмелевой, включение студентов в практико-ориентированную среду дает им возможность непосредственно участвовать в производственно-технологических процессах социальной работы в период обучения, обеспечивает перевод теоретико-методологической профессиональной основы, знаний в практическую деятельность,
способствует переходу от обезличенных требований образовательного стандарта специалиста по социальной работе в основы профессиональной компетентности [7].
В основу развития системы образования в области социальной работы положены следующие организационные принципы:
1. Дифференцированный подход к организации и подготовке в зависимости от конкретных условий и потребностей общества и региона.
2. Учет особенностей социальной работы как профессиональной деятельности.
3. Практико-ориентированный подход в подготовке специалистов и необходимость вовлечения в систему образования не только профессорско-преподавательского состава, но и практических специалистов.
4. Соединение фундаментальности обучения с деятельностно-практической подготовкой, с тем, чтобы выпускник был и профессионально компетентным, и способным адаптироваться к окружающей среде [3].
Погружение студентов в практико-ориенти-рованную деятельность и формирование устойчивой мотивации к изучению учебных дисциплин осуществляется через связь всего процесса обучения с условиями и содержанием будущей профессиональной деятельности специалиста. Весь процесс обучения максимально приближается к реальной профессиональной деятельности специалиста.
В настоящее время эффективность формирования личности молодого специалиста не может измеряться только объемом знаний и умений, как это определено в государственном образовательном стандарте в области социальной работы. Именно поэтому необходимо создавать условия, способствующие самореализации, саморазвитию и формированию профессиональной компетентности будущего специалиста. Кроме того, в настоящее время становится наиболее актуальным, чтобы обучение вообще и профессиональное обучение в особенности отвечало интересам и потребностям не только обучающихся, но и работодателей, что будет способствовать улучшению качества высшего образования за счет повышения уровня мотивации студентов и привлечения специалистов-практиков к подготовке будущих специалистов.
Проанализировав опыт современной подготовки студентов - будущих специалистов по социальной работе, потребностей развития педагогической теории и практики, результаты нашего исследования и результаты опроса работодателей, представленных в приложении 11 к ежегодному экономическому докладу 2008 года Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» «Стратегия 2020»: от экономики «директив» к экономике «стимулов», мы выделили ключевые проблемы в подготовке специалистов.
1. Для молодых специалистов характерен дисбаланс: очень высокий уровень теоретических знаний при явной недостаточности практической составляющей. Знания выпускников профессиональных
учебных заведений не являются собственно профессиональными, они носят, скорее, общий характер. В то время как работодатель хотел бы, чтобы специалист прежде всего владел глубокими, но узкоспециализированными знаниями.
2 Отсутствие практического опыта у будущих специалистов по социальной работе и поверхностные знания о будущей профессиональной деятельности. После окончания обучения необходимо, чтобы студенты были психологически готовы к работе в учреждениях системы социальной защиты населения с различными категориями. Для этого им необходимо знать особенности будущей профессиональной деятельности, требования, которые предъявляет профессия к личности специалиста, какими он должен обладать личностными качествами для успешного выполнения профессиональных функций. Возникает необходимость создания дополнительных требований к организации учебного процесса, в процессе которого студенты знакомятся с целями, задачами, условиями деятельности специалиста по социальной работе начиная с первого курса обучения.
3. Низкий уровень мотивации обучающихся, как фактор, понижающий эффективность образовательного процесса.
4. Негибкость учебных программ современного профессионального образования.
5. Недостаточное организационно-методическое обеспечение процесса профессиональной подготовки будущего специалиста по социальной работе в условиях вуза и методическая обеспеченность производственных практик.
6. Наличие ключевых проблем организации практики студентов:
- особенности взаимодействия между учебным заведением и работодателями во время организации студенческой практики. Несмотря на существующий «кадровый голод», работодатели испытывают сложности при заключении договоров с факультетом, обусловленный не только новыми социальноэкономическими условиями, но и отсутствием заинтересованности участвовать в подготовке будущих специалистов;
- недостаточная разработанность индивидуальных заданий и четко обозначенных критериев оценки студента, что не позволяет ему продемонстрировать свои умения и навыки в практической деятельности во время прохождения практики, а руководителю оценить успешность практиканта;
- отсутствие института наставничества, что является основой организации практики в социальных службах. Педагог-наставник является центральной фигурой в процессе подготовки будущих социальных работников, от профессиональной компетентности которого зависит успешность формирования у студентов необходимых знаний, умений и ценностных ориентаций.
