Научная статья на тему 'Из доклассической истории симфонии: Антонио Бриоски'

Из доклассической истории симфонии: Антонио Бриоски Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
208
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миланская композиторская школа / Джованни Баттиста Саммартини / Антонио Бриоски / «новый стиль» («nuovo stile») / доклассическая симфония / сонатная форма / Milanese composition school / Giovanni Battista Sammartini / Antonio Brioschi / “new style” (“nuovo stile”) / pre- classical symphony / sonata form

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Варламова Екатерина Геннадьевна

Статья посвящена творчеству Антонио Бриоски итальянского композитора первой половины XVIII века, принадлежащего к так называемой миланской школе. Автор статьи показывает, как в условиях миланской симфонической школы происходило зарождение доклассической симфонии. Доказывается, что А. Бриоски наряду с Дж. Б. Саммартини (одним из основателей миланской симфонической школы) стоял у истоков этого жанра. Наследие А. Бриоски включает около 50 симфоний, хранящихся в фондах библиотек разных стран в виде партий. В статье рассматриваются особенности его симфоний: исполнительский состав, строение цикла, формообразование, а также некоторые композиционные и стилистические черты. На основе аналитической работы с текстами сочинений А. Бриоски делаются выводы о том, как происходило формирование черт, присущих классической симфонии на композиционном, стилевом, фактурном и др. уровнях. Выявлены самобытные признаки, обусловленные творческим подходом А. Бриоски к трехчастному циклу миланской симфонии. Инструментальные сочинения А. Бриоски, относящегося к числу малоизвестных композиторов предклассической эпохи, являют собой уникальный материал для изучения истории жанра симфонии в стадии его зарождения и формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the pre-classical history of the symphony: Antonio Brioschi

The article is devoted to the creative work of Antonio Brioschi, an Italian composer of the first half of the XVIII century, who belonged to the so-called Milanese school. The author shows how in conditions of the Milan symphonic school aroused pre-classical symphony. It is proved that Brioschi along with G. B. Sammartini (one of the founders of Milanese symphonic school) was in the forefront of this genre. The heritage of Brioschi includes about 50 symphonies, stored as parties in the libraries of different countries. The article studies the peculiarities of his symphonies: performers’ lineup, cycle structure, formation, some compositional and stylistic features. The author conducted analytical work on Brioschi’s musical texts. As a result, conclusions were drawn regarding the formation of characteristic features of the classical symphony on the level of composition, style, texture, etc. Some distinctive features which caused creative approach of Brioschi to the three-part cycle of the Milanese symphony, were also revealed. Brioschi belongs to the number of little-known composers of the preclassical era. However, his works provide a unique material for studying the history of the symphony genre at the stage of its origin and formation.

Текст научной работы на тему «Из доклассической истории симфонии: Антонио Бриоски»

КОМПОЗИТОРСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

УДК 78.082.086

Е. Г. Варламова

ИЗ ДОКЛАССИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ СИМФОНИИ: АНТОНИО БРИОСКИ

Д остаточно распространенной явля-' ^ ется ситуация, когда имена некоторых композиторов, равно как и созданные ими произведения оказываются забытыми в последующие эпохи. В этом ряду можно обнаружить имена музыкантов, которые в свое время сыграли значительную роль в истории музыки, но о которых в силу разных обстоятельств редко вспоминают или вовсе не упоминают. В связи с этим представляют интерес малоизвестные ныне, но необычайно популярные в первой половине XVIII века сочинения Антонио Бриоски (ВповсЫ) -итальянского композитора эпохи барокко, стоявшего у истоков жанра симфонии и тем самым заложившего фундамент одного из самых показательных жанров эпохи классицизма. Данная статья посвящена некоторым вопросам, связанным с творчеством этого яркого и во многом «загадочного» композитора.

