ЮВЕНОЛОГИЯ
УДК 316.37
Ноздрина Наталья Александровна
кандидат педагогических наук, доцент
Ларичева Елена Анатольевна Никитина Каринэ Саркисовна
Брянский государственный технический университет [email protected], [email protected], karinenikitina @yandex.ru
К ВОПРОСУ О ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЯХ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ (на примере студентов Брянского государственного технического университета)
В статье приведены результаты социологического опроса студентов Брянского государственного технического университета, направленного на выявление их ценностных ориентаций. По результатам исследования были сделаны выводы о том, что система ценностей современной молодёжи не выходит за рамки традиционной системы общественных ценностей. Важность традиций в представлениях молодежи в небольшой степени зависит от восприятия мнения старшего поколения. Обнаружена слабая зависимость между мнением о современном обществе и степенью влияния СМИ на человека.
Ключевые слова: социологическое исследование, молодёжь, система ценностей, нравственные ориентиры, ценностное воспитание, традиции.
Проблема человеческого капитала, которым располагает молодёжь и студенческая молодёжь в частности представляет особый интерес и актуальность. Этот капитал и динамика его развития в значительной мере зависит от ценностных ориентаций обладателей капитала - молодых людей, студентов. Проблеме ценностных ориентаций современной студенческой молодежи и посвящено наше исследование.
Исследование проводилось в мае 2015 года среди студентов Брянского государственного технического университета (БГТУ) методом опроса с последующей математической обработкой полученных данных. Статистическая обработка была проведена при помощи программы IBM SPSS Statistics. Общий объём выборки составил 360 человек. Средний возраст респондентов 19,8 года. Было опрошено 45% юношей и 55% девушек.
Приведём результаты опроса.
Для определения общей системы ценностей студентам было предложено оценить по десятибалльной шкале наиболее значимые для них ценности (табл. 1). Наибольшее значение имеет группа социальных показателей - 9,3 балла. Значительное значение у экономических показателей -8,6 баллов. Примерно одинаковый вес у теоретических (7,8), эстетических (7,7) и политических (7,6) показателей. Наименьшее значение у религиозных показателей (5,8 баллов). У женщин значение всех показателей выше, чем у мужчин за исключением политического, где наблюдается равенство.
Наиболее значимые для студентов ценности -социальные, наименее - религиозные. В целом, можно говорить о некоторой равнозначности ценностных блоков и в свою очередь о разностороннем развитии аксиосферы студентов.
Далее рассмотрим, зависит ли оценка уровня значимости базовых ценностей от курса обучения.
Таблица 1
Оценка уровня значимости базовых ценностей для студентов БГТУ
социальные экономические политические религиозные эстетические теоретические
Объём опрошенных социальный статус, трудолюбие, богатство, профессия, семья, любовь, патриотизм,со-циальное равенство, равенство полов и т.д. деньги, материальные ценности свобода слова, гражданские свободы, законность, порядок, гражданский мир и т.п. Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, церковь, священное писание и т.д. духовное развитие, красота, идеал, стиль, гармония, мода, культурная самобытность и пр. образование
все 9,3 8,6 7,6 5,8 7,7 7,8
из них
мужчины 8,9 8,4 7,6 5,4 7,3 7,6
женщины 9,5 8,7 7,6 6,2 8,1 7,9
© Ноздрина H.A., Ларичева Е.А., Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика Jii- № 4 Никитина К.С.. 2015
Таблица 2
Обобщённые результаты зависимости различных видов ценностей студентов от курса обучения
Ценности Хи-квадрат Пирсона Коэффициент сопряженности Значимость показателей Наличие связи
Значимость Вероятность ошибки Уровень значимости
социальные 26,217 0,319 0,342 р > 0,050 незначима не доказана
экономические 77,379 0,500 0,000 р <= 0,001 максимально значимая слабая
политические 40,307 0,385 0,286 р > 0,050 незначима не доказана
религиозные 64,748 0,468 0,008 р <= 0,01 очень значимая слабая
эстетические 43,817 0,399 0,313 р > 0,050 незначима не доказана
теоретические 54,386 0,437 0,064 р > 0,050 незначима не доказана
Проверим гипотезу о влиянии обучения в университете на формирование базовых ценностей человека. Были сформулированы нулевая и альтернативная гипотезы. 1. Обучение в университете не влияет на формирование базовых ценностей человека (нулевая гипотеза Н) Предполагается, что с более старшими курсами значение коэффициентов важности расти не будут. 2. Альтернативной гипотезой (Н) будет то, что обучение в университете влияет на изменение отношения к базовым ценностям студентов.
