босую, ее водили в зимнюю стужу по деревне, требовали выдачи товарищей. Фашистские изверги казнили Зою на глазах у согнанных жителей деревни. Этот список можно продолжать бесконечно.
Подвиги, подобно Матросову, Смирнову, Космодемьянской, мог и сможет совершить тот, кто любит не только себя, но и своих товарищей, свой народ, свою Отчизну, для кого превыше жизни долг, любовь к Отечеству.
Мы, современное поколение, должны знать и помнить историю нашего народа. Священная память о героическом прошлом Родины - не только благодарная дань лучшим сынам Отечества, мертвым и живым героям. Она как солдат, который не покидает своего поста, охраняет настоящее и еще больше - будущее. Она как завещание молодым поколениям. Это память с отзывчивым и верным сердцем.
Среди множества традиций, которые передает юношеству старшее поколение, есть самая главная - любить свою Родину. Любить - значит не жалеть для ее блага ни сил своих, ни себя самого.
Отечество! Нестареющее, неувядающее слово. Оно как набат звучало в годы сражений с врагами и так же призывно раздается сегодня. Сегодня, когда наша планета перегружена оружием массового уничтожения, когда все чаще и чаще в ее различных уголках вспыхивают вооруженные столкновения, на нас самой историей возлагается ответственность за будущее нашей Родины.
9 мая 1945 года Все не верится, черт возьми, В то, что мы с тобой уцелели Как шатает нас от весны, Как мы страшно переболели Видно, в этой войне, мой друг, Мы утратили слух и зренье, И как новый и злой недуг Нас пугает выздоровленье Как обугленные глядим На кипящие цветом ветки После стольких военных лет Этот май опаляет веки Как больные - здоровяку, Как застенчивые - нахалу, Так завидуем мы цветку, Что расцвел у ворот, нахал... Мы стоим посреди весны, За которую умирали Уважаемы и скучны Как живые мемориалы. Поотвыкли от нас, видать, Птицы, женщины и деревья, Надо заново начинать Завоевывать их доверье Леонид Филатов.
Литература
1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания / Е.Ю. Александрова. - Волгоград, 2007. EDN QVMHOT
2. Дерюгин Ю.И. Присягаем Отечеству / Ю.И. Дерюгин. - М.: Молодая гвардия, 1984.
3. Колычев В.Г. Истоки Мужества / В.Г. Колычев. - М.: Просвещение, 1985.
4. Апатенко Н.Н. Никто не забыт, ничто не забыто / Н.Н. Апатенко, Е.В. Коротенко, Г.В. Агеева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mirdoshkolyat.ru/mir_doshkolyat/nikto-ne-zabyt-nichto-ne-zabyto (дата обращения: 18.12.2023).
УДК 37
РС! 10.21661/Г-561229
Баталова В.А.
Возможности «Точки роста» как нетрадиционного формата методической работы по развитию ИКТ-компетентности педагогов
Аннотация
В статье рассмотрены понятия «методическое сопровождение», «ИКТ-компетентность». Автором описаны функции и формы методического сопровождения, дана характеристика центра «Точка роста». Представлены различные возможности «Точки роста» как нетрадиционного формата методической работы по развитию ИКТ-компетентности педагогов.
и Ключевые слова: компетентность, методическое сопровождение, ИКТ-компетентность, Точка роста._
Модернизация системы современного российского образования, обновление содержания ФГОС в 2023 году, введение новых реформ - всё это предъявляет повышенные требования к педагогам. В связи с этим встала необходимость овладения педагогами новых, современных теоретических и практических основ педагогической деятельности. Педагогическому коллективу в этом может помочь не-
прерывный, грамотно построенный процесс обучения, в котором огромную роль отводится методическому сопровождению педагога. Данное сопровождение ориентировано на продуктивное взаимодействие сопровождаемого и сопроводителя.
Анализ научно-педагогической литературы позволил сделать вывод, что понятие «сопровождение» сформировалось на основе концепции гуманистиче-
гизация различных сторон жизни человека, является одним из ведущих аспектов развития нового общества. В связи с данным фактом, российское образование чётко обозначило задачи информатизации общества. В результате теоретики и практики образования пришли к необходимости формирования специальных компетенций, направленных на информатизацию и технологиза-цию педагогов и обучающихся. Данной компетенцией стала ИКТ-компетентность.
Э.Ф. Зеер даёт следующее определение «компетентности»: «...глубокое доскональное знание существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих умений и навыков» [2, с. 58].
Проанализировав научную литературу выявлено, что термин «информационная компетентность» возник в российской системе образования из американской литературы. Впервые американской ассоциацией библиотек образовательных и научных заведений (ACRL) информационная компетентность характеризуется как «... набор способностей, требуемых индивидууму для определения потребности в информации, готовности находить, оценивать и эффективно использовать информацию».
Изучив научные работы Н.В. Немовой, М.Н. Пе-взнера, В.И. Снегуровой нами были сформулированы следующие основные функции методического сопровождения, представленные в таблице.