Решением обозначенных проблем является развитие сотрудничества работодателей и образовательных учреждений. Реальных изменений в системе профессионального образования можно достичь
лишь в том случае, если работодатели будут не только заказчиками, формирующими те или иные запросы, но и активными участниками процессов развития сферы образования.
В научной литературе и на практике социальное партнерство характеризуется неоднозначно. Одни понимают его как конкретный тип социальнотрудовых отношений между органами государственной власти, работодателем и трудовым коллективом. Другие - в более широком смысле: как специфический вид общественных отношений между профессиональными, социальными группами, слоями, классами, их общественными объединениями, органами власти и бизнесом. Третьи - как мировоззренческую основу согласования и защиты интересов различных социальных групп, слоев, классов, их общественных объединений, бизнеса и органов власти. Наряду с ним (социальным партнерством) получили широкое распространение политическое, корпоративное, агентское партнерство, социальный диалог. Кроме того, входит в практику так называемое некоммерческое партнерство, реализуемое некоммерческими организациями по достижению социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей в удовлетворении нематериальных потребностей граждан, их законных интересов, а также в сферах защиты прав, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи [5; 6].
В приложении 11 к ежегодному экономическому докладу 2008 года Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» «Стратегия 2020»: от экономики «директив» к экономике «стимулов» даны рекомендации реализации разнообразных форм сотрудничества работодателей и образовательных учреждений.
1. Подача предприятиями заявки в учебные заведения на специалистов определенного профиля, прохождение практики на предприятии, в том числе и преддипломной стажировки.
2. Выступление в учебных заведениях с лекциями и мастер-классами.
3.Знакомство представителей образовательного учреждения (студентов, преподавателей) с производственной деятельностью учреждения с целью дальнейшей корректировки существующих учебных курсов.
4. Участие работодателей в профессиональных конкурсах мастерства, студенческих конференциях и др.
5. Проведение занятий для студентов представителями предприятий.
6. Участие работодателей в разработке учебной документации, методик организации учебного процесса, в анализе и оценке качества подготовки специалиста.
7. Привлечение студентов в исследовательской деятельности [1].
Успехом реализации социального партнерства является четкая координация деятельности между образовательным учреждением и предприятиями. При подготовке будущих специалистов по социаль-
ной работе речь идет об отношениях между учебным заведением и учреждениями системы социальной защиты населения.
Организация социального партнерства между вузом и учреждениями системы социальной зашиты населения обеспечивает решение ряда задач:
- вовлечение в систему образования практических специалистов способствует удовлетворению требований практико-ориентированного подхода;
- соединение фундаментальности обучения с деятельностно-практической подготовкой содействует формированию профессиональной компетентности студентов и успешной адаптации к будущей профессиональной деятельности;
- содействие занятости студентов и последующего трудоустройства выпускников;
- организация производственного обучения (предоставления мест для проведения исследования и прохождения студенческой практики);
- реализация совместных проектов для изучения (исследования) социальных проблем;
- разработка учебных планов, программ практики (методических рекомендаций для прохождения практики) с учетом особенностей деятельности учреждений системы социальной защиты населения;
- привлечение студентов в качестве волонтеров, что способствует формированию профессионально-личностных качеств, мотивации трудоустройства по специальности;
- подготовка наставников от учреждения для прохождения практики.
На социально-психологическом факультете Кемеровского государственного университета реализуются следующие формы социального партнерства.
1. Учреждения выступают в качестве баз практики.
В период прохождения практики студентам должна быть представлена возможность участия в мероприятиях организации. Эти и другие условия согласовываются представителями вуза (руководителями практики в вузе) и учреждения заблаговременно. Со всеми учреждениями, которые являются базами прохождения студенческой практики, социально-психологический факультет заключает договор, согласно которому учреждение обязуется предоставить место для прохождения студентами практики.
Семья, дети, малообеспеченные, пожилые и люди с ограниченными возможностями - приоритетная сфера социальной работы. Исходя из этого, остро стоит проблема подготовки профессионалов, способных удовлетворить потребности этих групп, опираясь на профессиональные знания, умения и навыки. Достоинством организации студенческой практики по специальности «Социальная работа» является взаимодействие с разнообразными учреждениями не только системы социальной защиты населения, но и учреждениями системы образования, здравоохранения, Министерства внутренних дел, что, несомненно, способствует изучению особенностей клиентов учреждений, их потребностей, форм и методов социальной работы в различных сферах.