К XVIII столетию прочные позиции в области музыкального искусства занимали несколько стран европейского континента, в число которых входила и Италия. Многие музыканты стремились побывать в Италии, чтобы обучиться музыкальному искусству у самых авторитетных педагогов или просто вдохнуть аромат «модного» и «современного». Именно Италия сыграла существенную роль в стилевом обновлении, произошедшем в XVIII веке, когда на смену барокко пришел классицизм. Благодаря творческим экспериментам итальянских композиторов пополнилась сокровищница инструментальных жанров. В первой половине XVIII века в Италии, в Австрийской

Е. Г. Варламова, 2014

Ломбардии наблюдается зарождение симфонии. Первые ее образцы связаны с творческими инициативами музыкантов так называемой миланской школы.

В первой половине XVIII века Милан был одним из самых прогрессивных музыкальных центров среди не только итальянских, но и многих европейских городов. Многие музыканты, посещавшие этот город и слышавшие исполнения произведений итальянских авторов, восхищались высоким стилем итальянской инструментальной музыки, а также художественностью ее исполнения. Вдохновленные творениями своих итальянских коллег, композиторы европейских стран создавали произведения alla maniera italiana (в итальянском стиле), обращая внимание и на жанровые новации. Так, композитор из Швеции Ю. X. Руман (Roman), посетивший в 1737 году ряд итальянских городов и имевший творческие контакты с композиторами миланской школы, открыл для себя немало новых страниц в сфере инструментальной музыки [6].

Миланская композиторская школа сформировалась, предположительно, в 30-е годы XVIII века. Ее основателем стал Джованни Баттиста Саммартини (Sammartini), получивший широкую известность и в аристократических кругах, и в среде буржуазии, и у представителей творческой богемы. Подтверждением благосклонности к композитору элиты общества является следующий факт биографии Дж. Б. Саммартини. Джан Лука Пал-лавичини (Pallavicini) - правитель австрийской Ломбардии (Милан в те годы входил в состав Австрийской Ломбардии) обратился к маэстро с просьбой сочинить

симфонии для их последующего концертного исполнения в замке Сфорцеско (Castello Sforzesco), что само по себе свидетельствует о глубоком и неподдельном интересе аристократии к музыкальной культуре города [3]. Маэстро успешно совмещал деятельность капельмейстера, композитора и педагога. В числе его многочисленных учеников фигурирует имя К. В. Глюка. В 1758 году Дж. Б. Саммар-тини стал одним из основателей Миланской филармонической академии (Accademia Filarmónica di Milano).

В творчестве композиторов миланской школы были предприняты новые опыты создания произведений в жанре симфонии. Это - новый жанр с собственными стилевыми и композиционными признаками. С конца 20-х годов XVIII века его начинают активно осваивать, сохраняя типизированные черты и обогащая новыми.

Рядом с Дж. Б. Саммартини, создавшим первые образцы так называемой миланской симфонии, всегда стоит имя Антонио Бриоски. Историческая ситуация, связанная с личностью и наследием этого композитора XVIII века достаточно удивительна, в чем-то загадочна. При жизни многочисленные произведения этого автора постоянно исполнялись и были широко известны как в Италии, так и за ее пределами. Как и Дж. Б. Саммартини, он внес большой вклад в европейскую инструментальную музыку своими сочинениями в жанре симфонии. Однако историография на сегодняшний день не располагает даже самыми элементарными сведениями об авторе многочисленных симфоний. Отсутствует точная датировка рождения и смерти композитора. Возможно, он родился в конце 90-х годов XVII века или в начале XVIII века и умер приблизительно в 80-е годы XVIII века. Период его наибольшей творческой активности, предположительно, связан с 1725-1750 годами, когда он создал около 50 симфоний. Известно, что А. Бриоски проживал в Милане или неподалеку от него [2]. Он бывал, а, возможно, и работал в городе Казале Монферрато (Casale Monferrato). Имеется

достоверная информация об исполнении 10 октября 1733 одной из его симфоний во время праздничной церемонии в Синагоге Казале Монферрето. Симфония выполняла роль увертюры к кантате «Dio, Clemenza е Rigore» («Бог, Милосердие и Суровость») [4]. Парадоксальность этого факта - привязанность исполнения светской симфонии А. Бриоски к богослужению в Синагоге. Думается, что объяснением всему этому может стать гипотеза, выдвинутая В. Моретто - исследователем творчества А. Бриоски. Он считает, что композитор мог иметь еврейское происхождение [5]. Известно, что в XVIII веке в Италии на государственном уровне были изданы весьма суровые законы по отношению к еврейскому населению, вплоть до запрета посещения некоторых городов и перемещения внутри города. Сочинения А. Бриоски были известны и любимы, а личность в силу его национальной принадлежности и сведения о нем были преданы забвению.