Таблица 1
Наименование функции Характеристика
Информационная функция Предполагает сбор и обработку информации по организации и проблемам методической деятельности, выявление и создание различных банков данных, отражающих актуальные направления деятельности образовательной организации
Аналитическая функция Направлена на изучение фактического состояния методической деятельности и обоснованности применения способов, средств, воздействий по достижению целей на объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние
Планово-прогностическая функция Направлена на выбор как идеальных, так и реальных целей и разработку программ их достижения. Качество методического сопровождения зависит от точности ее планирования и прогнозирования
Проектировочная функция Направлена на разработку содержания и создание различных проектов деятельности образовательной организации
Организационно-координационная функция Предполагает создание и организацию работы структур, которые обеспечивают деятельность методической службы
Обучающая функция Предполагает повышение квалификации педагогов, и направлена на повышение профессионального уровня в осуществлении образовательного процесса
Контрольно-диагностическая функция Реализуется по отношению к педагогам. Организация контроля позволяет определить соответствие функционирования и развития методической деятельности учреждения. Педагогическая диагностика предполагает изучение и оценивание педагогических процессов, а также их регулирование и коррекцию
ской педагогики. Авторы монографии «Научно-методическое сопровождение персонала школы» М.Н. Певзнер, О.М. Зайченко, В.О. Букетов и др. термин «сопровождение» рассматривается с точки зрения различных видов деятельности [3, с. 29]. В результате термин сопровождение трактуется, как:
- помощь личности в перестройке ориентационно-го поля развития, ответственность за действия, в котором несёт сама личность;
- метод, который обеспечивает создание условий для принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора;
- взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, которое направлено на разрешение актуальных жизненных и профессиональных проблем развития.
Доктор педагогических наук С.Л. Фоменко предлагает следующее определение: «Методическое сопровождение - это комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи в решении возникающих конфликтов, способствующих его саморазвитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности» [5, с. 49-53].
Обучение XXI века призвано научить человека жить в мире постоянно изменяющемся. Изменения происходят, как в убеждениях, ценностях, так и в первую очередь технических средств. Повсеместная техноло-
Л.П. Татаринова и С.Д. Аюпова выделяет три группы форм методической работы (классификация на основании цели):
- формы методической работы, направленные на повышение квалификации и профессионального мастерства педагогических и руководящих работников образовательной организации;
- формы методической работы, направленные на обобщение, представление и распространение опыта инновационной деятельности, передового педагогического опыта;
- формы информационно-методической работы [4, с. 146].
Требования к ИКТ-компетентности современного педагога постоянно возрастают в связи с развитием ИКТ, реализацией федеральных и региональных программ в области информатизации, как общества, так и образования. Компетентность в области ИКТ позволит учителю быть конкурентоспособным на рынке труда, готовым к постоянному профессиональному росту и профессиональной мобильности в соответствии с потребностями современного образования эпохи информатизации. Формирование ИКТ-компетентности у педагогов будет более эффективным при условии ориентации, как на практическую, так и на фундаментальную подготовку в области педагогики, методику преподавания ИКТ.
Центры образования «Точка роста» - уникальный проект последних нескольких лет, уже сегодня демонстрирующий свою значимость для системы образования региона. Целями создания Центров «Точка роста» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» является совершенствование образовательной деятельности в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, расширение возможностей учащихся в освоении учебных предметов естественно-научной и технологической направленности, программ дополнительного образования, а также практической отработки элементов содержания по учебным предметам «Физика», «Технология», «Химия», «Биология», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности».
Помимо указанных функций центров «Точка роста», лежащих в плоскости образования обучающихся, на них возлагаются также функции, направленные на развитие профессионального мастерства руководителей и педагогов образовательных организаций в части овладения новыми компетенциями, необходимыми для успешного осуществления своей профессиональной деятельности в соответствии с теми задачами, которые ставятся перед современной школой. Одним из таких направлений является формирование и развитие цифровых компетенций.
Для формирования ИКТ-компетентности у педагогов посредством методической работы через центр образования «Точка роста» разработаны и реализованы различные проекты. Рассмотрим некоторые из них.
На сайте «Центр просветительских инициатив» во вкладке Национальный проект «Образование» - «Точка роста» - «Педагогическим работникам» в разделе «Материалы» располагается множество методических пособий, программ, семинаров для повышения ИКТ-компетентно-сти педагогов [6]. Такие как: «Практическая подготовка будущих педагогов к реализации образовательной деятельности в центрах «Точка роста»; «Школьный Кван-ториум в системе методического сопровождения педагогов центров «Точка роста»; «Использование цифрового оборудования ЦНППМ в единой технологической среде нацпроекта «Образование»; «Целевая модель дополнительного образования - вектор системы сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров образования, обеспечивающее согласованное развитие всех участников образовательного процесса» и др.
