Научная статья на тему 'Подготовка высококвалифицированных специалистов в условиях социального партнерства'

Подготовка высококвалифицированных специалистов в условиях социального партнерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ / ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Н.В.

Статья посвящена проблеме подготовки высококвалифицированных специалистов в условиях социального партнерства. Рассмотрены проблемы, представлены дополнительные возможности развития, поставлены цели и задачи внедрения элементов дуальной системы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка высококвалифицированных специалистов в условиях социального партнерства»

Вестник «Орлеу^-kst

Иванова Н. В.,

мастер производственного обучения, Коммунальное государственное казенное предприятие «Рудненский колледж технологии и сервиса»

Нег1зг1 сездер: Кэсттт бшм, бшктг кадрдыц дайындыгы, тэлгм-тэрбиенгц дуальды жуйеЫ модернизация, элеуметтт эртте-cmiK.

Ключевые слова: Модернизация, социальное партнерство, профессиональное образование, подготовка квалифицированных кадров, дуальная система обучения.

Keywords: Modernisation, social partnership, trade education, training of skilled personnels, dual departmental teaching.

ПОДГОТОВКА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Ацдатпа

Макала элеуметлк эрштеслк жагдайында жогары бшкт мамандар даярлау мэселесше ар-налган. взект мэселелер карастырылган, даму-дьщ косымша мYмкiншiлiктерi ^сынылган. Дуал-ды окыту жYЙесшщ элементтерiн енгiзу максат тарымен мiндеттерi койылган.

Аннотация

Статья посвящена проблеме подготовки высококвалифицированных специалистов в условиях социального партнерства. Рассмотрены проблемы, представлены дополнительные возможности развития, поставлены цели и задачи внедрения элементов дуальной системы обучения.

Annotation

The article is sanctified to the problem of preparation of highly skilled specialists in the conditions of social partnership. Problems are considered, the additional are presented possibility of development, aims and tasks are put. Introduction of elements of the dual departmental teaching.

Модернизация технического и профессионального образования диктует необходимость качественно нового уровня подготовки кадров. Качественное профессиональное образование сегодня — это средство социальной защиты населения страны, гарантия стабильности, профессиональной самореализации человека на разных этапах жизни.

Формат реализации государственных программ по модернизации технического и профессионального образования включает в себя ряд мероприятий. Прежде всего, это реорганизация учебных заведений ТиПО путем преобразования в единый вид учебного заведения как колледж. Модернизация профессионального образования определяет необходимость принципиального изменения ряда традици-

tç S

к <

m О

го £

« О

w «

О

О!

С w s

U

W F S

[-4

о

4

о «

о н w

5

S

w

s ^

и ©

о

и

о -

s ©

и

Вестник «Oрлеу»-kst

К <

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и

м ^

[—I

О ч

о «

о н м

з

м

и ©

О

и

о -

©

онных подходов к системе подготовки специалистов.

Социальное партнерство в системе профессионального образования - это важный элемент в формировании современного подхода к профессиональному образованию, показатель реальной заинтересованности в его дальнейшем развитии.

Социальное партнерство - это емкое и многозначное понятие.

Партнеры — это не просто участники совместной деятельности, связанные каким-либо соглашением (договором), а, прежде всего стороны, строящие отношения между собой в соответствии с развивающимися отношениями в обществе.

Под социальным партнерством в профессиональном образовании мы понимаем особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. Главными социальными партнерами остаются работодатели.

Социальное партнерство открывает для колледжа дополнительные возможности:

- постоянный доступ к информации о рынке труда, что позволяет уточнить структуру специальностей и профессий, объем подготовки кадров;

- учет требований работодателей по содержанию подготовки специалистов путем совместной разработки учебных программ и планов;

- организация практики студентов на оборудовании, задействованном в секторе сферы услуг;

- систематическая стажировка мастеров производственного обучения колледжа на предприятиях для ознакомле-

ния с новейшим оборудованием;

- оценка качества подготовки специалистов независимыми экспертами;

- целевая подготовка специалистов для конкретного предприятия и др.

