Научная статья на тему 'Студенческая молодёжь Монголии: чему и как учиться?'

Студенческая молодёжь Монголии: чему и как учиться? Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
263
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ / ЦЕННОСТИ / МОНГОЛИЯ / PUBLIC CONSCIOUSNESS / STUDENT''S YOUTH / VITAL STRATEGY / VALUES / MONGOLIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дагбаев Эрдэм Данзанович, Актамов Иннокентий Галималаевич

В статье приводятся результаты проведённого социологического опроса современной монгольской студенческой молодёжи. Под общественным сознанием понимается система социальных знаний, ценностей, установок и убеждений, на основе которых формируются устойчивое отношение людей к вопросам общественной жизнедеятельности и определённые модели социального поведения. В случае со студентами речь идёт об отражении в сознании принципиальных жизненных вопросов, в конечном итоге, формирующих так называемые жизненные стратегии это планы жизнедеятельности, способы их достижения, общие жизненные ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дагбаев Эрдэм Данзанович, Актамов Иннокентий Галималаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mongolian student youth: what and how to learn?

Results of the conducted sociological survey of modern Mongolian student's youth are given in article. Public consciousness is understood as system of social knowledge, values, installations and beliefs on the basis of which the steady relation of people to questions of public activity and certain models of social behavior are created. In a case with students it is about reflection in consciousness of the basic vital questions finally creating so-called vital strategy are plans of activity, methods of their achievement, general vital values.

Текст научной работы на тему «Студенческая молодёжь Монголии: чему и как учиться?»

УДК 316.334.3

Дагбаев Э.Д., Актамов И.Г. Dagbaev E.D., Aktamov I.G.

Студенческая молодёжь Монголии: чему и как учиться?

Mongolian student youth: what and how to learn?

В статье приводятся результаты проведённого социологического опроса современной монгольской студенческой молодёжи. Под общественным сознанием понимается система социальных знаний, ценностей, установок и убеждений, на основе которых формируются устойчивое отношение людей к вопросам общественной жизнедеятельности и определённые модели социального поведения. В случае со студентами речь идёт об отражении в сознании принципиальных жизненных вопросов, в конечном итоге, формирующих так называемые жизненные стратегии — это планы жизнедеятельности, способы их достижения, общие жизненные ценности.

Ключевые слова : общественное сознание, студенческая молодёжь,

жизненные стратегии, ценности, Монголия

Results of the conducted sociological survey of modern Mongolian student's youth are given in article. Public consciousness is understood as system of social knowledge, values, installations and beliefs on the basis of which the steady relation of people to questions of public activity and certain models of social behavior are created. In a case with students it is about reflection in consciousness of the basic vital questions finally creating so-called vital strategy are plans of activity, methods of their achievement, general vital values.

Key words : public consciousness, student's youth, vital strategy, values, Mongolia

В целом ряде статей нами были описаны результаты пилотного социологического опроса современной монгольской молодёжи [см. подробнее: 1; 2; 3]. Однако наши дальнейшие совместные исследования с монгольскими коллегами привели к ряду существенных корректив. Прежде всего, речь идёт о том, что в структуре монгольской молодёжи подавляющее большинство составляют студенты очной и заочной форм обучения. По оценкам официальных представителей Союза молодёжи Монголии, на долю студенчества приходится до 90% от общей численности молодёжи как демографической группы. Таким образом, исследованию сознания именно студенческой молодёжи Монголии должна

Работа подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 15-23-03002 а(м) «Общественное сознание современной молодёжи Монголии»)

ДАГБАЕВ Эрдэм Данзанович, д.социол.н., профессор кафедры политологии и социологии Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ). E-mail: [email protected]

АКТАМОВ Иннокентий Галималаевич, к.пед.н., директор Восточного института Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ). E-mail: [email protected]

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Каковы Ваши ближайшие жизненные интересы и планы?», %

№ п/п Варианты ответов Девушки, в % от 100 Юноши, в % от 100 В среднем, %

1 Получить образование и приобрести знания 16,3 20,5 36,8

2 Вести активный образ жизни 10,9 11,2 22,1

3 Получить умственное и духовное развитие 10,2 8,5 18,7

4 Добиться профессиональных успехов и карьеры 5,8 5,9 11,7

5 Обеспечить материальное благополучие 1,4 2,8 4,2

6 Чтобы в дальнейшем позаботиться о родителях 0,9 2,4 3,3

7 Другое 0,1 0,8 0,9

Источник: составлено авторами.

