будучи тесно связанной с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой.
Игровой метод: является ведущим методом обучения дошкольников. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия.
Метод звучащих жестов (по Карлу Орфу): эффективно использовать в метро - ритмических и речевых играх. Такой метод с использованием жестов собственного тела, позволяет детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и ее ритмический рисунок.
Концентрический метод: педагог по мере усвоения детьми определенных заданий, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному, но с усложнением.
На первом этапе работы необходимо привлечь внимание детей к музыке, подвести к умению отозваться на музыку движением. Уже в младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, жестах. Но движения его неточны и порой не согласованы с музыкой. В основе обучения детей младшего возраста лежит подражание действиям взрослого. Необходимо обращать внимание детей на то, что двигаться надо только тогда, когда звучит музыка, учить реагировать на смену контрастных частей, отмечая их сменой движений, прекращать движения с окончанием музыки.
На четвертом году жизни дети чувствуют смену контрастных частей музыки, могут выполнять и усваивать небольшие музыкальные задания, но они еще плохо ориентируются в пространстве. Поэтому задача педагога
научить двигаться в соответствии с ярко-контрастным характером музыки, в медленном и быстром темпе, реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать несложные имитационные движения игровых образов («птички летают», «лошадки скачут», «зайчики прыгают» и т. д.).
На пятом году жизни у детей уже есть опыт слушания музыки, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки и отдельные средства музыкальной выразительности (динамика - громко, тихо; регистры -высокий, низкий; темп - быстрый, умеренный). Движения становятся более ритмичными, четкими. Дети выполняют более разнообразные движения (прямой галоп, движения парами, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку и т. д.) и могут двигаться в соответствии с менее контрастным характером музыки. В играх педагог своими советами может помочь детям придать движениям большее сходство с движениями персонажей.
Дети шестого и седьмого года жизни уже произвольно владеют навыками выразительного и ритмичного движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные способности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со вступлением, со сменой частей музыкального произведения. Детям доступно овладение разнообразными движениями.
Так в условиях интересной, увлекательной музыкально-ритмической деятельности - происходит развитие функциональной грамотности ребенка.
Литература
1. Пронина Е. Методы и приемы обучения музыкально-ритмичным движениям. Консультация для педагогов / Е. Пронина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/metody-i-priemy-obuchenija-muzykalno-ritmicheskim-dvizhenijam-konsultacija-dlja-pedagogov.html (дата обращения: 05.12.2023).
УДК 37
DOI 10.21661/r-561310
Вторникова И.Е.
Урок литературного чтения «Восприятие пейзажной лирики А.С. Пушкина: средства художественной выразительности»
Аннотация
В статье представлен план-конспект занятия по литературному чтению, охватывающий пейзажную лирику А.С. Пушкина. Автором представлены методические рекомендации с целью формирования умения находить средства художественной выразительности и понимать их значение.
и Ключевые слова: средства художественной выразительности, урок литературного чтения, пейзажная лирика._
3. Развивать литературную речь, язык, образное мышление.
4. Воспитывать чувство к прекрасному, любовь к природе.
"Ж" "Щели.
Ж ш 1. Раскрыть возвышенное настроение стихотворения. 2. Совершенствовать выразительность чтения. Формировать умения понимать изобразительно-выразительные средства языка, уметь находить их.
Таблица 1
*
Этапы урока Действия учителя Краткое содержание, действия учеников
1 2 3
Мотивирование на учебную деятельность - Как интересно устроен мир. Одно время года сменяет другое. И каждое прекрасно по-своему. Зима - покрывало белого снега, и его хруст под ногами. Весна - журчанье ручьёв, нежный запах молодых побегов. Лето - горячее солнце и теплое море. А осень - рыжая осень бродит по свету...