В результате обработки данных получены следующие зависимости (табл. 2).
Как видно из таблицы, нулевая гипотеза принимается. Из значимых показателей можно выделить только слабую зависимость между курсом и экономическими и религиозными ценностями человека. Однако нет подтверждений того, что именно университет влияет на их формирование. Можно предположить, что комплекс внешних и внутренних факторов взросления индивида влияет на изменение данных показателей.
Обучаясь в университете, молодые люди становятся более независимыми в материальном плане, работают, либо поучают большую сумму карманных денег от родителей, самостоятельно принимают решения о покупках нужных им вещей, общаются с более старшими и самостоятельными людьми. Круг их коммуникаций расширяется. Естественно, они начинают иначе относиться к материальным ценностям, понимать, что те или иные блага стоят денег и их нужно заработать.
Отношение к религии имеет те же корни. В возрасте 17-23 лет многие люди впервые осознанно задумываются о Боге, о происхождении, сталкиваются с людьми разных верований и культур, либо осознанно обращают на них внимание. Естественно, это откладывает отпечаток на мировоззрение. Однако, на наш взгляд, здесь могут влиять, в том числе и факторы вузовского воспитания, освоение таких курсов как философия, история, несомненно, накладывают свой отпечаток на взгляды человека.
Далее студентам была предложена анкета, результаты обработки которой приведены ниже.
На вопрос «Должна ли государственная система образования иметь единое направление в фор-
мировании ценностных ориентиров молодёжи?» 80% респондентов ответили утвердительно; 15% с этим не согласны; 5% студентов дали свой вариант ответа: «никогда не будет», «слишком дорого для страны», «не хочу, чтобы на моё мнение оказывали давление».
В том, что стране нужна государственная программа, направленная на воспитание патриотизма, уверенны 91% опрошенных; 8% считают это лишним. Также было выражено мнение (1%) о том, что «нужно воспитывать патриотизм на местах», «нужно улучшить жизнь в стране, тогда будет патриотизм».
В целом, можно отметить, что молодёжь в большинстве признаёт роль государства приоритетной в вопросах формирования ценностей и воспитании патриотизма.
На вопрос: «Нужна ли ВУЗу программа, направленная на духовно-нравственное воспитание студентов?» 68% сказали, что нужна; 32% дали отрицательный ответ.
Студентов попросили выразить своё отношение к военным действиям на Украине, и получили следующие ответы. 61% опрошенных с сожалением относится к страданиям мирного населения; 35% -считают необходимым прекратить разруху. Безразличны, к происходящим там событиям только 1% респондентов. Отсюда мы можем видеть, что большинство молодых людей не равнодушны к чужому горю.
На вопрос «Может ли церковь (вера в Бога) повлиять на формирование системы ценностей в обществе и на нравственное воспитание молодёжи?» 79% респондентов дали положительный ответ, из которых 36% считает, что влияние Церкви возможно при участии государства. Отрицательный ответ дали 21% участников опроса, из которых 15% пояснили свой ответ: «я - атеист», «у нас светское государство», «помимо православия есть и другие религии, как они будут решать, кто будет воспитывать?».
Далее последовали вопросы, целью которых было выявить отношение молодёжи к старшему поколению.
Респондентам привели пример отношения к старикам в Великобритании, где много домов для
престарелых, и помещение туда бабушек и дедушек - обычная практика. После чего их спросили: «Как Вы считаете, в России такое отношение к пожилым людям может стать подобным явлением?». 68,3% ответили, что нет, не может; 21% ответили, что вполне вероятно»; 5,7% считают, что у нас тоже много домов престарелых; 4% затруднились с ответом. 2% респондентов прокомментировали свои ответы, написав следующее: «дома престарелых - выход для одиноких стариков, которые не могут о себе позаботиться», «в Великобритании другая культура», «с пьющей и дебоширящей роднёй - лучше уж дом престарелых» и т.п.
Таким образом, можно сделать вывод, что отношение к пожилым людям не выходит за привычные рамки, и большинство молодых людей рассматривает дома для престарелых только как последнее прибежище для тех стариков, у которых либо нет родственников, либо в их семьях неблагополучные отношения.
