Абдина Раиса Петровна
СТРУКТУРНЫЕ И СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ХАКАССКОГО РАСТИТЕЛЬНОГО
ОРНАМЕНТА
Орнаментальное искусство хакасов развивалось на протяжении тысячелетий, испытывая на себе влияние художественной культуры многих народов. В статье рассмотрены структурные и семантические особенности элементов хакасского растительного орнамента, которые прошли сложный эволюционный путь и продолжают участвовать в современном хакасском художественном творчестве. Хакасский орнамент включает в свой состав отдельные мотивы творчества других народов при сохранении своих устоявшихся мотивов, техники и материала изготовления. Значительно модифицированные и переработанные заимствованные элементы на сегодняшний день рассматриваются как специфические для хакасского искусства.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2016/8/1 .html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 8(70) C. 13-15. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/8/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
УДК 7.048.3(571.513) Искусствоведение
Орнаментальное искусство хакасов развивалось на протяжении тысячелетий, испытывая на себе влияние художественной культуры многих народов. В статье рассмотрены структурные и семантические особенности элементов хакасского растительного орнамента, которые прошли сложный эволюционный путь и продолжают участвовать в современном хакасском художественном творчестве. Хакасский орнамент включает в свой состав отдельные мотивы творчества других народов при сохранении своих устоявшихся мотивов, техники и материала изготовления. Значительно модифицированные и переработанные заимствованные элементы на сегодняшний день рассматриваются как специфические для хакасского искусства.
Ключевые слова и фразы: орнамент; хакасы; традиционная культура; народное искусство; традиционная одежда; народные мастера.
Абдина Раиса Петровна, к. филол. н.
Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова rabdina@mail. ги
СТРУКТУРНЫЕ И СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ХАКАССКОГО РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА
Орнамент любого народа имеет множество функций, обладает богатыми символическими значениями и является надежным признаком принадлежности орнаментированного произведения к народному искусству конкретного этноса. Несмотря на то, что народное искусство не является чем-то статичным, а постоянно видоизменяется под воздействием различных факторов, общие стилистические признаки орнаментального искусства обладают определенной устойчивостью на протяжении длительного исторического периода и имеют ярко выраженный национальный характер. Орнамент является уникальным маркером национального самобытного художественного искусства любого этноса, а попытки сохранения национальной самобытности требуют изучения исторической динамики изменений, происходящих в традиционной культуре, особенно в условиях активного процесса влияния техногенной культуры.
Период XIX в. в истории хакасского народного творчества считается временем, определившим признаки современного орнаментального искусства. Столь позднее время не свидетельствует о том, что хакасский орнамент относительно молод, так, например, некоторые орнаментальные мотивы, используемые в современных изделиях, были обнаружены среди хакасских наскальных рисунков, созданных в период с XVII в. до 20-х годов XX в. [7]. XIX в. характеризуется «музейным собирательским бумом», а одежда, вышивка и узоры хакасских мастериц достигли высокого уровня [4, с. 15].
Типологически хакасские орнаменты подразделяются на геометрические, растительные и зооморфные. Геометрический (или прямолинейный) орнамент, по классификации С. В. Иванова, характерен для предметов из дерева и кости, т.е. в первую очередь для резьбы, а растительные мотивы преобладают в народной вышивке и на изделиях из войлока [3, с. 371].
Составные элементы геометрического орнамента представлены и в вышивке, которой украшали бордюры воротничка, кайму на подоле, манжетах, поликах платья и т.д. Геометрический орнамент, сохраняя определенное место в декоре, помогает подчеркнуть красоту и неповторимость растительного орнамента, уточняет и завершает его общую композицию.
Растительные хакасские орнаменты в основном предназначались для украшения традиционной одежды. Раньше такие орнаменты вырезались из бересты, которая предварительно обрабатывалась, сейчас ее заменила бумага. Вырезанные орнаменты называются улгу 'выкройка, мерка' и бывают двух видов: туюх улгу (Рис. 1а) и алынца улгу (Рис. 1б). Выкройка туюх улгу 'непрерывный узор' (букв.: туюх - глухой, ограждённый со всех сторон) предназначается для отделки определённой части костюма путем вырезания полного орнамента (Рис. 1).
Рис. 1а. Хакасский орнамент, изготовленный методом туюх улгу
Рис. 1б. Хакасский орнамент, изготовленный методом алыща улгу
14
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
Второй вид - алынца улгу 'отдельная выкройка' - представляет собой разрозненные выкройки элементов узоров, соединяя которые в определённой композиции, можно создать узор вышивки для одежды [5].