Актуализация знаний - Сегодня, мы продолжаем знакомство с творчеством Александра Сергеевича Пушкина, начнём с отрывков из стихотворения «Осень». - Я прочту стихотворение, а вы прислушайтесь, какие чувства хотел передать поэт, постарайтесь определить настроение стихотворения (Звучит цикл «Времена года». «Октябрь» П.И. Чайковский) - Но не возможно передать всю красоту без звуков природы. - Какие звуки вы услышали в стихотворении? Слушают стихотворение А.С. Пушкина «Осень» (отрывки). Выполняют интерактивное задание. П.И. Чайковский. Цикл «Времена года». «Октябрь», исполняет С. Толстенок - фортепиано НЦрз:// lesson.edu.ru/lesson/21bd1c42-0ced- 44с7-88Ь/-0782354еаеа/' - Чувства грусти, печали, восхищения. Ведь осень уходит, унося красоту. Настроение грустное.
Целеполагание, постановка проблемы - Что помогает добиться автору такого яркого звучания и благозвучности? - Образные языковые средства - тропы. Выполняют интерактивное задание: https://lesson.edu.ru/lesson/698d6621-68c0-4b62-8ccb-de07ab07629d
- Какое за окном время года? физкультминутка. - Покажите, что вам холодно, и вы замёрзли. А теперь отогрелись и расслабились. - Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите недовольство. - Покажите, как вы лепите снеговика: ставите снежные комы друг на друга и делаете снеговика из своего товарища. - Молодцы! Какие красивые снеговики из вас получились.
Поиск путей решения проблемы - Продолжим искать средства выразительности (тропы) в произведениях А.С. Пушкина. - Сегодня мы будем работать над стихотворениями А.С. Пушкина «Зимняя дорога» и «Зимний вечер». - Но мы знаем, прочитать художественное произведение выразительно трудно. Для этого мало выучить его наизусть. Как вы думаете, что ещё нужно? - Если это стихотворение, то, что ещё мы еще должны почувствовать? Работая над логическим ударением, закон «конца строки» помогает чтецу понять, где делать паузы; рифмы подчёркивают эти паузы - их тоже нужно немного выделять голосом. Мы сегодня попробуем открыть для себя новые «секреты», которые помогут нам выразительно прочитать стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога». - Прослушайте романс «Зимняя дорога» на слова стихи А.С. Пушкина и подумайте, как мелодия помогает понять смысл стихотворения. Смотрят видеоролик. По ходу просмотра выполни предложенное интерактивное задание. https://lesson. edu.ru/lesson/698d6621-68c0-4b62- 8ccb-de07ab07629d?backUrl=%2Ft ask%2F4c66fc82-321f-493d-95ac-a1 d7edabd299%3FbackUrl%3D%252F search%253Fsubject%253D18%252- 6taskPesFipis%253D20bc6d63-2da7- c287-9ce1-109cbadada87 - Понять картину из жизни, рисуемую автором, понять точку зрения автора. Определить главное настроение стихотворения, ритм, рассмотреть рифму. Слушают романс https://lesson.edu. ru/lesson/698d6621-68c0-4b62-8ccb-de07ab07629d
Продолжение таблицы 1
1 2 3
Словарная работа (работа в парах): Дети, работая в парах, сопоставляют
Борзая тройка - быстрая упряжка из 3-х лошадей слово и его лексическое значение.
Ямщик - человек, управляющий лошадьми По окончанию учитель выводит
Черная хата - крестьянский бедный дом, изба на проекторе эталон, дети сверяют
Одне - устаревшая форма слова ОДИН свои варианты.
Верста - старинная мера длины (чуть больше
1 км)
Докучный - надоедливый
Разгулье - веселье
Самостоятельная Практическая работа «Проба пера». Слушают стихотворение «Зимний
работа с использованием Отличная работа, ребята! Вы такие вечер» https://www.youtube.com/
полученных сообразительные! Вы смогли понять и прочув- watch?v=lCcuyKv3ksoзаполняют
знаний ствовать задумку великого поэта. И сейчас я таблицу (таблица 3).
