Окончание таблицы 1
1 2 5
Рефлексия учебной деятельности - В заключении нашего урока прошу продолжить эти фразы. - Сегодня на уроке: - Я научился ... - Было интересно ... - Было трудно . - Мои ощущения ... - Я могу применить полученные знания.
i
Таблица 2
Средства выразительности (тропы)
Сравнение Олицетворение Эпитет Метафора
«Зимняя дорога»
Таблица 3
Средства выразительности (тропы)
Сравнение Олицетворение Эпитет Метафора
«Зимний вечер»
Литература
1. Вамбольд Н.А. Урок литературного чтения. А.С. Пушкина «Осень». 4 -й класс / Н.А. Вамбольд [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/08/20/urok-literaturnogo-chteniya-as-pushkina-osen-4-y-klass (дата обращения: 05.12.2023)..
УДК 37
Гаркунова Н.С.
Сценарий экскурсионной программы по музею «История маленького чемоданчика» «Мир шкатулок»
Аннотация
В статье представлен конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию у детей образа музея. Акцентируется внимание на проявлении познавательного интереса детей к процессу открытия новых необычных знаний о знакомом предмете - шкатулка.
и Ключевые слова: музей, экскурсия, экспозиция, коллекция._
Л программное содержание. Привлечение родителей к культурно-досуговой деятельности детского сада. Расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности. Познакомиться с историей возникновения шкатулки, изучить разнообразие материалов. Собрать коллекцию шкатулок. Подготовить и провести экскурсию для детей детского сада.
Предварительная работа: беседы о музеях, виды музеев в нашем городе.
Оборудование: разные виды шкатулок: шкатулки разных форм, размеров, из различных материалов, разных цветов и т. д., настольные игры, заготовки шкатулок, бусины разного размера.
Ход экскурсии.
1 часть.
Дети заходят в группу, их встречает экскурсовод.
Экскурсовод: здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас в нашем музее. А как он называется, вы отгадайте сами.
(Открываем сундучок, достаем загадку).
Ящик на столе открыт,
Дивной он резьбой покрыт.
В нём колечки, перстни, брошки,
Ожерелье и серёжки.
Вдруг кусочек штукатурки
Спрыгнул с потолка в... (шкатулку).
Правильно, ребята, это шкатулка. И наш музей называется «Мир шкатулок».
Посмотрите, как много здесь разных коробочек -это шкатулки. Шкатулки могут быть предназначены для самых разных целей: их можно использовать для хранения разнообразных мелких предметов и драгоценностей, как украшение интерьера. Мне очень захотелось собрать большую коллекцию.
В незапамятные времена для хранения предметов быта люди изобрели ящики - сундуки, ларцы и шкатулки. В больших сундуках обычно хранили платья, ткани, меха, другие ценные вещи, в отдельные ящики складывали мечи, кинжалы и остальное оружие. А для хранения мелких предметов: различных украшений, драгоценностей, пуговиц, ниток и бусинок - приспособили маленькие ларцы и шкатулки.
Вначале шкатулки были простыми деревянными ящичками с крышкой. Для красоты их украшали рисунками, резьбой, оформляли драгоценными камнями, обивали внутри красивой тканью. Позже шкатулки делали из различных материалов, не только из дерева, но и из камня, металла, керамики. Шкатулки изготавливались вручную, часто по индивидуальному заказу для конкретного человека и для определенной цели. По этой причине такая шкатулка порой могла быть даже дороже, чем то, что в ней находилось. Чтобы уберечь дорогое содержимое от посторонних взглядов и воровства, шкатулки закрывались замками, оснащались потаённым двойным или даже тройным дном. Открыть такой замок с секретом мог только их создатель и сам владелец.
Экскурсовод: Ребята, а вы знаете, в какой стране мы живем?
(Ответы детей).
Правильно, в России. И в нашей стране самыми первыми были деревянные шкатулки. В XIX в. их стали делать из разных материалов: в Центральной России - из глины и дерева, на Урале - из камня и металла, в северных районах - из кости, капа и бересты. (Демонстрация примеров).
За многие года шкатулка по своей конструкции почти не изменилась. А вот внешнее оформление поражает своим разнообразием. Мастера могут сделать шкатулку из любого материала, разной формы и размера - от почти сундука до маленькой шкатулочки для одного колечка. Двигательная пауза. Вот собрали мы друзей И отправились в музей. (дети берутся за руки) Долго-долго мы ходили Ничего не позабыли: (марш на месте) Много видели картин: Восхищались, как один! (движение головой) Бенуа и Левитан -Прибыли из разных стран, Иностранные и наши Посмотрели мы пейзажи.
(руки вверх, вниз)
Натюрморты и портреты -
Ничего прекрасней нету!
(потянулись на носочках, руки вверх)
Много новых слов узнали
Мы в большом античном зале.
(поворот вокруг себя)
Нагулялись по музею -
А теперь домой скорее!
(марш на месте)
Рано-рано ляжем спать -
Завтра будем рисовать!
Соберем опять друзей -
Нарисуем весь музей!
(дети берутся за руки).
Экскурсовод: Поднимите руки, ребята, у кого дома есть шкатулка. Что в ней хранится? (Ответы детей).
Экскурсовод: В каждой шкатулке хранится свой секрет. Как вы думаете, что может храниться в этой шкатулке? (Показывает шкатулку для украшений). (Ответы детей).
Экскурсовод: А в этой? (шкатулка для чая). «Правильно, чай!»
Экскурсовод: А в этой шкатулке-сейфе, похожей на книгу? (деньги).
«Правильно, деньги!»
