Научная статья на тему 'Социально-педагогическое сопровождение одарённых детей в образовательном центре (на примере МДЦ "Артек")'

Социально-педагогическое сопровождение одарённых детей в образовательном центре (на примере МДЦ "Артек") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОДАРЁННОСТЬ / ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК / ПРИЗНАКИ ОДАРЁННОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / GIFTEDNESS / GIFTED CHILD / SIGNS OF GIFTEDNESS / SOCIAL PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подкорытова Ольга Петровна, Матвиенко Варвара Игоревна

Формы и методы работы с одарёнными детьми. Развитие познавательных, интеллектуальных способностей и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-Pedagogical Support Of Gifted Children In A Children’s Camp (For Example, Fsbei ICC "Artek")

This article is devoted to one of the urgent problems the social pedagogical support and creativity social pedagogical conditions for preservation and development children's giftedness. In this article we research modern educational conditions for gifted children and prospects in our country, social pedagogical support for gifted children, capacity of state educational institutions in creativity conditions for self-realization and development for gifted children.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическое сопровождение одарённых детей в образовательном центре (на примере МДЦ "Артек")»

УДК 159.928.22

СО ЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ сопровождение одарённых детей в образовательном центре

(на примере МДЦ «Артек»)

Ольга Петровна Подкорытова,

старший методист методического отдела МДЦ «Артек», пгт Гурзуф, Крым, e-mail: OPodkorytova@artek.org

Варвара Игоревна Матвиенко,

методист методического отдела МДЦ «Артек», пгт Гурзуф, Крым, e-mail: VMatvienko@artek.org

Статья посвящена актуальной проблеме социально-педагогического сопровождения и создания социально-педагогических условий для сохранения и развития одарённости у детей. В ней рассматривается современное состояние обучения одарённых детей и перспективы его развития в нашей стране, возможности государственного образовательного учреждения в создании условий для самореализации и развития одарённого ребёнка.

• одарённость • одарённый ребёнок • признаки одарённости • социально-педагогическое сопровождение

В

современном обществе существуют разные представления о понятии «детская одарённость». Впервые это понятие пытались объяснить ещё древние греки, когда встал вопрос о понимании, что такое дар, творчество человека и его уникальность. Творческие, способные,

одарённые люди являются одним из важных ресурсов общественного развития, где актуальным становится обеспечение благоприятных условий для развития таких личностей — создание социально-педагогического сопровождения

одарённых детей. В связи с этим встаёт вопрос расширения представлений современных учителей, преподавателей, психологов о возможностях сопровождения одарённых детей.

Существует довольно много качеств, характерных для большинства одарённых детей, которые существенно отличают их от сверстников. Внешние проявления могут выражаться в детстве, прежде всего, как более быстрое развитие (речи и мышления), быстрота и точность выполнения умственных операций, ранняя увлечённость искусством, наукой, спортом. Непременная отличительная черта одарённого ребёнка — оригинальность мышления, которая выражается в непохожести, нестандартности решений.

Говоря о детской одарённости, рассмотрим некоторые теоретические аспекты изучения этого явления в зарубежной и отечественной литературе. Б.М. Теплов считает, что одарённость — это качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности. Л.С. Выготский определяет одарённость как генетически обусловленный компонент синтеза способностей, который развивается в соответствующей деятельности или деградирует при её отсутствии.

Одарённость — это способность, желание человека ставить перед собой цели и достигать их на уровне самых высоких своих возможностей. Главное здесь — создание условий для этих возможностей.

Понятие одарённости как системного качества, становящегося на протяжении всей жизни человека, определяет возможность более высоких достижений в одной или нескольких деятельностях. Подлинно одарённые никогда не нацелены на самоутверждение, на достижение высоких результатов.

Одарённый ребёнок тот, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятель-

ности, он отличается в развитии от других детей, в первую очередь включённостью, увлечённостью каким-то определённым или разными видами деятельностями и продуктивностью в них.

Для одарённых детей характерна широта восприятия мира, хорошо развитая речь, высокая двигательная активность, повышенная склонность к умственной работе, значительные достижения в художественной деятельности.

Существуют два аспекта поведения ребёнка, которые охватывают признаки одарённости: инструментальный и мотивационный.