Тем не менее, достаточно полное представление о наследии А. Бриоски, о стиле его произведений можно получить благодаря сохранившимся многочисленным печатным и рукописным копиям его симфоний. Они рассеяны по миру. Его опусы обнаруживаются в Италии, в том числе в Казале Монферрато, во Франции, Швеции, Чехии, Австрии, Бельгии, Канаде, Италии, Швейцарии, США и даже в России.

Наиболее крупная коллекция его произведений представлена манускриптами, хранящимися в Париже в фондах Национальной Библиотеки Франции (Bibliothèque nationale). Коллекция была подготовлена (сделаны рукописные копии целого ряда симфоний) для мецената, любителя музыки Пьера Филибера де Бланштона (Blancheton) в 1740-1744 годы. Множественность первоисточников А. Бриоски создает определенные трудности в работе с ними, о чем пишет в своей статье С. Мандель-Йеху-да [4]. Примечательно, что какая-либо одна отдельно взятая симфония может быть представлена несколькими рукописными копиями, находящимися в ар-

хивах разных стран. Определенные затруднения вызывает идентификация авторства симфоний А. Бриоски, поскольку его фамилия при издании или при создании манускриптов за пределами Италии получала самые различные модификации. Таким образом, написание фамилии А. Бриоски существует во множестве национальных вариантов. Так, на обложке печатного издания его шести сонат, изданных в Париже, стоит французская версия его имени: «Signor Antonio Briuschi». Нередко симфонии А. Бриоски фигурируют под различными жанровыми названиями, что, вероятно, может быть объяснено определенным сходством их инструментального состава.

Симфонии А. Бриоски обладают типизированными чертами, присущими произведениям других представителей миланской композиторской школы. По определению зарубежных музыковедов, ранние симфонии А. Бриоски относятся к «новому стилю» («nuovo stile»), ставшему прототипом классицизма [3].

Практически всегда стабилен исполнительский состав: первая и вторая скрипки, виола (альт), низкий струнный инструмент, обозначаемый «basso», и клавесин, исполняющий партию basso continuo. В манускриптах партия basso continuo обозначена при помощи табулатур. Некоторые рукописи свидетельствуют об обращении к распространенной в Италии (и не только!) практике colla parte (флейты дублируют скрипичную партию).

В симфониях А. Бриоски использует трехчастную композиционную модель построения цикла — «быстро — медленно — быстро». Он выбирает для своих симфоний исключительно мажорные тональности что, вполне возможно, оправдано идеей «música leggera» («легкой музыки»), в рамках которой композиторы стремились сочинять произведения, не только доступные для широкой аудитории слушателей, но и способствующие созданию приподнятого, позитивного настроения. Тональности крайних частей всегда совпадают. Средние части могут быть написаны в параллельном миноре (наиболее частый случай), но встречают-

ся и другие варианты - тональности доминанты, субдоминанты, а также одноименная минорная тональность.

В своих симфониях Бриоски неизменно обращается к одной и той же форме -сонатной, которая в начале 1730-х только начинает разрабатываться миланской школой. Поэтому, с одной стороны, он придерживается определенной структуры, постепенно обретающей все более стабильные очертания, с другой стороны, в рамках этой формы он постоянно экспериментирует. Как правило, крайние части симфоний, написанные в сонатной форме, имеют одинаковую структуру, состоящую из двух разделов: первый включает этап экспозиции, второй - разработку и репризу. Каждый из разделов почти всегда повторяется, что обозначается знаком репризы :||.

