Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ АНКЕТИРОВАНИЕ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ'

МОНИТОРИНГ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ АНКЕТИРОВАНИЕ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / АНКЕТИРОВАНИЕ / БАКАЛАВР / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милованова Людмила Анатольевна, Караваева Алина Сергеевна

Цель исследования - выявить ориентиры развития процесса подготовки учителя иностранного языка через анкетирование бакалавров направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Иностранный язык. В статье рассматриваются ключевые направления подготовки учителя иностранного языка, выделяемые современными исследователями в области методики обучения иностранным языкам; описывается мониторинг процесса подготовки учителя иностранного языка через анкетирование бакалавров направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Иностранный язык; обобщаются и анализируются полученные в ходе анкетирования ответы. Научная новизна исследования заключается в выявлении в ходе мониторинга процесса профессиональной подготовки учителя иностранного языка основных ориентиров развития, выделяемых самими потребителями образовательной деятельности, с целью его дальнейшего усовершенствования. В результате демонстрируется, каким образом выявленные в ходе исследования ориентиры могут отразиться на пересмотре процесса профессиональной подготовки учителей иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милованова Людмила Анатольевна, Караваева Алина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING FOREIGN LANGUAGE TEACHER’S TRAINING ON THE BASIS OF SURVEYING PEDAGOGICAL EDUCATION BACHELORS

The research objective is as follows: to identify the prospects of foreign language teacher’s training relying on analytical survey conducted among bachelor students in the field of training 44.03.01"Pedagogical Education" (profile "Foreign Language"). The article examines the main directions of foreign language teacher’s training as they are formulated in present-day methodological works, describes monitoring of foreign language teacher’s training on the basis of surveying pedagogical education bachelors, summarizes respondents' answers. Analyzing students’ survey results the researchers identify the main directions of professional training improvement, and herein lies scientific originality of the study. The research findings are as follows: the authors justify the necessity to take into account the acquired data when reconsidering the process of foreign language teacher’s training.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ АНКЕТИРОВАНИЕ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ»

Z rpamÔTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2021. Том 6. Выпуск 5. С. 892-899 | 2021. Volume 6. Issue 5. P. 892-899

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Мониторинг процесса подготовки учителя иностранного языка через анкетирование бакалавров педагогического направления подготовки

Милованова Л. А., Караваева А. С.

Аннотация. Цель исследования - выявить ориентиры развития процесса подготовки учителя иностранного языка через анкетирование бакалавров направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Иностранный язык. В статье рассматриваются ключевые направления подготовки учителя иностранного языка, выделяемые современными исследователями в области методики обучения иностранным языкам; описывается мониторинг процесса подготовки учителя иностранного языка через анкетирование бакалавров направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Иностранный язык; обобщаются и анализируются полученные в ходе анкетирования ответы. Научная новизна исследования заключается в выявлении в ходе мониторинга процесса профессиональной подготовки учителя иностранного языка основных ориентиров развития, выделяемых самими потребителями образовательной деятельности, с целью его дальнейшего усовершенствования. В результате демонстрируется, каким образом выявленные в ходе исследования ориентиры могут отразиться на пересмотре процесса профессиональной подготовки учителей иностранных языков.

EN

Monitoring Foreign Language Teacher's Training

on the Basis of Surveying Pedagogical Education Bachelors

Milovanova L. A., Karavaeva A. S.

Abstract. The research objective is as follows: to identify the prospects of foreign language teacher's training relying on analytical survey conducted among bachelor students in the field of training 44.03.01 "Pedagogical Education" (profile "Foreign Language"). The article examines the main directions of foreign language teacher's training as they are formulated in present-day methodological works, describes monitoring of foreign language teacher's training on the basis of surveying pedagogical education bachelors, summarizes respondents' answers. Analyzing students' survey results the researchers identify the main directions of professional training improvement, and herein lies scientific originality of the study. The research findings are as follows: the authors justify the necessity to take into account the acquired data when reconsidering the process of foreign language teacher's training.

