Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННЫЕ ШКАТУЛКИ АБДРА И ЯЩИКИ ХАЙРЧАХ У ХАКАСОВ (ХVIII - НАЧАЛО ХХ ВЕКА)'

ТРАДИЦИОННЫЕ ШКАТУЛКИ АБДРА И ЯЩИКИ ХАЙРЧАХ У ХАКАСОВ (ХVIII - НАЧАЛО ХХ ВЕКА) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
93
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ХАКАСОВ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ХАКАСОВ / ШКАТУЛКИ / АБДРА / ХАЙРЧАХ / РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ / TRADITIONAL CULTURE OF THE KHAKASS / DECORATIVE AND APPLIED ART OF THE KHAKASS / BOXES / ABDRA / KHAYRCHAH / WOOD CARVING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чебодаева Маина Петровна

Статья посвящена предметам декоративно-прикладного искусства хакасов - шкатулкам абдра и хайрчах, вышедшим из употребления в начале ХХ века. Основой для исследования послужили музейные коллекции Хакасского национального краеведческого музея и Минусинского краеведческого музея. Автор анализирует материал, форму и декор хакасских шкатулок абдра и хайрчах. Используются историко-описательный метод и комплекс искусствоведческих методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL CASKETS ABDRA AND BOXES KHAYRCHAKH OF KHAKASS (18TH - EARLY 20TH CENTURY)

The article is devoted to the objects of decorative and applied art of the Khakass - caskets Abdra and boxes Khayrchah, which fell out of use at the beginning of the 20th century. The research was based on the museum collections of the Khakass National Museum of Local Lore and the Minusinsk Museum of Local Lore. The author examines the material, shape and decor of the Khakass caskets Abdra and boxes Khayrchah.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННЫЕ ШКАТУЛКИ АБДРА И ЯЩИКИ ХАЙРЧАХ У ХАКАСОВ (ХVIII - НАЧАЛО ХХ ВЕКА)»

Chebodaeva, Maina Petrovna

Чебодаева Маина Петровна

Khakassian Research Institute of Language, .iterature and History, Abakan, Russian Federation

Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, г. Абакан, Российская Федерация

TRADITIONAL CASKETS ABDRA

AND BOXES KHAYRCHAKH

OF KHAKASS

(18TH - EARLY 20TH CENTURY)

ТРАДИЦИОННЫЕ ШКАТУЛКИ АБДРА И ЯЩИКИ ХАЙРЧАХ У ХАКАСОВ

(XVIII - НАЧАЛО ХХ ВЕКА)

со о о

о

о сч о сч

со <

ОС

э ш

I-

ос <

00 (О

ъ о

о

Q

со ю

Ю Ю

if

№4 (19) 2020 elSSN 2518-7767

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена предметам декоративно-прикладного искусства хакасов — шкатулкам абдра и хайрчах, вышедшим из употребления в начале ХХ века. Основой для исследования послужили музейные коллекции Хакасского национального краеведческого музея и Минусинского краеведческого музея. Автор анализирует материал, форму и декор хакасских шкатулок абдра и хайрчах. Используются историко-опи-сательный метод и комплекс искусствоведческих методов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Традиционная культура хакасов; декоративно-прикладное искусство хакасов; шкатулки; абдра; хайрчах; резьба по дереву.

ABSTRACT

The article is devoted to the objects of decorative and applied art of the Khakass — caskets Abdra and boxes Khayrchah, which fell out of use at the beginning of the 20th century. The research was based on the museum collections of the Khakass National Museum of Local Lore and the Minusinsk Museum of Local Lore. The author examines the material, shape and decor of the Khakass caskets Abdra and boxes Khayrchah.

KEYWORDS:

Traditional culture of the Khakass; decorative and applied art of the Khakass; boxes; Abdra; Khayrchah; wood carving.

