Научная статья на тему 'Музыкальная деятельность в ДОУ как средство коррекционного развития детей с ОВЗ'

Музыкальная деятельность в ДОУ как средство коррекционного развития детей с ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольный возраст / коррекционное развитие / виды музыкальной деятельности

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисова А. Б., Селезнева Г. А.

Материал рекомендован к изучению музыкальным руководителям и воспитателям ДОО, реализующим обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. В работе даны методические рекомендации с целью формирования музыкального занятия как эффективного и действенного средства в организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальная деятельность в ДОУ как средство коррекционного развития детей с ОВЗ»

*

(Приглашает одного желающего игрока искать «сокровище». Он показывает ему бусы, которые будут спрятаны в одну из шкатулок. Ребенок отворачивается и не видит, в какую шкатулку воспитатель прячет бусы, а другие дети всё видят. Ребенок поворачивается и начинает медленно водить рукой над шкатулками, дети должны подсказывать ему словами: «Холодно, теплее, горячо, жарко».)

Игра №3 «Шкатулка с игрушками».

Экскурсовод: Ребята, у меня в большой шкатулке хранятся небольшие игрушки (8-9 штук). И предлагаю вам игру на внимательность «Чего не стало?»

«Закрывайте глаза, начинается игра!»

(Дети закрывают глаза, в это время экскурсовод прячет одну из игрушек в шкатулку).

«На игрушки посмотрите, что пропало? Назовите!».

(В игре побеждает тот, кто быстрее других скажет, какая игрушка пропала. Игру можно повторить 2-3 раза).

Экскурсовод: Молодцы, ребята. А теперь я предлагаю вам сделать шкатулку своими руками и украсить ей свою комнату. Ведь в каждом доме должна быть шкатулка, не только для хранения ценных вещей и украшений, но и для создания красоты в доме.

(Дети украшают пластилином заранее приготовленные шкатулки из картона).

Экскурсовод: Отличные у вас получились шкатулки. Вам понравилось?

(Ответы детей).

Спасибо, что пришли.

До свидания.

Литература

1. Сценарий экскурсионной программы по музею «История маленького чемоданчика» «Мир шкатулок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://35.tvoysadik.ru/file/download?id=8862 (дата обращения: 13.12.2023).

УДК 37

Денисова А.Б., Селезнева Г.А.

Музыкальная деятельность в ДОУ как средство коррекционного развития детей с ОВЗ

Аннотация

Материал рекомендован к изучению музыкальным руководителям и воспитателям ДОО, реализующим обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. В работе даны методические рекомендации с целью формирования музыкального занятия как эффективного и действенного средства в организации кор-рекционной работы с детьми с ОВЗ.

и Ключевые слова: дошкольный возраст, коррекционное развитие, виды музыкальной деятельности._

Различные внешние факторы активно влияют на организацию воспитания и развития дошкольников с ОВЗ. Частота заболеваемости, рост детской инвалидности, плохая экология, неблагополучные семьи, дисфункция уровня культуры в целом, вынуждают педагогов ДОУ использовать в практике более продуктивные методы педагогического взаимодействия. Этот вопрос обращает на себя в последнее время всё больше внимания, потому что таким деткам также необходимо, наравне со всеми, быть социально активными и просто радоваться детству. Развитие творческих способностей, потенциала, милосердного отношения к себе и близким является базисом укрепления его физического и духовного баланса. Именно это дает ребёнку почувствовать себя нужной частичкой общества.

Конкретно музыкальные занятия помогают данной категории детей, несмотря на их особенности, показать себя, прикоснуться к миру музыки, участвовать в праздниках, тем самым корректируя психические и физические недостатки. Также развивается чувство прекрасного, пополняется разного рода впечатлениями эмоциональная сфера ребёнка. Музыкальный руководитель в своей работе старается решать следующие коррекционные задачи:

- способствовать оздоровлению психики;

- воспитывать уверенность в себе, волевые черты характера;

- предоставить возможность каждому ребенку ощутить свой успех, самоутвердиться в каком-нибудь виде деятельности;

- регулировать психические процессы: возбуждение и торможение, мышление, память, внимание и восприятие;

- укреплять опорно-двигательный аппарат: балансировать излишнее мышечное напряжение, ориентироваться в пространстве, координировать движения; формировать правильную осанку;

- развивать дыхательный аппарат, дикцию и артикуляцию с помощью методики А. Стрельниковой, мелкую моторику (пальчиковые гимнастики).

