УДК 378
МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОЙ (СПЕЦИАЛЬНОЙ) КОМПЕТЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ВО 3++
1 2 Л.А. Милованова , А. С. Караваева
1,2Волгоградский государственный социально-педагогический университет
1,2
' 400066, Россия, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, д. 27 1E-mail: [email protected] 2E-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются особенности системы подготовки будущего учителя иностранного языка к профессиональной деятельности в условиях введения нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования с учетом Профессионального стандарта педагога. Для определения уровня сформированности лингводидактической (специальной) компетенции будущего учителя иностранного (английского) языка с переходом на новые образовательные стандарты предлагается специально разработанный методический инструментарий. Представлена модель профессионально ориентированной (лингводидактической) задачи по одной из тем, демонстрирующая соответствие блоков заданий, уровней сформированности и компонентов лингводидактической (специальной) компетенции.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, Профессиональный стандарт педагога, модульный подход, практическая подготовка педагога, методический инструментарий, профессионально ориентированная (лингводидактическая) задача, лингводидакти-ческая компетенция, будущий учитель иностранного языка.
Введение
Сложившийся в настоящее время комплекс социально обусловленных факторов предполагает синхронизацию процессов изменений на уровне среднего профессионального образования и высшего образования, которые, в свою очередь, являются важнейшим условием повышения качества школьного образования.
Обеспечение системных изменений в педагогическом образовании в соответствии с современными потребностями общества и государства дик-
1 Милованова Людмила Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории английского языка.
2 Караваева Алина Сергеевна, аспирант кафедры теории английского языка.
туется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2002 № 273 -ФЗ (ред. от 07.03.2018), Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, Проектом модернизации педагогического образования РФ, Национальной доктриной образования в РФ. В данных условиях осуществляется постепенный переход системы высшего образования на новые образовательные стандарты (ФГОС ВО 3++), предполагающие реализацию основных профессиональных образовательных программ (ОПОП). В качестве обязательного компонента в структуру ОПОП включается специально разработанный фонд оценочных средств, представляющий собой комплекс методических инструментов для определения уровня освоения обучающимися образовательной программы.
1. Обзор литературы
В нашем исследовании мы опираемся на фундаментальные работы в области изучения лингводидактической компетенции будущего учителя иностранного языка (К.Э. Безукладников, Е.Ю. Варламова, С.Н. Макеева, Л.А. Милованова, Н.С. Рубина, А.И. Санникова, Е.Г. Тарева, Ю.В. Ткачева), особенностей диагностики и оценки сформированности компетенции с переходом на компетентностью результаты обучения (И.А. Денисова, В. И. Звонников, Е. Ф. Корсунова, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов, А.И. Субетто, А.В. Хуторской), уровня сформированности компетенции (А.В. Малёв, Н.В. Языкова), форм организации контроля сформированности компетенции (Е.А. Белякова, Ю.П. Сурмин, Н.В. Языкова), структуры фондов оценочных средств (Н.Ф. Ефремова, В.Г. Казанович, М.Г. Минин, Н.С. Михайлова, Е.А. Муратова).
2. Материалы и методы
Исследование проводилось посредством использования разнообразных взаимодополняющих методов: изучение, анализ, обобщение научной и методической литературы, а также научной периодики в рассматриваемой области знаний; нормативных документов по вопросам исследования; мониторинг педагогического опыта. Кроме того, была разработана модель методического инструментария оценки сформированности лингводидактической (специальной) компетенции бакалавра направления подготовки 44.03.01. «Педагогическое образование», профиль «Английский язык», предполагающая последующую апробацию.
3. Результаты исследования
Согласно А.А. Марголис, основная цель ОПОП состоит в «приведении программ подготовки педагогических кадров в соответствие с требованиями
профессионального стандарта педагога (и профессиональных стандартов других педагогических работников)» [1].
Проведенный нами анализ соответствия формируемых компетенций, обозначенных в проекте Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», и трудовых функций и профессиональных действий, заданных в Профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» позволил нам определить сущность, специфику, структуру и содержание лингводидактической (специальной) компетенции бакалавров направления подготовки 44.03.01. «Педагогическое образование», профиль «Английский язык» [2].