быть отведена особая роль. В отечественной науке в методологическом плане социология молодёжи является хорошо проработанной отраслью социологического знания [4, 5]. Для нашего исследования определённое значение имели результаты проекта под руководством Л.Д. Константи-новского [6].

Далее, были внесены коррективы в концептуализацию понятия «общественное сознание монгольской молодёжи». В результате дискуссий с монгольскими коллегами мы пришли к выводу, что общественное сознание современной молодёжи Монголии не стоит описывать в рамках традиционного для нас, российских исследователей, мировоззренческого подхода. Мы по преимуществу считали, что в понимании основных мировоззренческих категорий, таких как демократия, справедливость, равенство, мораль и другие, принципиальное значение имеет их идеологическое содержание. Но монгольские исследователи полагают: ценности и поведение молодых людей определяются жизненной стратегией. Какие они ставят цели перед собой, чему хотят посвятить себя, — это и есть мотивация их поступков, это и есть отражение их общественного сознания, где достаточно затруднительно квалифицировать их с позиций либерализма или консерватизма.

В нашем понимании, в общественное сознание включается система социальных знаний, ценностей, установок и убеждений, на основе которых формируются устойчивое отношение людей к вопросам общественной жизнедеятельности и определённые модели социального поведения. Однако это не несёт в себе принципиальных мировоззренческих установок идеологического характера, скорее, речь идёт об отражении в сознании принципиальных жизненных вопросов, в конечном итоге, формирующих так называемые жизненные стратегии — это планы жизнедеятельности, способы их достижения, общие жизненные ценности.

Формирование общественного сознания — длительный процесс, на который оказывает влияние множество факторов: школа, вузы, семья, средства массовой информации, местное сообщество, а значит, требуется выяснить, насколько тесна связь молодёжи с общественными институтами, с родной землёй, со своими родными и соотечественниками. В этом плане нам необходимо понять, каково отношение молодёжи к своей

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «Что заботит Вас сейчас в первую очередь», %

№ п/п Варианты ответов Девушки Юноши В среднем,%

1 Как выглядеть красивой(ым) 14,2 12,6 26,8

2 Как уметь общаться с другими 17,3 19,3 36,6

3 Как получить качественное образование 31,7 32,4 64,1

4 Как воспитать детей 3,1 2,1 5,2

5 Отношения с любимым (ой) 5,9 9,5 15,4

6 Отношения с родителями 19,8 22,5 22,3

7 Как приобрести хорошую одежду 10,5 15,9 26,4

8 Своё духовное развитие 15 18,3 33,3

9 Состояние окружающей среды 9,5 12,2 21,7

10 Своя физическая подготовка 8,5 21,4 29,9

Источник: составлено авторами.

стране, к миру, какими знаниями в области самых значимых и героических моментов в истории своего государства они обладают.

Современной молодёжи присуще множество политических, культурных, духовных, информационных аспектов, что означает — общественное сознание монгольской молодёжи представляет собой сложную гамму знаний, потребностей, ориентаций, стереотипов. В какой мере она воплощает знания и уважение к родной культуре, родным традициям, родному языку, уважение и терпимость к людям иной национальности и культур — всё это предстоит исследовать.

В структуре общественного сознания, как известно, выделяются различные его традиционные формы: политическое, правовое, нравственное, религиозное, художественное сознание, а также мировоззрение (философия). В общественном сознании современной студенческой молодёжи Монголии есть смысл выделить два аспекта жизненной стратегии — моральный (нравственный) и информационный (с точки зрения, источников этих ценностей).

