УДК 338.48 (470.621)
ББК 75.81
Х-15
Хажокова Саният Султановна, старший преподаватель кафедры экономики и управления на предприятии Майкопского государственного технологического университета, т.: (8772)526320
СЦЕНАРНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТУРИЗМА В АДЫГЕЕ
(рецензирована)
Выделение развития туризма в числе важнейших приоритетов социально-экономического развития Республики Адыгея - это возможность обеспечить высокий уровень жизни населения на базе расширения сектора услуг в экономике региона, перехода к рациональному неистощительному природопользованию, формирования современной транспортной, производственной и социальной инфраструктуры, повышения уровня сервиса во всех отраслях народного хозяйства.
В статье предложен комплекс мер, направленных на стимулирование выделения из тени доходов предприятий и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по предоставлению туристских услуг.
Ключевые слова: туристско-рекреационный комплекс, туристские услуги, теневой сектор, стратегические приоритеты.
Khazhokova Saniyat Sultanovna, senior lecturer of the Department of Economics and Enterprise Mana-gement of Maikop State Technological University, tel.: (8772) 526320
SCENARIO CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF TOURISM ECONOMIC POTENTIAL IN
ADYGHEA
Allocation for tourism development among the highest priorities of socio-economic development of the Republic of Adyghea - is an opportunity to provide a high standard of living based on the expansion of the service sector in the economy of the region, the transition to a rational sustainable management of natural resources, the formation of modern transportation, industrial and social infrastructure, improving service levels in all sectors of economy.
The authors propose a set of measures aimed at stimulating the release out of the shadow of profits for companies and individual entrepreneurs engaged in activities to provide tourist services.
Keywords: tourism and recreation complex, tourist services, the informal sector, the strategic priorities.
Туризм является одной из наиболее динамично развивающихся, экономически эффективных и перспективных отраслей мировой и российской экономики. В связи с этим, большинство субъектов Российской Федерации декларируют необходимость развития туристско-рекреационного сектора в числе важнейших направлений региональной экономики.
Республика Адыгея обладает уникальным природно-ресурсным и рекреационным потенциалом, богатым культурно-историческим наследием, поэтому одной из зон опережающего развития региона в стратегической перспективе должен стать туристско-рекреационный кластер.
Устойчивое развитие туристско-рекреационного комплекса (ТРК) в рамках устойчивого развития Республики можно определить как стабильное, сбалансированное развитие отрасли в пределах хозяйственной емкости региональных экосистем, обеспечивающее прогрессивную динамику благосостояния нынешнего поколения и способность будущих поколений удовлетворять собственные потребности.
Как свидетельствуют данные официальной статистики, публикуемой Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Адыгея, в период 19972009 гг. объем оказанных туристско-экскурсионных, санаторно-оздоровительных услуг, а также услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в общем объеме платных услуг населению показывает высокие темпы роста. Ежегодный прирост в 2008-2009 годах составил 34%.
Доля услуг ТРК в общем объеме платных услуг населению в период 2002-2009 гг. составляла от 1,9% до 3,8%. По итогам 2009 года доля услуг ТРК составила 2,7% (рис. 1).
Как следует из данных таблицы 1, несмотря на рост объема платных услуг в расчете на душу населения в период с 1995 по 2009 год, величина этого показателя в республике остается достаточно низкой.
Можно выделить 8 основных составляющих экономического потенциала развития туризма в Республике Адыгея (рис. 2).
Природно-ресурсный потенциал представляет собой совокупность природных ресурсов и объектов окружающей природной среды, которые могут быть использованы в целях функционирования и развития туристско-рекреационной деятельности.
Производственный потенциал характеризуется возможным объемом услуг, который может произвести ТРК с учетом уровня развития его материально-технической базы. Производственный потенциал, кроме того, зависит от степени реализации транзитного потенциала территории Адыгеи.
млн. руб.
млн.
п
4
4
3
0,0%
Объем оказанных туристских, санаторно-оздоровительных услуг, услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, млн. руб. ф Доля в общем объеме платных услуг, %
Рис. 1. Динамика показателей объема оказанных туристских, санаторно-оздоровительных услуг, услуг гостиниц и аналогичных средств размещения и их доли в общем объеме платных услуг населению в
2003-2009 гг.
Таблица 1 - Объем платных услуг на душу населения по видам, руб. [1]
1995 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Все оказанные услуги 331,9 1 715,0 2 171,7 2 712,2 3 882,4 5 434,3 7 105,3 7 619,6 9 119,9
в том числе:
туристско-экскур сионные 5,6 28,8 42,6 62,7 61,6 74,9 71,1 116,5 164,3
услуги гостиниц и аналогичных средств размещения - - - 22,7 34,1 49,7 52,0 47,8 51,9
санаторно- оздоровительные 2,9 13,4 13,9 18,0 28,5 15,3 13,1 18,6 28,8
Итого: 5,5 42,2 56,5 103,4 124,2 139,9 136,2 182,9 245,0
Налоговый потенциал ТРК можно определить как максимально возможную в условиях действующего налогового законодательства сумму начислений налогов и максимально возможную сумму поступлений налогов от хозяйствующих субъектов отрасли в условиях действующего налогового
законодательства [2]. К росту налогового потенциала региона могут привести как реализация крупных инвестиционных проектов, так и меры по выводу доходов от турбизнеса из тени и повышению собираемости налогов.
