Научная статья на тему 'Сценарное моделирование перспектив развития социально-экономической системы Краснодарского края'

Сценарное моделирование перспектив развития социально-экономической системы Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЦЕНАРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пивень И. Г.

В статье дается характеристика основных аспектов сценарного моделирования социально-экономическим развитием Краснодарского края. Уточняются основные аспекты стратегического управления развития хозяйственной системы края, которые зависят от выявления приоритетов и внутрирегиональных точек роста, что становится возможным на основе совершенствования управления социально-экономическим развитием территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сценарное моделирование перспектив развития социально-экономической системы Краснодарского края»

ных региональных компаний. Потребители оказываются в выигрыше, так как расширяется выбор товаров и услуг, снижаются цены благодаря углублению специализации и усилению международной конкуренции.

Внешнеэкономическая деятельность региона способствует оснащению производственных предприятий более совершенной техникой, внедрению передовой технологии и опыта, повышению качества выпускаемой продукции, сокращая время на организацию выпуска новых изделий, что приводит к усилению экономического эффекта от хозяйственной деятельности региона и выражается в увеличении произведенного регионального дохода.

Таким образом, активное участие регионов в общемировом разделении труда становится важной предпосылкой модернизации региональной экономической системы, эффективного функционирования региональных предприятий как на внешнем, так и внутреннем рынках и как результат процветания российской экономики в целом.

Список литературы:

1. Вардомский Л.Б., Шурубович А.В. Модернизация экономики России в контексте ее сотрудничества со странами СНГ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.imepi-eurasia.ru/baner/rosmodern.doc.

2. Википедия, свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ru.wikipedia.org/wiki/Внешнеэкономическая_деятельность.

3. Социология: энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко, 2003.

4. Ясин Е. Модернизация российской экономики: повестка дня // Модернизация российской экономики. Т. 1 / Под ред. Е.Г. Ясина. - М., 2002. -С. 13.

СЦЕНАРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

© Пивень И.Г.*

Кубанский государственный технологический университет, ООО «Элита-информ», г. Краснодар

В статье дается характеристика основных аспектов сценарного моделирования социально-экономическим развитием Краснодарского края. Уточняются основные аспекты стратегического управления раз-

* Главный аудитор ООО «Элита-информ».

вития хозяйственной системы края, которые зависят от выявления приоритетов и внутрирегиональных точек роста, что становится возможным на основе совершенствования управления социально-экономическим развитием территории.

Ключевые слова сценарное моделирование, реальный сектор, социально-экономическое развитие.

В настоящее время складывается ситуация высокой нестабильности конъюнктуры мирового рынка, который является дестабилизирующим фактором и для конъюнктуры внутреннего рынка. В этих условиях в системе управления регионом сценарный подход способен учесть те факторы и их влияние, которые не учитывают традиционные методы [1]. Использование сценариев при построении прогнозов способствует снижению неопределенности, что ведет как к повышению качества получаемых прогнозов, так и к принятию на их основе более обоснованных решений.

Методы и инструментарии, используемые в области активного исследования будущего, достаточно многообразны. Существует несколько школ сценарного планирования. Наиболее известные из них - подход BASICS, CSM, STRAT * X, Copenhagen Institute, EC, French School, Futures Group, Global Business Network, NCI, SRI. На одном полюсе сосредоточены попытки компьютерного моделирования существующих тенденций и их последствий. С другой стороны - группа методов, которая основывается на знаниях экспертов, на разработке специальных процедур и приемов работы с экспертами. Цель таких методологических подходов - рассмотреть альтернативные возможности развития, сформировать представления о предпочтительных вариантах будущего.

Так, одной из популярных методологий активного исследования будущего является форсайт [11]. Прямой перевод термина форсайт на русский язык - это видение будущего. Форсайт представляет собой процесс, связанный с систематической попыткой заглянуть в отдаленное будущее науки, технологии, экономики и общества с целью определения областей стратегических исследований и технологий, которые вероятно могут принести наибольшие экономические и социальные выгоды. Определяющее место в этой работе занимают аналитические методы, задающие граничные условия и форматы создания опросных панелей, и создание сценарных вариантов развития, определяющие связность образов будущего и сопряженных с ними стратегий.