Введение

К традиционным предметам материальной культуры хакасов относятся деревянные шкатулки, бытовавшие в Хакасии до начала ХХ века. К сожалению, материалы о шкатулках абдра (абды-ра) и хайрчах—хранилищах для свечей, женских украшений и денег — как о предметах материальной культуры хакасов изучены недостаточно, хотя изучением бытования деревянных шкатулок и ящиков у хакасов в разные годы занимались Н.А. Костров (1852), П.Е. Островских (1895), А.А. Кузнецова (1898), Е.К. Яковлев (1900); С.И. Иванов (1954), Н. Ка-план (1957), К.М. Патачаков (1972), Л.Р. Кызласов, Н.В. Леонтьев (1980) и др. [1; 3; 6; 8].

Восполнить эту лакуну для нескольких музейных экспонатов и описать их материал, форму и декор — цель настоящей статьи. Используются историко-описательный метод и комплекс искусствоведческих методов.

Обсуждение

О культурных истоках хакасского искусства резьбы по дереву мы писали ранее подробно, отметим здесь лишь тот факт, что оно «получило значительное развитие и было известно с древнейших времен, а именно с таштыкской культуры (II в. до н.э.— V в.н.э.). В 1970 году профессором Л.Р. Кызласовым в могильнике на Оглахтах было обнаружено захоронение знатного таштыкца. В могильнике нашли посуду из дерева: блюда, миски, плошки, бочонки, чайник с носиком, ведерко и т.д. Нужно отметить, что подобная форма посуды таштыкцев сохранилась у хакасов вплоть до ХХ века» [11, с. 23]. На культуру таштыкцев в это время большое влияние оказала хуннская и китайская культуры.

Большое значение в сохранении традиционной хакасской культуры в ХVШ — начале ХХ века играл свадебный обряд. Когда девушка выходила замуж, в состав ее большого приданого входили наряду с матрасами из войлока, простеганными одеялами и кожаными подголовниками сундуки, где хранилась одежда, а также шкатулки абдра и ящички хайрчах.

В 1852 году впервые из исследования князя Н.А. Кострова мы узнаем, что у качинцев бытовали сундуки абдра. Он писал: «Только что отворив дверь юрты, или отдернув кошму (кисъ), закрывающую вход в нее, вы увидите, что все стены ее обставлены сундуками, ящиками, выкрашенными и окованными железом и кожаными сумами» [4, с. 31].

В 1894 году в Минусинский край был отправлен студент Санкт-Петербургского университета П.Е. Островских для изучения этнографии минусинских татар. Исследователь в Минусинском краеведческом музее сделал несколько фотографий шкатулок абдра. Он отметил: «В прежние времена

приготовляли инородцы для различных потребностей большие сундуки и ящики, теперь же все то заменяется покупными, привозными из европейской России. Я добыл две небольших коробочки "хайрчах". <...> Последний имеет ящички разных величин и форм с разнообразными, резанными простым ножом, орнаментами; маленькие коробочки — выдолбленные; большие же ящики скреплены своими отдельными частями ремешками. Такие сундуки мне пришлось встретить только полусгнившими в старых могилах» [7, с. 314].

Шкатулки абдра и ящики хайрчах располагались на полках «паран» на мужской половине юрты. В 1893 году исследовательница А.А. Кузнецова обратила внимание на следующее: «За иконами висит ружье, а на верхней полке вдоль двух стен идет целый ряд небольших, окованных жестью шкатулок абдра (монгольское слово), в них хранятся деньги, украшения, различные мелкие ценные вещи. В прежние времена эти шкатулки делались самими инородцами, отдельные части их связывались между собой ремнями и снаружи украшались грубой резьбой; в настоящее время такие самодельные шкатулки встречаются уже редко» [5, с. 125].