Инвестиционный потенциал - это общий объем финансовых ресурсов, которые могут быть привлечены из различных источников (государственных и частных) для развития ТРК при существующем уровне мотивации и организации инвестиционного процесса. Инновационный потенциал включает предполагаемые либо мобилизованные ресурсы и механизмы, направленные на внедрение современных технологий в ТРК, повышение уровня экологической безопасности в отрасли, а также разработку и внедрение новых продуктов и услуг.
Кадровый потенциал ТРК определяется способностью и возможностью кадров решать тактические и стратегические задачи развития отрасли. Кадровый потенциал зависит от численности, уровня образования, профессионально-квалификационных характеристик, структуры и личностных качеств занятых в отрасли.
Организационный потенциал представляет собой совокупность организационных факторов -структуру ТРК, уровень менеджмента, а также систему внешних и внутренних коммуникаций.
Информационный потенциал - это совокупность имеющейся в отрасли профессиональной и деловой информации, технологий создания, воспроизводства и обмена информацией.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
Природно-ресурсный
ч Производственный
н Налоговый
ч Инвестиционный
н Инновационный
-► Кадровый
-► Организационный
Информационный
ЭФФЕКТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА
Н Улучшение состояния здоровья населения, создание условий для полноценного отдыха и занятия спортом
Н Расширение спектра услуг и повышение качества социального обслуживания населения
Расширение бюджетных возможностей за счет сокращения доли теневого сектора экономики
Увеличение числа малых и средних предприятий; формирование «среднего класса»
Н Снижение нагрузки на окружающую среду за счет внедрения экологически чистых и энергосберегающих технологий
Н Создание новых рабочих мест в сфере туризма и связанных отраслях; совершенствование системы профессиональной подготовки кадров
Н Увеличение доступности транспортной инфраструктуры и инфраструктуры потребительского рынка
Обеспечение доступа к современным средствам коммуникации и развитие инфраструктуры связи
Рис. 2. Элементы экономического потенциала и возможные эффекты от его реализации
В целях обеспечения системного подхода к управлению устойчивым развитием туристско-рекреационного комплекса для повышения его роли в экономике Республики и максимизации социальных эффектов экономического роста необходимо определить стратегические приоритеты:
1. Сохранение и рациональное использование уникального природно-ресурсного потенциала Республики Адыгея для обеспечения устойчивого развития туризма;
2. Создание на территории республики туристско-рекреационной инфраструктуры, ориентированной на удовлетворение разносторонних потребностей в сфере туризма и отдыха через реализацию комплекса инвестиционных проектов по следующим основным направлениям:
• круглогодичный горноклиматический курорт;
• санаторно-курортное обслуживание;
• культурно-познавательный туризм (в том числе этнотуризм);
• активный отдых (экологический туризм, конный туризм и пр.);
• социальный туризм;
3. Имиджевое продвижение услуг туристско-рекреационного комплекса республики.
Развитие транспортной инфраструктуры и увеличение трафика вызовут рост спроса на услуги
турсектора и связанных отраслей.
В результате реализации данных стратегических приоритетов будут созданы условия для сохранения и возрождения объектов культуры и природного потенциала Республики, прежде всего, в
важнейших центрах развития туризма: на высокогорном плато Лагонаки, в районах поселка Хамышки, поселка Гузерипль, в Природном парке «Большой Тхач», поселка Каменномостского, поселка Победы и поселка Новопрохладного, в долине реки Курджипс, а также в аулах и казачьих станицах, имеющих богатые исторические традиции.
Максимизация социальных эффектов от реализации экономического потенциала туристско-рекреационного комплекса достигается при сбалансированном сочетании развития туризма и других отраслей народного хозяйства региона во избежание перекоса в сторону «экономики услуг». Отрицательными последствиями такого дисбаланса может стать неполная и сезонная занятость, высокая доля низкоквалифицированного обслуживающего персонала в структуре занятых, ограниченные возможности для профессионального роста и значительный удельный вес женского труда.
В качестве сценарных условий заложен темп прироста количества мест размещения в Республике, позволяющий к 2025 году выйти на количество койко-мест, соответствующее суммарной рекреа-ционной емкости территорий - 20 тысяч рекреантов круглогодичного единовременного пребывания.