Научно-прикладной проект «Развитие цифровых компетенций педагогических работников муниципалитета на основе использования потенциала Центра «Точка роста» [1, с. 2] в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования совместно с МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Сатки. Под научно-прикладным проектом понимается ограниченный по времени вид научно-педагогического проектирования, объединяющий сотрудников института и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по совместному созданию и продвижению в сфере образования уникальных инновационных продуктов, услуг, результатов. Целью научно-прикладного проекта стало формирование комплекса условий, обеспечивающих развитие цифровых компетенций педагогических работников муниципалитета посредством использования потенциала Центра образования «Точка роста». В рамках достижения данной цели предполагается решение одной из таких задач, как разработка и реализация комплекса образовательных треков, образовательных событий, образовательных интенсивов, обеспечивающих развитие цифровых компетенций педагогических работников муниципалитета. Образовательное событие - это образовательная ситуация, обеспечивающая деятельность по включению в различные формы коммуникации и направленная на формирование и развитие профессиональных компетенций руководящих и педагогических работников образовательных организаций.
Значительным потенциалом обладают Центры «Точка роста» относительно возможности реализации наставничества в общеобразовательной организации. Так, при реализации наставничества в Центре «Точка роста» в форме «учитель - учитель» осуществляется введение молодых, малоопытных педагогов в работу центра, взаимообучение учителей при освоении нового оборудования, проектируется деятельность, основанная на межпредметной интеграции в урочной и внеурочной деятельности. При этом высококвалифицированные
*
педагоги получают возможность не только трансляции собственного опыта, но и определения новых перспектив саморазвития. Условия центра способствуют активизации совершенствования педагогических навыков, эффективному преодолению профессиональных дефицитов, ставя перед педагогами новые ориентиры.
Всё вышеизложенное доказывает, что цент образования «Точка роста» располагает огромными возможностями по развитию ИКТ-компетентности педагогов как нетрадиционного формата методической работы.
Литература
1. Абрамовских Т.А. Развитие цифровых компетенций педагогических работников на основе использования потенциала Центра образования «Точка роста»: практическое пособие / Т.А. Абрамовских, А.В. Коптелов, А.В. Машуков [и др.]. - Челябинск: ЧИППКРО, 2022. - 32 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1687163069&tld (дата обращения: 19.06.2023).
2. Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование: монография / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Изд-во РГП-ПУ, 1998. - 126 с.
3. Певзнер М.Н. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: монография / М.Н. Певзнер, О.М. Зайченко. - М.: Академия, 2004. - 318 с.
4. Татаринова Л.П. Справочник руководителя методического объединения: книга для педагогического работника / Л.П. Татарино-ва, С.Д. Аюпова. - 2-е изд. - Волгоград, 2014. - 291 с.
5. Фоменко С.Л. Научно-методическое сопровождение деятельности современного учителя / С.Л. Фоменко, Е.Р. Бобровникова // Педагогическое образование в России. - 2014. - №2. - С. 49-53 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ artide/n/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdeme (дата обращения: 16.06.2023). - EDN RYGAVV
6. Центр просветительских инициатив, Министерство просвещения РФ. Национальный проект - «Образование. Точка роста» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mpcenter.ru/national-project/informacionnoe-soprovozhdenie/tochka-rosta/ped/ (дата обращения: 19.06.2023).
УДК 37
Вахмянина В.А.
Формирование функциональной грамотности
через музыкально-ритмическое развитие детей в детском саду
Аннотация
В статье поднимается тема формирования функциональной грамотности детей в детском саду. Автором перечислены методики обучения музыкально-ритмическим движениям. В работе рассматриваются этапы развития ребенка благодаря соприкосновению с музыкой.
и Ключевые слова: дошкольный возраст, музыкально-ритмические движения, функциональная грамотность._
Каждый педагог дошкольной образовательной организации должен понимать, что функциональная грамотность - это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся умения, навыки в конкретных ситуациях, для решения разнообразных жизненных задач. Простыми словами - это применение имеющихся навыков в новой деятельности.
Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже с дошкольного возраста, так как функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видах деятельности.
Работа музыкального руководителя по формированию функциональной грамотности на музыкальных занятиях сложна и разнообразна. Благодаря грамотному подходу планирования и проведения музыкальных занятий, у детей в дальнейшем расширяются знания о музыке.
Ритм - это средство выразительности музыки, является базовым компонентом музыкальности детей. Чувство ритма, это не только компонент музыкальности, он так же способствует развитию речи, интеллектуальных способностей ребёнка, помогает более лёгкому запоминанию стихотворений, помогает в игре на детских музыкальных инструментах, в пении, танцах. Это доказывает, что развитие музыкального - ритма, тесно связано с формированием функциональной грамотности в музыке. Методика обучения музыкально-ритмическим движениям вариативна.
Метод показа: разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога, движение предстает в законченном варианте. В начале работы педагог может выполнять упражнения вместе с детьми, с целью усиления эмоционально-двигательного ответа на музыку.
Словесный метод: методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь,