The Art Of Eurasia No. 4 (15) • 2019
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.002
УДК 745/749(571.513)
ХАКАССКИИ МАСТЕР РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ НИКОЛАЙ АЧИТАЕВ
Чебодаева Маина Петровна Кандидат искусствоведения, научный сотрудник,
Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории. Россия, г. Абакан. [email protected]
В статье рассматривается творчество хакасского художника Н.Б. Ачитаева в контексте развития резьбы по дереву в Хакасии. Истоки хакасской резьбы по дереву относятся к таштыкской археологической культуре (II в. до н.э. — V в. н.э.). В течение последующего времени сохраняются и развиваются техники контурной и выемчатой резьбы. В статье рассматриваются национальные сюжеты, мотивы и орнаменты в резьбе, украшающей предметы мебели, посуду, музыкальные инструменты, столбы коновязи и др. Н.Б. Ачитаев относится к современным мастерам, которые объединили в своем творчестве национальный колорит с чертами нового стиля. Среди особенностей работ Н.Б. Ачитаева — сочетание материалов (дерево, металл), применение забытой техники инкрустации, образный ряд.
Ключевые слова: искусство Хакасии; резьба по дереву; Николай Ачитаев; техника; мотив; орнамент; традиции.
Библиографическое описание для цитирования:
Чебодаева М.П. Хакасский мастер резьбы по дереву Николай Ачитаев / / Искусство Евразии. - 2019. - № 4 (15). - С. 22-29. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.002. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.eom/u50070366/1641189/8/.
Декоративно-прикладное искусство хакасов имеет глубокие исторические истоки и традиции. Стремление украсить свой быт сопровождало человека во все времена и выражалось в своеобразии художественного стиля. Прикладное искусство хакасов было тесно связано с предметами материальной культуры. Наиболее распространенными его видами были: украшение жилища, художественная обработка металла, резьба по дереву и кости, тиснение по коже, шитье и украшение вышивкой костюмов, изготовление игрушек, войлоковаляние и бисероплетение. Народное творчество сохранило свою самобытность и питалось древними традициями, уходящими в глубину веков.
Аннотация
The Art Of Eurasia No. 4 (15) • 2019
Искусство резьбы по дереву в Хакасии получило значительное развитие и было известно с древнейших времен, а именно с таштыкской культуры (II в. до н. э. — V в. н. э.). В 1970 году профессором Л.Р. Кызласовым в могильнике на Оглахтах было обнаружено захоронение знатного таштыкца. В могильнике нашли посуду из дерева: блюда, миски, плошки, бочонки, чайник с носиком, ведерко и т. д. Нужно отметить, что подобная форма посуды таштыкцев сохранилась у хакасов вплоть до ХХ века.
Исследованием резьбы по дереву у хакасов в разные годы занимались: С.И. Иванов [2, 3], Н. Каплан [4], К.М. Патачаков [5], В. П. Дьяконова [1] и др.
Ленинградский ученый С.И. Иванов писал, что «резьба по дереву получила у хакасов значительное развитие, но основными мотивами ее были простейшие геометрические фигуры — треугольники, квадраты, кресты и параллельные линии, обрамляющие края декорируемых предметов или разделяющие поверхность их на несколько участков. Что касается изображений человека и животных, то они встречались на предметах бытового назначения очень редко» [2, с. 582]. В своей работе Иванов описал резьбу на деревянных ящичках с крышками абдра и без крышек хайрчах, а также резьбу на музыкальном инструменте чатхане.
Исследователь народного искусства Н. Каплан отметила технику резьбы по дереву, бытовавшую у хакасов, — контурную и выемчатую резьбу, которой обычно украшали стенки деревянных ящичков абдыр и хайрчах, имевших большое распространение в быту. В орнаментации этих ящичков встречаются изображения людей, животных и птиц, сцены охоты, езды верхом и на санях. Все изображения плоскостные, линейные и условные. Мастера-резчики обычно изображали животных в движении, а люди изображались в действии и в реальной бытовой обстановке.