Преподаватели вуза (руководители практики в вузе) совместно с работниками тех учреждений, где проходит практика, разрабатывают план прохождения практики. В зависимости от вида практики формулируются цели и задачи практики. Так, ознакомительная практика начинается у студентов с первого курса и составляет две недели, целью которой является знакомство с деятельностью учреждений социального обслуживания, спецификой клиентов, услугами, предоставляемые этими учреждениями. Во время прохождения учебной практики, на втором и третьем курсах, студенты выбирают базы практики в зависимости от своих интересов, в отличии от студентов, обучающихся на первом курсе. Целями учебной практики являются познакомиться с клиентами учреждений и освоить формы и методы социальной работы с различными категориями населения. На четвертом и пятом курсах студенты проходят производственную и преддипломную практику в роли ассистента и стажера.
К преимуществам взаимного сотрудничества между вузом и учреждениями относится не только приобретение студентами соответствующих знаний, умений и навыков, личностных качеств, но и привлечение самих работодателей к процессу профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе. Следует отметить, что в организации практики студентов заинтересованы и сами работодатели. По мнению работодателей, будущие специалисты по социальной работе, проходя практику на рабочем месте, должны овладеть более глубокими, но в тоже время и узкоспециализированными знаниями и умениями. Именно поэтому мы при составлении заданий на практику учитывали, прежде всего, мнение самих специалистов по социальной работе, особенности учреждения и специфику клиентов данного учреждения, что также решает проблему несоответствия знаний, приобретенных в учебных заведениях, требованиям, предъявляемых на конкретном рабочем месте.
И еще одним, на наш взгляд, важным достоинством взаимодействия между вузом (факультетом) и учреждениями системы социальной защиты населения является формирование заинтересованности будущих специалистов по социальной работе к дальнейшей профессиональной деятельности, мотивации к успешному обучению и дальнейшему трудоустройству по полученной специальности. После прохождения практики наиболее отличившимся студентам предоставляется возможность трудоустройства. Если они знают, что будут работать по специальности и успешно, то тогда у них будет стимул стать хорошими специалистами.
2. Формированию профессионально значимых целей и мотивов учения способствуют встречи студентов с опытными социальными работниками или специалистами по социальной работе, знакомство с учреждениями и их клиентами. Опора на практический опыт при изучении социальной работы способствует более эффективному формированию научных понятий по предмету, активизации мышления, развитию сознательного усвоения профессиональных
знаний и умений. Решению поставленных задач способствует проведение экскурсий и практических занятий в учреждениях системы социальной защиты населения.
Так, например, при изучении темы «Социальная работа в системе социального обслуживания населения» из курса «Теория социальной работы» студенты знакомятся с деятельностью учреждений системы социальной защиты населения на примере Комплексного центра социального обслуживания населения. Специалист по социальной работе рассказывает о структуре Центра, направлениях деятельности каждого отделения, о различных категориях населения, нуждающихся в социальной помощи. Студенты имеют возможность наблюдать за профессиональной деятельностью специалистов, работающих в Центре.
3. Учреждения системы социальной защиты выступают как исследовательские площадки для проведения исследований к курсовым и дипломным проектам, так и являются заказчиками для изучения тех или иных социальных проблем, их деятельности и разработки программ и рекомендаций.
В качестве примера можно привести дипломную работу «Изучение мотивации добровольческой деятельности волонтеров в социальной работе с пожилыми людьми». Исследование было направлено на изучение доминирующих мотивов волонтеров, осуществляющих добровольческую деятельность в отношении лиц пожилого возраста, и проводилось среди учеников общеобразовательных школ и среднеспециальных учебных заведений, работающих волонтерами на базе актива добровольческого отряда «Руки добра» г. Кемерово. По результатам проведенного исследования были разработаны рекомендации для активизации работы руководителей организаций с добровольцами, совершенствования процедур привлечения учащейся молодежи в добровольческие отряды и внедрения индивидуального подхода работы с добровольцами с учетом типа доминирующей мотивации.
Одним из новых направлений деятельности учреждений системы социальной защиты населения является разработка и внедрение технологии фандрайзинга. Профессиональное планирование и проведение фандрайзинговой кампании - залог стабильности комплексного центра социального обслуживания населения и успешной реализации общественно значимых проектов. В ходе написания дипломной работы на тему «Организационные аспекты фандрайзинга» студенткой было проведено исследование по изучению удовлетворенности клиентов Центра качеством проведенных мероприятий, предоставления услуг и разработаны рекомендации, позволяющие повысить результативность проводимых фандрайзинговых мероприятий.
