ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС
34 (91) - 2010
УДК 332.1
перспективы формирования туристско-рекреационного комплекса в республиках северного кавказа
с. А. ЛИПИНА,
кандидат экономических наук,
ведущий научный сотрудник
совета по изучению производительных сил
Минэкономразвития России и РАН,
профессор кафедры экономики
Института международных экономических связей
E-mail: s. lipina@mail. ru
В статье рассматриваются возможности и проблемы развития, а также анализируются особенности и состояние формирующегося в республиках Северного Кавказа туристско-рекреационного комплекса. Опираясь на мировой опыт развития туризма и этносоциальные аспекты региона автором дается оценка возможностей реализации в этом регионе крупных инвестиционных проектов, направленных на развитие индустрии услуг и развлечений в туристско-рекреационной сфере.
Ключевые слова: экономика, туристско-рекреа-ционный комплекс, Северный Кавказ, регион, кластер, инвестиции, перспектива.
Уже много лет в республиках Северного Кавказа ведется поиск возможностей задействования благоприятных факторов развития туристско-оз-доровительной отрасли. Этот поиск нашел свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г., последних федеральных целевых программах по развитию Юга России и Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г. [1, 3]. Так, предлагается считать одним из главных факторов эффективного развития экономики республик, повышения занятости и улучшения социальной сферы формирование ку-рортно-оздоровительных комплексов на территории северокавказских республик. Полномочный представитель Президента РФ в СКФО А. Г. Хлопонин определил развитие туристско-рекреационного
комплекса как одну из основных составляющих стратегии развития Северо-Кавказского округа. Туристический комплекс Хлопонин назвал «коньком» Северного Кавказа. По словам полпреда, на Северном Кавказе нет преград для инвесторов. Стоимость проектов туристско-рекреационного комплекса намечена почти в два раза больше, чем вложено в строительство олимпийских объектов в Сочи. Общая площадь курортов составит 4 тыс. га, а общий бюджет проекта — 451,44 млрд руб., из них 272 млрд руб. — средства институциональных инвесторов, 119,28 млрд руб. — частные инвестиции и кредиты банков. Объем государственных инвестиций составляет около 60 млрд руб.
Действительно, республики Северного Кавказа обладают уникальным сочетанием природных условий, благоприятных для их превращения в один из мощных рекреационно-оздоровительных центров Российской Федерации, что в первую очередь связано с составом и качеством климатобальнеологи-ческих и рекреационных ресурсов, сконцентрированных на относительно небольшой территории.
Анализ прогнозных показателей развития ситуации в экономике республик Северного Кавказа, содержащихся в Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г., доказывает, что главные факторы конкурентного существования и дальнейшего развития туристско-рекреацион-ных комплексов в ближайшие годы могут быть
не активизированы. Как показывает практика организации хозяйственной деятельности в полиэтническом регионе, определяющую роль здесь приобретают не только прогнозные показатели развития ситуации в хозяйственном комплексе республик Северного Кавказа, но и специфические факторы дестабилизации положения, характерные для этой территории и связанные с этническими особенностями республик.
Анализируемая экономическая эффективность туристско-рекреационных комплексов, создаваемых в республиках, узловые показатели их значимости в региональной экономической политике и предполагаемый социальный эффект свидетельствуют, что существует ряд лимитирующих факторов, которые будут оказывать негативное воздействие.
Динамика показателей современной индустрии туризма и санаторно-курортного лечения в России и, в частности, в Северо-Кавказском регионе свидетельствует о недостаточном уровне развития индустрии туризма и снижении привлекательности внутреннего туризма, тем более санаторно-курортного лечения как российских, так и иностранных туристов. В советский период все объекты рекреационного назначения (курорты, санатории, дома отдыха) были ориентированы на социальный отдых и лечение. Использование туристических объектов через системы социального обеспечения и наполняемость этих объектов обеспечивались централизованно в основном соответствующими структурами ВЦСПС.
В настоящее время все объекты туризма, курортов, альпинистские лагеря и другие объекты рекреационного назначения переведены в собственность республик и акционированы. Обеспечить их наполняемость и полноценное функционирование стало невозможно по многим субъективным и объективным причинам.
