Научная статья на тему 'Сценарный подход к обучению иностранному языку магистрантов для совершенствования их профессиональных компетенций'

Сценарный подход к обучению иностранному языку магистрантов для совершенствования их профессиональных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранный язык в вузе / обучение магистрантов / сценарный подход / профессиональные компетенции / профессиональные умения / дидактический сценарий / развитие сценарного мышления / профессиональный язык / foreign language at a university / teaching master students / scenario approach / professional competencies / professional skills / didactic scenario / development of scenario thinking in a teacher / professional language

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекун Ольга Алексеевна

Одна из актуальных тенденций современного высшего образования – подготовить мыслящих студентов, обладающих теоретическими знаниями и практическими навыками, которые должны начать реализовываться уже в процессе обучения и способствовать формированию нужных профессиональных компетенций. Перед преподавателями стоит задача использовать современные подходы, методы и приемы, имеющие практико-ориентированную и профессионально-ориентированную направленность. Статья нацелена на исследование сценарного подхода к обучению иностранному языку магистрантов экономических вузов и на определение специфики сценариев, необходимых для формирования у магистрантов профессиональных компетенций. Анализ теоретических исследований способствовал определению компонентного состава сценариев и профессиональных компетенций. Для успешного формирования профессиональных умений магистрантов была разработана поэтапная технология, позволяющая успешно формировать профессиональные компетенции магистрантов. Обучение магистрантов иностранному языку строится на принципах: профессионализации, проблемного обучения, коммуникативно-деятельностной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чекун Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving master students’ professional competences in learning a foreign language through scenario approach

One of the current trends in modern higher education is preparing thoughtful students, providing them with conceptual foundations and practical skills. These skills should be implemented during the learning process and contribute to the formation of the necessary professional competencies. Teachers are faced with the problem of using modern approaches, methods and techniques both practice-oriented and professionally oriented. The article aims to explore the scenario approach to teaching a foreign language to master students of universities for Economics and to determine the specifics of the scenarios necessary for the formation of professional competencies among master students. The analysis of theoretical studies made it possible to determine the structures of scenarios and professional competencies. To develop master students’ professional skills successfully, a step-by-step technology has been designed. The principles of master students’ training include the principle of professionalization, the principle of problem-based learning, and the principle of communicative-activity orientation.

Текст научной работы на тему «Сценарный подход к обучению иностранному языку магистрантов для совершенствования их профессиональных компетенций»

DOI: 10.31862/2500-297X-2023-3-75-88

УДК 378.12

О.А. Чекун

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,

117997 г. Москва, Российская Федерация

Сценарный подход к обучению

иностранному языку магистрантов

для совершенствования

их профессиональных компетенций

Одна из актуальных тенденций современного высшего образования -

подготовить мыслящих студентов, обладающих теоретическими знаниями

и практическими навыками, которые должны начать реализовываться уже

в процессе обучения и способствовать формированию нужных профессио-

нальных компетенций. Перед преподавателями стоит задача использовать

современные подходы, методы и приемы, имеющие практико-ориенти-

рованную и профессионально-ориентированную направленность. Статья

нацелена на исследование сценарного подхода к обучению иностранному

языку магистрантов экономических вузов и на определение специфики

сценариев, необходимых для формирования у магистрантов профессио-

нальных компетенций. Анализ теоретических исследований способствовал

определению компонентного состава сценариев и профессиональных ком-

петенций. Для успешного формирования профессиональных умений маги-

странтов была разработана поэтапная технология, позволяющая успешно

формировать профессиональные компетенции магистрантов. Обучение

магистрантов иностранному языку строится на принципах: профессиона-

лизации, проблемного обучения, коммуникативно-деятельностной направ-

ленности.

Ключевые слова: иностранный язык в вузе, обучение магистрантов, сце-

нарный подход, профессиональные компетенции, профессиональные уме-

ния, дидактический сценарий, развитие сценарного мышления, профес-

сиональный язык

© Чекун О.А., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 international License

The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 international License

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2023. No. 3

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Чекун О.А. Сценарный подход к обучению иностран-

ному языку магистрантов для совершенствования их профессиональных

компетенций // Педагогика и психология образования. 2023. № 3. С. 75-

88. DOI: 10.31862/2500-297X-2023-3-75-88

DOI: 10.31862/2500-297X-2023-3-75-88

O.A. Chekun

Plekhanov Russian University of Economics,

Moscow, 117997, Russian Federation

Improving master students’

professional competences

in Learning a foreign Language

through scenario approach

One of the current trends in modern higher education is preparing

thoughtful students, providing them with conceptual foundations and practical

skills. These skills should be implemented during the learning process and

contribute to the formation of the necessary professional competencies.

