Научная статья на тему 'Анализ и оценка инвестиционной привлекательности и опыт применения инструментов маркетинга территорий в Краснодарском крае'

Анализ и оценка инвестиционной привлекательности и опыт применения инструментов маркетинга территорий в Краснодарском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
736
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / TERRITORIES MARKETING / STRATEGIC PLANNING / GOVERNMENT PROGRAMS / TARGETS / COMPETITIVENESS OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Константиниди Христофор Александрович, Рубин Александр Гарриевич, Воробьева Марина Алексеевна

Авторы провели анализ инвестиционной привлекательности и опыта применения инструментов маркетинга территорий в Краснодарском крае. Дана характеристика системе стратегического планирования и инструментария достижения целей и решения задач, стоящих перед регионом. Проведен анализ государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», нацеленной на формирование привлекательного образа Краснодарского края, привлечение инвестиций и повышение конкурентоспособности региона. Предложены показатели оценки социально-экономической эффективности подпрограммы «Формирование и продвижение экономически и инвестиционно-привлекательного образа Краснодарского края за его пределами» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Константиниди Христофор Александрович, Рубин Александр Гарриевич, Воробьева Марина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis and evaluation of investment attractiveness and experience in the application of territories marketing tools in Krasnodar region

The authors conducted an analysis of the investment attractiveness and experience in the application of territories marketing tools in Krasnodar region. The system of strategic planning and the instruments for achieving the goals and solving the problems, facing the region, were characterized. The analysis of the state program “Economic development and innovation economy”, aimed at the formation of an attractive image of Krasnodar region, attracting investment and increasing the competitiveness of the region, was conducted. The parameters of assessment of the socio-economic benefits of the subprogram “Formation and promotion of the economic and investment-attractive image of Krasnodar region outside its territory” of the government program “Economic development and innovation economy” were proposed.

Текст научной работы на тему «Анализ и оценка инвестиционной привлекательности и опыт применения инструментов маркетинга территорий в Краснодарском крае»

анализ и оценка инвестиционной привлекательности и опыт применения инструментов маркетинга территорий в краснодарском крае

Константиниди Христофор Александрович

канд. экон. наук, зав. кафедрой менеджмента и маркетинга [email protected]

Рубин

Александр Гарриевич

канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга [email protected]

Воробьева Марина Алексеевна

канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга [email protected]

Краснодарский филиал Финансового университета при Правительстве РФ

Аннотация

Авторы провели анализ инвестиционной привлекательности и опыта применения инструментов маркетинга территорий в Краснодарском крае. Дана характеристика системе стратегического планирования и инструментария достижения целей и решения задач, стоящих перед регионом. Проведен анализ государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», нацеленной на формирование привлекательного образа Краснодарского края, привлечение инвестиций и повышение конкурентоспособности региона. Предложены показатели оценки социально-экономической эффективности подпрограммы «Формирование и продвижение экономически и инвестиционно-привлекательного образа Краснодарского края за его пределами» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика».

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, маркетинг территорий, стратегическое планирование, государственные программы, целевые показатели, конкурентоспособность региона

На современном этапе развития России наблюдается конкуренция регионов между собой за привлечение ресурсов, сюда также относятся и инвестиции. Каждая территориальная зона пытается предлагать наиболее привлекательный продукт в виде внутренних условий

для проживания, отдыха или ведения бизнеса, а потребители (к ним относят население, инвесторов, туристов) выбирают ту территорию, которая выгодна для их потребностей. Маркетинговый потенциал территории остается недооцененным и незадействованным. Таким образом, любая территориальная единица нуждается в разработке комплексной маркетинговой концепции развития и продвижении. Необходимость использования маркетинга в стратегическом управлении регионом обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