По заказу общественной организации Центра «СПИД» студентами специальности «Социальная работа» были проведены исследования на тему «Организация социальной работы по предупреждению распространения ВИЧ/СПИДа среди молодежи»,
«Организация межведомственного взаимодействия по профилактике наркотизма среди молодежи».
Целями исследованиями данных работ было изучение степени информированности молодежи о причинах и факторах распространения эпидемии, организации социальной работы по предупреждению распространения ВИЧ/СПИДа среди молодежи и взаимодействия субъектов в процессе профилактики наркотизма среди молодежи. По результатам исследования предложены направления межведомственного взаимодействия по профилактике наркотизма, разработаны рекомендации к работе специалистов Центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями.
Совместно с Управлением социальной защиты населения г. Кемерово было проведено исследование, которое называлось «Конкурентоспособность услуг государственных учреждений социальной защиты населения», направленная на изучение качества предоставляемых социальных услуг учреждениями системы социальной защиты населения. База проведения исследования - Комплексный центр социального обслуживания населения г. Кемерово. С учетом подученных результатов определены пути реализации рекомендаций по улучшению качества предоставления социальных услуг.
У студентов наблюдается вовлеченность в процесс проведения исследования и разработки проектов или рекомендаций. Это объясняется тем, что выбранная тема работы соответствует их научным и практическим интересам, благодаря чему формируется положительная мотивация к обучению по специальности, дальнейшей работе по выбранному направлению в учреждениях системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения или общественных организациях.
4. Привлечение специалистов из учреждений системы социальной защиты при проведении конференций, круглых столов.
Участие студентов в научно-практических конференциях не только способствует формированию профессиональной компетентности будущего специалиста, но и позволяют оценить значение и перспективы будущей профессии, свои реальные возможности. Например, проведение ежегодной апрельской Международной научно-практической конференции для студентов и молодых ученых. Студенты, принимающие участие в конференции, представляют доклад о своем видении социальной работы в различных сферах и с категориями населения, нуждающихся в оказании социальной помощи, презентации современных технологий социальной работы, результаты научно-исследовательской деятельности. Отличительной особенность проведения конференции по секции «Социальная работа» является взаимодействие между исследователями и практиками, позволяющее выделить проблемы и позитивные стороны в развитии технологии социальной работы. Присутствующие специалисты по социальной работе, работники учреждений здравоохранения и другие специалисты принимают активное участие в дискуссии по решению наиболее важных
и актуальных социальных проблем, приводят примеры практического применения представленных форм и методов социальной работы, деятельности учреждений системы социальной защиты населения, реализуемых ими программ по предоставлению социальных услуг. Такие конференции имеют особое значение для формирования профессиональной компетентности.
5. Следующей формой работы вуза с учреждениями системы социальной защиты населения является организация подготовки педагогов-
наставников, специалистов-руководителей от базы практики.
Плодотворность прохождения практики, ее успешность зависят от обеспечения ряда важных условий. И одно из них - студенты должны иметь возможность под руководством выполнять задания, включающие работу с документами, применять на практике формы и методы социальной работы с различными категориями, разрабатывать технологические этапы оказания помощи и др. Если они только наблюдают за работой других, не получая возможности действовать самостоятельно, то обучение не будет полноценным. В приобретении профессиональных умений и навыков, практической составляющей профессиональной компетентности, имеют место и наблюдение и подражание, но этого совсем недостаточно для того, чтобы научиться самому выполнять соответствующий вид профессиональной деятельности, - нужна реальная практика. У будущего специалиста необходимо сформировать навыки организационной работы, обучить ориентироваться в различной документации, выработать собственные алгоритмы регистрации входящей и выходящей информации, в том числе информации от клиента.
Для решения этих и других вопросов мы пришли к выводу о необходимости введения педагога-наставника (супервизора) в учреждениях системы социальной защиты населения.
Педагоги-наставники помогают, во-первых, «оттачивать» студентам знания, полученные в вузе, во-вторых, учат студентов при работе с клиентом учитывать его индивидуальные особенности и потребности, организовывать работу, опираясь на профессионально-этические нормы специалиста по социальной работе; в-третьих, педагоги-наставники могут помочь выработать важные профессиональные умения и навыки, профессионально-личностные качества.
