Научная статья на тему 'СТРУННЫЙ КВАРТЕТ A-DUR Н. ЖИГАНОВА КАК РАННИЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ СОНАТНО-СИМФОНИЧЕСКОГО ЦИКЛА'

СТРУННЫЙ КВАРТЕТ A-DUR Н. ЖИГАНОВА КАК РАННИЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ СОНАТНО-СИМФОНИЧЕСКОГО ЦИКЛА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н. Жиганов / Струнный квартет A-dur / Казанская консерватория / Г. Литинский / сонатно-симфонический цикл / N. Zhiganov / String Quartet in A major / Kazan Conservatory / G. Litinsky / sonatasymphonic cycle

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хайрутдинова Дилия Флюровна

Статья посвящена раннему произведению выдающегося татарского композитора Назиба Жиганова – струнному квартету A-dur (1935), созданному в годы учебы музыканта в Москве в классе композиции Г. Литинского и практически неизвестному широкому кругу слушателей и исполнителей. Указанный квартет Н. Жиганова вызывает особый интерес, поскольку является первым опытом композитора в освоении сонатно-симфонического цикла. Впоследствии Н. Жиганов стал одним из крупнейших отечественных симфонистов советского периода, автором 17 симфоний и целого ряда программных оркестровых произведений, однако Струнный квартет является единственным произведением данного жанра в наследии композитора. На примере этого сочинения в статье характеризуются основные установки, сложившиеся в практике отечественного музыкального образования 1930-х годов и обусловившие формирование Н. Жиганова как национального композитора. Квартет представляет собой учебную работу, в которой молодым музыкантом претворяется интонационный строй татарской песенности в органичном сочетании с закономерностями европейского камерно-ансамблевого письма и классической формы. Сочинение написано в трех частях по принципу трехчастного сонатно-симфонического цикла: первая часть (Allegro Ля мажор) – в сонатной форме, вторая (Andante до минор) – в сложной трехчастной, заключительная (Allegro vivace Соль мажор) – в форме рондо. Партитуру квартета отличает оркестральность мышления, перекликающаяся с устремлениями Н. Жиганова к симфонической масштабности. Выявленные в ходе анализа Квартета приемы тематической работы, в том числе полифонические, и особенности композиторского письма впоследствии стали характерными чертами творческого метода и симфонизма Н. Жиганова в зрелый и поздний периоды его творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRING QUARTET IN A MAJOR BY N. ZHIGANOV AS AN EARLY TRIAL OF COMPOSING A SONATA-SYMPHONIC CYCLE

The article is devoted to the work by the outstanding Tatar composer Nazib Zhiganov – String Quartet in A major (1935), which was composed during the years of study in Moscow in the composition class of G. Litinsky. N. Zhiganov’s Quartet is interesting as the first trial in composing the form of sonata-symphonic cycle in the work of the composer, who was one of the greatest Soviet symphonists and the author of seventeen symphonies and a whole series of program symphonic works. N. Zhiganov’s String Quartet belongs to the early period of his work and it is the only work in this genre in the composer’s legacy. On the example of the quartet the author highlights the main directions of composer’s development, interconnected with the practice of national music education in the Soviet period. The Quartet is student’s work in which the young N. Zhiganov employed the intonations of Tatar songs in an organic combination with the structures and forms of European music. As a sonata cycle, the quartet has three movements, the first movement (Allegro, A major) is in sonata form, the second (Andante, C minor) in a complex ternary form, and the third – rondo (Allegro vivace, G major). The score of Quartet reflects the orchestral nature of the composer’s thinking, his interest in large-scale symphonic music. The methods of work with thematic material, including polyphonic techniques, as well as other features of the composer’s approach identified in the analysis the cycle subsequently became characteristic of N. Zhiganov’s creative method and symphonism in the mature and late periods.

Текст научной работы на тему «СТРУННЫЙ КВАРТЕТ A-DUR Н. ЖИГАНОВА КАК РАННИЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ СОНАТНО-СИМФОНИЧЕСКОГО ЦИКЛА»

УДК 785. 74 DOI: 10.52469/20764766_2023_03_33

Д. Ф. ХАЙРУТДИНОВА

Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова

СТРУННЫЙ КВАРТЕТ A-DUR Н. ЖИГАНОВА КАК РАННИЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ СОНАТНО-СИМФОНИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Статья посвящена раннему произведению выдающегося татарского композитора Назиба Жиганова - струнному квартету A-dur (1935), созданному в годы учебы музыканта в Москве в классе композиции Г. Литинского и практически неизвестному широкому кругу слушателей и исполнителей. Указанный квартет Н. Жиганова вызывает особый интерес, поскольку является первым опытом композитора в освоении сонатно-симфонического цикла. Впоследствии Н. Жиганов стал одним из крупнейших отечественных симфонистов советского периода, автором 17 симфоний и целого ряда программных оркестровых произведений, однако Струнный квартет является единственным произведением данного жанра в наследии композитора. На примере этого сочинения в статье характеризуются основные установки, сложившиеся в практике отечественного музыкального образования 1930-х годов и обусловившие формирование Н. Жиганова как национального композитора. Квартет представляет собой учебную работу, в которой молодым музыкантом претворяется интонационный строй татарской песенности в органичном сочетании с закономерностями европейского камерно-ансамблевого письма и классической формы. Сочинение написано в трех частях по принципу трехчастного сонатно-симфонического цикла: первая часть (Allegro Ля мажор) - в сонатной форме, вторая (Andante до минор) - в сложной трехчастной, заключительная (Allegro vivace Соль мажор) - в форме рондо. Партитуру квартета отличает оркестральность мышления, перекликающаяся с устремлениями Н. Жиганова к симфонической масштабности. Выявленные в ходе анализа Квартета приемы тематической работы, в том числе полифонические, и особенности композиторского письма впоследствии стали характерными чертами творческого метода и симфонизма Н. Жиганова в зрелый и поздний периоды его творчества.

Ключевые слова: Н. Жиганов, Струнный квартет A-dur, Казанская консерватория, Г. Литинский, сонатно-симфонический цикл.

Для цитирования: Хайрутдинова Д. Ф. Струнный квартет A-dur Н. Жиганова как ранний опыт создания сонатно-симфонического цикла // Южно-Российский музыкальный альманах. 2023. № 3. С. 33-44.

DOI: 10.52469/20764766_2023_03_33

D. KHAIRUTDINOVA

N. Zhiganov Kazan State Conservatory

STRING QUARTET IN A MAJOR BY N. ZHIGANOV AS AN EARLY TRIAL OF COMPOSING A SONATA-SYMPHONIC CYCLE

The article is devoted to the work by the outstanding Tatar composer Nazib Zhiganov - String Quartet in A major (1935), which was composed during the years of study in Moscow in the composition class of G. Litinsky. N. Zhiganov's Quartet is interesting as the first trial in composing the form of sonata-symphonic cycle in the work of the composer, who was one of the greatest Soviet symphonists and the author of seventeen symphonies and a whole series of program symphonic works. N. Zhiganov's String Quartet belongs to the early period of his work and it is the only work in this genre in the composer's legacy. On the example of the quartet the author highlights the main directions of composer's development, interconnected with the practice of national music education in the Soviet period. The Quartet is student's work in which the young N. Zhiganov employed the intonations of Tatar songs in an organic combination with the structures and forms of European music. As a sonata cycle, the quartet has three movements, the first movement (Allegro, A major) is in sonata form, the second (Andante, C minor) in a complex

ternary form, and the third - rondo (Allegro vivace, G major). The score of Quartet reflects the orchestral nature of the composer's thinking, his interest in large-scale symphonic music. The methods of work with thematic material, including polyphonic techniques, as well as other features of the composer's approach identified in the analysis the cycle subsequently became characteristic of N. Zhiganov's creative method and symphonism in the mature and late periods.

Keywords: N. Zhiganov, String Quartet in A major, Kazan Conservatory, G. Litinsky, sonata-symphonic cycle.

For citation: Khairutdinova D. String Quartet in A major by N. Zhiganov as an early trial of composing a sonata-symphonic cycle // South-Russian Musical Anthology. 2023. No. 3. Pp. 33-44.