В качестве главных причин, которые препятствуют развитию внутреннего туризма, можно назвать следующие:
• ежегодный рост стоимости проезда внутри страны (с 2005 по 2010 г. стоимость авиабилетов увеличивалась в среднем по стране на 18 %, а стоимость железнодорожных билетов росла более чем на 30 % в год);
• снижение ценовой привлекательности (значительный рост стоимости услуг в сфере туризма и курортно-санаторного лечения — стоимость путевок выросла в десятки раз);
• недостаточно развитая и устаревшая туристическая инфраструктура республик (в том числе недостаточное число гостиниц экономического класса с современным уровнем обслуживания);
• низкое качество обслуживания во всех секторах туристско-рекреационного бизнеса в связи с недостаточной подготовкой персонала в республиках;
• полное отсутствие системы наполнения объектов отдыха и лечения через системы соцо-беспечения;
• отсутствуют современные специализированные объекты индустрии отдыха и развлечений (спортивные клубы, пункты проката транспортных средств и спортивного инвентаря, магазины, культурно-развлекательные комплексы и др.) Наличие такого широкого набора негативных
факторов снижает экономическую эффективность и потенциальные возможности развития туризма, не позволяют на сегодняшний день «заполнить» курорты и туристские базы республик. Доля Северо-Кавказского федерального округа в туристической отрасли Российской Федерации составляет около 6 %, а доля туризма в валовом региональном продукте Северо-Кавказского федерального округа — менее 2 %.
Как показывают результаты многих международных исследований, уровень развития туризма (потока туристов, совершивших поездки) в любой стране тесно связан с уровнем экономического и социального положения населения и зависит от денежных доходов. В настоящее время большая часть населения России не может позволить себе не только туристические поездки по России, но и более необходимое санаторно-курортное лечение. По оценкам Всемирной туристской организации рекреантами и туристами в России могут быть не более 20 % населения. Например, в июне 2010 г. среднемесячная начисленная заработная плата в России составляла 21 597 руб. [4], а средняя стоимость путевки в санатории Нальчика по самым минимальным стандартам на 21 день составляла на человека более 30 тыс. руб. (плюс транспортные расходы, в среднем железнодорожный плацкартный билет туда и обратно — 4 тыс. руб.).
Что касается горнолыжных центров, спортивного и экстремального туризма, то для туристско-рекреационного комплекса республик в настоящее время характерны небольшая доля неорганизованного туристического потока, минимальная длительность пребывания, а следовательно, и низкие расходы туристов. Учитывая это, приходится констатировать, что санаторно-куротные учреждения республик испытывают проблемы по загрузке, особенно в осенне-зимний период. В данных условиях искать особые негативные причины не требуется. Значительная часть сооружений санаторно-курортного комплекса изношена и не в состоянии
- 61
обеспечить предоставление конкурентоспособного комплекса услуг.
Давно назрела необходимость модернизации и обновления всей инфраструктуры лечебно-диагностических и рекреационных учреждений. Большинство санаторно-курортных организаций используются как базы отдыха и не соответствуют требованиям оказания санаторно-курортного лечения. Рядом с санаториями зачастую идет строительство домовладений (коттеджей), бензоколонок и других объектов, не свойственных курортному назначению, а факты непродуманного и несогласованного городского и курортного строительства приводят к чрезмерным нагрузкам на коммуникации, к нехватке питьевой воды и различным аварийным ситуациям.
Процесс акционирования санаторно-курортных организаций ведет к возникновению большого числа частных санаториев и домов отдыха, где на фоне использования старого оборудования и сокращения специализированного медицинского персонала существуют низкие стандарты качества гостиниц и сервиса, несоответствие мировой практике самого понятия «санаторий», плохое транспортное обслуживание. А отсутствие грамотной маркетинговой политики, большое количество неэффективных собственников, необоснованно пользующихся льготами, несоответствие цены и качества предоставляемых услуг приводят к повышению стоимости путевок и оказанию далеко не всегда квалифицированных услуг.
Если к этому добавить отсутствие качественной туристской инфраструктуры с невысоким уровнем сервиса, низким уровнем развития транспортной сети, негативным имиджем Северо-Кавказского федерального округа с недостаточным уровнем обеспечения безопасности, наличием ограниченного, регламентированного режима посещения территории республик для иностранных граждан, все вышеперечисленное отнюдь не создает конкурентных преимуществ этому сектору.
Небольшой вклад туристической отрасли в экономику регионов Северо-Кавказского федерального округа связан не только с недостаточным объемом туристического потока, но и высокой долей частного (теневого) сектора, который обусловлен сочетанием факторов внутренней и внешней среды региона. Здесь характерна самая высокая доля от деятельности вне наблюдаемой экономики. Негативные явления этноэкономики, где клановый протекционизм составляет основу консолидации национальных интересов, тотальная коррупция порождают дискриминацию в занятости, этнотер-риториальные споры и претензии не позволяют
62 -
ускорять процесс обновления основных фондов отрасли из-за отсутствия или слабых инвестиционных потоков, не позволяют повышать разнообразие туристического предложения. Поэтому проблема этой отрасли не в недостаточном финансировании, а в учете вышеназванных этнических факторов, наиболее ярко освещающих устойчивые и глубинные экономические и этнические процессы в республиках Северного Кавказа. Уникальность ситуации, сложившейся в регионе, заключается в том, что корпоративный и этноэкономический секторы не могут или не хотят обеспечить синергетичекий эффект в этой отрасли, не дают задействовать механизмы частно-государственного партнерства.