Teachers are faced with the problem of using modern approaches, methods

and techniques both practice-oriented and professionally oriented. The article

aims to explore the scenario approach to teaching a foreign language

to master students of universities for Economics and to determine the specifics

of the scenarios necessary for the formation of professional competencies

among master students. The analysis of theoretical studies made it possible

to determine the structures of scenarios and professional competencies.

To develop master students’ professional skills successfully, a step-by-step

technology has been designed. The principles of master students’ training

include the principle of professionalization, the principle of problem-based

learning, and the principle of communicative-activity orientation.

Key words: foreign language at a university, teaching master students,

scenario approach, professional competencies, professional skills, didactic

scenario, development of scenario thinking in a teacher, professional language

CITATION: Chekun O.A. Improving master students' professional competences

in learning a foreign language through scenario approach. Pedagogy and

Psychology of Education. 2023. No. 3. Pp. 75-88. (In Rus.). DOI: 10.31862/2500-

297X-2023-3-75-88

Введение

Для развития профессиональных компетенций современных маги-

странтов при изучения иностранного языка в период постнеклассиче-

ского образования необходимо использовать инновационные методы

и средства обучения, позволяющие успешно связывать процесс обуче-

ния иностранному языку с будущей профессией, объединять и приме-

нять знания нескольких дисциплин в ходе профессиональной коммуни-

кации [2; 6]. Поскольку обучение иностранному языку в магистратуре

нацелено на освоение профессионального взаимодействия на изучае-

мом языке для решения профессиональных задач, то наиболее перспек-

тивным подходом для реализации данной цели является сценарный

подход. Тем самым оптимизируется процесс обучения на основе идей

практико-ориентированности и междисциплинарности [6], способству-

ющих разработке комплексных проблем, в которых иностранный язык

«работает бок о бок с другими науками», происходит «проникновение

“за” язык», раскрываются «сущностные характеристики деятельности

человека» [10, с. 3].

Сценарный подход к обучению исследуется как современными оте-

чественными учеными (И.С. Алексеева, А.М. Антонова, В.И. Блинов,

Ю.Б. Дроботенко, Н.Г. Кац, К.Н. Молчанюк, А.С. Числова, В.И. Шля-

хов), так и зарубежными (Н. Слэй, Ян Синью, E.P. Errington, H. Bandhold,

M. Lindgren). В проводимых исследованиях сценарный подход рассма-

тривается на разных уровнях обучения, от школы до вуза, для обучения

переводчиков [2; 3], развития среднего профессионального образования

[17], обучения речевому взаимодействию на русском языке иностран-

ных студентов [20; 22], обучения общему иностранному языку на раз-

ных этапах от начального до продвинутого [15], воспитания на уроках

иностранного языка [12; 19], улучшения профессиональной подготовки

учителей [14], подготовки выпускников к профессиям [23; 24], обуче-

ния профессиональной иноязычной коммуникации [9]. Однако уровень

магистратуры практически не представлен в современных исследова-

ниях. В этой связи обращение к теме совершенствования профессио-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нальных компетенций магистрантов средствами сценарного подхода

при обучении иностранному языку является крайне необходимым, т.к.

Теория и методика

профессионального

образования

ISSN _ 2500-297X

позволит студентам проецировать получаемые знания на конкретную

сферу их профессиональной деятельности [8], оттачивать коммуника-

тивные и поведенческие навыки, чтобы быть максимально подготовлен-

ными к возможным вызовам «неопределенного будущего» [2]. Высо-

кая скорость происходящих изменений во всех областях современной

жизни и невозможность точного прогнозирования будущего обусловли-

вают переход от планирования будущего к его сценированию [11; 12].

Цель статьи - уточнить понятие сценарного подхода к обучению

иностранному языку магистрантов, рассмотреть сущностные характе-

ристики понятия «сценарий», описать технологию обучения профес-

сиональному иностранному языку магистрантов экономического вуза

средствами исследуемого подхода.

Обзор литературы

В настоящее время сценарный подход достаточно широко представ-

лен в системе образования, однако не считается однозначно определен-

ным. Данное исследование сценического подхода к обучению маги-

странтов профессиональному иностранному языку характеризуется

интегративностью разноформатных научных знаний: лингвистических,

методических и профессиональных, отражающих различные направ-

ления магистратуры экономического вуза (прикладная информатика,

информационная безопасность, экономика, менеджмент). Для того

чтобы обосновать смысловое значение сценарного подхода к обучению

иностранному языку в магистратуре экономического вуза, необходимо

проанализировать категории «подход» и «сценарий в обучении ино-

странному языку в магистратуре экономического вуза», «профессио-

нальные компетенции» с позиций вышеперечисленных научных обла-

стей знаний.