В книге «Этнографический обзор инородческого населения долины южного Енисея» Е.К. Яковлев подробно останавливается на шкатулках абдра, хранящихся в Минусинском краеведческом музее. Автором было описано 20 шкатулок, он изучил материал, из которого изготавливали шкатулки и ящики, размеры предметов и орнамент на стенках ящика. Е.К. Яковлев писал: «Абра — ящичек старинной работы; выдолблен из целого куска дерева; внутреннее углубление имеет форму овала. Крышка узорная, массивная, имеет вид как бы нависшей над продолговатым зимником крыши. Орнамент резной — ветки и листья (трилистник). Ставится около божницы для хранения свечей, ключей и других мелких предметов (улус Колма-ков на Уйбате). Вышина 5,5; ширина 6,5; длина 24 сантиметра» [12, с. 18-19].

При описании ящиков хайрчах Е.К. Яковлев обратил внимание на вырезанные на стенках сюжетные рисунки (изображения двухэтажных домов, водяной мельницы, часового с ружьем) и орнаментальные мотивы (ветки, листья — трилистник, ломаные линии, вписанные друг в друга квадраты, звезды, прямоугольники и ромбы, хакасские тамги в виде паука).

В 1954 году в статье «Материалы по изобразительному искусству народов Сибири Х1Х — начала ХХ века» ленинградский этнограф С.В. Иванов классифицировал деревянные ящики хакасов и выделил два их типа: с крышками и без крышки. Ящички с крышками назывались абдра. Они помещались на мужской половине юрты, за иконами, на верхней полке, или около киота. В них

№4 (19) 2020 eISSN 2518-7767

хранились восковые свечи, ключи, деньги, украшения, иногда «казых» — овечьи бабки. Ящички без крышек носили название хайрчах. Они имели небольшие размеры и в них хранились женские принадлежности для шитья: иглы, нитки, пуговицы и образцы вышивок.

По мнению С.В. Иванова, уже в конце XIX века деревянные ящички стали редкостью, так как их вытесняли из обихода покупные ящики русской работы, которые привозились купцами из Тюмени и Ирбита. В своей статье С.В. Иванов также описал технику резьбы на деревянных ящичках, которая делалась на передней стенке обычным ножом. Ученый предположил, что контурная техника резьбы по дереву возникла у хакасов под влиянием русских переселенцев, и на шкатулках вырезались сюжеты на тему повседневной жизни хакасов — с изображением построек (дома-тюрьмы и православного храма), человека и лошади, различных птиц, сцен охоты на диких животных как традиционного занятия хакасов.

В 1957 году исследователь народного искусства Н. Каплан из Всесоюзного научно-исследовательского института декоративно-прикладного искусства СССР «...отметила технику резьбы по дереву, бытовавшую у хакасов,— контурную и выемчатую резьбу, которой обычно украшали стенки деревянных ящичков абдра и хайрчах, имевших большое распространение в быту. В орнаментации этих ящичков встречаются изображения людей, животных и птиц, сцены охоты, езды верхом и на санях. Все изображения плоскостные, линейные и условные» [11, с. 23]. Хакасские мастера-резчики по дереву обычно изображали животных в движении, а людей — за охотой или в повседневной бытовой обстановке.

В 1961 году в книге «Историко-этнографический атлас Сибири» в статье «Орнамент» этнограф С.В. Иванов выделил «два основных орнамента — прямолинейный и криволинейный. Первый встречается на предметах из дерева и состоит

из сравнительно мелких, строго геометрических узоров — полос, квадратов, перекрещенных квадратов, простых или заштрихованных треугольников, зигзага, вписанных друг в друга прямоугольников, шевронов и простых или пересеченных прямыми или наклонными линиями полос. Второй (более крупный по размерам) орнамент включает в себя различные мотивы, близкие к растительным и рогообразным. <...> По технике и формам простейший геометрический орнамент на деревянных изделиях хакасов близок к таковому же орнаменту обских угров и ненцев, а также к орнаменту некоторых европейских народов (русских, народов Поволжья)» [2, с. 371].