DOI: 10.52469/20764766_2023_03_33

- — 9 n

Назиб Жиганов (1911-1988) - выдающийся представитель советской музыкальной культуры, основатель Казанской консерватории, крупнейший татарский композитор, видный музыкально-общественный деятель. Творчеству Н. Жиганова посвящено множество исследовательских работ. Внимание специалистов чаще всего привлекают симфонические произведения, оперы и балеты Н. Жиганова, в меньшей степени -вокальное и камерно-инструментальное наследие, а также музыка для драматического театра (подробнее см.: [1]). При этом исследователи в равной степени обращаются к произведениям Н. Жиганова, опубликованным в разные годы либо оставшимся в рукописях, что позволяет не только изучать наследие композитора, его стиль и особенности художественного мышления, но и выявлять особенности творческого процесса, специфику индивидуальной эволюции и т. д. Впрочем, несмотря на достаточную изученность музыки Н. Жиганова, до сих пор в его творчестве обнаруживаются те или иные лакуны. Их восполнение способствует более глубокому осмыслению различных граней дарования выдающегося татарского композитора и достоверному освещению его биографии.

В истории советской музыки Н. Жиганов известен как один из основоположников татарской профессиональной музыки, крупнейший симфонист, автор семнадцати симфоний, нескольких программных увертюр и симфонических сюит. Наибольшую известность в концертной практике приобрели симфоническая поэма «Кырлай» (1946), «Сюита на татарские народные темы» (1949), «Симфонические новеллы» (1963), «Симфонические песни» (1965), симфония «Сабантуй» (1968) и некоторые другие. Большинство симфонических полотен Н. Жиганова было создано в 1960-1980-е годы, однако профессиональное освоение сонатно-симфонического цикла, главной композиционной модели в его творчестве, относится к довоенному периоду.

Предметом нашего исследования стал Квартет для двух скрипок, альта и виолончели A-dur

(далее - Квартет) - первое циклическое произведение Н. Жиганова, зафиксированное в виде партитуры (Илл. 1). Этот камерно-инструментальный опус, датируемый 1935 годом, предвосхитил появление Первой симфонии молодого композитора (она была сочинена в том же 1935 г.)1. Рукопись Квартета хранится в библиотеке Казанской консерватории, которая, кстати сказать, располагает весьма внушительным фондом аналогичных музыкальных автографов. Особую ценность представляют рукописи ушедших из жизни композиторов Татарстана, в числе которых, помимо Н. Жиганова, следует упомянуть С. Сайдашева, Д. Файзи, З. Хабибул-лина, А. Ключарева, Р. Еникеева, Ф. Яруллина, М. Яруллина, А. Монасыпова, М. Музафарова.

В настоящее время каталог библиотеки содержит около 75 рукописей Н. Жиганова: это отдельные арии и номера из его опер и балетов, переложения романсов, инструментальных пьес, симфонических произведений для различных инструментальных составов, камерные сочинения и оркестровые партитуры. Большинство сочинений, представленных в рукописном виде, уже изданы, хотя некоторые в силу разных причин до сих пор не введены в научный обиход и концертно-исполнительскую практику.

В жизни молодого Назиба Жиганова 1935 год, когда сочинялся Квартет, ознаменовал начало нового этапа: по окончании Музыкального техникума при Московской консерватории молодой композитор был зачислен сразу на третий курс вуза2. В Москве бессменным наставником Н. Жиганова по композиции был Г. Литинский3, впоследствии - друг и коллега композитора.

Сам Н. Жиганов в ту пору считал Квартет своей наиболее интересной, состоявшейся работой. Сочинение планировалось к исполнению в концертной программе, посвященной 15-летию образования Советской Татарии4. Однако на репетициях, предшествовавших данному концерту, автор был недоволен исполнителями, о чем признался в одном из писем жене (22 июня 1935 года): «О, какой ужас был с квар-

тетом (мой бедный квартет!). Начали играть... увеличенным составом проиграли тактов 30, и я был вынужден отказаться от такого исполнения. Трудно описать этот момент. У меня просто не хватит ругательских слов <...> на исполнителей. Судьба квартета еще не выяснена. Может быть сыграем [только] <...> 2-ю часть» (цит. по: [2, с. 19]). В другом письме, датированном 24 июня, Н. Жиганов констатировал: «Квартет (самую интересную мою работу за пройденный этап) сняли из-за "технических соображений"» (курсив мой. - Д. Х.; цит. по: [2, с. 21]).

