Научная статья на тему 'СЦЕНАРНЫЙ МЕТОД ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ'

СЦЕНАРНЫЙ МЕТОД ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ / СЦЕНАРНЫЙ МЕТОД ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ / СЦЕНАРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ / GIFTED CHILDREN / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR GIFTED CHILDREN / SCENARIO METHOD OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR GIFTED CHILDREN / SCENARIOS OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR GIFTED CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазниченко Марина Александровна, Нескоромных Наталия Ивановна, Краса Екатерина Анатольевна, Молчанюк Кристина Николаевна

Обоснование необходимости психолого-педагогической поддержки одарённых детей не только в процессе учебной деятельности, а также в построении взаимоотношений с родителями, одноклассниками, в разрешении проблем и преодолении барьеров общения, социализации, школьной адаптации. Возможности организации такой поддержки с использованием сценарного метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазниченко Марина Александровна, Нескоромных Наталия Ивановна, Краса Екатерина Анатольевна, Молчанюк Кристина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCENARIO METHOD OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR GIFTED CHILDREN

Substantiation of the need for psychological and pedagogical support of gifted children not only in the process of educational activities, but also in building relationships with parents, classmates, in solving problems and overcoming barriers to communication, socialization, and school adaptation. Opportunities for organizing such support using the scenario method.

Текст научной работы на тему «СЦЕНАРНЫЙ МЕТОД ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ»

УДК 37.013.77

СЦЕНАРНЫЙ МЕТОД ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ1

Мазниченко Марина Александровна,

профессор кафедры педагогического и психолого-педагогического образования, ведущий научный сотрудник Сочинского государственного университета, доктор педагогических наук, доцент, профессор, г. Сочи

Нескоромных Наталия Ивановна,

методист Центра творческого развития и гуманитарного образования, кандидат педагогических наук, доцент, г. Сочи

Краса Екатерина Анатольевна,

соискатель лаборатории дидактики и философии образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, учитель обществознания гимназии № 25, г. Краснодар

Молчанюк Кристина Николаевна,

соискатель лаборатории стратегии и теории воспитания личности Института стратегии развития образования Российской академии образования, учитель английского языка НОУ «Школа бизнеса», г. Сочи

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ НЕ ТОЛЬКО В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, А ТАКЖЕ В ПОСТРОЕНИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С РОДИТЕЛЯМИ, ОДНОКЛАССНИКАМИ, В РАЗРЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ И ПРЕОДОЛЕНИИ БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИИ, ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ. ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТАКОЙ ПОДДЕРЖКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЦЕНАРНОГО МЕТОДА.

• одарённые дети • психолого-педагогическая поддержка одарённых детей • сценарный метод психолого-педагогической поддержки одарённых детей • сценарии педагогического сопровождения одарённых детей

Актуальной задачей российского образования является выявление и поддержка одарённых детей, с тем, чтобы они могли максимально реализовать свой потенциал, свои способности с пользой для общества и для собственного развития, самореализации, роста. Эта задача ставится перед образовательными организациями и педагогами в стратегических и нормативных документах российского образования (в федеральном проекте «Успех каждого ребёнка», в федеральных государственных образовательных стандартах начального, основного и среднего общего образования, в региональном законодательстве сферы образования (например, в Законе Краснодарского

края от 2 июня 2006 г. № 1035-К3 «О поддержке одарённых детей в Краснодарском крае»2), отражена в программах развития образовательных организаций.

В психологии и педагогике существует более 130 определений одарённых детей. Возможно, стоит согласиться с Й. Смед-срудом в том, что понятие одарённости является слишком многомерным, чтобы быть

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Кубанского научного фонда в рамках научного проекта № «МФИ-20.1/112».

2 Закон Краснодарского края от 2 июня 2006 г. № 1035-К3 «О поддержке одаренных детей в Краснодарском крае» // Правовая система «Гарант». Режим доступа: https://base.garant.ru/23941035.

3 Smeds, Nordic St

ud J. Explaining the Variations of Definitions in Gifted Education // udies in Education. — Vol. 40. No. 1. 2020. P. 79-97.

4 Sharp L for Acade Literacy P. 17-21

7 Вежлив ми. URL: s-povysh

8 Hewarc ed.). — L

раскрытым с помощью одного или нескольких определений3.

В отечественной и зарубежной педагогике дифференцируются понятия одарённых и талантливых детей. В одной из таких концепций к одарённым относят детей с высоким интеллектом и академической успешностью, к талантливым — детей с повышенными художественными и двигательными способностями4. В другой концепции понятия одарённых и талантливых детей дифференцируются по уровню повышенных способностей (у одарённых детей — более высокий)5. В отечественной и зарубежной научной и методической литературе используются также понятия «дети с повышенными способностями»6, «дети с высокими способностями к обучению», «дети с повышенными творческими способностями», «дети с повышенными образовательными потребностями»7, «исключительные дети»8.

Учитывая сложность точного выявления проявлений одарённости даже в школьном возрасте, под одарёнными детьми мы будем понимать детей, на определённом этапе значительно опережающих своих сверстников в каком-либо одном или нескольких видах деятельности (интеллектуальной, творческой, спортивной и пр.) за счёт повы-

A, & Clemmer P. The Neglected Readers: Differentiating Instruction mically Gifted and Talented Learners // The Journal of Balanced Research and Instruction. — Volume 3. Issue 1. Article 5. 2015.

5 Рабочая концепция одарённости / под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. ШаДрикова. Мин. образ. РФ. — М., 2003. — 90 с.

6 Cukieikorn J.R., Karnes F.A., Manning S.J., Houston H., Besnoy K. Recog lizing Giftedness: Defining High Ability in Young Children // Dimensions of early childhood. — 2008. — 36 (2). — P. 3-13. Perleth C h, Schatz T, Monks F.J. Early identification of high ability. // K.A. Heller, F.J. Mon<s, R.J. Sternberg, R.F. Subotnik (Eds.). International handbook of giftedness and talent. — Oxford: Pergamon, 2000. — P. 297-316.