Целью любого предприятия наряду с получением прибыли является развитие кадрового потенциала, а целью учебного заведения — подготовка востребованных специалистов. Такое понимание цели позволяет выстраивать образовательный процесс «от результата», преодолевая тем самым традиционную когнитивную ориентированность образования. Общность ценностей предполагает паритетность технико-технологических, социальных, гуманистических ценностей, без которых невозможно представить современного специалиста.

В настоящее время в колледже проделана определенная работа:

- заключены договора по закреплению баз производственных (профессиональных) практик;

- представители базовых предприятий проводят не только профессиональные экскурсии, но и мастер-классы со студентами колледжа, раскрывая секреты профессионального мастерства, готовы предоставить возможность знакомиться с новейшим производственным оборудованием, передовыми производственными технологиями;

- многие работники предприятий являются наставниками при прохождении практики студентами и обучающимися колледжа;

- получены отзывы работодателей о качестве выпускников по обучаемым профессиям и специальностям;

- выпускникам, положительно зарекомендовавшим себя во время прохождения практики, предоставляются рабочие места;

- работодатели активно участвуют в

Вестник «Орлеу^-kst

m

организации учебно — производственной практики колледжа, представители предприятий входят в состав квалификационной комиссии, осуществляющих итоговую аттестацию выпускников.

КГКП «Рудненский колледж технологии и сервиса» по специальность «Кондитер» с 2008 года сотрудничает с такими организациями, как: КРЦ «Горняк», ИП Карагулина, ИП Веклич, ИП Тараев, ИП Скрундь, ИП Манабаева, ГККП «Ясли - сад №12» ТОО «Экос» и т.д., и все они отличаются своеобразием.

Главная цель любого студента — после окончания учебы начать работать, уверенно вступить во взрослую самостоятельную жизнь, а для этого он должен быть хорошим специалистом, отлично владеющим как теорией, так и практикой. Дуальная система предоставляет прекрасные возможности для управления собственной карьерой. Уровень обучения в ее рамках постоянно повышается. Ни одно средне - специальное образование не способно дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступенькой на пути к успешной карьере.

Идея дуального обучения приобретает свои реальные практические контуры. Взаимодействие образования с бизнесом, субъектами рынками труда — это одна из составляющих современной модели, которая востребована обществом. Поэтому именно сейчас нужна всемерная поддержка программы дуального образования и должна быть продолжена работа по ее реализации в тесном сотрудничестве с работодателями и социальными партнерами, заинтересованными в развитии дуального образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агранович, М.Л. Экономические и социальные эффекты образования. Опыт статистического ана-лиза[Текст]/М.Л. Агранович. — М.: Просвещение, 2001. — 256 с.

2. Аникеев, А.А., Артуров, Е.А. Современная структура образования в Германии [Текст]/А.А. Аникеев, Е.А. Артуров //«Alma mater».- 2012. №3. С.67-68.

3. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118 zakon.kz

4. Камербаев, А.Ю, Кашук, Л.И. Для подготовки кадров новой формации[-Текст]/А.Ю.Камербаев // Современное образование. 2012.-№2.- С.55-57.

5. Мисиков, Б. Современный вуз: дуализм целей[Текст]/Б. Мисиков// «Высшее образование в России. - 2006.- №11.

С.167-168.

7. Полянин, В.А. «Образовательная система дуального формата и профессиональное самоопределение педагога»[-Текст]/В.А. Полянин// Образовательные технологии.- 2010. - №2. - С.68-96.

8. Родиков А.С. Некоторые аспекты профилизации образовательных услуг дуальной системы европейского обра-зова—ния // Вестник Военного университета. — 2010. — № 3 (23). — С. 41-46.

9.Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста//Высшее образование сегодня, №5, 2004 - С.20-27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ори-ентированной парадигмы образования. //Народное образование, №2, 2003.

s

к <

m О

го £

« О

w «

О

О!

С w s

U

W F S

[-4

о

4

о «

о н w

5

S

w

s ^

и ©

о

и

о -

s ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.