Мы поинтересовались, какое значение имеет для молодых людей мнение старшего поколения, и выяснили, что для 35% это мнение имеет приоритетное значение, что объясняется их зависимостью от родителей (большинство ответов среди студентов 1-2 курсов); 31% опрошенных время от времени прислушиваются к мнению старших; для 25% мнение старших не имеет никакого значения. Свой ответ дали 9% респондентов: «мнение старших важно, если не ущемляет моих прав», «живу самостоятельно», «старшие не всегда правы» (почти 5% ответов).
По мнению 64% опрошенных воспитанием внуков должны заниматься бабушки и дедушки; с ними не согласны 32%; 4% дали следующие ответы: «должны участвовать, но не постоянно воспитывать», «у них своя жизнь», «только навредят».
Для 91% респондентов важны семейные и культурные традиции; для 9% не важны.
Мнение о важности традиций в некоторой мере зависит от восприятия мнения старшего поколения. Распределение ответов респондентов приведено в таблице 3. При этом можно предположить, что преемственность поколений сохранится и в дальнейшем, так как 64% респондентов считают, что бабушки и дедушки должны заниматься воспитанием внуков.
Студентам предложили выразить свой взгляд на современное общество. При объединении разрозненных характеристик получается следующая картина. Среди 44%, давших скорее положительную оценку, звучали термины «динамичное», «прогрессивное», «есть возможность самовыражения», «есть возможность для бизнеса», «мне в нём жить хорошо». Среди 48%, давших отрицательный ответ, прозвучали ответы: «общество потребления», «никто не хочет думать о будущем, все хотят всё сразу», «живут текущим днём», «экстремизм, терроризм», «никто не хочет серьёзно работать», «снизилась честность людей», «падение нравов». 8% затруднились с ответом.
Следующая группа вопросов ставила своей задачей рассмотреть влияние средств массовой информации на молодёжь.
По мнению 83% масс-медиа влияют на ценностные ориентации молодёжи, для 12% - не влияют. 5% респондентов дали свой ответ: «влияют родители и друзья», «СМИ никто не верит», «я не обращаю внимания на новости в СМИ».
45% опрошенных не согласны, что СМИ оказывают влияние на формирование их ценностных ориентиров, 23% склонны соглашаться с влиянием СМИ, ещё 32% считают, что влияние прослеживается в определённой степени.
Однако 87% считают, что зависимости от СМИ у них нет. При этом респондентам были расшифрованы с нашей точки зрения симптомы зависимости от СМИ: каждодневный интерес к новостями, просмотр новостных блоков, ленты «в контакте», своевременный просмотр любимых передач, сериалов; дискомфорт от долговременной оторванности от информации СМИ. Изучив такой список симптомов, 13% созналось, что да, им некомфортно без средств массовой информации.
38% всегда чувствуют информационное давление со стороны СМИ, 15% - иногда, 35% - никогда. Свой ответ дали 12% опрошенных: «я не восприимчив», «вообще стараюсь не принимать близко к сердцу телевизор и интернет», «не смотрю телевизор», судя по ответам эти 12% можно добавить к тем, кто считает, что не чувствует информационного давления СМИ.
88% уверены, что ограничения им в использовании СМИ не нужны. 2% считают, что да, нужны.
Таблица 3
!ая таблица
Количество Важны ли традиции (семейные, культурные)? Всего
Да Нет
Какое значение имеет для Вас мнение старшего поколения? а) приоритетное 122 4 126
б) никакого 76 14 90
в) посредственное 100 12 112
г) свой ответ 30 2 32
Всего 328 32 360
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика А- №4
243
Таблица 4
Комбинационная таблица
Количество Оказывают ли влияние СМИ на формирование ваших ценностных ориентиров? Всего
да нет в определённой степени
Как бы Вы описали современное общество? скорее положительный взгляд 26 95 37 158
скорее отрицательный взгляд 51 60 62 173
затруднились с ответом 6 7 16 29
Всего 83 162 115 360
Ещё 10% высказали свою точку зрения: «нужны в ограниченном масштабе», «ограничить насилие», «ограничить тупые передачи по телевизору», «убрать "Дом 2"».
На вопрос: «Мешает ли Вам предлагаемая информация в формировании собственных взглядов на ситуацию?» 32% ответили, что иногда сбивает с мысли; часто вызывает несогласие у 44%; у 24% ответивших на всё своё мнение, на которое повлиять невозможно.
Имеется некоторая зависимость между мнением о современном обществе и степенью влияния СМИ на человека. Распределение ответов приведено в таблице 4.