В данной статье приводятся данные социологического исследования общественного сознания студенческой молодёжи Монголии, проведённого в июне — сентябре 2016 года. По данным Министерства образования Монголии, общая численность студентов в стране составляет примерно 100 тысяч человек [7], а значит, они и составляют генеральную совокупность. Нами применена методика квотно-гнездовой выборочной совокупности, по расчётам, численностью в 706 человек, для чего в качестве типичного вуза выбран самый крупный государственный вуз страны — Монгольский государственный университет науки и технологий (Шинжлэх ухааны технологийн их сургууль). В настоящее время в университете имеется 15 факультетов, обучается 20 тысяч бакалавров и 10 тысяч магистров. В 2002 году он занял седьмое место в рейтинге лучших университетов Азии, и сегодня он позиционируется как молодой современный вуз страны.

Разработанные нами 706 анкет были равномерно распределены при помощи наших монгольских коллег по пятнадцати факультетам,

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос: «Чем Вы обычно заняты в свободное время», %

№ п/п Варианты ответов Девушки Юноши В среднем,%

1 Сижу в Интернете 20,4 23,8 44,2

2 Встречаюсь с друзьями 11,3 23,8 35,1

3 Читаю книги 14,3 12,5 26,8

4 Нахожусь в одиночестве 10,6 8,9 19,5

5 Не имею свободного времени 5,7 3,4 9,1

6 Участвую в развлекательных мероприятиях 1,7 3,1 4,8

7 Нет определённых занятий 1,7 2,8 4,5

Источник: составлено авторами.

среди студентов 1—4 курсов. Из 706 единиц выборочной совокупности 325 составили девушки и 381 — юноши, по 45—50 анкет на каждом факультете. Каждый из предложенных нами вопросов предусматривает возможность дать несколько вариантов ответов, поэтому в абсолютных числах мы получали их разное количество. Однако, суммируя все полученные ответы, мы перевели их в среднее процентное соотношение с тем, чтобы каждый раз получалось цифра, приближённая к 100%.

Мы приведём только некоторые из полученных нами данных, на наш взгляд, наиболее характерных.

Итак, что говорят студенты о наиболее важных для себя вопросах, задумываются ли они о своём будущем? Как показал социологический опрос, о своих жизненных планах задумываются часто 70% из числа 706 опрошенных студентов (надо иметь в виду, что не все из них дали ответы на все вопросы, что дало нам основания выделить ответы девушек и юношей в абсолютных числах, а в целом отметить процентное количество) Монгольского университета науки и технологий (ШУТИС), изредка - 28,6% и только 1,2% дали ответ «нет».

Логичным является следующий вопрос: «Каковы Ваши ближайшие жизненные интересы и планы?» В данном случае спектр вариантов ответа гораздо шире. Предполагалось, что студенты могут не останавливаться на одном варианте ответа, а предпочтут планирование сразу несколько задач. В данном случае предполагалось, что юноши и девушки могут отличаться в своих жизненных предпочтениях (см. таблицу 1).

Эти ответы дают представление о том, какие жизненные цели ставят перед собой монгольские студенты. Прежде всего, среди основных жизненных интересов и планов (по-нашему, целей) выделяется «получение образования и приобретение знаний», что, конечно же, является основной функциональной задачей учёбы в высшем учебном заведении. 22,1% респондентов отмечают именно эту цель в качестве основной. Тем не менее, это предпочтение не является абсолютно доминирующим. 18,7% респондентов называют ближайшей жизненной целью «умственное и духовное развитие», расширяя рамки функционального предназначения вуза до более глобального. 11,7% опрошенных ставят перед собой более прагматическую задачу - «добиться профессиональных успехов и карьеры». Остальные варианты ответов не имеют большого распространения, в том числе и обеспечение материального благополучия (4,2%) и забота о родителях (3,3%).

Таблица 4. Распределение ответов на вопрос: «Какие телепередачи Вы предпочитаете смотреть», %

№ п/п Варианты ответов Девушки Юноши В среднем,%

1 Развлекательные телепередачи 18,4 17,4 35,8

2 Познавательные телепередачи 13,3 17,6 30,8

3 Кинопрограммы 13,7 14,6 28,3

4 Спортивные телепередачи 4,2 137 12,8

5 Телепередачи о животных 4,2 7,4 11,6

6 Политические и социальные телепередачи 3,8 5,7 9,5

7 Новостные телепередачи 3,8 4,7 8,5

8 Ток-шоу 5,2 2,8 8

9 Международная панорама 4,2 3,8 8

10 Телепутешествия 2,3 3,8 6,1

11 Другое 2,5 3,1 5,6

12 Телепередачи о здоровье 2 1 3

Источник: составлено авторами.