Согласно 1 сценарию, к 2025 году оборот отрасли достигнет 2 млрд. руб., а количество туристов составит 800 тыс. человек в год. Данный сценарий предполагает существенный рост заполняемости КСР. Соотношение туристов и экскурсантов в общем туристском потоке составит 40% и 60% соответственно.
2 сценарий (целевой) исходит из необходимости проведения целенаправленной политики по стимулированию вывода доходов туристской отрасли их тени, что позволит достичь к 2025 году роста оборота отрасли до 3 млрд. рублей (в ценах 2008 года). Соотношение туристов и экскурсантов, согласно данному сценарию - 30% и 70% соответственно.
Модель расчета потенциального оборота отрасли туризма построена с учетом дифференциации средств размещения по стоимости проживания, а также вклада в стоимость «среднего чека» затрат туристов и экскурсантов на питание, посещение экскурсионных объектов, развлечения и участие в спортивных мероприятиях. Прогнозные показатели учитывают изменение структуры «среднего чека» с вводом новых туристских объектов, ориентированных на более высокодоходный сегмент рынка (табл. 2).
Таблица 2 - Сценарные прогнозы ТРК РА
2007 2008 2009 2015 2020 2025
1 сценарий
Объем оказанных услуг, млн. руб. 103,0 142,1 183,6 490,8 990,8 2 000,0
Кол-во туристов и экскурсантов, тыс. чел. 127,3 183,8 255,0 595,5 1 091,3 2 000,0
из них туристов, тыс. чел. 34,7 45,9 63,8 180,7 380,2 800,0
Потенциальный объем оказанных услуг, млн. руб. 445,3 1 239,2 2 573,8 5 346,0
Доля теневого оборота, % 58,8 60,4 61,5 62,6
2 сценарий' целевой)
Объем оказанных услуг, млн. руб. 103,0 142,1 183,6 580,0 1 319,1 3 000,0
Кол-во туристов и экскурсантов, тыс. чел. 127,3 183,8 255,0 595,5 1 091,3 2 000,0
из них туристов, тыс. чел. 34,7 45,9 63,8 160,5 310,3 600,0
Потенциальный объем оказанных услуг, тыс. руб. 445,3 1 155,3 2 282,3 4 509,5
Доля теневого оборота, % 58,8 49,8 42,2 33,5
Для оценки доли теневого сектора и налогового потенциала туристско-рекреационного комплекса для двух сценариев развития отрасли сравнивались значения потенциального оборота с реально достигнутым. В 2009 году доля теневого сектора в отрасли туризма составляет 58,8%.
Данный расчет подтверждает наличие значительного теневого оборота в отрасли и резерва роста эффективности отрасли за счет вывода доходов из тени и повышения собираемости налогов (рис. 3).
Л
2009 2010
■ Налоги с официального оборота, млн. руб.
2015 2020
■ Налоги с потенциального оборота, млн. руб.
Рис. 3. Прогноз налоговых поступлении и оценка налогового потенциала 1РК в соответствии с целевым
сценарием
500
400
300 -
274
200 -
158
39
00
70
70
53
31
22
0
2025
Увеличению теневого оборота способствует рост частного сектора в ТРК. Угроза экономической безопасности отрасли, обусловленная существование теневой экономики в туризме, связана не только с недополученными налоговыми доходами, но также с созданием неравных конкурентных условий для хозяйствующих субъектов, а также снижением управляемости ТРК как системы.
В соответствии с целевым сценарием развития, предпринимаемые меры по стимулированию развития туристско-рекреационного комплекса и выводу доходов отрасли из тени должны привести к сокращению доли теневого сектора до 33,5% к 2025 году.
Комплекс мер, направленных на стимулирование выведения из тени доходов предприятий и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по предоставлению туристских услуг, может включать:
• субсидирование процентной ставки по кредитам, направленным на развитие материально-технической базы туризма - строительство и реконструкцию зданий и сооружений, закупку оборудования;
• субсидирование части страховых взносов по договорам страхования;
• предоставление поручительств по кредитным договорам;
• субсидирование части лизинговых платежей по договорам лизинга;
• прямое субсидирование предпринимательских проектов в сфере туризма, в том числе предполагающих использование наукоемких технологий;
• субсидирование затрат, связанных с выставочной деятельностью;
• информационная поддержка предпринимателей - предоставление доступа к базам данных, содержащим аналитическую, маркетинговую информацию, организацию консультаций по правовым, финансовым, организационным и техническим вопросам, предоставление программного обеспечения;
• финансирование проведения обучающих семинаров и курсов повышения квалификации кадров туристской отрасли.
•
Литература:
¡.Республика Адыгея в цифрах: официальное издание / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Адыгея. Майкоп, 2009. С. 219.
2. Аналитическая записка «Анализ состояния и проблемы формирования доходного потенциала субъектов Российской Федерации» //Бюллетень Счетной Палаты Российской Федерации. 2009. №1 (109).