Научная статья на тему 'Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя иностранного языка: соответствуют ли цели ожиданиям?'

Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя иностранного языка: соответствуют ли цели ожиданиям? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Rhema. Рема
Область наук
Ключевые слова
профессионально-педагогическая подготовка учителей иностранного языка / требования к образовательным результатам / языковое образование онлайн / цифровая грамотность / professional and pedagogical training of teachers of foreign languages / requirements for educational results / online language education / digital literacy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Виктория Анатольевна

В основу статьи положен тезис о расширении функциональных позиций современного учителя иностранного языка с учетом интеграции в образование цифровых инструментов. В статье обобщаются результаты теоретического исследования, направленного на выявление и анализ существующих дефицитов в рамках нормативного целеполагания профессионально-педагогической подготовки в России. На примере профиля «Иностранный язык (английский)» было рассмотрено наполнение уровневой системы таких требований с позиции основных участников: нормативных документов (ФГОС, Профессиональный стандарт) и Профессиограммы учителя иностранного языка, с одной стороны, и ожиданий работодателей в области языковой педагогической деятельности в сфере онлайн-образования – с другой. Учитывая интеграцию цифровых инструментов в практику педагогической деятельности, проведенный анализ позволяет выявить факт опережения требований образовательно-педагогической системы относительно официально декларируемых целей и содержания профессионально-педагогической подготовки современных учителей иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончарова Виктория Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional and pedagogical training of teachers of foreign languages: Do the goals meet the expectations?

The author highlights the rationale of expanding the functional positions of a modern foreign language teacher, considering the integration of digital tools into education. The article summarizes the results of a theoretical study aimed to identify and analyze existing deficits within the framework of normative goal-setting of professional pedagogical training in Russia. Exemplified in the area of the English language, the filling of the level system of such requirements was considered from the position of the main participants: regulatory documents (Russian Federal Standards of Education, Professional Standard) in line with Professional requirements for teachers of foreign languages and employers’ expectations in the field of online language education. Considering digitalization of teaching, the analysis makes it possible to identify the fact that the requirements of the educational and pedagogical system are ahead of the officially declared goals and content of professional and pedagogical training of modern teachers of foreign languages.

Текст научной работы на тему «Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя иностранного языка: соответствуют ли цели ожиданиям?»

Методика

УДК 372.881.1+378.1

DOI: 10.31862/2500-2953-2023-3-65-79

В.А. Гончарова

Московский городской педагогический университет, 105064 г. Москва, Российская Федерация

Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя иностранного языка: соответствуют ли цели ожиданиям?

В основу статьи положен тезис о расширении функциональных позиций современного учителя иностранного языка с учетом интеграции в образование цифровых инструментов. В статье обобщаются результаты теоретического исследования, направленного на выявление и анализ существующих дефицитов в рамках нормативного целеполагания профессионально-педагогической подготовки в России. На примере профиля «Иностранный язык (английский)» было рассмотрено наполнение уровне-вой системы таких требований с позиции основных участников: нормативных документов (ФГОС, Профессиональный стандарт) и Профессиограммы учителя иностранного языка, с одной стороны, и ожиданий работодателей в области языковой педагогической деятельности в сфере онлайн-образо-вания - с другой. Учитывая интеграцию цифровых инструментов в практику педагогической деятельности, проведенный анализ позволяет выявить факт опережения требований образовательно-педагогической системы относительно официально декларируемых целей и содержания профессионально-педагогической подготовки современных учителей иностранного языка.

© Гончарова В.А., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Ключевые слова: профессионально-педагогическая подготовка учителей иностранного языка, требования к образовательным результатам, языковое образование онлайн, цифровая грамотность

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Гончарова В.А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя иностранного языка: соответствуют ли цели ожиданиям?// Рема. Rhema. 2023. № 3. С.65-79. DOI: 10.31862/25002953-2023-3-65-79

DOI: 10.31862/2500-2953-2023-3-65-79

V. Goncharova

Moscow City Pedagogical University, Moscow, 105064, Russian Federation

Professional and pedagogical training of teachers of foreign languages: Do the goals meet the expectations?

