Научная статья на тему 'Инновационный подход в реализации инвестиционной политики на территории муниципальных образований Краснодарского края'

Инновационный подход в реализации инвестиционной политики на территории муниципальных образований Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
299
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ДОЛГОСРОЧНАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ЛЬГОТНЫЙ РЕЖИМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ / THE INNOVATIVE APPROACH / DEVELOPMENT STRATEGY / SPATIAL AND TERRITORIAL PLANNING / SPECIAL ECONOMIC ZONES / LONG-TERM PROSPECT / A PREFERENTIAL MODE OF THE TAXATION / THE INVESTMENT POLICY OF MUNICIPAL UNIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беспалая Наталия Владимировна

В статье раскрывается актуальная тема инновационного подхода в реализации инвестиционной политики на территории Краснодарского края, подробно отражены основные направления стратегии развития муниципальных образований, повышение уровня научных исследований и экономической эффективности внедрения результатов. Автором подробно изложены идеи проекта краевой целевой программы «Развитие научно-технической и инновационной деятельности в Краснодарском крае на период до 2010 года». Отражены пути совершенствования правовых и экономических условий дальнейшего развития малого предпринимательства, подчеркивается важная роль в социально-экономическом развитии региона государственных инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Беспалая Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The innovative approach in realisation of an investment policy in territory of municipal unions of Krasnodar territory

In article the vital topic of the innovative approach in realisation of an investment policy in territory of Krasnodar territory reveals, the basic directions of strategy of development of municipal unions, increase of level of scientific researches and economic efficiency of introduction of results are in detail reflected. The author in detail states ideas of the project of the regional target program "Development of scientific and technical and innovative activity in Krasnodar territory for the period till 2010". Ways of perfection of legal and economic conditions of the further development of small business are reflected, the important role in social and economic development of region of the state investments is underlined.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход в реализации инвестиционной политики на территории муниципальных образований Краснодарского края»

схемы размещения туристских объектов, мощности и стоимостной оценки туристских ресурсов, региональных программ развития туризма и др. Не имея этих данных, рассчитывать на привлечение инвестиций нельзя.

Таким образом, привлечение инвестиций в ряде случаев сдерживается не отсутствием финансовых источников, а отсутствием материалов и документов, подтверждающих инвестиционную привлекательность тех или иных туристских объектов.

Продвижение инвестиционных проектов на национальном и международном уровнях, координация инвестиционной деятельности в сфере туризма, создание благоприятного инвестиционного климата, государственные гарантии инвесторам, создание единых правовых норм - это задача, прежде всего, федеральных органов. Хотя осуществление крупномасштабных проектов, таких как Олимпиада 2014 в Сочи, требует инициативных действий региональных властей.

Не вызывает сомнения и то, что вопрос об объемах инвестиций следует увязывать с прогнозом развития внутреннего, в том числе социального, и международного туризма на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Интегральный показатель эффективности внедрения инвестиционных проектов в туризм (чистый дисконтированный доход, индекс прибыльности и внутренняя норма доходности), несмотря на их высокую капиталоемкость, выше по сравнению с эффективностью внедрения инвестиционных проектов в другие отрасли. Однако такие проекты имеют более высокий уровень инвестиционных рисков.

Инвестиционная поддержка должна быть важнейшей долговременной задачей развития туризма в России. Она является базой для создания, сохранения и воспроизводства туристских ресурсов, а также для развития туристской инфраструктуры и индустрии туризма. Если учесть, что износ основных фондов предприятий туристской индустрии составляет более 70 %, то данная проблема становится одной из главных при разработке концептуальной модели развития отечественного туризма.

Россия - одно из немногих государств, вошедших в прогнозный перечень ООН - ВТО самых посещаемых стран мира на перспективу до 2020 г. (около 50 млн. прибытий в год) и самых путешествующих стран мира (более 30 млн. международных туристских поездок).

Однако благоприятный прогноз на мировом рынке туристских услуг не может быть претворен в жизнь, если страна не обладает (не будет обладать) мощной инфраструктурой и индустрией туризма.