Введение

В условиях реформирования российской высшей школы особое место отводится совершенствованию всех звеньев системы профессиональной подготовки учителей иностранных языков. Поскольку прежние подходы, методы и приемы обучения не срабатывают в новых условиях, то исследователи в области методики обучения иностранным языкам находятся в поиске наиболее эффективных.

Безусловно, федеральные государственные образовательные стандарты и профессиональные стандарты нового поколения диктуют процесс подготовки будущих специалистов. Требования к профессиональной подготовке учителей иностранных языков предъявляют и общество, и работодатели, и студенты, которые одновременно выступают и потребителями образовательной деятельности высших учебных заведений, и активными участниками самого образовательного процесса.

Однако при этом обнаруживается противоречие, проявляющееся между социальным заказом, потребностями рынка труда в подготовке учителя, готового к самостоятельному решению профессиональных задач в реальной образовательной среде, и фактической подготовкой будущих учителей иностранных языков.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped210121

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.ora/licenses/by/4.0/

На наш взгляд, изучение запросов самих обучающихся может способствовать разрешению данного противоречия. Выявление удовлетворенности/неудовлетворенности будущих учителей иностранных языков реализацией образовательных программ, а также сильных и слабых сторон действующей системы профессиональной подготовки с позиции самих потребителей позволит внести соответствующие изменения, тем самым повысив эффективность образовательной деятельности вуза по подготовке учителей иностранных языков.

В соответствии с заявленной целью исследования требуется решить следующие задачи:

1) проанализировать теоретические аспекты профессиональной подготовки учителей иностранных языков, обозначенные современными исследователями в области методики обучения иностранным языкам;

2) провести мониторинг и выявить ориентиры развития процесса подготовки учителя иностранного языка посредством проведенного анкетирования как метода обратной связи с бакалаврами направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Иностранный язык по вопросу подготовки учителя иностранного языка, а также определить возможности их влияния на пересмотр процесса профессиональной подготовки будущих специалистов.

В качестве методов настоящего исследования можно выделить: теоретическое изучение и анализ научной литературы; мониторинг; анкетирование, обработку и анализ полученных данных; систематизацию, обобщение и интерпретацию результатов исследований.

Теоретическую базу исследования составляют научные работы, посвященные профессиональной подготовке будущих учителей иностранных языков (К. Э. Безукладников (2012, 2014), Н. Д. Гальскова (2017), С. Н. Макеева (2015, 2016), А. В. Малёв (2015), М. А. Мосина (2014), Е. Г. Тарева (2015, 2016), С. В. Чернышов (2020), А. Н. Шамов (2020), Н. В. Языкова (2017)), модернизации методики обучения иностранным языкам (С. В. Бо-голепова (2017), Е. В. Борзова (2018), Е. Н. Соловова (2017), Е. Г. Тарева (2015, 2016)), современным инструментам оценивания результатов подготовки будущих учителей иностранных языков (К. Э. Безукладников (2012, 2014), С. Н. Макеева (2015, 2016), М. А. Мосина (2014), С. В. Чернышов (2020), А. Н. Шамов (2020)).

Практическая значимость исследования заключается в том, что изучение теоретического материала по рассматриваемому вопросу, проведение мониторинга процесса подготовки учителя иностранного языка через анкетирование бакалавров направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Иностранный язык, анализ полученных результатов позволят выявить ориентиры развития процесса профессиональной подготовки учителя иностранного языка, которые необходимо учитывать при разработке и внедрении новых образовательных технологий для усовершенствования образовательного процесса в высшей школе.

Теоретические аспекты профессиональной подготовки учителей иностранных языков

В области подготовки учителя иностранного языка в последнее время в монографиях, диссертационных работах, научных публикациях рассматриваются вопросы, посвященные оптимизации данного процесса, связанной с трансформацией педагогического образования, а также пересмотром роли и функций педагога.