The author highlights the rationale of expanding the functional positions of a modern foreign language teacher, considering the integration of digital tools into education. The article summarizes the results of a theoretical study aimed to identify and analyze existing deficits within the framework of normative goal-setting of professional pedagogical training in Russia. Exemplified in the area of the English language, the filling of the level system of such requirements was considered from the position of the main participants: regulatory documents (Russian Federal Standards of Education, Professional Standard) in line with Professional requirements for teachers of foreign languages and employers' expectations in the field of online language education. Considering digitalization of teaching, the analysis makes it possible to identify the fact that the requirements of the educational and pedagogical system are ahead of the officially declared goals and content of professional | and pedagogical training of modern teachers of foreign languages. o Key words: professional and pedagogical training of teachers of foreign ^ languages, requirements for educational results, online language education,

1 digital literacy

FOR CITATION: Goncharova V. Professional and pedagogical training of teachers of foreign languages: Do the goals meet the expectations? Rhema. 2023. No. 3. Pp. 65-79. DOI: 10.31862/2500-2953-2023-3-65-79

Введение

Языковое педагогическое образование в настоящее время находится в процессе содержательной и технологической трансформации. «Отечественная методическая наука всегда рассматривала проблему профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка как одну из приоритетных» [Ариян, 2018, с. 42]. В современном пространстве геополитических изменений и связанных с этих особенностей межкультурного взаимодействия теория и практика лингводидактики, несомненно, становятся предметом очередного переосмысления. «Изменения и технические инновации, их влияние на развитие мышления, потребностей, социальных умений и жизнедеятельностной среды в целом, создают новые требования к образованию ближайшего будущего» [Госпо-дарик, 2020, с. 6]. Поскольку позиция учителя предполагает, в первую очередь, ретрансляцию социального опыта мышления и деятельности (что, собственно, и составляет историко-социальную мерность культуры), цели профессионально-педагогической подготовки особенно тесно увязаны с социальным заказом на образование.

Так, обобщая некоторые векторы развития общества, обусловливающие социальный заказ и, соответственно, постановку целей педагогического лингвообразования, можно наблюдать некоторые противоречивые тенденции. С одной стороны, утверждается идея интернационализации языкового образования в России, ориентированного на «персонификацию обучения, "диалог культур", непрерывное личностно-профес-сиональное развитие субъектов поликультурной и многоязычной образовательной среды» [Гаврилюк, 2021, с. 98]. С другой стороны, такое глобальное образование осмысляется, прежде всего, с позиции образования личности в рамках конкретной (родной) национальной культуры и выработки «способов противостоять агрессивным проявлениям шовинизма, расизма, национализма и этноцентризма» [Тарева, Мамето-ва, 2020, с. 30]. В рамках другого направления предметность языковой подготовки и вовсе уходит на второй план, уступая место метапред-метности. Уточняется реестр средств языкового образования с учетом Ц возможности технологизировать учебный процесс, придать ему «инно- о вационность», что предполагает запрос на соответствующие качества личности образующегося.

В этом смысле показателен анализ государственной программы РФ «Развитие образования» на 2019-2025 гг.1 В частности, согласно Федеральному проекту «Цифровая образовательная среда» предполагается «создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней...»2. В свою очередь, Федеральный проект «Современная школа» предполагает «вхождение Российской Федерации к 2024 году в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования посредством обновления содержания и технологий преподавания общеобразовательных программ.»3. Согласно Ведомственной целевой программе «Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования» планируется «обеспечение условий для обновления российского общего образования, соответствующего основным требованиям современного инновационного, социально-ориентированного развития Российской Федерации.»4. Соответственно, в области языкового образования циф-ровизация становится предметом широкого обсуждения [Данилова, 2021; Дмитренко, 2022].

С другой стороны, в ходе развития цифровизации образования декларируется ориентир образовательных результатов на способности выпускников (участников образовательных отношений) к проектированию, работе с изменениями. Целевым становится так называемое «мышление будущим» (futures-грамотность, форсайт-грамотность) как способность к системной работе (продюсированию) с вариантами будущего в ситуации неопределенности (она же - ситуация выбора) [Желтикова, 2020; Рочняк, 2022]. «Специфика современного форсайт-исследования определяется требованиями обоснованности и согласованности различных групп интересов для разработки возможных, вероятных, предпочтительных версий и сценариев будущего (Possible, Probable and Preffered Futures)» [Якубовская, 2018, с. 47].