В 1972 году этнограф К.М. Патачаков подготовил статью «Резьба по дереву у хакасов», которую он написал по результатам этнографической экспедиции в Аскизский район. Летом 1970 года исследователь побывал в улусе Картоев, где обнаружил два традиционных сагайских предмета — ящик для хранения зерна, орехов и других сыпучих продуктов, размером 102 х 50 х 54 см, и солонку — выполненные из кедра. Данные предметы принадлежали Анисье Васильевне Тахтараковой (1922-?). Со слов дарительницы, предметы принадлежали ее отцу Василию Павловичу Тахтаракову (1870-1946) и были изготовлены ее дедом Токмой Сайлотовичем Тахтараковым в 50-е годы XIX века.

На переднюю стенку ящика резчик нанес композицию со сценой охоты (рис. 1). Здесь изображены антропоморфные и зооморфные фигуры и рисунок «мирового древа», а также две советские пятиконечные звезды, которые, вероятно, были нанесены уже позднее, в 1930-е годы. Сцену охоты художник изобразил динамично, фигуры людей и животных показаны в движении. Также на ящике резчик изобразил две родовые хакасские тамги.

В 1980 году археологами Л.Р. Кызласовым и Н.В. Леонтьевым была издана книга «Народные рисунки хакасов» [6], где в главе «Рисунки на камне — отрасль хакасского искусства» авторы подробно останавливаются на наскальных рисунках Хакасско-Минусинской котловины и проводят прямую параллель между ними и композициями на шкатулках абдра и ящиках хайрчах. Ученые пришли к важному выводу, что наскальные рисунки и изображения на камнях и плитах определяются как хакасские народные рисунки.

Как именно изготавливались и украшались деревянные изделия, мы описывали ранее, здесь приведем лишь краткие выдержки исследования: «Одним из распространенных у хакасов материалов, подвергавшихся художественной обработке, было дерево. Проживая в таежных районах Хакасско-Минусинской котловины, богатых на кедровые, сосновые и лиственничные леса, хакасы и их предки издавна занимались художественной

1. Сцена охоты на ящике для хранения зерна.

Мастер Т.С. Тахтараков. 1850-е годы. Резьба по дереву. Хакасский национальный краеведческий музей

обработкой дерева. А простота обработки этого материала не требовала специального оборудования, что обусловило широкое применение в быту деревянных изделий» [11, с. 23]. В 1980 году томский исследователь М.С. Усманова в статье «Дерево в традиционных представлениях хакасов» отметила, что «свое дерево сеока в прошлом знали все хакасы. Набор деревьев был следующим: лиственница (тыт), береза (хазын), сосна (харагай), тополь (тирек), тальник (сот, тал), осина (ос), пихта (пуйган), кедр (хузух агас)» [10, с. 101]. Традиционно «резьбой по дереву у хакасов занимались мужчины. Обычно все выполнялось ножом в контурной или выемчатой техниках. Блюда для разделывания и хранения мяса (типсе), ступки для измельчения зерна (согах), ложки (сомнах), черпаки (хамыс), чашки (чирче, аях), трубки для перегонки молочного самогона (араки), кровати (орган), сундуки, ведра (конек), музыкальные инструменты чатхан и хомыс, столбы коновязи (сарчын) и т.д.— все это делалось из дерева и иногда украшалось контурной или двухгранно-выемчатой резьбой. Резьбой украшались передние стенки ящичков с крышкой (абдра) и без крышки (хайрчах), музыкальный инструмент чатхан. Орнамент у хакасов был геометрический и состоял из простейших геометрических фигур — треугольников, квадратов, крестов и параллельных линий, полос, зигзага, обрамляющих края декорируемых предметов или разделяющих поверхность на несколько участков» [11, с. 24].

Хакасские шкатулки абдра и хайрчах делались из целого куска дерева с углублением, выдолбленным в виде овала, или из отдельных дощечек, соединенных между собой при помощи шипов

или деревянных гвоздей. Крышка привязывалась с помощью кожаных ремешков. Размеры ящичков были различные: длина 9-40 см и ширина 7-20 см, высота 4-15 см.

В ходе нашего исследования были изучены коллекции шкатулок и ящиков в Хакасском национальном краеведческом музее и Минусинском краеведческом музее.

