СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ для личностного И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
© Брюхова Н.Г.*
Институт педагогики, психологии и социальной работы Астраханского государственного университета, г. Астрахань
Статья демонстрирует необходимость акмеологизации производственных специалистов, в результате которой ими будут достигнуты личностные и профессиональные вершины. Производственная деятельность специалистов должна быть внутренне обоснованной и согласованной. Практическое применение знаний из общей психологии о структуре деятельности в психологическое консультирование может посодействовать в решении этого задачи. Статья показывает, что такая консультативная работа способствует совершенствованию профессионализма и развитию творческого мастерства производственных специалистов.
В настоящее время потребностями общества обозначается острая необходимость в акмеологизации [5, с. 121] людей, в специалистах-профессионалах, проявляющих творческое мастерство, в наличии и развитии производственных специалистов, стремящихся к достижению личностных и профессиональных вершин. Одной из отличительных характеристик таких специалистов является вносимый ими продуктивный вклад во внешнюю и внутреннюю обоснованность и согласованность их производственной деятельности. Продуктивный вклад специалиста в производственную деятельность возможен только на основании наличия согласованности в психической реальности производственного специалиста. Мой опыт практического применения в психологическое консультирование знаний из общей и возрастной психологии показывает, что они могут и содействуют в решении, обозначаемой обществом задачи - личностное и профессиональное развитие специалистов.
В процессе совершенствования консультативной работы с клиентами мое внимание привлекают работы отечественных ученых и практиков, ориентированных на согласованную преемственность знаний из общей, возрастной и практической психологии. Так, например, анализ научных работ показал, что А.Ф. Бондаренко [4] и Г.С. Абрамова [1] в процессе оказания психологической помощи рекомендуют руководствоваться культур -но-исторической концепцией Л. С. Выготского.
* Доцент кафедры Психологии развития, акмеологии, кандидат психологических наук.
Осухова Н.Г. [9, 10] предлагает структурировать деятельность психологов-консультантов, руководствуясь последовательностью и структурой звеньев самосознания, а так же на основе понимания феноменов идентификация и обособление, в соответствии с понятийным аппаратом и теоретическими идеями, разработанными B.C. Мухиной [8].
В этой статье мы сосредоточим внимание на предложенном Г.С. Абрамовой [1] практическом применении в психологическом консультировании деятель но стного подхода А.Н. Леонтьева в виде знаний из общей психологии [6, 7] о структуре деятельности человека. Известно, что в структуру деятельности человека входят следующие элементы: потребности и мотивы, цель (-и) и средства, способы и операции, действия и результат. Абрамовой Г.С. [1] рекомендует в процессе психологического консультирования рассматривать элементы структуры деятельности человека в качестве единиц психической реальности.
Прежде чем охарактеризовать особенности, обусловленного структурой деятельности, психологического консультирования, отмечу, что, такому психологическому консультационному воздействию в моем исполнении в течение последних пяти лет подвергались многие производственные специалисты, обращавшиеся за психологической помощью в поисках решения проблемных ситуаций психологически обоснованным способом. Результаты такой работы обнадеживают и вселяют уверенность в то, что использование в психологическом консультировании производственных специалистов знаний о структуре деятельности человека способствуют не только решению частных проблемных ситуаций, но и совершенствованию личностного и профессионального развития, созреванию и становлению творческого мастерства производственных специалистов. Так как в этом случае у производственных специалистов в процессе работы над собой высвобождается энергия для продуктивного созидания жизнедеятельности.
На данный момент ученые последовательно развивая человекознание практически доказали правильность и перспективность изучения человека как целостности, как целостного феномена [2]. Неизменно в центре ак-меологического подхода оказывается человек как целостный социальный субъект, включенный во все многообразие реальных связей и отношений. Сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановлении целостности субъекта [3]. Психолог-консультант, руководствуясь такими концептами в психологическом консультировании производственных специалистов, учит их контролировать границы воздействия одного человека на другого при необходимом и неизбежном сопротивлении одного человека другому, зная, что воздействие людей друг на друга, на каждую из единиц психической реальности, на каждый из элементов структуры деятельности, неминуемо вызывает сопр отивление.
Например, сопротивление воздействию на потребность как состояние хотения, более или менее отчетливо проявляемое желание что-то делать или не делать, - более выражено, если предмет определен и имеет конкретное выражение. Так как главным обоснованием потребности является Я человека, отсутствие обращения к нему может повлечь за собой серьезные как психологические, так и социальные проблемы. Тогда в качестве предельных состояний могут выступить - клиническая картина депрессии или маниакального поведения человека.
Сопротивление (и степень его выраженности) воздействию на мотив (на разных уровнях сознательные и / или бессознательные) как побудительную силу действия (то есть то, почему действует человек), как обоснование производственным специалистом его активности, которое может быть как сознательным, так и бессознательным, связано с фактом существования Я в различных его проявлениях. Воздействовать на содержание мотивов - значит воздействовать на параметры целостности Я человека, и если воздействие нарушает параметры целостности, то человек сопротивляется такому воздействию.