цева М. Дети с повышенными образовательными потребностя-https://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskaja-poderzhka-detei-snymi-obrazovatelnymi-potrebnostjami.html.

W.L. Exceptional children: An introduction to special education (7th pper Saddle, NJ, 2003. — P. 326-328.

9 Piechowski M.M. Emotional development and emotional giftedness // N. Colangelo, G.A. Davis (Eds.). Handbook of gifted education. — Boston: Allyn and Bacon, 1992. — P. 285-305.

шенного уровня способностей к данному виду деятельности. Фактически это дети с признаками одарённости, которые в дальнейшем могут реализоваться или не реализоваться.

Мы не считаем правильным ограничивать одарённость только академической, интеллектуальной. В категорию одарённых детей мы включаем школьников, значительно опережающих своих сверстников либо в учебной, научной, интеллектуальной деятельности, характеризующихся творческим и продуктивным мышлением и повышенным уровнем интеллекта (академическая, интеллектуальная, творческая одарённость), либо в творческих видах деятельности (художественно-изобразительная, музыкальная, артистическая, литературная одарённость), в спорте (спортивная одарённость), в ремеслах и физических видах труда (практическая одарённость), в лидерстве и управлении людьми (лидерская одарённость), в эмоциональной и духовно-нравственной сфере (эмоциональная9 и духовно-нравственная одарённость).

Следует отметить, что в работе с одарёнными детьми имеет место некоторый перевес в сторону академической успешности, высоких достижений в конкретном виде деятельности (науке, спорте, творчестве) в ущерб социальной адаптации, воспитанию, социализации. То есть больше внимания уделяется подготовке и победам таких детей в различных олимпиадах и конкурсах, чем помощи в решении возникающих у них проблем социализации, общения, социальной адаптации.

В массовой образовательной практике работой с одарёнными детьми чаще всего занимаются организации дополнительного образования детей (спортивные, музыкальные школы и кружки, центры творческого развития). В общеобразовательных школах делается акцент на участии таких детей в олимпиадах и конкурсах, проектной и исследовательской деятельности. При этом из поля внимания педагогов выпадают проблемы социализации, общения, школьной адаптации одарённых и талантливых детей, которые возникают у них чаще, чем у сверстников. Наличие таких проблем выявлено в ряде экспериментальных исследований, как отечественных, так и зарубежных.

Ф.Л. Ратнер, Р.Н. Губайдуллина указывают на психические (гиперактивность, повышенная чувствительность, неравномерность познавательного, эмоционального и физического развития); психосоциальные (эгоцентризм, высокомерие, болезненное самолюбие, постоянное желание демонстрировать свои способности, непрерывное самоутверждение, пренебрежительное отношение к сверстникам, завышенная самооценка), физиологические (слабое здоровье), социальные (неумение адаптироваться в среде, общаться со сверстниками, замкнутость, высокий риск социальной изоляции и отвержения со стороны сверстников) проблемы одарённых школьников10.

В.С. Юркевич экспериментально выявила, что учителя характеризуют одарённых школьников как «выбивающихся из общего темпа», «странных в поведении, непонятных», «индивидуалистов», «не умеющих общаться, конфликтных», «не всегда подчиняющихся большинству, руководству»11, что свидетельствует о наличии у одарённых детей проблем в школьной адаптации, построении взаимоотношений с учителями и сверстниками.

К. Тэкекс обращает внимание на преувеличенные страхи одарённых детей и чувствительность к взрослым проблемам (способны вообразить множество опасных последствий, которые затем их беспокоят), эгоцентризм, чувствительность и уязвимость12.

Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков указывают на то, что одарённые дети часто испытывают проблемы, связанные с низким развитием саморегуляции, волевых навыков, менее уживчивым характером, чем у других детей, что приводит к трудностям в общении и низкой успеваемости по предметам, не связанным с их одарённостью

13

Е.С. Белова отмечает такие проблемы одарённых детей, как лень и неорганизо-

ванность14.

Е.И. Щебланова проблемой считает пер-фекционизм одарённых детей, который тормозит некоторые виды принятия риска, не позволяет таким детям включаться в те виды деятельности, в которых они менее успешны, чем сверстники; а также внутри-и межличностные конфликты из-за раннего понимания своего отличия от других детей,

—Нонет тодш, прошы

необходимости принятия другими15. «Как ни парадоксально, именно опережающее развитие таких детей может служить источником их проблем в учении, когнитивном и личностном развитии, общении, поведении», — отмечает исследователь

16

К.Э. Райт-Скотт экспериментально выявлено, что одарённые дети могут испытывать уникальные социально-эмоциональные проблемы, связанные с их одарённостью, которые могут помешать их развитию

17

Перечисленные и ряд других социально-эмоциональных проблем одарённых детей требуют специально организованной психолого-педагогической поддержки как со стороны учителей школы, педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов, так и родителей. Оптимальным средством такой поддержки мы считаем сценарный метод.

Сценарные методы активно используются в педагогике, но разработаны применительно к проектной функции педагога: сценарии развития школы и образовательных систем (Ю.В. Громыко18), педагогического сопровождения становления и развития социокультурной идентичности школьников (М.В. Шакурова19), взаимодействия классного

ых детей

М.: Про-

одарён-

10 Ратнер Ф.Л., Губайдуллина Р.Н. Проблемы и барьеры одарённ^. // Вестник ТГПУ. — 2014. — № 5 (146). — С. 105-109.

11 Юркевич В.С. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность. свещение, 1996. — 81 с.

12 Цит. по Ратнер Ф.Л., Губайдуллина Р.Н. Проблемы и барьеры ных детей // Вестник ТГПУ. — 2014. — № 5 (146). — С. 105-109.