Исходя из этого практикуется дифференцированный подход к детям, соблюдается преемственность в принятии новых знаний и навыков, активизируется детская инициатива.

Коррекция отклонений у детей реализуется благодаря активному участию во всех видах музыкальной деятельности: восприятие, пение (попевки, песни и т. д.), пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения, музыкаль-

но-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры.

Сперва следует обратиться к наиболее эффективному вектору в коррекционной работе - пению, именно оно применяется в реабилитации детей с ОВЗ. Разумеется, такой процесс обучения пению трудный и длительный, так как предполагает активизацию мышления и напряжения, но в результате складывается культура исполнения, дошкольник вслушивается в инструментальное сопровождение. Всё это способствует эмоционально-насыщенному общению ребят, воспитывает нормы поведения в группе, развивает коммуникативные и творческие способности. Важно исходить от индивидуальных особенностей детей и подбирать подходящий репертуар, который должен способствовать ещё и интеллектуальному развитию, применяя «сюрпризные» моменты для поддержания интереса к музыкальной деятельности.

Так, могут исполняться потешки, народные прибаутки, скороговорки. Например, песенки-попевки: «Андрей-воробей», «Чики-чики-чикалочка», «Лошадка Зорька» Т. Ломовой, «Я пеку, пеку, пеку...», «Сорока», «Бара-шеньки», «Василёк», «Часики», «Гуси» и т. д. Для детей дошкольного возраста очень интересны пальчиковые игры, такие как «Овечка», «Капуста», «Солнышко», «Мы платочки постираем», «Замок» и др. С помощью данных гимнастик дети учатся координировать движения рук с произношением текста. Доказано, что области мозга, отвечающие за речь, косвенно формируются под влиянием импульсов, которые исходят от движений пальцев.

Пальчиковые игры интересны тем, что представляют собой театр, где актерами являются пальцы и доступность в исполнении. Учитывая все перечисленное, можно отметить, что пальчиковые игры:

- развивают мышечную память, мелкую моторику, тактильную чувствительность;

- «предвосхищают» сознание, его реактивность (из-за скорых смен движений);

Также активно внедряются логопедическая ритмика и ритмодекламация, потому как движения, музыка и речь между собой очень взаимосвязаны и дополняют друг друга. Таким образом, этот тандем укрепляет речевой аппарат, совершенствуются голосовые данные, мимика.

Ритмодекламация - чтение стихов на фоне метрического или музыкального сопровождения. Главное отличие от пения - это не заострять внимание на чистоте мелодического интонирования. Здесь более широко можно направить работу на развитие речевого центра. Организованно подобранные стишки (4 строки) позволяют лучше уловить ритм. Применение Ритмодекламация позволяет голосу звучать естественно, способствует развитию речевого дыхания, испольнительского мастерства. Это такие стихи, как «Мишка», «Бычок», «Зайка», «Мячик» А. Барто, «Круглый год», «Хороший день» С. Маршака, «Телефон», «Айболит», «Муха-Цокотуха» К. Чуковского, «Волчок», «Кит и кот», «Дождик» Б. Заходера.

Логопедическая ритмика - сочетание слова с движением или пением, способствующим нормализации речи. Применяя на занятиях логопедическую ритмику, дети учатся соотносить свои движения с определенным тем-

пом и ритмом, а музыкальное сопровождение развивает слух, музыкальную память. На занятиях с ведущей лого-ритмической практикой музыка - организующее начало движений. Каждый музыкальный звук пробуждает скорую двигательную реакцию. Дошкольники с легкостью справляются со всеми заданиями логопедической ритмики, так как их завлекает форма игры. Занятия строятся согласно определенной последовательности:

- ритмическая разминка;

- упражнение на развитие внимания;

- упражнение, регулирующее мышечный тонус;

- упражнение на развитие чувства темпа и ритма;

- упражнение для развития координации слова с движением;

- слушание;

- пение;

- упражнение для развития мелкой мускулатуры пальцев рук;

- упражнение для развития речевых и мимических движений;

- игра.

Нижеперечисленные игры очень увлекают ребят: «Листочки», «Солнышко и тучка», «Кто скорей возьмет грибок», «Воробьи, воробушки», «Игра в снежки», «Мартышки» и другие. Чем раньше начать применять музы-котерапию, тем больше шансов на успешный результат. Поэтому детей с ограниченными возможностями здоровья можно лечить и развивать с помощью музыки. В своей работе музыкальный руководитель может делать акцент и на психогимнастику.