Так, Е. Г. Тарева (2016) подчеркивает необходимость в педагоге новой формации, готовом «к активным и постоянным переменам в образовательной среде», способном «оперативно разрешать трудности... связанные с ситуациями неопределенности», а, следовательно, и «в переосмыслении подходов и методов подготовки преподавателей/учителей нового поколения, переоценке имеющихся традиций и в установлении на этой основе новой образовательной идеологии, направленной на формирование тех компетенций, в которых выпускник сможет испытать потребность за пределами целенаправленного обучения, начиная собственную педагогическую карьеру» (с. 178).

О. И. Трубицина (2018), ссылаясь в своей работе на М. К. Колкову, также уделяет внимание «вопросам совершенствования образовательного процесса подготовки преподавателя иностранного языка, целью которого является преодоление узкопредметной подготовки специалиста, создание условий для реальной иноязычной коммуникации в профессиональной и общекультурной сфере, познание иноязычной культуры и зарубежного опыта обучения иностранным языкам» (с. 10).

Для реформирования современной образовательной системы подготовки учителя иностранного языка, по мнению С. Н. Макеевой (2015), необходимо выстраивать учебный процесс на основе принципа профессионально-педагогической направленности, тем самым обеспечив «профессионально направленное владение будущим учителем иностранным языком как средством обучения и педагогического общения», а также оказывая влияние «на направленность личности студента, который начинает глубже понимать сущность своей будущей профессии, ее ценности» (с. 245).

Представив позиции лишь некоторых исследователей в области методики обучения иностранным языкам (Макеева, 2015; Тарева, 2016; Трубицина, 2018), однако отражающих, на наш взгляд, мнение относительно процесса профессиональной подготовки учителей иностранного языка целого научного сообщества, обобщим основные направления его развития:

- усиление практической направленности подготовки учителя иностранного языка на этапе обучения в высшем учебном заведении;

- перемещение акцента в процессе профессиональной подготовки учителя иностранного языка с усвоения знаний, информированности на умение решать профессионально ориентированные задачи;

- возможность осуществления квазипрофессиональной деятельности;

- максимальная профессионализация процесса иноязычной подготовки студентов педагогических вузов и др.

Таким образом, обозначенные направления профессиональной подготовки учителей иностранных языков являются особо значимыми для начинающего учителя иностранного языка, который должен эффективно решать профессионально ориентированные задачи в ходе реализации целей обучения иностранному языку, связанных с формированием иноязычной коммуникативной компетенции, образованием, воспитанием и развитием учащихся, в соответствии с полученными знаниями и приобретенными умениями в русле активных и постоянных перемен, происходящих в образовательной среде.

Мониторинг развития процесса подготовки учителя иностранного языка посредством анкетирования как метода обратной связи с бакалаврами

направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Иностранный язык

Роль мониторинга в процессе обучения, в связи с введением образовательных стандартов нового поколения, значительно изменилась. Благодаря данному процессу мы можем выявить удовлетворенность/неудовлетворенность студентов образовательным процессом; определить, насколько ресурсы обучения являются адекватными и уместными для реализуемой программы; отследить качество знаний, навыков и умений будущих учителей иностранного языка, а также оценить необходимость внесения изменений в действующий процесс подготовки с целью повышения эффективности оказания образовательных услуг.

Для мониторинга процесса подготовки учителя иностранного языка, необходимого для получения информации от самих потребителей образовательной деятельности об ориентирах развития процесса профессиональной подготовки в целях его эффективного обновления, методом исследования было выбрано анкетирование, в результате обработки ответов которого была получена детальная характеристика изучаемого явления, а также выявлены и смоделированы причинно-следственные связи.

Анкетирование проводилось в 2020 г. среди студентов пятого курса, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профили Испанский язык. Английский язык, Китайский язык. Английский язык, Французский язык. Английский язык на базе Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Для объективности сбора информации ответить на вопросы анкеты студентам было предложено после государственной итоговой аттестации, что совпало с окончанием обучения. В анкетировании приняли участие 38 студентов. Результаты обрабатывались согласно предложенным студентам вопросам (см. Табл. 1).

Таблица 1. Анкетирование

Вопрос Ответ

1. Как Вы понимаете профессиональную компетентность учителя иностранного языка?

2. Что, на Ваш взгляд, определяет успешность образовательного процесса по иностранному языку?