13 Рабочая концепция одарённости / под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова. Мин. образ. РФ. — М., 2003. — 90 с.

14 Белова Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддерж М.: Флинта, 1998. — 141 с.

15 Щебланова Е.И. Неуспешные одарённые школьники. — М.: 2014. — 248 с.

16 Там же.

17 Wright-Scott Kerry-Ann. The social-emotional well-being of the and perceptions of parent and teacher social support. — Queensland

: gift

of Technology, 2018. — 333 р.

18 Громыко Ю.В. Сценарная паноплия: сценарий для России путь: новая повестка дня для президента. — М. 2004. — 398 с.

19 Шакурова М.В. Педагог как субъект педагогического сопроЕ

становления и развития социокультурной идентичности шко моделирование сценариев // Вестник Костромского государст университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, Т. 14. — С. 108-111.

БИНОМ,

ed child University

русский

ождения льников: венного 2008. —

20 Тюнни сный № 4. —

рук

22 Масюк ких сцен С. 16-22

руководителя с родителями (Ю.С. Тюнников, М.А. Мазниченко20), профилактики социальных зависимостей (М.А. Мазниченко, Н.И. Нескоромных21), дидактические сценарии урока (Н.А. Масюкова22).

Мы считаем возможным использовать сценарный метод в организации психолого-педагогической поддержки одарённых детей в решении возникающих у них социально-эмоциональных проблем. В организации такой поддержки педагога могут интересовать три типа сценариев:

• желательный сценарий одарённого ребёнка, который выступает целевым ориентиром педагогического сопровождения;

• сценарий, требующий педагогической коррекции, который имеет место у одарённого ребёнка;

• сценарий педагогического сопровождения, который реализуют педагоги и родители в отношении одарённого ребёнка.

Содержание сценариев целесообразно строить в рамках четырёх тематических групп: «Жизненное самоопределение», «Учёба и школьная адаптация», «Семья», «Общение со сверстниками».

Сценарий «Жизненное самоопределение» направлен на оказание помощи одарённому ребёнку в определении его жизненных ценностей и целей, планов и перспектив, смыслов жизни, в развитии субъект-ности в совершении жизненных выборов.

Желательный сценарий: одарённый ребёнок стремится к достижению успеха в различных сферах жизнедеятельности (профессиональной, гражданской, семей-но-бытовой), к сохранению физического, психического и душевного здоровья для того, чтобы реализовать свои способности, талант. Самоопределение одарённого ребёнка связано с пониманием и реализацией им своих повышенных способностей,

ков Ю.С, Мазниченко М.А. Сюжетное стратегирование: клас-оводитель — родители // Школьные технологии. — 2003. — .114-124.

21 Мазниченко М.А., Нескоромных Н.И. Профилактика социальных зависимостей подростков: сценарный подход // Школьные технологии. 2013. — № 4. — С. 126-140.

ова Н.А. Формирование стратегии обучения в виде дидактичес-ариев уроков // Столичное образование. — 2010. — № 6. —

имеет социальную, гуманистическую направленность (применение своего таланта для пользы обществу, людям), совершено самостоятельно и ответственно (не навязано родителями, педагогами, обществом), не противоречит сущности и интересам ребёнка, охватывает различные сферы жизнедеятельности (работа, семья, дружба, социальная активность).

Сценарии, требующие педагогической коррекции:

• самоопределение, игнорирующее одарённость: ребёнок не принимает свою одарённость и не связывает свою жизнь с её реализацией;

• негуманная или асоциальная направленность самоопределения: дело для ребёнка важнее людей, для которых в том числе он и совершает это дело (например, делает научные открытия); асоциальная реализация своих способностей (воровство, взлом сайта); реализация своего таланта исключительно ради славы, болезненного самолюбия;

• навязанное самоопределение: например, родители, которым не удалось реализовать свою мечту, хотят, чтобы её реализовал их ребёнок, и с детства навязывают ребёнку сценарий, по которому он всё время своей жизни посвящает, например, спорту или музыке. При этом интересы ребёнка родителей не интересуют, а он не пытается высказать им своё мнение, идёт на поводу у родителей;

• абсолютизация одарённости: ребёнок решает всю жизнь посвятить только любимому делу, не рассматривая другие сферы жизни (семья, дружба, социальная активность, досуг).

Сценарий педагогического сопровождения жизненного самоопределения одарённого ребёнка включает: диагностику познавательных потребностей, профессиональных интересов и жизненных ценностей ребёнка, соотнесение их с видом одарённости, поддержку развития самосознания, самооценки, стремления к самопроектированию и форсайту собственных возможностей. Это возможно через беседы с ребёнком и родителями по итогам диагностики, совместное с одарённым ребёнком прогнозирование, моделирование жизненных ситуаций, обсуждение преимуществ выбора, сделанного учеником.

Нонет тодш, прошы

Приведём примеры реализации сценария

для решения конкретных проблем одарённых детей:

- проблема «игнорирование одарённости»:

• провести классный час о том, почему одни люди в полной мере реализуют свой потенциал, свои таланты, а другие «зарывают их в землю». Начать классный час с обсуждения притчи о таланте. Затем попросить школьников привести свои примеры людей, способности которых недооценили они сами и окружающие их люди, и примеры, когда сам человек и его окружение создали благоприятные условия для развития способностей и талантов;

• предложить всем ученикам класса сделать коллаж с изображением себя в виде супергероя, внешний вид которого отражал бы его «суперспособности», сделать коллективный постер «мы — супергерои»;

• разыграть театрализованную сценку, в которой недооценивающий себя ученик играет роль человека, вызвавшего восхищение окружающих своими умениями;

• задействовать школьника в качестве координатора (соорганизатора) коллективного дела — например, подготовки выступления к празднику, организации поездки класса на турбазу;