1. Этимологически категория «подход» отражает способ, средст-

во достижения чего-либо или средство решения проблемы (https://

www.etymonlmexom/search?q=approach). Российская педагогическая

энциклопедия определяет подход как совокупность приемов, спосо-

бов в воздействии на кого-нибудь, в изучении чего-либо (https://rus-

pedagog-enc.slovaronline.com/). В методическом словаре Э.Г. Азимова,

А.Н. Щукина подход к обучению рассматривается как базисная катего-

рия методики, определяющая стратегию обучения языку и выбор мето-

да обучения [1].

В проводимом исследовании подход рассматривается как средст-

во решения проблемы, определяющее стратегию, методы и приемы

обучения.

Педагогика и психология образования. 2023. № 3

2. Что касается термина «сценарий», то его первоначальное зна-

чение - набросок сюжета драматического произведения, к которому

в ХХ в. добавляется значение воображаемая ситуация (https://www.

etymonlme.com/search?q=approach).

В 70-х гг. ХХ в. понятие «сценарий» находит свое применение в про-

фессиональной деятельности, где под сценариями понимается подроб-

ное описание предстоящих действий, детальный план мероприятий

(https://rus-pedagog-enc.slovaronline.com/). В исследовании А. Сонина

приводится пример использования сценариев в бизнесе компанией

Shell. Разработанные сценарии помогли данной компании подготовить-

ся к нефтяному кризису 1973 г., после чего многие другие компании

обратились к разработке долгосрочных сценариев [25].

А. Сонин уточняет возможности использования сценария в профес-

сиональной сфере, а именно в корпоративной практике, где сценарии

используют для подготовки долгосрочного финансового плана, для

выбора оптимальной стратегии компании, для рассмотрения различных

вариантов развития событий в будущем. Более того, сценарии помогают

структурировать информацию, упрощают коммуникацию между компа-

ниями. Недостатки использования сценариев в бизнесе включают: тру-

доемкость их разработки, ограниченный срок использования, потреб-

ность в постоянном обновлении [Там же].

О сценариях в сфере обучения заговорили в нашей стране не так давно

и, как отмечает И.С. Алексеева, в основном, «в двух ипостасях»: дидак-

тических сценариях и развитии сценарного мышления у учителя [2].

Дидактический сценарий рассматривается как алгоритм приемов

обучения; представляет реальную ситуацию профессионального вза-

имодействия, «срез профессиональной деятельности»; воспроизводит

в концентрированном виде атмосферу и ход реальной работы; описы-

вает конкретную модель поведения и действий собеседников; способст-

вует предвидению развития ситуации в будущем; обеспечивает профес-

сиональное становление [2; 9; 16].

Профессионально-дидактический сценарий предназначен для «погру-

жения» обучаемого с помощью профессионально направленной и дидак-

тической составляющих в процесс делового профессионального обще-

ния [18].

Важнейшими элементами такого сценария выступает проблема или

конфликт, требующие от участников ролевого общения находить пути

их разрешения. При этом разница в информации, которой обладают

собеседники, выступает провоцирующим фактором, усиливающим

конфликтную ситуацию и способствующим поиску оптимального

решения [1].

Теория и методика

профессионального

образования

ISSN _ 2500-297X

Содержание обучающих сценариев по иностранному языку включает

информацию как языкового, так и профессионально ориентированного

характера, а также межкультурного характера [16]. Знание особенно-

сти культуры собеседника и ее проявление в профессиональной беседе

позволяет «понять и признать специфику профессиональных установок

партнера, выявить возможности принятия взаимовыгодного решения»

[18, с. 205].

Совокупность знаний языковых, профессиональных и межкультур-

ных особенностей способствует формированию когнитивной базы ком-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

муникации.

В исследовании В.И. Шляхова, посвященном сценарию речевого

взаимодействия, подчеркивается амбивалентная структура сценария,

существующая в двух видах: в виде свернутых когнитивных моделей

речевого поведения, хранящихся в долговременной памяти, и в виде

вербальной реализации этих моделей собеседниками [20, c. 11]. В ходе

речевого взаимодействия, которое выступает связующим звеном

общения в рамках сценария, собеседники озвучивают роли и таким

образом развертывают свернутые модели речевого поведения, вер-

бализируют их. В исследовании также отмечается, что в ходе комму-

никации в рамках сценария происходит рекуррентность, т.е. воспро-

изводимость речевых единиц в речевых произведениях, в которых

вербализуются намерения собеседников уговорить партнера, убедить

или объяснить [20].

Компонентный состав сценария, по мнению ученого, включает

цепочки речевых актов; речевые стратегии говорящих, включающие

стратегию кооперации, сотрудничества, доминирования, отражающие

план речевого поведения в рамках сценария; тактики, представляющие

пошаговое решение задач общения [Там же].

Исследователи разрабатывают различные типологии сценариев:

- лингводидактические сценарии, включающие навыко-ориентирован-

ные, проблемо-ориентированные сценарии, этические, гипотетиче-

ские и игровые сценарии, отражающие формирование и развитие

грамматических и лексических навыков, профессионально-коммуни-

кативное взаимодействие, моделирующие профессионально-комму-

никативную деятельность [9];

- педагогические сценарии с использованием линейных мультимедий-

ных приложений, напоминающие книги; нелинейных мультимедий-

ных приложений, основанных на гипертексте; сценариев академиче-

ского руководства, структурирующих последовательность выполнения

задач; сценариев создания мультимедиа, включающих разработку сту-

дентами авторского мультимедийного приложения [19];

Педагогика и психология образования. 2023. № 3

- сценарии прогнозирования системы высшего профессионального

образования, среди которых: сценарий «проекция», включающий про-

ектирование будущего образования; сценарий «умения и навыки»,

ориентирующий на приобретение профессиональных навыков; сцена-

рий «обучение для всех» об обеспечении базового образования; сце-

нарий «информационные технологии», ориентированный на исполь-

зование современных средств обучения; сценарий «только обучение»

с акцентом на обучающий процесс [13].

Проведенный анализ представляет возможным определить сценарий

в обучении иностранному языку магистрантов экономического вуза как

профессиональную проблемную ситуацию, воспроизводящую атмосфе-

ру реальной работы, состоящей из последовательных коммуникатив-

ных шагов, в ходе которых вербализуются модели речевого поведения

собеседников, активизируются языковые, межкультурные и профессио-

нальные знания, развиваются иноязычные навыки и профессиональные

компетенции обучающихся.

В профессиональных компетенциях исследователи выделяют группу

базовых профессиональных компетенций, формируемых на основе зна-

ний, профессиональных умений и навыков, диагностируемых и фикси-

руемых в конкретных видах профессиональной деятельности [21]. Взяв

за основу данное определение, а также учитывая ФГОС ВО, представ-

ляется возможным в профессиональных компетенциях, формируемых

у магистрантов экономических вузов в процессе обучения иностран-

ному языку, выделить наиболее значимые знания - языковые, профес-

сиональные и межкультурные; и профессиональные умения и навыки,

включающие аналитические, проектные, информационные, коммуни-

кативные, языковые/речевые, межкультурные, профессионально-эконо-

мические, рефлексивные.

Сценарный подход в нашем исследовании рассматривается как сред-

ство, определяющее стратегию обучения, методы и приемы обучения

для решения проблем профессионального образования.

Исследователи отмечают гибкость сценарного подхода, в отличие

от традиционного, и его способность подстраиваться под изменение

внешней и внутренней среды [16].

И.С. Алексеева выделяет две составляющие сценарного подхода:

симулятивное воспроизведение профессиональной деятельности; созда-

ние на занятиях «густой» профессиональной среды, формирующей про-

фессиональное мышление и профессиональную солидарность [2].

В настоящее время сценарный подход также рассматривается как

средство повышения качества обучения учащихся и студентов [15],

поскольку позволяет следующее:

Теория и методика

профессионального

образования

ISSN _ 2500-297X

- мотивировать студентов [15; 16];

- интегрировать теоретические знания в практику профессиональной

деятельности путем включения обучающихся в сценарий [9];

- учитывать все многообразие параметров профессионального взаимо-

действия [20];

- моделировать ситуации, позволяющие прояснить и столкнуть разные

позиции, за которыми стоят различные стратегии и интересы участ-

ников [16];

- научить студентов планировать речевое поведение, понимать ком-

муникативные цели, речевые стратегии и тактики собеседников [20];

- организовать диалогический обмен мнениями о возможных путях

решения обсуждаемой проблемы [22];

- соединять усилия студентов для выработки совместного решения

[Там же];

- формировать компетенции коммуникативного сотрудничества с парт-

нером, добиваться взаимопонимания, находить общее во взглядах

и мнениях [20].

Проведенный теоретический анализ сценарного подхода и его состав-

ляющих категорий указывает на необходимость формировать профес-

сиональные компетенции магистрантов средствами профессионально-

обучающих сценариев. В качестве основы для разработки серии сцена-

риев должны выступать проблемы и события, с которыми профессио-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нальные структуры сталкиваются или могут столкнуться в ходе профес-

сиональной деятельности.

Ввиду многочисленности направлений магистратуры в экономиче-

ском вузе, необходимо разрабатывать сценарии, опираясь на профессио-

нальные функции конкретного направления. Примерами профессио-

нально-обучающих сценариев направления экономика могут выступать:

- исследовательские сценарии, анализирующие влияние внешних

и внутренних факторов и тенденций, включающих развитие рынка,

цен, спроса, конкуренции;

- сценарии достижения ключевых показателей бизнеса: доходы и рас-

ходы, чистая прибыль, объем производства;

- сценарии работы с персоналом: привлечение, тренинг, обеспечение;

- сценарии маркетинга: рекламные каналы для продаж;

- сценарии использования искусственного интеллекта и современных

технологий.

Сценарии должны быть реалистичны, ограничены по времени, содер-

жать проблему, полное описание бизнеса, цели, участников.

Перечисленные выше сценарии способствуют формированию знаний

(языковых, профессиональных и межкультурных), а также формированию

профессиональных умений и навыков, включающих аналитические

умения (способность осуществлять критический анализ проблемных

ситуаций), проектные умения (способность разработать и управлять

проектом), информационные умения (способность использовать воз-

можности современных информационных технологий в решении про-

фессиональных задач), коммуникативные умения (способность эффек-

тивно общаться с собеседником, понимать его коммуникативные цели/

намерения, убеждать собеседника, опираясь на факты, пойти на компро-

мисс, способность работать в команде), языковые/речевые умения (спо-

собность использовать иностранный язык, чтобы убедить, объяснить,

способность использовать речевые акты, речевые стратегии и речевые

тактики в профессиональном общении), межкультурные умения (спо-

собность осуществлять межкультурное взаимодействие, способность

понимать речевое поведение представителя другой культуры), профес-

сионально-экономические умения (способность применять знания эко-

номической науки, способность принимать экономически и финансово

обоснованные решения), рефлексивные умения (способность осозна-

вать и оценивать собственную деятельность, способность воспринимать

обратную информацию).

Технология формирования

профессиональных компетенций магистрантов

средствами сценарного подхода

в процессе обучения иностранному языку

Технология формирования у магистрантов профессиональных компе-

тенций средствами сценарного подхода на занятиях иностранного языка

включает совокупность последовательных этапов: подготовки, знаком-

ства с типами сценариев, знакомства с профессионально-обучающим

сценарием, реализации сценария и рефлексии.

Этап подготовки нацелен на подготовку студентов к продуктивно-

му общению с собеседниками в ходе реализации сценария. Для этого

отрабатываются в ходе выполнения упражнений и заданий лексическо-

грамматические навыки и умения студентов, включающие профессио-

нальную лексику и необходимую грамматику.

Далее рассматриваются речевые акты на английском языке, вклю-

чающие акты приветствия, просьбы, извинения, совета, жалобы, при-

глашения, отказа. Анализируется структура каждого речевого акта,

его лингвистические характеристики, культурные особенности, прово-

дится сравнение рассматриваемого речевого акта в английском и рус-

ском языках, анализируются допускаемые ошибки российских студен-

тов, приводящие к непониманию и возможному нарушению

Теория и методика

профессионального

образования

ISSN _ 2500-297X

Исследователи отмечают, что такой вид работы оказывается наиболее

продуктивным [7].

Этап знакомства с типами сценариев, которые могут включать

базовый тип, оптимистический тип и пессимистический тип. Студенты

обсуждают факторы, способные повлиять на бизнес, ранжируют факто-

ры по степени влияния/значимости. Обсуждают, как может развивать-

ся ситуация в разных случаях. Разрабатывают план действий в случае

наступления различных сценариев.

Этап знакомства с профессионально-обучающим сценарием. На этом

этапе студенты читают сценарий, знакомятся со своими ролями.

Этап реализации сценария. В группах проходит встреча и обсужде-

ние темы.

На этапе рефлексии студенты рассказывают, к каким результатам

они пришли в ходе обсуждения.

Наша работа над сценарием носила индивидуальный, парный и груп-

повой характер. Преподаватель выступал в роли фасилитатора и кон-

сультанта.