Важный шаг в современном развитии прикладного искусства Хакасии был сделан в 1990—2000-е гг. художниками-резчиками по дереву: С.А. Чертыковым, К. Тохтобиным, А.Я. Мамышевым, Г.Н. Коковым, В. Чертыковым. Ю.А. Сагалаковым, С.Т. Чарковым, П.Я. Топоевым, А.А. Абдиным и Н.Б. Ачитаевым. Творчество современных мастеров пронизано пристальным, глубоким вниманием к национальным традициям, в нем сохраняются традиции народного искусства и вместе с тем отчетливо проступают черты нового стиля, созвучного требованиям и вкусам современного человека. Стремясь показать духовный мир хакасского народа, резчики по дереву создают произведения, находя своеобразные композиционные решения, включая предметы и детали, характеризующие национальную среду. Они находят новые аспекты выразительности, до этого не использованные в резьбе по дереву у хакасов, тем самым делая этот вид декоративно-прикладного искусства современным и самобытным.
Одним из распространенных у хакасов материалов, подвергавшихся художественной обработке, было дерево. Проживая в таежных районах Хакасско-Минусинской котловины, богатых на кедровые, сосновые и лиственничные леса, хакасы и их предки издавна занимались художественной обработкой дерева. А простота обработки этого материала не требовала специального оборудования, что обусловило широкое применение в быту деревянных изделий.
В 1980 году томский исследователь М.С. Усманова в статье «Дерево в традиционных представлениях хакасов» отметила, что «свое дерево сеока в прошлом знали все хакасы. Набор деревьев был следующим: лиственница (тыт), береза (хазын), сосна (харагай), тополь (тирек), тальник (сот, тал), осина (ос), пихта (пуйган), кедр (хузух агас)» [6, с. 101].
ТЬе Ал Of Eurasia N0. 4 (15) • 2019
Сохранившиеся в наши дни предметы из дерева, находящиеся в музеях Санкт-Петербурга, Абакана и Минусинска, свидетельствуют о наличии исторических традиций у хакасов, а также о традиционной технологии и круге мотивов в орнаментике.
Резьбой по дереву у хакасов занимались мужчины. Обычно все выполнялось ножом в контурной или выемчатой техниках. Блюда для разделывания и хранения мяса (типсе), ступки для измельчения зерна (согах), ложки (сомнах), черпаки (хамыс), чашки (чирче, аях), трубки для перегонки молочного самогона (араки), кровати (орган), сундуки, ведра (конек), музыкальные инструменты чатхан и хомыс, столбы коновязи (сарчын) и т. д. — все это делалось из дерева и иногда украшалось контурной или двухгранно-выемчатой резьбой.
Резьбой украшались передние стенки ящичков с крышкой (абдра) и без крышки (хайрчах), музыкальный инструмент чатхан. Орнамент у хакасов был геометрический и состоял из простейших геометрических фигур — треугольников, квадратов, крестов и параллельных линий, полос, зигзага, обрамляющих края декорируемых предметов или разделяющих поверхность на несколько участков.
Широкое признание не только в России, но и за ее пределами получили работы хакасского резчика по дереву Николая Борисовича Ачитаева (рис. 1).
Николай Борисович родился 16 сентября 1952 года в аале Усос Бейского района в большой семье. Родители Борис Григорьевич и Анна Гавриловна воспитали пятерых сыновей: Юрия, Григория, Николая, Бориса и Ивана.
Среднюю школу Николай окончил в 1970 году в с. Большой Монок Бейского района. В школе любил рисовать, занимался школьной стенгазетой. Затем поступил
ТЬе Ал Of Eurasia N0. 4 (15) • 2019
в Красноярский сельскохозяйственный институт на аграрный факультет, в свободное от учебы время посещал занятия в изостудии. После окончания сельскохозяйственного института Н.Б. Ачитаев по распределению поехал в Туву в Улуг-Хемский район, в поселок Хову-Аксы. А в 1983 году вернулся в Хакасию в с. Аршаново Алтайского района, где работал в средней школе учителем трудового обучения. С 1984 года Н.Б. Ачитаев жил в Абакане, в Хакасской областной национальной школе, будучи учителем труда, вел кружок резьбы по дереву.
Ачитаев работал преимущественно с твердыми породами дерева — яблоней, боярышником, акацией, березой, лиственницей и сосной. Выбор материала уже в определенной степени придавал его произведениям национальную окраску — именно такие древесные породы являлись основным материалом для старых мастеров. В предметах домашнего обихода — мебели, различной посуды, настенных панно и тарелках он придерживался традиционных форм.