Педагогическая ценность Квартета была осознана музыкантами-исполнителями значительно позже; в наши дни отмечается, что «это яркое, самобытное сочинение, великолепно написанное, со всем набором разнообразных приемов квартетной техники, требует от исполнителей хорошей индивидуальной подготовки, прекрасной сыгранности состава квартета, полной эмоциональной отдачи и незаурядной одаренности» [3, с. 109].

Иллюстрация 1 Струнный квартет Н. Жиганова (титульный лист)

1кт Житш?>

-Ивтп

2* тригж ж>7Я

втетш

Как известно, Квартет представляет собой учебную работу, направленную на освоение классической музыкальной формы и камерно-инструментального письма5. Позднее Г. Ли-тинский в опубликованных воспоминаниях

о Н. Жиганове акцентировал магистральную цель обучения - «добиться органического сочетания национально-почвенных интонационных закономерностей с приемами классического музыкального письма» [5, с. 198]. Каждое очередное сочинение в классе композиции становилось для обучающегося «мелодико-тематическим тренажом» (выражение Г. И. Литинского; см.: [5, с. 202]), способствующим формированию собственного стиля и музыкального языка. Таким образом, «все, что на раннем этапе художественного развития было усвоено Жигановым, сыграло немаловажную роль в процессе дальнейшего совершенствования стиля композитора, последовательно овладевшего эстетико-профессио-нальными нормами самых различных жанров, начиная с сонаты и струнного квартета и кончая симфонией, оперой и балетом» [5, с. 203-204].

При этом для Н. Жиганова создание Квартета не ограничивалось решением инструктивных задач в классе Г. И. Литинского, «.. .который считал квартет важнейшим жанром для освоения полифонических средств письма, играющих существенную роль в формировании современного композиторского мышления» [6, с. 61]. Допустимо предположить, что процесс написания квартета позволил молодому композитору сориентироваться в будущих жанровых предпочтениях, выявил его склонность к работе с партитурой, к симфоническому размаху и большим формам, поскольку «в квартете важнее интровертность, камерность, лирико-психологическая обнаженность содержания, в симфонии - ее масштаб и экстравертность» [7, с. 8]. Во всяком случае, Квартет является единственным произведением данного жанра в творческом наследии Н. Жиганова. Несмотря на это, по мнению Ш. Монасыпова, к струнному квартету автор «.питал особое расположение, обусловленное. необычайно чутким ощущением духа времени» [6, с. 61].

Квартет Н. Жиганова построен по модели трехчастного сонатно-симфонического цикла, что является одним из сложившихся типов квартетной модусности6. Первая часть (Ля мажор) написана в сонатной форме, вторая (до минор) -в сложной трехчастной форме, третья (Соль мажор) - в форме рондо. Как и в сонатно-симфони-ческом цикле, первая часть (Allegro), наиболее масштабная и технически сложная, охватывает ряд контрастных тем-образов, вторая часть (Andante) выполняет роль лирического центра, третья часть (Finale. Allegro vivace), сообразно традиции, выступает в качестве жизнеутверждающего итога.

Тематизм Квартета отражает стремление автора показать художественно-исполнительские возможности всех инструментов камерного

ансамбля. Каждая тема отличается своеобразием изложения, мелодического развертывания, фактурного рисунка, исполнительских приемов. Отдельного внимания заслуживает ладотональ-ное развитие, в том числе тональные соотношения частей цикла и важнейших тем каждой части, не всегда соответствующие традиционным классическим нормам (Таблица 1).

Поиски оригинального тематизма и приемов его развития в условиях избранного жанра осуществлялись молодым композитором с позиции индивидуального постижения основ «национального музыкального самосознания» (выражение Н. Жиганова; см: [9, с. 12]). Интонационный строй татарской песенности был претворен автором сочинения в органичном сочетании с закономерностями европейского письма и классической формы.

В Квартете представлен неконфликтный тип драматургии, где темы-образы в большинстве случаев последовательно сменяют друг друга при общем доминировании лирического настроения. Круг музыкальных образов воплощают, главным образом, темы, интонационная природа которых восходит к песенным и танцевальным народным мелодиям. Многие приемы тематической работы, использованные в Квартете, впоследствии стали характерными для творческого метода и симфонического мышления Н. Жиганова в зрелый и поздний периоды его творчества.