308

УДК 330.322.14 Б-53

Беспалая Наталия Владимировна

Главный государственный инспектор отдела инвестиционных площадок Управления реализации стратегических инвестиционных проектов Департамента инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края тел. (918) 322-08-90

Инновационный подход в реализации инвестиционной политики на территории муниципальных образований Краснодарского края

Аннотация:

В статье раскрывается актуальная тема инновационного подхода в реализации инвестиционной политики на территории Краснодарского края, подробно отражены основные направления стратегии развития муниципальных образований, повышение уровня научных исследований и экономической эффективности внедрения результатов. Автором подробно изложены идеи проекта краевой целевой программы «Развитие научно-техничес-кой и инновационной деятельности в Краснодарском крае на период до 2010 года». Отражены пути совершенствования правовых и экономических условий дальнейшего развития малого предпринимательства, подчеркивается важная роль в социально-экономическом развитии региона государственных инвестиций.

Ключевые слова: инновационный подход, стратегия развития, пространственное и территориальное планирование, особые экономические зоны, долгосрочная перспектива, льготный режим налогообложения, инвестиционная политика муниципальных образований.

Стратегической целью развития Краснодарского края на период до 2020 г. является реализация политических, геостратегических и социально-экономических приоритетов Российской Федерации на юге страны и обеспечение кардинального повышения качества жизни населения края на основе создания потенциала опережающего развития.

Исходя из основных направлений федеральной политики, разработаны и утверждены Стратегии развития отраслевого потенциала Краснодарского края на период до 2010 г., а также Стратегии

развития муниципальных образований края, расширяющие задачи в области привлечения инвестиций и уточняющие перечень инвестиционных проектов.

Основные направления развития стратегий включают:

1. Обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста края на основе повышения его конкурентоспособности.

Реализация данного направления обеспечит повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности края и страны в целом.

2. Кардинальное повышение качества и продолжительности жизни, развитие человеческого потенциала края на основе роста эффективности здравоохранения, образования и жилищного строительства.

Одной из важных задач в данном направлении является уменьшение бедности. Приоритетными задачами выступают: увеличение продолжительности жизни населения, повышение качества и доступности медицинской помощи, реализация национальных проектов «Здоровье», «Образование» и краевой программы «Жилище».

3. Создание потенциала опережающего (будущего) развития края для выполнения функций «опорного» региона в реализации целей федерального Правительства на основе взаимовыгодного межрегионального и международного сотрудничества.

Именно «опорные регионы» должны вносить основной и растущий вклад в достижение целей федерального Правительства, а Краснодарский край имеет возможность выполнять данные функции в ЮФО.

4. Повышение эффективности государственного регулирования социально-экономических процессов в крае на основе формирования систем стратегического управления, пространственного и территориального планирования.

Повышение эффективности экономики, обеспечение конкурентоспособности в долгосрочной перспективе, решение региональных социально-экономических проблем, получение прибыли за счет более высокой окупаемости вложений невозможно без развития инновационной сферы региона, что, соответственно, делает ее одним из важнейших направлений инвестиционной политики 3, с. 27 .

Стратегической целью развития инновационной сферы Краснодарского края является повышение уровня научных исследований и экономической эффективности внедрения результатов.

Достижение этой цели будет обеспечиваться: целевой поддержкой фундаментальных и прикладных исследований,

310

привлечением молодых кадров в научно-техническую и инновационную деятельность,

развитием региональной инновационной инфраструктуры 5 .

Согласно Стратегии, в краткосрочной перспективе (1-2 года) планируются:

- расширение федерально-регионального сотрудничества в сфере поддержки фундаментальных исследований;

- реализация наиболее крупных инновационно-инвестицион-ных проектов: создание производства монокристаллов для лазерных технологий и средств телекоммуникаций, создание высокотехнологичного промышленного производства микролазеров и аппаратуры на их основе, увеличение запасов осетровых в Азовском море, а также развитие базовых элементов региональной инновационной системы (консалтинговые агентства, офисы передачи технологий, узкоспециализированные инновационно-технологические центры), подготовка инфраструктуры для создания особых экономических зон (ОЭЗ) технико-внедренческого типа.

В среднесрочной перспективе (3-5 лет) планируются:

- совершенствование системы подготовки и отбора инновационных проектов и отработка механизма венчурного финансирования;

- техническое перевооружение крупных предприятий на производство высокотехнологичной продукции и импортозамещение;

- поиск зарубежных партнеров, являющихся ведущими разработчиками и производителями научно-технической продукции, с целью создания в Краснодарском крае промышленных объектов, имеющих значительный экспортный потенциал;

- создание особых экономических зон технико-внедренческо-го типа и дальнейшая подготовка к созданию ОЭЗ промышленнопроизводственного типа.