Первые работы по дереву у Ачитаева связаны с изготовлением национальной посуды. Его привлекали материал, формы и орнаментация. В них он использует ряд хакасских форм, несколько изменяя их по-своему. Так, Ачитаев создает декоративные вазы, кухонные наборы, корытце типсе, ступы с пестом, пиалы, кумганы, стопки, амдыра-хлебницы, ковши и сосуды для айрана, наборы ножей, поварешки, чашки, в которых усматриваются формы традиционной хакасской посуды.
Наиболее известными и популярными в творчестве Ачитаева стали настенные панно и настенные блюда с сюжетами из хакасской мифологии, религии (тенгрианства) и народной жизни: резвящиеся лошади, каменные изваяния, традиционные юрты и костюмы, сцены охоты, спортивных состязаний, народных игр на музыкальных инструментах — чатхане, хобраке и хомысе, застолий и посиделок, девушки за вышиванием, хозяйственные занятия, приготовление пищи и т. д. (рис. 2, 3).
Рис. 2. Ачитаев Н.Б. Рис. 3. Ачитаев Н.Б. Мастерицы. 2000. Дерево, резьба. Частное
Хакасия. Дерево, резьба. собрание. Фото: Г.П. Бурнаков. Частное собрание. Фото: Г.П. Бурнаков.
ТЬе Ай Of Eurasia N0. 4 (15) • 2019
Изделия резчиков по дереву в хакасском прикладном искусстве, как правило, украшались национальным орнаментом с элементами растительного и геометрического узора. Ачитаев впервые применил технику инкрустации, известную еще с периода кыргызского государства (У1—ХП вв.), но позже забытую. Но если древние мастера использовали для инкрустации золото и серебро, то Ачитаев — мельхиор и медную проволоку, создавая этим имитацию серебра. Безукоризненный вкус автора позволяет сочетать столь разные материалы (дерево, металл), создавать единую стилистическую композицию.
В своих работах мастер создал запоминающийся образ хакасского шамана, совершающего таинственный обряд общения с духами: «Шаман на фоне костра» (1991), «Вечернее камлание» (1995), «Хакасский шаман» (1996) и др. Сюжет к данной теме разрабатывался в течение нескольких лет, и автор успешно справился с задачей, изобразив внутреннее состояние шамана в экстазе, шаманскую одежду, символику и знаки на бубне. Динамично в композиции звучит завораживающий голос бубна, вслед за ним уносится пляшущая душа шамана, и стремительный ветер подхватывает и развевает ленты с колокольчиками, вздувая пламя костра (рис. 4).
Рис. 4. Ачитаев Н.Б. Шаман. 1991. Дерево, резьба. Частное собрание. Фото: Г.П. Бурнаков.
ТЬе Ай Of Eurasia N0. 4 (15) • 2019
Отталкиваясь от традиций хакасской культуры, Н.Б. Ачитаев претворяет созданные предметы в современные произведения, насыщая в то же время их мотивами народной культуры. Работы выполнены профессионально, а применение современных технологий в их изготовлении отражает подготовленность художника, разностороннего, умеющего пользоваться самыми разнообразными материалами. Его работы в настоящее время украшают современные интерьеры в Абакане, привнося в них национальный колорит.
Работы Н.Б. Ачитаева пронизаны глубоким пониманием национальных традиций. Стремясь показать духовный мир хакасского народа, он демонстрирует свое мироощущение народного искусства, выявляя свойства и возможности дерева, тем самым внося свою лепту в художественное наследие Хакасии. Мастер создал произведения, подкупающие простотой композиции и формой подачи. В его работах сочетаются традиции народного творчества с чертами современного искусства. Произведения Н.Б. Ачитаева не просто запечатлели исторические и этнографические сюжеты из жизни хакасского народа, они вошли в классику хакасского декоративного искусства и выразили бескрайную любовь автора к своей Родине, традициям и обычаям своего народа.
1. Дьяконова В.П. Посуда народов Южной Сибири в собраниях МАЭ // Материальная и духовная культура народов Сибири. Сборник МАЭ. — Т. ХКН. — Л., 1988, - С. 50-70.
2. Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири Х1Х — нач. ХХ. — М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1954. — 839 с.
3. Иванов С.В. Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар. — Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. — 194 с.
4. Каплан Н. Хакасское искусство / / Народное декоративное искусство РСФСР. — М.: Всесоюзное Кооперативное Издательство, 1957. — С. 216-218.
5. Патачаков К.М. Резьба по дереву у хакасов / / Ученые записки ХакаНИИЯЛИ (Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории). — 1972. — № ХУП. — С. 242-247.
6. Усманова М. С. Дерево в традиционных представлениях хакасов // Вопросы этнокультурной истории Сибири. — Томск: Изд-во Томского университета, 1980. — С. 100-105.
Статья поступила в редакцию 04.07.2019 г.
Литература
The Art Of Eurasia No. 4 (15) • 2019
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.002
KHAKASS WOODCARVING MASTER NIKOLAI ACHITAEV
Chebodaeva Maina Petrovna
Ph.D. in History of Arts,
Researcher, Khakassian Research Institute
of Language, Literature and History.
Russia, Abakan.
The author in this article reviews the artworks of the artist N. B. Achitaev in the context of the development of woodcarving in Khakassia. The origins of the Khakass woodcarving belong to the Tashtyk archaeological culture (II century BC — V century AD). Over the next time, craftsmen retain and develop contour and notch carving techniques. The research material is national plots, motifs, and ornaments in carvings that decorate furniture, dishes, musical instruments, poles, etc. Nikolai Achitaev belongs to modern masters who combined in their work the national flavor with the features of a new style. Among the features of the works by N. B. Achitaev are a combination of materials (wood, metal), the use of a forgotten inlay technique, a figurative series.
Keywords: art of Khakassia; wood carving; Nikolai Achitaev; technics; motive; ornament; traditions.
Bibliographic description for citation:
Chebodaeva M.P. Khakass woodcarving master Nikolai Achitaev. Iskusstvo Evrazii — The Art of Eurasia, 2019, No. 4 (15), pp. 22-29. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.002. Available at: https://readymag.com/u50070366/1641189/7/ (In Russian).
1. Dyakonova V.P. Posuda narodov Yu%hnoi Sibiri v sobraniyakh MAE [Dishes of the peoples of Southern Siberia in the collections of the Museum of Anthropology and Ethnography]. In: Material'naya i dukhovnaya kul'tura narodov Sibiri. Sbornik MAE [Material and spiritual culture of the peoples of Siberia. Collection of Museum of Anthropology and Ethnography]. Vol. XLII. Leningrad, 1988, pp. 50-70. (In Russian)
2. Ivanov S.V. Materialy po i%obra%itel'nomu iskusstvu narodov Sibiri XIX — nach. XX [Materials on the fine arts of the peoples of Siberia XIX — beg. XX]. Moscow, Leningrad, Academy of Sciences of the USSR, 1954. 839 p. (In Russian)
3. Ivanov S.V. Skul'ptura altaitsev, khakasov i sibirskikh tatar [Sculpture of Altai, Khakass and Siberian Tatars]. Leningrad, Nauka, 1979. 194 p. (In Russian)
Abstract
References
The Art Of Eurasia No. 4 (15) • 2019
4. Kaplan N. Khakasskoe iskusstvo [Khakassian art]. In: Narodnoe dekorativnoe iskusstvo RSFSR [Folk decorative art of the RSFSR]. Moscow, Vsesoyuznoe Kooperativnoe Izdatel'stvo, 1957, pp. 216-218. (In Russian)
5. Patachakov K.M. Re^ba po derevu u khakasov [Wood carving by Khakassians]. Uchenye zapiski KhakaNIIYaLI — Scientific notes of Khakassian Research Institute of Language, Literature and History, 1972, No. XVII, pp. 242-247. (In Russian)
6. Usmanova M.S. Derevo v traditsionnykh predstavleniyakh khakasov [A tree in traditional representations of the Khakases]. In: Voprosy etnokul'turnoi istorii Sibiri [Questions of ethnocultural history of Siberia]. Tomsk, Tomsk University, 1980, p. 100-105. (In Russian)
Received: July 4, 2019.