Как следствие, расширяется позиционный функционал учителя за счет интеграции (уже на обязательной основе) цифровой грамотности и futures-грамотности в цели и содержание образования. В этом контексте языковое образование осмысляется как широкое социальное явление, призванное обеспечить не только коммуникативную грамотность

1 URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 11.01.2023).

2 URL: http://government.ru/projects/selection/643 (дата обращения: 11.01.2023).

3 URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/school/ (дата обращения: 11.01.2023).

4 URL: https://docs.edu.gov.ru/document/37e81dc80bd4216301dcf3c66d31b5f3/download/1493/ (дата обращения: 11.01.2023)

и межкультурную социализацию, но и решать вопросы, связанные с поиском и проектированием личностной идентичности субъекта образования и общества [Гончарова, 2021].

Постановка цели

Социальный заказ на языковое педагогическое образование (в совокупности конкретных социальных условий, предложений работодателей и ожиданий обучающихся) формирует определенный компетент-ностный портрет выпускника - учителя ближайшего будущего. Однако насколько таким ожиданиям удовлетворяют требования к результатам профессионально-педагогической подготовки учителей иностранного языка с точки зрения нормативно-правовых документов? Насколько учтены стратегические приоритеты образования (цифровая и форсайт-грамотность) в постановке целей подготовки учителей? Целью данной статьи является попытка ответить на данный вопрос в ходе сопоставительного анализа целей педагогического образования (на примере профиля «Английский язык») с позиции нормативно-правовых документов и конкретных задач и характеристик, налагаемых на результаты языкового педагогического образования работодателями в области приоритетного в настоящий момент онлайн-образования.

Методология

Соответственно, в ходе анализа и обобщения результатов проведенного теоретического исследования сопоставлены, с одной стороны, требования нормативных документов и характеристики учителя иностранного языка, заложенные в Профессиограмме, с другой стороны, современная линейка предложений трудоустройства в области педагогического (англоязычного) образования. В частности, поставлены и решены три задачи исследования. Во-первых, рассмотрены и соотнесены нормативные требования к результатам высшего образования на примере направления «Педагогическое образование» для профиля «Иностранный язык» для уровней бакалавриата и магистратуры. Нормативная база включает: Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (для бакалавриата по направлению 44.03.01, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г., № 121; для магистратуры по направлению 44.04.01, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 22 февраля х 2018 г., № 126), Профессиональный стандарт «Педагогическая дея- ¡5 тельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, сред- ^ нем общем образовании (воспитатель, учитель)» (утвержден приказом

Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г., № 544н), Профессиограмма учителя иностранного языка - документ, устанавливающий основные функции педагогической деятельности учителя в предметной области «Иностранный язык», а также «требования к знаниям, навыкам, умениям и личностным качествам учителя, необходимым для осуществления этих функций с учетом специфики учебного предмета» [Бердичевский, Тарева, Языкова, 2021, с. 6]. Во-вторых, проведен анализ требований к результатам профессионально-педагогической подготовки учителей иностранного языка (английского) с точки зрения работодателей (в сегменте онлайн-образования). В-третьих, в результате сопоставительного анализа определены дефициты профессионально-педагогической подготовки учителей иностранного языка.

Результаты

Требования к результатам профессионально-педагогической подготовки учителей иностранного языка с точки зрения нормативно-правовых документов

В рамках первой задачи исследования проведенный анализ представленных требований нормативных документов позволяет обобщить семь кластерных целевых блоков компетенций учителя иностранных языков: системное и критическое мышление (44.03.01: УК-1, ОПК-2; 44.04.01: УК-2, ОПК-2,3), проектная деятельность (44.03.01: УК-2, ОПК-2; 44.04.01: УК-2, ОПК-2,3), способность к коллабора-ции и командной работе, лидерские качества (44.03.01: УК-3, ОПК-7 44.04.01: УК-3, ОПК-7), коммуникация (44.03.01: УК-4, ОПК-3,7 44.04.01: УК-4, ОПК-7), межкультурное взаимодействие (44.03.01 УК-5, ОПК-4; 44.04.01: УК-5, ОПК-4), самоорганизация и саморазвитие (44.03.01: УК-6, ОПК-6,8; 44.04.01: УК-6, ОПК-5,8), безопасность жизнедеятельности (44.03.01: УК-8). Так, каждый из блоков, в целом, моделирует определенное качество, значимое для личностного и профессионального развития выпускника. Данные качества соотносятся с профессионально-методической компетенцией учителя иностранного языка в составе гностической, коррекционно-гностической, рефлексивно-гностической, проектировочной, конструктивно-технологической, х информационно-технологической, коммуникативно-организаторской, ¡5 коммуникативно-обучающей компетенций, а также гностических иссле-2 довательских умений в научно-методической и исследовательской сфе-

1рах деятельности [Бердичевский, Тарева, Языкова, 2021].