Большинство специалистов сценарного планирования разделяют следующие положения и принципы [10]:

- будущее является неопределённым и в большинстве случаев не может быть предсказано;

- для снижения неопределённости нужно строить возможные сценарии развития событий;

- стратегия должна быть работоспособной и приносящей успех при любом варианте будущего (сценарии);

- должна разрабатываться система мониторинга окружающей среды и краткие планы действий, если события начнут развиваться по тому или иному сценарию.

Анализ неопределённостей является базой для разработки сценариев, после чего строится система мониторинга для их распознавания.

Сценарный подход - это постоянно совершенствующаяся методология. В основе сценарного подхода лежит системный подход, который позволяет устанавливать скрытые связи и закономерности в возникновении и развитии ситуаций, в том числе кризисных, обнаруживать причинно-следственные, генетические, хронологические связи между событиями и явлениями, выявлять наиболее существенные факторы, влияющие на возникновение внешней, или внутренней ситуаций. Сценарный метод позволяет создавать модели, адекватные объекту исследования и отображать его в виде, доступном для понимания потребителем, не имеющим математической подготовки.

Технологии сценарного планирования позволяют существенно сокращать время реакции на использование новых возможностей, на минимизацию угроз, позволяют действовать гораздо быстрее и решительнее конкурентов. Сценарное планирование творчески встраивает в свою методологию лучшие инструменты «традиционного» стратегического планирования. При использовании сценарного планирования, при разработке неприятного для менеджмента сценария зачастую отбрасывается и не принимается во внимание негативный вариант развития событий. Это связано с «феноменом Кассандры», который лежит в глубинных защитных механизмах человеческой психики. В поведенческой экономике показано, что люди, действующие тем способом, что приносил им успех, и находящиеся в благоприятных условиях, не хотят представлять, что может случиться что-то плохое, феномен связан с любыми видами планирования, и негативные прогнозы точно так же отбрасываются, не принимаются во внимание. Но в сценарном планировании есть гораздо больший ресурс для того, чтобы помочь увидеть тревожное будущее и сделать всё возможное, чтобы этот негативный сценарий не реализовался.

Алгоритм успешного сценарного моделирования заключается в следующих действиях:

- выявить наиболее важные элементы стратегии и модели бизнеса;

- проверить их во всех сценариях;

- принять решения по каждому сценарию, если вдруг события начнут развиваться именно по нему;

- создать набросок краткого плана по каждому сценарию;

- разработать корневой план, обеспечивающий успех во всех сценариях.

На этапе построения сценариев используются хорошо известные специальные методы (PEST-анализ, анализ поля сил, матрицы влияния на ситуацию, анализа корневых причин и системный подход). При разработке стратегических альтернатив для ряда конкретных ситуаций применимы и более локальные методы, такие, как анализ пяти сил конкуренции Майкла Портера, матричные методы, отраслевые бизнес-модели, миграция потребительских ценностей, конкурентные преимущества и т.п.

Прежде чем обратиться к построению сценария стратегии управления социально-экономическим развитием Краснодарского края, полезно коротко остановиться на сложившихся в последнее время тенденциях в социально-экономической жизни России.

Федерализм в России во многом уникален, потому что его нельзя свести ни к национально-государственному устройству (что отличало советскую модель), ни к территориальному (свойственному многим странам). Асимметрия, присутствующая в конституционных положениях о федеративной организации России, отразила ее сложный состав: почти три четверти субъектов Федерации не обладают статусом государства в составе РФ, а 32 субъекта образованы по этническому признаку.

Одной из наиболее сложных проблем в демократическом процессе, происходящих в стране, является проблема федеративного устройства, ибо она наиболее противоречива и разнопланова. Современный федерализм Российской Федерации - это национально-территориальная форма разделения власти и объектов управления между центральным (общегосударственным) субъектом и региональными субъектами, обеспечивающая самостоятельное управление ими делами регионов в рамках единого государственного союза. Понятие «федерализм», связанного с созданием федеративного государства США (1787), с первых дней несло в себе политолога - управленческий смысл. Специфика федерализма как формы организации государственной власти и принципа управления заключается в способе разделения труда (властных и управленческих функций) между государственными субъектами различных уровней системы управления, в территориальном разграничении объектов их деятельности и в сочетании централизации и децентрализации власти.