- проблема «навязанное самоопределение»:

• классному руководителю вместе с классом снять небольшой фильм (видеоролик) о родителях их одноклассника, навязывающих ему свои модели жизни, разместить этот видеоролик на странице класса в социальных сетях и предложить ребёнку показать этот фильм родителям;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• вместе с детьми посмотреть мультипликационный фильм «Маленький принц» (Франция, 2015), обсудить его содержание; подумать, правильно ли, когда мама строит жизнь своего ребёнка по составленному ей расписанию и посвящает свою жизнь ему; как можно в реальности противостоять этому и нужно ли; подумать, почему всё же в фильме девочка поступила в академию, которую предложила ей мама;

• психологу школы провести с одарённым ребёнком тренинг на построение собственного сценария жизни на примере жизненного пути выдающейся личности

и разбора точек бифуркации — переломных моментов в его жизни.

- проблема негуманной направленности самоопределения:

• классному руководителю, учителю-предметнику привлечь одарённого ребёнка к участию в социальном проекте, требующем применения его способностей. Например, ребёнка, одарённого в программировании, вовлечь в социальный проект по разработке приложения для людей с инвалидностью; в рамках проекта попросить его побеседовать с людьми, которым необходимо такое приложение, узнать, с какими сложностями сталкиваются эти люди, выяснить, чем он может помочь своим изобретением: например, приложение по поиску волонтёров, помогающих передвигаться по городу на инвалидном кресле.

Сценарий «Семья» направлен на оказание помощи одарённому ребёнку в разрешении проблем и построении взаимоотношений с родителями, членами семьи, а также в планировании своей будущей семьи.

Желательный сценарий: осознание родителями одарённости ребёнка, связанных с ней особенностей и оказание ему помощи в развитии повышенных способностей и в реализации себя в разных жизненных сферах.

Сценарии, требующие педагогической коррекции:

• родители видят одарённость там, где её нет, или существенно переоценивают признаки одарённости;

• родители возводят одарённость ребёнка «на пьедестал», освобождая его от всех домашних обязанностей, решают за него все бытовые проблемы, чтобы он мог всё своё время посвящать любимому делу, жертвуют своими интересами ради одарённого ребёнка, тратят на его образование все свои финансовые средства, постоянно хвалят ребёнка, рассказывают родным и близким о его успехах и достижениях, неадекватно воздействуют на его самооценку (разжигают самолюбие, постоянно побуждают к демонстрации своих способностей), стимулируя таким образом развитие эгоистичности, болезненного самолюбия (нарциссизма), стремления к славе;

• родители считают своего ребёнка значительно лучше сверстников, чрезмерно контролируют и опосредуют общение ребёнка, не одобряют его дружбу с «обычными» и тем более слабоуспевающими сверстниками;

• родители манипулируют своим одарённым ребёнком, навязывая ему свой сценарий жизни и свой сценарий реализации одарённости;

• родители игнорируют и подавляют одарённость ребёнка, ограничивают его деятельность, искусственно сдерживают темпы его развития, не оказывая никакой помощи и поддержки в развитии повышенных способностей, постоянно ругают ребёнка за то, что он «не такой, как все»;

• родители искусственно ускоряют развитие одарённости ребёнка, предъявляя к нему чрезмерные требования и создавая сверхнагрузки;

• родители «эксплуатируют» способности одарённого ребёнка: его учебные и иные достижения служат средством удовлетворения амбиций родителей;

• не принимая сложившихся в семье взаимоотношений, одарённый ребёнок не планирует создавать собственную семью и хочет всю свою жизнь посвятить любимому делу.

Сценарий педагогического сопровождения детско-родительских отношений одарённого ребёнка включает поддержание социализации одарённого ребёнка; переориентацию родителей на позитивное восприятие, понимание и фасилитацию развития одарённого ребёнка в семье, оптимальное сочетание семейной поддержки и эмоциональной близости с ребёнком с предоставлением ему свободы для разностороннего развития и личностной автономии. Это возможно через психологическое просвещение, выстраивание приоритетов, консультации и беседы с родителями и ребёнком, проведение при необходимости психологического консультирования, тренингов детс-ко-родительского взаимодействия. Важно поощрять стремление одарённого ребёнка проявлять самостоятельность, делиться с родителями своими страхами, опасениями, желаниями, потребностями стремлениями, интересами, заботиться о близких; пресекать пренебрежительное отношение одарённого ребёнка к своим близким.

Приведём примеры реализации сценария для решения конкретных проблем одарённых детей:

- проблема манипулирования одарённым ребёнком со стороны родителей:

• классному руководителю предложить родителям одарённого ребёнка посмотреть сериал «Притворство» (США, 2019), в ходе личной беседы обсудить с ними последствия гиперопеки и манипулирования одарённым ребёнком;

• психологу провести с подростком тренинг на построение собственного сценария жизни на примере жизненного пути выдающейся личности и разбора точек бифуркации в её жизни;

- проблема переоценки родителями одарённости ребёнка:

• классному руководителю организовать мероприятие («День профессий», «Город мастеров», «Алло, мы ищем таланты») с участием детей и родителей, на котором ученики класса (возможно, и других классов параллели) продемонстрируют свои умения в том виде деятельности, в котором родители переоценивают одарённость ребёнка. Таким образом родители получат возможность посмотреть на своего ребёнка со стороны и оценить его способности относительно других ребят.