Значимыми результатами профессионально-педагогической подготовки учителя иностранного языка в этой системе можно полагать, способность обучать в целом, преимущественно, с позиций алгоритмизированной профессиональной деятельности, т.е. репродуцировать полученные предметные и процедурные профессиональные знания. Кроме того (в меньшей степени), учитель должен уметь определять дефициты контекста собственной профессиональной деятельности и среды, переводить их в задачи и достигать их решения в ходе проект-но-исследовательской деятельности, с учетом построения системных общественных связей, интеракции и сотрудничества, в том числе -в межкультурном профессионально-коммуникативном контексте, строить на этой основе собственные маршруты развития, адаптируясь к условиям жизни.

При этом остается неясным, насколько учитываются тенденции развития языкового образования в плане внедрения цифровой лингводи-дактики, межкультурного подхода к обучению иностранным языкам. В этом смысле, опираясь на кластерные целевые блоки образовательных результатов, можно сделать вывод о том, что образовательные результаты нормативных документов для педагогического образования находят отражение в специальных предметных компетенциях в области обучения иностранным языкам.

Требования к результатам профессионально-педагогической подготовки учителей иностранного языка с точки зрения работодателей

Результаты аналитического обзора требований работодателей к характеру образовательных результатов выпускников языковых педагогических вузов на материале некоторых вакансий, актуальных на декабрь 2022 г. в Москве, свидетельствуют о расширенном толковании со стороны работодателей тех образовательных результатов, которые заявлены во ФГОС. В частности, расширение происходит в рамках приоритетного на текущий момент онлайн-образования в языковой педагогической сфере.

Так, к примеру, в число соответствующих квалификации вакантных должностей входят следующие: продюсер образовательных программ, Project manager, методолог-архитектор учебной программы, сценарист-методист, педагогический дизайнер (e-learning), методист обра- i

~ с!

зовательных проектов, сценарист курсов, методолог онлайн-курсов, ° методолог-сценарист школьного курса (...), учитель английского языка ^ в онлайн-школе, преподаватель видеоуроков по курсу (...), куратор

о

учебного отдела, редактор учебного контента по курсу (...), разработчик образовательных программ. Данные вакансии заявлены крупными участниками современного онлайн-лингвообразования: Центр онлайн-обучения «Нетология-групп», Polycent, Центр разработки мультимедийных материалов, «Профилум», ННИ ДПО, «Облачные Образовательные Технологии», Future MBA, Первая народная школа, домашняя школа «Интернет-урок», ЯКласс и др. Данные платформы входят в Топ-20 популярных образовательных платформ по версии BrandAnalytics5 и являются ведущими в современном языковом сегменте онлайн-обра-зования (и массового образования вообще).

Основные дескрипторы профессиональной компетенции с позиции ожиданий работодателей в этом сегменте предполагают (на примере профиля «Английский язык») следующие способности:

- проектировать образовательные онлайн-курсы и разрабатывать учебно-дидактические материалы к курсу английского языка (проверочные и обучающие задания), в том числе, принципиально новые;

- выстраивать цикл продюсирования учебного/образовательного продукта в предметной области «Иностранный язык»: мониторинг спроса и анализ дефицитов, поиск/отбор идеи/продукта, организация проектирования, продвижение, внедрение, коммерциализация, аналитика пост-истории;

- продюсировать цикл методического проектирования образовательной программы в предметной области «Иностранный язык»: осуществлять целеполагание, координировать и корректировать подготовку содержания, организовывать экспертную оценку полученных результатов;

- моделировать и выстраивать профессиональную коммуникативно-творческую среду взаимоотношений стейкхолдеров: экспертов, заказчиков-потребителей учебного продукта, работодателей и др. («комьюнити»);