Примаков Е.М. [9] выделяет следующие проблемы российского федерализма:

1. стремление ряда руководителей регионов придать административным границам статус государственных;

2. проблема оптимизации взаимосвязи межнациональных отношений и становления российского федерализма;

3. оптимизация системы взаимосвязи центра, субъектов Федерации и местного самоуправления;

4. дальнейшее совершенствование практики договорных отношений центра и субъектов Федерации;

5. вопрос о соотношении между собственностью федеральной, региональной и муниципальной;

6. совершенствование практики предоставления трансфертов;

7. проблема численности регионов.

Опыт показывает, что самостоятельность регионов должна развиваться, но только при строгом разграничении функции, полномочий, финансовых ресурсов и ответственности между федеральными и региональными уровнями.

Приоритет в развитии регионов отдается экономической составляющей, что эффективно в эпоху индустриализации, в которую региональная политика государств была нацелена в первую очередь на транспортно-инфра-структурное развитие, технологические и инженерно-строительные проекты.

В развитых странах Запада эпоха индустриализации закончилась еще в 70-ые годы 20 века, а в России аналогичные процессы происходили до конца 1990-х годов. Традиционная государственная региональная политика в виде ускоренной индустриализации стала неэффективной. Это проявилось в первую очередь в понимании того, что региональные ресурсы для индустриального развития исчерпаемы и зачастую невосстановимы, это касается как трудовых, так и природных ресурсов; что фундаментальной ценностью является предоставление всем гражданам государства определенной совокупности социальных благ - повышение «качества жизни».

Региональная политика государства - это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой. Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии управления социально-экономического развития и охватывает следующие основные направления:

1. определение соотношения движущихся сил регионального развития и обеспечение их взаимодействия (государственный и частный сектора экономики, внутренние и внешние факторы развития региона и средства);

2. соотношение общегосударственного и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой;

3. подъем экономики отсталых районов и освоение новых районов и ресурсов;

4. национально-экономические вопросы (в условиях многонационального государства);

5. проблемы урбанизации.

В научной литературе исследуется ряд сценариев стратегии социально-экономического развития России: инерционный, экспортно-сырьевой и инновационный.

Инерционный сценарий предполагает сохранение доминирования энер-го-сырьевого комплекса.

Экспортно-сырьевой опирается на наращивание экспорта сырья, модернизацию транспортной структуры, использование конкурентных преимуществ страны в энергетическом секторе на основе реализации крупномасштабных инвестиционных проектов в этой сфере [8].

Инновационный - на обеспечение прорыва в развитии высокотехнологичных производств [6]. Инновационный потенциал регионов предопределяет их дальнейшее развитие и поэтому представляют интерес для формирования концепции инновационного развития регионов на среднесрочный и долгосрочный периоды. В перспективе будут развиваться те регионы, которые будут не только использовать передовые технологии, но и создавать их. Основа инновационной модернизации являются:

- свобода творчества и предпринимательства;

- конкуренция;

- модернизация системы образования;

- реформирование сферы наук, в-пятых, формирование индустрии инноваций.

Новые приоритеты социально-экономической политики диктуют изменение содержания и методологии региональной экономики [2]. Обратить внимание на проблемы социального и экономического развития территорий, больше учитывать местные особенности. Для достижения целей социально-экономического развития региона и оценки эффективности использования экономического потенциала, преодоления кризиса является улучшение менеджмента, повышение эффективности всех уровней управления социально-экономическими процессами.

Для наиболее рационального управления регионом необходимо акцентировать внимание на учете всех разнообразных местных условий [5]:

- природно-ресурсные факторы;

- социально-демографические факторы и развитие социальной инфраструктуры (демографические, трудовые и социальные характеристики населения);

- экономические факторы (развитие транспорта, связи, покупательские способности населения, развитие кредитно-финансовой сферы региона).

Это означает необходимость дифференцированных подходов к разработке стратегий управлений их развития.

На этом пути встают две главные проблемы регионального развития:

- формирование и функционирование социально-экономического комплекса региона;

- региональное управление (политическое, правовое, экономическое, социальное, экологическое) в современных условиях.