В долгосрочной перспективе планируется:

- формирование имиджа Краснодарского края как территории инновационного развития, имеющей высокий научно-образова-тельный потенциал и благоприятный инвестиционный климат для высокотехнологичных видов производства.

Краснодарский край является активным участником - лидером на юге России федеральной программы «Старт», имеющей целью создание в регионе малых наукоемких производств. Разрабатывается краевая целевая программа «Старт-Кубань», которая позволит создавать малые предприятия в научно-технической сфере.

В соответствии с государственной политикой в научно-техни-ческой и инновационной сфере подготовлен проект краевой целевой программы «Развитие научно-технической и инновационной деятельности в Краснодарском крае на период до 2010 года».

Курортный комплекс Краснодарского края является сегодня бесспорным приоритетом государственной инвестиционной политики России. По мнению российских и международных экспертов, Краснодарский край практически единственный в России регион, который располагает уникальными природно-климатическими условиями, позволяющими превратить эту отрасль в наиболее доходную в крае и России.

Принимая во внимание этот факт, администрация Краснодарского края выступила инициатором внесения изменений в Федеральный закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» в части создания нового типа особых экономических зон

- туристско-рекреационного типа.

К первоочередным территориям, предполагаемым к созданию особой экономической зоны, отнесены «Малый Ахун» (г. Сочи), «Агрия» (Туапсинский район), «Криница-Архипо-Осиповка» (г. Геленджик),»Новая Анапа» (г. Анапа). В перспективе предлагаемая краем концепция предполагает создание особой экономической зоны ту-ристско-рекреационного типа на всей территории Азово-Черномор-ского побережья Краснодарского края, включая горные районы, где есть условия для создания горнолыжных курортов.

Для инвесторов, получивших статус резидента особой экономической зоны, создание ТРЗ привлекательно тем, что устанавливается особый административный режим, порядок предоставления налоговых преференций, режим землепользования.

Резиденты особой экономической зоны туристско-рекреаци-онного типа на территории Краснодарского края будут освобождены от уплаты налога на имущество, учитываемое на балансе организа-ции-резидента особой экономической зоны, в течение 5 лет с момента постановки на учет, а также от уплаты транспортного налога, в отношении транспортных средств, используемых для осуществления деятельности особой экономической зоны, в течение 5 лет с момента включения налогоплательщика в реестр резидентов особой экономической зоны [1] .

Применение льготного режима налогообложения субъектов особых экономических зон обеспечит инвестиционную привлекательность курортного бизнеса края и, как следствие, позволит получить значительные дополнительные доходы бюджетов всех уровней.

На основании проведенного анализа уже сегодня можно оценить предварительный эффект от создания особой экономической зоны на территории края.

Важную роль в социально-экономическом развитии региона играют государственные инвестиции. Одним из основных направлений инвестиционной политики администрации края является инве-

312

стирование строительства объектов в социальном, производственном, аграрном направлениях. Инструментарием государственной инвестиционной политики являются краевые целевые программы. Можно выделить три основных направления, по которым предусмотрены целевые программы.

К первому направлению можно отнести программы, ориентированные на поддержку отраслей производственной сферы, позволяющих осуществлять пополнение бюджета.

Второе направление включает программы, ориентированные на капитальные вложения в объекты социальной сферы и жилищ-но-коммунальное хозяйство.

Третье направление характеризуется программами, направленными на инфраструктурную и финансовую поддержку инвестиционной деятельности.

Основной целью Программы является совершенствование правовых и экономических условий дальнейшего развития малого предпринимательства, обеспечивающих:

- повышение социальной эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства (рост численности занятых в сфере малого предпринимательства, рост средних доходов и повышение уровня социальной защищенности работников малых предприятий);

- повышение темпов развития малого предпринимательства как одного из стратегических факторов социально-экономического развития края;

- увеличение доли участия субъектов малого предпринимательства в формировании всех составляющих валового регионального продукта (производство товаров, оказание услуг, чистые налоги).

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

- совершенствование внешней среды для развития малого предпринимательства;

- развитие кредитно-финансовых механизмов поддержки субъектов малого предпринимательства;

- развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

- научно-аналитическое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства, развитие внешнеэкономических связей;

- увеличение числа субъектов малого предпринимательства;

- повышение конкурентоспособности выпускаемой субъектами малого предпринимательства продукции, увеличение объемов ее производства [4].