- проектировать образовательную программу в предметной области «Иностранный язык» в сотрудничестве со стейкхолдерами: заказчиками, потребителями, экспертами, исполнителями;

- организовывать и проводить аналитику образовательного рынка в выбранной области и создавать карту экосистемы будущих курсов английского языка;

- создавать онлайн-дизайн учебного курса (анимация, изображения, интерактивы, механика) в соответствии со спецификой рыночного спроса;

5 URL: https://br-analytics.ru/blog/top-20-education-2021-2022/ (дата обращения: 11.01.2023).

- выявлять потребности и идеи заказчиков учебных курсов иностранного языка в ходе специально организованных мероприятий (например, брейнсторм-сессия);

- проектировать методическую рамку учебных продуктов в предметной области «Иностранный язык» в сотрудничестве со стейкхолдерами: заказчиками (школой), потребителями, экспертами, исполнителями;

- проектировать и разрабатывать компоненты учебного курса в предметной области «Иностранный язык» (в том числе, инновационные): классно-урочные планы, методические материалы для учителей, для тьюторов, методические материалы (диагностирующие, контрольные и обучающие) для решения конкретной задачи обучения (например, для развития «мягких» умений), а также с позиций геймификации и игровых технологий;

- проводить аналитику существующих учебных курсов и программ в предметной области «Иностранный язык» с точки зрения возможной их трансформации; проводить аналитику существующих учебных курсов и их наполнения с точки зрения возможного их развития/ бенчмаркинга;

- проектировать образовательные траектории студентов/школьников в зависимости от потребностей и исходя из специфики образовательной программы;

- проводить аналитику и диагностику разрабатываемых учебных материалов в предметной области «Иностранный язык» на предмет согласованности со ФГОС.

Так, анализ показывает, что в качестве ключевого приоритета методической подготовки учителей иностранного языка можно назвать способность трансформировать и перевоплощать нормативно организованный учебный процесс в режим дистанционного цифрового формата. При этом такой формат обретает инновационный характер, позволяющий повысить эффективность учебного процесса. Кроме того, приоритетным представляется отбор, создание и использование таких приемов и технологий в учебном процессе, которые позволили бы расширить его до контекста целостной образовательной практики для обучающихся в предметной области «Иностранный язык».

Обсуждение

Таким образом, проведенный анализ позволил выявить следующие о требования работодателей к характеру профессиональных качеств сов- ^ ременного учителя иностранного (английского) языка:

- понимание тенденций в развитии современного языкового образования и онлайн-обучения, в частности, особенностей возрастной линг-водидактики;

- оригинальный, проактивный подход к пониманию вектора развития языкового образования;

- функциональная грамотность, в том числе в области мультимедийных технологий, электронных курсов и пр.;

- опыт проектирования образовательного контента;

- творческий подход к адаптации требований ФГОС в применении к проекту учебного онлайн-курса в предметной области «Иностранный язык»;

- методологическая подготовка, включая развитое методическое и системное мышление, логическое мышление (анализировать информацию, структурировать текст);

- работа в условиях многозадачности, стратегическое, системное и глобальное мышление - способность прогнозировать, моделировать, получать и экстраполировать результаты образовательного проекта на международный рынок;

- готовность к построению коммуникации и конвенциональных отношений с участниками образовательной системы в предметной области «Иностранный язык»;

- понимание взаимосвязи обучения, образования и предпринимательства, понимание особенностей образовательного предпринимательства в предметной области «Иностранный язык»;

- творческий подход к построению профессиональной траектории;

- мотивация для работы в команде и лидерские качества;

- способность к командообразованию и координации коммуникативной среды в ходе обучения иностранному языку;

- социальный и эмоциональный интеллект;

- творческое мышление в проектной деятельности в области лингво-образования и инновационного обучения;

- мотивация для саморазвития и готовность к профессиональным экспериментам;

- эстетическое мировоззрение (определять стилистику внутреннего наполнения и внешней формы языкового курса и пр.);

- опыт работы в проектах (управлять проектным циклом); творческое

го

Ц форсайт-мышление (прогнозировать будущее, определять потенциал

о развития, моделировать нестандартные решения для потенциальных

проблем в области языкового образования); творческая и интеллектуальная автономия;

- стрессоустойчивость, готовность к интенсивной работе (в том числе,

в условиях стартапов) с высокими стандартами качества.

