Научная статья на тему 'Методологические вопросы изучения общественного сознания современной монгольской молодежи'

Методологические вопросы изучения общественного сознания современной монгольской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
128
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / PUBLIC CONSCIOUSNESS / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / PUBLIC OPINION / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дагбаев Эрдэм Данзанович, Дармаев Тумэн Гомбоцыренович, Актамов Иннокентий Галималаевич, Нямхуу Батжаргал, Халбашкеев Андрей Валентинович

В статье авторы анализируют методологические проблемы исследования общественного сознания в контексте изучения монгольской молодежи. Отмечается, что современное понимание проблемы требует новой методологии, включающей в себя и усложнение содержания общественного сознания, и увеличение параметров проводимых социологических опросов. В результате это позволит выявить содержание и факторы, влияющие на характер и тенденции в развитии общественного сознания современной монгольской молодежи, а значит, являющиеся определяющими для понимания в будущем социального поведения жителей региона. Общественное сознание это система социальных знаний, ценностей и убеждений, на основе которых формируются устойчивое отношение людей к вопросам общественной жизнедеятельности и определенные модели социального поведения. Формированию общественного сознания способствует множество факторов: школа, вузы, семья, средства массовой информации, местное сообщество. Именно поэтому необходимо выяснить, насколько тесна связь молодежи с общественными институтами, с образовательными учреждениями, со своими родными и близкими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дагбаев Эрдэм Данзанович, Дармаев Тумэн Гомбоцыренович, Актамов Иннокентий Галималаевич, Нямхуу Батжаргал, Халбашкеев Андрей Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ISSUES OF RESEARCH ON PUBLIC CONSCIOUSNESS OF MODERN MONGOLIAN YOUTH

In this article the authors analyze the methodological problems of the research of public consciousness in the context of studying the Mongolian youth. It is noted that the modern understanding of the problem demands the new methodology, including as complication of the content of public consciousness, and also increase of parameters of the conducted sociological surveys. As a result it will allow to reveal the content and factors that influence on the nature and tendencies in the development of public consciousness of the modern Mongolian youth, and so, they are very important for understanding the social behavior the people of this region in the near future. The public consciousness is a system of social knowledge, values and beliefs, on which basis a stable relation of people to the issues of public life and certain models of social behavior are formed. The multitude of factors contributes to the formation of the social consciousness: high school, universities, family, mass media, local community. And therefore it is necessary to find out if the relationship of the young people with public institutions, educational institutions, their family and friends is fairly close.

Текст научной работы на тему «Методологические вопросы изучения общественного сознания современной монгольской молодежи»

ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 316.344

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОНГОЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ*

*Статья написана при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Общественное сознание современной монгольской молодежи», №15-23-03002

© Дагбаев Эрдэм Данзанович, доктор социологических наук, профессор кафедры политологии

и социологии Бурятского государственного университета

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: edagbaev@mail.ru

© Дармаев Тумэн Гомбоцыренович, кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий лабораторией вычислительных и геоинформационных технологий Научно-образовательного центра системных исследований и автоматизации Института математики и информатики Бурятского государственного университета

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: dtg@bsu.ru

© Актамов Иннокентий Галималаевич, кандидат педагогических наук, доцент, директор Восточного института Бурятского государственного университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: aktamov13@gmail.com © Нямхуу Батжаргал, профессор Института иностранных языков Монгольского государственного университета науки и технологии (ШУТИС)

Монголия, 14191, г. Улан-Батор, ул. Бага Тойруу, 34. E-mail: news@must.edu.mn © Халбашкеев Андрей Валентинович, аспирант Бурятского государственного университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: A-ULAN-2@yandex.ru

В статье авторы анализируют методологические проблемы исследования общественного сознания в контексте изучения монгольской молодежи. Отмечается, что современное понимание проблемы требует новой методологии, включающей в себя и усложнение содержания общественного сознания, и увеличение параметров проводимых социологических опросов. В результате это позволит выявить содержание и факторы, влияющие на характер и тенденции в развитии общественного сознания современной монгольской молодежи, а значит, являющиеся определяющими для понимания в будущем социального поведения жителей региона. Общественное сознание - это система социальных знаний, ценностей и убеждений, на основе которых формируются устойчивое отношение людей к вопросам общественной жизнедеятельности и определенные модели социального поведения. Формированию общественного сознания способствует множество факторов: школа, вузы, семья, средства массовой информации, местное сообщество. Именно поэтому необходимо выяснить, насколько тесна связь молодежи с общественными институтами, с образовательными учреждениями, со своими родными и близкими.

Ключевые слова: общественное сознание, общественное мнение, молодежь, социализация.

METHODOLOGICAL ISSUES OF RESEARCH ON PUBLIC CONSCIOUSNESS OF MODERN MONGOLIAN YOUTH

Dagbaev Erdem D., Doctor of Sociology, Professor, Department of sociology and political sciences, Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia. E-mail: edagbaev@mail.ru

Darmaev Tumen G., PhD in Physics and Mathematics, A/Professor, Head of the Laboratory of calculation and geoinformational technologies, scientific and educational center of system researches and automation, Institute of Mathematics and Computer Science, Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia. E-mail: dtg@bsu.ru

Aktamov Innokentiy G., PhD in Pedagogic, A/Professor, Head of Institute of Oriental Studies, Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia. E-mail: aktamov13@gmail.com

Nyamkhuu Batzhargal, Professor, Mongolian State University of Science and Technology 34 Baga toiru, Ulan-Bator, 14191 Mongolia. E-mail: news@must.edu.mn

Khalbashkeev Andrey W., Research Assistant, Department of sociology and political sciences, Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia. E-mail: A-ULAN-2@yandex.ru

In this article the authors analyze the methodological problems of the research of public consciousness in the context of studying the Mongolian youth. It is noted that the modern understanding of the problem demands the new methodology, including as complication of the content of public consciousness, and also increase of parameters of the conducted sociological surveys. As a result it will allow to reveal the content and factors that influence on the nature and tendencies in the development of public consciousness of the modern Mongolian youth, and so, they are very important for understanding the social behavior the people of this region in the near future. The public consciousness is a system of social knowledge, values and beliefs, on which basis a stable relation of people to the issues of public life and certain models of social behavior are formed. The multitude of factors contributes to the formation of the social consciousness: high school, universities, family, mass media, local community. And therefore it is necessary to find out if the relationship of the young people with public institutions, educational institutions, their family and friends is fairly close.

Keywords: public consciousness, public opinion, youth, socialization.

Какими будут в ближайшем будущем отношения России и Монголии? Насколько монгольская молодежь будет лояльна к России? Эти вопросы не могут не беспокоить общественность и тех представителей науки, которые думают о завтрашнем дне современного мира. Между тем ответить на данные вопросы довольно непросто. Недостаточно оперировать понятиями «политическое сознание» или «общественное настроение», коими сегодня подменены прежние фундаментальные категории типа «общественного сознания», оно гораздо шире и имеет больше значений.

Проблема изучения общественного сознания современной монгольской молодежи представляется очень своевременной для научного исследования в контексте развития общественной науки и отношений между Россией и Монголией. Актуальность подобного рода исследований заключается в том, что они позволяют выявить содержание и факторы, влияющие на характер и тенденции в развитии общественного сознания современной монгольской молодежи, а значит, являются определяющими для понимания в будущем социального поведения жителей региона. Описание общественного сознания современной монгольской молодежи позволит внести необходимые коррективы в международную политику, сбалансировать полномочия и взаимоотношения органов государственной власти и общественных объединений, усилить роль народной дипломатии и «мягкой силы».

Что понимается под общественным сознанием в современный период? В советском и постсоветском обществознании этот термин трактуется неоднозначно, также как и в современной Монголии. В советском обществознании определение общественного сознания включает в себя вопрос отражения общественного бытия, совокупность коллективных представлений, присущих определенной эпохе. Оно отражает также и само состояние конкретного общества. Нередко общественное сознание противопоставляется индивидуальному сознанию как то общее, что содержится в сознании каждого человека как члена общества. Общественное сознание является составной частью надстройки и выражает его духовную сторону.

В советской философии особенно акцентировалась идея того, что общественное сознание «активно» отражает общественное бытие, то есть преобразовывает его. Обычно в рамках советской общественной науки выделялись шесть форм общественного сознания: 1) искусство (художественное сознание); 2) наука (в том числе философия); 3) мораль; 4) правосознание (право); 5) религия; 6) идеология (политическое сознание) - наивысшая форма общественного сознания. Можно предположить, что их количество зависит от жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т.д. Таким образом, общественное сознание ближе всего в терминологическом плане к понятию общественных настроений. Поэтому они тесно связаны с определенного типа общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и др.

Каждой форме общественного сознания - науке, философии, мифологии, политике, религии и др. - соответствуют специфические формы содержания. Ранее рассматривались два уровня - идео-

Э. Д. Дагбаев, Т. Г. Дармаев, И. Г. Актамов, Б. Нямхуу, А. В. Халбашкеев. Методологические вопросы изучения общественно!^_

логия и общественная психология. Идеология служила базовым уровнем, а психология считалась надстройкой. Сейчас вопрос об идеологии чрезвычайно усложнился.

Становление общественного сознания происходит постепенно - как путь от ближайшего окружения и природы до осознания языка, посредством которого происходит повышение его уровня, -такова идея К. Маркса и Ф. Энгельса. «Первобытное сознание... есть вначале осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимся вне начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно - осознание природы, которая первоначально противостоит людям как совершенно чуждая, всемогущая и неприступная сила, к которой люди относятся совершенно по-животному и власти которой они подчиняются, как скот; следовательно, это - чисто животное осознание природы (обожествление природы)» [1].

Что же изменилось в современной трактовке общественного сознания применительно к молодежи? Прежде всего, подход к рассмотрению функционирования и развития элементов общественного сознания. К примеру, К. Лоренц показывает зависимость отношения молодежи к старшему поколению от образа жизни. Все элементы - философия, религия, мифология - смешиваются в разрезе духовной жизни. Более целенаправленно исследуется характер современного духовного кризиса, вызванный изменениями в духовной сфере общества и соответствующим разрывом с основными воззрениями прошлого. Особенности адаптационных изменений сознания индивида во взаимосвязи с общественным сознанием в структуре повседневного бытия активно рассматриваются в контексте психологии такими классиками общественной науки, как Э. Фромм, К. Юнг.

Немалую роль в развитии представлений об общественном сознании стали играть труды по социальной информации, работы, связанные с идеей влияния глобализации на общественную жизнь и применением системной методологии в исследовании социума. При этом принципиально важными оказываются, прежде всего, идеи В. И. Вернадского и Т. де Шардена о ноосфере как планетарном явлении.

Остро стоит вопрос о характере и тенденциях изменения общественного сознания в процессах глобализации. По мнению современного исследователя П. Т. Караевой, современные трактовки общественного сознания связаны с пониманием методологических подходов, в рамках которых они изучаются. Общим является рассмотрение общественного сознания как феномена, более емкого, чем индивидуальное сознание, независимо от механизмов общественной памяти. Сущностная характеристика общественного сознания - отражение действительности через общественную память, реализация функции межличностной передачи информации на основе языка для координирования действий внутри общества и во взаимосвязи социума с внешней средой. Общественное сознание возникает с появлением первых механизмов общественной памяти и первых форм общественного сознания, что позволяет уточнить характер соотношения и взаимосвязи языка и членораздельной речи [2].

Необходимо отметить и то, что понятие «общественное сознание» в отечественной традиции неразрывно связано с понятием общественного мнения. Известный философ А. К. Уледов рассматривал общественное мнение в качестве одной из форм общественного сознания, считал его субъектом общества [3]. Другой авторитетный специалист, Б. А. Грушин, полагал, что общественное мнение есть часть каждой из форм общественного сознания, иными словами, это не что иное как «общественное сознание со сломанными внутри него перегородками» [4].

Что касается общественного сознания современной молодежи, то здесь возникает проблема субъекта общественного сознания. Это давний дискуссионный вопрос: можно ли молодежь считать его носителем? Является ли общество или какая-либо его часть таким субъектом, который способен принимать решения, иметь определенную эмоциональную жизнь, воспроизводить подобных себе носителей сознания? Сознание как таковое является исключительным свойством личного бытия. Общество через социальные общности и окружение молодого человека развивает его сознание, в котором, таким образом, собственное бытие всегда связано с бытием некоторой более общей группы. В каждой культуре создается символика, так или иначе заставляющая личность жить интересами общности, испытывать радости и переживания по поводу ее успехов и неудач. Вне подобного объединения сознательная жизнь человека не только теряет высший смысл, но и попросту невозможна.

Как в этой связи следует понимать общественное сознание молодежи? Поскольку проблема исключительно сложна, на наш взгляд, следует учитывать целый ряд методологических наработок из области социологии и теории молодежи. Так, принципиальным моментом является самооценка социальной группой своего статуса, возможностей. В этой связи можно взять за основу методологию изучения подобно той, что применяет в своих исследованиях Н. Е. Тихонова, обосновавшая, что важ-

нейшим элементом представления россиян о социальной структуре является их самооценка собственного статуса [5].

Также в этом плане очень важное значение имеет работа М. Н. Руткевича «Социология образования и молодежи» (2002), в которой он обосновал общность социологической теории, касающейся проблематики образования и молодежи. М. Н. Руткевич прямо увязывает социологию образования и социологию молодежи не только из-за того, что в школах и институтах учится молодежь, но и по причине идентичности действия социальных механизмов [6].

В рамках структурного функционализма наиболее крупной работой является исследование М. К. Горшкова и Ф. Э. Шереги «Молодежь России: социологический портрет». Ключевым положением в их труде становится идея о социализации молодежи, как «процессе подготовки молодежи к ролевой функции в общественном разделении труда» [7, с. 7]. Процесс социализации подразумевает создание государством благоприятных условий для успешной интеграции молодого поколения в культуру современной цивилизации, нравственные, этнические и религиозные традиции, принятия им как ценности этических и правовых норм, общегуманистических принципов образа жизни общества, а также целостного мировоззрения, являющегося для государства системообразующим [7, с. 7]. Исследователи показывают несомненную связь между нынешней социально-классовой структурой общества и массовым сознанием молодого поколения. И эта связь находится не в поле мировоззрения среднего класса, а во включенности молодежи в распределительные отношения, что порождает у нее иждивенческую психологию [7, с. 579].

Своего рода совокупной теорией можно назвать тезаурусный подход, изложенный в книге «Социология молодежи» Вал. А. Лукова и А. И. Ковалевой. Тезаурус здесь понимается как ориента-ционный комплекс, рассмотрение же молодежи сводится в данной концепции на разделении своего и чужого при блокировании чуждого, которое если и представлено в тезаурусе, то в форме критики, обеспечивающей устойчивость субъекта как участника разнообразных социальных и культурных связей [8]. Иначе говоря, отношение к своему и чужому в рамках тезаурусной концепции проявляется в глубинных пластах сознания и культуры.

Известного исследователя молодежи И. М. Ильинского можно назвать автором гуманистической концепции молодежи. По мнению автора, молодежь - явление конкретно-историческое, и для каждого конкретного общества может быть предложено свое определение молодежи на основе общего понимания этого феномена. В качестве важнейшего положения И. М. Ильинский выдвигает идею субъектности молодежи. Молодежь сама строит свое будущее, она должна обладать условиями для самоопределения, самоутверждения, самоорганизации, самореализации и саморазвития. Спасением от негативного воздействия глобализации, а если точнее «глобализации по-американски», должно стать образование, которая по своему содержанию является, прежде всего, гуманитарным [9].

При изучении процессов социализации личности часто возникают дискуссии по вопросам, касающимся интересов, потребностей, ценностных ориентаций и социальных ожиданий молодого поколения. Среди авторов работ по указанной тематике такие известные ученые, как А. Г. Здравомыс-лов, И. С. Кон, И. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, В. А. Ядов, В. Н. Иванов, Р. Т. Мухаев, И. Т. Фролов, А. К. Уледов, И. Т. Фролов, В. Т. Лисовский и др.

Безусловно, исследование общественного сознания современной молодежи носит социологический характер, поскольку в поле зрения находятся социальные факторы, влияющие на формирование общественного сознания.

Таким образом, содержание понятия общественного сознания меняется кардинальным образом. Оно не может отражать только бытие или представлять собой коллективные представления об эпохе, то есть быть чем-то средним в общественных представлениях. Общественная жизнь теряет свою цельность, в ней сосуществуют самые разные сегменты сфер жизнедеятельности. Более точно соответствует содержанию общественного сознания общественное мнение - самооценка, соответствующая социальному статусу. И если речь идет об общественном сознании молодежи, то это общественное мнение и самооценка социальной группы, обладающей субъектностью, иначе говоря, собственным представлением о тех или иных явлениях общественной жизни.

Литература

1. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология: собр. соч. - М.: Политиздат, 1955. - Т.3. - С.24.

2. Караева П. Т. Общественное сознание как объект социально-философского анализа: дис. ... канд. фи-лос. наук. - Черкесск, 2004.

3. Уледов А. К. Общественная психология и идеология. - М., 1985.

Э. Д. Дагбаев, Т. Г. Дармаев, И. Г. Актамов, Б. Нямхуу, А. В. Халбашкеев. Методологические вопросы изучения общественного_

4. Грушин Б. А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. - М., 1987.

5. Тихонова Н. Е. Социальная структура России: теории и реальность. - М.: Новый хронограф, 2014.

6. Руткевич М. Н. Социология образования и молодежи: избранное (1965-2002 гг.). - М.: Гардарики,

2002.

7. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. - М.: ЦСПиМ, 2010. - С.7.

8. Луков Вал. А. Теории молодежи: междисциплинарный анализ. - М.: Канон+, 2012. - С.81.

9. Ильинский И. М. Образовательная революция. - М.: Изд-во Московской гум.-социал. академии, 2002. - С.240.

References

1. Marx K., Engels F. The German Ideology. New York: Prometheus Books, 1998.

2. Karaeva P. T. Obshchestvennoe soznanie kak ob"ekt sotsial'no-filosofskogo analiza: dis. ... kand. filos. nauk [Public Consciousness as an Object of Social-philosophical Analysis. Cand. philos. sci. diss.]. Cherkessk, 2004.

3. Uledov A. K. Obshchestvennayapsikhologiya i ideologiya [Social Psychology and Ideology]. Moscow, 1985.

4. Grushin B. A. Massovoe soznanie: opyt opredeleniya i problemy issledovaniya [Mass Consciousness: Experience of Definition and Research Problems]. Moscow, 1987.

5. Tikhonova N. E. Sotsial'naya struktura Rossii: teorii i real'nost' [Social Structure of Russia: Theory and Reality]. Moscow: Novyi khronograf Publ., 2014.

6. Rutkevich M. N. Sotsiologiya obrazovaniya i molodezhi: izbrannoe (1965-2002 gg.) [Sociology of Education and Youth: Selections (1965-2002)]. Moscow: Gardariki Publ., 2002.

7. Gorshkov M. K., Sheregi F. E. Molodezh'Rossii: sotsiologicheskiiportret [Russian Youth: Sociological Portrait]. Moscow: Center for Social Prediction and Marketing, 2010. P. 7.

8. Lukov Val. A. Teorii molodezhi: mezhdistsiplinarnyi analiz [Youth Theories: Interdisciplinary Analysis]. Moscow: Kanon+ Publ., 2012. P. 81.

9. Il'inskii I. M. Obrazovatel'naya revolyutsiya [Educational Revolution]. Moscow: Moscow Humanities and Social Academy, 2002. P. 240.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.