Научный анализ всех факторов и явлений, воздействующих на региональное развитие: исторических, политических, природно-ресурсных, этнических, религиозных, экологических, а также внутрирегиональных и межрегиональных связей позволит. При этом следует воспользоваться научными методиками управленческой и юридической наук, экономической истории, экономической и социальной географией, демографией, социологией, статистикой, этнографией, экологией и т. д.

Мировая практика подтверждает тезис о приоритетности стратегии над тактикой. Поэтому особую актуальность приобретает разработка стратегии управления, которая содержит концепцию социально-экономического развития региона. Основой стратегического управления регионом является концепция социально-экономического развития [3].

Стратегия управления социально-экономического развития Краснодарского края - это система мер государственного управления, основанная на долгосрочных приоритетах региональной социально-экономической политики, находящихся в неразрывном единстве и взаимосвязи с общенациональными стратегическими приоритетами. Однако в Краснодарском крае сохраняются экстенсивные, малоэффективные методы управления и использования ресурсов. В целом, существующие методы и сложившаяся структура управления социально-экономическим развитием Краснодарского края во многом не соответствуют изменившимся условиям его функционирования, что становится тормозом на пути его дальнейшего более успешного развития.

Существующая на сегодняшний день стратегия социально-экономического развития Краснодарского края выполнена её разработчиками в логике традиционного стратегического, а не сценарного планирования.

Стратегическое управление социально-экономическим развитием Краснодарского края должна учитывать оценку степени удовлетворения потребностей населения в материальных благах и различных услугах по сравнению с рациональными нормами их потребления. Традиционно выделяют четыре уровня жизни в социуме:

- достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека);

- средний класс (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил);

- бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы, равно объему прожиточного минимума);

- нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека, равно половине прожиточного минимума).

С учетом, сложившегося в социуме дифференциации уровня жизни населения необходимо расставить приоритеты стратегического управления. Определение особенностей стратегического управления развитием Краснодарского края основывается на исследовании его как системы и организации.

Краснодарский край занимает лидирующее положение среди других регионов по многим позициям, хотя территориально-хозяйственное развитие в Краснодарском крае в последние годы неустойчиво и во многом корреспондирует с углубляющейся конкуренцией за ресурсы, рынки сбыта, инвестиции. Доминантными факторами развития выступают: приморское и транзитное положение, включённость в сферу геостратегических российских приоритетов. В Краснодарском крае наряду с агропромышленным комплексом, топливно-энергетическим комплексом, туризм и рекреация относятся к отраслям хозяйственной специализации. В системе территориальной конкуренции Краснодарский край является наиболее успешным в силу наличия рыночно выигрышных отраслей (АПК, ТЭК), уровня развития инфраструктуры (особенно транспортной). Краснодарский край является третьим по народонаселению субъектом РФ. Краснодарский край - лидер среди регионов по уровню инвестиционной активности: он занимает первое место в Южном Федеральном округе и пятое в России. Приток инвестиций требует развития инфраструктуры, для которой необходимы высококвалифицированные кадры практически по всему спектру приоритетных направлений развития науки и техники и критических технологий.

В Краснодарском крае степень инновационности экономики остается низкой: новые технологии внедряют 20-25 %, а права на патенты и лицензии приобретают около 10 % предприятий [7]. Человеческий фактор является для Краснодарского края одним из важнейших способов инновационного прорыва. Управление инновационными процессами в регионе объективно предопределяет выявление его приоритетов и внутрирегиональных точек роста, что становится возможным на основе совершенствования управления социально-экономическим развитием территории. Это позволяет акцентировать внимание на стратегии управления как специфическом мезоэконо-мическом феномене, на необходимости его системного исследования в конкретном региональном контексте, инициирует поиск форм и инструментов управления для синергетического территориально-хозяйственного роста.

Остановимся подробнее на сценарии развития туристско-рекреацион-ного комплекса Краснодарского края.

Общемировые тенденции развития туризма и рекреации подтверждают, что эта отрасль при соответствующих условиях может стать локомотивом экономики Краснодарского края. Всемирная туристская организация (ВТО) прогнозирует вхождение России к 2010 году в десятку наиболее посещаемых стран мира.