3. Определите современные проблемы вузовской методики обучения иностранным языкам и причины их появления, предложите Ваши варианты их решения.

4. Перечислите трудности, с которыми сталкивается начинающий преподаватель иностранных языков в процессе обучения учащихся иностранному языку.

5. Как, на Ваш взгляд, должна быть организована методика обучения иностранным языкам в высших учебных заведениях, чтобы в дальнейшем начинающий педагог смог быстро адаптироваться к реалиям учебного процесса?

6. Как Вы считаете, насколько важным для будущего учителя иностранного языка является знание профессиональной методической терминологии?

7. Как в процессе обучения в высшем учебном педагогическом заведении реализуется практическая подготовка будущего учителя иностранного языка в области методики обучения иностранным языкам? Сравните её с теоретической подготовкой в данной области.

8. Охарактеризуйте роль педагогической практики в формировании профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка. Как, по Вашему мнению, она должна осуществляться для улучшения процесса подготовки педагогических кадров?

9. Какие из видов заданий, предложенных в рамках дисциплин, связанных с методикой обучения иностранным языкам, по Вашему мнению, являются наиболее профессионально ориентированными и обеспечивают непосредственно практическую подготовку будущих учителей иностранного языка?

10. Обнаружили ли Вы различия в методиках обучения первому и второму иностранным языкам в рамках выбранного Вами направления подготовки в университете? Опишите их.

Вопросы в анкетировании были составлены с соблюдением всех необходимых критериев, а именно: точно отвечали цели и характеру исследования; соответствовали возрастным особенностям и возможностям испытуемых. Более того, испытуемые самостоятельно могли конструировать свои ответы, т.е. вопросы носили открытый характер. Таким образом, студенты выражали свое мнение в полном объеме, что позволило нам получить детальную по содержанию информацию.

Считаем необходимым обобщить полученные в результате проведенного анкетирования ответы с целью выявления отношения студентов к процессу профессиональной подготовки будущих учителей иностранных языков на этапе обучения в высшем учебном заведении и ориентиров его дальнейшего развития. К сожалению, рамки статьи не позволяют осветить все разнообразие полученных ответов, поэтому остановимся лишь на некоторых из них.

Отвечая на первый вопрос анкеты «Как Вы понимаете профессиональную компетентность учителя иностранного языка?», безусловно, большинство респондентов прибегали к использованию готовых определений, сформулированных учеными. Так, согласно полученным ответам, обязательный курс методики обучения иностранным языкам направлен на формирование профессиональной компетентности учителя иностранного языка, определяемой как:

- совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности (Семина, 2013);

- личностное психологическое новообразование, включающее в себя, наряду с когнитивным и поведенческим аспектами, долговременную готовность к профессиональной деятельности как интегративное свойство личности (Безукладников, 2012);

- многокомпонентное явление, которое заключается в знаниях педагога в области преподаваемой дисциплины, методических способов формирования знаний, умений и навыков у учеников, психологических мотивов, способностей и направленности обучаемых, а также умении совершать рефлексию собственных действий и эмоций;

- способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях урока иностранного языка;

- комплекс знаний и умений, определяющий результативность и эффективность труда, а также комбинация личностных и профессиональных качеств.

Анализ ответов на вопрос «Определите современные проблемы вузовской методики обучения иностранным языкам и причины их появления, предложите Ваши варианты их решения» позволил выявить наиболее частые из проблем:

- использование устаревших методов обучения, а также учебно-методических комплексов;

- непропорциональное соотношение теории и практики в процессе профессиональной подготовки учителя иностранного языка.

Действительно, вышеперечисленные проблемы вызывают особый интерес в исследованиях, посвященных методической подготовке будущих учителей иностранных языков. Так, в своей работе С. В. Чернышов и А. Н. Шамов (2020) подчеркивают, что «современный студент выходит из педагогического университета с приличным багажом теоретического методического знания, но с недостаточным уровнем сформированности его методической компетенции. Студент не воспринимает полученные знания и умения оперировать ими на практике как профессиональную ценность. <...> ...студенты легко могут ответить на вопросы о типах и видах учебно-речевых ситуаций на уроках иностранного языка, дать характеристику языковым, условно-речевым и коммуникативным упражнениям, изложить последовательность формирования фонетического, лексического, грамматического навыков, но вместе с тем они испытывают серьезные затруднения при использовании названных выше понятий в практическом приложении, например, при планировании собственных уроков, при демонстрации данного теоретического материала на конкретных примерах из УМК по иностранным языкам» (с. 56).