Тематизм ранних симфоний отличается от того, который мы можем наблюдать в творчестве венских классиков. Он не имеет четкой структуры и не отвечает принципу «квадратности». В частности, темы могут быть представлены фразами, пассажами, фигурационными формулами. Поэтому по отношению к ранним миланским симфониям порою проблематичным становится применение современного терминологического аппарата. В экспозициях имеется явное разделение на главный и побочный тематизм, но в этом случае абсолютно некорректным было бы определение его как тем главной и побочной партий - ранние симфонии необычайно миниатюрны (в среднем количество тактов первых частей = 90). Ярко выражен тональный контраст между двумя темами - Т и Б, Что касается связующего элемента, он может быть представлен непродолжительным ходом, содержащим модуляцию. Однако распространена ситуация, когда уже главная тема заканчивается модуляцией в тональности доминанты. В этом случае отсутствует специальный связующий переход, в котором нет никакой необходимости. Экспозиция завершается каденцией в доминантовой тональности.

Разработки в симфониях А. Бриоски обычно основаны на использовании экс-

позиционного тематизма, но вполне возможно и введение нового. На этом этапе формы появляются отклонения в родственные тональности. Характерно обращение к технике секвенций, имитационной полифонии. Как правило, в конце разработки присутствует органный пункт на доминанте.

Репризы в симфониях А. Бриоски демонстрируют множество композиционных решений, и здесь следует отметить неиссякаемую изобретательность А. Бриоски. Вот лишь некоторые из них: 1) повторение главного и побочного тематизма; 2) повторение главного и отсутствие побочного; 3) отсутствие главного тематизма и наличие второстепенного; 4) повторение в сокращенном виде главного тематизма и введение нового тематизма; 5) продолжение развития тематизма под влиянием разработки. Неизменным остается кадансирование в конце репризы в главной тональности. В симфониях А. Бриоски сложно обнаружить буквальную репризу. Таким образом, наиболее мобильным в плане творческих исканий композитора оказался раздел репризы.

В средних — медленных частях симфоний используется старинная двухчастная форма.

Третья часть может быть написана как в сонатной форме, так и в форме с чертами трехчастности.

Гармонический язык симфоний А. Бриоски отличается ясностью и лаконичностью. Вслед за своими современниками, композитор опирается на 4-голос-ный гармонический склад (и это показательно для итальянского «нового стиля»). Однако влияние барочных символов еще продолжало существовать в виде отдельных полифонических приемов.

Сложность изучения симфоний А. Бриоски обусловлена тем, что основная часть его сочинений на сегодняшний день существует в виде отдельных голосов. Эта ситуация отвечает исторической традиции записи сочинений XVII-XVIII веков.

Анализ симфоний Антонио Бриоски, относящихся к доклассическому периоду

в истории европейского симфонизма, позволил сделать следующие выводы.

1. Все симфонии представляют собой трехчастный цикл, построенный по принципу «быстро — медленно - быстро».

2. Части цикла соотносятся по принципу контраста: темпового, жанрового, интонационно-тематического, ладото-нального.

3. Трехчастный цикл симфоний отмечен чертами устойчивой законченности: его первая и третья части всегда имеют общую тональность.

4. Стабилизируется композиция крайних частей: крайние части большинства симфоний написаны в сонатной форме.

5. Постоянно используется принцип двукратного повторения первого (экспозиции) и второго (разработки и репризы) этапов сонатной формы.

6. Наблюдается четкое разграничение тематизма на главный и побочный в экспозиционном разделе посредством тонального контраста. В репризном участке формы главный и побочный тематизм приводится к общему тональному «знаменателю».

Симфонии А. Бриоски невелики по своим масштабам. Однако наиболее общие типизированные черты, характерные для классической симфонии, в симфониях миланского автора уже присутствуют и обнаруживают себя достаточно явно.