предлагаю вам самим попробовать себя в роли Ученикам раздаются четверостишья
поэта и отправиться в творческую лабораторию. с конечными словами, нужно только
Заодно мы и узнаем, легко ли это: сочинять придумать начальные строки)
стихи? Постараемся сочинить четверостишье 1 группа
на зимнюю тематику, в котором бы чувствовалась Наконец, зима настала.
радость от прихода долгожданной зимы. Давайте И уже похолодало.
попробуем, я уверена, что у вас все получится! Чистый, белый, как пушок,
1 группа На земле лежит снежок
настала, 2 группа
похолодало. На дворе белым-бело,
пушок, Всё крылечко замело.
снежок. Снег пушистый выпал,
2 группа Весь наш двор засыпал.
белым-бело, 3 группа
замело. Наконец, пришла зима,
выпал, Стали белыми дома.
засыпал. Снег на улице идёт,
3 группа Дворник улицу метёт.
зима,
дома.
идёт,
метёт.
Систематизация знаний - Мы прослушали ваши «пробы пера». Слож- https://lesson.edu.ru/lesson/698d6621-
но ли вам было? 68c0-4b62-8ccb-de07ab07629d
- Как вы думаете, сумели ли вы передать
радостное настроение в своих четверостишьях?
- Помогает ли пейзаж передать ощущение
радости?
- Подведём итог пройденного на уроке. От-
ветьте онлайн на вопросы теста.
Объяснение домашнего - Закончите заполнение таблицы «Средства
задания выразительно сти» - Выучите стихотворение «Зимнее утро» (первые три строфы, по желанию можно всё).
Оценивание - Оцените свою работу на уроке, заполните лист самооценки. Заполняют лист самооценки.
\
Окончание таблицы 1
1 2 3
Рефлексия учебной деятельности - В заключении нашего урока прошу продолжить эти фразы. - Сегодня на уроке: - Я научился ... - Было интересно ... - Было трудно . - Мои ощущения ... - Я могу применить полученные знания.
Таблица 2
Средства выразительности (тропы)
Сравнение Олицетворение Эпитет Метафора
«Зимняя дорога»
Таблица 3
Средства выразительности (тропы)
Сравнение Олицетворение Эпитет Метафора
«Зимний вечер»
Литература
1. Вамбольд Н.А. Урок литературного чтения. А.С. Пушкина «Осень». 4 -й класс / Н.А. Вамбольд [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/08/20/urok-literaturnogo-chteniya-as-pushkina-osen-4-y-klass (дата обращения: 05.12.2023)..
УДК 37
Гаркунова Н.С.
Сценарий экскурсионной программы по музею «История маленького чемоданчика» «Мир шкатулок»
Аннотация
В статье представлен конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию у детей образа музея. Акцентируется внимание на проявлении познавательного интереса детей к процессу открытия новых необычных знаний о знакомом предмете - шкатулка.
и Ключевые слова: музей, экскурсия, экспозиция, коллекция._
Л программное содержание. Привлечение родителей к культурно-досуговой деятельности детского сада. Расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности. Познакомиться с историей возникновения шкатулки, изучить разнообразие материалов. Собрать коллекцию шкатулок. Подготовить и провести экскурсию для детей детского сада.
Предварительная работа: беседы о музеях, виды музеев в нашем городе.
Оборудование: разные виды шкатулок: шкатулки разных форм, размеров, из различных материалов, разных цветов и т. д., настольные игры, заготовки шкатулок, бусины разного размера.
Ход экскурсии.
1 часть.
Дети заходят в группу, их встречает экскурсовод.
Экскурсовод: здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас в нашем музее. А как он называется, вы отгадайте сами.
(Открываем сундучок, достаем загадку).
Ящик на столе открыт,
Дивной он резьбой покрыт.
В нём колечки, перстни, брошки,
Ожерелье и серёжки.
Вдруг кусочек штукатурки
Спрыгнул с потолка в... (шкатулку).
Правильно, ребята, это шкатулка. И наш музей называется «Мир шкатулок».