Это дело будущего, но что волнует студентов в данный момент? Что их заботит сейчас в первую очередь? (см. таблицу 2). Здесь следует отметить, что респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов.

Спектр актуальных для студентов проблем очень широк. Среди них лидирует, что закономерно, забота о получении качественного образования (64,1% респондентов). Далее, с некоторым отставанием идут способность «уметь общаться с другими» (36,6%), «своё духовное развитие» (33,3%), т.е. ответы, связанные с вопросами коммуникации. Другие ответы носят не столько утилитарный, прагматический характер, сколько, за исключением, может быть, проблемы с приобретением одежды или своей физической подготовки (молодёжь эта проблема волнует всегда), а, скорее, связаны с общими социально-философскими проблемами, с которыми сталкивается каждый молодой человек (общение с любимой, с детьми). Плюс состояние окружающей среды, что в Монголии, особенно в Улан-Баторе, очень актуально.

Вопрос о том, как студенты проводят свободное время, выступает дополнительным показателем жизненных ценностей. Человек обычно занимается в свободное время тем, что связано с его жизненными интересами или так сильно влечёт, что может стать важным элементом его натуры (см. таблицу 3).

Структура свободного времени у монгольской студенческой молодёжи весьма предсказуема. Она мало чем отличается от молодёжи других стран. Первое место по количеству ответов уверенно занимает посещение сети Интернет (44,2% ответов респондентов). Правда, надо иметь в виду, что Интернет — это не только вольное времяпровождение, но и поиск необходимой информации для занятий и увлечений, общение с друзьями и родственниками, т.е. полезные дела. Затем идут встречи с друзьями (35,1%).

Таблица 5. Распределение ответов на вопрос: «Что помогает Вам в самосовершенствовании», %

№ п/п Варианты ответов Девушки Юноши В среднем,%

1 Образование 20,5 19,1 39,6

2 Уход за здоровьем (фитнес) 4,7 9,8 14,5

3 Духовная гармония 5,9 5,4 11,3

4 Материальное обеспечение 5,9 5 10,9

5 Занятия физической культурой 3,5 5,4 8,9

6 Внешняя красота 2,5 3,4 5,9

7 Затрудняюсь ответить 2,1 4,7 6,8

Источник: составлено авторами.

Если бы на третьей позиции не было варианта «читаю книги» (26,8%), можно было бы решить, что Интернет полностью вытеснил чтение. Однако книги ещё читают, девушки больше, чем юноши. Часть студентов просто не имеет свободного времени или определённых занятий, что говорит об их занятости.

Просмотр телепередач не входит в число обычных занятий в свободное время. Тем не менее, современное поколение молодёжи — это также «ТВ-поколение», потому что телевидением, так или иначе, пронизана вся их жизнь. Телевизоры установлены во всех квартирах, во всех общежитиях и корпусах высших учебных заведений, в кафе, парикмахерских и салонах красоты.

Поэтому вопрос о том, какие из телепередач предпочитают смотреть студенты, также является знаковым (см. таблицу 4).

Структура предпочитаемых телепередач выглядит стандартно для всей современной молодёжи, независимо от страны. Лидируют вполне ожидаемые телепередачи: развлекательные (35,8%), познавательные (30,8%), кинопрограммы (28,3%), спортивные (12,8%). Юноши заметно больше предпочитают познавательные, спортивные программы, телепередачи о животных и телепутешествия, а девушки — ток-шоу и программы о здоровье.

Жизненные стратегии предполагают определённые усилия для достижения цели. Чтобы достигнуть их, необходимо приложить усилия. Но какие из них требуют первоочередного внимания? (см. таблицу 5).