Имеются в симфониях А. Бриоски и особенные черты, которые можно объяснять по-разному. Трехчастные симфонические композиции были созданы в канун европейского классицизма. Это своего рода первые в Европе пробы пера в жанре симфонии, что, однако, не умаляет их художественных достоинств. В симфониях композитора прослеживаются своего рода «мобильные» элементы, которые чаще всего подвергаются различным видоизменениям и трансформациям. Можно предположить, что А. Бриоски, создавшему около 50 симфоний, присуще осознанное стремление к творческому поиску или даже эксперименту. В каждой из его симфоний есть разделы или элементы, которые он «оформляет»

всякий раз особым образом. Это тематический облик реприз быстрых частей цикла, форма медленной части симфонии, тональное соотношение крайних частей цикла и медленной средней, наличие или отсутствие модуляционного хода в экспозиции.

Композиторы миланской школы выполнили важную миссию - заложили основы жанра классической симфонии. А. Бриоски занял среди них свое достой-

ное место. В настоящее время мы «...встречаем все больше примеров того, что у представителей той или иной исторической эпохи и у нас в рамках нашего понимания ее могут быть совсем разные герои» [1, с. 238]. Интерес современных исполнителей к его творчеству неслучаен. Симфонии А. Бриоски по-прежнему (хотя и не столь часто) звучат, погружая сегодняшнего слушателя в мир докласси-ческой музыки.

Литература

1. Дулат-Алеев В. Р. Жан-Жозеф Мондонвиль и французская музыка эпохи Людовика XV (к 300-летию со дня рождения) // Вестн. С.-Пе-терб. ун-та. Сер. 15. 2012. Вып. 1. С. 238-244.

2. Музыкальный словарь Гроува. Перевод с английского. М.: Практика, 2001. 1095 с.

3. Fertonani С. La sinfonia «milanese». II contribuí о alio sviluppo di un «nuovo» stile strumentale // Antonio Brioschi e il nuovo stile musicale del Settecento lombardo. Atti del convegno internazionale. A cura di Davide Daolmi, Cesare Fertonani. Milano: Edizioni Universitarie di Lettere Economía Diritto, 2010, pp. 17-44.

4. Mandel-Yehuda S. Issues of authenticity in 18th-century sources of symphonies. The case of Antonio Brioschi // Antonio Brioschi e il nuovo

stile musicale del Settecento lombardo. Atti del convegno internazionale. A cura di Davide Daolmi, Cesare Fertonani. Milano: Edizioni Universitarie di Lettere Economia Diritto, 2010, pp. 55-75.

5. Moretto V. Antonio Brioschi alie sorgenti del classicismo. Libretto del cd «Antonio Brioschi, Sei Sinfonie 1733-1741». Vanni Moretto, Atalanta Fugiens, DHM, 2006.

6. Van Boer B. A radical change. Brioschi and the development of the symphonies of Johan Helmich Roman // Antonio Brioschi e il nuovo stile musicale del Settecento lombardo. Atti del convegno internazionale. A cura di Davide Daolmi, Cesare Fertonani. Milano: Edizioni Universitarie di Lettere Economia Diritto, 2010, pp. 119-135.

References

1. Dulat-Aleev V.R. Zhan-Zhozef Mondonvil i frantsuzskaya muzyka epokhi Lyudovika XV (k 300-letiyu so dnya rozhdeniya) [Jean-Joseph Cassanéa de Mondonville and French music of the Luis XV's epoch (to the 300th anniversary)] Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta [Journal of St. Petersburg University]. Ser. 15. 2012. Issue 1, pp. 238-244.

2. Muzykalnyy slovar Grouva. Perevod s angliyskogo [The Grove concise Dictionary of Music. Translation from the English], Moscow: Praktika. 2001. 1095 p.

3.Fertonani C. La sinfonia «milanese». II contributo alio sviluppo di un "nuovo" stile strumentale. Antonio Brioschi e il nuovo stile musicale del Settecento lombardo. Atti del convegno internazionale. A cura di Davide Daolmi, Cesare Fertonani. Milano: Edizioni Universitarie di Lettere Economia Diritto, 2010, pp. 17-44.