В Хакасском национальном музее в настоящее время хранятся два ящика хайрчах (КП № 3586 и КП № 3588) и один сундук, привезенный этнографом К.М. Патачаковым из улуса Картоев Аскизского района. Обращает на себя внимание орнамент на передней стенке ящичка КП № 3586 (рис. 2) — резчик использовал мотив «розетка», излюбленный у сагайцев, этнической группы хакасов. Сагайцы мотивом «розетка» украшали спинку женской шубы, рукава на мужских шубах, женские рукавицы. Орнаментальный мотив «розетка» в мифологии хакасов символизировал богиню солнца Кун, она олицетворяла женское начало и была богиней жизни, считаясь одновременно сестрой богини луны.

Солнце — начало начал, говорили хакасы, без него невозможно жить на земле. Солнце является животворным источником, своей энергией питающее все живые существа. Ему хакасы молились, задабривали жертвоприношениями, устраивали в честь него праздники. Один из таких праздников — Новый год «Чт пазы» сохранился до наших дней, его отмечают ежегодно 22 марта. По окончании празднеств хакасы устраивали той и покидали зимние стоянки, уходя со стадами на летние пастбища. Встреча весны, к которой так тщательно

№4 (19) 2020 eISSN 2518-7767

готовились, была большим народным праздником хакасов, он и был связан с поклонением богине солнца Кун.

Известный археолог Я.И. Сунчугашев в монографии «Древняя металлургия Хакасии. Эпоха железа» особое внимание уделил солярному орнаменту. По его мнению, «рисунок солнца, которое глубоко почитали древние хакасы, выписывался даже в очень мелких масштабах, но с хорошо видимыми лучами в небольшие прямоугольные бляхи. Бытование культа солнца и луны в верованиях древних хакасов подтверждается и памятниками енисейской письменности. Глубокое почитание солнца и луны древними зафиксировано также в хакасских богатырских сказаниях, создание которых восходит к периоду существования древне-хакасского государства» [9, с. 141-142].

Итак, богиня солнца Кун в резьбе по дереву изображались в виде «розетки». Еще с древних времен человек заметил, что точка захода солнца в течение года перемещается с юго-востока к северо-востоку и наоборот. Это природное явление породило у художников представление о спиралевидном движении светила, а в орнаменте изображение «розетка» стало весьма распространено в искусстве народных мастеров. Лучшее время года в степи длилось от шести до восьми месяцев и приходилось на весну, лето и осень. Вот почему солнце нередко приобретало форму шести-, восьмилепестковой «розетки», вписанной в круг.

В фондах Минусинского краеведческого музея находится 30 хакасских шкатулок абдра и ящиков хайрчах. О них писали С.В. Иванов [1], Л.Р. Кызла-сов и Н.В. Леонтьев [6], и, по мнению ленинградского этнографа С.В. Иванова, некоторые изображения на шкатулках возникли под влиянием русских.

На ящике хайрчах для хранения свечей из Минусинского краеведческого музея (инв. № ОФ 349, рис. 3) резчик разместил на передней стенке композицию, состоящую из дома-тюрьмы с решетками

на окнах и двух смотровых башен с различными архитектурными деталями: окнами, ступенчатыми лестницами и навесными крышами. Изображения построек расположены на одной линии. Слева вырезан косой крест, который хакасы часто использовали в народном орнаменте — на вышивке, войлоке и резьбе по дереву.

В правой части стенки ящика вырезана крупная фигура часового с ружьем в руке, рядом с ним помещено профильное изображение коня. Часовой стоит лицом к зрителю, его правая рука согнута в локте, он держит винтовку. От деревянных построек и коня он отделен вертикальными линиями. Фигура лошади расположена выше линии домов и как бы повисает в воздухе и несколько более выразительна, чем образ человека, несмотря на крайнюю простоту и строгость контура. Все три изображения — построек, человека и коня — составляют единую композицию.