Психогимнастика - тренировочные, активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры, которые служат в направлении развития и коррекции различных отклонений в психических процессах. Автором данной методики является М.И. Чистякова, которая описывает способы помощи деткам с нарушениями. Здесь подробно изображены все игровые и методические моменты, структура и ход игр, которые делятся на:

- подвижные игры;

- игры на развитие памяти;

- игры, способствующие успокоению и организации;

- игры на развитие внимания;

- игры на выражение различных эмоций;

- игры на преодоление двигательного автоматизма.

Особенностью этих игр является то, что все они сопровождаются музыкой. Я считаю, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми, является игротерапия. «Учить, играя!» - такой вывод был сделан в результате напряженных поисков и размышлений наших замечательных педагогов и психологов. Использование игровых приёмов во время занятия способствует поддержанию интереса, удерживает внимание ребенка. Каждый день учить светло, радостно, без принуждения и надрыва. Все мы родом из детства, но

как часто мы не понимаем детей и требуем от них взрослого поведения. Проявляя настойчивость, необходимо создавать интерес к деятельности, в процессе которой можно формировать желание учиться. Важно помнить, что учебная деятельность должна увлекать ребят, приносить радость, давать удовлетворение. В состоянии интереса возникает подъем всех человеческих сил. Поэтому неотъемлемым компонентом для детей являются музыкально-подвижные игры (игры под пение, под инструментальную музыку, сюжетные и бессюжетные). Ценность данных игр:

- являются эффективной формой психологического переключения во время занятий;

- дают детям возможность ощущать и управлять своим телом;

- развивают двигательные способности памяти, речевое интонирование, чувство ритма;

- учат бережно относиться к другим детям, помогать друг другу и сотрудничать. Например, такие игры: «Небо, воздух, земля», «Ножками затопали», «Птицы», «Моем руки», «Заинька-зайка», «Мячик», «Летает - не летает» и другие. Для поддержания интереса детей и развития их эмоциональной сферы, желательно использовать театрально-игровую деятельность. Она стимулирует у детей желание контактировать со сверстниками и взрослыми, вызывает интерес в исполнении песенок и потешек по ролям. При подготовке к

инсценировке у детей развивается слуховое внимание, память, речь, воображение, умение ориентировки в пространстве, желание проявить свои индивидуальные способности. Использование театрализованной деятельности на занятиях способствует самореализации и развитию самоуважения у детей, что в дальнейшем способствует формированию позитивной самооценки и положительных личностных качеств. Максимальное развитие личности каждого воспитанника осуществляется в процессе творчества и сотрудничества педагогов, воспитанников и родителей. Свои таланты дети демонстрируют на концертах, фестивалях и праздничных массовых мероприятиях. Огромные возможности открывает совместная работа педагога по музыке с педагогами театрального и хореографического направления. В процессе такой деятельности дети получают яркие эмоциональные впечатления, приобретают художественно-эстетический опыт, получают возможности для самореализации, раскрытия своих способностей в различных видах деятельности, развивают коммуникативные навыки.

Таким образом можно сделать вывод, что музыкальное занятие является эффективным и действенным средством в организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ, способствующим развитию положительного психоэмоционального состояния, повышающим интерес к окружающему миру, позволяющим ощущать ребенку себя успешно и комфортно.

Литература

1. Медведева Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.А. Комиссарова [и др.]. - М., 2001. EDN QWZQLT

2. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия / В.И. Петрушин. - М., 1997.

3. Шеппард Ф. Развивающая музыка. Руководство для родителей / Ф. Шеппард. - Минск: Попурри, 2009. - 416 с.

УДК 37

DOI 10.21661/Г-561360

Донцова Е.А., Серенкова Л.С., Сировицкая Е.К., Семернина В.А.

Использование здоровьесберегающих технологий в укреплении физического здоровья дошкольников

Аннотация

В статье анализируется использование здоровьесберегающих технологий в укреплении физического здоровья дошкольников. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников, физическое развитие, формирование привычки здорового образа жизни посредством здоровьесберегающих технологий и есть цель деятельности МДОУ

■ Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, физическое развитие, спортивные игры, взаимодействие с семьей, взаимодействие педагога с детьми, забота о здоровье.

Интенсивное развитие современного общества в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье - одна из важнейших задач каждого человека. Тема здоровья актуальна для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Но еще более актуальным становится

вопрос о состоянии здоровья детей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из основных задач выделяет охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.