Быстрые темы в ритме танцевальных такма-ков основываются на трихордовых ангемитонных оборотах (Примеры 1, 2). В тембровой драматургии превалируют «диалоги» первой скрипки с остальными инструментами - второй скрипкой, альтом и виолончелью. Полимелодизм фактуры и различные исполнительские приемы (флажолеты, пиццикато и др.) воссоздают «живую» атмосферу праздничного гомона.

Лирические темы Квартета отличаются большим «дыханием». Они, как правило, начинаются с ритмически удлиненного мотива и последующего мелодического заполнения. Интонационный каркас таких тем - кварто-квинтовый или терцовый, нередко используется ритмоформула «четверть с точкой и восьмая» (Примеры 3, 4, 5).

Характерным приемом тематического развертывания становится секвенцирование по горизонтали и по вертикали. Включенность разных голосов ансамбля в секвенционный процесс, использование элементов имитационной полифонии чаще всего наблюдаются в развивающих разделах формы, выступая средством ее динамизации (Пример 6).

Одним из жанровых пристрастий Н. Жиганова является вальс. Вальсовые темы, присутствую-

щие во многих симфонических партитурах композитора, обычно привносят в музыку особый лиризм, одухотворенность, черты поэтического мироощущения. Второй эпизод финальной части Квартета представляет собой один из наиболее ранних вальсов Н. Жиганова, вовлеченных в драматургию сонатно-симфонического цикла (Пример 7).

Тембровое письмо Н. Жиганова в Квартете наделено следующими особенностями: преобладание солирующей роли скрипки (Примеры 3, 4, 7) и, реже, виолончели (Пример 5), использование унисона нескольких инструментов в кульминационных фрагментах (Пример 8), стремление к широкому регистровому охвату даже в «тихих» зонах, согласованность исполнительских (в частности, штриховых) приемов во всех партиях, смена тембровых соотношений в разделах формы, значительное преобладание «громкой» динамики в процессе развития, усиление красочно-фонических свойств инструментов в жанровых эпизодах. Пожалуй, главное, что отличает партитуру Квартета, - оркестральность мышления композитора. В камерном жанре проступают черты симфонического письма, технической сложностью отличаются партии, от которых требуются яркость, мощь и объемность звучания, подчас условно эквивалентного оркестровому (Пример 9).

Квартет Н. Жиганова - яркое концертное произведение, способное обогатить национальный камерно-ансамблевый репертуар и войти в современную исполнительскую практику. Для самого автора сочинение послужило учебным материалом, обозначившим перспективные тенденции развития индивидуального композиторского стиля и оркестрового мышления.

Источником тематизма Квартета является татарская народная песенность в ее опосредованном, обобщенном понимании, когда место цитирования занимает авторская стилизация. Преобладание лирического тематизма, при котором отсутствует ярко выраженное конфликтное «зерно», в драматургии произведения компенсируется палитрой тональных красок и тембровой игры, использованием полифонических приемов и разнообразием фактурной ткани. Задача, поставленная при создании Квартета - овладение принципами сонатности и ее развития на основе национального интонационного материала, - была решена, хотя композитор указывал, что «подступы к национальному симфонизму - процесс долгий и трудный» [9, с. 12].

Особенности тематизма и строение цикла выявляют признаки симфонизации жанра, выражающиеся в претворении процессуально-

динамической формы сонатно-симфоническо- устремления композитора к симфонической го цикла. Квартет, ставший дебютом Н. Жига- масштабности, реализовавшиеся в последую-нова в крупной циклической форме, обозначил щих его произведениях.

» ПРИМЕЧАНИЯ « .

1 Первая симфония Н. Жиганова была впервые исполнена в 1937 году на открытии Татарской государственной филармонии.

2 Квартет является дипломной работой Н. Жиганова, подготовленной к окончанию Музыкального техникума при Московской консерватории.

3 Генрих Ильич Литинский (1901-1985) - композитор, профессор Московской консерватории и ГМПИ им. Гнесиных, заслуженный деятель искусств РСФСР и Чувашской АССР, народный артист Якутской АССР и Татарской АССР. В 1949-1964 гг. - профессор Казанской консерватории.

4 В концерте к 15-летию Советской Татарии, состоявшемся 25 июня 1935 года в здании старого цирка на Черном озере, прозвучали новые сочинения Н. Жиганова - Марш и несколько песен.