Респонденты назвали, прежде всего, образование (39,6%), что вполне просто объясняется, учитывая их нынешний статус. Смысл заключается, наверное, в качестве образования. Также нередко называют уход за здоровьем, в обобщённом варианте называемом «фитнес» (14,5%). Третий вариант ответа звучит в переводе с монгольского как «духовная гармония» или «духовная практика» (11,3%). Речь идёт о духовном самосовершенствовании, но это слишком общее определение. В конкретном смысле, можно говорить о духовной вере, душевном спокойствии, что может принести то, что даёт самоуспокоение. Почти столько же респондентов отмечают «материальное обеспечение» (10,9%). Далее идут занятия физкультурой и внешняя красота. В принципе, ответы на эти вопросы позволяют выстроить иерархию ценностей студенческой молодёжи Монголии, те приоритеты, которые важны для них. Формула, как нам ка-

Таблица 6. Распределение ответов на вопрос: «Что мешает Вам в самосовершенствовании», %

№ п/п Варианты ответов Девушки Юноши В среднем,%

1 Лень 31,2 40,4 71,6

2 Безынициативность 8,4 8,1 16,5

3 Не думал об этом 3,7 2,8 6,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Затрудняюсь ответить 1,8 1,8 3,6

Источник: составлено авторами.

жется, обычная для всей молодёжи - «образование, здоровье, духовная и материальная гармония».

Разумеется, студенческая жизнь — это не только сплошные успехи на пути к самосовершенствованию, но и жизненные неудачи и разочарования. Не всё у них получается так, как они хотели бы. Поэтому мы попросили их объяснить, что мешает им в самосовершенствовании, что может быть препятствием на этом пути (см. таблицу 6).

Мешает в самосовершенствовании, прежде всего, лень, что отметило подавляющее большинство респондентов (71,6%). Это бесспорный фактор. Достаточно много респондентов считают, что сама молодёжь должна быть инициативной, стремиться преодолевать трудности. Иначе говоря, они думают, что безынициативность есть то, что мешает самосовершенствованию (16,5%).

В данном контексте также необходимо было выяснить, насколько важным считают студенты моральный аспект свой жизни. В частности, задавался вопрос о том, бывают ли они милосердными, сострадательными к людям в своих поступках. На что 90,5% респондентов дали ответ «да». И только 5% студентов считают, что милосердности нет места в их жизни, а 4,5% затруднились с ответом.

Для студенческой молодёжи, испытывающей в силу отсутствия стабильного заработка и возможного временного пребывания в другом городе некоторые трудности, важен вопрос о том, кто им помогает в их жизни, кто оказывает реальную поддержку. В этом вопросе существует определённое смешение общего морального подхода студентов к своему бытию (см. таблицу 7).

Из представленных результатов можно сделать вывод о том, что общественное сознание студенческой молодёжи Монголии характеризуется явным преобладанием современных ценностей жизненного успеха, главным из которых является получение качественного образования. Но при этом определённая часть студенчества предпочитает в качестве жизненной цели и «умственное и духовное развитие», и «профессиональные успехи и карьеру». Это близко к характеристикам жизненных планов развитых стран, что позволяет оценивать нынешнюю ситуацию среди молодёжи как отсутствие серьёзного ценностного кризиса, который, как известно, повлёк за собой трансформацию социально-политической и экономической системы бывших социалистических стран. Мы видим определённый ценностный консенсус, заключающийся в том, что жизненные стратегии включают в себя общее универсальное стремление к успеху, достигаемое путём получения качественного образования, профессионализма и индивидуальных усилий. При этом последние два вопроса относительно того, что мешает студентам в их самосовершенствовании и кого они определяют субъектами поддержки, косвенно

Таблица 7. Распределение ответов на вопрос: «Кто или что поддерживает Вас в Вашей жизни», %

№ п/п Варианты ответов Девушки Юноши В среднем,%

1 Близкие родственники, муж (жена) 28,9 24,6 53,5

2 Друзья 5,7 11,8 17,5

3 Родной коллектив 3,4 7,2 10,6

4 Только сам 3,4 4,8 8,1

5 Учителя,педагоги 2,4 2,4 4,8

6 Вера, религия 0,6 1,6 2,2

7 Другое 1,6 1,2 2,8

Источник: составлено авторами.