Наличие уникального природного потенциала и определенного интереса различных финансовых групп, высокопоставленных лиц и крупных предпринимателей, а также ограниченность собственных финансовых ресурсов для проведения социально-экономических преобразований предопределили выбор такой стратегии развития туристско-рекреа-ционного комплекса, которая ориентирована только на интенсивное и максимальное использование благоприятных природно-климатических условий, где не соблюдаются никакие экологические нормы.
В настоящее время эти уникальные территории, запланированные под туристские базы и рекреационные комплексы, претерпеввает наибольшие изменения: началось интенсивное освоение земель, вырубаются целые реликтовые рощи, ведется дорожное строительство самым варварским способом, возводятся частные гостиницы и коттеджи, огороженные высокими заборами. Надо добавить, что среди местного населения ко всей этой деятельности весьма неоднозначное отношение. Чрезмерная антропогенная нагрузка на Приэльбрусье может оказаться губительной для уникальной природы этих мест. Согласно Федеральному закону от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» эти территории относят к объектам общенационального достояния, даже частичное хозяйственное использование их строго запрещено, для него установлен режим особой охраны в силу уникальных природных условий [2]. Эта территория является особо охраняемым объектом Всемирного природного наследия ЮНЕСКО по номинации «Западный Кавказ». Несмотря на статус государственного природного заповедника, район Лагонаки (Республика Адыгея) выбран для строительства горнолыжного комплекса на 500 мест.
Две «жемчужины» Юга России — Домбай и Архыз — находятся на территории уникального Тебердинского заповедника, расположенного у
подножия Большого Кавказского хребта в Карачаево-Черкесии. Здесь планируется построить современные отели, создать развитую инфраструктуру, провести работы по благоустройству курорта. Конечно, потенциальные горноклиматические ресурсы Архыза велики. Однако нужно учитывать, что в окрестностях Архыза имеется около 75 уникальных горных озер, Софийский ледник, с высоты которого низвергаются 120 водопадов с кристально чистой водой. Важным положительным эффектом для освоения этих горных территорий может стать переориентация направления развития социальной и транспортной инфраструктуры на создание реального сектора экономики, где экологическая емкость рекреационных территорий не будет нарушена, ведь пока в качестве главной экономической ценности здесь выступают только природно-климатические и рекреационные ресурсы.
В качестве примера отрицательного воздействия на этнодемографический и экологический баланс можно рассматривать строительство горнолыжных курортов, которым отводится площадь более 4 тыс. га. Хозяйственное использование этих особо охраняемых природных территорий может повлечь деградацию этой территории, будет иметь весьма неблагоприятные последствия для развития общества. Не только увеличатся зоны экологической нестабильности, но и произойдет обострение социального неблагополучия. Все это произойдет на землях, где четко не отработан рыночный механизм регулирования земельных отношений и экономических условий для реализации конституционных прав субъектов на владение, пользование и распоряжение имеющейся в собственности или в аренде землей, где не решены вопросы межселенческих поселений, где пока низка социальная и территориально-производственная мобильность населения. Отметим также, что создание рекреационных и туристических баз с частными владениями пришлых инвесторов планируется именно в районах горного пастбищного животноводства и залегания так нужных стране полезных ископаемых. И это тоже может стать одной из фундаментальных причин возникновения в этих районах социально-политической напряженности.
Для реализации запланированных региональных проектов, конкурентных преимуществ уникального природного потенциала Северного Кавказа недостаточно. Требуется специально разработанная программа, направленная на снятие инфраструктурных ограничений и создание условий, сконцентрированных не только на поднятие уровня конкурентоспособности туристско-рекреационных комплексов, но и на возрождение сельских территорий. В такой программе
будет учитываться доминирующая роль этнического фактора, пониженный уровень социально-экономической устойчивости территории, положительные и отрицательные перспективы оценки рекреационных и курортно-лечебных возможностей в полиэтничном регионе. Потому что развитие этого сектора, даже при условии сохранения природной среды, может выступать как фактор, воздействующий не только на демографическое развитие, но и на изменение менталитета горских народов.
Еще одним немаловажным фактором является специфическая для Северного Кавказа проблема, без решения которой трудно рассчитывать на приток туристов — это неспокойная социальная и политическая обстановка в республиках и сохранение негативных стереотипов в восприятии образа Северного Кавказа. Кто и как будет обеспечивать безопасность туристов и рекреантов? Как будет гарантирована безопасность пришлого бизнеса, неприкосновенность собственности? Необходимы надежные гарантии по решению проблем безопасности на Северном Кавказе. Ведь локализация в регионе очагов этнополитических конфликтов, трансформационных процессов, террористической деятельности, регулирование рынка труда преимущественно неформальными институтами порождают известные риски и угрозы по сегодняшний день. Поэтому для обеспечения высокого уровня безопасности туристов и бизнеса необходимо не только планирование масштабного развития современных систем предупреждения чрезвычайных ситуаций, расширение штата и оснащение служб спасения, улучшение сети мониторинга опасных природных процессов и явлений, создание туристической полиции, но и полная управляемость конфликтными ситуациями на Северном Кавказе.