Туристско-рекреационный комплекс представляет собой совокупность отраслей, обеспечивающих производство туристско-рекреационного продукта, образующуюся в результате интеграции трех групп отраслей: санаторно-курортной, туристско-экскурсионной, спортивно-оздоровительной. В Краснодарском крае имеются 7 основных курортных районов, включающих рекреационные территории с прилегающими к ним курортными территориями на берегах Азово-Черноморского рекреационного бассейна, где сосредоточено 94 % туристско-рекреационного потенциала края.

В Краснодарском крае создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа. Туристско-рекреационная зона создана на четырех участках Черноморского побережья Краснодарского края - в городах Анапа, Геленджик, Сочи и Туапсинском районе. Бизнесмены олимпийского проекта и резиденты ОЭЗ будут получать налоговые льготы. Например, на территории ОЭЗ инвестор в течение первых пяти лет освобождается от уплаты налога на имущество и транспортного налога, снижаются ставки налога на прибыль и арендной платы за земельные участки и пр. Специфичность особых экономических зон как формы предпринимательства требует многостороннего подхода к оценке эффективности зон.

Стратегия управления развитием туристско-рекреационного комплекса предполагает создание условий для удовлетворения потребностей населения в туристско-рекреационных услугах и сохранение природно-ресурс-ного, этно-культурного и историко-архитектурного потенциала Краснодарского края. Управление развитием туристско-рекреационным комплексом можно определить как проблемно-ориентированное. Проблемно-ориентированное развитие туристско-рекреационного комплекса Краснодарского края определяется триадой социально-экономических категорий: потребностей населения, ресурсов и механизмов государственного регулирования.

Основным подходом к управлению туристско-рекреационным комплексом Краснодарского края является стратегический. Процесс стратегического управления туристско-рекреационным комплексом ограничивается формальным стратегическим планированием, т.е. разработкой планов и программ развития. Основные недостатки реализации стратегических программ заключаются в недостаточной проработанности стратегических документов; отсутствием достаточных финансовых ресурсов; кадровые проблемы. Мировой опыт показывает, что для достижения успеха во внедрении новых методов управления требуется использование принципов научного управления, заключающихся в том, чтобы привести субъективную деятельность людей в соответствие с объективными потребностями общественного развития.

Объединение стратегического подхода к управлению развитием тури-стско-рекреационного комплекса и алгоритма сценарного моделирования

в области развития туристско-рекреационного комплекса позволит создания методического базиса принятия научно обоснованных управленческих решений.

Моделирование сценариев развития социального-экономического развития Краснодарского края играет ключевую роль в научно обоснованном процессе управления, поскольку предоставляет возможность учесть все факторы, как внешние, так и внутренние.

Результаты эффективного стратегического управления социально-экономического развития Краснодарского края видны в геополитической стабильности и предсказуемости экономической политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, снижение административных барьеров для бизнеса.

В стратегии управления социально-экономическим развитием Краснодарского края важное место принадлежит аграрной сфере. Сельское хозяйство края базируется на ведении адаптивного растениеводства с учетом сортовых биологических особенностей растений специфичной для региона культуры земледелия. В животноводстве - это разведение пород скота, приспособленных к климатическим условиям.

Главная проблема АПК края заключается в том, что в угоду быстроменяющейся конъюнктуры рынка недоиспользуется производственный потенциал. Доминирование торговой политики крупных продовольственных монополий заставляет местных сельскохозяйственных товаропроизводителей снижать объемы производства сельскохозяйственной продукции.

Стратегия управления социально-экономическим развитием Краснодарского края предполагает государственное регулирование паритетности ценового обмена, усиление финансово-кредитного воздействия на ключевой момент устойчивости АПК - повышение плодородия почв, широкое использование интеграции крупных перерабатывающих предприятий области с сельскохозяйственными [4].

Задачами стратегического управления должно стать формирование устойчивого сельского хозяйства, которая сможет обеспечивать продовольственную безопасность региона. Конкретно это должно отразиться в растениеводстве - на решении зерновой проблемы, в животноводстве - на стабилизацию производства мяса и молока на уровне, обеспечивающем как минимум нормативное потребление населением этих продуктов питания. Стратегия управления заключается во всемерном государственном протекционизме, оказании реальной поддержки фермерским и личным подсобным хозяйствам.

