В целом педагогическая проблема внедрения информационных технологий в практику высшей школы Украины требует дальнейшего исследования, поскольку недостаточно разработаны дидактические принципы использования отдельных информационных технологий, их связь с общедидактическими принципами. Мало исследованы дидактические возможности информационных технологий обучения, отсутствует систематизированный анализ путей компьютеризации и информатизации обучения.
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
© Гафнер Ю.Ф.*, Цзян Е.А/
Лесосибирский педагогический институт -филиал Сибирского федерального университета, г. Лесосибирск
В статье излагается сущность танцевальной деятельности как средства развития координации движений дошкольников в условиях образовательного учреждения.
Обучение детей танцам требует от педагога не только знаний соответствующее методике, но и предполагает наличие у него правильное представление о танце как художественной деятельности, виде искусства. Как всякий вид искусства, танец отражает окружающую жизнь в художественных образах. С древних времён народ выражал, осмысливал в движениях свои представления о природе, жизни, взаимоотношениях между людьми. Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции - радость, удовольствие. Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.
Музыкальные движения, или танец, - это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности. В широком понимании танец - это вид творческой деятельности человека, предназна-
* Факультет педагогики и психологии
♦ Заведующая кафедрой Педагогики начального обучения, кандидат педагогических наук, доцент
120
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
ченный для игрового воздействия на самого исполнителя или для зрелищного эффекта, достигаемого путем имитации жестов, ритмической смены поз и па, служащих образным языком, способным выражать эмоциональное состояние человека.
Анализ психо лого-педагогической литературы и опыт учителей-практиков, музыкальных работников позволяет утверждать, что развитие танцевальных движений на каждом возрастном этапе происходит различно. В дошкольном возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, жестах. Но движения еще не точны и порой не согласованы с музыкой. На четвертом году жизни дети начинают чувствовать смену контрастных частей музыки, могут выполнять и усваивать небольшие музыкальные задания. Они еще плохо ориентируются в пространстве. На пятом году жизни у детей уже есть опыт слушания музыки, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки. Движения становятся более ритмичными, четкими, согласованными с началом и окончанием звучания музыки. Дети выполняют более разнообразные движения (прямой галоп, движение парами, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку) и могут двигаться в соответствии с контрастным характером музыки.
В возрасте 6-7 лет дети уже сравнительно хорошо управляют своими движениями, их действия под музыку более свободны, легки и четки, они без особого труда используют танцевальную импровизацию. Ребята в этом возрасте произвольно владеют навыками выразительного и ритмического движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные особенности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения со вступлением. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседа и т.д.).
В разделе «Эстетическое воспитание» на музыкальных занятиях включены «музыкально-ритмические движения» («ритмика»). В ритмику для разных возрастных групп введены упражнения, танцевальные движения, игры, хороводы, пляски, танцы. Основной формой занятий по общеразви-вающему и коррекционному танцу в ДОУ является коллективное занятие. Система занятий в педагогическом танцевальном образовании включает: 1) занятия танца; 2) танцевальные минутки; 3) праздники танца и другие мероприятия, направленные на психофизическое и социальное развитие детей. Обладая собственной оригинальной природой, танец как вид творческой деятельности близок различным видам физической культуры, а по эстетическим параметрам - духовной культуре.
В процессе обучения педагог помогает найти ребенку нужное движение своим советом, словом, собственным примером и т. д. Совпадение образного слова, музыки и движения, развивается детское воображение, ребенок точнее передает характер музыкального произведения, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность.
Использование игровых танцевальные минутки на занятиях направлено на раскрепощение личности ребенка, на снятие физического перенапряжения, на предупреждение утомления и восстановление оптимальной мышечной деятельности.
Необходимо ввести детей в мир тех образов, той музыки, под которую они будут танцевать. Плавность вальса, жизнерадостность и веселость польки и галопа, зажигательность и удаль многих плясовых народных мелодий, отражающихся в движениях этих танцев, словесно описывались педагогом на таких занятиях. Большое значение придается слушанию и разбору музыки танца (ее характера, настроения, структурного построения, ритмическим особенностям). Музыка сообщает движениям определенный характер, придает им эмоциональную окраску.
Еще одной характеристикой танца, значение которой столь же велико при обучении детей, как и предыдущих, - рисунок танца. Всякий рисунок танца не существует сам по себе, он соотносится с лексикой - движенческим строем хореографического произведения. Движения танца возникают и развиваются не в абстракции, а в определенном пространственном решении.
Рассматривая вопрос о проявлении детьми творческой активности, нельзя не сказать о роли плясок и их разновидностях (по показу воспитателя, с зафиксированными движениями, народные пляски с медленными элементами народного танца, хоровода с пением, импровизация). Пляски активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие, красивые движения. В плясках-импровизациях наиболее ярко наблюдается проявление детского творчества, раннее разучивание элементов плясовых движений позволяет детям уже в младшем школьном возрасте составить собственную композицию танца.
Таким образом, игровая образовательная танцевальная деятельность детей первого десятилетия жизни нуждается в государственной и социальной поддержке. Игровой танец способен решить разные проблемы ребенка. Он может иметь как тренирующий, так и развивающий коррекци-онный характер. Систематические танцевальные занятия с детьми носят многофункциональный характер, они способствуют развитию и совершенствованию не только двигательно-координационные навыки, хотя телесно-культурные ориентации танца во многом совпадают с целями и задачами физической культуры.
Список литературы:
1. Гражданников Е.Д. Метод построений системной классификации наук. - Новосибирск, 1987.
122
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
2. Мир движений мальчиков и девочек: методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений. - СПб.: «Детство Пресс», 2001.
3. Фомин А. С. Многофункциональная природа танца и проблемы его изучения // Проблемы танцевальной педагогической деятельности: Психолого-педагогические, региональные и методологические аспекты: Первый Сибирский научно-практический конгресс «Танцы народов Сибири». 10-17.08.2002, г. Новосибирск. - Новосибирск: Изд-во ЦЭРИС, 2002.
4. Фомина Н.А. Интеграции двигательной и познавательной деятельности дошкольников средствами сюжетно-ролевой ритмической гимнастики / Н.А. Фомина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 1. - С. 53-55.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
© Клак И.Е.*
Кременецкий областной гуманитарно-педагогический институт, им. Тараса Шевченко, Украина, г. Кременец
В статье анализируются современные педагогические технологии как один из определяющих факторов формирования профессиональной компетентности будущих преподавателей педагогического колледжа.
Осознание современной научно-педагогической общественностью необходимости коррекции традиционной дисциплинарной дидактической модели обучения, обладающей ограниченными возможностями в формировании взаимосвязанных системных знаний у студентов, открывает новые возможности для внедрения технологий обучения, обеспечивающих гарантированное достижение результата.
В настоящее время каждое профессиональное учебное заведение, выполняющее свою специфическую роль в жизнедеятельности общества по подготовке специалистов квалифицированного труда, призвано обеспечить удовлетворение личности в углублении и расширении своего образования. Поиск путей совершенствования качества подготовки специалистов диктует учебным заведениям необходимость создания новых форм организации учебного процесса, применения современных средств обучения и т.п.
* Ассистент кафедры Английской филологии