Обучение иностранному языку магистрантов средствами сценарного

подхода опирается на следующие принципы: профессионализации, про-

блемного обучения и коммуникативно-деятельностной направленности.

Принцип профессионализации воссоздает в обучающем процессе

условия будущей профессиональной деятельности, включающие орга-

низацию делового общения на иностранном языке, диалоговое взаи-

модействие собеседников, способствующее свободному выражению

мыслей и эмоций в процессе общения [21].

Принцип проблемного обучения заключается в том, что проблемные

ситуации способствуют возникновению интеллектуального затруд-

нения в процессе обучения, рассогласования между знаниями и уме-

ниями, которыми владеет обучающийся, и теми, которые нужны для

решения задачи. Все это приводит к активному овладению личностью

приемами и способами, характерными для творческой деятельности,

обучающиеся становятся активными участниками образовательного

процесса. В этой связи обучение иноязычному языку магистрантов

с использованием сценариев, которые всегда содержат проблему или

конфликт, способствует видению альтернативного решения и комби-

нирует ранее усвоенные способы деятельности применительно к воз-

никшей проблеме [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принцип коммуникативно-деятельностной направленности при фор-

мировании профессиональных компетенций у магистрантов в ходе

изучения иностранного языка средствами сценарного подхода способ-

ствует вовлечению студентов в устную и письменную коммуникацию.

Деятельностный характер обучения выражается во внешней и внутрен-

ней (умственной) активности студентов. Коммуникативно-деятельност-

ному характеру обучения способствует использование индивидуальных,

групповых и коллективных форм обучения, направленных на овладение

стратегией взаимодействия с иноязычным собеседником. Этот принцип

направлен на развитие познавательных процессов студентов, их комму-

никативных и деятельностных характеристик [5].

Разработанные профессионально-обучающие сценарии легко интег-

рируются в основную программу по иностранному языку для маги-

стратуры всех направлений, обогащают занятия, внося в них больше

речевой практики профессионального языка и возможность совершен-

ствовать профессиональные компетенции.

Заключение

Проведенное исследование демонстрирует, что использование сце-

нарного подхода в обучении иностранному языку является хорошим

стимулом для формирования у магистрантов профессиональных ком-

петенций в ходе обсуждения профессиональных проблемных ситуаций.

Использование сценарного подхода имеет ряд преимуществ по сравне-

нию с традиционным подходом, способствует интеграции языковых,

речевых и профессиональных знаний и умений, имеет практико-ори-

ентированную направленность. В научных исследованиях сценарный

подход рассматривается как средство повышения качества обучения

студентов иностранному языку и профессиональным компетенциям.

Для целенаправленного формирования профессиональных компетен-

ций на занятиях по иностранному языку разработаны профессионально-

обучающие сценарии, предлагается технология поэтапного формирова-

ния профессиональных компетенций, включающая этапы: подготовки,

знакомства с типами сценариев (базовым, оптимистическим и песси-

мистическим), знакомства с профессионально-обучающим сценарием,

реализации сценария и рефлексии.

Библиографический список / References

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и поня-

тий (теория и практика обучения языкам). М., 2009. [Azimov E.G.,

Shchukin A.N. Novyy slovar metodicheskikh terminov i ponyatiy (teoriya

i praktika obucheniya yazykam) [New dictionary of methodological terms and

concepts (theory and practice of language teaching)]. Moscow, 2009.]

2. Алексеева И.С., Антонова А.М. Структура динамической образовательной

среды матричного типа (на примере Санкт-Петербургской высшей школы

Теория и методика

профессионального

образования

ISSN _ 2500-297X

перевода при РГПУ им. А.И. Герцена) // Вестник Новосибирского государ-

ственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуника-

ция. 2021. Т. 19. № 4. С. 103-116. DOI: 10.25205/1818-7935-2021-19-4-103-116.

[Alekseeva I.S., Antonova A.M. The structure of a dynamic educational

environment of a matrix type (using the example of the St. Petersburg Higher

School of Translation at the Herzen University). NSU Vestnik. Series: Linguistics

and Intercultural Communication. 2021. Vol. 19. No. 4. Pp. 103-11. DOI:

10.25205/1818-7935-2021-19-4-103-116 (In Rus.)]

3. Алексеева И.С. Сценарный подход в подготовке устных переводчиков:

учебные конференции // Вопросы методики преподавания в вузе: Ежегод-

ный сборник. 2020. Т. 9. № 33. С. 12-26. DOI: 10.18720/HUM/ISSN2227-

8591.33.01. [Alekseeva I.S. Scenario-based approach to interpreter training:

Training conferences. Teaching methodology in higher education: Annual

collection. 2020. Vol. 9. No. 33. Pp. 12-26. DOI: 10.18720/HUM/ISSN2227-

8591.33.01 (In Rus.)]

4. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.

Казань, 2000. [Andreev V.I. Pedagogika: Uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo

samorazvitiya [Pedagogy: Training course for creative self-development].

Kazan, 2000.]

5. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингво-

дидактика и методика. М., 2004. [Galskova N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya

inostrannym yazykam: Lingvodidaktika i metodika [Theory of teaching foreign

languages: Linguodidactics and methodology]. Moscow, 2004.]

6. Дроботенко Ю.Б., Макарова Н.С. Современные подходы к исследова-

нию образования в постнеклассической перспективе // Философия обра-

зования. 2010. № 4. С. 22-29. [Drobotenko Yu.B., Makarova N.S. Modern

approaches to education research in a post-non-classical perspective. Philosophy

of Education. 2010. No. 4. Pp. 22-29. (In Rus.)]

7. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб., 2005.

[Elizarova G.V. Kultura i obuchenie inostrannym yazykam [Culture and foreign

language teaching]. St. Petersburg, 2005.]

8. Зимняя И.А. Стратегия воспитания: возможность и реальность // Знание.

Понимание. Умение. 2006. № 1. С. 67-74. [Zimnyaya I.A. Education strategy:

possibility and reality. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2006. No. 1. Pp. 67-74.

(In Rus.)]

9. Кац Н.Г. Типология дидактических средств сценарно-фреймового под-

хода к обучению профессиональной иноязычной коммуникации // Пись-

ма в Эмиссия. Оффлайн. 2022. № 3. ART 3052. URL: http://emissia.org/

offline/2022/3052.htm (дата обращения: 22.11.2022). [Kats N.G. Typology

of didactic means of the scenario-frame approach to teaching professional

foreign language communication. The Emissia. Offline Letters. 2022. No. 3.

ART 3052. URL: http://emissia.org/offline/2022/3052.htm (In Rus.)]

10. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 2007. [Leontev A.A.

Yazyk, rech, rechevaya deyatelnost [Language, speech, speech activity].

Moscow, 2007.]

11. Мазниченко М.А., Молчанюк К.Н. Воспитание на уроках иностранно-

го языка: перспективно-сценарный подход // Наука и школа. 2020. № 1.

С. 143-155. DOI: 10.31862/1819-463X-2020-2-143-155 [Maznichenko M.A.,

Molchanyuk K.N. Education in foreign language lessons: A perspective-

scenario approach. Science and School. 2020. No. 1. Pp. 143-155. DOI:

10.31862/1819-463X-2020-2-143-155 (In Rus.)]

12. Молчанюк К.Н. Перспективно-сценарный метод подготовки старшекласс-

ников к жизненному выбору: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2023.

[Molchanyuk K.N. Perspektivno-scenarnyj metod podgotovki starsheklassnikov

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

k zhiznennomu vyboru [Perspective-scenario method of preparing high school

students for life choices]. PhD thesis. Moscow, 2023.]

13. Наумов В.Н., Ульзетуева Д.Д. Сценарный подход к прогнозиро-

ванию системы высшего профессионального образования для учеб-

ных заведений, осуществляющих подготовку государственных слу-

жащих // Управленческое консультирование. Актуальные пробле-

мы государственного и муниципального управления. 2011. № 2 (42).

С. 18-33. [Naumov V.N., Ulzetueva D.D. Scenario approach to forecasting

the system of higher professional education for educational institutions

training civil servants. Upravlencheskoe konsultirovanie. Aktualnye problemy

gosudarstvennogo i munitsipalnogo upravleniya. 2011. № 2 (42). Pp. 18 - 33.

(In Rus.)]

14. Роботова А.С. Ресурсы улучшения профессиональной подготовки учителя

(статья вторая) // Вестник Герценовского университета. 2010. № 11 (85).

С. 37-44. [Robotova A. S. Resources for improving teacher training (article

two). Vestnik Gercenovskogo universiteta. 2010. № 11 (85). Pp. 37-44.

(In Rus.)]

15. Слэй Н. Сценарий как средство обучения иностранному языку // Cross-

Cultural Studies: Education and Science (CCS&ES). 2018. № 3. С. 177-182.

[Slej N. Scenario as a means of teaching a foreign language. Cross-Cultural

Studies: Education and Science (CCS&ES). 2018. № 3. C. 177-182.

(In Rus.)]