На другом ящике хайрчах для хранения свечей (инв. № ОФ 2413, рис. 4) из Минусинского музея неизвестный мастер нанес резьбу с двух сторон. На одной из них мы видим изображения, состоящие из четырех прямоугольников, в которые помещены: косой крест, три птицы, конь и один сюжет, состоящий из утки у мирового древа и геометрических фигур. Упомянутый выше образ оседланного коня не менее удачен, мастер детально вырезал поводья и седло.

На другой стороне ящичка (рис. 5) расположена композиция: изображение человека, сидящего в санях с запряженной лошадью, постройка русской православной церкви, птица и конь. Сидящий в санях человек выполнен настолько схематично, что может быть принят за сложенную в сани кладь. Лошадь показана в беге, запряжена в сани русского типа, с задком и загнутыми вверх полозьями, мастер также изобразил сбрую, дугу и оглобли. Фигура лошади пропорциональна и очень выразительна. Лошадь и сани как бы скользят по наклонной плоскости: в то время как передние ноги

3. Ящик хайрчах.

Резьба по дереву. Минусинский краеведческий музей, ОФ 349

4. Ящик хайрчах.

Резьба по дереву. Минусинский краеведческий музей, ОФ 2413

5. Ящик хайрчах.

Оборотная сторона. Резьба по дереву. Минусинский краеведческий музей, ОФ 2413

лошади почти доходят до нижнего края доски, движение всё же выражено слабее. Постройка русской церкви намечена очень тонкой линией.

Выводы

В заключение резюмируем, шкатулки абдра и ящики хайрчах изготавливались из кедра, по форме были прямоугольными и украшались декоративной резьбой, изображавшей как орнаменты, так и сюжетные композиции и мифологические символы. В традиционной культуре хакасов XVIII — начала XX века абдра и хайрчах занимали важное место, но в настоящее время их вытеснила русская шкатулка.

Искусство Евразии

№4 (19) 2020 eISSN 2518-7767

Литература

1. Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX - начала ХХ века. М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1954. 839 с.

2. Историко-этнографический атлас Сибири / под ред. М.П Левина и Л.П. Потапова. М. - Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1961. 496 с.

3. Каплан Н. Хакасское искусство // Народное декоративное искусство РСФСР. М.: Всесоюзное Кооперативное Издательство, 1957. С. 216-218.

4. Костров Н.А. Качинские татары. Казань: Тип. Пуберн. правления, 1852. 66 с.

5. Кузнецова А.А., Кулаков П.Е. Минусинские и ачинские инородцы. Красноярск: Енис. губ. стат. ком., 1898. 298 с.

6. Кызласов Л.Р., Леонтьев Н.В. Народные рисунки хакасов. М.: Наука, 1988. 176 с.

7. Островских П.Е. Этнографические заметки о тюрках Минусинского края. (Отчет о поездке 1894 г.) // Живая старина. 1895. Вып. 3-4. С. 297-348.

8. Патачаков К.М. Резьба по дереву у хакасов // Ученые записки ХакаНИИЯЛИ (Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории). 1972. № XVII. С. 242-247.

9. Сунчугашев Я.И. Древняя металлургия Хакасии. Эпоха железа. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1979. 192 с.

10. Усманова М.С. Дерево в традиционных представлениях хакасов // Вопросы этнокультурной истории Сибири / отв. ред. В.М. Кулемзин. Томск: ТПУ, 1980. С. 100-105.

11. Чебодаева М.П. Хакасский мастер резьбы по дереву Николай Ачитаев / / Искусство Евразии. 2019. № 4 (15). С. 22-29. DOI: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.002. URL: https://readymag.eom/u50070366/1641189/8/

12. Яковлев Е.К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея. Объяснительный каталог этнографического отдела музея. Минусинск: [Б. и.], 1900.