Выявленные респондентами проблемы, на наш взгляд, являются взаимозависимыми, т.к. проектирование учебников нового поколения взамен устаревших, лишенных практической ориентированности, продиктовано необходимостью включения в них систем заданий, непосредственно рассматривающих теоретические аспекты методики обучения иностранным языкам на конкретных примерах из УМК по иностранным языкам для общеобразовательных учреждений.

Согласно ответам респондентов на вопрос «Перечислите трудности, с которыми сталкивается начинающий преподаватель иностранных языков в процессе обучения учащихся», затруднениями в процессе обучения чаще всего являются:

- психологические трудности (неуверенность в себе и своих знаниях);

- недостаточный уровень владения иностранным языком;

- однообразная структура урока;

- неумение распределять рационально время на уроке;

- недостаточность опыта в комбинировании методов преподавания и оформления школьной документации;

- неумение осуществлять индивидуальный подход к учащимся;

- возникновение непредвиденных ситуаций в рамках учебного процесса.

В качестве причин выявленных затруднений будущие педагоги отмечали недостаточную методическую подготовку, а также несоответствие сформированных представлений о школьной среде и её реалий.

В связи с этим, особый интерес представлял анализ ответов на следующий вопрос: «Как, на Ваш взгляд, должна быть организована методика обучения иностранным языкам в высших учебных заведениях, чтобы в дальнейшем начинающий педагог смог быстро адаптироваться к реалиям учебного процесса?».

Большинство респондентов указало на необходимость усиления практического аспекта методики обучения иностранным языкам (как правильно распределить время на уроке, как корректно составить конспект

урока, как методически грамотно составить задания для контроля знаний учащихся и т.д.), внедрения современных технологий обучения, использования обновленных по содержанию учебных пособий, а также более детального изучения нормативных документов, с которыми предстоит работать будущему учителю иностранного языка в своей профессиональной деятельности.

Таким образом, мы сталкиваемся с новым поколением студентов педагогических вузов, которое, согласно Е. Г. Таревой (2015), «должно быть уверено, что все, что изучается, пригодится для жизненного прогрессирова-ния и профессиональной карьеры. Оно "обращает" большее внимание на степень функционально-прагматической ("для жизни") значимости осваиваемых компетенций» (с. 363).

В рамках одного из вопросов студентам предлагалось охарактеризовать роль педагогической практики в формировании профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка. Согласно полученным ответам респондентов, педагогическая практика считается важным звеном в формировании профессиональной компетентности будущего учителя, обеспечивающим связь между научно-теоретической и практической подготовкой студентов, т.к. позволяет:

- приобрести первоначальный опыт профессиональной педагогической деятельности;

- выявить недостающую теоретическую подготовку будущего учителя иностранного языка до осуществления непосредственной профессиональной деятельности;

- продемонстрировать умение наблюдения и анализа урока иностранного языка;

- сформировать навык анализа и корректировки своей деятельности;

- развивать умение планирования урока иностранного языка.

Однако в процессе прохождения практики студенты также сталкиваются с трудностями, которые связаны с тем, что два вида деятельности (учебная и профессиональная) накладываются друг на друга. Так, Д. В. Ми-рошникова (2017) считает, что «интеграция в практику теоретических знаний, полученных в ходе изучения языковых дисциплин и методики обучения иностранному языку, сопряжена с определенными трудностями, связанными с фактическим смещением мотивационного центра, когда студент выступает в роли учителя, а приоритетной задачей его деятельности становится не учебная, а профессиональная» (с. 159).