Рейтинг инвестиционной _

привлекательности Краснодарского _

края _

Краснодарский край по итогам 2013 г. возглавил рей- _

тинг инвестиционной привлекательности. Кубань _

признана лидером рейтинга инвестиционной при- _

влекательности среди российских регионов по дан- _

ным министерства регионального развития РФ. _

В 2013 г. в Краснодарском крае завершена реализа- _

ция 56 крупных инвестиционных проектов общей _

стоимостью порядка 78 млн руб., что обеспечило _

создание более 3,7 тыс. дополнительных рабочих _

мест, поступление налогов во все уровни бюджета _

около 2,5 млрд руб. _

Объем инвестиций в основной капитал в 2013 г. _

составил 907,2 млрд руб. _

В результате анализа экономического положения _

региона Краснодарский край является лидером по _

ряду показателей как в ЮФО, так и в России в целом. _

По объемам сельхозпроизводства Краснодарский _

край является лидером не только в ЮФО, но и в _

России и производит свыше 7% сельскохозяйс- _

твенной продукции России. _

Органами исполнительной власти, ответствен- _

ными за экономическое развитие и инвестицион- _

ную деятельность в Краснодарском крае, являются: любая

министерство экономики; министерство стратеги- территориальная

ческого развития, инвестиций и внешнеэкономичес- единица нуждается

кой деятельности; министерство финансов; депар- в разработке

тамент по финансовому и фондовому рынку. На комплексной_

основании анализа структуры исполнительных маркетинговой

органов государственной власти видно, что минис- концепции развития

терства и департаменты, входящие в финансово-эко- и продвижении

_в 2013 г.

_в Краснодарском

_крае завершена

реализация 56 крупных

_инвестиционных

_проектов общей

_стоимостью порядка

_78 млн руб.

номический блок, подчиняются двум разным заместителям главы (губернатора) Краснодарского края. Это усложняет процесс выработки и реализации единых комплексных управленческих решений.

Мероприятия по повышению результативности и эффективности инвестиционной деятельности в Краснодарском крае

С целью повышения результативности и эффективности инвестиционной деятельности в крае подготовлен и подписан губернатором 11 ноября 2013 г. Инвестиционный меморандум. Основные положения данного документа отражают следующие направления стимулирования предпринимательской деятельности и привлечения инвестиций:

- государственные гарантии;

- налоговые льготы;

- инвестиционный налоговый кредит;

- сопровождение инвест-проектов;

- софинансирование создания туристических кластеров в Краснодарском крае. Министерством стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края разработана информационная система «Инвестиционная карта Краснодарского края», которая призвана продвигать инвестиционные проекты и площадки региона, представлять информацию об обеспеченности их инфраструктурой, земельными участками, обеспечивать информационное сопровождение оформления необходимой документации в удобном и визуализированном формате. «Инвестиционная карта краснодарского края» размещена на официальном сайте министерства -http://www.investkuban.ru/

В настоящее время информационная система не реализует заявленные функции в полном объеме:

- не размещена необходимая информация в полном объеме;

- не реализовано продвижение информационной системы целевым потребителям по средствам сети интернет и оффлайн-продвижения.

Поставленные задачи

В 2014 г. перед руководством края поставлены амбициозные задачи:

- обеспечить приток инвестиционного капитала на сумму не менее 570 млрд руб. и проведение строительных работ в объеме 300 млрд руб.;

- реализовать комплекс мер по росту среднемесячной заработной платы до 26,6 тыс. рублей или на 11% в номинальном выражении и на 3,7% в реальном выражении относительно 2013 г.

Для решения обозначенных задач потребуется комплексная работа, а также сбалансированное взаимодействие всех субъектов управления и развития территории.

Краснодарский край является одним из успешных примеров использования маркетинга территорий в качестве эффективного инструмента привлечения инвестиций и развития региона. В 2014 г. Законодательное Собрание Краснодарского края начало реализацию проекта «Лучший объект сельского (аграрного) туризма в Краснодарском крае», нацеленного на продвижение и популяризацию аграрного туризма. Также стоит отметить, что в результате присоединения Крыма к Российской Федерации Краснодарский край утратил свое монопольное положение на черноморском побережье и, следовательно, конкуренция за привлечение инвестиций в регион только усилится. В такой ситуации возрастает значение и роль использования в региональной экономической политике эффективных инструментов комплекса маркетинга. При системном использовании маркетингового инструментария на региональном уровне помимо инвестиций обеспечивается прилив в Краснодарский край высококвалифицированной рабочей силы; создается благоприятная среда для развития малого и среднего бизнеса; привлекаются в регион новые потребители товаров и услуг региона; повышается уровень занятости и доходов населения; обеспечивается увеличение поступлений в бюджет; повышается конкурентоспособность предприятий региона; формируется положительный и привлекательный имидж региона; повышается эффективность реализации ресурсного потенциала региона.

При реализации принципов территориального маркетинга: определяются региональные конкурентные преимущества и политика, позволяющая

в результате анализа

экономического_

положения региона Краснодарский край является лидером по ряду показателей

как в ЮФО, так_

и в России в целом

по объемам

сельхозпроизводства

не только в ЮФО, _но и в России

I производит свыше 7%

сельскохозяйственной _продукции России

на основе неудовлетворенных требований потребителя формировать новые направления и пути развития региональной экономики; выявляются свободные рыночные ниши; осуществляется позиционирование продуктов регионального производства на межрегиональном рынке. Но помимо привлечения инвестиций в коммерческие проекты важным аспектом, существенно влияющим на развитие экономики и социальной сферы, являются инвестиции, осуществляемые государством. Именно государство может обеспечить развитие инфраструктуры (транспортной, энергетической, информационной, социальной, безопасности), которая станет катализатором, в том числе и развития экономики (бизнеса) в регионе. Кроме того, прерогативой государства является развитие социальной сферы, необходимой для полноценной жизни населения, являющегося трудовым ресурсом (без которого невозможно развитие экономики), а также развития реакционной сферы в регионе.