References

1. Ivanov S.V. Materialy po izobrazitel'nomu iskusstvu narodov Sibiri XIX- nachala XX veka [Materials on the fine arts of the peoples of Siberia of the 19th - early 20th century]. Moscow - Leningrad, Academy of Sciences of the USSR, 1954. 839 p. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Levin M.G., Potapov L.P. Istoriko-ehtnograficheskii atlas Sibiri [Historical and ethnographic atlas of Siberia]. Moscow - Leningrad, Academy of Sciences of the USSR, 1961. 496 p. (In Russian)

3. Kaplan N. Khakasskoe iskusstvo [Khakass art]. Narodnoe dekorativnoe iskusstvo RSFSR [Folk decorative art of the RSFSR]. Moscow, Vsesoyuznoe Kooperativnoe Izdatel'stvo, 1957, pp. 216-218. (In Russian)

4. Kostrov N.A. Kachinskie tatary [Kachin Tatars]. Kazan, Tipografiya gubernskogo pravleniya, 1852. 66 p. (In Russian)

5. Kuznetsova A.A., Kulakov P.E. Minusinskie i achinskie inorodtsy [Minusinsk and Achinsk foreigners]. Krasnoyarsk, Yenisei Provincial Statistical Committee, 1898. 298 p. (In Russian)

6. Kyzlasov L.R., Leontiev N.V. Narodnye risunki khakasov [Khakass folk drawings]. Moscow, Nauka, 1988. 176 p. (In Russian)

7. Ostrovskikh P.E. Ehtnograficheskie zametki o tyurkakh Minusinskogo kraya [Ethnographic notes about the Turks of the Minusinsk region]. Zhivaya starina - Living antiquity, 1895, No. 3-4, pp. 297-348. (In Russian)

8. Patachakov K.M. Rez'ba po derevu u khakasov [Woodcarving among the Khakass]. Uchenye zapiski KhakANIIYALI - Scientific Notes of the Khakassian Scientific Research Institute of Language, Literature and History, 1972, No. 17, pp. 242-247. (In Russian)

9. Sunchugashev Ya.I. Drevnyaya metallurgiya Khakasii. Ehpokha zheleza [Ancient metallurgy of Khakassia. The age of iron]. Novosibirsk, Nauka, 1979. 192 p. (In Russian)

10. Usmanova M.S. Derevo v traditsionnykh predstavleniyakh khakasov [The tree in traditional views of the Khakass]. Kulemzin V.M. (ed.). Voprosy ehtnokul'turnoi istorii Sibiri [Questions of the ethnocultural history of Siberia]. Tomsk, Tomsk State University, 1980.

pp. 100-105. (In Russian)

11. Chebodaeva M.P. Khakasskii master rez'by po derevu Nikolai Achitaev [Khakass woodcarving master Nikolai Achitaev]. Iskusstvo Evrazii — The Art of Eurasia, 2019, No. 4 (15), pp. 22-29. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.002. Available at: https://readymag. com/u50070366/1641189/7/ (In Russian)

12. Yakovlev E.K. Ehtnograficheskii obzor inorodcheskogo naseleniya doliny Yuzhnogo Eniseya [Ethnographic overview of the non-native population of the South Yenisei valley. Explanatory catalog of the ethnographic department of the museum]. Minusinsk, S. n., 1900. (In Russian)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ: Чебодаева Маина Петровна — кандидат искусствоведения, научный сотрудник, Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, г. Абакан, Российская Федерация. E-mail: chebodaevamp@mail.ru

ABOUT AUTHOR: Chebodaeva, Maina Petrovna — Cand. Sc. (History of Arts), Research Fellow, Khakassian Research Institute of Language, Literature and History, Abakan, Russian Federation. E-mail: chebodaevamp@mail.ru

Для цитирования

For citation:

Чебодаева М.П. Традиционные шкатулки абдра и ящики хайрчах у хакасов (XVIII - начало XX века) // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2020. № 4 (19). С. 35-42. DOI: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2020.04.003. URL: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/144

Chebodaeva M.P. Traditional caskets Abdra and boxes Khayrchakh of Khakass (18th - early 20th century). Iskusstvo Evrazii - The Art of

Eurasia, 2020, No. 4 (19), pp. 35-42. DOI: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2020.04.003.

Available at: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/144 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.