Сопротивление воздействию на цель (осознанную и/или неосознанную) как один из важных факторов регулирования вектора активности человека и уровня его напряжения, обусловлено опосредованностью цели особенностями ее осознанности, а так же прошлым, настоящим, будущим временем. Цель в психической реальности выполняет важную функцию организации активности во времени и в пространстве. Прошлое время существует в психической реальности как относительно устойчивые, и являющиеся обоснованием для реализации вектора интенциональности, качества Я. Настоящее время представлено в психической реальности как актуальное напряжение, а будущее время - как вектор направленной интенциальности.
Сопротивление воздействию на средства деятельности как материальные и идеальные образования, имеющие назначение опосредовать отношение человека к предмету деятельности, выражается в возможной неадекватности средств целям деятельности, в сложности опредмечивания с их помощью качеств идеальных объектов человека. Сопротивление, возникающее в связи с переходом от одного средства к другому при структурировании психической реальности показывает роль и место этих средств в реализации логики жизни человека.
Сопротивление воздействию на способ деятельности как функциональный орган, как показатель функционирования такой целостной системы как психика, связано с преобразованием его структуры, а, следовательно, с его напряжением, с болью. Это проявляется особенно сильно, когда средства остаются прежними, а способ нужно изменить. Ведь, чем в большей мере автоматизирован способ, тем бессознательнее он осуществляется, а значит, труднее поддается воздействию, поскольку способ, своей
автоматизированностью, уже предполагая результат, составляет основу организации движения.
Сопротивление воздействию на операцию как обобщенный способ, появляющейся, когда функциональный орган психики, достигнув определенного уровня сформированное™, становится независимым от других органов, - обуславливается тем, что это образование является сложившимся в итоге большого труда человека по организации им своей активности. Операции могут, как полностью соответствовать логике жизни человека, так и полностью ей противоречить.
Сопротивление воздействию на действие как относительно законченный элемент деятельности, как единицу деятельности, которая, представляя собой неделимое целое, содержащее в себе все структурные элементы деятельности, обусловлено главным свойством действия - его связью с результатом. Действие человека может быть описано структурно как деятельности, но по отношению к тому результату, который был получен в ходе ее реализации. Любая деятельность, начиная с подготовки к ней и заканчивая постижением цели, осуществляется в результате множества взаимосвязанных действий.
Сопротивление воздействию на результат как конечный итог, завершающий собой деятельность, как показатель профессионального мастерства, обусловлено степенью и глубиной осознания всей цепочки структуры конкретной деятельности. Результат определяется свойствами как предмета, на который оказывается воздействие, так и воздействующего. Психологическое консультирование производственных специалистов предполагает недопустимость игнорирования внутриличностных проблем в пользу ориентации на результат.
Таким образом, в рамках психологического консультирования, для того чтобы производственный специалист по-настоящему смог состояться как личность и субъект деятельности, можно с помощью фундаментальных знаний о структуре деятельности выявлять психологические особенности воздействия самого человека на свою психическую реальность и психологически грамотно и обосновании влиять на нее.
Такая психологическая помощь позволит специалисту оптимизировать объективацию себя для достижения им личностных и профессиональных вершин, развития и становления его профессионализма и творческого мастерства, а значит внесения свого индивидуального неповторимый вклад в обогащение ценностей жизни и культуры.
Список литературы:
1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: Теория и опыт: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 240 с. - С. 67-77.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.; СПб., 2001. - 272 с.
3. Бодалев A.A. Познание Человека человеком (возрастной, тендерный, этнический и профессиональный аспекты) / A.A. Бодалев, H.A. Васина. - СПб.: Речь, 2005. - 324 с.
4. Бондаренко, А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика: учебное пособие для вузов / А.Ф. Бондаренко. - М.: Издательство института психотерапии, 2000. - 368 с.
5. Лысенко Е.М. Индивидуальное психологическое консультирование: крат, курс лекций / Е.М. Лысенко, Т.А. Молодиченко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 159 с. - С. 121.
6. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.
7. Психология. Учебник. / Под ред. Дружининой В.Н., 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 656 с.
8. Мухина B.C. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - Екатеринбург: Интерфлай, 2007. - 1072 с.
9. Осухова Н.Г Феномен консультативного взаимодействия: между идентификацией и обособлением / Индивидуальное психологическое консультирование и психология принятия решений [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 16-17 октября 2009 г. / сост.: Н.Г. Брюхова, Е.А.Подосинникова; отв. ред. Б.В. Кайгородов. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. - 127 [3] с. - Ч. 1. - С. 6-17.
10. Осухова Н.Г., Койфман М.В. Теоретическая позиция и практика: сопоставительный анализ двух подходов к консультированию / Индивидуальное психологическое консультирование и психология принятия решений [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 16-17 октября 2009 г. / сост.: Н.Г.Брюхова, Е.А. Подосинникова; отв. ред. Б.В. Кайгородов. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. - 125 [3] с. - Ч. 2. - С. 6-17.
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СПОСОБ АДАПТАЦИИ
© Кушнерова Ю.Ю.*
Сибирская академия государственной службы, г. Новосибирск
В последнее время увеличилось количество молодежи, которая испытывает наркотическую или алкогольную зависимость. Выяснение при-
* Старший преподаватель кафедры Психологии.