Более того, респондентами среди трудностей было отмечено обучение учащихся с учетом возможных отклонений в уровне владения иностранным языком. По их мнению, профессиональная подготовка будущих учителей иностранного языка в университете ориентирована на идеальные условия иноязычного образования обучающихся с одинаковым уровнем владения иностранным языком. В качестве варианта разрешения данной проблемы Е. В. Борзова (2018) считает необходимым введение в учебные планы бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование специального курса «Методика иноязычного образования в трудных условиях» (с. 68).

Однако проведение развернутого поэтапного анализа и оценка уровня проведения занятий с элементами самоанализа возможны не только в условиях педагогической практики, но и квазипрофессиональной деятельности, являющейся «промежуточным звеном в последовательности базовых форм деятельности в подготовке будущего учителя иностранных языков: учебная деятельность (теоретический этап) - квазипрофессиональная деятельность (практико-ориентированный этап) - учебно-профессиональная деятельность (этап педагогической практики) - профессиональная деятельность». По мнению исследователя Д. В. Мирошнико-вой (2017), осуществление квазипрофессиональной деятельности возможно «на практических занятиях по дисциплине "Методика обучения иностранному языку", в ходе учебного проектирования целостных фрагментов уроков иностранного языка с последующим анализом и обсуждением» (с. 159).

Респонденты, отвечая на предпоследний вопрос анкеты, в качестве заданий, предлагаемых в рамках дисциплин, связанных с методикой обучения иностранным языкам, являющихся наиболее профессионально ориентированными и способствующих практической подготовке будущих учителей иностранного языка, чаще всего выделяли задания:

- на разработку плана урока иностранного языка;

- на составление фрагментов и конспектов уроков иностранного языка;

- на составление комплексов упражнений по основным языковым аспектам обучения иностранному языку и видам речевой деятельности;

- на проведение сравнительного анализа работ обучающихся;

- на изучение и анализ учебно-методического комплекса.

Кроме этого, респондентами была подчеркнута значимость решения лингводидактических задач, предлагаемых в рамках курса «Современные технологии обучения второму иностранному языку», которые мы рассматривали детально в наших предыдущих работах (Караваева, 2019; Милованова, Караваева, 2018).

Вышеуказанный формат заданий, выделенных респондентами, продиктован компетентностным подходом, акцентирующим внимание не на усвоении знаний и информированности, а на умении решать профессиональные задачи, справляться с возникающими проблемами. Преимущества «задачного» структурирования содержания познавательной деятельности студентов описаны в работах исследователей в области методики обучения иностранным языкам (Е. А. Белякова (2011), О. Н. Игна (2015), Н. В. Языкова (2017) и др.). Так, Н. В. Языкова (2017) считает, что подобный вид деятельности «обеспечивает высокий уровень интеллектуальной активности обучающихся, способствует формированию теоретического методического мышления,

показателями которого являются гибкость мышления, перенос усвоенных знаний и способов деятельности на решение новых методических задач» (с. 69).

Таким образом, обобщив и проанализировав ответы бакалавров направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Иностранный язык на вопросы предложенного анкетирования, мы выявили ориентиры развития процесса подготовки учителя иностранного языка:

- рациональное соотношение теории и практики в процессе профессиональной подготовки учителя иностранного языка;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- максимальная профессионализация процесса подготовки будущего учителя иностранного языка путем решения профессиональных проблем и задач в рамках образовательного процесса на этапе обучения в высшем учебном заведении;

- минимизация предметов теоретического цикла иноязычной подготовки, не обусловленных спецификой педагогической профессии, в образовательной программе профессиональной подготовки учителя иностранного языка;

- учет особенностей формирования профессиональной компетентности будущих учителей иностранных языков как представителей цифрового поколения;

- детальное изучение нормативных документов в процессе подготовки учителя иностранного языка, с которыми предстоит работать будущему учителю иностранного языка в своей профессиональной деятельности;

- усиление роли педагогической практики в формировании профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка посредством максимального погружения в реальные условия учебно-воспитательного процесса и взаимодействия с методистами-наставниками;

- актуализация квазипрофессиональной деятельности в процессе профессиональной подготовки учителя иностранного языка;