В 2018 г. с утверждением Федерального государственного стандарта высшего образования по рассматриваемому нами направлению подготовки, определяющего категории (группы) универсальных и общепрофессиональных компетенций в программе бакалавриата, проведенная нами работа приобрела еще большую актуальность: «3.4. Профессиональные компетенции, устанавливаемые программой бакалавриата, формируются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников...» [3, с. 9].
В сложившейся ситуации активной модернизации системы педагогического образования эффективное формирование лингводидактической компетенции возможно с переходом на модульный принцип обучения, направленный на овладение определенными соответствующими действиями (трудовыми функциями) профессионального стандарта педагога. Основное место в модуле отдается практической составляющей в подготовке педагогических кадров: практика становится «ключевой и «системообразующей», а вокруг нее «нанизывается» основная деятельность обучающегося в рамках модуля и образовательной программы в целом» [4, с. 3].
Целью практической подготовки педагога, согласно А. А. Марголис, является «формирование способности к самостоятельному профессиональному развитию, т. е. развитию своей деятельности в новых и каждый раз уникальных условиях» [1]. В связи с этим практика должна представлять собой не примитивное копирование профессиональных действий, а решение педагогических проблем (задач), нацеленных на нахождение общего способа профессиональных действий для дальнейшего получения многообразия уникальных и специфичных для разных условий профессиональных действий.
В связи с усиленной практической подготовкой будущих педагогов для проверки сформированности лингводидактической (специальной) компетенции бакалавров направления подготовки 44.03.01. «Педагогическое образование», профиль «Английский язык» на этапе итоговой аттестации нами был разработан методический инструментарий, под которым мы понимаем комплекс необходимых контрольно-измерительных материалов - оценочных средств, включающий в свою структуру модели профессионально ориентированных (лингводидактических) задач и методическое руководство к ним. Такого вида задачи мы определяем как «стандартные проблемные ситуации, возникающие в процессе обучения иностранному языку, для разрешения которых от будущих учителей иностранного языка требуются системный анализ рассматриваемой проблемы и осмысленное применение на практике теоретического материала» [5, с. 39].
Теоретический материал, изучаемый студентами данного направления и профиля на протяжении всего периода обучения как способ решения педагогических проблем и задач, повлиял на тематику предлагаемого комплекса задач. В свою очередь, каждая подобранная нами тема раздела, в силу обширности рассматриваемого материала, была структурирована на подтемы. К примеру, тема «Лексический аспект обучения иностранному языку (английский язык)» логически была разделена на следующие блоки: «Обучение лексике: цели и задачи», «Отбор лексического минимума», «Этапы работы над лексическим материалом», «Упражнения для формирования лексических навыков», «Объяснение значения слова или семантизация».
Содержательное наполнение профессионально ориентированных (линг-водидактических) задач, на наш взгляд, с одной стороны, соответствует знаниям теоретического материала, полученным в процессе освоения дисциплины «Методика обучения иностранному языку». С другой стороны, было соблюдено их иерархическое расположение, исходя из принципа нарастания сложности, что облегчает определение уровней владения профессиональными (трудовыми) действиями и компетенциями, т. е. уровней сформированно-сти лингводидактической (специальной) компетенции бакалавров направления подготовки 44.03.01. «Педагогическое образование», профиль «Английский язык». Для организации прозрачной процедуры оценивания была составлена матрица соответствия блоков заданий по темам уровням сформиро-ванности (репродуктивному, репродуктивно-продуктивному, продуктивному) и компонентам лингводидактической (специальной) компетенции (когнитивному, операционально-деятельностному, эмоционально-личностному) [2].
Объективные оценочные средства в целом предполагают ориентацию на проблемное поле конкретных задач в будущей профессиональной деятель-
ности педагогов иностранного (английского) языка, в связи с предусматриваемой нами иерархической организацией каждый из блоков был выстроен с учетом нарастающего критерия проблемности.
В первый блок включены профессионально ориентированные (лингводи-дактические) задачи, цель которых заключается в самостоятельном выделении и работе с основными единицами понятийного аппарата по определенной теме. При успешном выполнении данного блока задач, свидетельствующем о сформированности лингводидактической (специальной) компетенции на репродуктивном уровне, будущий преподаватель иностранного (английского) языка демонстрирует владение когнитивным компонентом рассматриваемой компетенции:
- знание теории обучения иностранного языка: технологии, средств, методов, форм, принципов, видов, приемов (в том числе выходящих за рамки учебных занятий);
- знание понятийного аппарата теоретической лингвистики, лингводи-дактики и теории межкультурной коммуникации;
- владение системой лингвистических знаний.
По теме «Лексический аспект обучения иностранному языку (английский язык)» в данном блоке предусмотрены задачи, ориентированные на:
- соотнесение умений с видами речевой деятельности; принципов отбора лексического минимума с их определениями; этапов работы над лексическим материалом и видов деятельности, осуществляемых на них; упражнений для формирования лексических навыков и их характеристик и т. д.;
- определение видов упражнений, отталкиваясь от предложенных инструкций; видов семантизации, исходя из предложенных примеров и т. д.;
- размещение этапов работы над лексическим материалом в логической последовательности и подборе характеристик к ним и т. д.
Второй блок методического инструментария, ориентированный на возможность самостоятельного применения имеющихся знаний и алгоритмов для решения задач, показывает сформированность лингводи-дактической (специальной) компетенции на репродуктивно-продуктивном уровне. В рамках этого блока появляется возможность демонстрации как когнитивного, так и операционально-деятельностного компонентов компетенции, предполагающих владение следующими навыками и умениями:
- проектирования и организации образовательного процесса на основе знания теории обучения иностранным языкам в соответствии с общими и специфическими закономерностями и особенностями возрастного развития личности, а также нормативными документами в области образования;
- проведения систематического анализа эффективности учебного процесса (учебных занятий, подходов к обучению, учебных материалов).
По обозначенной выше теме применяются следующие варианты задач, нацеленные на:
- проведение анализа заданий, предлагаемых учащимся для формирования лексических навыков, с определением формируемого вида лексического навыка, цели, этапа становления навыка, элемента лексической компетенции и признака сформированности лексического навыка;
- проведение анализа упражнений, предлагаемых учащимся для формирования лексических навыков, с определением вида, целей, достоинств и возможных проблем;
- проведение анализа видов работ над лексическим материалом и их логическое расположение исходя из их характеристики;
- классификацию видов деятельности, направленных на пополнение лексического фонда обучающихся;
- указание возможных способов семантизации нескольких лексических единиц с объяснением причин их выбора.
Третий блок предполагает, что бакалавры направления подготовки 44.03.01. «Педагогическое образование», профиль «Английский язык», успешно усвоив теоретический материал по разделу и приобретя необходимый комплекс профессиональных знаний и умений, смогут разрешить профессионально ориентированную (лингводидактическую) задачу, даже не имеющую однозначного решения, что соответствует продуктивному уровню, на котором проявляются все компоненты лингводидактической (специальной) компетенции:
- знать содержание документов в области образования (законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в РФ; нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; ФГОС дошкольного, начального общего и основного общего, среднего общего образования, законодательство о правах ребенка и др.);
- владеть навыками и умениями разработки новых учебных материалов по определенной теме, программ учебных дисциплин, работы с источниками, учебниками, учебными пособиями и дидактическими материалами по иностранному языку и др.;
- владеть навыками и умениями современных форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности;
- быть способным и готовым формировать у учащихся толерантность и навыки поведения в изменяющейся поликультурной среде и др.
В рамках темы «Лексический аспект обучения иностранному языку (английский язык)» нами предложены задачи на разработку фрагмента урока или комплекса упражнений с заданными условиями, заключающиеся
в самостоятельном выявлении проблемы и нахождении путей ее решения. Например, разработать фрагмент урока для любой ступени обучения, охватывающий два и более этапа работы над лексическим материалом (обязательно с включением этапа объяснения значения слова). Выбранные способы семан-тизации должны быть оправданы, исходя из лексических единиц.
Обсуждение и заключение
Разработанный методический инструментарий, позволяющий осуществлять объективную оценку уровня сформированности лингводидактической (специальной) компетенции, мы предлагаем применять также в ходе текущего контроля после освоения разделов дисциплины «Методика обучения иностранному языку», что одновременно позволит продиагностировать усвоение пройденного материала и познакомиться с моделями профессионально ориентированных (лингводидактических) задач. У будущих преподавателей иностранного (английского) языка, таким образом, появляется возможность заранее проанализировать собственную педагогическую деятельность, осуществить самоконтроль своих действий, личностную самооценку, т. е. провести рефлексию. В свою очередь, педагоги от апробации оценочных средств на данном этапе также получают обратную связь со своевременным выявлением особенностей и дальнейшим внесением соответствующих поправок. По мнению Б.А. Жигалева, К.Э. Безукладникова и Б.А. Крузе, с помощью рефлексии в учебной деятельности осуществляется осмысление трех сторон деятельности: практической (что сделано? и что является главным результатом?), технологической (каким способом? этапы, алгоритмы деятельности и др.) и мировоззренческой (соответствует ли полученный результат поставленным целям? какие изменения в результате этого происходят или могут произойти? и т. д.) [6, с. 160].