Важная особенность хакасских народных орнаментов и узоров заключается в том, что они навеяны природными образами. Мастер не намеревается изобразить конкретный цветок или дерево с точной передачей характерных признаков растения, а при создании орнаментальной схемы руководствуется традиционной манерой.
Одним из древних и наиболее распространенных элементов хакасского орнамента являются «узоры богини Умай» в виде трилистника различных вариантов. Богиня Умай считается наиболее почитаемым и популярным божеством, основной спутницей и хранительницей хакасской семьи, она покровительствовала роженицам и новорожденным. Подобные орнаментальные композиции обнаружены среди наскальных рисунков и представляют собой полноценные орнаментальные фигуры, хорошо сопоставимые с симметричными образцами хакасской народной вышивки (Рис. 2). Так мастерицы обменивались опытом, не имея бумаги, изображали на подручных каменных плитках образцы выкроек одежды, орнамента и другого художественного рукоделия [6, с. 74]. По мнению исследователей, этот элемент только к концу XIX в. приобретает характер растительных узоров, трансформируясь из зооморфных. Предшествование зооморфных мотивов растительным объясняется магической силой первых, способствующей сохранению и размножению скота [2, с. 207]. Сопоставимость этого орнаментального элемента с Великой богиней Умай объясняется и его многочисленностью, и разнообразием вариантов, одним из которых является вариант птичьего крыла. Так, непременным атрибутом в древнетюркских каменных скульптурах богини Умай была чаша, в которой по представлениям хакасов временно перемещалась душа ребенка на пути следования в материнское чрево. В некоторых случаях вместо чаши изображали птицу, где она символизировала связь с верхним миром. Мотив птичьего облика сверхъестественного существа был широко распространен в тюркоязычной среде [7, с. 157]. Символы и мотивы зооморфного орнамента птичьего образа имели и защитные функции. Этот элемент хакасского орнамента называется иргек (Рис. 3). Термином иргек еще называют большой палец рукавицы и его вышивку. Правильно пришить его к рукавице трудно. Недаром у хакасов на этот счет существует поговорка: Ирге парары оой полцац, иргек хазиры сид1к полцац. / Легко замуж выходить, но трудно большой палец пришить (т.е. стать мастерицей нелегко). Кроме того, умелых мастериц называют словами иргектгг, иргеен, производными от иргек.
4-
Рис. 3. Иргек Рис. 4. Азыр
Различные листообразные ответвления в растительном орнаменте называются азыр - ответвление в орнаменте в форме листа (букв.: азыр - развилина). В зависимости от количества листьев эти элементы называют к азыр, ус азыр - двухлепестковый и трехлепестковый соответственно. Эти элементы в хакасском орнаменте, в отличие от предыдущего, больше напоминают природные образцы. Мастера передают их как округлые или заостренные многолопастные отростки на стебле, дополняющие основной узор (Рис. 4). Как единичный мотив лист выступает в волнообразном стебле, сохраняя и повторяя постоянно свою остроовальную изгибающуюся форму.
Мастера придают элементам азыр изысканные и разнообразные очертания, расширяя или сужая их, тем самым приспосабливая эти элементы к композиционному решению всего узора, где они отличаются исключительной продуманностью и законченностью форм. Особенное частое соединение парных симметричных по вертикали элементов т азыр создаёт узор, напоминающий расправленные крылья птицы, который чрезвычайно распространен у хакасов.
К растительному орнаменту относится мотив чахайах хоозы - элемент в форме цветка (букв. чахайах -цветок). Существует и другое название узора: кун хоозы - узор солнца. Этот элемент применяется хакасскими мастерицами в украшении центров узора. В основном встречаются четырехлепестковые мотивы, хотя количество лепестков доходит и до семи. Варьируется и форма лепестков: от округлой до заостренной. Имеют место и элементы, образуемые путем поворота оси, проходящей чрез центр круга, в одну сторону по часовой стрелке так, что получается распространенный в искусстве многих народов солярный знак в виде вихревой розетки с повернутыми в одну сторону как бы заострёнными лепестками. Этот элемент называется ай хоозы - луна - и иб1рк1 хоозы - вращающийся узор (Рис. 5).