Формирование инвестиционной политики для Краснодарского края является одной их важнейших задач эффективного развития. Однако из-за ограниченности инвестиционных ресурсов возникает необходимость, с одной стороны, обеспечения дополнительного притока капитала из внеш-

них источников, с другой - эффективного использования собственных резервов. Возникает объективная необходимость целенаправленного регулирования инвестиционного процесса. Основную роль в этом вопросе играет инвестиционная политика, способствующая формированию инвестиционной привлекательности края и активизации инвестиционной деятельности в ней.

Последние годы социально-экономическая ситуация в Краснодарском крае динамично меняется к лучшему. Инвестиционный рейтинг Краснодарского края - 1А (оценка рейтингового агентства «Эксперт РА»). По мнению рейтингового агентства «Эксперт РА» инвестиционный потенциал Краснодарского края имеет максимальный потенциал и минимальный риск.

Основополагающий принцип формирования программ социально-экономического развития Краснодарского края является системный подход и первенство стратегического, долгосрочного аспекта развития. Наряду с которым необходимо рассмотреть сценарии развития края в различных моделях развития: инерционного, оптимистического и пессимистического.

Таким образом, Краснодарский край сделал свой выбор в пользу перехода к высокотехнологичному пути развития, к экономике, основанной на знаниях. Такой стратегический маневр требует активного участия ивласти края, и бизнеса в процессах формирования современной и эффективной инновационной системы, которая призвана обеспечить конкурентоспособность, повышение уровня жизни населения и увеличение человеческого капитала. Поэтому администрации края необходимо выявить перспективные технологические направления, которые могли бы лечь в основу долгосрочной инновационной политики развития Краснодарского края. Их выявление и выбор должны базироваться на оценке социально-экономического эффекта новых технологий и оценке ресурсных и технологических возможностей для реализации выбранных направлений для повышения конкурентоспособности Краснодарского края на российском и мировом рынках. Для существенного повышения конкурентоспособности экономики края на мировых рынках помимо масштабных инвестиций необходимо своевременное выявление технологических возможностей и угроз и определение приоритетов, а затем и поддержка потенциальных точек роста новых эффективных технологий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Глобализирующаяся экономика и смена парадигм социального и технологического развития ставят новые вызовы перед Краснодарским краем. Для того, чтобы удержаться на гребне экономической и геополитической конкуренции администрация Краснодарского края должна активнее задействовать «старые» ресурсы, но и обратить внимание на новые технологические проекты, выйдя на первые роли в схватке за человеческий капитал и дополнив технологию кадрами.

В условиях высокой неопределенности и быстрых изменений окружающей среды разрабатывать стратегию управления социально-экономическим развитием Краснодарского края с опорой на единственный вероятностный прогноз является слишком рискованным. В мире перманентно происходят изменения, скачки, внезапные перемены, события, которые просто невозможно предвидеть. В нестабильном окружении существует множество возможных вариантов будущего.

Основным смыслом сценарного моделирования перспектив развития социально-экономической системы Краснодарского края является конструирование, создание различных «историй», различных и одинаково правдоподобных вариантов развития будущего, которые являются хорошо структурированными и логичными. В результате стратегия перестает управления быть жестким планом и приобретает необходимую гибкость для того, чтобы социально-экономическая система края оставалась успешной при различных вариантах развития будущего.

Список литературы:

1. Абалкин Л.И. Проблема выбора стратегии на XXI век // Проблемы теории и практики управления. - 1998. - № 2. - С. 49-54.

2. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2002.

3. Гапоненко А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. - М.: РАГС, 2001. - 225 с.

4. Информационный центр малого предпринимательства Кубани [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mb.kubangov.ru.

5. Коваленко Е., Зинчук Г. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 288 с

6. Монастырский В.В. Ресурсное обеспечение регионального инновационного процесса // Материалы Всероссийской научно-практич. конференции / Под ред. М.Б. Щепакина. - Краснодар: Изд. КубГТУ, 2008. -Часть 2. - 328 с.

7. Похилько Т.Н. Современные особенности управления инновационным развитием в регионе // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2009. - № 4 (21).

8. Потрубач Н.Н., Погребняк Р.Г. Возобновляемые источники энергии - новый путь человечества // Макроэкономика. - 2007. - № 4.

9. Примаков Е.М. Годы в большой политике. - М.; 1999. - С. 393.

10. Региональная экономика и управление: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 295 с.

11. Форсайт в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fi> resight-russia.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.