Система стратегического планирования в Краснодарском крае

Рассмотрим систему стратегического планирования в Краснодарском крае. Социально-экономическое развитие Краснодарского края реализуется на основе стратегического планирования в соответствии с утвержденной в регионе стратегией социально-экономического развития. Стратегия содержит стоящие перед Краснодарским краем цели и задачи, основные векторы развития. На основе стратегии в крае сформирована программа социально-экономического развития региона, в которой структурно определены основные направления, сформирована система целевых показателей. В регионах Российской Федерации отсутствуют единые подходы к стратегическому планированию, нет единых требований и стандартов. С 2008 г. в России велась работа над федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации». 28 июня 2014 г. закон подписан Президентом РФ В.В. Путиным. После вступления в силу указанного закона началась работа по приведению в соответствие всех документов, связанных со стратегическим планированием, как на федеральном, так и на региональном уровне. Это

требует привлечение экспертного сообщества для обеспечения качественной подготовки стратегий. Одним из инструментов реализации программы социально-экономического развития Краснодарского края являются целевые программы, реализуемые на Кубани, которые с 2014 г. трансформировались в государственные программы Краснодарского края. Таким образом, в Краснодарском крае сформирована система стратегического планирования с интегрированным инструментарием реализации мероприятий, направленных на комплексное решение задач по достижению приоритетных целей развития региона. И от того, на развитие какой отрасли экономики или социальной сферы направлено финансирование и какие мероприятия запланированы в рамках этого финансирования, в том числе зависит направление и структура развития региона. Общий объем финансирования государственных программ Краснодарского края на 2014-2016 гг. представлен в таблице 1. Государственные программы сформированы:

1) по отраслевому признаку;

2) с учетом долгосрочных целей социально-экономического развития Краснодарского края. Выделим некоторые из них:

1) «Социально-экономическое и территориальное развитие муниципальных образований»;

2) «Экономическое развитие и инновационная экономика»;

3) «Развитие сельского хозяйства и регулирование сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»;

4) «Создание условий для обеспечения доступности финансовых услуг»;

Таблица 1

Источники финансирования, предусмотренные проектами государственных программ Краснодарского края на 2014-2016 гг.

Источники финансирования государственных программ, млрд руб. Годы

2014 2015 2016

За счет средств федерального бюджета 8,3 7,9 8,1

За счет средств краевого бюджета 148,1 152,1 162,1

За счет средств местного бюджета Внебюджетные источники 1.5 7.6 1,8 5,3 2,0 5,7

Итого: 165,5 167,1 177,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: [4].

Краснодарский край

является одним_

из успешных примеров

использования_

маркетинга_

территорий_

в качестве_

эффективного

инструмента_

привлечения_

инвестиций_

в результате присоединения

_Крыма к Российской

_Федерации

_Краснодарский

_край утратил

свое монопольное _положение

на черноморском _побережье

- бOJ

сти^ =

5) «Развитие топливно-энергетического комплекса»;

6) «Содействие занятости населения»;

7) «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса».

Переход на государственные программы осуществляется в Российской Федерации в соответствии с определенным Правительством курсом на повышение бюджетной эффективности и перехода на программный бюджет.

С мая 2013 г., после внесения изменений Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 104-ФЗ в статью 179 Бюджетного кодекса, в Краснодарском крае началась активная работа по переходу на государственные программы. Краснодарский край является лидером среди регионов РФ по доле программных расходов в бюджете. Этот показатель демонстрирует рост в последние годы. В 2014 г. более 80% расходов краевого бюджета сформированы в программном формате. В результате модернизации бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления необходимо достичь:

- более тесную увязку процессов стратегическо-бюджетного планирования Краснодарского

а также работы министерств, департаментов правлений с общими приоритетами развития, достижением стратегических целей;

- решение проблемы социально-экономического развития комплексно, учитывая весь объем полномочий и мероприятий.