Инструментальный аспект поведения ребёнка предполагает наличие специфических стратегий деятельности. Выделяют три уровня успешной деятельности, каждый из которых имеет свою специфическую стратегию:

1. Быстрое освоение и успешность выполнения;

2. Поиск решения в заданной ситуации с использованием и изобретением новых способов деятельности;

3. Формирование новых целей деятельности за счёт глубокого овладения предметом, ведущего к появлению неожиданных идей и решений.

Мотивационный аспект характеризуется:

а) сопровождением чувства удовольствия

к определённым сторонам предметной действительности либо к определённым формам собственной активности;

б) высоким интересом и увлечённостью каким-либо предметом, полной погруженностью в то или иное дело. Проявлением любознательности и готовности выходить за рамки требований к деятельности;

в) стремлением к совершенству, высокой критичностью к результатам, постановкой сверхтрудных целей и настойчивостью в их достижении.

Инструментальный аспект одарённости характеризует способы деятельности ребёнка, а мотивационный — его отношение

к той или иной стороне действительности, " 1 а также к своей деятельности .

Под видами одарённости понимают ту область знаний или сферу жизни, в которой обозначились способности. Выделяют следующие виды одарённости:

а) интеллектуальная одарённость. Дети быстро овладевают основными понятиями в той или иной области, легко запоминают информацию, быстро перерабатывают её. Она помогает им преуспевать в той или иной области знаний;

б) академическая одарённость. Дети с одарённостью этого вида умеют и любят учиться. Усваиваемый материал свободно применяют

в различных учебных и бытовых ситуациях;

в) художественная одарённость. Характеризуется высокими достижениями в области сценической деятельности, живописи, танце, художественном творчестве;

г) креативная (творческая) одарённость. Для детей с этим видом одарённости характерны: количество новых идей, переключение с одной задачи на другую, любознательность, фантастичность, оригинальность;

д) лидерская, или социальная, одарённость характеризуется способностью к пониманию других людей, руководству и построению с ними конструктивных отношений;

е) психомоторная, или спортивная, одарённость проявляется в повышенной двигательной активности ребёнка, её разнообразии, в стремлении овладеть сложно координированными движениями2.

Понятие «социальное сопровождение» применяться к одарённым детям стало сравнительно недавно. Традиционно это понятие рассматривалось относительно категории детей «группы риска». Однако практика показала, что одарённый ребёнок нуждается в социальном сопровождении.

Социально-педагогическое сопровождение — это процесс оказания педагогической и соци-

1 Инфоурок — ведущий образовательный портал России: Система работы с одарёнными детьми. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ьирз://infourok.ru/sistema-raboti-s-odarennimi-(^ть свободный.

2 Шарина Е.В., Еналеева Н.И. Одарённые дети в современной школе: рефлексия опыта взаимодействия с молодым педагогом

// Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(14). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 55-61.

альной помощи детям и подросткам, а также корректирующее воздействие, которое отслеживает изменения в процессе развития личности и ребёнка3.

М.И. Рожков определяет социально-педагогическое сопровождение как процесс, который содержит комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих понять возникающую жизненную ситуацию, обеспечивающих его саморазвитие на основе рефлексии происходящего.

Социально-педагогическое сопровождение предполагает объединение совместных усилий общества и педагога. Цель его трактуется по-разному. Одни считают, что общество и педагог объединяются для социальной защиты детей, которые оказались в сложной жизненной ситуации, другие — для помощи в развитии индивидуальности, личности ребёнка4.

Предметом социально-педагогического сопровождения является процесс совместного устранения препятствий, мешающих достижению результата социального воспитания.

Социально-педагогическое сопровождение подростков способствует развитию одарённости при выполнении таких педагогических условий, как:

• организация диагностики одарённости подростков с целью построения социально-педагогического сопровождения;

• оказание социально-педагогической помощи в адаптации подростков к условиям детского лагеря;

3 Байбородова Л.В., Лебедева Т.С., Тарханова И.Ю. Социально-педагогическое сопровождение проблемных семей: учебное пособие. — Ярославль: РИО ЯГПУ, Изд-во «Канцлер», 2015. — 183 с.

4 Программа инновационного проекта «Модель социально-педагогического сопровождения одарённых детей в муниципальном образовательном учреждении» Петропавловск-Камчатский. 2015. — 49 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.school33pk.ru/ exsperiment/inovac_proekt / 2015/Inov_proekt-2015 .pdf, свободный.