В российской высшей школе в свете ее модернизации создаются все необходимые условия и технологии для подготовки «нового педагога» [4], квалифицированного и компетентного специалиста, практически и методически подготовленного к формированию образовательных результатов в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, умеющего рефлексировать, самосовершенствоваться и саморазвиваться в профессиональной деятельности. Для того чтобы не оказаться предоставленным собственным попыткам решения профессиональных задач, в процесс обучения бакалавра направления подготовки 44.03.01. «Педагогическое образование», профиль «Английский язык» должны активно включаться, анализироваться и разрешаться реальные проблемные ситуации, с которыми сталкивается практикующий педагог.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации де-ятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. № 2. C. 1-18. URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2014_2_Margolis.pdf (дата обращения: 18.06.2018).
2. Караваева А. С. Лингводидактическая (специальная) компетенция бакалавра педагогического образования: специфика, структура, содержание // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия: Педагогические науки. 2015. № 9-10. С. 34-39.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (утвержденный приказом Минобрнауки России от 22.02.18 № 121) [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/ 440301_B_3_16032018.pdf (дата обращения: 18.06.2018).
4. Предложения по формированию программы развития педагогического образования (Приложение № 2 к протоколу № 1 совместного заседания Координационного совета по области образования «Образование и педагогические науки» и Президиума Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки 20 декабря 2016 г.) [Электронный ресурс] // Федеральное учебно-методическое объединение высшего образования (ФУМО ВО). URL: https://docs.wixstatic.com/ugd/ 92ed0b_5ed63fd9d44a44d18e55a6ac6d8d4e8e.pdf (дата обращения: 18.06.2018).
5. Караваева А.С. Профессионально ориентированные задачи как средство оценки уровня сформированности лингводидактической компетенции бакалавров // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия: Педагогические науки. 2017. № 8. С. 38-42.
6. Жигалев Б.А., Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Технологии критериального оценивания и рефлексии как способ повышения мотивации при овладении иностранным языком в школе и вузе // Язык и культура. 2017. № 37. С. 153-165.
7. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (утвержденный приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014)) [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 18.06.2018).
8. Публичный отчет - 2017. От педагогического университета к университету образования: концепция трансформации. Мининский университет [Электронный ресурс] // Федеральное учебно-методическое объединение высшего образования (ФУМО ВО). URL: https://docs.wixstatic.com/ugd/ 92ed0b_3f2340231af24a33837b6a3fe44b3fc4.pdf. (дата обращения: 18.06.2018).
9. Милованова Л.А. Методическое сопровождение как целевая доминанта реализации ФГОС в обучении иностранным языкам // Современные теории обучения иностранным языкам и культурам и критерии их валидности: сб. ст. по материалам Междунар. юбил. науч.-метод. симпозиума (г. Пятигорск, 16-17 мая 2013 г.). Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2013. С. 173-179.
10. Милованова Л.А. Формирование методической компетенции магистрантов направления «Педагогическое образование (иностранные языки)» // Перспективы развития языкового образования в неязыковом вузе: сб. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. (г. Таганрог, 25-26 сентября 2014 г.) [отв. ред. Краснощекова Г.А.]. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2014. С. 128-137.
11. Соловова Е.Н., Боголепова С.В. Современные подходы к определению профессиональной квалификации преподавателя иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2017. № 4. С. 36-45.
12. Тарева Е.Г. Классификатор лингводидактических компетенций - инструмент оценки качества подготовки преподавателя иностранных языков // Инновации в языковом образовании: сб. науч. ст. [редкол.: Казанцева А.А., Казанцева Е.М., Елашкина Н.В.]. Иркутск: Изд-во ИГЛУ, 2008. С. 6-13.
13. Языкова Н.В. Сборник задач и заданий по методике преподавания иностранных языков. Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1977. 263 с.