- проблема эксплуатации родителями одарённости ребёнка:

• предложить родителям вместе с ребёнком посмотреть фильм «Одарённая» (Франция, 2017); обсудить, почему Мэри осталась с дядей и в обычной школе, а не переехала к бабушке и не стала учиться в школе для одарённых детей;

- проблема «родители считают своего ребёнка значительно лучше сверстников, чрезмерно контролируют и опосредуют общение ребёнка, не одобряют его дружбу с «<обычными» и тем более слабоуспевающими сверстниками»:

• классному руководителю обсудить с ребёнком мультипликационный фильм «Маленький принц», рассмотрев, почему девочка стала дружить с Авиатором;

• привлечь родителей такого ребёнка и его самого к участию в групповом проекте, требующем слаженной работы команды; по итогу мероприятия обсудить удачи

Нонет тодш, прошы

и промахи, продемонстрировать, что работа команды строится, как пазл, из сильных сторон разных людей.

Сценарий «Учёба и школьная адаптация»

призван помочь одарённому ребёнку адаптироваться в школе и ученическом коллективе, продуктивно разрешать конфликты с учителями и сверстниками, с интересом изучать разные учебные предметы, отдавая приоритет тем, которые максимально развивают повышенные способности.

Желательный сценарий: одарённый ребёнок социально адаптирован к школе, максимально включён в образовательный процесс (успешный, интересующийся, активный), имеет образовательные потребности и потребности в достижениях, смог реализоваться в учебно-познавательной, учебно-исследовательской деятельности; школа и педагоги адаптированы к особенностям одарённого ребёнка, помогают ему в адаптации к требованиям учителей и нормам детского коллектива.

Сценарии, требующие педагогической коррекции:

• ребёнок не проявляет никакого интереса к учебным предметам, не связанным с его одарённостью, демонстративно игнорирует их изучение; широта интересов ребёнка и его большая любознательность не согласованы с задачами, которые ставят перед ним учителя и школа;

• одарённому ребёнку скучно на уроках, поэтому он демонстрирует вызывающее поведение, постоянно нарушает дисциплину: задаёт каверзные вопросы, выскакивает с нелепыми замечаниями, выбивается из общего темпа, уличает учителей в незнании каких-либо вопросов, высокомерно относится к слабоуспевающим сверстникам;

• ребёнок испытывает отвращение к школе, потому что его не понимают и не принимают ни учителя, ни одноклассники;

• ребёнок скрывает свои способности и одарённость из-за боязни непонимания их сверстниками, жертвует своей уникальностью ради того, чтобы быть «как все».

Сценарий педагогического сопровождения включает повышение психологической безопасности образовательной среды для

одарённого ребёнка; «состыковку» его индивидуального своеобразия с условиями и содержанием обучения; создание условий освоения одарённым ребёнком различных социальных ролей, приобретения ролевой гибкости; индивидуализацию образовательной траектории, помощь в построении индивидуального сценария изучения каждого учебного предмета с позиций реализации его одарённости, вовлечение одарённого ребёнка в выполнение индивидуальных междисциплинарных учебных проектов, объединяющих содержание любимого и «неинтересного» предмета. Помогая в построении индивидуального сценария изучения учебных предметов, ученику с художественно-изобразительной одарённостью можно порекомендовать изучать иностранный язык для того, чтобы познакомиться с зарубежными художниками, пообщаться с ними в социальных сетях, русский язык — чтобы производить впечатление на других людей не только своими картинами, но и своей личностью, манерой общения, математику — для развития терпения и упорства в достижении целей, физкультуру — для выработки точных движений руки при рисовании.

Приведём примеры реализации сценария для решения конкретных проблем одарённых детей:

- проблема низкой мотивации изучения одарённым учеником предметов, не связанных с его одарённостью:

• устроить конкурс памяток «5 причин учиться, когда скучно и неинтересно», «5 советов, как полюбить самый скучный предмет»; на классном часе проголосовать за лучшие причины и советы; составить одну памятку с самыми действенными советами и причинами и разместить её на классном стенде;

• учителю «нелюбимого» предмета помочь одарённому ребёнку составить индивидуальный сценарий его изучения, связанный с реализацией одарённости (например, изучение иностранного языка для общения с зарубежными учёными или участия в зарубежном творческом конкурсе);

- проблема скуки одарённого ученика на уроках:

• учителю привлекать одарённого ребёнка к объяснению учебного материала, в качестве эксперта при проверке заданий,

организовывать групповую работу, где он выступит в роли учителя, тьютора, консультанта;

• организовать урок-погружение с участием одарённого ребёнка и учеников более старших классов, на котором они вместе будут разбираться в новом для них материале;

- проблема низкого социометрического статуса одарённого ребёнка в ученическом коллективе:

• привлекать одарённого ребёнка к принятию решений, влияющих на жизнь класса;

• предложить классу выполнить групповой проект, направленный на изучение особенностей одарённых и талантливых детей; при этом одарённый ребёнок выступит объектом изучения;

• организовать в классе коллективный просмотр и обсуждение фильма «Чучело» и проблемы буллинга в школе;

• предложить одарённому ребёнку с низким социометрическим статусом посещать кружок командных видов спорта (баскетбол, волейбол).

Важной составляющей сценария выступает специальная организация и педагогическое сопровождение участия одарённого ребёнка в коллективной учебной работе со сверстниками в парах, малых группах, где одарённый ребёнок может выполнять роль учителя, консультанта, члена команды по выполнению группового проекта, ученика в паре с «учителем»-сверстником.

Когда учитель на уроке организует групповую учебную работу с участием одарённых младших школьников и подростков, то зачастую у таких детей и их сверстников, объединённых для совместной работы, возникают проблемы:

• с формированием коллектива (проявления эгоцентризма, нежелание принимать одарённого ребёнка в коллектив, неспособность подстроиться под его особенности, нежелание помогать друг другу, взаимообучать друг друга);

• с установлением контакта (нежелание одарённого ребёнка идти на контакт с участниками групповой работы);

• с принятием коллективных норм и правил (нежелание их принимать и подчиняться им);

• с распределением функций, ролей, фронта работы (чрезмерная инициатива, стремление одарённого ребёнка всё выполнить самому);

• с совместным выполнением каких-либо функций (неумение что-либо делать вместе со сверстником, желание делать самостоятельно);

• с разрешением возникающих конфликтов (неумение уступать, договариваться);

• с контролем, коррекцией, оценкой действий друг друга (неприятие критики, неумение контролировать и регулировать свои эмоции, действия, поведение; чрезмерная, необоснованная критика других и отрицание собственных недостатков).