- применение разнообразных средств, технологий и инструментария в ходе профессиональной подготовки учителя иностранного языка, способствующих интенсификации образовательного процесса;

- использование обновленных по содержанию учебных пособий для совершенствования процесса профессиональной подготовки учителей иностранных языков и их быстрой адаптации к профессионально-педагогической деятельности;

- включение в процесс подготовки учителей иностранных языков систем заданий, непосредственно рассматривающих теоретические аспекты методики обучения иностранным языкам на конкретных примерах из учебно-методических комплексов по иностранным языкам для общеобразовательных учреждений.

Заключение

Профессиональная подготовка учителей иностранного языка является особым направлением в деятельности современной системы образования. Для эффективной подготовки учителей нового поколения, формирования у них непосредственно тех необходимых компетенций, в которых они будут нуждаться, начиная собственную карьеру, необходимо усовершенствовать формы и методы обучения. Выявление объективных факторов и процессов, протекающих в рамках высшего учебного заведения и определяющих формирование специалиста, на которых будут основываться изменения, возможно при помощи анкетирования как метода обратной связи с бакалаврами направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Иностранный язык.

Необходимо отметить, что данный метод исследования не может выступать единственным критерием определения эффективности процесса профессиональной подготовки учителя иностранного языка и выявления ориентиров его развития. На объективность и надежность исследований посредством анкетирования оказывают влияние и состав опрашиваемых групп, и системность проводимых измерений, и сформированный уровень профессиональной подготовки, и корректная постановка вопросов, и др. Однако игнорировать использование анкетирования в качестве источника информации о процессе профессиональной подготовки учителя иностранного языка невозможно в силу того, что оно отражает позицию непосредственно потребителей образовательных услуг.

В ходе проводимого исследования нами также были изучены и обозначены основные направления профессиональной подготовки учителей иностранных языков, описываемые современными исследователями в области методики обучения иностранным языкам.

В результате выявлены общие ориентиры развития процесса профессиональной подготовки учителя иностранного языка, среди которых можно выделить: усиление практической направленности процесса подготовки учителя иностранного языка; максимальную профессионализацию процесса иноязычной подготовки будущих учителей иностранного языка путем решения профессионально ориентированных задач; учет особенностей формирования профессиональной компетентности будущих учителей иностранных языков как представителей нового, цифрового поколения и др.

Таким образом, мониторинг удовлетворенности/неудовлетворенности будущих учителей иностранных языков реализацией образовательных программ, определение проблемных моментов действующей образовательной системы, выявление ориентиров развития профессиональной подготовки позволяют своевременно вносить необходимые изменения, тем самым совершенствуя образовательную деятельность вуза по подготовке учителей иностранных языков.

Перспективой дальнейшего исследования может стать создание пособия по методике обучения иностранному (английскому) языку с учетом выявленных ориентиров развития процесса профессиональной подготовки

учителя иностранного языка, состоящего из лингводидактических задач и методического руководства к ним.

Источники | References

1. Безукладников К. Э. Лингводидактические компетенции: концепция формирования: монография. 2-е изд. Пермь, 2012.

2. Безукладников К. Э., Мосина М. А. Современные инструменты оценивания результатов лингвометодиче-ской подготовки будущего учителя иностранных языков // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11840

3. Белякова Е. А. Проблемные задания как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции у будущих учителей иностранного языка (на материале английского языка): автореф. дисс. ... к. пед. н. Ярославль, 2011.

4. Борзова Е. В. Подготовка будущих учителей иностранного языка к обучению предмету в трудных условиях // Теория и методика обучения иностранным языкам: традиции и инновации. Шатиловские чтения: сб. науч. тр. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2018.

5. Гальскова Н. Д. Качество образовательного процесса по иностранному языку на современном этапе развития высшей школы // Инновационные идеи и подходы к интегрированному обучению иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в системе высшего образования: материалы Междунар. школы-конф. (г. Санкт-Петербург, 27-30 марта 2017 г.). СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского политехнич. ун-та Петра Великого, 2017.