В 2013 г. в Краснодарском крае действовало 103 краевых целевых программ, с переходом на госпрограммы в 2014 г. уже реализуется 26 государственных программ, что обеспечило концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития региона. Государственная программа Краснодарского края «Экономическое развитие и инновационная экономика» включает в себя, в том числе цели и мероприятия, направленные на реализацию концепции маркетинга территорий в рамках региональной экономической политики. Основные задачи программы:

- создание условий для развития малого и среднего предпринимательства (подпрограмма «Государственная поддержка малого и среднего

предпринимательства в Краснодарском крае на 2014-2018 гг.»);

- реализация мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории Краснодарского края (подпрограмма «Качество» на 2014-2018 гг.);

- формирование и продвижение экономически и инвестиционно-привлекательного образа Краснодарского края за его пределами (подпрограмма «Формирование и продвижение экономически и инвестиционно-привлекательного образа Краснодарского края за его пределами» в 2014-2018 гг.).

Реализация государственных программ

Рассмотрим более подробно по подпрограммам реализацию государственных программ на территории Краснодарского края.

1) По направлению подпрограммы «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014-2018 годы» (см. табл. 2).

2) По направлению подпрограммы «Качество».

В Краснодарском крае была сформирована система проведения экспертизы качества товаров и присвоения знака качества «Качество-Кубань». Это своего рода аналог знака качества, который присваивался в СССР. Этот проект сопровождался комплексной маркетинговой кампанией по продвижению и позиционированию в СМИ. Знак «Качество-Кубань» имеет графическое изображение и является устоявшимся брендом в восприятии и сознании потребителей, как в крае, так и за его пределами. Товары, имеющие данный знак, устойчиво ассоциируется с высоким уровнем качества. Проект «Кубань-Качество» является примером эффективного применения инструментария маркетинга территорий.

3) По направлению подпрограммы «Формирование и продвижение экономически и инвестиционно-привлекательного образа Краснодарского края за его пределами» в 2014-2018 гг.».

Согласно приведенному в Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 г. 8"№ОТ-анализу, основными проблемами экономики Краснодарского края являются:

- недостаточная конкурентоспособность продукции, товаров и услуг ряда краевых товаропроизводителей;

существенно влияющим на развитие экономики и социальной сферы, являются инвестиции

осуществляемые_

государством_

Таблица 2

Реализация подпрограммы «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае

на 2014-2018 гг.»

Преимущества Недостатки

1. В 2012 г. в Краснодарском крае осуществляли свою деятельность 296,5 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, основная их часть сосредоточена в сферах торговли и ремонта, операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг, а также транспорта и связи 1.Сохраняется дифференциация муниципальных образований Краснодарского края по уровню развития малого и среднего предпринимательства

2. В малом и среднем предпринимательстве занято свыше 855 тыс. человек населения Краснодарского края, наибольшая их доля сосредоточена в торговле и ремонте, промышленности, а также строительстве 2.Наблюдается недоступность банковского кредитования для вновь создаваемых малых предприятий и предпринимателей

3. Оборот субъектов данной сферы экономики составил более триллиона рублей, основная его часть приходится на торговлю и ремонт, строительство и промышленность 3.Отсутствуют в достаточном объеме финансовые ресурсы в местных бюджетах на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства

4. Объем инвестиций в основной капитал составил более 57 млрд руб., наибольшая доля капитальных вложений приходится на торговлю и ремонт, промышленность, строительство и сельское хозяйство 4.Остаются недоступными общеэкономические и специализированные консультации для субъектов малого и среднего предпринимательства

5.Недостаточен спрос на продукцию субъектов малого и среднего предпринимательства

6.Сохраняется недостаток квалифицированных кадров у субъектов малого и среднего предпринимательства

сти:

- недостаток современных технологий, обеспечивающих высокие качественные характеристики производимых продуктов и услуг;

начительная степень физического и мораль-о износа основного оборудования на ряде предприятий края, низкая производительность труда;

- отсутствие достаточного инновационного задела, определяющего конкурентоспособное развитие реального сектора экономики.

Одним из путей решения этих проблем является привлечение инвестиций (как иностранных, так и отечественных) в экономику Краснодарского края. Однако важно обратить внимание, на что именно направлены привлекаемые инвестиции. Стратегическим направлением развития Краснодарского края, согласно принятой

Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 г., является совершенствование системы продвижения конкурентных преимуществ Краснодарского края и целенаправленного привлечения потенциальных инвесторов на основе использования передовых маркетинговых технологий.