свидетельствуют о сохранении традиционных элементов социальной системы, характерной и для нашей страны. Разумеется, в рамках одного социологического опроса выделить все аспекты общественного сознания монгольской студенческой молодёжи невозможно. Мы видим, с одной стороны, что монгольская студенческая молодёжь практически ничем не отличается от молодёжи других стран (они также любят развлекательные телепередачи, также хотят достичь успеха, найти хорошую работу), а с другой стороны, по-прежнему, опирается на своих родственников, ценят друзей, читают книги.

Проведённое социологическое исследование позволило получить целый ряд результатов, в той или иной мере, подтверждающих основные черты и факторы, влияющие на общественное сознание монгольской молодёжи. Надо сказать, что современная Монголия находится в серьёзном поиске глобальной и региональной политической идентичности. Поэтому здесь велико влияние глобализма и сильны традиционалистские элементы.

Таким образом, в настоящее время студенты, как наиболее многочисленная группа монгольской молодёжи, в полной мере отражают образцы открытости миру, и, в то же время, стремления к сохранению традиций и обычаев своего народа.

Литература

1. Дагбаев Э.Д., Дармаев Т.Г., Актамов И.Г., Нямхуу Б., Халбашкеев А.В. Методологические вопросы изучения общественного сознания современной монгольской молодёжи // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 14. С. 79-83.

2. Дагбаев Э.Д. Политическое сознание монгольской молодёжи в современных условиях // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 14. С. 100-105.

3. Дагбаев Э.Д. Монгольская молодёжь: евразийский выбор? // Евразийство

и мир. 2015. № 4. С. 35-44.

4. Комплексная характеристика ситуации в АТР (по результатам международных экспертных опросов в 2005-2014 годах). М.: «Academia», 2016. 359 с.

5. Междисциплинарные исследования в контексте социально-культурной антропологии / отв. ред. М.Н. Губогло; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 2005. 406 с.

6. Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования / Д.Л. Константиновский, М.А. Абрамова, Е.Д. Вознесенская, Г.С. Гончарова, В.Г. Костюк, Е.С. Попова, Г.А. Чередниченко. М.: ЦСП и М, 2015. 232 с.

7. Монгол улсын боловсрол, соёл, шинжлэх ухаан, спортын яам, [Электронный ресурс]. URL: http://www.mecss.gov.mn/HigherSta1617 (дата обращения: 17.02.2016 г.).

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б

1. Dagbaev EH.D., Darmaev T.G., Aktamov I.G., Nyamkhuu B., KHalbashkeev A.V. Metodologicheskie voprosy izucheniya obshhestvennogo soznaniya sovremennoj mongol'skoj molodyozhi // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 14. S. 79-83.

2. Dagbaev EH.D. Politicheskoe soznanie mongol'skoj molodyozhi v sovremennykh usloviyakh // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta.

2015. № 14. S. 100-105.

3. Dagbaev EH.D. Mongol'skaya molodyozh': evrazijskij vybor? // Evrazijstvo i mir. 2015. № 4. S. 35-44.

4. Kompleksnaya kharakteristika situatsii v ATR (po rezul'tatam mezhdunarodnykh ehkspertnykh oprosov v 2005-2014 godakh). M.: «Academia»,

2016. 359 s.

5. Mezhdistsiplinarnye issledovaniya v kontekste sotsial'no-kul'turnoj antropologii / otv. red. M.N. Guboglo; In-t ehtnologii i antropologii im. N.N. Miklukho-Maklaya. M.: Nauka, 2005. 406 s.

6. Novye smysly v obrazovatel'nykh strategiyakh molodezhi: 50 let issledovaniya / D.L. Konstantinovskij, M.A. Abramova, E.D. Voznesenskaya, G.S. Goncharova, V.G. Kostyuk, E.S. Popova, G.A. CHerednichenko. M.: TSSP i M, 2015. 232 s.

7. Mongol ulsyn bolovsrol, soyol, shinzhlehkh ukhaan, sportyn yaam, [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.mecss.gov.mn/HigherSta1617 (data obrashheniya: 17.02.2016 g.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.