В этой связи допускаем, что выделенные нами целевые блоки образовательных результатов подготовки по направлению «Педагогическое образование» (категория (группа) универсальных компетенций по ФГОС) для профиля «Иностранный язык» нуждаются в более широком толковании и, как следствие, предполагают ряд дефицитов, которые можно обобщить следующим образом.

1. «Системное и критическое мышление»: глобальное мышление (как способность прогнозировать, моделировать и внедрять собственный подход к образовательной и учебной деятельности на основе анализа конкретной педагогической ситуации в предметной области «Иностранный язык»); многомерное мышление как способность дифференцировать и выстраивать собственную деятельность на разных планах (профессиональном, научном, учебном, ситуативном, жизненном и т.д.), а также осознанно выстраивать собственную идентичность сообразно этим планам; способность соотносить собственную профессионально-методическую подготовку и условия конкретной лингводи-дактической ситуации, создавать и продюсировать собственный подход к образовательной и учебной деятельности в предметной области «Иностранный язык».

2. «Разработка и реализация проектов»: способность расширять грамотное методическое содержание урока иностранного (английского) языка до авторского урока; проактивная позиция в отношении инновационных исследовательских инициатив, а также предпринимательских решений в области языкового образования от выработки идей до их реализации; установка на поиск и создание принципиально новых способов организации и реализации (учебной) деятельности (в формате старта-пов, самообразования, курсов дополнительного языкового образования и т.п.); способность проектировать и разрабатывать компоненты содержания обучения иностранным языкам; способность создавать (проектировать и насыщать) информационную среду для учебного занятия; способность создавать инновации (анализировать дефициты и потребности конкретного учебного процесса в предметной области «Иностранный язык», замышлять, проектировать и внедрять учебное/педагогическое решение для повышения эффективности процесса, исходя из существующих ресурсов, в том числе, онлайн-среды); способность осуществлять Ц продюсирование проекта на иностранном языке методического харак- о тера, т.е. занять внешнюю смысловую, организующую и управляющую позицию по отношению к проектной деятельности.

3. «Команда и лидерство»: понимание особенностей образовательного предпринимательства в области лингводидактики; способность реа-лизовывать, проявлять лидерские качества на основе системного и стратегического мышления (управляя эмоциями).

4. «Коммуникация»: готовность к построению коммуникации и конвенциональных отношений со всеми участниками образовательной (учебной, профессионально-коммуникативной, профессионально-научной) системы в предметной области «Иностранный язык»; готовность к профессиональной творческой коммуникации (генерированию новых идей, смыслов, опыта понимания); способность управлять коммуникацией (согласовывать позиции, достигать общего значения ситуации, компромиссного видения и/или решения), в том числе, на иностранном языке в профессиональной лингводидактической деятельности.

5. «Межкультурное взаимодействие»: способность различать другое и иное, интегрировать иное в среду собственного развития (в том числе, с позиций межкультурной коммуникации); способность работать с ситуацией в междисциплинарном, межкультурном, многоязычном контексте (выявлять в ней разные позиции, цели участников, ресурсы, материал и мотивацию, пр.); интегрировать это понимание в профессиональный лингводидактический контекст.

6. «Самоорганизация и саморазвитие»: творческий подход к построению профессиональной, образовательной, научной траектории в предметной области «Иностранный язык»; высокие стандарты к работе; мотивация для саморазвития и готовность к профессиональным экспериментам в ходе обучения иностранному языку; понимание взаимосвязи между образованием, наукой и современной профессией учителя английского языка; готовность совершенствовать и трансформировать выбранную профессию в профессию будущего, основанную на амбициях саморазвития; любознательная и проактивная позиция по отношению к фронтирам выбранной научно-исследовательской и профессиональной области; безопорное мышление как способность доверять себе (в том числе, в ситуации «вопреки»), инициировать новые идеи, принципы и способы деятельности в лингводидактике, позиционировать их как авторские и создавать профессиональные методические прецеденты.