14. Green С., Tanner R. Tasks for teacher education: A Reflective approach (coursebook). Pearson Education Limited, 2004. 129 p.
15. Green С., Tanner R. Tasks for teacher education: A Reflective approach (trainer's book). Pearson Education Limited, 2004. 97 p.
Поступила в редакцию 31.07.2018 В окончательном варианте 15.09.2018
UDC 378
METHODOLOGICAL TOOLS OF ASSESSING THE FORMATION OF LINGUODIDACTIC (SPECIAL) COMPETENCE IN THE CONDITIONS OF TRANSITION TO THE 3++ FSES HE
L.A. Milovanova1, A.S. Karavaeva2
1,2Volgograd State Socio-Pedagogical University 1,227, Lenina av., Volgograd, Russia, 400066
1 E-mail: [email protected]
2 E-mail: [email protected]
1 Lyudmila A. Milovanova, Dr. Ped. Sci., Professor of English Language Theory Department.
2 Alina S. Karavaeva, postgraduate student of English Language Theory Department.
ABSTRACT
The article deals with the peculiarities of the modernized system of training offoreign language teachers to professional activity under the conditions of the 3++ FSES HE following the requirements of the professional standard of a teacher. The specifically developed methodological technology to determine the level of formation of the lin-guodidactic competence of future foreign language teachers is suggested. The model of professionally oriented (linguodidactic) task, presenting the correspondence of the task's units, the levels of formation and the components of linguodidactic (special) competence, is introduced.
Key words: Federal state educational standard of higher education, the professional standard of a teacher, modular approach, practical teacher's training, professionally oriented (linguodidactic) task, linguodidactic competence, future teacher of a foreign language.
REFERENCES
1. Margolis A.A. Trebovaniya k modernizatsii osnovnykh professional'nykh obra-zovatel'nykh programm (OPOP) podgotovki pedagogicheskikh kadrov v sootvetstvii s professional'nym standartom pedagoga: predlozheniya k realizatsii deyatel'nostnogo podkhoda v podgotovke pedagogicheskikh kadrov [The requirements for the modernization of basic professional education program (BPEP) of teachers training in accordance with the Professional standard of the teacher: proposals for the implementation of the activity approach in teachers training] Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie psyedu.ru [Psychological Science & Education]. 2014. No. 2. Pp. 1-18. http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2014_2_Margolis.pdf (accessed June 18, 2018).
2. Karavaeva A.S. Lingvodidakticheskaya (spetsial'naya) kompetentsiya bakalavra ped-agogicheskogo obrazovaniya: spetsifika, struktura, soderzhanie [Linguodidactic (special) competence of a bachelor of pedagogic education: specific character, structure, contents]. // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universi-teta. Seriya: Pedagogicheskie nauki, 2015, No. 9-10. Pp. 34-39.
3. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya - ba-kalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (utver-zhdennyy prikazom Minobrnauki Rossii ot 22.02.18 no. 121) [Federal state educational standard of higher education - bachelor's degree program in the direction of training 44.03.01 Pedagogical education] Portal Federal'nykh gosudarstvennykh obra-zovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniya. http://fgosvo.ru/uploadfiles/ FG0S%20V0%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf (accessed June 18, 2018).
4. Predlozheniya po formirovaniyu programmy razvitiya pedagogicheskogo obrazovani-ya (Prilozhenie no. 2 k protokolu no. 1 sovmestnogo zasedaniya Koordinatsionnogo soveta po oblasti obrazovaniya «Obrazovanie i pedagogicheskie nauki» i Prezidiuma Federal'nogo uchebno-metodicheskogo ob"edineniya v sisteme vysshego obrazovaniya po ukrupnennoy gruppe spetsial'nostey i napravleniy podgotovki 44.00.00 Obrazovanie i pedagogicheskie nauki December 20, 2016) [The suggestions of preparing
the program of the development of pedagogical education] Federal'noe uchebno-metodicheskoe ob"edinenie vysshego obrazovaniya (FUMO VO). https://docs.wixstatic.com/ugd/92ed0b_5ed63fd9d44a44d18e55a6ac6d8d4e8e.pdf (accessed June 18, 2018).
5. Karavaeva A.S. Professional'no orientirovannye zadachi kak sredstvo otsenki urovnya sformirovannosti lingvodidakticheskoy kompetentsii bakalavrov [Professionaly oriented tasks as a means of assessing the level of formation of linguodidactic competence of bachelors] Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogicheskie nauki, 2017, No. 8. Pp. 38-42 .