5 Годом ранее Н. Жиганов, будучи студентом Музыкального техникума при Московской консерватории, написал Сонатину для фортепиано в трех частях (1934), которая «...по степени трудности... доступна старшеклассникам ДМШ» [4, с. 49].

6 О трех исторически сложившихся моделях квартетной модусности пишет Д. Рубцова: первая «представлена в квартетах, построенных по принципу сонатно-симфонического цикла <...> Вторая модель - сюитный тип, в котором действует принцип "драматургии игры" <...> Третья модель - одночастный квартет-поэма, как правило, программный и монотематический» [8, с. 12].

» ПРИЛОЖЕНИЕ « .

Таблица 1 I часть. Allegro

(сонатная форма с динамизированной репризой и кодой)

Раздел формы Экспозиция Разработка Реприза Кода

Тематизм ГП св ПП св ЗП развитие ГП и ПП предыкт ГП св ПП св на теме ГП

Тональный план А —> cis — a D — g — Des — As cis [105] — С — B — Des — Ges — E — C — D — А — fis — А

Цифры 1 15 25 45 60 83 135 145 163 170 185 195

II часть. Andante (сложная трехчастная форма)

Раздел формы I часть (простая трехчастная форма с развивающей серединой и динамизированной репризой) II часть III часть (сокращенная реприза)

Тематизм основная тема развитие реприза св эпизод

Тональный план c — Es c — a ^ F ^ As ^ e ^ As ^ b ^ c c

Цифры 1 15 29 40 48 88

III часть. Allegro vivace (рондо)

Раздел формы Рефрен 1 эпизод Рефрен 2 эпизод (простая трехчастная ре-призная форма) Рефрен

Тональный план G D G E G

Цифры 1 64 124 155 215

Пример 1

I часть (экспозиция, главная тема)

Пример 2 III часть (тема рефрена)

Пример 3

I часть (экспозиция, побочная тема)

Пример 4

II часть (тема среднего раздела)

Пример 5 II часть (основная тема)

Пример 6 I часть (разработка)

Пример 7

III часть (тема второго эпизода)

Пример 8 I часть (кода)

Пример 9 I часть (экспозиция)

» ЛИТЕРАТУРА « ■■

1. Хайрутдинова Д. Ф. Музыка Назиба Жиганова к татарским драматическим спектаклям в контексте развития театрального творчества композитора в 40-50-е годы XX века // Музыка: Искусство, наука, практика (Казань). 2022. № 1. С. 49-65.

2. Письма Н. Г. Жиганова к С. А. Жигановой (1935-1946). М.: Композитор, 2001. 226 с.

3. Лаптев Н. Н. Первый квартет Н. Г. Жиганова A-dur для струнных инструментов в концертно-педагогическом репертуаре // Творческое наследие Н. Жиганова в контексте современной музыкальной культуры: материалы Международной науч.-практ. конф. Казань: КГК им. Н. Г. Жиганова, 2015. С. 107-109.

4. Спиридонова В. М. Детская фортепианная музыка Назиба Жиганова и авторские исполнительские трудности // Назиб Жиганов и музыкальная культура современности: материалы Международной науч.-практ. конф. Казань: КГК им. Н. Г. Жиганова, 2011. С. 47-57.

5. Литинский Г. И. Пути воспитания таланта // Назиб Жиганов: Статьи. Воспоминания. Документы: в 2 т. Казань: КГК им. Н. Г. Жиганова, 2004. Т. 1. С. 198-205.

6. Монасыпов Ш. Х. О роли Н. Г. Жиганова в становлении квартетной культуры в Татарстане // Назиб Жиганов и музыкальная культура современности: материалы Международной науч.-практ. конф. Казань: КГК им. Н. Г. Жиганова, 2011. С. 57-67.

7. Демешко Г. А., Храпов К. С. Струнный смычковый квартет: аспекты теоретической рефлексии жанра // Вестник музыкальной науки (Новосибирск). 2023. Т. 11. № 2. С. 5-14.

8. Рубцова Д. А. Струнный квартет как жанрово-стилевой феномен // Южно-Российский музыкальный альманах. 2017. № 1. С. 11-14.

9. Жиганов Н. Г. Размышления о татарской музыке // Назиб Жиганов: Статьи. Воспоминания. Документы: в 2 т. Казань: КГК им. Н. Г. Жиганова, 2004. Т. 1. С. 8-18.