Как мы можем заметить, педагог-наставник является центральной фигурой в процессе подготовки будущих специалистов по социальной работе. От его профессиональной компетентности зависит успех практики в целом, и степень удовлетворенности студентов от прохождения практики. Поэтому подбор и обучение квалифицированных педагогов-наставников - важная задача для всех школ социальной работы (вуза), стремящихся к обеспечению высокого качества профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе. Обучение педагогов-наставников, на наш взгляд, долж-
но быть организовано таким образом, чтобы обеспечить овладение конкретными приемами решения конкретных проблем, возникающих в работе со студентами. Наша задача в связи с этим - подготовка специалистов, в обязанности которых входит руководство прохождением практики студентов. Цель разработанной нами программы обучения педаго-гов-наставников состоит в том, чтобы подготовить грамотных наставников, которые могут впоследствии использовать свои знания в деятельности по руководству практикой студентов.
Основные вопросы, на которые следует обратить внимание при подготовке педагогов-наставников.
1. Методическое обеспечение педагогов-наставников, т. е. предоставление программы практики, разработанные задания для студентов в зависимости от курса.
2. Форма работы со студентами (обучения).
3. Выработка критериев оценивания практики студентов.
С учетом выделенных функций педагога-наставника, форм работы со студентами, нами разработана Рабочая тетрадь по практике студента специальности «Социальная работа» (обучающее пособие по практике). Работа с данным пособием помогает сделать практику более управляемой, облегчить процесс оценивания студента, педагогически грамотно построить процесс прохождения практики студентов, наладить отношения между наставником и студентом.
6. Привлечение студентов в качестве волонтеров в учреждения системы социальной защиты населения и общественные организации - следующая форма социального партнерства между факультетом (вузом) и учреждениями системы социальной защиты населения.
Привлечение студентов к волонтерской деятельности уже на начальном этапе погружения в профессию имеет глубокий педагогический смысл. У студентов формируется мотивация на профессию, они учатся состраданию, милосердию и сочувствию,
а, значит, закладываются ценностные нормы профессиональной деятельности. Формируются умения устанавливать контакт с различными группами населения, развиваются навыки делового общения, организаторские способности, приобретают опыт сотрудничества с различными организациями, работы в команде [2].
Обобщив подходы к определению социального партнерства, мы можем говорить о том, что это особый тип отношений между профессиональными группами, основанные на принципе равноправного сотрудничества партнеров, что обеспечивает оптимальный баланс и реализацию их основных интересов в области решения значимых социальных проблем.
Преимуществами организации социального партнерства между социально-психологическим фа-
культетом и учреждениями системы социальной защиты населения являются:
- развитие навыков практической и научноисследовательской деятельности у студентов специальности «социальная работа»;
- предварительное знакомство с будущим местом работы;
- формирование мотивации у студентов на дальнейшее трудоустройство по выбранной специальности.
Развитие партнерских отношений между вузом и учреждениями системы социальной зашиты населения, образования, здравоохранения, общественными организациями способствует увеличению практической составляющей в программах профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе, включению студентов в практи-ко-ориентированную среду.
Литература
1. Брусникин, Н. Ю. Современное состояние системы образования и предложения «Деловой России» по ее совершенствованию [Текст] / Н. Ю. Брусникин // Приложение 11 к ежегодному экономическому докладу 2008 года Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» «Стратегия 2020»: от экономики «директив» к экономике «стимулов»
2. Грабчук, К. М. Организация социального партнерства как условие формирования профессиональной компетентности специалистов по социальной работе [Текст] / К. М. Грабчук, Е. В. Филатова; науч. ред. проф. Н. Э. Касаткина. - Кемерово: Юни-ти, 2008. - 33 с.
3. Касаткина, Н. Э. Профессиональная подготовка социальных работников в условиях непрерывного образования [Текст] / Н. Э. Касаткина, Е. В. Филатова. - Кемерово: Юнити, 2008. - 116 с.
4. Лейбович, А. Н. Применение ЭВМ для календарного планирования учебного процесса в ПТУ, школах, техникумов: метод, пособие для преподавателей ПТУ [Текст] / А. Н. Лейбович. - М.: Высш. шк., 1991. - 160 с.
5. Михеев, В. А. Социальное партнерство как механизм устойчивого социально-экономического развития [Текст] / В. А. Михеев, А. В. Михеев // Социально-гуманитарные знания. - 2002. - № 5. -С. 194 - 206.
6. Шишкарев, С. Социальное партнерство в России [Текст] / С. Шишкарев // Российский журнал. - 2003. - Режим доступа: http://www.russ.ru/ politics/20030403-shishkarev.html.
7. Шмелева, Н. Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала: учебное пособие [Текст] / Н. Б. Шмелева. - М.: Дашков и К°, 2006. - 196 с.