Организуя на уроке групповую работу с участием одарённого ребёнка, учителю необходимо создавать особые условия, способствующие продуктивному решению перечисленных проблем.

- Предварительная подготовка сверстников к групповому взаимодействию с одарённым ребёнком. Важно, чтобы сверстники больше узнали об особенностях одарённого ученика, прежде чем строить учебное взаимодействие с ним. В этом могут помочь беседы (с учителем, классным руководителем, психологом, социальным педагогом), просмотр и обсуждение художественных фильмов об одарённых детях (например, фильм «Одарённая», США, 2017 г., режиссёр М. Уэбб, сценарист Т. Флинн), выполнение проектов по изучению особенностей одарённых детей (в которых одарённый подросток становится объектом научного изучения сверстниками и объектом интроспекции, рефлексии); создание игровых ситуаций, например, ситуации «Обмен ролями», в которой отстающий ученик играет роль «ботана-отличника», а одарённый ребёнок — роль «зубрилы».

- Педагогическая поддержка учителем как одарённых детей, так и их сверстников. Зачастую учителя понимают задачи педагогической поддержки одарённых детей как помощь им в адаптации к школе и ученическому коллективу. Однако с позиций гуманитарной педагогической парадигмы более продуктивен социально-дезадаптив-ный подход, в соответствии с которым проблемы адаптации одарённых детей рассматриваются как нарушение адекватного

взаимодействия школы с ними (Е.Н. Дзят-ковская, В.В. Долгих, Л.И. Колесникова, Г.Ф. Кумарина, К.С. Лебединский, В.М. Поляков, Л.В. Рычкова, Е.А. Ямбург). Организуя групповую учебную работу, важно не только помочь одарённому ученику научиться работать в коллективе, но и помочь его сверстникам принять такого ребёнка, построить учебное взаимодействие с ним. Это возможно с помощью устных и письменных инструкций, создания воспитывающих ситуаций, ситуаций успеха, смены ролей в группе, организации предварительной работы, направленной на понимание себя и друг друга. В результате объединённая для совместной учебной работы группа детей становится коллективным субъектом учения и общения.

- Объединение детей для совместной работы по принципу взаимодополнения их сильных и слабых сторон. Например, хорошо успевающий по предмету одарённый ребёнок объединяется со слабоуспевающим, эгоистичный одарённый ребёнок — с альтруистичным, направленным на других сверстником, интроверт — с экстравертом. Рассматривая особенности взаимодействия детей младшего школьного возраста с разными образовательными потребностями на уроке иностранного языка, О.В. Штерн сделала вывод о том, что наиболее продуктивным являются следующие пары: «одарённый ребёнок и ребёнок, развивающийся согласно возрастной норме, который хорошо усвоил материал»; «одарённый ребёнок — ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (взаимодействие продуктивно для обучающегося с ОВЗ)»23.

- Смена ролей одарённого подростка в групповой учебной работе: организатор, помощник, исполнитель, консультант, тьютор. Обычно одарённый ребёнок хочет быть лидером, вести за собой сверстников. Но для преодоления эгоцентричности важно, чтобы он научился выполнять и другие роли: исполнителя, подчинённого.

Приведём пример организации групповой учебной работы: одарённому ребёнку предлагается придумать и выполнить совместно с одноклассниками научное исследование (инновационный проект), включающий проведение наблюдения, эксперимента, анкетирования, анализа архивных материалов,

Цошщ тодш, прошы

статистических данных. Создаётся команда для выполнения проекта, в которой одарённый ребёнок выступает генератором идей, а одноклассники — ассистентами в её воплощении. Они могут предлагать свои идеи, проводить опросы, наблюдения, участвовать в проведении экспериментов. Результаты проекта вся команда представляет классу, а затем — на конкурсе (например, «Я — исследователь»). Цель развития одарённого ребёнка: развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде, снижение эгоцентризма. Цели развития сверстников: развитие интереса к научным исследованиям, умений проектной деятельности, работы в команде, позитивного отношения к одарённому сверстнику, несмотря на некоторые особенности его поведения (например, замкнутость, отстранённость). Задачи педагога: создать условия, чтобы одарённый ученик не подавлял сверстников, а взаимодействовал с ними, считал их полноправными исполнителями проекта.

Сценарий «Общение со сверстниками»

направлен на оказание одарённому ребёнку помощи в построении общения со сверстниками, в преодолении барьеров и трудностей такого общения.

Желательный сценарий: одарённый ребёнок смог самоутвердиться и завоевать признание в классном коллективе, имеет высокий социометрический статус, имеет друзей в классе, продуктивно строит общение со сверстниками.

Сценарии, требующие педагогической коррекции:

• одарённый ребёнок — изгой в классном коллективе, над ним смеются и издеваются, не хотят общаться и дружить, совместно выполнять какую-либо работу (групповой проект, дежурство);

• одарённый ребёнок сам дистанцируется от детского коллектива, высокомерно относится к сверстникам, не проявляет эм-патии и сострадания к ним, самоутверждается за счёт менее способных детей;

• одарённый ребёнок конфликтует

со сверстниками; 23 Штерн О В■ Ос°бенности ^ твия детей младшего школьного

• одарённый ребё- , с разными образовательными п

нок находится в социальной изоляции со стороны

тями на уроке иностранного язык: тник ТГПУ (TSPU Bulletin). — 2019 (205). — С. 14-20.