• организация социально-педагогической помощи в построении подростками своего индивидуального образовательного маршрута, обеспечивающего определение траектории развития одарённости подростков в детском лагере;

• формирование эвристической среды, стимулирующей развитие и реализацию потенциала одарённых подростков.

В настоящее время государство проявляет повышенный интерес к выявлению, воспитанию и развитию одарённых детей. Проблема социально-педагогического сопровождения одарён -ных детей и их развития решается на самых высоких уровнях. В распоряжении Правительства РФ от 22.11.2012 № 2148-р «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013—2020 годы» в подпрограмме 2 «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей» записано следующее: «Выявление и поддержка одарённых детей и молодёжи» направлено на создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению как важного условия повышения качества человеческого капитала страны5.

Решение проблемы развития одарённости требует поиска таких педагогических средств, которые способствуют более выраженном результату. Не стоит забывать о профессиональной подготовке педагогов, психологов и управленцев образования.

Осуществление полноценного развития детей и подростков, обеспечение их самоопределения и самореализации, стимулирование интеллектуальной и творческой активности, формирование готовности к участию в инновационных процессах — одна из совместных задач основного и дополнительного образования. Эта задача основывается на принципах современного образо-

5 Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mou-etirken.ippk.ru

вания, которые отражены в Законе РФ «Об образовании» и Конвенции о правах ребёнка, где особое внимание уделяется развитию индивида, его умственных и физических способностей, одарённости и таланта. Наряду с этим активно развивается конкурсное и олимпиадное движение, которое позволяет выявить одарённых и талантливых детей.

В современной науке осуществляются попытки разработки и реализации программ для одарённых детей и подростков, которые предусматривают обучение как в специально созданных учебных заведениях, так и в специальных классах в общеобразовательной школе.

Образовательные центры, детские лагеря, учреждения дополнительного образования призваны раскрыть потенциал одарённых детей и помочь им добиться новых побед в различных областях.

В детских лагерях используются различные формы и методы работы с одарёнными детьми (социальные проекты, тренинги, конкурсы, фестивали, мастер-классы, квесты и т.д.). Создание благоприятной психологической атмосферы способствует развитию интеллектуальной, академической, художественной и других видов способностей подростков. Образовательно-воспитательный процесс организуется по трём направлениям.

1. Развитие познавательных, интеллектуальных способностей и навыков. Характерно проявление таких качеств, как: независимость, творческое мышление, наблюдательность, умение анализировать деятельность, где подросток принимает роль исследователя и изучает интересующие его вопросы.

2. Развитие творческих способностей и их реализация, в рамках которого подросток принимает участие в фестивалях, конкурсах, сюжетно-ролевых играх, художественной самодеятельности и т.д.

3. Социальное и эмоциональное развитие. Формирование навыков общения и межличностного взаимодействия, адекватной

самооценки подростка. Главным здесь является создание благоприятного климата и включение в коллективную деятельность.

ФГБОУ «МДЦ «Артек» является нетиповой образовательной организацией, объединяющей в единый образовательный процесс воспитание, обучение и развитие для удовлетворения учебно-познавательных интересов и развития творческого потенциала ребёнка.

Образовательная среда детского лагеря имеет необходимые ресурсы, которые предоставляют детям и подросткам возможность для самостоятельного выбора содержания, форм и видов деятельности. Особенности образовательного процесса в МДЦ «Артек»:

• краткосрочность пребывания (длительность смены — 21 день);

• круглосуточное пребывание, обеспечивающее «полное погружение» в образовательную среду;

• новое окружение из числа сверстников и педагогов;

• специально организованная инфраструктура (новое природное пространство);

• новая технология реализации образовательной программы на основе сетевого взаимодействия всех подсистем образовательного пространства МДЦ «Артек» и на основе социального партнёрства;

• специфика каждого конкретного лагеря: наличие памятников культуры, местность, архитектура, ландшафт, где происходили исторические события;

• широкий выбор форм и видов деятельности за счёт обеспечения гибкости и тематического многообразия образовательных программ;

• интеграция программ общего образования, предоставляющая дополнительные возможности для самореализации личности через использование сетевых образовательных модулей (СОМ), экспериментариумов, занятий в студиях детского творчества, спортивных секциях, реализацию образовательных программ профильных отрядов, проведение общеартековских дел, экскурсий, туристских походов и др.;

• высокая вариативность дополнительных общеобразовательных программ, позволяющая ребёнку, одарённому в определённой области, приобрести новые компетенции в необычной, ранее неизвестной деятельности.