16. Стебихова С.П. Дидактический сценарий как средство обучения ино-

странному языку // Система методических ресурсов процесса развития

методологический культуры учащихся: Сборник научных и научно-мето-

дических статей. Могилев, 2019. С. 111-114. [Stebihova S.P. Didakticheskij

scenarij kak sredstvo obucheniya inostrannomu yazyku. Sistema metodicheskikh

resursov protsessa razvitiya metodologicheskij kultury uchashchikhsya.

Mogilev, 2019. Pp. 111-114. (In Rus.)]

17. Структура и параметры сценариев развития среднего профессиональ-

ного образования в Российской Федерации до 2035 года / Блинов В.И.,

Сергеев И.С., Сатдыков А.И. и др. М., 2020. [Blinov V.I., Sergeev I.S.,

Satdykov A.I. et al. Struktura i parametry stsenariev razvitiya srednego

professionalnogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii do 2035 goda [Structure

and parameters of scenarios for the development of secondary vocational

education in the Russian Federation until 2035]. Moscow, 2020.]

18. Тарев Б.В. Учебник по деловому английскому языку как средство фор-

мирования межкультурной профессиональной компетенции // Вестник

Бурятского государственного университета. 2010. № 15. С. 244-249.

[Tarev B.V. A textbook on business English as a means of developing

intercultural professional competence. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo

universiteta. 2010. No. 15. Pp. 244-249. (In Rus.)]

Теория и методика

профессионального

образования

Теория и методика

профессионального

образования

I ______________________________________________________________________________

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2023. No. 3

19. Числова А.С. Педагогический сценарий как усиление обучающего и вос-

питывающего эффекта мультимедийных программ // Образовательные

технологии и общество. 2008. Т. 11. № 2. С. 439-451. [Chislova A.S.

Pedagogical scenario - how to enhance the teaching and educational effect

of multimedia programs. Educational Technologies and Society. 2008. Vol. 11.

No. 2. Pp. 439-451. (In Rus.)]

20. Шляхов В.И. Сценарии русского речевого взаимодействия в теории

и практике преподавания русского языка иностранцам: Автореф. дис. ...

канд. пед. наук. М., 2009. [Shlyahov V.I. Scenarii russkogo rechevogo

vzaimodejstviya v teorii i praktike prepodavaniya russkogo yazyka inostrancam

[Scenarios of Russian speech interaction in the theory and practice of teaching

Russian to foreigners]. PhD thesis. Moscow, 2009.]

21. Юрова О.А. Проблема профессионализации обучения специальности

«Иностранные языка» в педагогическом вузе // Вестник Таганрогско-

го института имени А.П. Чехова. 2010. № 2с. С. 148-153. [Yurova O.A.

The problem of professionalization of teaching the specialty “Foreign

languages” at a pedagogical university. Vestnik Taganrogskogo instituta

imeni A.P. Chekhova. 2010. No. 2c. Pp. 148-153. (In Rus.)]

22. Ян Синьюй. Сценарный подход как новая технология обучения ино-

странных студентов русскому языку делового общения // Педагогический

журнал Башкортостана. 2019. № 5 (84). С. 135-140. [Yan Sinyuj. Scenario

approach as a new technology for teaching foreign students the Russian

language of business communication. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana.

2019. No. 5 (84). Pp. 135-140. (In Rus.)]

23. Errington E. P. Mission possible: Using near-world scenarios to prepare

graduates for the professions. International Journal of Teaching and Learning

in Higher Education. 2011. Vol. 23 (1). Pp. 84-91.

24. Lindgren M., Bandhold H. Scenario Planning: The link between future and

strategy. London, 2003.

25. Sonin A.A. Current problems of using scenario analysis in strategic financial

planning practice // XXXVI Международные Плехановские чтения: Сбор-

ник трудов конференции. М., 2023. С. 160-165. [Sonin A.A. Current

problems of using scenario analysis in strategic financial planning practice.

Mezhdunarodnye Plekhanovskie chteniya. Moscow, 2023. Pp. 160-165.]

Статья поступила в редакцию 08.04.2023, принята к публикации 11.06.2023

The article was received on 08.04.2023, accepted for publication 11.06.2023

Сведения об авторе / About the author

Чекун Ольга Алексеевна - кандидат педагогических наук, доцент; доцент

кафедры иностранных языков № 2, Российский экономический университет

имени Г.В. Плеханова, г. Москва

Olga A. Chekun - PhD in Pedagogy; Associate Professor at the Department

of Foreign Languages № 2, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

E-mail: checkun@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.