Таким образом, на основе проведенного анализа приходим к выводу: выбор развития ту-ристско-рекреационных комплексов в качестве приоритетного проекта, основного направления поднятия социально-экономического потенциала вряд ли может являться главным вектором устойчивого развития республик. Не учитываются как устоявшиеся в республиках традиции и менталитет народов, так и уровень экономической и экологической безопасности этого региона.
На современном этапе становления и развития экономических отношений в республиках ведется конкурентная борьба производителей за свой рынок. Способность выдержать эту конкуренцию и удовлетворять потребности населения должна стать важным фактором эффективности республиканского рынка. Поэтому достижение стабильности в экономике должно заключаться в выявлении,
- 63
сохранении и приумножении «точек роста», что возможно лишь при учете сбалансированности спроса и предложения товаров и услуг. Всего этого в республиках пока не создано. Республики, которые даже собственное население не обеспечивают продовольственными товарами, со слаборазвитой пищевой промышленностью, неэффективным и неустойчивым агропромышленным производством не смогут адаптироваться к конъюнктуре рынка, который запланирован для развития рекреационных и туристических комплексов. Включенные в программу объекты не решают проблемы оздоровления и роста экономики республик, повышения качества жизни населения, развития эффективного республиканского материального рынка. При сегодняшнем состоянии неконкурентоспособной и нерентабельной экономики республик, с низким уровнем бюджетной обеспеченности, со слабой налоговой базой муниципальных бюджетов, со значительным уровнем дотирования из бюджетов вышестоящих уровней сокращение уровня бедности населения не произойдет. Развитие предполагает не только создание соответствующей материальной базы, отвечающей требованиям международных стандартов, но и решение проблем туристического рынка, связанного с формированием рыночной модели хозяйствования отдельных отраслей.
Анализ тенденций развития туризма и рекреации в республиках в настоящее время показывает, что ввиду технологического отставания экономики, слабо развитого агропромышленного комплекса, недостаточной транспортной, производственной и социальной инфраструктуры — главных факторов развития туристско-рекреационных комплексов (ТРК) сужаются экономические перспективы развития ТРК.
Для достижение реалистичного целевого ориентира предлагается прежде всего решение блока антикризисных задач:
• создание условий для развития и обновления материально-технической базы за счет развития высокорентабельных агропромышленного и производственного комплексов, обеспечивающих высокие темпы экономического роста и занятость населения;
• реализация инвестиционных проектов, которые обеспечат формирование инженерно-транспортной инфраструктуры, необходимой для модернизации имеющихся и создания новых высокотехнологичных отраслей по созданию достаточной товарности и размерности реального сектора для производства продуктов с высокодобавленной стоимостью;
64 -
• решение задач формирования удовлетворительных социально-экономических, этнических и даже политических условий, учитывающих устоявшиеся в республиках традиции, менталитет народа;
• уточнение правовых основ форм и методов взвимоотношений органов управления ТРК с вышестоящими органами республиканского и хозяйственного управления;
• учитывая низкий уровень гарантий и льгот для внешних инвестиций, в республиках необходимо определение и согласование содержания и особенностей налоговой, таможенной, финансовой, социальной, инвестиционной политики в рамках территорий ТРК;
• создание положительного потенциала традиционной этноэкономики: развитие народных промыслов, которым принадлежит особая роль, поскольку их значение выходит далеко за рамки экономики и простирается в социальную и культурную сферы;
• выработка механизма стимулирования инвестиционных проектов, предполагающих сочетание бюждетных и внебюджетных источников финансирования, которые обеспечат формирование инженерно-транспортной инфраструктуры, необходимой для модернизации имеющихся и создания новых высокотехнологичных отраслей, для создания достаточной размерности реального сектора по производству продуктов с высокодобавленной стоимостью. Туризм, являясь одной из самых перспективных отраслей экономики, требует создания разветвленной транспортной инфраструктуры, высококлассных автомобильных дорог, эффективных систем связи, производства экологически безопасных продуктов питания, подготовки квалифицированных специалистов сферы обслуживания.
Список литературы
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 и на период до 2030 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.
2. Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ.
3. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 06.09.2010 № 1485-р.
4. Федеральная служба государственной статистики. Социально-экономическое положение России 1990 - 2009 гг. URL: http://www. gks. га.