7. «Безопасность жизнедеятельности»: продвинутая функциональная грамотность в области онлайн-обучения, самообразования в сети интернет, мультимедийных технологий, электронных курсов в рамках

Ц профессиональной лингводидактической тематики; гибкое мышление, о способность принимать быстрые решения в нестандартных ситуациях и обобщать детали до смыслов; стрессоустойчивость; готовность к интенсивной работе (в том числе, в условиях лингводидактических

стартапов); способность организовывать безопасность жизнедеятельности в условиях неопределенности; способность коррелировать профессиональную деятельность и собственную жизнедеятельность, создавать для них единую ценностную рамку (переносить смыслы и ценности профессии в жизнь).

Заключение

Проведенный анализ позволяет выявить факт опережения требований образовательно-педагогической системы в предметной области «Иностранный язык» относительно официально декларируемых целей и содержания профессионально-педагогической подготовки современных учителей английского языка.

Ключевым компонентом в содержании педагогического лингвообра-зования выступает метапредметная подготовка. Она определяет, в свою очередь, широту профессионально-позиционных характеристик (компетенций) учителя иностранного языка для современного мира [Бердичев-ский, Тарева, Языкова, 2021]. Так, в частности, учитель иностранного языка, помимо исполнения, собственно, обучающей функции (учитель-предметник), выступает также в позиции речевого партнера (речевой модели), дизайнера образовательной среды, ИКТ-дизайнера, методолога, методиста-исследователя и разработчика учебных материалов, организатора и управленца, тестолога и оператора, философа, тьютора, психолога и, в целом, профессионала, способного к быстрому самообразованию и саморазвитию. Особо актуальной позицией в языковом педагогическом образовании в настоящее время становится позиция медиатора культур, способного транслировать диалогичность культур и обучать гармонизации межкультурных конфликтов [Барышников и др., 2017]. В целом, можно сделать вывод о расширении (углублении) профессионально-методической компетенции учителя иностранного языка, которая, «будучи результатом психолого-педагогической, методической, предметной подготовки, личного научно-исследовательского и профессионального опыта, представляет собой интегративную лич-ностно-профессиональную характеристику учителя, проявляющуюся в его педагогической деятельности по развитию иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенций учащихся и научно-методической деятельности» [Вшивцева, Игна, 2011, с. 199]. Иными словами, очевидно, что для образования ближайшего будущего важным стано- Ц вится умение, опираясь на цифровую грамотность и форсайт-компе- ° тенции, мыслить нелинейно, отказавшись от образцов и алгоритмов ^ деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Насколько нормативному профессионально-педагогическому образованию удастся интегрировать такие вызовы в содержание и целепо-лагание институционализированной подготовки педагогических кадров в области лингвообразованиядля общества ближайшего будущего -приоритетный вопрос текущего настоящего.

Библиографический список / References

Ариян, 2018 - Ариян М.А. Профессиональная подготовка учителя иностранного языка в новых образовательных условиях // Преподаватель XXI век. 2018. № 1-1. С. 41-54. [Arijan M.A. Foreign language teacher's professional training in new educational environment. Prepodavatel' XXI vek. 2018. No. 1-1. Pp. 41-54. (In Rus.)] Барышников и др., 2017 - Диалог культур. Культура диалога: Человек и новые социогуманитарные ценности / Барышников Н.В., Бердичевский А.Л., Викулова Л.Г. и др.: Коллективная монография. М., 2017. [Baryshnikov N.V., Berdichevskij A.L., Vikulova L.G. et al. Dialog kultur. Kultura dialoga: Chelovek i novye sociogumanitarnye cennosti [Dialogue of cultures. Culture of dialogue: Man and new socio-humanitarian values]. Moscow, 2017.]

Бердичевский, Тарева, Языкова, 2021 - Бердичевский А.Л., Тарева Е.Г., Языкова Н.В. Профессиограмма современного учителя иностранного языка. М., 2021. [Berdichevskij A.L., Tareva E.G., Jazykova N.V. Professiogramma sovremennogo uchitelja inostrannogo jazyka [The professionogram of a modern foreign language teacher]. Moscow, 2021.]

Вшивцева, Игна, 2011 - Вшивцева Е.И., Игна О.Н. Формирование научно-методической компетентности будущего учителя иностранного языка // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 9 (111). С. 199-203. [Vshivtseva E.I., Igna O.N. The formation of science-methodical competence of a future foreign language teacher. Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2011. No. 9 (111). Pp. 199-203. (In Rus.)]