А в этой? (музыкальная шкатулка). Заводим её ключиком:
«Правильно, музыка».
Экскурсовод: а еще у нас есть очень ценная шкатулка, потому что эта шкатулка моей бабушки. Моя бабушка любила шить, и в этой шкатулке она хранила свои швейные принадлежности, в которую залезть мне, маленькой девочке, было величайшим удовольствием. 2 часть.
Экскурсовод: А теперь я вам открою еще одну тайну - в нашем музее можно не только рассматривать шкатулки, а можно и поиграть с ними. Игра №1 «Шкатулка 100 мелочей». Экскурсовод: Ребята, у меня в одной из шкатулок хранятся разные мелкие предметы: 2 сосновые шишки, ластик, 2-3 карандаша, 3-4 пуговицы, колечко, теннисный шарик, чайная ложка, ключ от замка, и т. п. (Приглашается один игрок, произносятся слова: Ты в шкатулку не смотри, Туда руку опусти.
Что ты там нащупаешь, то и назови, Затем ребятам покажи.
Ребенок наощупь определяет выбранный им предмет, называет его, затем показывает всем детям. Чтобы ребенок не подглядывал в шкатулку её можно прикрыть красивым платком. Игру можно повторить 2-3 раза, меняя игроков). Игра №2 «Шкатулка с сокровищем». Экскурсовод: Ребята, а вы хотите отыскать сокровище? (Ответы детей).
*
(Приглашает одного желающего игрока искать «сокровище». Он показывает ему бусы, которые будут спрятаны в одну из шкатулок. Ребенок отворачивается и не видит, в какую шкатулку воспитатель прячет бусы, а другие дети всё видят. Ребенок поворачивается и начинает медленно водить рукой над шкатулками, дети должны подсказывать ему словами: «Холодно, теплее, горячо, жарко».)
Игра №3 «Шкатулка с игрушками».
Экскурсовод: Ребята, у меня в большой шкатулке хранятся небольшие игрушки (8-9 штук). И предлагаю вам игру на внимательность «Чего не стало?»
«Закрывайте глаза, начинается игра!»
(Дети закрывают глаза, в это время экскурсовод прячет одну из игрушек в шкатулку).
«На игрушки посмотрите, что пропало? Назовите!».
(В игре побеждает тот, кто быстрее других скажет, какая игрушка пропала. Игру можно повторить 2-3 раза).
Экскурсовод: Молодцы, ребята. А теперь я предлагаю вам сделать шкатулку своими руками и украсить ей свою комнату. Ведь в каждом доме должна быть шкатулка, не только для хранения ценных вещей и украшений, но и для создания красоты в доме.
(Дети украшают пластилином заранее приготовленные шкатулки из картона).
Экскурсовод: Отличные у вас получились шкатулки. Вам понравилось?
(Ответы детей).
Спасибо, что пришли.
До свидания.
Литература
1. Сценарий экскурсионной программы по музею «История маленького чемоданчика» «Мир шкатулок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://35.tvoysadik.ru/file/download?id=8862 (дата обращения: 13.12.2023).
УДК 37
Денисова А.Б., Селезнева Г.А.
Музыкальная деятельность в ДОУ как средство коррекционного развития детей с ОВЗ
Аннотация
Материал рекомендован к изучению музыкальным руководителям и воспитателям ДОО, реализующим обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. В работе даны методические рекомендации с целью формирования музыкального занятия как эффективного и действенного средства в организации кор-рекционной работы с детьми с ОВЗ.
и Ключевые слова: дошкольный возраст, коррекционное развитие, виды музыкальной деятельности._
Различные внешние факторы активно влияют на организацию воспитания и развития дошкольников с ОВЗ. Частота заболеваемости, рост детской инвалидности, плохая экология, неблагополучные семьи, дисфункция уровня культуры в целом, вынуждают педагогов ДОУ использовать в практике более продуктивные методы педагогического взаимодействия. Этот вопрос обращает на себя в последнее время всё больше внимания, потому что таким деткам также необходимо, наравне со всеми, быть социально активными и просто радоваться детству. Развитие творческих способностей, потенциала, милосердного отношения к себе и близким является базисом укрепления его физического и духовного баланса. Именно это дает ребёнку почувствовать себя нужной частичкой общества.
Конкретно музыкальные занятия помогают данной категории детей, несмотря на их особенности, показать себя, прикоснуться к миру музыки, участвовать в праздниках, тем самым корректируя психические и физические недостатки. Также развивается чувство прекрасного, пополняется разного рода впечатлениями эмоциональная сфера ребёнка. Музыкальный руководитель в своей работе старается решать следующие коррекционные задачи:
- способствовать оздоровлению психики;
- воспитывать уверенность в себе, волевые черты характера;
- предоставить возможность каждому ребенку ощутить свой успех, самоутвердиться в каком-нибудь виде деятельности;
- регулировать психические процессы: возбуждение и торможение, мышление, память, внимание и восприятие;
- укреплять опорно-двигательный аппарат: балансировать излишнее мышечное напряжение, ориентироваться в пространстве, координировать движения; формировать правильную осанку;
- развивать дыхательный аппарат, дикцию и артикуляцию с помощью методики А. Стрельниковой, мелкую моторику (пальчиковые гимнастики).
Исходя из этого практикуется дифференцированный подход к детям, соблюдается преемственность в принятии новых знаний и навыков, активизируется детская инициатива.
Коррекция отклонений у детей реализуется благодаря активному участию во всех видах музыкальной деятельности: восприятие, пение (попевки, песни и т. д.), пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения, музыкаль-