Педагогика
i
педагоги получают возможность не только трансляции собственного опыта, но и определения новых перспектив саморазвития. Условия центра способствуют активизации совершенствования педагогических навыков, эффективному преодолению профессиональных дефицитов, ставя перед педагогами новые ориентиры.
Всё вышеизложенное доказывает, что цент образования «Точка роста» располагает огромными возможностями по развитию ИКТ-компетентности педагогов как нетрадиционного формата методической работы.
Литература
1. Абрамовских Т.А. Развитие цифровых компетенций педагогических работников на основе использования потенциала Центра образования «Точка роста»: практическое пособие / Т.А. Абрамовских, А.В. Коптелов, А.В. Машуков [и др.]. - Челябинск: ЧИППКРО, 2022. - 32 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.yandex.ru/docs/view?1m=1687163069&Üd (дата обращения: 19.06.2023).
2. Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование: монография / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Изд-во РГП-ПУ, 1998. - 126 с.
3. Певзнер М.Н. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: монография / М.Н. Певзнер, О.М. Зайченко. - М.: Академия, 2004. - 318 с.
4. Татаринова Л.П. Справочник руководителя методического объединения: книга для педагогического работника / Л.П. Татарино-ва, С.Д. Аюпова. - 2-е изд. - Волгоград, 2014. - 291 с.
5. Фоменко С.Л. Научно-методическое сопровождение деятельности современного учителя / С.Л. Фоменко, Е.Р. Бобровникова // Педагогическое образование в России. - 2014. - №2. - С. 49-53 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie (дата обращения: 16.06.2023). - EDN RYGAVV
6. Центр просветительских инициатив, Министерство просвещения РФ. Национальный проект - «Образование. Точка роста» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mpcenter.ru/national-project/informacionnoe-soprovozhdenie/tochka-ros1a/ped/ (дата обращения: 19.06.2023).
УДК 37
Вахмянина В.А.
Формирование функциональной грамотности
через музыкально-ритмическое развитие детей в детском саду
Аннотация
В статье поднимается тема формирования функциональной грамотности детей в детском саду. Автором перечислены методики обучения музыкально-ритмическим движениям. В работе рассматриваются этапы развития ребенка благодаря соприкосновению с музыкой.
и Ключевые слова: дошкольный возраст, музыкально-ритмические движения, функциональная грамотность._
Каждый педагог дошкольной образовательной организации должен понимать, что функциональная грамотность - это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся умения, навыки в конкретных ситуациях, для решения разнообразных жизненных задач. Простыми словами - это применение имеющихся навыков в новой деятельности.
Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже с дошкольного возраста, так как функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видах деятельности.
Работа музыкального руководителя по формированию функциональной грамотности на музыкальных занятиях сложна и разнообразна. Благодаря грамотному подходу планирования и проведения музыкальных занятий, у детей в дальнейшем расширяются знания о музыке.
Ритм - это средство выразительности музыки, является базовым компонентом музыкальности детей. Чувство ритма, это не только компонент музыкальности, он так же способствует развитию речи, интеллектуальных способностей ребёнка, помогает более лёгкому запоминанию стихотворений, помогает в игре на детских музыкальных инструментах, в пении, танцах. Это доказывает, что развитие музыкального - ритма, тесно связано с формированием функциональной грамотности в музыке. Методика обучения музыкально-ритмическим движениям вариативна.
Метод показа: разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога, движение предстает в законченном варианте. В начале работы педагог может выполнять упражнения вместе с детьми, с целью усиления эмоционально-двигательного ответа на музыку.
Словесный метод: методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь,
Педагогика
будучи тесно связанной с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой.
Игровой метод: является ведущим методом обучения дошкольников. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия.
Метод звучащих жестов (по Карлу Орфу): эффективно использовать в метро - ритмических и речевых играх. Такой метод с использованием жестов собственного тела, позволяет детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и ее ритмический рисунок.
Концентрический метод: педагог по мере усвоения детьми определенных заданий, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному, но с усложнением.
На первом этапе работы необходимо привлечь внимание детей к музыке, подвести к умению отозваться на музыку движением. Уже в младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, жестах. Но движения его неточны и порой не согласованы с музыкой. В основе обучения детей младшего возраста лежит подражание действиям взрослого. Необходимо обращать внимание детей на то, что двигаться надо только тогда, когда звучит музыка, учить реагировать на смену контрастных частей, отмечая их сменой движений, прекращать движения с окончанием музыки.
На четвертом году жизни дети чувствуют смену контрастных частей музыки, могут выполнять и усваивать небольшие музыкальные задания, но они еще плохо ориентируются в пространстве. Поэтому задача педагога
научить двигаться в соответствии с ярко-контрастным характером музыки, в медленном и быстром темпе, реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать несложные имитационные движения игровых образов («птички летают», «лошадки скачут», «зайчики прыгают» и т. д.).
На пятом году жизни у детей уже есть опыт слушания музыки, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки и отдельные средства музыкальной выразительности (динамика - громко, тихо; регистры -высокий, низкий; темп - быстрый, умеренный). Движения становятся более ритмичными, четкими. Дети выполняют более разнообразные движения (прямой галоп, движения парами, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку и т. д.) и могут двигаться в соответствии с менее контрастным характером музыки. В играх педагог своими советами может помочь детям придать движениям большее сходство с движениями персонажей.
Дети шестого и седьмого года жизни уже произвольно владеют навыками выразительного и ритмичного движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные способности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со вступлением, со сменой частей музыкального произведения. Детям доступно овладение разнообразными движениями.
Так в условиях интересной, увлекательной музыкально-ритмической деятельности - происходит развитие функциональной грамотности ребенка.
Литература
1. Пронина Е. Методы и приемы обучения музыкально-ритмичным движениям. Консультация для педагогов / Е. Пронина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/metody-i-priemy-obuchenija-muzykalno-ritmicheskim-dvizhenijam-konsultacija-dlja-pedagogov.html (дата обращения: 05.12.2023).
УДК 37
DOI 10.21661/r-561310
Вторникова И.Е.
Урок литературного чтения «Восприятие пейзажной лирики А.С. Пушкина: средства художественной выразительности»
Аннотация
В статье представлен план-конспект занятия по литературному чтению, охватывающий пейзажную лирику А.С. Пушкина. Автором представлены методические рекомендации с целью формирования умения находить средства художественной выразительности и понимать их значение.
и Ключевые слова: средства художественной выразительности, урок литературного чтения, пейзажная лирика._
3. Развивать литературную речь, язык, образное мышление.
4. Воспитывать чувство к прекрасному, любовь к природе.
"Ж" "Щели.
Ж ш 1. Раскрыть возвышенное настроение стихотворения. 2. Совершенствовать выразительность чтения. Формировать умения понимать изобразительно-выразительные средства языка, уметь находить их.