» REFERENCES « ■■

1. Khayrutdinova D. Muzyka Naziba Zhiganova k tatarskim dramaticheskim spektaklyam v kontekste razvitiya teatral'nogo tvorchestva kompozitora v 40-50-e gody XX veka [Nazib Zhiganov's music for Tatar dramatic performances in the context of development of the composer's theatrical work in the 1940-1950s]. In: Muzyka: Iskusstvo. Nauka. Praktika (Kazan) [Music: Art. Scholarship. Practice]. 2022. No. 1. Pp. 49-65.

2. Pis'ma N. G. Zhiganova k S. A. Zhiganovoi (1935-1946) [Letters of N. Zhiganov to S. Zhiganova (1935-1946)]. Moscow: Kompozitor, 2001. 226 p.

3. Laptev N. Pervyj kvartet N. G. Zhiganova A-dur dlya strunnykh instrumentov v kontsertno-pedagogicheskom repertuare [N. Zhiganov's First Quartet in A major for strings in the concert and pedagogical repertoire]. In: Tvorcheskoe nasledie N. Zhiganova v kontekste sovremennoy muzykal'noy kul'tury [N. Zhiganov's creative heritage in the context of contemporary musical culture]: materials of the International research-practical conference. Kazan: N. Zhiganov Kazan State Conservatory, 2015. Pp. 107-109.

4. Spiridonova V. Detskaya fortepiannaya muzyka Naziba Zhiganova i avtorskie ispolnitel'skie trudnosti [Children's piano music by Nazib Zhiganov and the author's performance difficulties]. In: Nazib Zhiganov i muzykal'naya kul'tura sovremennosti [Nazib Zhiganov and the musical culture of our time]: materials of the International research-practical conference. Kazan: N. Zhiganov Kazan State Conservatory, 2011. Pp. 47-57.

5. Litinskiy G. Puti vospitaniya talanta [The ways of a talent education]. In: Nazib Zhiganov: Stat'i. Vospominaniya. Dokumenty [Nazib Zhiganov: Articles. Memories. Documents]: in 2 vol. Kazan: N. Zhiganov Kazan State Conservatory, 2004. Vol. 1. Pp. 198-205.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Monasypov Sh. O roli N. G. Zhiganova v stanovlenii kvartetnoy kul'tury v Tatarstane [On the role of N. Zhiganov in the formation of quartet culture in Tatarstan]. In: Nazib Zhiganov i muzykal'naya kul'tura sovremennosti [Nazib Zhiganov and the musical culture of our time]: materials of the International research-practical conference. Kazan: N. Zhiganov Kazan State Conservatory, 2011. Pp. 57-67.

7. Demeshko G., Khrapov K. Strunnyj smychkovyj kvartet: aspekty teoreticheskoy refleksii zhanra [String bowed quartet: aspects of theoretical reflection on the genre]. In: Vestnik muzykal'noy nauki (Novosibirsk) [Bulletin of Musical Scholarship]. 2023. Vol. 11. No. 2. Pp. 5-14.

8. Rubtsova D. Strunnyj kvartet kak zhanrovo-stilevoy fenomen [String quartet as a genre and style phenomenon]. In: Yuzhno-Rossiiskiy muzykal'nyj al'manakh [South-Russian Musical Anthology]. 2017. No. 1. Pp. 11-14.

9. Zhiganov N. Razmyshleniya o tatarskoi muzyke [Reflections on Tatar music]. In: Nazib Zhiganov: Stat'i. Vospominaniya. Dokumenty [Nazib Zhiganov: Articles. Memories. Documents]: in 2 vol. Kazan: N. Zhiganov Kazan State Conservatory, 2004. Vol. 1. Pp. 8-18.

Хайрутдинова Дилия Флюровна

кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой менеджмента музыкального искусства, директор Департамента науки, информационных технологий и просветительской деятельности Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова Россия, 420015, Казань [email protected] ORCID: 0009-0001-3243-4300

Diliya F. Khairutdinova

Ph. D. (Art), Assistant Professor, Head of the Management of Musical Art Department, Director of the Board of Scholarship, Information Technologies and Enlightener Activities

N. Zhiganov Kazan State Conservatory Russia, 420015, Kazan [email protected] ORCID: 0009-0001-3243-4300

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.