6. Zhigalev B.A., Bezukladnikov K.E., Kruze B.A. Tekhnologii kriterial'nogo otsenivani-ya i refleksii kak sposob povysheniya motivatsii pri ovladenii inostrannym yazykom v shkole i vuze [Criteria related assessment and reflection as a way to increase motivation for foreign language acquisition in school and university]. Yazyk i kul'tura. [Language and Culture], 2017, No. 37. Pp. 153-165.
7. Professional'nyy standart «Pedagog» (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere dosh-kol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obra-zovaniya) (vospitatel', uchitel') (utverzhdennyy prikazom Mintruda Rossii ot 18.10.2013 no. 544n (s izm. ot 25.12.2014)) [The professional standard of the teacher (pedagogical activity in the sphere of preschool, elementary, basic and secondary general education) (educator, teacher)] Portal Federal'nykh gosudarstvennykh obra-zovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniya. http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (accessed June 18, 2018).
8. Publichnyy otchet - 2017. Ot pedagogicheskogo universiteta k universitetu obrazovaniya: kontseptsiya transformatsii. Mininskiy universitet [The public report -2017. From the pedagogical university to the university of education: the conception of transformation. Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University] Federal'noe uchebno-metodicheskoe ob"edinenie vysshego obrazovaniya (FUMO VO). https://docs.wixstatic.com/ugd/92ed0b_3f2340231af24a33837b6a3fe44b3fc4.pdf (accessed June 18, 2018).
9. Milovanova L.A. Metodicheskoe soprovozhdenie kak tselevaya dominanta realizatsii FGOS v obuchenii inostrannym yazykam [The methodological support as a purpose of the implementation of FES directed to teaching foreign languages] // Sovremennye teorii obucheniya inostrannym yazykam i kul'turam i kriterii ikh validnosti: sb. st. po materialam Mezhdunar. yubil. nauch.-metod. simpoziuma [Modern theories of teaching foreign languages and cultures and the criteria of their validity] (Pyatigorsk, 1617 May, 2013). Pyatigorsk, Pyatigorsk University Publ., 2013. Pp. 173-179 .
10. Milovanova L.A. Formirovanie metodicheskoy kompetentsii magistrantov napravleni-ya «Pedagogicheskoe obrazovanie (inostrannye yazyki)» [Development of the methodical competence of the undergraduates in the master degree training programme "pedagogical education (foreign languages)"] // Perspektivy razvitiya yazykovogo obrazovaniya v neyazykovom vuze: sb. st. po materialam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [The perspectives of the development of language education in non-linguistic
university] (Taganrog, 25-26 September, 2014) [otv. red. Krasnoshchekova G.A.]. Taganrog, Southern Federal University, 2014. Pp. 128-137.
11. Solovova E.N., Bogolepova S.V. Sovremennye podkhody k opredeleniyu profession-al'noy kvalifikatsii prepodavatelya inostrannogo yazyka [Current approaches to language teacher professional qualification assessment] // Inostrannye yazyki v shkole. 2017. No. 4. Pp. 36-45.
12. Tareva E.G. Klassifikator lingvodidakticheskikh kompetentsiy - instrument otsenki kachestva podgotovki prepodavatelya inostrannykh yazykov [The classifier of lin-guodidactic competence - the instrument of assessing the training quality of the teacher of the foreign language] // Innovatsii v yazykovom obrazovanii: sb. nauch. st. [Innovations and language education: collection of scientific articles] [redkol.: Ka-zantseva A.A., Kazantseva E.M., Elashkina N.V.]. Irkutsk, Irkutsk University Publ., 2008. Pp.6-13.
13. Yazykova N.V. Sbornik zadach i zadaniy po metodike prepodavaniya inostrannykh yazykov. [The collection of tasks and exercises of the methods of teaching foreign languages] Prosveshchenie. Leningr. otd-nie, 1977. 263 p.
14. Green С., Tanner R. Tasks for teacher education: A Reflective approach (coursebook). Pearson Education Limited, 2004. 129 p.
15. Green С., Tanner R. Tasks for teacher education: A Reflective approach (trainer's book). Pearson Education Limited, 2004. 97 p.
Original article submitted 31.07.2018 Revision submitted 15.09.2018