Научная статья на тему 'Сценарий экскурсионной программы по музею «История маленького чемоданчика» «Мир шкатулок»'

Сценарий экскурсионной программы по музею «История маленького чемоданчика» «Мир шкатулок» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
17
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музей / экскурсия / экспозиция / коллекция

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гаркунова Н.С.

В статье представлен конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию у детей образа музея. Акцентируется внимание на проявлении познавательного интереса детей к процессу открытия новых необычных знаний о знакомом предмете – шкатулка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сценарий экскурсионной программы по музею «История маленького чемоданчика» «Мир шкатулок»»

Окончание таблицы 1

1 2 5

Рефлексия учебной деятельности - В заключении нашего урока прошу продолжить эти фразы. - Сегодня на уроке: - Я научился ... - Было интересно ... - Было трудно . - Мои ощущения ... - Я могу применить полученные знания.

i

Таблица 2

Средства выразительности (тропы)

Сравнение Олицетворение Эпитет Метафора

«Зимняя дорога»

Таблица 3

Средства выразительности (тропы)

Сравнение Олицетворение Эпитет Метафора

«Зимний вечер»

Литература

1. Вамбольд Н.А. Урок литературного чтения. А.С. Пушкина «Осень». 4 -й класс / Н.А. Вамбольд [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/08/20/urok-literaturnogo-chteniya-as-pushkina-osen-4-y-klass (дата обращения: 05.12.2023)..

УДК 37

Гаркунова Н.С.

Сценарий экскурсионной программы по музею «История маленького чемоданчика» «Мир шкатулок»

Аннотация

В статье представлен конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию у детей образа музея. Акцентируется внимание на проявлении познавательного интереса детей к процессу открытия новых необычных знаний о знакомом предмете - шкатулка.

и Ключевые слова: музей, экскурсия, экспозиция, коллекция._

Л программное содержание. Привлечение родителей к культурно-досуговой деятельности детского сада. Расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности. Познакомиться с историей возникновения шкатулки, изучить разнообразие материалов. Собрать коллекцию шкатулок. Подготовить и провести экскурсию для детей детского сада.

Предварительная работа: беседы о музеях, виды музеев в нашем городе.

Оборудование: разные виды шкатулок: шкатулки разных форм, размеров, из различных материалов, разных цветов и т. д., настольные игры, заготовки шкатулок, бусины разного размера.

Ход экскурсии.

1 часть.

Дети заходят в группу, их встречает экскурсовод.

Экскурсовод: здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас в нашем музее. А как он называется, вы отгадайте сами.

(Открываем сундучок, достаем загадку).

Ящик на столе открыт,

Дивной он резьбой покрыт.

В нём колечки, перстни, брошки,

Ожерелье и серёжки.

Вдруг кусочек штукатурки

Спрыгнул с потолка в... (шкатулку).

Правильно, ребята, это шкатулка. И наш музей называется «Мир шкатулок».

Посмотрите, как много здесь разных коробочек -это шкатулки. Шкатулки могут быть предназначены для самых разных целей: их можно использовать для хранения разнообразных мелких предметов и драгоценностей, как украшение интерьера. Мне очень захотелось собрать большую коллекцию.

В незапамятные времена для хранения предметов быта люди изобрели ящики - сундуки, ларцы и шкатулки. В больших сундуках обычно хранили платья, ткани, меха, другие ценные вещи, в отдельные ящики складывали мечи, кинжалы и остальное оружие. А для хранения мелких предметов: различных украшений, драгоценностей, пуговиц, ниток и бусинок - приспособили маленькие ларцы и шкатулки.