Рис. 5. Ай хоозы
Рис. 6. Пурек
Характер цветочного узора ай хоозы стал осознаваться хакасскими мастерицами позже, когда появилась возможность им варьировать. Значительную роль сыграли, вероятно, привозные ткани, знакомство с образцами русского народного искусства. Так, на формирование хакасского растительного орнамента наложили отпечаток мотивы и узоры из китайских и монгольских тканей, привозившихся торговцами на территорию Хакасско-Минусинской котловины, которые учитывали запросы и предпочтения местного населения.
О том, как и в каком направлении видоизменяется орнамент под влиянием внешних факторов, дает представление изучение его в зонах контакта одних народов с другими [1]. Хакасский орнамент включает в свой состав отдельные мотивы творчества других народов при сохранении своих мотивов, техники и материала изготовления.
К заимствованным элементам растительного хакасского орнамента относится пурек, который органично вошел в круг излюбленных мотивов хакасских мастеров (Рис. 6). Мотив пурек - в виде изогнутого семени яблока - известен во всех странах Ближнего Востока, встречается он в татарской вышивке. Если в казахской, киргизской орнаментике этот мотив органично входит в композицию узора, то в хакасской он воспринимается как элемент узора без связи с другими, дополняющими его, характерными деталями. Поэтому как единичный мотив пурек не употребляется, а создает впечатление мотива, принятого «формально», запомнившегося и не столь крепко связанного с основным узором и не дополняющего узор, а привнесенного в него. Пурек вогнутой частью «прикасается к стволу» узора, щедро заполняя сложные композиции узоров, украшающих наплечья, манжеты, рукавицы и т.д. Иногда его делают попарно, в таком случае элементы пурек либо срастаются, либо образуют фигуру с расходящимися в обе стороны завитками.
Таким образом, элементы растительного орнамента иргек, чахайах хоозы, кун хоозы, ай хоозы, ибiркi хоозы, сохранившиеся в течение тысячелетий, не исчезли, прошли сложный эволюционный путь - путь развития и обогащения в результате внутренних и внешних факторов. Хакасский орнамент испытал на себе влияние культур и других этносов, причем часть новаций органично вошла в хакасский орнамент и продолжает участвовать в его дальнейшем сложении.
1. Жаренкова Е. С. Генезис орнаментальной символики славянских народов. Отражение языческого мировоззрения в орнаментальных сюжетах // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2010. № 4 (35). С. 21-23.
2. Иванов С. В. К вопросу о значении изображений на старинных предметах культа у народов Саяно-Алтайского нагорья // Сборник Музея антропологии и этнографии. М. - Л., 1955. Т. 16. С. 165-264.
3. Иванов С. В. Орнамент: историко-этнографический атлас Сибири. М. - Л.: Издательство Академии наук СССР,
4. Кидиекова И. К. Жизнь традиций: к вопросу об инновациях в орнаменте хакасов // Проблемы сохранения и развития историко-культурного наследия народов Саяно-Алтая: материалы региональной научно-практической конференции (20-22 сентября 2006 г.). Абакан: Хакасское книжное издательство, 2006. С. 15-20.
5. Кидиекова И. К. Орнамент хакасов. Абакан: Издательство ХГУ, 1996. 157 с.
6. Кызласов Л. Р., Леонтьев Н. В. Народные рисунки хакасов. М.: Наука, 1980. 176 с.
7. Скобелев С. Г. Изображение Божества Умай на подвесках из могильника Койбалы // Семантика древних образов: сборник научных трудов. Новосибирск: Наука (Сиб. отд-ние), 1990. С. 152-158.
The ornamental art of the Khakass people has been developing for millennia experiencing the impact of the artistic cultures of many nations. The article examines the structural and semantic peculiarities of the elements of Khakass floral ornament, which have passed a complex evolutionary way and continue to take part in contemporary Khakass artistic creative work. Khakass ornament includes separate motifs of the creative work of other nations while keeping its own established motifs, technique and production material. Nowadays significantly modified and transformed borrowed elements are considered as specific ones for Khakass art.
Список литературы
1961. 498 с.
STRUCTURAL AND SEMANTIC PECULIARITIES OF KHAKASS FLORAL ORNAMENT
Abdina Raisa Petrovna, Ph. D. in Philology Khakass State University named after N. F. Katanov rabdina@mail. ru
Key words and phrases: ornament; the Khakass people; traditional culture; folk art; traditional clothes; folk craftsmen.