Гаврилюк, 2020 - Гаврилюк О.А. Интернационализация профессионального образования как стратегия реализации межкультурного подхода // Межкультурное образование в вузе: лингводидактические стратегии и практики. М., 2020. С. 89-99. [Gavrilyuk O.A. Internationalization of professional education as realization strategy of intercultural approach. Mezhkulturnoe obrazovanie v vuze: lingvodidakticheskie strategii i praktiki. Moscow, 2020. Pp. 89-99. (In Rus.)]

Гончарова, 2021 - Гончарова В.А. Глобальная идентичность как онтологический проект межкультурного языкового образования // Успехи гуманитарных наук. 2021. № 2. С. 141-146. [Goncharova V.A. The global identity as the onthological project of intercultural foreign language education. Modern Humanities Success. 2021. No. 2. Pp. 141-146. (In Rus.)]

Данилова, 2021 - Данилова Л.Н. Цифровизация обучения иностранным языкам в вузе: возможности и риски // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 1 (14). С. 119-128. [Danilova L.N. Digitalization of foreign ¡5 language teaching in high schools: Opportunities and risks. Professional Education in Russia and Abroad. 2021. No. 1 (14). Pp. 119-128. (In Rus.)]

Дмитренко, 2022 - Дмитренко Т.А. Современные технологии обучения иностранным языкам в условиях цифровизации иноязычного образования //

о

Дискурс профессиональной коммуникации. 2022. № 4 (4). С. 33-41. [Dmitrenko T.A. Modern strategies of foreign languages teaching within the digitalization of foreign language education. Professional Discourse and Communication. 2022. No. 4 (4). Pp. 33-41. (In Rus.)]

Желтикова, 2020 - Желтикова И.В. Исследования будущего и место в них концепта «образ будущего» // Философская мысль. 2020. № 2. С. 15-32. [Zheltikova I.V. The studies of the future and the concept of "The image of the future". Filosofskaja mysl. 2020. No. 2. Pp. 15-32. (In Rus.)]

Рочняк, 2022 - Рочняк Е.В. «Futures literacy» или «грамотность в отношении будущего» как учебная дисциплина в современном информационном обществе // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2022. Т. 5. № 2. С. 115-125. [Rochnyak E.V. «Futures literacy» as an academic discipline in the modern information society. Digital Scholar: Philosopher's lab. 2022. Vol. 5. No. 2. Pp. 115-125. (In Rus.)]

Тарева, Маметова, 2020 - Тарева Е.Г., Маметова Ю.Ф. Поликультурность и многоязычие как основные закономерности современной языковой образовательной политики // Межкультурное образование в вузе: лингводидакти-ческие стратегии и практики: Коллективная монография. М., 2020. С. 29-42. [Tareva E.G., Mametova Ju.F. Pluriculturalism and multilingualism as basic principles of modern language educational politics. Mezhkulturnoe obrazovanie v vuze: lingvodidakticheskie strategii i praktiki. Moscow, 2020. Pp. 29-42. (In Rus.)] Якубовская, 2018 - Якубовская Т.В. Современная форсайт-грамотность как инструмент командного развития // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 2 (114). С. 45-55. [Yakubovskaya T.V. Modern foresight literacy as a tool for team development. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2018. Vol. 22. No. 2 (114). Pp. 45-55. (In Rus.)]

Gospodarik, 2020 - Gospodarik C. Digital transformation of education system as today's contribution in future economic growth // Университет - территория опережающего развития: Материалы Междунар. науч. конф., посвященной 80-летию ГрГУ им. Янки Купалы. Мн., 2020. С. 5-8. [Gospodarik C. Digital transformation of education system as today's contribution in future economic growth. Universitet - territorija operezhajushhego razvitija. Minsk, 2020. Pp. 5-8.]

Статья поступила в редакцию 06.02.2023 The article was received on 06.02.2023

Сведения об авторе/ About the author

Гончарова Виктория Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры английского языка и лингводидактики Института иностранных языков, Московский городской педагогический университет

Victoria A. Goncharova - PhD in Pedagogy; associate professor at the Department of English and Linguodidactics of the Institute of Foreign Languages, Moscow City Pedagogical University

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6327-6085 E-mail: v-goncharova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.