Вначале шкатулки были простыми деревянными ящичками с крышкой. Для красоты их украшали рисунками, резьбой, оформляли драгоценными камнями, обивали внутри красивой тканью. Позже шкатулки делали из различных материалов, не только из дерева, но и из камня, металла, керамики. Шкатулки изготавливались вручную, часто по индивидуальному заказу для конкретного человека и для определенной цели. По этой причине такая шкатулка порой могла быть даже дороже, чем то, что в ней находилось. Чтобы уберечь дорогое содержимое от посторонних взглядов и воровства, шкатулки закрывались замками, оснащались потаённым двойным или даже тройным дном. Открыть такой замок с секретом мог только их создатель и сам владелец.

Экскурсовод: Ребята, а вы знаете, в какой стране мы живем?

(Ответы детей).

Правильно, в России. И в нашей стране самыми первыми были деревянные шкатулки. В XIX в. их стали делать из разных материалов: в Центральной России - из глины и дерева, на Урале - из камня и металла, в северных районах - из кости, капа и бересты. (Демонстрация примеров).

За многие года шкатулка по своей конструкции почти не изменилась. А вот внешнее оформление поражает своим разнообразием. Мастера могут сделать шкатулку из любого материала, разной формы и размера - от почти сундука до маленькой шкатулочки для одного колечка. Двигательная пауза. Вот собрали мы друзей И отправились в музей. (дети берутся за руки) Долго-долго мы ходили Ничего не позабыли: (марш на месте) Много видели картин: Восхищались, как один! (движение головой) Бенуа и Левитан -Прибыли из разных стран, Иностранные и наши Посмотрели мы пейзажи.

(руки вверх, вниз)

Натюрморты и портреты -

Ничего прекрасней нету!

(потянулись на носочках, руки вверх)

Много новых слов узнали

Мы в большом античном зале.

(поворот вокруг себя)

Нагулялись по музею -

А теперь домой скорее!

(марш на месте)

Рано-рано ляжем спать -

Завтра будем рисовать!

Соберем опять друзей -

Нарисуем весь музей!

(дети берутся за руки).

Экскурсовод: Поднимите руки, ребята, у кого дома есть шкатулка. Что в ней хранится? (Ответы детей).

Экскурсовод: В каждой шкатулке хранится свой секрет. Как вы думаете, что может храниться в этой шкатулке? (Показывает шкатулку для украшений). (Ответы детей).

Экскурсовод: А в этой? (шкатулка для чая). «Правильно, чай!»

Экскурсовод: А в этой шкатулке-сейфе, похожей на книгу? (деньги).

«Правильно, деньги!»

А в этой? (музыкальная шкатулка). Заводим её ключиком:

«Правильно, музыка».

Экскурсовод: а еще у нас есть очень ценная шкатулка, потому что эта шкатулка моей бабушки. Моя бабушка любила шить, и в этой шкатулке она хранила свои швейные принадлежности, в которую залезть мне, маленькой девочке, было величайшим удовольствием. 2 часть.

Экскурсовод: А теперь я вам открою еще одну тайну - в нашем музее можно не только рассматривать шкатулки, а можно и поиграть с ними. Игра №1 «Шкатулка 100 мелочей». Экскурсовод: Ребята, у меня в одной из шкатулок хранятся разные мелкие предметы: 2 сосновые шишки, ластик, 2-3 карандаша, 3-4 пуговицы, колечко, теннисный шарик, чайная ложка, ключ от замка, и т. п. (Приглашается один игрок, произносятся слова: Ты в шкатулку не смотри, Туда руку опусти.

Что ты там нащупаешь, то и назови, Затем ребятам покажи.

Ребенок наощупь определяет выбранный им предмет, называет его, затем показывает всем детям. Чтобы ребенок не подглядывал в шкатулку её можно прикрыть красивым платком. Игру можно повторить 2-3 раза, меняя игроков). Игра №2 «Шкатулка с сокровищем». Экскурсовод: Ребята, а вы хотите отыскать сокровище? (Ответы детей).

*

(Приглашает одного желающего игрока искать «сокровище». Он показывает ему бусы, которые будут спрятаны в одну из шкатулок. Ребенок отворачивается и не видит, в какую шкатулку воспитатель прячет бусы, а другие дети всё видят. Ребенок поворачивается и начинает медленно водить рукой над шкатулками, дети должны подсказывать ему словами: «Холодно, теплее, горячо, жарко».)