Сетевой образовательный модуль (СОМ) — одна из форм обучения, при которой содержа-

ние образования строится по отдельным модулям, направленным на достижение конкретной цели. Модуль объединяет различные формы и виды обучения, имеет чёткую структуру, которая позволяет воспринимать учебный материал как единую целостность. Технология сетевого образовательного взаимодействия (СОВ) реализуется через проектирование и реализацию сетевых образовательных модулей

(СОМ).

В «Артеке» уроки проводятся в формате экспериментариума — проведения детьми экспериментов, опытов, лабораторных работ. Оснащение школы МДЦ «Артек» позволяет организовать опытно-экспериментальную работу с использованием специального оборудования, реактивов и т.п.

В МДЦ «Артек» приезжают дети, которые имеют различные достижения в учёбе, спорте, принимают активное участие в школьной деятельности, в дополнительных общественных организациях. Детский центр помогает охватить максимальное число одарённых детей из всех регионов РФ. Одарённые школьники принимают участие в дополнительных общеобразовательных программах, а также в мастер-классах и в работе творческих и научных студий.

Согласно Программе развития федерального государственного бюджетного учреждения «Международный детский центр «Артек» на 2015—2020 гг., одним из стратегических приоритетов (в соответствии с государственной программой РФ «Развитие образования» на 2013—2020 гг. в части дополнительного образования детей) является создание системы выявления талантливых и одарённых детей.

Система отбора и направления детей в «Артек», осуществляемая совместно с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, основывается на формуле «Артек как поощрение». Важным средством в её воплощении является разработка процедуры отбора

детей. Реализацией этой формулы является распространение путёвок в Международный детский центр «Артек» в рамках государственного задания на основе бюджетного финансирования.

Артековцем может стать ребёнок, который проявил себя в учёбе, исследовательской работе, творчестве, спорте, социально полезной деятельности, стремящийся к самореализации. Отбор детей строится на следующих принципах:

• поощрение достижений, успехов ребёнка;

• прозрачность процедуры отбора;

• обеспечение представительства всех социальных групп6.

Образовательная деятельность в условиях детского лагеря характеризуется такими особенностями, как:

• свобода выбора направлений, видов деятельности, возможность смены сферы деятельности подростка;

• добровольность, активность всех участников процесса;

• развитие одарённости подростков, сочетание различных направлений, видов и форм занятий.

Содержание и формы образовательной деятельности формируют мотивацию подростков к познанию, творчеству, исследовательскому поиску; обеспечивают сохранение и развитие индивидуальности, общей культуры, коммуникативных способностей, а также коррекцию здоровья, психического и умственного развития.

Одним из важных направлений работы с одарёнными детьми является их социальное развитие, участие в дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах, разработанных и реализованных совместно с тематическими партнёрами (МГТУ им. Н.Э. Баумана, НИЦ «Курчатовский

6 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 марта 2015 г. № 386-р «Программа развития федерального бюджетного учреждения «Международный детский центр «Артек» на 2015-2020 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/

online.cgi?req=doc;base=EXP;n=615826#006122659039767231

институт», Самарский университет, НИТУ «МИСиС», ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация», биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова и др.). В МДЦ «Артек» уже не первый год реализуются программы, направленные на развитие одарённых детей и предоставление им возможности заниматься любимым делом. Тематические партнёры реализуют свои программы в различных направлениях: естественнонаучное, социально - педагогическое, физкультурно -спортивное, туристско-краеведческое, техническое, художественное. Программы личностно ориентированы, динамичны и адаптированы под разные уровни подготовки детей. Совместно с педагогами обучение проходит не только в стенах «Артека», но и за его пределами.