Значение критерия хи-квадрат составляет 30,399, его значимость составляет 0,000, значимо (р < 0,001, абсолютная значимость). Коэффициент сопряженности Пирсона равен 0,111 (от 0,1 до 0,3 по шкале Чеддока и показывает наличие слабой связи между ответами), сам коэффициент значим. То есть можно предположить, что СМИ в небольшой степени влияют на оценку респондентами современного общества.
Далее ряд вопросов, касающихся общекультурных ценностей.
67% опрошенных уверенны, что чётко понимают, что такое хорошо, а что такое плохо; 31% считают, что понятия «добро» и «зло» в некоторой степени искажены; 2% затруднились с ответом.
На вопрос о том, что является главным в жизни, 32% отметили, что семья, 28% - карьера, 21% - любовь, 18% - богатство, 17% - самосовершенствование, 16% - свобода; 14% - положение в обществе.
На вопрос: «Что значит в Вашем понимании дружба?» были получены следующие ответы (ответы обобщены):
- это когда тебя поддерживают, разделяют взгляды, при необходимости придут на помощь (70%);
- возможность общения по интересам, понимания друг друга (23%);
- возможность позвонить в любое время суток и поделиться своими радостями и бедами (7%).
На вопрос: «Что значит в Вашем понимании любовь?» были получены следующие ответы (ответы обобщены):
- это привязанность к другому человеку (30%);
- взаимопонимание, доверие (24%);
- терпение друг к другу (19%);
- она разная, трудно обобщить (18%);
- это лучшее чувство (6%);
- заимное притяжение (3%).
74% студентов уверенны, что способны на самопожертвование ради высокой цели, 12% не уверены в этом, 14% затруднились с ответом.
Респондентам предлагалось перечислить, какими качествами должны обладать современные юноши и девушки. Были получены следующие ответы:
Юноши (мнение девушек): умный, добрый, серьёзный, ответственный, честный, сильный, с хорошим характером, целеустремлённый, успешный.
Юноши (мнение юношей): умный, весёлый, физически развитый, добрый, серьёзный.
Девушки (мнение парней): добрые, следящие за собой, весёлые, не зануды, вежливые, порядочные, верные, скромные, лёгкие в общении, ласковые, самостоятельные.
Девушки (мнение девушек): умные, добрые, красивые, верные, симпатичные.
По мнению опрошенных, дефицитом в отношениях между современными молодыми людьми являются: ответственность (40%), доверие (31%), способность любить (31%), совесть (30%), достоинство (26%), надёжность (25%), умение дружить (24%) и порядочность (23%).
По результатам проведённого анкетирования подтвердилась основная гипотеза: молодёжь признаёт необходимость ценностного воспитания.
Молодые люди признают, что необходимо уделять внимание ценностному воспитанию. Эту роль, по их мнению, должны возложить на себя в большей степени государство через учебные заведения и общую политику, определённый контроль СМИ, частично церковь и другие религиозные учреждения.
В целом система ценностей молодёжи не сильно отклоняется от традиционной. Респонденты относятся с сочувствием к трагедии Украины, с уважением воспринимают старшее поколение, хотя и не всегда прислушиваются к его мнению, считают, что способны на самопожертвование, считают важным сохранение традиций. Для них также важны чувства дружбы и любви, они нацелены на создание семьи и карьеры, но считают, что молодёжи не хватает ответственности, доверия и способности любить.
Рисунок 1. Факторы, влияющие на формирование системы ценностей молодёжи
Схематическое изображение воздействия внешней среды на ценностные ориентиры молодёжи показано на рисунке 1.
Таким образом, проведённое нами исследование позволяет сделать следующие выводы.
Система ценностей современной молодёжи (на примере студентов Брянского государственного технического университета) не выходит за рамки традиционной системы общественных ценностей. Мнение о важности традиций в небольшой степени зависит от восприятия мнения старшего поколения. Имеется слабая зависимость между мнением о современном обществе и степенью влияния СМИ на человека.
Библиографический список
1. Иллюстрированный самоучитель по SPSS. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.hr-portal.ru/spss/index.php.
2. Ларичева Е.А. Статистические методы обработки первичной информации социально-экономических исследований. - Брянск: БГТУ, 2011. -212 с.
3. Молодёжь России: развитие человеческого капитала [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fadm.gov.ru/upload/iblock/606/report -fadm - ru - 2013 -11-13.pdf
4. МоосмюллерГ., РебикН.Н. Маркетинговые исследования в SPSS. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 160 с.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика Jii- № 4
245