Игра №3 «Шкатулка с игрушками».

Экскурсовод: Ребята, у меня в большой шкатулке хранятся небольшие игрушки (8-9 штук). И предлагаю вам игру на внимательность «Чего не стало?»

«Закрывайте глаза, начинается игра!»

(Дети закрывают глаза, в это время экскурсовод прячет одну из игрушек в шкатулку).

«На игрушки посмотрите, что пропало? Назовите!».

(В игре побеждает тот, кто быстрее других скажет, какая игрушка пропала. Игру можно повторить 2-3 раза).

Экскурсовод: Молодцы, ребята. А теперь я предлагаю вам сделать шкатулку своими руками и украсить ей свою комнату. Ведь в каждом доме должна быть шкатулка, не только для хранения ценных вещей и украшений, но и для создания красоты в доме.

(Дети украшают пластилином заранее приготовленные шкатулки из картона).

Экскурсовод: Отличные у вас получились шкатулки. Вам понравилось?

(Ответы детей).

Спасибо, что пришли.

До свидания.

Литература

1. Сценарий экскурсионной программы по музею «История маленького чемоданчика» «Мир шкатулок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://35.tvoysadik.ru/file/download?id=8862 (дата обращения: 13.12.2023).

УДК 37

Денисова А.Б., Селезнева Г.А.

Музыкальная деятельность в ДОУ как средство коррекционного развития детей с ОВЗ

Аннотация

Материал рекомендован к изучению музыкальным руководителям и воспитателям ДОО, реализующим обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. В работе даны методические рекомендации с целью формирования музыкального занятия как эффективного и действенного средства в организации кор-рекционной работы с детьми с ОВЗ.

и Ключевые слова: дошкольный возраст, коррекционное развитие, виды музыкальной деятельности._

Различные внешние факторы активно влияют на организацию воспитания и развития дошкольников с ОВЗ. Частота заболеваемости, рост детской инвалидности, плохая экология, неблагополучные семьи, дисфункция уровня культуры в целом, вынуждают педагогов ДОУ использовать в практике более продуктивные методы педагогического взаимодействия. Этот вопрос обращает на себя в последнее время всё больше внимания, потому что таким деткам также необходимо, наравне со всеми, быть социально активными и просто радоваться детству. Развитие творческих способностей, потенциала, милосердного отношения к себе и близким является базисом укрепления его физического и духовного баланса. Именно это дает ребёнку почувствовать себя нужной частичкой общества.

Конкретно музыкальные занятия помогают данной категории детей, несмотря на их особенности, показать себя, прикоснуться к миру музыки, участвовать в праздниках, тем самым корректируя психические и физические недостатки. Также развивается чувство прекрасного, пополняется разного рода впечатлениями эмоциональная сфера ребёнка. Музыкальный руководитель в своей работе старается решать следующие коррекционные задачи:

- способствовать оздоровлению психики;

- воспитывать уверенность в себе, волевые черты характера;

- предоставить возможность каждому ребенку ощутить свой успех, самоутвердиться в каком-нибудь виде деятельности;

- регулировать психические процессы: возбуждение и торможение, мышление, память, внимание и восприятие;

- укреплять опорно-двигательный аппарат: балансировать излишнее мышечное напряжение, ориентироваться в пространстве, координировать движения; формировать правильную осанку;

- развивать дыхательный аппарат, дикцию и артикуляцию с помощью методики А. Стрельниковой, мелкую моторику (пальчиковые гимнастики).

Исходя из этого практикуется дифференцированный подход к детям, соблюдается преемственность в принятии новых знаний и навыков, активизируется детская инициатива.

Коррекция отклонений у детей реализуется благодаря активному участию во всех видах музыкальной деятельности: восприятие, пение (попевки, песни и т. д.), пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения, музыкаль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.