В течение смены дети сталкиваются с разного рода трудностями: нереалистические цели (высокое стремление к совершенству), сверхчувствительность, потребность во внимании, неуверенность в своих способностях, сложности в коммуникации со сверстниками, низкая самооценка. В связи с этим стоит главная задача — создание условий для формирования уверенности в собственных возможностях, развития навыков межличностного общения, формирования адекватной самооценки. Одарённые дети часто нуждаются в индивидуальном социально-педагогическом сопровождении, которое в МДЦ «Артек» осуществляется вожатыми, воспитателями, учителями, педагогами дополнительного образования, педагогами-психологами, приглашёнными специалистами (реализующими партнёрские дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одной из основных составляющих деятельности педагога в детском лагере является наполнение насыщенным общением обучающихся, одарённых в разных областях, что помогает детям раскрыться путём преодоления замкнутости и обособленности, повышения самооценки, стимулирования развития за рамками сферы одарённости.

Достижение поставленных задач осуществляется путём организации групповой и индивидуальной работы с одарёнными детьми.

Работа с одарёнными подростками основывается на следующих педагогических подходах: личностно-деятельностном, при котором коллектив ориентирован на создание условий для развития личности подростка, его творческого, интеллектуального потенциала, позитивного отношения к окружающей среде; деятельностном, в рамках которого личность формируется в самостоятельной и разнообразной творческой деятельности. Организация социально-педагогического сопровождения в детском лагере формируется путём создания познавательной среды, при которой подросток находится в активной позиции, осваивая систему знаний, норм, ценностей, совершенствуя свои умения и навыки.

Дальнейшее решение проблемы социально-педагогического сопровождения одарённых детей

в условиях МДЦ «Артек» требует комплекса мер, направленных на изучение потребностей и повышение профессиональной компетентности учителей, педагогов-психологов, вожатых, воспитателей, педагогов дополнительного образования, а также оказание сотрудникам научно-методической и информационной помощи в данном направлении их деятельности.

Подводя итоги, следует отметить, что со циально - педагогическое сопровождение одарённых детей в МДЦ «Артек» обеспечивает создание комфортных условий для подростков, неформальной среды общения, широкого спектра развивающей деятельности, в которой есть все возможности для создания ситуации успеха, получения социального признания, повышения самооценки и социализации. НО

Socio-pedagogical Support Of Gifted Children In A Children's Camp (For Example, Fsbei ICC «Artek»)

Olga P. Podkorytova, Senior Methodist Methodical Department MDC «Artek», village Gurzuf, Crimea, e-mail: OPodkorytova@artek.org

Varvara I. Matvienko, methodologist of methodical department MDC «Artek», village Gurzuf, Crimea, e-mail: VMatvienko@artek.org

Abstract. This article is devoted to one of the urgent problems — the social pedagogical support and creativity social pedagogical conditions for preservation and development children's giftedness. In this article we research modern educational conditions for gifted children and prospects in our country, social pedagogical support for gifted children, capacity of state educational institutions in creativity conditions for self-realization and development for gifted children.

Keywords: giftedness, gifted child, signs of giftedness, social pedagogical support.

Ispol'zovannye istochniki:

1. Infourok — vedushchij obrazovatel'nyj portal Rossii: Sistema raboty s odaryonnymi det'mi. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://infourok.ru/siste ma-raboti-s-odarennimi-detmi, svobodnyj.

2. Sharina Е.V., Еnaleeva N.I. Odaryonnye deti v sovremennoj shkole: refleksiya opyta vzaimodejstviya s molodym pedagogom // Nauchnyj forum: Pedagogika i psihologiya: sb. st. po materialam XIV mezhdunar. nauch.-prakt. konf. — № 1(14). —

M., Izd. «MCNO», 2018. — S. 55-61.

3. Bajborodova L.V., Lebedeva T.S., Tarhanova I.Yu. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie problemnyh semej: uchebnoe posobie. — Yaroslavl': RIO YAGPU, Izd-vo «Kancler», 2015. — 183 s.

4. Programma innovacionnogo proekta «Model' social'no-pedagogicheskogo soprovozhdeniya odaryonnyhdetej v municipal'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii» Petropavlovsk-Kamchatskij. 2015. — 49 s. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa:

http://www.school33pk.ru/ exsperiment/inovac_proekt/2015/Inov_proekt-2015.pdf, svobodnyj

5. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 08.12.2011 № 2227-r «Ob utverzhdenii Strategii innovacionnogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://mou-etirken.i ppk.ru

6. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 10 marta 2015 g. № 386-r «Programma razvitiya federal'nogo byudzhetnogo uchrezhdeniya «Mezhdunarodnyj detskij centr «Artek» na 2015-2020 gody» [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http: //www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=615826#006122659039767231

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.