4. Mandel-Yehuda S. Issues of authenticity in 18"1-century sources of symphonies. The case of Antonio Brioschi. Antonio Brioschi e il nuovo stile musicale del Settecento lombardo. Atti del convegno internazionale. A cura di Davide Daolmi, Cesare Fertonani. Milano: Edizioni Universitarie di Lettere Economia Diritto, 2010, pp. 55-75.

5. Moretto V. Antonio Brioschi alle sorgenti del classicismo. Libretto del cd "Antonio Brioschi, Sei Sinfonie 1733-1741". Vanni Moretto, Atalanta Fugiens, DHM, 2006.

6. Van Boer B. A radical change. Brioschi and the development of the symphonies of Johan Helmich Roman. Antonio Brioschi e il nuovo stile musicale del Settecento lombardo. Atti del convegno internazionale. A cura di Davide Daolmi, Cesare Fertonani. Milano: Edizioni Universitarie di Lettere Economia Diritto, 2010, pp. 119-135.

Из доклассической истории симфонии: Антонио Бриоски

Статья посвящена творчеству Антонио Бриоски - итальянского композитора первой половины XVIII века, принадлежащего к так называемой миланской школе. Автор статьи показывает, как в условиях миланской симфонической школы происходило зарождение доклассической симфонии. Доказывается, что А. Бриоски наряду с Дж. Б. Саммартини (одним из основателей миланской симфонической школы) стоял у истоков этого жанра. Наследие А. Бриоски включает около 50 симфоний, хранящихся в фондах библиотек разных стран в виде партий. В статье рассматриваются особенности его симфоний: исполнительский состав, строение цикла, формообразование, а также некоторые композиционные и стилистические черты. На основе аналитической работы с текстами сочинений А. Бриоски делаются выводы о том, как происходило формирование черт, присущих классической симфонии на композиционном, стилевом, фактурном и др. уровнях. Выявлены самобытные признаки, обусловленные творческим подходом А. Бриоски к трехчастному циклу миланской симфонии. Инструментальные сочинения А. Бриоски, относящегося к числу малоизвестных композиторов предклассичес-кой эпохи, являют собой уникальный материал для изучения истории жанра симфонии -в стадии его зарождения и формирования.

Ключевые слова: миланская композиторская школа, Джованни Баттиста Саммартини, Антонио Бриоски, «новый стиль» («nuovo stile»), доклассическая симфония, сонатная форма.

From the pre-classical history of the symphony: Antonio Brioschi

The article is devoted to the creative work of Antonio Brioschi, an Italian composer of the first half of the XVIII century, who belonged to the so-called Milanese school. The author shows how in conditions of the Milan symphonic school aroused pre-classical symphony. It is proved that Brioschi along with G. B. Sammartini (one of the founders of Milanese symphonic school) was in the forefront of this genre. The heritage of Brioschi includes about 50 symphonies, stored as parties in the libraries of different countries. The article studies the peculiarities of his symphonies: performers' lineup, cycle structure, formation, some compositional and stylistic features. The author conducted analytical work on Brioschi's musical texts. As a result, conclusions were drawn regarding the formation of characteristic features of the classical symphony on the level of composition, style, texture, etc. Some distinctive features which caused creative approach of Brioschi to the three-part cycle of the Milanese symphony, were also revealed. Brioschi belongs to the number of little-known composers of the pre-classical era. However, his works provide a unique material for studying the history of the symphony genre at the stage of its origin and formation.

Keywords: Milanese composition school, Giovanni Battista Sammartini, Antonio Brioschi, "new style" ("nuovo stile"), pre-classical symphony, sonata form.

Варламова Екатерина Геннадьевна - аспирантка кафедры истории музыки Казанской государственной консерватория (академии) им. Н. Г. Жиганова.

E-mail: [email protected]

Ekaterina Varlamova - Postgraduate Student at the Kazan State Conservatory (Academy) named after N. G. Zhiganov. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.