модеис-зозраста 1С требнос-а // Вес-No 8

сверстников: не имеет друзей в классе; ни с кем не поддерживает тесного эмоционального контакта; холоден и не проявляет тёплых, дружеских эмоций.

Сценарий педагогического сопровождения обеспечивает включение одарённого ребёнка в систему социальных связей, повышение и формирование его устойчивого статуса в детском коллективе, поддержку конструктивного, эмоционально-ценностного общения со сверстниками, развитие у него эмоционального интеллекта, умения проявлять эмоции, нравственные чувства, эмпатию, сострадание, сорадование, помогать и заботиться о сверстниках, умения дружить и любить, радоваться успехам сверстников, поддерживать их. Важно спроектировать работу по командообразованию и сплочению ученического коллектива, в который включён одарённый ребёнок. Всё это возможно через организацию сюжетно-ролевых и театрализованных игр, психологических тренингов, групповой учебной работы на уроке.

Приведём примеры реализации сценария для решения конкретных проблем одарённых детей:

- проблема «одарённый ребёнок дистанцируется в классе, считает себя значительно успешнее сверстников»:

• учителям-предметникам систематически создавать воспитательные ситуации, в которых одарённый ребёнок должен быть не впереди, а за сверстниками: например, талантливому спортсмену в походе дать задание идти за слабым в спортивной подготовке сверстником, чтобы тот шёл быстрее, не потерялся, соблюдал правила передвижения; на уроке по русскому языку ребёнку с языковой одарённостью предложить сдать свой диктант последним, помогая проверить его слабым ученикам;

• классному руководителю предлагать детям для юмористических мероприятий разыгрывать сценки (снять юмористический видеоролик, клип), в которых одарённый ребёнок с завышенной самооценкой должен играть роль двоечника, неудачника, изгоя;

• учителям-предметникам систематически предлагать одарённому ребёнку с завышенной самооценкой выполнять роль ис-

полнителя, подчинённого в парной и групповой работе;

• приглашать «зазвездившегося» (термин Е.О. Пятакова) ученика на уроки в более старшие классы и предлагать ему задания по программе этих классов;

• если в классе с таким ребёнком учится ученик с ОВЗ или инвалидностью, то включать его в парную работу с одарённым ребёнком, сопровождая их взаимодействие соответствующими педагогическими инструкциями;

- проблема «одарённый ребёнок — изгой в детском коллективе»:

• классному руководителю предложить детям провести юмористическое мероприятие, для которого разыграть сценку (снять юмористический видеоролик, клип), где одарённый ребёнок с заниженной самооценкой должен играть роль лидера, руководителя, объекта всеобщего восхищения, поклонения;

• учителям-предметникам систематически предлагать одарённому ребёнку с заниженной самооценкой выполнять роль эксперта, консультанта в парной и групповой работе; предложить ему стать тьютором слабоуспевающего ученика.

В заключение отметим, что объективно и субъективно возникающие проблемы в обучении и воспитании одарённых детей могут и должны преодолеваться или предупреждаться в процессе психолого-педагогической поддержки таких детей с применением сценарного метода. Каждый из избираемых сценариев одарённого ребёнка является следствием сложного взаимодействия индивидуальных качеств и внешних условий, заданных особенностями образовательного процесса, семейного воспитания. В каждом педагогическом сценарии определена фиксированная последовательность предполагаемых событий, нацеленных на сохранение и развитие детской одарённости, решение проблем одарённого ребёнка. Педагогический сценарий психолого-педагогической поддержки одарённого ребёнка должен проектироваться на основе понимания закономерностей развития одарённости в детском возрасте и быть результатом творческой и согласованной работы педагогов, психолога, родителей ребёнка, хотя не исключена возможность разработки сценария одним специалистом. □

Ноши, тодш, iipoeutu

Литература

1. Белова Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. — М.: Флинта, 1998. — 141 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Вежливцева М. Дети с повышенными образовательными потребностями. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/ pedagogicheskaja-poderzhka-detei-s-povyshenymi-obrazovatelnymi-potrebnostjami.html

3. Громыко Ю.В. Сценарная паноплия: сценарий для России: русский путь: новая повестка дня для президента. — М., 2004. — 398 с.

4. Закон Краснодарского края от 2 июня 2006 года № 1035-K3 «О поддержке одарённых детей в Краснодарском крае» // Правовая система «Гарант». Режим доступа: https://base.garant. ru/23941035.

5. Мазниченко М.А., Нескоромных Н.И. Профилактика социальных зависимостей подростков: сценарный подход // Школьные технологии. — 2013. — № 4. — С. 126-140.

6. Масюкова Н.А. Формирование стратегии обучения в виде дидактических сценариев уроков // Столичное образование. — 2010. — № 6. — С. 16-22.

7. Рабочая концепция одарённости / под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрико-ва. Мин. образ. РФ. — М., 2003.- 90 с.

8. Ратнер Ф.Л., Губайдуллина Р.Н. Проблемы и барьеры одарённых детей // Вестник ТГПУ. — 2014. — № 5 (146). — С.105-109.

9. Тюнников Ю.С., Мазниченко М.А. Сюжетное стратегирование:классный руководитель — родители // Школьные технологии. — 2003. — № 4. — С. 114-124.

10. Шакурова М.В. Педагог как субъект педагогического сопровождения становления и развития социокультурной идентичности школьников: моделирование сценариев // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Соци-окинетика. — 2008. — Т. 14. — С 108-111.

11. Штерн О.В. Особенности взаимодействия детей младшего школьного возраста с разными образовательными потребностями на уроке иностранного языка // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). — 2019. — № 8 (205). — С. 14-20.

12. Щебланова Е.И. Неуспешные одарённые школьники. — M.: БИHОM, 2014. — 248 с.

13. Юркевич В.С. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность. — M.: Просвещение, 1996. — 81 с.