Активизация инвестиционной политики муниципальных об-

разований является стратегической целью на современном этапе развития экономики Краснодарского края, так как достижение сбалансированного функционирования экономики территорий позволяет обеспечить максимально бездотационный местный бюджет и решение социальных задач, отнесенных к полномочиям местного самоуправления.

Основным инструментом, позволяющим достигнуть указанной цели, является реализация инвестиционной политики муниципального образования, которая должна обеспечить полное использование имеющегося инвестиционного потенциала, качественную подготовку инвестиционных проектов и площадок, грамотное позиционирование территории.

Инвестиционная политика муниципальных образований должна основываться на маркетинговом анализе, позволяющем выявить востребованный инвесторами инвестиционный потенциал территории, а также определить комплекс мероприятий, необходимый для повышения инвестиционной привлекательности [2] .

Таким образом, решение Правительства России о создании в Краснодарском крае особой экономической зоны туристско-рекреа-ционного типа стало важным фактором для повышения темпов развития муниципальных образований на Черноморском побережье Краснодарского края (Анапа, Геленджик, Сочи, Туапсинский район) в современных экономических условиях.

Результатом принимаемых органами исполнительной власти и местного самоуправления Краснодарского края мер является возрастающий интерес к краю как к перспективному региону. Ежегодно Краснодарский край посещают многочисленные иностранные делегации с целью укрепления партнерских отношений и поиска новых сфер сотрудничества, привлечения дополнительных инвестиций в экономику края.

Ссылки:

1. Быкасов Д.С. Туристско-рекреационные особые экономические зоны - путь развития регионального туризма // Вестник РАГС. 2007. № 1.

2. Яицук А., Игнатов А. Инвестиции в МО: миф или реальность? // Бюджет. 2007. N3 4

3. Инновации и инвестиции в регионе /под ред. Гусакова М.А. СПб., 2004.

4. Калинина Л.Е. Государственная политика в сфере туризма: туристско-рекреационные особые экономические зоны // Туризм: право и экономика. 2006. № 5.

5. Плеханов И. Налоговый рай в регионах // Консультант. 2006. № 9.

314

Научное обсуждение, критика и дискуссии

УДК 303.833.6 Ш-37

Шевелев Владимир Николаевич

доктор философских наук, профессор,

заместитель директора по научной работе ИППК Южного

федерального университета

О монографии «Этноконфессиональные конфликты на Северном Кавказе: от конфронтации к сотрудничеству»*

В современном мире межэтнические конфликты превратились в доминирующую форму насилия. Недаром в социально-гуманитар-ной мысли выделилась специальная отрасль знаний по научной работе конфликтология, предметную область которой составляет анализ причин, форм, структур, динамики региональных конфликтов и путей их разрешения. Обычно к основным их структурным элементам относят: 1) источник, или предмет, конфликта, выражающий разногласия между его субъектами; 2) повод, послуживший началом активных действий конфликтующих сторон; 3) субъекты конфликта, непосредственно и косвенно участвующих в оспаривании властных статусов и ресурсов в сфере политики; 4) позиции субъектов, раскрывающие их цели и мотивы конфликтного взаимодействия; 5) средства конфликта, характеризующие типичные применяемые сторонами ресурсы, способы и приемы взаимодействия; 6) характер конфликта, раскрывающий наиболее типичные отношения конкурирующих сторон.

Проблемы конфликтогенности на Юге России были актуализированы в научном дискурсе в середине 1990-х гг. Геополитическое положение Юга России заключается в том, что он входит в метарегион нестабильности, простирающийся от Балкан до Памира, и представляет собой зону столкновения цивилизаций, порождающую перманентные конфликты. На Юге России, важной составной частью которого является Северный Кавказ, в настоящее время наблюдаются такие явления, как «взрыв» этничности и «всплеск» этнонацио-нализма, сопровождающиеся усилением этнополитической напряженности, конфликтности, экстремизма. Этнополитическая нестабильность, затяжной региональный этнополитический кризис, не-

*Под общей редакцией профессора М.Ю. Попова. Ростов н/ Дону: ООО «Наука-Спектр», 2009. - 447 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.