6. Игна О. Н. Терминологические задачи для методической подготовки учителя иностранного языка // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 10 (163).

7. Караваева А. С. Лингводидактические основы процесса организации контроля сформированности специальной компетенции бакалавров педагогического направления подготовки // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. URL: http://srience-education.ru/ru/artide/view?id=29286

8. Макеева С. Н. Профессионально направленное обучение иностранному языку будущих учителей как условие их подготовки к педагогической практике // Педагогический дискурс: новые стратегии подготовки учителей иностранных языков: материалы Междунар. конф. (г. Москва, 17-19 марта 2016 г.). М.: МГПУ; Языки Народов Мира, 2016.

9. Макеева С. Н. Профессионально направленное преподавание иностранного языка будущим бакалаврам педагогического образования // Язык и культура в билингвальном образовательном пространстве: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. (г. Псков, 18-20 мая 2015 г.). К.: Логос, 2015.

10. Малёв А. В. Непрерывная лингвометодическая подготовка преподавателя иностранного языка: автореф. дисс. ... д. пед. н. Нижний Новгород, 2015.

11. Милованова Л. А., Караваева А. С. Методический инструментарий оценки сформированности лингводи-дактической (специальной) компетенции в условиях перехода на ФГОС ВО 3++ // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2018. № 3 (39).

12. Мирошникова Д. В. Проектирование урока иностранного языка в условиях педагогической практики // Современный урок в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы: Всерос. науч.-метод. конф. (г. Оренбург, 28 ноября - 01 декабря 2016 г.). Оренбург: Изд-во Оренбург. гос. пед. ун-та, 2017.

13. Семина Л. В. Самостоятельная работа как средство формирования когнитивной компетентности бакалавров при изучении иностранного языка в педагогическом вузе: дисс. ... к. пед. н. М., 2013.

14. Соловова Е. Н., Боголепова С. В. Современные подходы к определению профессиональной квалификации преподавателя иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2017. № 4.

15. Тарева Е. Г. Обучение французскому языку как второму иностранному: к вопросу о функциональной грамотности // Человек. Язык. Время: материалы XVII конференции Школы-семинара им. Л. М. Скрелиной с международным участием. М., 2015.

16. Тарева Е. Г. Педагогический дискурс как объект лингводидактического рассмотрения // Педагогический дискурс: новые стратегии подготовки учителей иностранных языков: материалы Междунар. конф. (г. Москва, 17-19 марта 2016 г.). М.: МГПУ; Языки Народов Мира, 2016.

17. Трубицина О. И. 50-летие кафедры методики обучения иностранным языкам: результаты и перспективы // Теория и методика обучения иностранным языкам: традиции и инновации. Шатиловские чтения: сб. науч. тр. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2018.

18. Чернышов С. В., Шамов А. Н. Проектирование современных учебно-методических комплексов по методике преподавания иностранных языков: проблемы и перспективы // Вестник педагогических наук. 2020. № 4.

19. Языкова Н. В. Формирование методической компетенции учителя иностранного языка в университете: истоки, опыт, проблемы, перспективы // Профессиональное становление учителя иностранного языка в системе педагогического образования: материалы Междунар. конф. (г. Москва, 12-14 октября 2017 г.). М.: МГПУ; Языки Народов Мира; ТЕЗАУРУС, 2017.

Информация об авторах | Author information

RU

Милованова Людмила Анатольевна1, д. пед. н., проф. Караваева Алина Сергеевна2

1 Московский городской педагогический университет

2 Волгоградский государственный социально-педагогический университет

EN

Milovanova Lyudmila Anatolyevna1, Dr Karavaeva Alina Sergeevna2

1 Moscow City University

2 Volgograd State Socio-Pedagogical University

1 ludmilamilovanova@yandex.ru, 2 grani_red@vspu.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 12.09.2021; опубликовано (published): 29.10.2021.

Ключевые слова (keywords): мониторинг; учитель иностранного языка; анкетирование; бакалавр; педагогическое направление подготовки; monitoring; foreign language teacher; surveying; bachelor; pedagogical speciality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.