14. Cukierkorn J.R., Karnes F.A., ManningS.J., Houston H., Besnoy K. Recognizing Giftedness: Defining High Ability in Young Children // Dimensions of early childhood. — 2008. — 36 (2). — P. 3-13.

15. Heward W.L. Exceptional children: An introduction to special education (7th ed.). — Upper Saddle, NJ, 2003. — P. 326-328.

16. Perleth Ch., Schatz T., Mönks F.J. Early identification of high ability. // K.A. Heller,

F.J. Mönks, R.J. Sternberg, R.F. Subotnik (Eds.). International handbook of giftedness and talent. — Oxford: Pergamon, 2000.— P. 297-316.

17. Piechowski M.M. Emotional development and emotional giftedness // N. Colangelo,

G.A. Davis (Eds.). Handbook of gifted education. — Boston: Allyn and Bacon, 1992. — P. 285-305.

18. Sharp L.A., & Clemmer P. The Neglected Readers: Differentiating Instruction for Academically Gifted and Talented Learners // The Journal of Balanced Literacy Research and Instruction. — Volume 3. Issue 1. Article 5. 2015. P. 17-21.

19. Smedsrud J. Explaining the Variations of Definitions in Gifted Education // Nordic Studies in Education. — Vol. 40. No. 1. 2020. P. 79-97.

20. Wright-Scott Kerry-Ann. The social-emotional well-being of the gifted child and perceptions of parent and teacher social support. — Queensland University of Technology, 2018. — 333 р.

Literatura

1. Belova Ye.S. Odaronnost' malysha: raskryt', ponyat', podderzhat'. — M.: Flinta, 1998. — 141 s.

2. Vezhlivtseva M. Deti s povyshennymi obrazovatel'nymi potrebnostyami. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/peda-gogicheskaja-poderzhka-detei-s-povy-shenymi-obrazovatelnymi-potrebnostja-mi.html

3. Gromyko Yu.V. Stsenarnaya panopliya: stsenariy dlya Rossii: russkiy put': novaya povestka dnya dlya prezidenta. — M., 2004. — 398 s.

4. Zakon Krasnodarskogo kraya ot 2 iyunya 2006 goda № 1035-KZ «O podderzhke odaronnykh detey v Krasnodarskom kra-ye» // Pravovaya sistema «Garant». Rezhim dostupa: https://base.garant. ru/23941035.

5. Maznichenko M.A., Neskoromnykh N.I. Profilaktika sotsial'nykh zavisimostey pod-rostkov: stsenarnyy podkhod // Shkol'ny-ye tekhnologii. — 2013. — № 4. — S.126-140.

6. Masyukova N.A. Formirovaniye strategii obucheniya v vide didakticheskikh stsena-riyev urokov // Stolichnoye obrazovani-ye. — 2010. — № 6. — S. 16-22.

7. Rabochaya kontseptsiya odaronnosti / pod red. D.B. Bogoyavlenskoy, V.D. Shadriko-va. Min. obraz. RF. — M., 2003. — 90 s.

8. Ratner F.L., Gubaydullina R.N. Problemy i bar'yery odaronnykh detey // Vestnik TGPU. — 2014. — № 5 (146). — S. 105109.

9. Tyunnikov Yu.S., Maznichenko M.A. Syuz-hetnoye strategirovaniye: klassnyy rukovo-ditel' — roditeli // Shkol'nyye tekhnologii. — 2003. — № 4. — S. 114-124.

10. Shakurova M.V. Pedagog kak sub'yekt pe-dagogicheskogo soprovozhdeniya stano-vleniya i razvitiya sotsiokul'turnoy identich-nosti shkol'nikov: modelirovaniye stsena-riyev // Vestnik Kostromskogo gosudarst-vennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika. — 2008. — T. 14. — S 108-111.

11. Shtern O.V. Osobennosti vzaimodeystviya detey mladshego shkol'nogo vozrasta s raznymi obrazovatel'nymi potrebnostyami na uroke inostrannogo yazyka // Vestnik TGPU (TSPU Bulletin). — 2019. — № 8 (205). — S. 14-20.

12. Shcheblanova Ye.I. Neuspeshnyye oda-ronnyye shkol'niki. — M.: BINOM, 2014. — 248 s.

13. Yurkevich V.S. Odaronnyy rebonok: illyuzii i real'nost'. — M.: Prosveshcheniye, 1996. — 81 s.

14. Cukierkorn J.R., Karnes F.A., Manning S.J., Houston H., Besnoy K. Recognizing Giftedness: Defining High Ability in Young Children // Dimensions of early childhood. — 2008. — 36 (2). — P. 3-13.

15. Heward W.L. Exceptional children: An introduction to special education (7th ed.). — Upper Saddle, NJ, 2003. — P. 326-328.

16. Perleth Ch, Schatz T, Mönks F.J. Early identification of high ability. // K.A. Heller,

F.J. Mönks, R.J. Sternberg, R.F. Subotnik (Eds.). International handbook of giftedness and talent. — Oxford: Pergamon, 2000. — P. 297-316.

17. Piechowski M.M. Emotional development and emotional giftedness // N. Colangelo,

G.A. Davis (Eds.). Handbook of gifted education. — Boston: Allyn and Bacon, 1992.— P. 285-305.

18. Sharp L.A., & Clemmer P. The Neglected Readers: Differentiating Instruction for Academically Gifted and Talented Learners // The Journal of Balanced Literacy Research and Instruction. — Volume 3. Issue 1. Article 5. 2015. P. 17-21.

19. Smedsrud J. Explaining the Variations of Definitions in Gifted Education // Nordic Studies in Education. — Vol. 40. No. 1. 2020. P. 79-97.

20. Wright-Scott Kerry-Ann. The social-emotional well-being of the gifted child and perceptions of parent and teacher social support. — Queensland University of Technology, 2018. — 333 r.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.