Подпрограмма «Формирование и продвижение экономически и инвестиционно привлекательного образа Краснодарского края за его пределами» в 2014-2018 гг. включает в себя мероприятия по участию Краснодарского края в международной выставке коммерческой недвижимости «М1Р1М», международной специализированной выставке «БелАГРО» и в международном инвестиционном форуме «Сочи». Однако целевые показатели Программы определены без учета требований постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20 июня 2013 года № 607 «О государственных программах Краснодарского края» (далее -постановление № 607). Так, согласно постановления № 607, целевой показатель государственной программы должен отражать количественную характеристику достижения цели государственной программы. То есть, целевые показатели государственной программы в соответствии с установленными целями должны количественно характеризовать ход ее реализации (содержать конкретные измеримые результаты реализации государственной программы по годам, которые могут быть использованы для контроля за ходом ее выполнения), непосредственно зависеть от решения задач, поставленных при реализации соответствующего мероприятия. Вместе с тем, в качестве целевых показателей Программы приведены значения, отражающие объем используемых выставочных площадей и число посетителей (российских и иностранных), которые не могут характеризовать достижение целей и задач реализации соответствующих мероприятий Программы (см. табл. 3). Для характеристики достижения целей и задач Программы и Подпрограммы в рамках реализации рассматриваемых мероприятий авторами предлагаются следующие целевые показатели: - «количество заключенных соглашений (меморандумов) по итогам проведения выставки (форума)»;

в Краснодарском крае сформирована система

стратегического

планирования_

с интегрированным инструментарием

реализации_

мероприятий

_ Таблица 3

_ Оценка социально-экономической эффективности Подпрограммы _ «Формирование и продвижение экономически и инвестиционно-_ привлекательного образа Краснодарского края за его пределами»

№п/п Наименование показателя Плановый период

2014 2015 2016 2017 2018

1 Объем используемых выставочных площадей, кв. м 2000 500 500 500 500

2 Число посетителей, чел. 120000 12000 12600 15250 15400

_Источник: [1].

- «место Краснодарского края в рейтинге инвестиционной привлекательности»;

- «объем инвестиций в экономику Краснодарского края, привлеченный в соответствии с заключенными в рамках выставки (форума) соглашениями».

Выводы

На основании проведенного анализа предложен целевой показатель «Прирост частных инвестиций на один рубль государственных инвестиций», который может быть использован при оценке эффективности государственных инвестиций и реализации программы социально-экономического развития Краснодарского края. Одновременно он отражает реализацию принципов маркетинга территорий в региональной экономической политике и системе управления регионом.

_товаров и присвоения

_знака качества

_«Качество-Кубань»

Ь ГШЖ.

Литература

1. Постановление главы (губернатора) Краснодарского края от 14 октября 2013г. № 1201«0б утверждении государственной программы Краснодарского края «Экономическое развитие и инновационная экономика».

2. Берлин С.И. Методологические аспекты инвестиционной привлекательности // Фундаментальные исследования. - 2005. - № 3.

3. Захарова Е.Н., Авроаменко Е.П. О перспективных направлениях совершенствования механизма управления экономическим потенциалом Краснодарского края // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Экономика». -Вып. 3 (66). - 2010.

4. Закон Краснодарского края № 2850КЗ (О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и

2016 годов). Принят Законодательным Собранием Краснодарского края 04 декабря 2013 года. 5. Константиниди Х.А. Анализ факторов формирования конкурентоспособной стратегии развития макрорегиона / Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. -2012. - Т. 1. - № 139.

7. Маевский А.В. Кредитный рейтинг и инвестиционная привлекательность региона // Российское предпринимательство. - 2013. - № 16 (238). - с. 58-63. -http://www.creativeconomy.ru/articles/29338/.

Kh. A. Konstantinidi

Candidate of Science, Economics, Head of the Chair of Management and Marketing, Krasnodar branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation Aleksandr G. Rubin

Candidate of Science, Economics, Associate professor at the Chair of Management and Marketing, Krasnodar branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation Marina A. Vorobyova

Candidate of Science, Economics, Associate professor at the Chair of Management and Marketing,Krasnodar branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation

Analysis and evaluation of investment attractiveness and experience in the application of territories marketing tools in Krasnodar region

_Abstract

The authors conducted an analysis of the investment attractiveness and experience in the application of territories marketing tools in Krasnodar region. The system of strategic planning and the instruments for achieving the goals and solving the problems, facing the region, were characterized. The analysis of the state program "Economic development and innovation economy", aimed at the formation of an attractive image of Krasnodar region, attracting investment and increasing the competitiveness of the region, was conducted. The parameters of assessment of the socio-economic benefits of the subprogram "Formation and promotion of the economic and investment-attractive image of Krasnodar region outside its territory" of the government program "Economic development and innovation economy" were proposed

Keywords: investment attractiveness, territories marketing, strategic planning, government programs, targets, competitiveness of the region

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.